Принципы обеспечения безопасности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы обеспечения безопасности.



Введение

 

Проблемы защиты человека от опасностей в различных условиях его обитания возникли одновременно с появлением на Земле наших далеких предков. На заре человечества это были опасные природные явления и представители биологического мира. Стечением времени стали появляться опасности, творцом которых стал сам человек.

Безопасность жизнедеятельности изучает общие закономерности опасных явлений, соответствующие методы и средства защиты человека в любых условиях его обитания.

Безопасность жизнедеятельности решает триединую задачу:

1. идентификация опасностей

2. реализация профилактических мероприятий

3. защита от остаточного риска

Для этого необходимо:

· обеспечение устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях

· прогнозирование развития чрезвычайных ситуаций и оценка их последствий

· принятие решений по защите производственного персонала и населения от возможных аварий, катастроф, стихийных бедствий, применения современных средств поражения, а также принятие мер по ликвидации последствий.

Безопасность жизнедеятельности представляет серьезную проблему современности и поэтому для решения этой проблемы привлекаются многие науки. Несмотря на то, что в настоящее время человек живет без глобальных военных конфликтов, человечество продолжает нести огромные потери, связанные с политическими и социальными коллизиями, пагубным воздействием стихийных бедствий, крупными промышленными авариями, токсичными загрязнениями окружающей среды. Факты свидетельствуют о нарастающем количестве и масштабах крайне негативных последствий этих аварий.

Нет никаких сомнений, что проблемы предотвращения или миниманизации риска возникновения, а также сокращения масштабов последствий природных и техногенных катастроф принадлежат к числу остроактуальных. Эти проблемы являются весьма сложными вследствие неопределенности информации в условиях экстремальных ситуаций и их многопланового характера.

Вопреки распространенному мнению, что техническая цивилизация понизила риск, связанный с воздействием на человека неблагоприятных природных процессов и явлений, анализ доказывает, что современный мир остается весьма уязвимым для стихийных бедствий, которые являются весьма разрушительными, и дестабилизирующими социальную и экономическую системы факторами. Ежегодно в мире от природных и техногенных катастроф страдают свыше 40 млн. человек, включая почти 140 тыс. погибших. Разрушительный потенциал крупных технологических катастроф ныне сопоставим с потенциалом военно-политических чрезвычайных ситуаций. Очень часто люди гибнут из-за нарушений техники безопасности и законодательства об охране труда. Возрастает число пострадавших с утратой трудоспособности. И в то же время на бывших государственных предприятиях в первую очередь сокращают специалистов по охране труда. Коммерсанты вообще с трудом представляют, что такое охрана труда. Поэтому в настоящее время руководителей частного бизнеса обязуют проходить обучение и аттестацию по охране труда и технике безопасности.

 

 

Основные положения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»

 

1. С момента появления на Земле человек живет и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей. Следовательно, можно сформулировать аксиому о том, что деятельность человека потенциально опасна.

2. Реализуясь в пространстве и времени, опасности причиняют вред здоровью человека, который проявляется в нервных потрясениях, травмах, болезнях, инвалидности и летальных исходах. Вследствие этого можно сделать вывод, что опасности угрожают не только человеку, но и обществу и государству в целом. Значит профилактика опасностей и защита от них – актуальная социально-экономическая проблема, в решении которой Государство не может быть не заинтересованно.

3. Обеспечение безопасной деятельности – задача первостепенного приоритета для личности, общества и государства. Абсолютной безопасности не бывает. Всегда существует некоторый остаточный риск. Безопасность – это приемлемый риск.

Опасности по своей природе потенциальны (т.е. скрыты), перманентны (т.е. постоянны, непрерывны) и тотальны (т.е. всеобщи). Нет на Земле человека, которому не угрожают опасности. В то же время огромное количество людей не подозревают об этом. Их сознание работает в режиме отчуждения от реальной жизни.

