Алгоритмы
практической деятельности медицинской сестры детских лечебно-профилактических учреждений
Сборник
Г. Пермь, 2012 год
Утверждено
на заседании кафедры «Сестринское дело»
___________ 2012 г. протокол № ________
Зав. кафедрой Абрамова В.И. ___________
Авторы:
Преподаватели высшей категории «СД в педиатрии»
Пирожкова В.Н.
Бартева Т.Н.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сборник «Алгоритмы практической деятельности медицинской сестры детских лечебно-профилактических учреждений» подготовлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта базируется на знаниях студентов, полученных при изучении основ сестринского дела.
Цель создания сборника – формирование профессиональных умений по уходу за здоровыми и больными детьми.
Содержание включает алгоритмы основных манипуляций, необходимых при изучении ПМ.01. Проведение профилактических мероприятий МДК.01.01. Здоровый человек и его окружение, раздел «Сохранение здоровья детей» и ПМ 0.2. «Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессах» МДК 02.01. «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях», раздел «Проведение сестринского ухода в педиатрии» специальность 060501 «Сестринское дело».
В настоящий сборник вошло описание последовательности действий медицинских сестер при выполнении манипуляций по уходу, взятие материала на исследования, рекомендации по подготовке пациентов к некоторым исследованиям и роль медицинской сестры в их проведении.
Предложенные алгоритмы могут быть рекомендованы студентам для самостоятельной отработки манипуляций на практических занятиях, при работе парами с взаимоконтролем выполняемых действий, а также окажут помощь студентам, пропустившим занятия.
Сборник можно использовать для подготовки к аттестации по производственной практике, при подготовке студентов к Государственной итоговой аттестации на выпускном курсе, что будет способствовать качественному освоению необходимых умений.
Настоящее пособие может быть полезным не только в процессе подготовки студентов средних медицинских учебных заведений, но и в дальнейшей практической деятельности.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТА
Уважаемые студенты!
1. Практические манипуляции необходимы для формирования следующих общих и профессиональных компетенций:
Общие:
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Здоровый ребенок
1.
| Закрытое пеленание
|
|
2.
| Свободное пеленание
|
|
3.
| Широкое пеленание
|
|
4.
| Туалет пупочной ранки
|
|
5.
| Взвешивание на чашечных весах
|
|
6.
| Измерение роста у детей грудного возраста
|
|
7.
| Измерение окружности головы
|
|
8.
| Измерение окружности груди
|
|
9.
| Купание грудного ребенка
|
|
10.
| Подмывание грудного ребенка
|
|
11.
| Туалет глаз
|
|
12.
| Туалет носа
|
|
13.
| Туалет ушей
|
|
14.
| Туалет кожи
|
|
15.
| Массаж живота детям первых месяцев жизни
|
|
16.
| Контрольное кормление
|
|
17.
| Кормление из бутылочки через соску
|
|
18.
| Подсчет числа дыхания у детей
|
|
19.
| Подсчет пульса у детей
|
|
20.
| Уход за ногтями ребенка
|
|
21.
| Высаживание на горшок
|
|
|
|
|
| Раздел II. Сестринское дело в педиатрии.
|
|
22.
| Кормление через зонд
|
|
23.
| Применение грелки
|
|
24.
| Подача кислорода детям через носовой катетер
|
|
25.
| Туалет пупочной ранки при омфалите
|
|
26.
| Методика подсчета дефицита массы
|
|
27.
| Обработка волосистой части головы при гнейсе
|
|
28.
| Туалет полости рта при молочнице
|
|
29.
| Техника промывания желудка детям раннего возраста
|
|
30.
| Постановка очистительной клизмы детям раннего возраста
|
|
31.
| Применение газоотводной трубки детям
|
|
32.
| Введение лекарственных средств через прямую кишку
|
|
33.
| Тюбаж по Демьянову (слепое зондирование)
|
|
34.
