Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сравнительно-исторические исследования афразийских языков
Изучение афразийских языков начинается с таких древних и классических языков, имеющих письменные памятники, как семитские и древнеегипетский. В XIX в. в сферу изучения вовлекаются живые бесписьменные языки Африки: берберо-ливийские, чадские, кушитские. Началом сравнительно-исторических афразийских исследований принято считать 1781, когда А. Л. фон Шлёцер предложил объединить в одну группу ряд мёртвых языков Ближнего Востока, сходство между которыми было замечено ранее; эти языки были им названы семитскими на основе библейской генеалогии (см. дополнительные материалы). В 1863 К. Р. Лепсиус предложил объединить ряд языков, прежде всего древнеегипетский, а также некоторые кушитские и берберские, и язык хауса в хамитскую группу, а обе группы объединил в семито-хамитскуюсемью языков. Дальнейший прогресс афразийских исследований был связан с развитием сравнительно-исторических научных работ по семитским и египетским языкам,выяснением состава «хамитской» группы, выяснением природы взаимоотношений «хамитских» языков между собой и с семитскими языками в трудах языковедов XIX и XX вв. Ф. В. К. Мюллера, К. Лотнера, Э. Ренана, Т. Бенфея, Р. Н. Каста, Л. Райниша, К. Броккельмана, А. Эрмана, К. Майнхофа, Д. Вестермана, И. Лукаса, А. Тромбетти, О. Рёслера, В. Вицихла, Э. Циларца и других. Во 2‑й половине XX в. первоначальная ориентация преимущественно на языки древних письменных памятников при реконструкции архетипов сменилась учётом данных всех афразийских языков, в т. ч. современных бесписьменных языков, в результате чего кардинально изменились представления о протоафразийской фонологической системе, ранее практически отождествлявшейся с прасемитским состоянием. Изучение хамитских языков довольно рано выявило их родство с семитскими. Например вопрос сопоставления языка древних египтян с древнесемитскими языками был подробно рассмотрен немецким египтологом и лексикографом А. Эрманом. В середине XX века французский лингвист М. Коэн опубликовал сопоставительный «Словарь хамито-семитских языков» (первая подобная работа), представлявший значительный сдвиг в изучении вопроса. Но, в связи с недостаточной точностью методики и некоторыми другими причинами, словарь подвергся справедливой критике многих учёных. Сравнения между семитскими языками и египетским, а также между египетским и берберскими языками оказалось более успешными, было установлено немало надежных соответствий (наиболее значимы работы А. Эмбера, Р. Каличе, Э. Зигларжа, В. Вицихла, В. Леслау). В дальнейшем многие исследователи проводили подобные работы по лексическим сопоставлениям древнесемитских языков с египетским, а также с отдельными языками Африки, которые относили к хамитским. Сравнения между древними языками и отдельно взятыми живыми языками, с методической точки зрения, были малоудачными. Результаты первого общего сопоставления языков (50-е гг. XX века) и дальнейших исследований американского ученого Дж.Гринберга показали, что в пределах всей макросемьи нельзя обнаружить какого-либо генетического единства «хамитской» группы языков, которое можно было бы противопоставить семитской семье. Все языковые семьи африканского континента оказываются самостоятельными по отношению друг к другу, не имеют какого-либо определенного общего признака и по меньшей мере равноправны с семитской ветвью. В связи с этим открытием в мировой науке возникает предложение об изменении наименования всей макросемьи на «афроазиатскую», или «афразийскую», это название сейчас утвердилось в лингвистической науке стран запада, главным образом в США. В СССР, и современной России, был принят термин «афразийские языки». Таким образом, термином «семито-хамитские языки» стало пользоваться неверно, однако, по инерции, он продержался среди части ученых до начала 70-х гг. XX века.
Иногда употребляют менее распространённые названия — «эритрейские», или «лисрамические» языки. В 1965 г. вышла первая сравнительно-историческая грамматика афразийских языков (ещё под названием «семито-хамитских»), в 1981-86 гг. в России выпущен «Сравнительно-исторический словарь афразийских языков». В наши дни лингвистические исследования различных ветвей афразийской макросемьи значительно расширились. Особую роль для афразийской морфологической реконструкции сыграли работы Дьяконова. По афразийским языкам регулярно проводятся международные конгрессы; издаются специальные журналы.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.43.140 (0.006 с.) |