По специальности 050102 Биология с дополнительной специальностью география 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По специальности 050102 Биология с дополнительной специальностью география



ПРОГРАММА

ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

АТТЕСТАЦИИ

По специальности 050102 Биология с дополнительной специальностью география

 

 

МУРМАНСК

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Государственная аттестация выпускников по специальности 050102 Биология c дополнительной специальностью география предусмотрена Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ.

Программа государственной аттестации разработана на основе материалов учебных программ базового педагогического образования в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и оценочными и диагностическими средствами для итоговой государственной аттестации выпускников вузов по специальности 050102 Биология c дополнительной специальностью география, рекомендованными Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования.

Целью итоговых государственных испытаний является выявление уровня практической и теоретической подготовки выпускника для выполнения профессиональных задач на уровне требований государственного образовательного стандарта и продолжения образования в аспирантуре.

Основными задачами государственного экзамена являются:

l оценка уровня освоения учебных дисциплин, определяющих профессиональные способности выпускника;

l определение соответствия подготовки выпускников требованиям ГОС ВПО.

Соответствие уровня подготовки выпускника требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования свидетельствует о его готовности к следующим видам профессиональной деятельности: учебно-воспитательной, научно-методической, социально-педагогической, культурно-просветительской, коррекционно-развивающей, организационно-управленческой.

Выпускник должен:

l знать Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, решения правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования;

l знать государственный язык Российской Федерации и свободно владеть языком, на котором ведётся преподавание;

l знать основы общих и специальных дисциплин в объёме, необходимом для решения педагогических, научно-педагогических и организационно-управленческих задач;

l знать программы и учебники; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений; средства обучения;

l знать основы права, правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты; иметь опыт работы с детьми;

l уметь преподавать биологию в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и выбранной программой обучения; выбирать оптимальную методику обучения в соответствии с поставленной целью; уметь подготовить конспект урока, необходимые демонстрации, проводить консультации и экзамены;

l уметь осуществлять разработку содержания научно-методической темы по плану научно-методической работы, разработку программ обучения с учётом специфики школы, разработку системы контрольных мероприятий; создание наглядных пособий, раздаточных и дидактических материалов;

l уметь осуществлять социализацию, формирование общей культуры учащихся, работу с родителями учащихся, выполнение правил и норм охраны труда, поддержания необходимого уровня техники безопасности; обеспечивать ремонт и необходимое оснащение школьного кабинета;

l уметь осуществлять организацию и проведение экскурсий, внеурочных и внеклассных форм работы; организацию дежурств учащихся, ведение документации.

Государственная итоговая аттестация выпускников специальности 050102 Биология c дополнительной специальностью география состоит из междисциплинарного экзамена по биологии и теории и методике обучения биологии, междисциплинарного экзамена по географии и методике обучения географии и защиты выпускной квалификационной работы.

 

Требования к государственному экзамену по биологии и теории и методике обучения биологии

Междисциплинарный государственный экзамен по биологии и теории и методике обучения биологии включает две раздела: общая биология и теория и методика обучения биологии. Экзамен по ним проводится в устной форме, одним этапом, по билетам. Экзаменационные билеты содержат четыре вопроса, из которых два – по общей биологии, один — комплексное задание по теории и методике обучения биологии (комплексное задание). Экзаменационные вопросы включают в себя основные разделы и дисциплины биологического цикла и основные разделы методики преподавания биологии с обязательными разделами педагогики. Четвертый, последний, вопрос – представление портфолио достижений выпускника. Представляемые студентами портфолио содержатнеобходимую информацию об их достижениях в различных видах как учебной, научной, так и социальной деятельности в период обучения в университете. Структура портфолио представлена на странице кафедры биологии и химии сайта университета. Время, отводимое на подготовку студента к ответу на вопросы экзаменационного билета, должно составлять не менее 40 минут. Во время экзамена студент имеет право пользоваться программой государственной итоговой аттестации.

Государственная аттестационная комиссия (ГАК), принимающая экзамен, а также защиты выпускных квалификационных работ студентов, состоит из председателя и 2-4 членов ГАК и утверждается приказом ректора Мурманского государственного гуманитарного университета (МГГУ).