Однако, даже зная об опасности, человек зачастую пренебрегает собственной безопасностью. Парадоксальная реакция человека на условные сигналы об опасности объясняется с физиологической точки зрения. Опыты показали, что условный сигнал, если ничего опасного не происходит, с каждым разом вызывает более слабую реакцию, которая, наконец, исчезает совсем. Человек неоднократно переходит улицу в неположенном месте, либо на красный сигнал светофора, при этом ничего не случается, удается избежать даже наказания в виде штрафа. Условный рефлекс угасает в результате внутренних процессов самоторможения. Появляется привычка ходить по улицам, не соблюдая правила уличного движения.

 

 

Понятийный аппарат дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»

 

Рассмотрим основные понятия и термины:

Безопасность жизнедеятельности – область научных знаний, изучающая опасности и способы защиты от них человека в любых условиях его обитания.

Жизнедеятельность – повседневная деятельность и отдых; способ существования человека.

Деятельность – специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результаты и сам процесс деятельности.

Условия деятельности – совокупность факторов среды обитания, воздействующих на человека.

Здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. Это физическое, духовное и социальное благополучие.

Ущерб здоровью – это заболевания, травмирование, в том числе с летальным исходом.

Опасность – явления, процессы, объекты, свойства предметов, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека.

Идентификация опасности – процесс распознавания образа опасности, установления возможных причин, пространственных и временных координат, вероятности появления, величины и последствий.

Таксономия – наука о классификации и систематизации сложных явлений, понятий, объектов.

Поскольку опасность является понятием сложным, иерархическим, имеющим много признаков, то таксономирование выполняет важную роль в организации научного знания в области безопасности, позволяет глубже понять природу опасности.

Опасности подразделяют:

1. по происхождению – природные, техногенные, антропогенные, экологические, социальные, биологические, смешанные;

2. по характеру воздействия – механические, физические, химические, биологические, психофизиологические;

3. по локализации – связанные с литосферой, гидросферой, атмосферой, космосом;

4. по вызываемым последствиям – утомление, заболевание, травмы, аварии, пожары, летальные исходы;

5. по наносимому ущербу – социальные, технические, экологические, экономические;

6. по структуре – простые и производные;

7. по реализуемой энергии – активные и пассивные (активизирующиеся за счет энергии человека.

Система – совокупность элементов, взаимодействие между которыми адекватно цели.

Опасный фактор обитания – это фактор материальной среды, который в определенных условиях воздействия на человека ведет к несчастному случаю, травме или другому внезапному резкому ухудшению здоровья.

Вредный фактор обитания – это фактор материальной среды, который в определенных условиях воздействия на человека ведет к заболеванию или снижению работоспособности.

Гомосфера – пространство, в котором существует человек.

Ноксосфера – пространство, в котором существуют опасности для человека.

Риск – частота или вероятность возникновения тех или иных неблагоприятных событий к общему их числу.

Номенклатура опасностей – перечень опасностей. В теории БЖД выделяют несколько уровней номенклатуры:

1. общая – в этот уровень входят потенциальные опасности, которые могут воздействовать на любого человека (алкоголь, влажность и подвижность воздуха, атмосферное давление, осадки, инфракрасное излучение и т.д.);

2. локальная – в этот уровень входят потенциальные опасности, которые могут воздействовать на людей, находящихся в определенной местности (например, наводнения грозят людам, живущим недалеко от рек, морей);

3. отраслевая – в этот уровень входят потенциальные опасности, которые могут воздействовать на людей, работающих в конкретной отрасли промышленности (например, качка может воздействовать на людей, работающих в рыбной промышленности и морском (речном) флоте);

4. местная в этот уровень входят потенциальные опасности, которые могут воздействовать на людей, работающих в отдельных производствах, цехах, конкретных рабочих местах, профессиях и т.д.).

Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Безопасные условия труда – условия труда, при которых воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторов исключено, либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы.

Рабочее место – место, где работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Средства индивидуальной и коллективной защиты работников – технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также защиты от загрязнения.

Сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности) – документ, удостоверяющий соответствие проводимых в организации работ по охране труда установленным государственным нормативам по охране труда.

Производственная деятельность – совокупность действий людей с применением орудий труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

Несчастный случай на производстве – случай воздействия на работающего опасного производственного фактора при выполнении трудовых обязанностей или заданий руководителя работ.

Безопасное расстояние – наименьшее допустимое расстояние между работающим и источником опасности, необходимое для безопасности работающего.

