В качестве испытуемых контрольной группы были исследованы 57 девочек - учениц трех девятых классов средней школы № 263 Центрального района Санкт-Петербурга. Возраст испытуемых — 14-16 лет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В качестве испытуемых контрольной группы были исследованы 57 девочек - учениц трех девятых классов средней школы № 263 Центрального района Санкт-Петербурга. Возраст испытуемых — 14-16 лет



Исследования проводили индивидуально с каждым обследуе­мым в форме беседы-наблюдения. Беседа с девушкой из основной группы отличалась более подробным, чем в контрольной группе, разъяснением инструкции, отсутствием ограничения во времени, подробным обсуждением результатов, большим набором уточняю­щих вопросов.

Всем испытуемым предлагали следующую инструкцию: «Разложите на столе все карточки с портретами. Внимательно рассмотрите их и выберите 6 карточек, которые кажутся Вам наи­более приятными, и 6 - наиболее неприятными. Выбранные кар­точки расположите в двух рядах: предпочитаемые, начиная с самого приятного портрета; отвергаемые, начиная с самого неприятно­го портрета».

Вычисляли показатели (Э. Г. Эдемиллер, В.В.Юстицкий, 1999):

Взвешенный коэффициент предпочитаемых (отвергаемых) мужских портретов (КМ±), отражающий эмоциональное отношение субъекта к мужской половой роли;

Взвешенный коэффициент предпочитаемых (отвергаемых) женских портретов (КР±), отражающий эмоциональное отноше­ние к женской половой роли.

Девушки, которые были отнесены к подгруппе 1 (с легкой сте­пенью умственной отсталости) быстро справлялись с заданием, у них не возникало трудностей в усвоении и выполнении инстру кц ии.



они выражали заинтересованность при выполнении задания, легко отвечали на заданные вопросы.

В подгруппе 2 (с умеренной умственной отсталостью) были от­мечены значительные трудности в усвоении и выполнении инст­рукции. Их ответы на дополнительные вопросы были стереотипны и односложны.

Полученные результаты в первой и второй подгруппах имели значительные различия и были обработаны раздельно.

По данным, полученным в ходе исследования, девочки из под­группы 1 выбирали портреты соответствующие своему полу и воз­расту в 84,5% случаев, а в подгруппе 2 - в 40%.

Это, видимо, отражает факт личностной идентификации и по­ложительного отношения к образу «Я». В первой подгруппе полу­ченные данные более чем в 2 раза были выше, чем во второй, что связано с более выраженным интеллектуальным нарушением де­вочек из подгруппы 2.


 

Контрольн


 


 

КР


 

КМ:


Взвешенные коэффициенты предпочитаемых (отвергаемых) мужских (КМ) и женских (КР) портретов у девочек основной и контрольной групп. I подгруппа девочек с легкой, II - с умеренной умственной отсталостью

У девочек из основной группы, (подгруппы 1) коэффициент предпочитаемых женских портретов был достоверно больше, чем коэффициент предпочитаемых мужских портретов и больше, чем коэффициент отвергаемых женских портретов. Мужские портреты больше отвергались девочками, чем предпочитались.

Девушки отдавали предпочтение женским портретам 1—3 воз­растных групп и отвергали портреты пожилых женщин. В числе предпочитаемых мужских портретов девушки больше выбирали портреты юношей и молодых мужчин. Среди отвергаемых — порт­реты мальчиков и портреты мужчин пятой возрастной группы. Портреты юношей и девушек предпочитали одинаково, причем мужские портреты только этой возрастной группы предпочитались больше, чем отвергались.

Аналогичные данные были получены в контрольной группе де­вочек.

Иная картина наблюдалась у девочек с умеренной умственной отсталостью. В этой подгруппе коэффициент предпочитаемых мужских портретов был достоверно выше, чем коэффициент пред­почитаемых женских портретов. Вместе с тем, мужские портреты больше отвергались, чем предпочитались. Таким образом, мужские портреты больше выбирались девочками подгруппы 2 как среди предпочитаемых, так и среди отвергаемых портретов, что свиде­тельствует об их высокой значимости.

Резумируя полученные данные, следует отметить, что инвалид­ность по физическим и психическим заболеваниям может по-раз­ному влиять на индивидуальную сексуальность и освоение половой роли. Она отражается не только на самовосприятии, сексуальных и общественных отношениях индивида, но и на его социальном ста­тусе. Долгое время общественное мнение придавало значение лишь обеспечению безопасности и социальному обслуживанию инвали­дов. Постепенно общество начинает осознавать, что инвалиды ис­пытывают определенные потребности (в том числе и сексуальные) и имеют равные права на их удовлетворение. Сексуальные потреб­ности должны учитываться в целостном подходе к решению раз­личных проблем лиц с разной степенью умственной отсталости.