Программа государственного экзамена разработана в соответствии с требованиями, предъявляемыми к студентам Государственным образовательным стандартом высшего образования РФ. В программу включены основные учебные модули курса, согласно методическим рекомендациям УМО по педагогическому образованию:

- Биология клетки и организма.

- Экология и эволюция организмов и сообществ.

- Теория и методика обучения биологии.

Первый модуль посвящен комплексу дисциплин, отражающих современные представления о функционировании биологических систем различных уровней (молекулярного, клеточного, организменного). В него включены такие разделы, как строение и функционирование клеток, механизмы наследственности и механизмы обеспечения целостности многоклеточного организма.

Второй модуль охватывает дисциплины, описывающие взаимодействие организмов друг с другом и со средой их обитания, причины и факторы эволюции, а также развитие конкретных групп животных и растений в разные эпохи. Сюда включены разделы: экология, закономерности эволюции, ее основные этапы.

Третий модуль включает дисциплины, направленные на овладение студентом практических умений и навыков, необходимых педагогу в профессиональной деятельности: общая и частные методики обучения биологии.

На государственном экзамене студенты должны показать знания по всем разделам программы; четко, грамотно и логично излагать программный материал; продемонстрировать прочные знания о механизмах протекания природных процессов. При этом в ходе экзамена студенты обязаны показать не только теоретическое знание материала, но и практические знания по всем разделам. Ответ на каждый вопрос должен содержать развёрнутые сведения, показывающие общую и детальную осведомлённость выпускника и его готовность применить полученные знания на практике. При ответе на конкретный вопрос выпускник должен продемонстрировать понимание места частного вопроса в общей системе биологических, педагогических и психологических знаний.

Критерии оценки ответов студентов

 

Ответы выпускников оцениваются по 4-балльной шкале («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).

Оценка «отлично» выставляется студенту, продемонстрировавшему глубокие, прочные знания профессиональных дисциплин и понимание механизмов протекания природных процессов, умения анализировать и обобщать материал, знакомство с современным состоянием проблемы. При этом студент логично и грамотно излагает свои мысли, не испытывает затруднений при ответе на вопросы.

Оценка «хорошо» выставляется студенту, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу излагающему проблему, не допускающему существенных неточностей в ответе, не испытывающему затруднений при ответе на вопросы.

Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, не показавшему свободного владения материалом, освещавшему вопросы схематично, без анализа и обобщений, в изложении материала нарушавшему логику, последовательность. При этом студент испытывает затруднения при ответе на вопросы экзаменационной комиссии.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который слабо знает значительную часть материала, допускает существенные неточности в изложении, нарушает логику и последовательность изложения материала.

Содержание государственного экзамена

 

Строение и функции клетки. Современные положения клеточной теории. Прокариоты и эукариоты, гипотезы об их происхождении. Общий план строения прокариотической и эукариотической клетки. Сравнение строения клеток животных и растений

Цитоплазма клетки и ее структурные компоненты.

Мембраны клетки. Общие свойства всех мембран – полупроницаемость, текучесть, качества диэлектрика. Химический состав мембран. Функции плазматической мембраны – барьерная, транспортная, рецепторная, поддержание гомеостаза. Рост и обновление плазматической мембраны. Способы поступления веществ в клетку. Активный и пассивный транспорт веществ через мембрану. Транспорт веществ в мембранной упаковке: экзоцитоз и эндоцитоз (пиноцитоз, фагоцитоз, трансцитоз, рецепторно-опосредуемый эндоцитоз).

Гиалоплазма – внутренняя среда клетки, физико-химические свойства, структура, функции. Понятие о клеточном гомеостазе.

Ядро – место хранения генетической информации, ее удвоения и начала реализации. Взаимосвязь ядра и цитоплазмы. Общая морфология ядра. Основные компоненты ядра (ядерная оболочка, ядерный сок, хроматин, ядрышко и ядерный белковый матрикс), их роль в функционировании ядра.

