Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 3. Личность в деятельности и общении ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Проблема личности в психологии Понятие личности в системе человекознания. Личность в философии, социологии, дифференциальной и социальной психологии. Основные подходы к личности как объекту психологического анализа. Номотетическое и идеографическое описание личности. Классификация современных психологических теорий личности, ее основания. Концепция личности по А.Н. Леонтьеву. Индивид, индивидуальность, личность. Основные проблемы психологии личности. Проблема детерминации развития и поведения. Проблема структуры личности. Проблема направленности личности. Проблема типологии личности. Проблема индивидуально-психологических различий. Основные аспекты рассмотрения личности. Личность как субъект общения. Личность как носитель сознания. Личность как субъект деятельности. Личность как механизм регуляции. Личность как совокупность индивидуально-психологических свойств. Генотипическое и фенотипическое, биологическое и социальное в индивидуальном развитии человека. Проблема структуры личности в современной психологии экзопсихика и эндопсихика как две составляющие структуры личности по А.Ф.Лазурскому. Б.Г.Ананьев, А.Г.Ковалев, К.К.Платонов, С.Л.Рубинштейн о структуре личности. Структура личности по З.Фрейду. Соотношение природного и социального в структуре личности и индивидуальности. Активность личности. Потребности, мотивы, мотивация. Классификация мотивов. Интересы, цели, задачи желания, намерения как мотивационные диспозиции. Классификация человеческих потребностей по Г.Моррено и А.Маслоу. Мотивация, самооценка и уровень притязаний. Явление фрустрации. Самосознание и его место в структурной организации личности. Открытие «Я». Самооценка и ее роль для становления самосознания личности. Психологическая защита личности. Развитие самосознания. Функции самосознания. Компоненты самосознания. Общие закономерности самосознания. Психологические условия познания «Я». Личность и деятельность Понятие о деятельности. Деятельность как детерминанта развития личности и сфера реализации личности. Деятельность и активность. Деятельность и жизнедеятельность. Виды деятельности. Труд как деятельность. Учение и его особенности. Общение как деятельность. Игра как вид деятельности. Специфика детской игры. Структура деятельности. Представление о действиях и операциях. Способы выполнения действий. Потребности и мотивы в структуре личности и в структуре ее деятельности, их соотношение. Деятельность и психические процессы.
Мотивация деятельности. Потребности и их виды. Биогенные и социогенные потребности. Иерархия потребностей (по А.Маслоу). Потребность и мотив, их соотношение. Виды мотивов. Ценности, интересы, идеалы в мотивационной сфере личности, их роль в деятельности. Мотивы знаемые и мотивы реально действующие. Проблема неосознаваемой (бессознательной) мотивации и детерминации поведения и деятельности. Деятельность и сознание личности. Умения, навыки и привычки. Умения и навыки как структурные элементы деятельности. РАЗДЕЛ 4. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ Темперамент Представление об индивидуально-психологических особенностях личности. Темперамент, характер, способности. Определение темперамента, представление о его природе и психологических проявлениях. Биологическое и психологическое представление о темпераменте. Эволюция учений о темпераменте. Теории темперамента (гуморальные, конституциональные, динамические). Темперамент и проблемы типологии ВНД. Соотношение темперамента и типа ВНД. Структура темперамента по В.М. Русалову. Виды темпераментов, Положительные и отрицательные стороны каждого вида темперамента. Психологическая характеристика темперамента, проявление его основных свойств: активности, темпа, продуктивности, возбудимости, торможения, переключаемости - применительно к познаваемым процессам, предметной деятельности и общению человека. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Понятие об индивидуальном стиле деятельности. Общее и различное в темпераменте и индивидуальном стиле деятельности. Индивидуальный стиль деятельности как результат приспособления врожденных свойств нервной системы человека и других анатомо-функциональных способностей организма к требованиям той или иной деятельности.
Темперамент и личность. Связь темперамента с основными свойствами личности. Темперамент, впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность человека. Темперамент и поступки. Темперамент и характер. Темперамент и способности человека. Характер Общее представление о характере, определение характера. Характер как система наиболее устойчивых черт личности, проявляемых в различных видах деятельности, в общении и взаимодействии человека с окружающими людьми. Характер и темперамент человека. Характер и другие черты личности. Типология характеров. Общие основания для построения типологии характеров. Система акцентуированных характеров подростков по А.Е. Личко. Акцентуированные типы характеров по К. Леонгарду. Социальные типы характеров по Э. Фромму. Формирование характера. Личность и характер. Характер и отношения личности. Место характера в общей структуре личности. Черты характера и другие личностные черты. Характер человека и защитные механизмы. Характер и воля человека. Мотивация поведения и характер.