| Взятие кала на яйца гельминтов и копрограмму
|
|
35.
| Забор материала на энтеробиоз
|
|
36.
| Взятие кала на бактериологический анализ
|
|
37.
| Забор кала на дисбактериоз
|
|
38.
| Закапывание капель в глаза
|
|
39.
| Закапывание капель в нос
|
|
40.
| Закапывание капель в ухо
|
|
41.
| Использование карманного ингалятора
|
|
42.
| Пикфлоуметрия
|
|
43.
| Постановка согревающего компресса на ухо
|
|
44.
| Ручная горячая ванна
|
|
45.
| Ножная горячая ванна
|
|
46.
| Проведение паровой ингаляции в домашних условиях
|
|
47.
| Постановка горчичников детям раннего возраста
|
|
48.
| Измерение температуры тела у детей
|
|
49.
| Проведение физических методов охлаждения при гипертермии
|
|
50.
| Внутримышечная инъекция детям раннего возраста
|
|
51.
| Взятие мочи на стерильность
|
|
52.
| Взятие мазка из зева на дифтерию
|
|
53.
| Взятие мазка из носа
|
|
54.
| Роль медицинской сестры в проведении плевральной пункции
|
|
55.
| Роль медицинской сестры в проведении люмбальной пункции
|
|
56.
| Роль медицинской сестры в проведении стернальной пункции
|
|
57.
| Подготовка к рентгенологическому исследованию пищевода, желудка
|
|
58.
| Подготовка к обзорной рентгенографии почек, внутривенной урографии
|
|
59.
| Подготовка к цистографии
|
|
60.
| Подготовка к эзофагогастродуоденоскопии
|
|
61.
| Подготовка к УЗИ органов брюшной полости
|
|
62.
| Подготовка к УЗИ почек
|
|
Раздел I
Здоровый ребенок
Закрытое пеленание
Оснащение: фланелевая пеленка, тонкая пеленка, марлевый подгузник или памперс, фланелевая распашонка, легкая хлопчатобумажная распашонка, резиновые перчатки, емкость с дезраствором
Этапы
| Обоснование
|
Объясните маме ход пеленания
| Обеспечение правильного ухода
|
Подготовьте необходимое оснащение
| Обеспечение четкости выполнения манипуляции
|
Вымойте руки, наденьте перчатки
| Обеспечение инфекционной безопасности
|
Обработайте пеленальный стол дезинфицирующим раствором
|
Уложите на пеленальном столе пеленки послойно (фланелевая, тонкая, подгузник или памперс)
| Достижение четкости проведения пеленания
|
Приготовьте распашонки, вывернув швы наружу
| Профилактика потертостей
|
Положите ребенка на пеленальный стол
|
|
Наденьте на ребенка тонкую распашонку разрезом назад, затем фланелевую разрезом вперед, подогните распашонки над пупком, расправьте на спине, чтобы не было складок, подогните рукава распашонки
| Предупреждение охлаждения ребенка, обеспечение четкости выполнения манипуляции, обеспечение комфортных условий
|
Уложите ребенка на пеленки так, чтобы широкое основание подгузника приходилось на область поясницы:
а) проведите нижний угол подгузника между ножками малыша;
б) оберните боковые концы подгузника вокруг тела (подгузник не должен заходить на распашонки).
| Предупреждение загрязнения обширных участков тела
|
Заверните ребенка в тонкую пеленку:
а) оберните одной стороной легкой пеленки тело ребенка вместе с руками, проложив пеленку между ножками;
б) оберните другой стороной пеленки тело ребенка;
в) подогните легкую пеленку снизу до локтевых сгибов, разведя ее за концы;
г) повернув ребенка на бок, заведите сначала один конец пеленки, затем, повернув ребенка на другой бок, заведите второй конец, заложив его сбоку или спереди.