Полученные результаты позволяют заключить, что негрубое нарушение интеллекта не имеет значительного влияния на фор­мирование полоролевой идентичности. Результаты, полученные в первой и второй подгруппах основной группы, имеют резко выра­женные отличия. Полученные данные свидетельствуют, что в под­группе 2 наблюдается тенденция к непринятию своей половой роли и предпочтение мужского стиля поведения. Условия воспита­ния и содержания девочек обеих подгрупп одинаковы, это дает нам возможность утверждать, что различия вызваны более грубым на­рушением интеллекта, имеющегося у девочек второй подгруппы. Все вышеизложенное позволяет констатировать, что выраженное нарушение интеллектуального развития влияет на формирование полоролевой идентичности.

Освоение умственно отсталыми девушками понятий собствен­ной сексуальности, своих потребностей и возможностей видится нам чрезвычайно значимым для процесса интеграции их в социуме. Члены семьи, работники образования, здравоохранения и другие лица, осуществляющие уход за детьми со сниженным интеллектом, должны владеть информацией об особенностях психосексуального развития умственно отсталых, что обеспечит более эффективную помощь и сведет к минимуму риск сексуального злоупотребления и использования детей с умственной отсталостью.

 

5.5. Исследование полоролевого поведения подростков с умственной отсталостью

Для определения соответствия полового поведения и пола ум­ственно отсталого подростка, а также с целью различения вариаций и отклонений полоролевого поведения был составлен опросник для воспитателей, включавший вопросы, касающиеся:

— ролевых предпочтений (при выборе рода занятий, свойствен­ных мужскому или женскому полу, стремление к изменению внеш­ности: переодевание в одежду противоположного пола, манеры);

характера общения (со сверстниками, взрослыми);

стиля поведения (маскулинное или феминное);

— интереса к половым различиям; - подростковой мастурбации.

Исследование проведено на базе Детского дома-интерната № 1(г. Петродворец) с выборкой воспитанников 4-х групп: 2 группы девочек 14-16 лет с легкой и умеренной умственной отсталостью и 2 группы мальчиков того же возраста и диагноза. Работа выполне­на Е. В. Сорокиной — выпускницей нашего института под руковод­ством проф. Д.Н. Исаева.

Полоролевое поведение оценивали по следующим критериям:

Ролевые предпочтения в играх, то есть если роль соответству­ет полу (например, девочки — мамы, дочки, учительницы и т.п.; мальчики - папы, солдаты и т. п.) - 1 балл, если не соответствует -минус 1 балл.

Выбор игр и занятий в соответствии с полом (вязание, шитье -девочки; спортивные состязания, конструирование — мальчики) -1 балл, несоответствие — минус 1 балл, невыраженность маскулин­ного или феминного поведения — 0.

Интерес к противоположному полу (это обычно свойственно детям пубертатного периода). В случае присутствия интереса.

1 балл, отсутствия - минус 1 балл, невыраженности - 0.

Стремление к изменению внешности. Учитывалась удовлет­воренность своей внешностью, одеждой, прической, свойственной полу. Да — 1 балл, нет — минус 1 балл, невыраженность — 0.

Стесняется или нет телесной женственности (мужественнос­ти): да - 1 балл, нет - минус 1 балл.

Стиль поведения. Оценивалась маскулинность или феминность поведения. За соответствие полу — 1 балл, несоответст­вие — минус 1 балл, неопределенный стиль — 0.

Интерес к обнаженному телу (своему или других) присут­ствие интереса — 1 балл, нет — минус 1 балл.

Отдельно рассматривали следующие параметры:

Характер общения со взрослыми (ищет их внимания, тепла), что говорит об открытости ребенка или же, наоборот, обладании аутичными чертами.

Занимается ли онанизмом, что может свидетельствовать о недостатке внимания, поиске удовольствия или невротической реакции (например, на одиночество).

Оценка полноты полоролевого поведения проводилась между четырьмя представленными в выборке группами. Сравнивая под­ростков разного пола и уровня интеллекта, выявлен ряд специфи­ческих особенностей.

