Сущность конкурентоспособности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность конкурентоспособности



Для того, чтобы более полно осветить сущность конкурентоспособности предприятия, на наш взгляд, необходимо дать как можно полное представление о конкурентоспособности.

Конкурентоспособность компании зависит от ряда таких факторов, как:

• конкурентоспособность услуги предприятия на внешнем и внутреннем рынках;

• вид услуги;

• ёмкость рынка (количество ежегодных продаж);

• лёгкость доступа на рынок;

• однородность рынка;

• конкурентные позиции компании, уже работающих на данном рынке;

• конкурентоспособность отрасли;

• возможность технических новшеств в отрасли;

• конкурентоспособность региона и страны. [8]

Такая характеристика как конкурентоспособность, до недавнего времени являлась категорией которая мало разработана отечественной экономической наукой. На это существует ряд причин.

1. В период командной экономики советского союза обращение к данному понятию не являлось актуальным т.к. отсутствовала сама конкуренция, трансформация национальной хозяйственной системы России оказалось настолько быстрой и радикальной, что наука не успевает основательно осмыслить новые реалии.

2. В определенной степени категории конкурентоспособности не придают значения ввиду близости (а иногда и отождествления) её с категорией эффективности.

3. Многоаспектность проблемы. Исследование данной категории характерно и для маркетинга и для менеджмента и для управления качеством и для товароведения. Однако все данные направления исследуют конкурентоспособность лишь со своих точек зрения в то время как необходимо синтезировать подходы в виду большого количества накопленной информации.

В отличие от отечественной зарубежная экономическая наука уделяла больше внимания понятию конкурентоспособности. Например по определению Гарвардского словаря «Field Guide to Business terms» основой конкурентоспособности являются товары и услуги которые могут успешно конкурировать на мировых рынках. Если подходить дословно то понятие конкурентоспособности можно трактовать как способность субъекта к конкуренции, конкурентной борьбе. В связи с этим нужно выявить понятие что же такое «конкуренция». Закон РФ «О защите конкуренции» предлагает следующее определение: «Конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке».[5]

На наш взгляд данное определение является явно недостаточным для изучения сути конкурентоспособности т.к. в данном случае конкурентоспособность выступает как наличие возможности и средств эффективно препятствовать свободе действия соперников. В то же время здесь просматривается весьма существенная, скорее даже основополагающая составляющая конкуренции – принцип соперничества, состязательности, борьбы.

Конкуренция, хоть и в различной интерпретации, но все же определяется как соперничество экономических субъектов. Приведем наиболее типичные определения: «Конкуренция – состязательность на рынке в условиях отсутствия монополий». «Конкуренция – состязательные, сопернические отношения между двумя или несколькими экономическими субъектами хозяйственной деятельности, проявляющиеся в виде стремления каждого из них обойти других в достижении единой цели, получить более высокий результат». «Конкуренция – это особый вид по замыслу честной экономической борьбы, в которой при наличии, в принципе, равных шансов у каждой из претендующих сторон верх одерживает более умная, предприимчивая, способная сторона». «Конкуренция – соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации продукции».

В рамках классической экономической теории конкуренция рассматривается как неотъемлемый элемент рыночного механизма. Адам Смит в своей работе «Исследования о природе и причинах богатства народов» трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные условия продажи и условия покупки.[3]

С развитием науки в целом и экономической теории в частности понятие «конкуренция» осмыслялось и разрабатывалось в двух методологических подходах которые могут быть обозначены как: Акционистский (от англ. Action- действие) или поведенческий и как Структурный.

Структурный подход наиболее ярко представлен в рамках классической и неоклассической экономических школ (Ф. Эджуорт, Ф. Найт, Дж. Стиглер и др.). Основной методологической посылкой данного подхода является положение «что конкуренция может существовать только в рыночной экономике» только при определенных структурных условиях, главным из которых является наличие множества равносильных производителей с приблизительно однородными товарами. Кроме того, с точки зрения представителей структурного подхода, конкуренция существует тогда, когда фирмы получают возможность не учитывать действия друг друга. Таким образом структурный подход предлагает рассматривать конкуренцию как определенное структурно обусловленное состояние рынка.