| Реализация использования метода закрытого пеленания
Профилактика потертостей
Обеспечение комфортных условий
|
Заверните ребенка в теплую пеленку так же, как тонкую пеленку
| Предупреждение переохлаждения
|
Свободное пеленание
(ребенка пеленают до подмышек, руки остаются свободными)
Оснащение: фланелевая пеленка, тонкая пеленка, марлевый подгузник или памперс, фланелевая распашонка, легкая хлопчатобумажная распашонка, резиновые перчатки, емкость с дезраствором
Этапы
| Обоснование
|
Объясните маме ход пеленания
| Обеспечение правильного ухода
|
Подготовьте необходимое оснащение
| Обеспечение четкости выполнения манипуляции
|
Вымойте руки, наденьте перчатки
| Обеспечение инфекционной безопасности
|
Обработайте пеленальный стол дезраствором
|
Уложите на пеленальном столе пеленки послойно (фланелевая, тонкая, подгузник или памперс)
| Достижение четкости проведения пеленания
|
Приготовьте распашонки, вывернув швы наружу
| Профилактика потертостей
|
Положите ребенка на пеленальный стол
|
|
Наденьте на ребенка тонкую распашонку разрезом назад, затем фланелевую разрезом вперед, подогните распашонки над пупком, расправьте на спине, чтобы не было складок, рукава теплой распашонки не загибайте
| Предупреждение охлаждения ребенка, обеспечение четкости выполнения манипуляции
|
Уложите ребенка на пеленки так, чтобы широкое основание подгузника приходилось на область поясницы:
а) проведите нижний угол подгузника между ножками малыша;
б) оберните боковые концы подгузника вокруг тела (подгузник не должен заходить на распашонки)
| Предупреждение загрязнения обширных участков тела
|
Заверните ребенка в тонкую пеленку:
а) оберните одной стороной легкой пеленки до подмышек, проложив пеленку между ножками;
б) оберните другой стороной пеленки тело ребенка;
в) подогните легкую пеленку снизу до подмышек, разведя ее за концы;
г) повернув ребенка на бок, заведите сначала один конец пеленки, затем, повернув ребенка на другой бок, заведите второй конец, заложив его сбоку или спереди.
| Реализация использования метода свободного пеленания
Профилактика потертостей
Обеспечение комфортных условий
|
Заверните ребенка в теплую пеленку так же, как в хлопчатобумажную пеленку
| Предупреждение переохлаждения
|
Широкое пеленание
Оснащение: фланелевая пеленка, тонкая пеленка, марлевый подгузник или памперс, фланелевая распашонка, легкая хлопчатобумажная распашонка, резиновые перчатки, емкость с дезраствором
Этапы
| Обоснование
|
Объясните маме ход пеленания
| Обеспечение правильного ухода
|
Подготовьте необходимое оснащение
| Обеспечение четкости выполнения манипуляции
|
Вымойте руки, наденьте перчатки
| Обеспечение инфекционной безопасности
|
Обработайте пеленальный стол дезинфицирующим раствором
|
Уложите на пеленальном столе пеленки послойно (фланелевая, тонкая, подгузник или памперс)
| Достижение четкости проведения пеленания
|
Приготовьте распашонки, вывернув швы наружу
| Профилактика потертостей
|
Положите ребенка на пеленальный стол
|
|
Наденьте на ребенка тонкую распашонку разрезом назад, затем фланелевую разрезом вперед, подогните распашонки над пупком, расправьте на спине, чтобы не было складок, рукава теплой распашонки не загибайте
| Предупреждение охлаждения ребенка
|
Уложите ребенка на пеленки так, чтобы широкое основание подгузника приходилось на область поясницы:
а) проведите нижний угол подгузника между ножками малыша;
б) оберните боковые концы подгузника вокруг тела (подгузник не должен заходить на распашонки), закрепив проложенную между ног пеленку;
| Предупреждение загрязнения обширных участков тела
|
Проложите свернутую пеленку шириной 10 см между ножками ребенка так, чтобы они были разведены
| Формирование тазобедренного сустава
|
Заверните ребенка в тонкую пеленку:
а) оберните одной стороной легкой пеленки до подмышек, проложив пеленку между ножками;
б) оберните другой стороной пеленки тело ребенка;
в) подогните легкую пеленку снизу до подмышек, разведя ее за концы;
г) повернув ребенка на бок, заведите сначала один конец пеленки, затем, повернув ребенка на другой бок, заведите второй конец, заложив его сбоку или спереди.