Вакуолярная система клетки. Гранулярная эндоплазматическая сеть: морфологическая характеристика, участие в синтезе белков, накоплении белковых продуктов и в их транспорте. Гладкая эндоплазматическая сеть: строение и локализация в клетке. Роль ЭПС в изоляции веществ в клетке. Комплекс Гольджи: строение и расположение в клетке. Функции комплекса Гольджи. Лизосомы, их морфология и химическая организация. Первичные и вторичные лизосомы. Функции лизосом – участие в обмене веществ, во внутриклеточном переваривании, в изоляции и удалении из клетки отмирающих структур.

Рибосомы. Строение, химическая организация, локализация в клетке. Функция рибосом – биосинтез белков.

Система энергообеспечения клетки. Митохондрии: общая морфология и ультраструктура. Главные функции митохондрий – участие в клеточном дыхании и окислительном фосфорилировании. Основные этапы дыхания: гликолиз, цикл трикарбоновых кислот, электронно-транспортная цепь, синтез АТФ. Образование метаболитов.

Хлоропласты: общая морфология и ультраструктура. Основная функция хлоропластов – фотосинтез. Характеристика основных этапов фотосинтеза: фотофизические и фотохимические реакции, работа электронно-транспортной цепи, синтез НАДФ и АТФ. Биохимические реакции: цикл Кальвина, синтез метаболитов.

Раздражимость и возбудимость клетки. Биоэлектрические явления в состоянии покоя и процессах передачи информации (потенциал покоя и действия).

Секреторная активность клетки. Механизмы движения клеток. Органоиды движения. Строение ресничек и жгутиков.

Роль белков в жизнедеятельности клетки: состав, структура, свойства и функции белков. Белки. Аминокислотный состав белков. Способ связи аминокислот в белковых молекулах. Первичная структура белковой молекулы. Вторичная структура белков. Третичная структура белков. Типы связей, обеспечивающих поддержание третичной структуры белковой молекулы. Четвертичная структура белков. Субъединицы (протомеры) и эпимолекулы (мультимеры). Типы связей между субъединицами в эпимолекуле. Денатурация и ренатурация белков. Свойства белков. Основные этапы биосинтеза белка в клетке. Роль белков в построении живой материи и процессах жизнедеятельности. Ферменты, их структура, свойства и классификация. Механизм действия и регуляция активности ферментов.

Нуклеиновые кислоты. Мононуклеотиды – структурные элементы нуклеиновых кислот. Характеристика пуриновых и пиримидиновых оснований. Два типа нуклеиновых кислот (ДНК и РНК) и различия между ними. Дезоксирибонуклеиновая кислота – ее количественное содержание в организме и локализация в клетке (ядро, митохондрии, хлоропласты, центриоли). Форма молекул ДНК. Одно- и двухцепочечные молекулы ДНК. Рибонуклеиновая кислота. Типы РНК (транспортная, рибосомальная и матричная), их роль в жизнедеятельности клетки. Механизм биосинтеза ДНК. Ферменты (РНК-полимераза, ДНК-полимераза, лигаза) и белковые факторы (ДНК-раскручивающие и ДНК-связывающие белки и др.), участвующие в репликации ДНК. Этапы биосинтеза ДНК. Роль ДНК в передаче наследственной информации. Биосинтез РНК (транскрипция). Строение и модели работы рибосом.

Основные свойства генетического кода, его универсальность. Модель оперона, ее значение для понимания регуляции транскрипции.

Культуры клеток. Клеточная инженерия, ее роль в биотехнологии.

 

Целостность многоклеточного организма. Механизмы обеспечения его целостности. Основные принципы функциональной организации многоклеточного организма: иммунологическая реактивность, гомеостаз, надежность, регуляция и координация функций, саморегуляция, адаптация

Гомеостаз, его значение и механизмы. Гуморальная регуляция функций. Факторы гуморальной регуляции.

Нервная регуляция и координация функций. Обратная связь – необходимая предпосылка процессов саморегуляции. Рефлекс – основа формирования целостного поведения животных и человека. Значение условной связи в приспособительной эволюции животного мира. Взаимосвязь нервной и гуморальной регуляции.