ПДК (предельно допустимая концентрация) – концентрация вещества в воздухе рабочей зоны, которая при ежедневной работе в течение 8 часов или другой продолжительности, но не более 41 часа в неделю, за весь рабочий стаж не может вызвать травмы, заболевания, отклонения в здоровье, обнаруживаемых в процессе работы или в отдельные сроки жизни настоящего или последующего поколений.

ПДУ (предельно допустимый уровень) – уровень вредного или опасного производственного фактора, который при ежедневной работе в течение 8 часов или другой продолжительности, но не более 41 часа в неделю, за весь рабочий стаж не может вызвать травмы, заболевания, отклонения в здоровье, обнаруживаемых в процессе работы или в отдельные сроки жизни настоящего или последующего поколений.

Вредное вещество – вещество, которое при контакте с организмом человека в случае нарушения требований безопасности может вызвать производственные травмы, профессиональные заболевания и т.п.

Знаки безопасности труда – знаки, предназначенные для предупреждения работающих о возможной опасности, необходимости применения соответствующих средств защиты, а также запрещающие или разрешающие определенные действия работающих.

Постоянное рабочее место – рабочее место, на котором работающий находится более 50% или более 2 часов непрерывно рабочего времени.

Рабочая зона – пространство высотой 2 метра над уровнем поля или площадки, на которых находятся места постоянного или временного пребывания работающих.

 

 

Стадии изучения риска

 

1. Предварительный анализ опасностей. Для этого необходимо:

· выявить источники опасности

· определить части системы, которые могут вызвать эти опасные состояния. В этом случае производят инженерный анализ и детальное рассмотрение окружающей среды, процесса работы и самого оборудования

· следует ввести ограничения на анализ. Например, нужно решить, будет ли анализ включать детальное изучение риска в результате диверсий, ошибок людей, поражения молний и т.д.

2. Выявление последовательности опасных ситуаций.

3. Анализ последствий. Например, воздействие на здоровье людей

 

 

Психология риска.

 

Существуют различия в отношении к риску и в зависимости от того, какой субъект – индивид или группа – принимает решение, связанное с риском. Процессу группового принятия решений по сравнению с индивидуальным присущи некоторые отличительные особенности: коллективные решения, как правило, менее субъективны и связаны с большей вероятностью осуществления.

В ходе экспериментального изучения процессов группового принятия решений были обнаружены явления сдвига риска и групповой поляризации, свидетельствующие о том, что групповые решения не сводимы к сумме индивидуальных. Феномен сдвига риска означает, что после проведения групповой дискуссии возрастает уровень рискованности групповых или индивидуальных решений по сравнению с первоначальными решениями членов группы.

Открытие этой закономерности в начале 60-х годов было неожиданным. На уровне обыденных представлений считалось, что групповые решения обычно более консервативны и осторожны. Однако опытным путем удалось установить, что человек, действующий в группе, как правило, готов принять решения с большим уровнем риска, чем индивид, действующий в одиночку.

Явление сдвига риска поставило перед исследователями вопрос о том, почему решения, принимаемые в группе, связаны с большим риском, чем индивидуальные. В ходе обсуждения этой проблемы было сформулировано несколько гипотез, объясняющих сдвиг риска в группе. К ним относятся гипотезы диффузии, ознакомления, лидерства, изменения полезности и риска как ценности.

Гипотеза диффузии (разделения) ответственности исходит из того, что групповая дискуссия порождает эмоциональные контакты между членами группы и приводит к тому, что индивид будет испытывать меньшую ответственность за рискованные решения, поскольку они вырабатываются всей группой. Групповая дискуссия ослабляет тревожность членов группы в ситуациях риска. Следовательно, если предполагаемые рискованные решения приведут к неудаче, индивид будет нести ответственность не один – она распространится на всех членов группы.

Таким образом, согласно гипотезе диффузии ответственности, группа принимает решение более высокого уровня риска потому, что ответственность за него распределяется между всеми членами группы и это уменьшает страх перед неудачей.