| Реализация использования метода свободного пеленания
Профилактика потертостей
Обеспечение комфортных условий
|
Заверните ребенка в теплую пеленку так же, как в хлопчатобумажную пеленку
| Предупреждение переохлаждения
|
Туалет пупочной ранки
Показания: профилактика инфицирования пупочной ранки
Оснащение: 1% раствор бриллиантового зеленого, 70% этиловый спирт, стерильные палочки с ватой, резиновые перчатки.
Этапы
| Обоснование
|
Объясните маме цель и ход выполнения процедуры
| Обеспечение правильного ухода за ребенком
|
Подготовьте необходимое оснащение
| Обеспечение четкости выполнения процедуры
|
Вымойте руки с мылом, наденьте перчатки
| Обеспечение инфекционной безопасности
|
Обработайте пеленальный стол дезинфицирующим раствором, постелите пеленку
| Обеспечение инфекционной безопасности
|
Уложите ребенка на пеленальном столе
|
|
Осторожно разведите края пупочной ранки указательным и большим пальцем
| Обеспечение максимального доступа к пупочной ранке
|
Обработайте ранку 3% раствором перекиси водорода
| Очищение пупочной ранки
|
Осушите ранку стерильной ватной палочкой
| Очищение пупочной ранки
|
Обработайте сначала ранку 70% этиловым спиртом, затем, кожу вокруг пупка
| Обеспечение дезинфицирующего и подсушивающего эффекта
|
Обработайте пупочную ранку 1% раствором бриллиантовой зелени с помощью ватной палочки
|
Подмывание грудного ребенка
Показания: соблюдение личной гигиены и профилактика опрелостей.
Оснащение: проточная вода (для новорожденного – кипяченая) температура 360С, пеленка, стерильное растительное масло, резиновые перчатки.
Этапы
| Обоснование
|
Объясните маме цель и ход выполнения процедуры
| Обеспечение правильного ухода за ребенком
|
Подготовьте необходимое оснащение
| Обеспечение четкости выполнения манипуляции
|
Отрегулируйте температуру воды в кране
| Предупреждение ожогов
|
Вымойте, осушите руки, наденьте перчатки
| Обеспечение инфекционной безопасности
|
Разденьте ребенка, оставив на нем распашонку и кофточку, загнув их до пупка
| Подготовка ребенка к процедуре
|
Уложите ребенка на левом предплечье так, чтобы голова находилась в локтевой ямке, лицом кверху, спина ребенка лежала на внутренней поверхности предплечья, а кистью левой руки обхватите верхнюю часть наружного бедра ребенка, поместите нижнюю часть туловища ребенка (ягодицы и промежность) под струю воды. При необходимости намыльте правую руку детским мылом и обмойте загрязненные места.
| Создание наиболее удобного положения при данной процедуре
|
Подмывайте ребенка (независимо от пола) спереди назад, т.е. вода должна литься от лобка к заднему проходу
| Предупреждение попадания инфекции в мочеполовую систему
|
Положите ребенка на приготовленную простынку и осушите кожу ребенка промокательными движениями
| Предупреждение переохлаждения и появления раздражения кожных покровов
|
Переложите на приготовленные для пеленания сухие пеленки
| Обеспечение комфортного состояния ребенка
|
Обработайте пупочную ранку 1% спиртовым раствором бриллиантовой зелени (если ребенок новорожденный), кожные складки ватным шариком, смоченным растительным маслом
| Профилактика омфалита и опрелостей
|
Оденьте и запеленайте ребенка
| Обеспечение комфортного состояния ребенка
|
Туалет глаз
Показания: соблюдение личной гигиены, профилактика инфекции.