 

Основы экологии

Понятие об экологических факторах. Принципы воздействия фактора на живой организм. Ограничивающий фактор. Основные законы влияния факторов среды на организмы: закон оптимума, Либиха, толерантности, взаимодействия факторов и др. Понятия акклиматизации, преферендума, экологической валентности.

Понятие об адаптациях. Основные адаптации организмов к водной и наземно-воздушной среде обитания. Формы взаимоотношений организмов в природе. Экологическая ниша, ее основные виды. Экологическая и эволюционная роль конкурентных взаимоотношений. Закон Гаузе. Роль отношений типа хищник-жертва и паразит-хозяин в регуляции численности популяций.

Понятие о популяции. Статические и динамические характеристики популяций. Понятия ёмкости среды, биотического потенциала видов. Кривые роста популяций. Типы динамики численности популяций. Структура популяции: половая, возрастная, пространственная. Типы возрастной структуры у растений и животных. Колебания численности в популяциях. Факторы, зависящие и не зависящие отплотности.Механизмы поддержания гомеостаза в популяциях. Количественные изменения в популяциях в зависимости от плотности. Механизмы адаптации и стресса, роль нервных и гуморальных факторов в их осуществлении.

Понятия биогеоценоза и биотопа. Видовая и пространственная структура сообществ. Виды-доминанты и эдификаторы. Роль малочисленных видов в биогеоценозах. Правило Тинеманна.

Понятие биогеоценоза и экосистемы. Структура экосистемы. Трофические цепи. Законы передачи энергии по цепям питания. Пирамиды продукции, биомассы и численности. Масштабы биологической продукции в разных экосистемах Земли. Пространственная структура. Принципы устойчивости экосистем. Понятие об экологической нише и стратегии выживания организмов. Развитие экосистем. Естественные и искусственные экосистемы.

Основы учения В.И. Вернадского о биосфере. Границы биосферы. Основные компоненты биосферы. Функции и свойства живого вещества биосферы. Круговорот веществ и поток энергии в экосистемах. Влияние деятельности человека на основные экосистемы. Основные экологические проблемы современности. Пути выхода из экологического кризиса.

 

Закономерности эволюции

Изменчивость в популяциях. Резерв наследственной изменчивости. Генетический полиморфизм популяций. Закон Харди-Вайнберга о равновесном состоянии популяций. Фактор, нарушающие его проявление (отбор, мутации, дрейф генов), их значение в эволюции. Популяции как основная единица эволюционного преобразования.

Теория эволюции Ч. Дарвина. Искусственный отбор, его роль в происхождении пород домашних животных и сортов культурных растений. Основные положения теории естественного отбора и ее оценка. Открытие Ч. Дарвином главного механизма эволюции. Борьба за существование, ее формы. Формы элиминации и направления отбора.

Естественный отбор – движущая и направляющая сила эволюции. Основные формы естественного отбора: стабилизирующий, движущий, дизруптивный, дестабилизирующий. Механизмы отбора.

Вид как основной этап эволюционного процесса. История развития концепции вида. Введение бинарной номенклатуры К. Линнеем, рассмотрение им вида как стабильного элемента природы. Идея об изменяемости видов Ж.Б. Ламарка. Представления Ч. Дарвина о неустойчивости и динамичности видов. Современное понятие вида. Критерии вида.

Микроэволюция как процесс возникновения и развития генетической изоляции. Начальный этап видообразования, модели микроэволюции. Основные пути видообразования (аллопатрическое видообразование как возникновение нового вида из одной или группы смежных популяций, расположенных на периферии ареала, симпатрическое видообразование как возникновение нового вида внутри ареала исходного). Гибридогенное видообразование. Формы изоляции в природе.

Необратимость эволюции. Адаптивная радиация и увеличение видового разнообразия в ходе эволюции. Понятие филетической эволюции.

Основные пути филогенеза: дивергенция, конвергенция и параллелизм. Аналогичные и гомологичные органы, принцип филогенетического изменения органов. Представление о моно- и полифилетической эволюции.