Гипотеза ознакомления предполагает, что сдвиг риска не является собственно групповым эффектом, а представляет собой «псевдогрупповой эффект», т.е. хотя и возникает в группе, но фактически к последствиям группового воздействия не относится. Согласно этой гипотезе, любая процедура, увеличивающая знания по проблеме, включающей риск, побуждает участников эксперимента к большему риску относительно данной проблемы. Таким образом, сдвиг риска – это не продукт групповой дискуссии, а результат смелости, рискованности, проявляющийся по мере все большего знания проблемы, «вхождения» в нее во время дискуссии.

Гипотеза лидерства построена на изучении качеств членов группы, которые воспринимаются группой как лидеры. Данная гипотеза утверждает, что люди, изначально склонные к выбору рискованных решений, стремятся к лидерству и в групповой дискуссии. Поэтому окончательная степень группового риска может быть результатом влияния лидера группы. В какой-то мере эти рассуждения подтверждаются, например, особенностями действий групп правонарушителей. Исследования показывают, что примерно 54-56% преступлений подростки совершают не в одиночку, а группами. Примерно 30% из обследуемых групп имели ярко выраженного лидера. И характерно, что преступления, если они совершались под руководством такого вожака, были более рискованными, решительными и общественно опасными.

Гипотеза полезности исходит из того, что в результате обмена информацией в ходе дискуссии происходит изменение окончательного решения, которое происходит вследствие того, что члены группы, принимающие решения, рассматривают все возможные альтернативы.

В настоящее время получила распространение гипотеза риска как ценности. Гипотеза исходит из идеи, согласно которой люди ценят риск и в групповой ситуации многие их них, в том числе и, так называемые, осторожные индивиды, стремятся принимать более рискованные решения, чтобы повысить свой статус в группе. Поэтому в условиях групповой дискуссии они меняют свои оценки в сторону большего риска с целью создать о себе представление как о людях решительных, способных и умеющих рисковать. Т.е. данная гипотеза исходит из того, что люди стремятся рисковать не меньше, чем другие члены коллектива. Если у конкретного члена группы уровень предпочтения риска оказывается значительно ниже среднего для группы, то это может вызвать у него беспокойство и опасения по поводу того, как к этому отнесется группа. В связи с этим люди часто готовы принять групповое решение, которое обладает более высоким уровнем риска, чем решение, которое они приняли бы в одиночку.

Данные гипотезы, дополняя друг друга, объясняют, почему в процессе групповых обсуждений принимаются решения с большим уровнем риска.

Особенности проявления риска связаны не только с тем, какой конкретно субъект реализует рискованную деятельность, но и с тем, какова сфера приложения этой деятельности.

По сфере приложения риск делится на хозяйственный, спортивный, политический, профессиональный и т.д.

Каковы особенности риска в сферах приложения?

Более склонны к риску:

1. люди, наилучшим образом профессионально подготовленные

2. люди компетентные, эрудированные, те, кому присуще стремление к новому, желание активного участия в переменах

3. люди, длительное время выполняющие определенную деятельность. Они оценивают опасность, сопряженную с их профессиональными действиями, ниже, чем люди, которые никогда не выполняли действий, связанных с этими профессиями.

В разных профессиях риск имеет свои отличительные особенности. На риск, при выполнении профессиональных обязанностей, люди могут идти по самым различным причинам: из-за самолюбия, из опасения подорвать собственный престиж в глазах окружающих, ради славы или материального поощрения.

По вопросу о влиянии тех или иных факторов на процесс выбора существуют различные точки зрения. Рассмотрим некоторые из них:

1. Субъективистская. Ее суть в следующем: в подавляющем большинстве ситуаций решения, которые выбирает человек, обусловлены его стабильными личностными свойствами и качествами, такими, например, как темперамент, степень страха, сила воли, способности и т.д. Субъективистская позиция принижает значение социальных факторов в процессе принятия решений и исходит из того, что главенствующая роль здесь принадлежит психологической и социально-психологической структуре личности.

2. Другая точка зрения – ее называют ситуационной – предполагает, что поведением людей в ситуации выбора преимущественно управляет и манипулирует внешняя среда: организационная структура организации, средства массовой информации, экономика и рыночная ситуация и т.д. Абсолютизация фактора внешней среды и принижение (а иногда и игнорирование) структуры личности, ее свойств, приводят к тому, что процесс выбора альтернативы провоцируется только внешними обстоятельствами: поведение человека изменяется, главным образом, лишь под воздействием изменений внешней среды.