Девочки первой и второй групп в играх выбирают свойственные полу роли: в 80% и 90%, соответственно. Роли, свойственные мужскому полу в 20% в первой группе и нейтральные роли в 10% во второй группе.

Интерес к противоположному полу выражается в совместных прогулках, общении на дискотеке: в первой группе — у 60%, во вто­рой — у 20%. Один из этих случаев связан с желанием девочки быть мальчиком. Интерес отсутствует в первой группе у 20%, во вто­рой — у 70%. Нейтральный, эпизодический интерес — в первой группе у 20%, во второй группе не отмечался ни у одной из обследо­ванных. Оценивалась неудовлетворенность своей половой ролью, что выражалось в упорном ношении мужской одежды, манерах и т.д. В первой группе 90% девочек удовлетворены своим полом, во второй - 80%, что свидетельствует об удовлетворенности своей по­повой ролью, независимо от уровня развития интеллекта.

Стесняются телесной женственности: в первой группе - 40%, во второй — 20%, не стесняются, соответственно, 60% и 80%. Вероятно, что уровень развития интеллекта в некоторой степени коррегирует с чувством стеснительности, осознанием телесной женственности.

Стиль поведения выбирается в соответствии с полом в первой группе у 70%; во второй — у 60%; мужской тип поведения в первой


 


 

группе не выбирается, во второй - у 10%. Анализ стиля поведения позволяет высказать предположение, что в целом он не зависит от развития интеллекта и соответствует полу, но у трети девочек стиль поведения не выражен, что может быть связано с трудностями полоролевой дифференциации и отсутствием семейного воспи­тания.

Интерес к обнаженному телу в первой группе проявился лишь в одном случае, причем в этом случае девочка, единственная в этой группе, занимается мастурбацией, ее рисунки правильно отражают особенности мужского и женского типа человека, включая первич­ные половые признаки. Во второй группе интерес к обнаженному телу выявлен у 60%, случаи мастурбации отмечаются у двух дево­чек, причем у обеих есть интерес к обнаженному телу

Отдельно исследовали информацию о характере общения со взрослыми: девочки стремятся к вниманию со стороны взрослых, ищут их нежности: в первой группе в 80% случаев, во второй — в 60%. К сожалению, закрытый детский дом, условия изоляции, преобладание воспитателей-женщин, сиротство создают условия для деформации половой социализации, дополнительно искажает­ся процесс формирования мужской и женской половой роли.

Психологическое исследование полоролевого поведения маль­чиков показало, что ролевые предпочтения в играх, свойственные своему полу выбирают в 90% подростки с легкой степенью и в 50% - с умеренной степенью нарушения интеллекта, не свойствен­ные полу - в 10% и 20%, соответственно. При выборе игр и занятий мальчики третьей группы (легкая умственная отсталость) делали выбор в соответствии с полом в 80% случаев, в четвертой группе (умеренная умственная отсталость) в 80%; свойственные противо­положному полу: - в третьей группе в 20%, в четвертой - в 10%.

Интерес к противоположному полу проявлялся: в третьей груп­пе в 90%, в четвертой - в 70%; отсутствие интереса - в 10% и 30%, соответственно, причем в двух случаях в этой группе присутству­ет интерес, желание ласк, нежности у представителей своего муж­ского пола.



Поскольку наиболее существенные нарушения половой идеи идентификации и поведения отмечались в группе девочек 14-16 лет с умеренной умственной отсталостью, то представляло интерес изучить особенности их сексуального поведения в более старшем возрасте в 17-26 лет, т.е. не только в пубертатном, но и постпубертатном периоде полового созревания.

 

5.6. Исследование сексуального поведения девочек с умеренной умственной отсталостью

Было обследовано 2 группы девушек (40 человек) с умеренной умственной отсталостью (50—35) в возрасте 12—16 лет (I группа) и 17—26 лет (П группа) на базе Детского дома - интерната № 1 (Петродворец).

Учитывая наибольшую уязвимость для сексуальных нарушений поведения девочек материнского влияния, был проведен детальный анализ анамнестических данных и медицинских документов исследованного контингента детей.

Этот анализ показал, что случаи патологии родов у матери отмечаются у 35% девочек первой и у 30% девочек второй группы; родились недоношенными (масса тела менее 2,5 кг) 70% в первой и девушек во второй группе; девочек, от которых отказались родители в роддоме оказалось 75% в первой и 85% во второй группе; девочек, родившихся в асоциальных семьях было 60% в первой и 60% во второй группе.