Соотношение индивидуального и исторического развития организмов. Биогенетический закон, его развитие, учение о филэмбриогенезах. Пути эволюции онтогенезов (основные направления эволюции: аллогенез и арогенез). Аллогенез как развитие группы внутри одной адаптивной зоны. Арогенез как развитие группы с существенным расширением адаптивной зоны.

Эволюционный прогресс. Понятие прогресса. Относительность – главная характеристика прогрессивных изменений. Биологический прогресс и его признаки: увеличение численности особей в популяциях, числа популяций, расширение ареала вида. Пути достижения биологического прогресса посредством морфофизиологических изменений: ароморфоза, идиоадаптаций, общей дегенерации. Биологический регресс как проявление морфофизиологической дегенерации.

Основные этапы эволюции

Прокариоты и эукариоты как этапы раннего филогенеза. Симбиотическая гипотеза происхождения эукариот.

Возникновение многоклеточности как этап эволюции. Теории колониального происхождения многоклеточных.

Уровни организации и эволюции растений. Филогенетические связи основных групп высших растений (гаметофитная и спорофитная линия, макро- и микрофильная линия, разноспоровость как этап эволюции наземных растений).

Основные этапы филогенетического развития животного мира. Возникновение зародышевых листков, полостей тела, основных систем органов. Эволюционные связи разных типов беспозвоночных. Филогенетическое древо хордовых.

Филогенетические связи гоминид. Место человека в системе живой природы. Соотношение филогенеза и онтогенеза в развитии человека. Рудименты и атавизмы как свидетельства общности человека с современными млекопитающими. Систематика отряда приматов. Отличительные признаки приматов. Состав отряда приматов. Распространение. Подотряд полуобезьян. Подотряд анторопоидов. Человек как примат. Человек как анторопоид.

Археологическая периодизация антропогенеза. Ранние гоминиды. Австралопитековые и близкие им формы. Систематика австралопитеков. Морфологическая характеристика классических австралопитековых. Представления об их эволюционном положении. Критерии рода Homo. Homo habilis.

Древнейшие люди – Homo erectus – архантропы. Питекантропы и их локальные формы. Сравнительно-морфологическая характеристика архантропов и их филогенетическое древо. Homo erectus и Homo sapiens. Зачатки первичной расовой дифференциации.

Древние люди палеоантропы. Европейские палеоантропы. Сравнительно-морфологическая характеристика. Концепция неадертальской стадии. Внеевропейские формы палеоантропов. Палестинские находки и их значение в решении проблемы перехода к морфологии современного человека.

Ископаемый палеоантроп. Морфологическая характеристика человека верхнего палеолита.

Проблема формирования человека современного вида. Теории полицентризма и моноцентризма.

Видовое единство современного человечества. Механизмы сложения современной политипии. Понятие расы. Соотношение расы как биологической совокупности современного человека с социальными общностями. Общая оценка современного расового состава. Евразийская большая раса. Общая характеристика и территориальные варианты европеоидов. Экваториальная раса и азиатско-американская раса. Факторы расообразования. Метисация, изоляция. Расообразование в современную эпоху.

 

Методы обучения биологии. Понятие метода обучения. Классификация методов обучения. Развитие и взаимосвязь методов. Методический прием как элемент метода обучения. Организационные, технические и логические методические приемы, их взаимосвязь. Выбор основного и сопутствующих методов. Применение системы методов в процессе обучения биологии

Словесные методы обучения биологии. Диалогические, монологические и игровые методы обучения биологии. Беседа и рассказ как основные словесные методы обучения. Использование и активизация словесных методов в процессе обучения биологии.

Наглядные методы обучения биологии. Требования к демонстрации. Методика демонстрации наглядных пособий и опытов. Наблюдения, их роль в развитии мышления учащихся. Формирование и развитие умения наблюдать в процессе обучения биологии. Приемы фиксации результатов наблюдений.

Практические методы. Лабораторные наблюдения и эксперименты, их отличия от демонстрационных. Этапы проведения практических работ. Значение практических работ в обучении биологии.