Оснащение: стерильные ватные шарики, кипяченую воду или раствор фурациллина, лоток для использованных шариков, резиновые перчатки.
Этапы
| Обоснование
|
Объясните маме цель и ход выполнения процедуры
| Обеспечение правильного ухода за ребенком
|
Подготовьте необходимое оснащение
| Обеспечение четкости выполнения манипуляции
|
Вымойте руки с мылом, наденьте перчатки
| Обеспечение инфекционной безопасности
|
Возьмите в правую руку ватный шарик, смочите его в кипяченой воде или растворе фурациллина, отожмите; обработайте однократно сначала один глаз в направлении от наружного угла глаза к внутреннему, таким же образом обработайте другой глаз, используя разные шарики
| Предупреждение переноса инфекции с одного глаза на другой
|
Положите грязные шарики в лоток
| Обеспечение инфекционной безопасности
|
Осушите глаза сухими ватными шариками
| Удаление остатков влаги
|
Примечание: При проведении ежедневного утреннего туалета используйте кипяченую воду, при конъюнктивите – раствор фурациллина 1:5000. Если есть необходимость обработать глаза не один раз, используйте чистые шарики.
Туалет носа
Показания: соблюдение личной гигиены, очищение носовых ходов.
Оснащение: стерильные ватные турунды, стерильное подсолнечное масло, лоток, резиновые перчатки.
Этапы
| Обоснование
|
Объясните маме цель и ход выполнения процедуры
| Обеспечение правильного ухода за ребенком
|
Подготовьте необходимое оснащение
| Обеспечение четкости выполнения манипуляции
|
Вымойте руки с мылом, наденьте перчатки
| Обеспечение инфекционной безопасности
|
Возьмите турунду и смочите ее стерильным растительным маслом
| Обеспечение свободного носового дыхания, размягчение корочек и более легкое их удаление
|
Правой рукой легкими вращательными движениями введите турунду в носовой ход на 1-1,5 см, фиксируя голову ребенка левой рукой в области лба и большим пальцем приподнимите кончик носа
|
Извлеките турунду и положите в лоток
| Обеспечение инфекционной безопасности
|
Возьмите другую турунду и смочите в масле, обработайте так же другой носовой ход
|
|
Примечание: категорически запрещается очищать носовые ходы твердыми предметами.
Если есть необходимость обработать носовые ходы не один раз, используйте чистые турунды.
Туалет ушей
Показания: очищение наружного слухового прохода, ушной раковины.
Оснащение: стерильные ватные турунды, лоток, резиновые перчатки.
Этапы
| Обоснование
|
Объясните маме цель и ход выполнения процедуры
| Обеспечение правильного ухода за ребенком
|
Подготовьте необходимое оснащение
| Обеспечение четкости выполнения манипуляции
|
Вымойте руки с мылом, наденьте перчатки
| Обеспечение инфекционной безопасности
|
Уложите ребенка на спину, поверните голову на бок. Фиксируя голову левой рукой, обработайте ушную раковину ватным шариком, смоченным кипяченой водой.
| Создание удобного положения при данной процедуре. Обеспечение чистоты ушной раковины
|
Оттяните ушную раковину немного книзу у детей раннего возраста, у старших – кверху и кзади. Возьмите сухую ватную турунду, легкими вращательными движениями обработайте слуховой проход
| Создание удобного положения, обеспечение чистоты слуховых ходов
|
Извлеките турунду и положите в лоток
| Обеспечение инфекционной безопасности
|
Возьмите другую турунду, обработайте так же другой слуховой ход
|
|
Примечание:
§ запрещается очищать наружные слуховые проходы твердыми предметами;
§ можно провести туалет ушей турундами, смоченными водой; после этого необходимо обработать слуховые проходы сухой ватной турундой;
§ туалет ушей проводится по мере необходимости.