«Субъективистский» и «ситуационный» подходы представляют собой типичные образцы упрощенного, схематичного понимания диалектики процесса выбора субъектом линии поведения.

3. Следующая точка зрения основывается на признании целесообразности различать среди факторов, влияющих на выбор, ту или иную рискованную альтернативу или отказ от риска. Это социальные, психологические и социально-психологические факторы, существующие в обществе, которые диалектически взаимодействуют и взаимовлияют друг на друга.

Определяющими среди них являются факторы социальной среды, поскольку они, в конечном счете, формируют структуру и содержание психологических и социально-психологических факторов. Утверждая это, нельзя, естественно, умалять значение активности субъекта (индивида, группы, коллектива, социальной организации), осуществляющего выбор альтернативы. Он не является пассивным объектом внешних воздействий.

Структура социальных факторов, влияющих на выбор субъектом линии поведения, альтернативы, тех или иных решений, имеет сложную иерархию.

Особое место здесь принадлежит явлениям, которые можно назвать общесоциологическими. К ним, прежде всего, относятся: исторически определенная организация общества, его социально-экономическая и социальная структура, уровень развития и качественное состояние производительных сил, система политической, государственной власти и т.д. Они создают реальный фон деятельности и оказывают воздействие на процессы выбора решений, рискованных альтернатив, принятие той или иной степени риска.

 

 

СИСТЕМА «ЧЕЛОВЕК – МАШИНА»

 

Электрический ток.

 

Действие электрического тока на живую ткань носит разносторонний и своеобразный характер. Проходя через тело человека, электроток производит термическое, электролитическое, механическое и биологическое действие.

Термическое действие тока проявляется ожогами отдельных участков тела, нагревом до высокой температуры органов, расположенных на пути тока, вызывая в них значительные функциональные расстройства.

Электролитическое действие тока выражается в разложении различных жидкостей организма (крови, лимфы) на ионы и нарушении их физико-химического состава и свойств.

Механическое действие тока приводит к расслоению, разрыву тканей организма в результате электродинамического эффекта, а также мгновенного взрывоподобного образования пара из тканевой жидкости и крови.

Биологическое действие тока проявляется раздражением и возбуждением живых тканей организма, судорожным сокращением мышц, а также нарушением внутренних биологических процессов.

Электротравмы условно делятся на местные и общие.

К общим относят электрический удар, при котором процесс возбуждения различных групп мышц может привести к судорогам, остановке дыхания и сердечной деятельности.

К местным относя ожоги, металлизацию кожи, механические повреждения, электрические знаки, электроофтальмию. Металлизация кожи связана с проникновением в нее мельчайших частиц металла при его расплавлении под влиянием электрической дуги. Электрические знаки возникают на коже. Это уплотненные участки серого или бледно-желтого цвета, они безболезненны и быстро проходят. Электроофтальмия – воспаление наружных слизистых оболочек глаз вследствие мощного ультрафиолетового излучения электрической дуги. Возможно повреждение роговой оболочки, что особенно опасно.

Исход поражения человека электротоком зависит от многих факторов: силы тока, времени прохождения его через организм, характеристики тока (переменный или постоянный), пути тока в теле человека, при переменном токе – от частоты колебаний, от наличия в помещении токопроводящего пола и пыли, повышенной влажности и температуры и др.

Ток, проходящий через тело человека, зависит от напряжения прикосновения, под которым оказался пострадавший и суммарного электрического сопротивления, в которое входит сопротивление тела человека. Величина последнего определяется в основном сопротивлением рогового слоя кожи и составляет при сухой коже и отсутствии повреждений сотни тысяч Ом. Внутреннее сопротивление тела человека не превышает нескольких сот Ом и существенной роли не играет.

На сопротивление организма воздействию электрического тока оказывает влияние физическое и психическое состояние человека. Нездоровье, утомление, голод, опьянение, эмоциональное возбуждение приводит к снижению сопротивления.