Акционистский (поведенческий) подход представлен как в экономической науке (теория менеджмента) так и в социальных науках. Представители данного подхода рассматривают конкуренцию как действие, направленное на достижение определенных преимуществ.

Для Акционистов конкуренцией являются действия соперничающего и соревновательного характера отдельных агентов (граждан, организаций, социальных групп и общностей) направленные как на обладание каким-либо ресурсом, так и на возможности улучшения своего положения по сравнению с другими.[3]

Наибольшее развитие конкуренция получает в условиях капиталистического способа производства. Цель конкуренции – борьба за получение возможно большей прибыли.

Таким образом другой стороной конкуренции, её движущей силой для каждого из участников являются личный мотив, заинтересованность в достижении положительного для себя результата. Противодействие соперникам, направленное ограничение их свободы как трактуется законом РФ «О защите конкуренции» не должно и не может быть самоцелью конкуренции. Это является лишь второстепенным следствием предпринимаемых усилий по достижению выгодных для себя результатов.

Термин «конкуренция» происходит от латинского «concurere» что означает «сталкиваться». Фактически конкуренция - это борьба, столкновение, противостояние интересов. И как любая борьба конкуренция не исключает возможности действий соперников, направленных исключительно на препятствие по достижению поставленной вами цели. Это также необходимо учитывать, оценивая конкурентоспособность.

В итоге обозначены три критерия подходов к формированию категории «конкурентоспособность»: во-первых, наличие собственного мотива, к деятельности, ожидание положительных результатов. Во-вторых, наличие необходимых ресурсов для реализации деятельности. В-третьих, возможность и способность противостоять соперникам.

Исходя из этих условий, можно заключить что:

Конкурентоспособность объекта – это состояние характеризующее реальную или потенциальную возможность выполнения своих функциональных обязанностей в условиях возможного противодействия соперников.

Данное определение представляет наиболее общую применимую ко всем без исключения объектам характеристику.

Конкуренция - состязательная работа между компаниями за наиболее выгодные рынки. Конкуренция выступает как высшая побудительная сила, которая заставляет компании повышать качество услуг, снижать затраты на ее предоставление. Различают следующие виды конкуренции: функциональная, предметная, ценовая, скрытая, ценовая, незаконная.

Функциональная - может возникать из-за того, что одну и ту же потребность можно удовлетворить по-разному.

Предметная - как правило, между аналогичными услугами разных компаний.

Ценовая - наиболее простой вид. Снижая цену, можно осуществить захват рынка.[6]

Нельзя забывать, что конкурентоспособность - это, прежде всего лишь сравнительная, а значит, относительная оценка. Если бы на рынке не было конкурентов, с услугами которых потребители сравнивают услуги компании, то нельзя было бы говорить и о его конкурентоспособности.

Виды конкурентоспособности

Конкурентоспособность является универсальным показателем который может применяться во многих сферах деятельности.

«В современной теории по проблемам конкурентоспособности существует два подхода к выделению уровней конкурентоспособности: территориальный и отраслевой. С точки зрения территориального подхода выделяют конкурентоспособность страны (макроуровень), конкурентоспособность региона (мезоуровень), и конкурентоспособность фирмы (микроуровень). Отраслевой подход выделяет национальную конкурентоспособность (макроуровень), конкурентоспособность отрасли (мезоуровень) и конкурентоспособность товара или услуги (микроуровень).»[2]

Соответственно выделяют следующие виды конкурентоспособности:

- конкурентоспособность конкретного вида продукции (товара, услуги)

- конкурентоспособность фирмы, предприятия

- конкурентоспособность отрасли, корпоративных объединения предприятий

- конкурентоспособность страны, объединения стран.

Традиционным направлением анализа микроконкурентоспособности являются расчеты и исследования конкурентоспособности товаров, услуг, а также предприятий, их производящих. С помощью соответствующей оценки можно установить, какой из видов продукции (услуг) предпочтительнее для потребителей. Оценкой конкурентоспособности товаров и услуг занимаются различные субъекты рынка — предприятия-изготовители, предприятия сферы услуг, потребительские организации. Но в конечном счете оценка конкурентоспособности является прерогативой потребителя. Из ряда аналогов он выбирает товар, который в наибольшей степени удовлетворит его потребности при минимальных затратах.