Туалет кожных складок
Показания: профилактика опрелостей и гнойно-септических заболеваний.
Оснащение: вода (температура 360), пеленки, стерильное растительное масло, резиновые перчатки.
Этапы
| Обоснование
|
Объясните маме цель и ход выполнения процедуры
| Обеспечение правильного ухода за ребенком
|
Подготовьте необходимое оснащение
| Обеспечение четкости выполнения манипуляции
|
Вымойте руки с мылом, наденьте перчатки
| Обеспечение инфекционной безопасности
|
Подмойте ребенка под проточной водой (температура 360) спереди назад.
| Предупреждение инфекции в мочеполовой системе
|
Положите ребенка на стол на пеленку, осушите кожу промокательными движениями.
| Обеспечение комфортного состояния
|
Обработайте естественные складки кожи ватным тампоном, смоченным стерильным растительным маслом в следующей последовательности: заушные, шейные, подмышечные, локтевые, лучезапястные, подколенные, голеностопные, паховые, ягодичные.
| Предупреждение появления опрелостей
|
Оденьте и запеленайте ребенка
| Обеспечение комфортного состояния
|
Примечание:
§ обработка кожных складок проводится 2 раза в день (во время утреннего туалета и после гигиенической ванны);
§ паховые, ягодичные, бедренные складки обрабатывают после каждого подмывания.
Контрольное кормление
Показания: определение среднего количества молока, получаемого ребенком при кормлении грудью.
Оснащение: набор для пеленания, весы, дезинфицирующий раствор, бумага, ручка.
Этапы
| Обоснование
|
Объясните маме цель и ход выполнения процедуры
| Обеспечение правильного выполнения манипуляции
|
Подготовьте необходимое оснащение
| Обеспечение четкости выполнения манипуляции
|
Обработайте весы дезинфицирующим раствором, и подготовить их к работе
| Обеспечение инфекционной безопасности
|
Вымойте руки с мылом, осушите
|
Запеленайте малыша
| Создание комфортного состояния при кормлении
|
Подготовьте мать к кормлению грудью
| Профилактика инфицирования ребенка во время кормления
|
Взвесьте ребенка и зафиксируйте полученный результат
| Регистрация исходного веса ребенка
|
Дайте ребенка матери для кормления (20-30 минут)
| Удовлетворение потребности есть
|
Повторно взвесьте ребенка, не меняя пеленок, и зафиксируйте результат
| Определение количества высосанного молока
|
Определите разницу полученных данных
|
Оцените соответствие фактически высосанного молока ребенком долженствующему количеству
| Оценка лактации матери
|
Подсчет пульса у детей
Показания: оценка функций органов кровообращения.
Оснащение: секундомер или часы с секундной стрелкой.
Этапы
| Обоснование
|
Объясните маме цель и ход выполнения процедуры
| Обеспечение права матери на информацию
|
Подготовьте необходимое оснащение
| Обеспечение четкости выполнения процедуры
|
Вымойте руки с мылом
| Обеспечение инфекционной безопасности
|
Придайте ребенку удобное положение, сидя или лежа
| Создание комфортных условий для подсчета пульса
|
Освободите предплечье ребенка от одежды, кисть ребенка, расположенную на уровне сердца, обхватите рукой так, чтобы первый палец располагался на локтевой стороне предплечья, а II, III, IV пальцы пальпировали лучевую артерию, прижимая ее к лучевой кости, под пальцами вы будете ощущать толчкообразные колебания стенки артерии
| Обеспечение четкости выполнения манипуляции
|
Сравните колебания стенок артерий на обеих руках
| Сравнение характеристик пульса на обеих руках
|
Подсчитайте частоту пульса за 1 минуту сначала на одной руке, а затем на другой
| Обеспечение точности определения частоты пульса
|
Запишите результаты исследования в документацию
| Документирование результатов исследования
|
Примечание: у детей раннего возраста пульс определяется II и III пальцем на височной или сонной артерии, либо с помощью фонендоскопа.