 

Формы организации учебного процесса. Урок, как основная форма обучения биологии. Современные требования к уроку биологии. Типология уроков биологии, их характеристика. Структура комбинированного урока. Урок-лекция, урок-семинар, урок-зачет, урок-конференция, урок-мастерская. Подготовка учителя к уроку. Состав методических умений учителя

Организация деятельности учеников на уроке. Использование дифференцированного подхода в обучении. Специфика уроков биологии в 6-11 классах.

Экскурсия, как форма организации учебно-воспитательной работы по биологии. Значение экскурсий. Тематика учебных экскурсий по биологии. Этапы экскурсии: подготовительный, основной, послеэкскурсионная работа. Организация наблюдений природных объектов и явлений в ходе экскурсии.

Внеклассная работа по биологии. Значение внеклассной работы. Индивидуальная, групповая и массовая работа. Организация занятий биологического кружка и факультатива.

Внеурочная работа по биологии, ее задачи и содержание. Организация исследовательской деятельности учащихся во внеурочной работе.

Домашняя работа по биологии, ее задачи и содержание. Организация домашних работ учащихся по биологии. Виды домашних работ: работа с учебником, работа с дополнительной литературой, домашние наблюдения и опыты по биологии. Организация самостоятельных и практических работ учащихся. Развитие познавательной самостоятельности учащихся.

 

Натуральная наглядность, ее использование. Изобразительная наглядность. Использование учебного рисунка, учебной картины, схемы на уроке биологии. Учебник, как средство обучения. Текстовые и внетекстовые компоненты учебника биологии. Методический аппарат учебника биологии. Требования к современному учебнику биологии. Методика использования ТСО и ЭВМ в обучении. Сравнительный анализ технических средств обучения.

 

Материальная база обучения биологии. Кабинет биологии. Требования к организации и оформлению кабинета. Лабораторное оборудование и наглядные пособия в кабинете

Уголок живой природы. Требования к организации. Техника безопасности. Подбор растений и животных для содержания. Основные виды работ в уголке живой природы.

Учебно-опытный участок. Назначение участка. Планирование участка. Характеристика отделов участка: отдел начальных классов, отдел овощных, полевых культур, цветочно-декоративный отдел, плодово-ягодный отдел, дарвиновская площадка. Подбор объектов в условиях Кольского Заполярья. Организация наблюдений и опытническая работа на участке.

Организация экологической тропы в условиях Кольского Заполярья.

 

Закономерности и принципы воспитания. Понятие закономерности и принципа воспитания. Персонификация, природосообразность, культуросообразность, гуманизация, дифференциация. Национальное своеобразие воспитания.

Вопросы к государственному экзамену

1. Половое и бесполое размножение. Особенности развития половых клеток у животных, человека и семенных растений. Двойное оплодотворение у растений.

2. Черты развития анамний и амниот, обеспечивающие приспособления к условиям окружающей среды.

3. Развитие регуляторных функций организма и их механизмы. Особенности гуморальной регуляции. Гипоталамо-гипофизарная система.

4. Кровь и лимфа как внутренняя среда организма. Гомеостаз.

5. Развитие клеточной теории, её современное состояние. Общность строения клеток прокариот и эукариот.

6. Структурные компоненты эукариотической клетки. Молекулярные особенности организации, взаимосвязь между строением, химической организацией и физиологическими функциями клеток и внутриклеточных структур.

7. Клеточный цикл и деление клеток – митоз и мейоз. Норма и патология.

8. Способы обеспечения клетки энергией – брожение, анаэробное дыхание, дыхание, фотосинтез, хемосинтез.

9. Уникальная роль процесса фотосинтеза на Земле. Физические и фотохимические процессы. Образование энергии в мембране тилакоида.

10. Образование метаболитов в процессе фотосинтеза. Ассимиляция CO2в цикле Кальвина в строме хлоропласта.

11. Дыхание клетки как источник энергии и метаболитов. Локализация отдельных этапов дыхания в цитоплазме и митохондрии.

12. Специфичность прокариотной клетки и методов её изучения.