В качестве основного метода исследования был выбран метод социально-педагогического наблюдения.

Метод социально-педагогического наблюдения за сексуальным поведением девочек-подростков с умеренной умственной отсталостью ориентирован не на разовые одномоментные срезы, выражающие сиюминутные личностные проявления и состояния, а длительное лонгитюдное изучение.

Сексуальное поведение детей и подростков можно установить по совокупности многих его признаков в результате длительного наблюдения. Такое наблюдение способно дать более полное объективное представление о сексуальном поведении девочек - подростков и выявить наметившиеся тенденции его развития.

Для этого специально ведется карта наблюдения. Карта заполняется в процессе учебной, общественной, трудовой деятельности; межличностных отношениях со сверстниками, взрослыми, знакомыми и незнакомыми людьми; в результате бесед с девочками, персоналом детского дома, сбора независимых характеристик.

Но время наблюдения обращается внимание на проявления сексуальной инициации, на чрезмерную заинтересованность сексом, на легкость обсуждения сексуальных вопросов и установления вербальных контактов на эту тему. Учитываются такие аспекты, как флирт, кокетство, наличие девиантных тенденций (эксгибиционизм). Выясняется позиции девочек-подростков по отношению к своему сексуальному предназначению тела; информация о возможных сексуальных проблемах, например, половой идентичности или нарушения полового предназначения.

Для изучения осведомленности девочек-подростков с умеренной умственной отсталостью в вопросах пола использовали модифицированный детский опросник Александровой Н. В. (1986). Опросник включает 6 вопросов:

Чем отличаются мужчина и женщина?

Что такое беременность?

Как рождается ребенок?

Какую роль в рождении ребенка играет отец? Как может женщина предохраняться от беременности?

Что такое изнасилование?

Перед опросом с девочками проводили беседу о важности. Эта беседа подготовила девушек к серьезному отношение ответам на вопросы. Использовали следующие критерии оценки:

За правильный полный ответ — 2 б.;

За правильный неполный ответ — 1 б.;

За неправильный ответ — О б.

Для оценки сексуального поведения в результате наблюдения фиксировали не только количество проявлений сексуальности каждой девочкой, а наличие этих проявлений, хотя бы один раз. Для формализации оценок поведения были применены шкалы:

шкала. Обращение к педагогам с вопросами, касающимися пола и полового воспитания.

шкала. Случаи явного и грубого кокетства по отношению к мальчикам.

шкала. Случаи явного и грубого кокетства по отношению к мужчинам.

 

шкала. Проявления гетеросексуальной влюбленности.

шкала. Проявления гомосексуальной влюбленности.

шкала. Случаи онанизма.

шкала. Сексуально окрашенные циничные высказывания.

 

шкала. Особенный интерес к эротическим снимкам и рисун­кам.

шкала. Особенный интерес к просмотру эротических сцен в телепередачах.

10 шкала. Склонность к написанию эротических записок и пи-
сем.

Сравнение результатов наблюдения, проводимое между двумя группами, приведено в таблице 23.

В обеих группах число обращений к педагогам по вопросам пола было очень незначительным. Девочки предпочитают обсуж­дение этих тем между собой. Больше обращений было во П груп­пе — 25% девочек, т. е. в более старшем возрасте.

Случаи явного и грубого кокетства с мальчиками говорят о воз­можных проявлениях сексуальных влечений и сексуальной расторможенности. Больше таких случаев отмечается у девочек постпу­бертатного периода (50%) по сравнению (35%) с более младшим возрастом. Случаев явного и грубого кокетства с мужчинами за­фиксировано в 4 раза больше во второй группе.

Гетеросексуальная влюбленность чаще наблюдается у девочек постпубертатного периода. Она выражается в стремлении к эмоци­ональной и телесной близости. Это проявлялось у 70% девочек во II группе и 25% девочек в I группе. Объяснений этому есть несколь­ко: желание подражать взрослым, погоня за социальным статусом или обострение сексуальных влечений в связи с умственным недо­развитием.

Проявления гомосексуальной влюбленности наблюдались в равной степени у девочек обеих групп (по две девочки в каждой). Это может быть связано с недостатком положительных эмоций и тем, что воспитание девочек проходит под влиянием ограниченных



рамками средовых возможностей гомогенной группы. Может быть, это проявления психических отклонений или врожденная предрас­положенность.