Уход за ногтями ребенка
Показания: соблюдение личной гигиены.
Оснащение: маленькие ножницы с закругленными браншами, 70% спирт,
вату.
Этапы
| Обоснование
|
Объясните маме цель и ход выполнения процедуры
| Обеспечение правильного ухода за ребенком
|
Подготовьте необходимое оснащение
| Обеспечение четкости выполнения манипуляции
|
Вымойте руки с мылом
| Обеспечение инфекционной безопасности
|
Обработайте ножницы спиртом
|
Грудного ребенка положите на пеленальный стол, завернув в пеленки и освободив руки. Ребенка старше года усадите на стул слева от себя. При стрижке ногтей на ногах заверните грудного ребенка так, чтобы остались свободными ноги.
| Создание наиболее удобного положения при данной процедуре
|
Возьмите ножницы в правую руку, левой рукой держите кисть или стопу ребенка, так, чтобы свободным был один палец, на котором производится стрижка
| Обеспечение безопасности ребенка
|
После окончания процедуры обработайте ножницы спиртом
| Обеспечение инфекционной безопасности
|
Примечание: следите за тем, чтобы остриженные ногти не попали ребенку в рот, нос, глаза.
Высаживание на горшок
Показания: удовлетворение потребности выделять.
Оснащение: горшок пластиковый, туалетная бумага, пеленка, вода, емкость с дезинфицирующим раствором, квач, резиновые перчатки.
Этапы
| Обоснование
|
Объясните маме цель и ход выполнения процедуры
| Обеспечение правильного ухода за ребенком
|
Подготовьте необходимое оснащение
| Обеспечение четкости выполнения
|
Вымойте руки с мылом, наденьте перчатки
| Обеспечение инфекционной безопасности
|
Высадите ребенка на горшок после приема пищи, перед сном, после дневного сна, утром. Продолжительность высаживания 10-15 минут
| Удовлетворение потребности выделять
|
После дефекации ребенка подмойте, осушите кожу промежности чистой пеленкой (у старших детей используют туалетную бумагу)
| Обеспечение комфортного состояния
|
Отметьте характер стула в необходимой документации
| Регистрация результатов
|
Содержимое горшка вылейте в канализацию, ополосните горшок проточной водой, вымойте с помощью квача
| Обеспечение инфекционной безопасности
|
Примечание: в детском дошкольном учреждении, в стационаре каждый горшок должен быть пронумерован.
Раздел II
Кормление через зонд
Показания: отсутствие глотательного и сосательного рефлексов, удовлетворение потребности есть.
Оснащение: стерильный желудочный зонд, стерильный шприц 20мл, необходимое количество молока на одно кормление, подогретое до температуры 37-380С, электроотсос, резиновые перчатки.
Этапы
| Обоснование
|
Объясните маме цель и ход выполнения процедуры
| Обеспечение права родителей на информацию
|
Подготовьте необходимое оснащение
| Обеспечение четкости выполнения процедуры
|
Вымойте руки с мылом, наденьте перчатки
| Обеспечение инфекционной безопасности
|
Уложите ребенка с приподнятым головным концом, повернув голову на бок; зафиксируйте такое положение с помощью валика
| Предупреждение аспирации
|
Не касаясь ребенка зондом, измерьте глубину введения зонда от мочки уха до кончика носа и от кончика носа до конца мечевидного отростка (или от переносицы до конца мечевидного отростка); сделайте метку
| Обеспечение четкости выполнения манипуляции
|
Присоедините к зонду шприц и проверьте его проходимость, пропустив через него воздух
| Обеспечение эффективности проведения процедуры
|
Введите зонд через нос по нижнему носовому ходу или через рот по средней линии языка до отметки (при введении зонда следите за дыханием)
| Исключение попадания зонда в дыхательные пути
|
Убедившись, что зонд в желудке, присоедините к зонду шприц и натяните поршень на себя, полученное содержимое желудка удалите в лоток.