13. Решение проблем продовольствия, энергетики, здравоохранения и охраны окружающей среды современными биотехнологическими производствами на базе микроорганизмов.

14. Опорно-двигательная система клетки. Микрофиламенты, микротрубочки и промежуточные филаменты.

15. Белки. Связь структуры и функции. Ферменты, коферменты. Механизмы действия ферментов.

16. Матричная система биосинтеза белков. Строение и модели рибосом. Белковая инженерия.

17. Нуклеиновые кислоты. Структура и функции ДНК и РНК. Репликация ДНК и её регуляция. Повреждения и репарация ДНК. Биосинтез и регуляция транскрипции РНК.

18. Основы генетической инженерии: рестрикционный анализ, клонирование, гибридизация, определение нуклеотидных последовательностей ДНК и РНК, обратная транскрипция и синтез ДНК.

19. Механизмы размножения прокариот и эукариот. Клеточный цикл. Митоз и мейоз.

20. Материальные основы наследственности. Мутационная изменчивость и её формы. Нехромосомное наследование.

21. Природа гена, молекулярные механизмы реализации наследственной информации.

22. Закономерности наследования признаков и принципы наследственности. Наследование при моно- и полигибридном скрещивании, взаимодействии генов. Сцепленное наследование, генетика пола.

23. Основы учения об онтогенезе, механизмы дифференцировки, стадии и критические периоды онтогенеза.

24. Генетика человека и методы её изучения. Наследственные болезни.

25. Генетические основы селекции, системы скрещивания животных и растений, методы отбора.

26. Понятие адаптации. Пределы активной жизни в биосфере. Вещественно-энергетические связи организмов со средой.

27. Основные законы влияния факторов среды на организмы: закон оптимума, Либиха, толерантности, взаимодействия факторов и др. Понятия акклиматизации, преферендума, экологической валентности.

28. Температура как экологический фактор. Пойкилотермные и гомойотермные организмы. Способы регуляции температуры тела у животных.

29. Адаптивные ритмы организмов. Циркадные и сезонные ритмы. Факторы, управляющие сезонным развитием. Типы адаптаций организмов. Адаптивная морфология. Понятие конвергенции. Жизненные формы растений и животных. Их роль в организации сообществ.

30. Пути приспособления организмов к жизни на суше. Адаптации животных и растений к жизни в аридных условиях.

31. Понятие популяции. Статические и динамические характеристики популяций. Связи в популяциях.

32. Биотический потенциал видов. Кривые роста популяций. Понятие ёмкости среды. Типы динамики численности популяций. Экологические стратегии популяций и экологических стратегий видов.

33. Демография популяций. Типы возрастной структуры у растений и животных. Связь с устойчивостью.

34. Динамика численности популяций. Роль внутривидовых и межвидовых отношений в регуляции численности. Понятия модифицирующих и регулирующих факторов. Немедленные и запаздывающие реакции.

35. Понятие биологической среды. Типы биотических отношений. Эволюционная и экологическая роль трофических связей. Функциональные и количественные реакции хищников, их регуляторное значение.

36. Законы конкурентных отношений. Роль конкуренции в биогеоценозах и в эволюции видов. Понятие экологической ниши.

37. Понятия биогеоценоза и биотопа. Видовая и пространственная структура сообществ. Виды-доминанты и эдификаторы. Роль малочисленных видов в биогеоценозах. Правило Тинеманна.

38. Понятия экосистемы и биогеоценоза. Структура экосистем. Законы передачи энергии по цепям питания. Принципы устойчивости экосистем. Пирамиды продукции, биомассы и численности.

39. Биологическая продукция в экосистемах (первичная, вторичная, валовая, чистая). Масштабы биологической продукции в разных экосистемах Земли. Роль и возможности агроэкосистем.

40. Основные положения теории экологических сукцессий. Особенности экосистем на пионерных и климаксовых стадиях.

41. Концепция биосферы В.И. Вернадского. Биосфера как производное жизни и глобальная экосистема. Продукционная и регуляторная функция живых организмов в биосфере как основа жизнеобеспечения человечества.