По две девочки в каждой группе занимаются онанизмом. При­чем, одна девочка в 1 группе при этом не проявляет интереса к ли­цам противоположного пола. Причиной ее онанирования может быть невротическая реакция (одиночество, невнимание). В осталь­ных случаях, скорее всего идет замещение полового удовлетворения другим способом. Привычку к циничным высказываниям (так или иначе сексуально окрашенным) чаще демонстрируют девочки в постпубертатном периоде — 65%. Циничные высказывания, упот­ребляемые девочками, можно расценить как реакцию на невоз­можность удовлетворения потребностей в нежности, ласке, любви, или как привлечение внимания, как возможную сексуальную оза­боченность.

В обеих группах у 20% девушек зафиксировано увлечение эро­тическими снимками и рисунками. Эти девочки проявляют интерес к лицам противоположного пола. Число девочек, увлекающихся просмотром эротических сцен в телепередачах больше во 2 группе


(80%), чем в 1 группе. Этот интерес можно объяснить либо един­ственной возможностью увидеть со стороны жизнь взрослых, либо это связано с возникающей у них потребностью к интимной близо­сти, включая и половую.

Склонность к написанию эротических записок и писем наблю­далась у одной девочки из 2 группы, причем проявлялось это в на­вязчивой форме.

При оценке общей суммы баллов по обследованным 10 шкалам нами выделено 3 подгруппы девочек по проявлению сексуаль­ности:

подгруппа — девочки с низкой оценкой проявления сексуаль­ности (менее 2-х баллов).

подгруппа ~ девочки со средней оценкой проявления сексу­альности (2—3 балла).

подгруппа - девочки с высокой оценкой сексуальности (более 4-х баллов).

Оказалось, что низкую оценку сексуального поведения имеют 55% девушек 12-16 лет и 10% девушек 17-26 лет. Среднюю оценку имеют 25% девушек в пубертатном периоде и 35% девушек в пост­пубертатном периоде.

Высокую оценку сексуального поведения имеют 20% девушек 12-16 лет и 55% - 17-26 лет.

Результаты представлены на рис. 26.

Таким образом, в постпубертатном периоде у девушек с умерен­ной умственной отсталостью сексуальные проявления встречаются чаще в 2,5 раза, чем в пубертатном периоде.

В работе Александровой Н. В., Исаченко О. Г. и др. (1986) отме­чается, что умственно отсталые оказываются менее осведомленным


в вопросах пола по сравнению со своими нормально развиваю­щимися сверстниками. В результате этого они легче вовлекаются в гомосексуальные связи, подвергаются развращающим действиям. С помощью модифицированного опросника Н.В.Александровой мы пытались выяснить, насколько девочки с умеренной умствен­ной отсталостью осведомлены в вопросах пола. Оценку проводили по следующим критериям: за каждый полный правильный ответ — 2 балла; за правильный, но неполный ответ - 1 балл, за неправиль­ный или нелепый ответ — О баллов.

Сравнение результатов анализа осведомленности в вопросах пола двух групп девушек 12—16 лет и 17—26 лет показало интерес­ные факты.

Ответов на вопрос «Чем отличается мужчина от женщины?», оцененных в О баллов не было в обеих группах. Но перечислить все признаки отличий мужчин от женщин не смогли 50% девочек в

1 группе и 35% девочек во 2 группе. Девочки видят эти различия во внешних атрибутах (прическа, одежда), в различии половых орга­нов, в наличии менструации у женщины. При этом не отмечались вторичные половые признаки у мужчин (растительность на теле, голос), отличия в строении тела (развитые плечи, мускулы), мане­ры поведения, род занятий и т.д. Достаточно правильно ответили на этот вопрос 50% девочек в I группе и 65% девушек во II группе.

Представление о беременности имели все девушки обеих групп. Отмечались ответы такого характера: «женщина в животе выращи­вает ребенка», «с ростом ребенка в животе, растет и сам живот». Девочки видели беременных женщин на улице, по телевизору и среди персонала детского дома. Отзывы о беременных женщинах очень уважительные. Однако, пояснить в каком именно органе раз­вивается ребенок и сколько месяцев женщина вынашивает плод затруднились ответить 60% девочек в 1 группе и 45% девочек во

2 группе. Более полно ответили на вопрос 40% из 1 группы, 55% во 2 группе.

На вопрос «Как рождается ребенок?» 55% девочек из 1 группы и 20% из 2 группы ответить затруднились. Ответы были такие: «ре­бенок вылезает из живота», «женщине разрезают живот». 65% дево­чек 1 группы и 25% девочек 2 группы знают, что ребенок появляется через половые органы, но при этом удивляются сами, как это воз­можно. Некоторые считают, что при этом нужна помощь мужа.