Способности Общее представление о способностях. Разница между способностями, знаниями, умениями и навыками. Быстрота овладения новыми знаниями, умениями и навыками, их качество, основные признаки наличия у человека способностей. Общие и специальные способности. Теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные способности. Взаимосвязь и взаимная компенсация разных способностей. Способности и успешность деятельности человека. Понятие об одаренности. Творческие способности, интеллект и креативность. Представления о задатках. Задатки как природные и социально сформированные предпосылки для развития способностей более высокого уровня. Неоднозначность связей между способностями и задатками. Способности, задатки и индивидуальные различия людей. Природа индивидуальных различий. Индивидуальные различия, обусловленные генотипическими и анатомо-физиологическими задатками. Природа человеческих способностей. Условия и предпосылки для формирования способностей. Развитие способностей. Начальные этапы становления способностей, процесс их формирования и дальнейшего развития. Выявление резервных возможностей человека для развития его способностей. Воля Понятие о воле. Воля и ее основные признаки в психологии и поведении человека. Значение воли в жизни человека, в организации и регуляции его деятельности и общения. Связь волевой регуляции с мотивацией деятельности. Рефлексия и воля. Волевая регуляция поведения. Природа волевого действия. Воля, сознание и речь. Структура волевого поведения. Наличие препятствий, борьба мотивов как условие возникновения и осуществления волевого акта. Принятие и исполнение волевого решения. Развитие воли у человека. Основные направления развития воли. Становление и укрепление сознательной нравственной регуляции поступков как важный этап в развитии воли. Основные функции воли. Выбор мотивов и целей при их конфликте. Интеллект и аффект, их соотношение в произвольной деятельности. Отклонения в произвольной регуляции как собственно личностные нарушения.
Методы изучения воли. Воля и проблемы воспитания и самовоспитания. Эмоции Понятие об эмоциях. Виды и роль эмоций в жизни человека. Значение эмоций в жизни человека. Основные функции эмоций: коммуникативная, регулятивная, сигнальная, мотивационная, оценочная, стимулирующая, защитная. Отличие эмоций от ощущений и чувств. Классификация и виды эмоций. Эмоции в широком и узком смысле слова. Настроение, аффект, страсть и стресс. Параметры, по которым оцениваются эмоциональные процессы и состояния: интенсивность, продолжительность, глубина, осознанность, происхождение, условия возникновения и исчезновения, действие на организм, динамика развития, направленность, способ выражения и нейрофизиологическая основа. Теории эмоции (информационная теория, теория эмоции Джемса и Ланге). Психические состояния. Определение состояния. Роль и место состояний среди других психических явлений. Функции и классификации состояний. Диагностика и управление состояниями. Психологическая теория эмоций. Эмоции и личность. Связь эмоций и потребностей человека. Потребности и мотивация. Проблема мотивации в психологии деятельности. Теории мотивации в зарубежной психологии. Мотивация отдельных видов деятельности. Эмпирические исследования мотивации. Индивидуальное своеобразие эмоций и чувств. Виды высших чувств. Совесть как одно из высших эмоционально-моральных качеств личности. Любовь как эмоциональное чувство. Развитие эмоционально-личностной сферы человека.
Список литературы 1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб, 1998. 2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М., 1988. 3. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2003. 4. Никандров В.В. Психология: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.- 912с. 5. Годфруа Ж. Что такое психология? В 2 т. М., 1992. 6. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб., 1999. 7. Выготский Л.С. История развития высших психических функций М., 1983. 8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. 9. Бернс Р. Развитие Я – концепции и воспитание. М., 1986. 10. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990. 11. Введение в психологию / под общ. ред. А.В. Петровского М., 1996. 12. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000. 13. История психологии: 20 век.: хрестоматия /ред. П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан. М.: Екатеринбург, 2002. 14. Леонтьев А.А. Проблемы развития психики. – М.: Наука, 1985. – 73с. 15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 16. Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. 4-е изд. М., 2001. 17. Свенцицкий А.Л. Социальная психология. М., 2003. 18. Андреева Г.М. Социальная психология. 2-е изд. М., 1988. 19. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997. 20. Бодалёв А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1983.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.104.238 (0.011 с.) |