42. Развитие систематики как отражение представлений об эволюции (Аристотель, К. Линней, Ж. Ламарк, Ч. Дарвин). Современные представления о системе животного и растительного мира (в общих чертах).

43. Основные положения дарвинизма. Учение о естественном отборе. Классические представления о виде, монофилетической и дивергентной эволюции.

44. Изменчивость в популяциях. Формы изменчивости, причины генетической изменчивости. Генетический полиморфизм. Закон Харди-Вайнберга.

45. Изолирующие механизмы и пути видообразования. Аллопатрическое и симпатрическое видообразование. Современные представления о способах видообразования.

46. Современные представления о естественном отборе. Формы отбора (стабилизирующий, движущий, дизруптивный, дестабилизирующий), их значение и взаимосвязь. Доказательства и примеры естественного отбора.

47. Историческое развития понятия «вид» в биологии. Современные представления, критерии вида. Специфика вида у агамных организмов и пр.

48. Генетическая и экологическая структура вида. Взаимодействие внутривидовых форм и близких видов (зоны интерградации, гибридизации).

49. Понятия микро- и макроэволюции, различные взгляды на их соотношение. Общие законы макроэволюции (принцип неспециализированного предка, адаптивной радиации, прогрессивной специализации, необратимости эволюции).

50. Соотношение онто- и филогенеза. Значение перестроек онтогенеза в эволюции (теория филэмбриогенезов А.Н. Северцова).

51. Направленность эволюционных преобразований и её объяснение. Конвергенции и параллелизмы, понятие о гомологии и аналогии.

52. Учение о биологическом прогрессе (по А.Н. Северцову и И.И. Шмальгаузену); представления об ароморфозах. Идиоадаптация и дегенерация как способы достижения биологического прогресса.

53. Возникновение и развитие жизни на Земле: предпосылки и основные этапы. Прокариоты и эукариоты, симбиотическая гипотеза происхождения эукариот.

54. Уровни организации в эволюции растений. Филогенетические связи основных групп высших растений.

55. Возникновение многоклеточности в ходе эволюции. Основные этапы развития многоклеточных на примере животных (возникновение зародышевых листков, полостей тела, систем органов).

56. Возникновение человека (основные факторы и предпосылки). Этапы антропогенеза.

57. Биология как наука и как учебный предмет. Цели и задачи школьного биологического образования.

58. Школьное естествознание и методика его преподавания в XVIII–XIX вв. (В.Ф. Зуев, А.Я. Герд).

59. Школьное естествознание и методика его преподавания в ХХ в. (В.В. Половцев, И.И. Полянский). Советский период школьной биологии.

60. Основные компоненты содержания школьного биологического образования, их взаимосвязь.

61. Межпредметные и внутрипредметные связи в курсе биологии, их значение.

62. Формирование научного мировоззрения в процессе обучения биологии

63. Теория развития биологических понятий и классификация понятий. Этапы формирования биологических понятий.

64. Ряды экологических понятий (по И.Н. Пономаревой). Формирование и развитие экологических понятий в курсе школьной биологии.

65. Понятие об учебном процессе. Формирование знаний, умений, навыков в процессе обучения биологии.

66. Особенности и функции методов обучения биологии.

67. Классификация методов обучения. Выбор основного и сопутствующего методов обучения биологии.

68. Словесные методы, особенности их применения в процессе обучения биологии, их роль в развитии мышления учащихся.

69. Наглядные методы, особенности их применения в процессе обучения биологии, их роль в развитии мышления учащихся.

70. Наблюдение. Его роль в изучении естествознания и развитии личности школьника.

71. Практические методы, особенности их применения в процессе обучения биологии, их роль в процессе развития мышления учащихся.

72. Урок, как основная форма обучения биологии в школе. Особенности урока.

73. Подготовка учителя к уроку. Тематическое и поурочное планирование уроков биологии.

74. Игра как метод и как форма в обучении биологии. Классификация игр. Роль игры в развитии учащихся.

75. Экскурсия как форма организации учебно-воспитательной работы по биологии. Экологическая направленность экскурсий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.228.40 (0.12 с.)