Никто из этих девочек не знал о существовании роддома. 55% девушек из 2 группы этот процесс описывали подробнее. «У жен­щины бывают схватки, ее увозят в роддом. Там она рожает с помо­щью врача. Ребенок выходит из половых органов. Сначала появляется голова, врач помогает его вытаскивать. Ребенок кричит. Он весь грязный, ему завязывают пупок и моют». Видели это девочки по телевизору, назвали несколько фильмов, где показывают роды.

На вопрос «Какую роль играет в рождении ребенка отец?» не смогли ответить 35% девочек из I группы. Знают о том, что бере­менность наступает после полового акта - 65% девочек, но как про­исходит зачатие не объяснил никто. Во 2 группе 75% девочек зна­ют, что для рождения ребенка необходим половой акт, но не пони­мают при этом, как происходит оплодотворение. 25% девочек опи­сывали это примерно так; «Мужчина вводит свой половой член во влагалище женщины. При этом он выделяет свои половые клетки. Мужские клетки встречаются с женскими, и зарождается ребенок». Все девочки испытывали трудности в вербализации этих процес­сов. Они почти не знают медицинских и литературных терминов.

На вопрос «Как может женщина предохраняться от беременно­сти?» в I группе 90% девочек ответили: «Не знаю». 10% девочки зна­ли из телевизионной рекламы о презервативах, но как ими пользо­ваться не знали. Правильного ответа не дал никто. Во второй груп­пе 80% девочек давали нелепые ответы: «Ребенка можно сдать в детский дом; можно сделать кесарево сечение; можно сделать аборт; нужно напиться пьяной». 3 девочки из контрацептивов на­звали презервативы, как выглядят и как ими пользуются, не знали. (Опять же знали о них из рекламы). Одна девочка дала ответ, что презерватив похож на воздушный шар, его одевает мужчина на по­ловой член, чтобы мужские клетки не смогли попасть внутрь жен­щины.

На вопрос «Что такое изнасилование?» 35% ответили неверно, они путали это понятие с физическим насилием. Ответы были примерно такими: «Когда женщину бьют; привязывают к дереву; закрывают насильно в комнате; пытают». 65% девочек из 1 группы и все девушки из 2 группы понимают, что изнасилование это половой акт, совершаемый мужчиной против воли женщины. При этом женщина кричит и сопротивляется, а мужчина рвет на ней одежду и побеждает, потому что он сильнее. Знают об этом девочки из уроков по основам безопасности жизнедеятельности и приводят достаточно много примеров из телесериалов. На вопрос: «Было ли у них чего-нибудь подобное в жизни?» все ответили отрицательно.

Суммируя количество баллов, полученных каждой девушкой, выделили 3 подгруппы:

1 подгруппа — с низкой оценкой осведомленности в вопросах пола (менее 5 баллов);

2 подгруппа - со средней оценкой (от 5 до 9 баллов);

3 подгруппа — с оценкой выше средней (9 баллов и выше).

Достоверность полученных различий 2-х обследованных групп представлена в таблице 25.

Таким образом, сравнительный анализ показателей сексуаль­ного поведения и осведомленности в вопросах пола у девушек с умеренной умственной отсталостью показал, что с возрастом от­мечается их повышение. Полученные результаты свидетельствуют о недостаточной работе с воспитанниками по половому воспита­нию в детском доме. Основную информацию девушки черпают из телесериалов и искаженную — от случайных людей. Низкая осве­домленность в вопросах пола повышает возможность попадания в группу риска по сексуальным злоупотреблениям.

Резюмируя изложенные результаты, следует отметить наиболее важные моменты:

— Полоролевая идентификация умственно отсталых подрост­ков формируется под влиянием психического недоразвития и коррегирует с уровнем интеллектуального развития: чем грубее пора­жения ЦНС, тем слабее выражен психологический процесс самоотождествления.


 


 


 

Формирование половой идентичности у детей с нарушением интеллекта зависит как от степени умственной отсталости, так и от личностных особенностей.

Полоролевое поведение умственно отсталых подростков в большинстве случаев является феминным у девочек и маскулин­ным у мальчиков, что подтверждает положение о наличии врож­денных программ психосексуального развития, но в условиях закрытого детского дома с женским персоналом сотрудников у мальчиков с низким уровнем интеллектуального развития высок процент феминных черт, так как формирование полоролевого по­ведения идет под влиянием реакций взрослых.