Оценка конкурентоспособности на микроуровне проводится и по некоторым другим параметрам, связанным с особенностями производства и потребления конкретного вида продукции. Здесь принимаются во внимание (кроме отношения цены и качества сравниваемых видов продукции), в частности, условия поставки (время, форма платежа, вид транспортировки и пр.), а также наличие и эффективность обслуживания при продаже товара и последующем его использовании. В разрезе хозяйствующих субъектов могут оцениваться как отдельные категории видов деятельности (конкурентоспособность маркетинговой деятельности, менеджмента и т. д.), так и составные элементы хозяйственного процесса (конкурентоспособность технологии производства, оборудования и т. д.). В процессе исследования конкурентоспособности объектов на микроуровне наиболее полную информацию предоставляет не выявление реального соотношения качества сравниваемых товаров, а выявление устойчивых взаимосвязей между затратами (ценой) различных товаров и их качеством. При ее решении чаще всего используются параметрические методы исследования, позволяющие не только установить эти связи, но и количественно их определить. Оценка микроконкурентоспособности может охватывать как конкретные товары, так и товарные группы. Повышение уровня конкурентного поля (включение в него сложных производственных систем и их комбинаций, являющихся результатом хозяйственного взаимодействия отдельных фирм и предприятий) усложняет анализ конкурентоспособности сравниваемых объектов, приближая его к следующей ступени — мезоконкурентоспособности. Под данной категорией следует понимать эффективность работы отдельных отраслей национального хозяйства, оцениваемую помимо традиционных критериев по показателям, характерным для данной отрасли и описывающим степень ее «живучести» и динамичности при различных вариантах развития экономики данной страны и всего мира в целом.[2]

Оценивая конкурентоспособность отрасли или отраслевого комплекса, при необходимости следует учитывать такой важный фактор, как функционирование отрасли в качестве органичной части национального хозяйства. В этом ракурсе можно говорить о степени выполнения данной отраслью специфических функций (например, обеспечения населения страны продовольствием, если иметь в виду агропромышленный комплекс).[8]

Конкурентоспособность на уровне отрасли можно оценивать, применяя следующие показатели (и их комбинацию): производительность труда; уровень оплаты труда; капиталоемкость; наукоемкость и технический уровень продукции; совокупность знаний и научных заделов, необходимых для самостоятельного освоения продукции и ее воспроизводства; объем технологических заделов для реализации научных и проектно-конструкторских разработок; степень экспортной ориентации или импортной зависимости отрасли; степень соответствия уровня развития отрасли общему уровню развития национального хозяйства; то же — в отношении динамики цен на продукцию; экспансия отрасли (степень использования ее продукции в различных отраслях хозяйства) и т. д. Этот набор показателей может быть изменен или дополнен с учетом специфики отраслевых объединений, финансово-промышленных групп или отдельных сфер хозяйствования.

Понятие конкурентоспособности, в принципе имеющее вполне определенный экономический смысл по отношению к товару или фирме, лишено аналогичной строгости применительно к национальному хозяйству страны. Во всяком случае, в ходе уже давно длящихся дискуссий по поводу определения национальной конкурентоспособности единые подходы так и не были выработаны, хотя международная экономическая конкуренция становится все острее и, стало быть, потребность в исследованиях макроконкурентоспособности и формирующих ее факторов все возрастает [6]. Необходимость активизации научных исследований по проблемам межстрановых конкурентных преимуществ несомненна, несмотря на то, что решение проблем макроконкурентоспособности отличается особой сложностью, обусловленной масштабностью и многосторонностью самого предмета рассмотрения.

Современные определения национальной конкурентоспособности, принятые рядом официальных организаций или предлагаемые отдельными учеными, по существу, соответствуют общему определению конкурентоспособности как способности компаний, отраслей, регионов и наций обеспечивать сравнительно высокий уровень доходов и заработной платы, оставаясь открытыми для международной конкуренции.