Допустимым считается ток, при котором человек может самостоятельно освободиться от электрической цепи.

Переменный ток более опасен, чем постоянный, однако при высоком напряжении (более 500 В) опаснее становится постоянный ток. Из всех возможных путей протекания тока через тело человека наиболее опасен тот, при котором поражается головной мозг, сердце и легкие.

Поражение человека электрическим током возможно лишь при замыкании электрической цепи через его тело. Это происходит:

1. при двухфазном включении в сеть;

2. при однофазном включении в сеть или при контакте с токоведущими частями оборудования (клеммы, шины);

3. при контакте с нетоковедущими частями оборудования (корпус), случайно оказавшимися под напряжением из-за нарушения изоляции проводов (аварийный режим);

4. при возникновении напряжения шага.

Снизить ток можно либо за счет снижения напряжения прикосновения (например, использовать защитное заземление для случая аварийного режима), либо за счет увеличения сопротивления тела человека, например при применении средств индивидуальной защиты.

Напряжением шага называют напряжение между двумя точками, на которых одновременно стоит человек. Это происходит при падении оголенного провода на землю. Напряжение шага практически исчезает при расстоянии от оголенного провода более 20 м.

Классификация помещений по опасности поражения током. Все помещения делятся на три класса:

1. без повышенной опасности;

2. повышенной опасности;

3. особо опасные.

Помещения без повышенной опасности – это сухие, беспыльные помещения с нормальной температурой воздуха и с изолирующими (например, деревянными) полами.

Помещения повышенной опасности характеризуются наличием одного из пяти условий, создающих повышенную опасность:

1. сырости, когда относительная влажность воздуха больше 70%;

2. высокой температуры, свыше 30 градусов тепла;

3. токопроводящей пыли;

4. токопроводящих полов – металлических, земляных, бетонных и т.п.;

5. возможности одновременного прикосновения человека к имеющим соединение с землей металлоконструкций зданий, механизмов и т.п. с одной стороны и металлическим корпусам электрооборудования – с другой.

Помещения особо опасные характеризуются наличием одного из следующих трех условий, создающих особую опасность:

1. особой сырости, когда относительная влажность близка к 100% (внутри покрыты влагой);

2. химически активной или органической среды (агрессивные пары, газы, жидкости, плесень) действующие разрушающе на изоляцию и токоведущие части;

3. одновременного наличия двух или более условий, свойственных помещениям с повышенной опасностью.

Особо опасными помещениями является большая часть производственных помещений.

Для защиты от поражения электрическим током применяются следующие технические меры:

1. малые напряжения;

2. электрическое разделение сети;

3. контроль и профилактика повреждения изоляции;

4. защита от случайного прикосновения к токоведущим частям;

5. защитное заземление;

6. зануление;

7. защитное отключение;

8. применение индивидуальных защитных средств.

Применение малых напряжений. Малое напряжение – это напряжение не более 42 В, применяемое в целях уменьшения опасности поражения человека электрическим током. Наибольшая степень безопасности достигается при напряжениях до 10 В. На практике применение очень малых напряжений ограничено шахтерскими лампами (2,5 В) и некоторыми бытовыми приборами (карманные фонари, игрушки и т.п.). На производстве применяют напряжения 12 и 36 В. Однако, эти напряжения не обеспечивают полной безопасности, а лишь существенно снижают опасность поражения электрическим током.

Электрическое разделение сети. Разветвленная электрическая сеть большой протяженности имеет значительную электрическую емкость. В этом случае даже прикосновение к одной фазе является очень опасным. Поэтому сеть через разделительные трансформаторы разбивают на ряд небольших сетей, что снижает опасность поражения.

Защита от прикосновения к токоведущим частям установок. Для исключения опасности прикосновения к токоведущим частям необходимо обеспечить их недоступность. Это достигается посредством ограждения и расположения токоведущих частей на недоступной высоте или в недоступном месте.

Защитное заземление – преднамеренное электрическое соединение с землей нетоковедущих частей электроустановок, которые могут оказаться под напряжением.

Зануление – преднамеренное электрическое соединение с нулевым защитным проводником металлических нетоковедущих частей установок, которые могут оказаться под напряжением.