Формирование половозрастной идентификации связано с развитием самосознания ребенка, но у умственно отсталых этот процесс тормозится и искажается под влиянием интеллектуально­го недоразвития. У подростков с легкой степенью умственной от­сталости можно говорить о сформированности половозрастной идентификации. Себя они идентифицируют не только по внешне­му виду, но и по статусу, что свидетельствует о наличии у них не­большого объема абстрактного мышления.

Психосексуальное развитие детей с умеренной умственной отсталостью (сформированность половой идентичности, полоро­левого поведения, половозрастной идентификации) происходит с отставанием, поэтому половое воспитание необходимо прово­дить в условиях интерната, специальных (коррекционных) школ (классов), в семье, но позднее, чем в норме на 5-6 лет (в 8-10 лет), в зависимости от уровня интеллектуального развития, используя конкретные, доступные формы.

57.Рекомендации по половому воспитанию детей и подростков с с умственной отсталостью.

Многие считают, что поскольку сознание умственно отсталых развито только до детского уровня, то во всех отношениях к ним нужно относиться как к детям, их необходимо «защищать» от всего, что касается вопросов пола также, как младенцев. Семья или обслу­живающий персонал детского дома прилагают все усилия, чтобы ограничить любые формы сексуального интереса этих людей, осо­бенно, если они проживают совместными группами. Во многих случаях это ведет к конфликту с реальностью, потому что, хотя пси­хическое развитие человека и осталось на уровне ребенка, физиче­ски он или она — старше. Вопросы пола нельзя игнорировать нико­му, находящемуся рядом с человеком с отклонениями в умственном развитии. По мере взросления человека, даже умственно отсталого,


его гормоны заявляют о себе, вызывая разнообразные физиологи­ческие изменения. Умственно отсталым необходимо объяснить, что эти изменения естественны, помочь понять суть появляющих­ся у них сексуальных чувств.

Недостаточное половое воспитание умственно отсталых при­водит к тому, что часть из них, покинув стены интерната в возрасте после 18 лет, сталкиваются с проблемами. Описаны факты, указы­вающие, что накопление нежелательного опыта, образцы жестоко­сти, охват гомосексуальностью, мужская проституция — нередкость у умственно отсталых подростков мужского пола. Умственно отста­лые девочки-подростки - это часто предмет промискуитозного по­лового поведения, особенно после перевода из детского интерната. Исследования показали, что девочки с низким уровнем интеллек­туального развития не понимают, что может с ними случиться при сексуальных домогательствах, некоторые никогда не усваивают этого из-за ригидной морали и социальности. При отсутствии по­лового воспитания они не способны правильно вести себя, не по­нимают последствий своих поступков. Эти девочки часто являются жертвами, у них выше уровень инфекций и беременностей по срав­нению с нормой.

Ученые считают, что половое воспитание обя­зательно для детей с легкой и умеренной степенью умственной отсталости. Умственно отсталому ребенку следует сказать все, что и нормально развивающему, хотя и на 6 лет позднее и попроще, с повторениями и без отвлеченных рассуждений. Желательно при­влекать как можно раньше внимание ребенка к различию полов. Необходима система гигиенических знаний и навыков.

Половое воспитание умственно отсталых проводится во многих странах, но перенос какой-либо системы воспитания недопустим, обязательно должен учитываться культуральный аспект. Создание программ полового воспитания для умственно отсталых невоз­можно без тщательного изучения аналогичных программ за рубе­жом, определения объема, необходимого для изучения материа­ла и форм обучения.

По данным западных ученых примерно 10% умственно отста­лых могут иметь полноценный сексуальный контакт; 1% из них могут жить вместе. В основном, умственно отсталые имеют намно­го меньше информации о фактах жизни, связанных с полом, чем здоровые люди, хотя они владеют определенными представления­ми о некоторых формах сексуального поведения (нежность, поце­луи).

Интересен опыт организации в Чехии занятий по половому воспитанию умственно отсталых. Они начинаются с началом фор-мирования полового самосознания и стереотипа полоролевого по­ведения, то есть на 4—5 лет позднее, чем в норме, в возрасте 8—10 лет. Занятия проводятся небольшими группами (по 8 человек, а лучше по 3), по 20 минут. Обязательно учитывается небольшая разница в возрасте. Начало любого обучения предполагает выясне­ние того, что дети уже умеют, знают.