| Правильность положения зонда
|
Извлеките поршень из шприца, соедините шприц с катетером, опустив шприц ниже уровня желудка, слегка наклоните его и влейте молоко по стенке шприца, затем плавным движением поднимите шприц, чтобы молоко медленно поступало в желудок ребенка
| Профилактика рвоты
|
Удалите зонд через салфетку
| Завершение манипуляции
|
Положите ребенка на правый бок
| Профилактика аспирации
|
Применение грелки
Показания: согревание.
Противопоказания: красная гипертермия.
Оснащение: грелка, полотенце или пеленка, емкость с горячей водой (температура 600С), водный термометр.
Этапы
| Обоснование
|
Объясните маме цель и ход выполнения процедуры
| Обеспечение правильного ухода за ребенком
|
Подготовьте необходимое оснащение
| Обеспечение четкости выполнения процедуры
|
Вымойте руки с мылом
| Обеспечение инфекционной безопасности
|
Налейте в емкость горячую воду, измерьте температуру воды (она должна быть 600)
| Обеспечение герметичности,
предупреждение ожогов кожи и перегревания пациента
|
Заполните грелку горячей водой на ½ или 2/3 объема, вытесните воздух, сжав ее у горловины, плотно закройте пробкой
|
Переверните грелку отверстием вниз
|
Оберните грелку пеленкой или полотенцем и положите ее под одеяло
|
Подача кислорода детям через носовой катетер
Показания: дыхательная недостаточность, недостаточность кровообращения.
Оснащение: стерильныйносовой катетер, стерильная дистиллированная вода, фурациллин, ватные турунды, резиновый баллон или электроотсос, аппарат Боброва, лейкопластырь, резиновые перчатки.
Этапы
| Обоснование
|
Объясните маме цель и ход выполнения процедуры
| Обеспечение права родителей на информацию
|
Подготовьте необходимое оснащение
| Обеспечение четкости выполнения процедуры
|
Вымойте руки с мылом, наденьте перчатки
| Обеспечение инфекционной безопасности
|
Проведите отсасывание слизи резиновым баллоном или с помощью электроотсоса
| Освобождение дыхательных путей
|
Вскройте упаковку, осмотрите катетер, убедитесь в его целости
| Профилактика отрыва катетера и аспирации
|
Определите длину вводимой части катетера, измерив, расстояние от мочки уха до крыла носа
| Обеспечение поступления кислорода в верхние дыхательные пути
|
Смочите конец катетера в растворе фурациллина и введите его по нижнему носовому ходу на необходимую длину
|
Проконтролируйте глубину введения, осмотрев зев с помощью шпателя (катетер должен находиться на 1см ниже края мягкого неба)
|
Прикрепите катетер к щеке лейкопластырем
| Фиксация катетера и обеспечение безопасности пациента
|
Соедините катетер с аппаратом Боброва
| Увлажнение кислорода и обеспечение его подачи
|
Откройте кран централизованной подачи кислорода, чтобы вода слегка бурлила в аппарате Боброва
|
Примечание:
1. Кислород подается по графику, утвержденному врачом.
2. Температура воды в аппарате Боброва должна быть 40-450 (поддерживается на водяной бане)
Туалет пупочной ранки при омфалите
Туалет пупочной ранки
Оснащение: 3% раствор перекиси водорода, 1% раствор бриллиантового зеленого, 70○ этиловый спирт, стерильные ватные палочки, емкость с дезинфицирующим раствором, пеленки, резиновые перчатки, лоток.