Устройства защитного отключения – это быстродействующая защита, обеспечивающая автоматическое отключение электроустановки при возникновении опасности поражения человека электротоком. Данные устройства должны обеспечивать отключение неисправной электроустановки за время не более 0,2 сек.

К средствам индивидуальной защиты от поражения электротоком относятся: изолирующие штанги, изолирующие электроизмерительные клещи, диэлектрические перчатки, слесарно-монтажный инструмент с изолированными рукоятками, указатели напряжения, диэлектрические галоши, коврики, изолирующие подставки. Средства индивидуальной защиты должны иметь маркировку с указанием напряжения, на которое они рассчитаны, их изолирующие свойства подлежат периодической проверке в установленные правилами техники безопасности сроки.

 

 

Требования охраны труда при работе на персональных компьютерах.

 

Работа с ПК – это воспроизведение визуальной информации на дисплее, которая должна быстро и точно восприниматься пользователем. Комфортные и безопасные условия труда являются основным фактором, влияющим на производительность труда людей, работающих на ПК.

При выполнении работ на ПК согласно ГОСТ 12.0.003-74 «ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация» могут иметь место следующие факторы:

1. повышенная температура поверхностей ПК;

2. повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

3. выделение в воздух рабочей зоны ряда химический веществ;

4. повышенная или пониженная влажность воздуха;

5. повышенный или пониженный уровень отрицательных и положительных аэроинов;

6. повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание;

7. повышенный уровень статического электричества;

8. повышенный уровень электромагнитных излучений;

9. повышенная напряженность электрического поля;

10. отсутствие или недостаток естественного света;

11. недостаточная искусственная освещенность рабочей зоны;

12. повышенная яркость света;

13. повышенная контрастность;

14. прямая и отраженная блесткость;

15. зрительное напряжение;

16. монотонность трудового процесса;

17. нервно-эмоциональные перегрузки.

Условия труда пользователя, работающего с персональным компьютером, определяются:

· особенностями основных элементов рабочего места (пространственные параметры рабочего места и его элементов, которые должны соответствовать анатомо-физиологическим данным работающих; размещение элементов рабочего места относительно пользователя с учетом вида деятельности);

· условиями окружающей среды (освещение в помещении дисплейного зала и на рабочем месте, микроклимат, шум, специфические факторы, обусловленные особенностями средств отображения информации и т.д.);

· характеристиками информационного взаимодействия человека и ПК.

Персональные компьютеры используются преимущественно при наборе текста (ввод информации) и в диалоговом режиме в процессах редактирования, верстки, правки текста и художественного оформления:

1. операции по вводу данных характеризуются высокой скоростью переработки информации, высоким темпом работы, низкой потребностью в обмене информацией и небольшой частотой принятия решений. Работа не требует большого умственного и зрительного напряжения, но сопровождается локальными мышечными нагрузками;

2. диалоговые виды работ (редактирование, правка, верстка и др.) характеризуются средней скоростью ввода информации, непостоянной (неритмичной) потребностью в обмене информацией с ПК, сопровождающейся принятием решений.

Особенностью работы на ПК является постоянное и значительное напряжение функций зрительного анализатора, обусловленное необходимостью различения объектов (символов, знаков и т.п.) в условиях: строчной структуры экрана, мелькания изображений, недостаточной освещенности поля экрана, недостаточной контрастности объектов различения и необходимости постоянной переадаптации зрительного аппарата к различным уровням освещенности экрана, оригинала, клавиатуры.

Нервно-эмоциональное напряжение при работе на ПК возникает вследствие дефицита времени, большого объема и плотности информации, особенностей диалогового режима общения человека и ПК (сбои, оперативное ожидание, психологические особенности работы оператора, связанные с эмоционально-волевой сферой), ответственности за безошибочность информации.

Темп работы на ПК при вводе информации (текста, данных и т.п.) определяется объемом и характером производственного задания и временем его выполнения. В период выполнения операций ввода данных количество мелкий стереотипных движений кистей и пальцев рук за смену может превысить 60 тыс., что в соответствии с гигиенической классификацией труда относится к категории вредных и опасных.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.175.182 (0.108 с.)