Их задачей является помочь ребенку идентифицироваться, уз­нать свой пол, его внешние отличия. Занятия должны быть конк­ретными с использованием простых доступных для понимания примеров, обязательны повторения. Таким образом, тематическое занятие может повторяться 1-3 месяца, варьироваться. На этом эта­пе изучают:

1. Рисунок фигуры (можно начать «обрисовку» на листе бумаги,
прикрепленном к доске, на стене, на земле и т. д.)

2. Лепка фигуры из пластилина, теста.

3. Особенности одежды, прически (одежду можно вырезать из
бумаги, прикреплять к фигуркам — что кому носить).

Половые органы (они есть и их надо прикрывать).

Гигиенические навыки.

Интересен опыт индийских педагогов, предлагающих девуш­кам-подросткам в рамках программы по самообслуживанию пер­вичные знания в области пола. Они ставят следующие задачи в про­цессе учебно-воспитательной работы.

1. Установление различий между маленькими мальчиками и девочками.Установление различий между девочкой и девушкой.

Установление различий между девушкой и женщиной.

В Германии в центре проживания и обучения умствен­но отсталых детей и подростков в Штеттене разработана програм­ма, направленная на формирование личности умственно отсталых подростков и взрослых. Тема программы: «Познай собственное тело, защити его от излишеств, заботься о сохранении своего здо­ровья».

Важнейшими аспектами программы являются:

изучение тела, его органов, особенности половых органов и их функционирование;

анатомически и функционально обусловленные различия полов. (Как я замечаю, что мне нравится. Как я защищаю себя от того чего не хочу);

что я могу сделать, чтобы поддерживать свое тело в здоровой форме.

Началу занятий предшествует беседа с выяснением потребнос­тей и возможностей умственно отсталых. На пиктограммы вынесены



 

 


основные условия занятий; слушать друг друга, задавать вопро­сы, можно смеяться (высмеивать запрещено), разрешено не при­нимать участие в работе, разбалтывать. Доступно, интересно стро­ится система занятий по половому воспитанию в Финляндии (центр Паймио) для умственно отсталых, окончивших школьное обучение, юношей и девушек. Программу занятий на неделю под­ростки планируют под руководством педагога в понедельник. Один из дней недели, например, вторник, посвящен темам, касающимся вопросов пола (отношения между юношами и девушками). Очень много иллюстративного материала, касающегося любой темы за­нятий. Например, «Гигиена девушки», «Отношения молодых» и т.п. Книги есть у каждого, в них много заданий «Нарисуй», «Закрась». Все иллюстрации выполнены в черно-белом варианте, крупные, без лишних отвлекающих деталей. Надписи простые, крупными буквами. Такие занятия информативны, доступны для умственно отсталых.

Система занятий по половому воспитанию умственно отсталых подростков может включать примерную тематику на 1 этапе:

Идентификация себя: «Какого я пола» (по внешним призна­кам, изображение фигуры, прически, одежды).

Сравнение своего пола и противоположного: «Чем мы похо­жи, чем отличаемся».

Правила гигиены (с практическими упражнениями для маль­чиков и девочек).

Мы растем и меняемся. «Каким я был и стану». Целесообраз­но использовать набор кукол разного пола и возраста.

Занятия на этические темы и по основам безопасности жизни (как мы общаемся, как вести себя с незнакомыми детьми или взрос­лыми). На занятиях обязательно нужно моделировать ситуации, активно включая в них умственно отсталого ребенка. Занятия реко­мендуется проводить один раз в неделю по 20-30 минут, с повтором темы.

Проблема полового воспитания умственно отсталых детей дол­жна решаться в интернатах, специальных школах (классах), в семье. Начинать его нужно в возрасте 8-10 лет, в зависимости от уровня интеллектуального развития, в доступной, конкретной, без допол­нительных подробностей форме с многократными повторениями, вариантами, с использованием иллюстративного материала и раз­ных видов прикладной деятельности (рисование, лепка, апплика­ция и т. д.) для возможно более полного усвоения. Должны учиты­ваться индивидуальные особенности развития личности, возмож­ности успешной адаптации и усвоения круга сложных как по фор­ме, так и по содержанию норм полового поведения взрослых.

6. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

В связи с рождением ребенка с нарушением интеллекта, у роди­телей меняется взгляд на мир, отношение к самим себе, своему ре­бенку, который не такой, как все, к другим людям и к жизни вообще.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.134.29 (0.087 с.)