Национальная конкурентоспособность может быть измерена с помощью ряда показателей. Это прежде всего: сальдо внешнеторгового баланса; затраты факторов производства на единицу продукции, приведенные к курсу национальной валюты; рыночные квоты. Однако перечисленные показатели не в полной мере отражают характер и качество конкурентного преимущества, а значит, его устойчивость и перспективность. Необходимо отнести к числу интегральных измерителей национальной конкурентоспособности «производительность труда», отражающую то, насколько страна может быть низкозатратным производителем при условии высокой заработной платы, а также «полную факторную производительность», измеряющуюся количеством продукции, произведенной на единицу совокупных затрат труда и капитала [3].

Несомненно, что конкурентоспособность объектов всех описанных уровней находится в тесной взаимосвязи друг с другом и оказывает непосредственное влияние на величину каждого из них. Нельзя всерьез рассчитывать на обоснованно высокую конкурентоспособность отрасли или предприятия, если в стране не отрегулированы основные балансы политического, социального и экономического характера.

Рассмотрение вопроса развития теории количественной оценки уровня конкурентоспособности будет незаконченным без описания применяемых методик расчета. Несмотря на достаточно глубокий уровень разработки проблемы конкурентоспособности, единого подхода к ее количественной оценке до сих пор нет. Предложенные методики разных авторов, отличаясь друг от друга, охватывают различные стороны этого понятия, но не имеют законченной и комплексной структуры.

Уровень конкурентоспособности любого объекта является относительным показателем и поэтому может быть определен только в результате сравнения. Он представляет собой характеристику объекта, отражающую его отличие от аналогичного по степени выполнения возложенных на него функций. Все предлагаемые методики строятся исходя из этого правила. Однако для его осуществления на каждом из уровней существуют свои проблемы. Так, например, достаточно полная и сформированная методика оценки конкурентоспособности конкретных товаров предполагает экспертную оценку отдельных показателей качества продукции, что делает результаты анализа весьма субъективными. Анализ конкурентоспособности предприятий и более крупных экономических объектов сводится к выбору определенных параметров, по которым производится сравнение, и от выбора тех или иных сторон деятельности предприятия зависит исход оценки.

Пожалуй, наиболее полную информацию предоставляет метод, основанный на теории эффективной конкуренции, который дает представление о конкурентоспособности предприятия, охватывая наиболее важные аспекты его хозяйственной деятельности. Согласно этому методу наиболее конкурентоспособны те предприятия, где наилучшим образом организована работа всех подразделений и служб. На эффективность их деятельности влияет множество факторов — ресурсов предприятия. Оценка эффективности работы каждого подразделения предполагает оценку эффективности использования им этих ресурсов. Метод построен на анализе четырех групп показателей конкурентоспособности предприятия.

В теоретическом плане разработка некой комплексной и применимой ко всем без исключения объектам методики представляется задачей очень трудоемкой и практически неосуществимой. Гораздо более значимые достижения могла бы иметь разработка наиболее общих положений по проведению данной оценки, которые легко адаптировались бы к особенностям разных объектов.

Итак, по своей сути категория «конкурентоспособность объекта» отражает состояние, характеризующее реальную либо потенциальную возможность выполнения своих функциональных обязанностей в условиях возможного противодействия соперников. Однако такого подхода для практического применения в аналитической деятельности явно недостаточно.

Возникшая потребность количественной оценки конкурентоспособности привела к разработке категории «уровень конкурентоспособности объекта». Данное понятие, отражая степень превосходства конкурентоспособности одного объекта над другим, позволяет производить сравнение большого количества участников экономического соревнования.

Характеристика конкурентоспособности является оценочным показателем, а значит, предполагает наличие объекта, субъекта и цели исследования. Все указанные элементы имеют непосредственное отношение к процессу оценки и оказывают прямое воздействие на результат исследования.

Уровень конкурентоспособности является относительным показателем и его расчет основан на сравнении по ключевым параметрам оцениваемого объекта и базы сравнения. По этому принципу строится большинство методик оценки уровня конкурентоспособности различных объектов.

Развитие теории конкурентоспособности, очевидно, носит критериальный характер, когда результаты исследования и оценки зависят от набора оцениваемых составляющих элементов любого объекта. Формирование и описание наиболее важных критериев является дальнейшим направлением развития теории конкурентоспособности.











 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 740; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.8.42 (0.027 с.)