Раздел 3. Личность в деятельности и общении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 3. Личность в деятельности и общении



Проблема личности в психологии

Понятие личности в системе человекознания. Личность в философии, социологии, дифференциальной и социальной психологии. Основные под­ходы к личности как объекту психологического анализа. Номотетическое и идеографическое описание личности. Классификация современных психологических теорий личности, ее основания. Концеп­ция личности по А.Н. Леонтьеву. Индивид, индивидуальность, личность.

Основные проблемы психологии личности. Проблема детермина­ции развития и поведения. Проблема структуры личности. Проблема направленности личности. Проблема типологии личности. Проблема ин­дивидуально-психологических различий.

Основные аспекты рассмотрения личности. Личность как субъект общения. Личность как носитель сознания. Личность как субъект деятельности. Личность как механизм ре­гуляции. Личность как совокупность индивидуально-психологических свойств.

Генотипическое и фенотипическое, биологическое и социальное в индивидуальном развитии человека.

Проблема структуры личности в современной психологии экзопсихика и эндопсихика как две составляющие структуры личности по А.Ф.Лазурскому. Б.Г.Ананьев, А.Г.Ковалев, К.К.Платонов, С.Л.Рубин­штейн о структуре личности. Структура личности по З.Фрейду.

Соотношение природного и социального в структуре личности и индивидуальности. Активность личности. Потребности, мотивы, моти­вация. Классификация мотивов. Интересы, цели, задачи желания, наме­рения как мотивационные диспозиции. Классификация человеческих потребностей по Г.Моррено и А.Маслоу. Мотивация, самооценка и уро­вень притязаний. Явление фрустрации. Самосознание и его место в структурной организации личности. Открытие «Я». Самооценка и ее роль для становления самосознания личности. Психологическая защита личности. Развитие самосознания. Функции самосознания. Компоненты самосознания. Общие закономерности самосознания. Психологические условия познания «Я».

Личность и деятельность

Понятие о деятельности. Деятельность как детерминанта развития личности и сфера реализации личности. Деятельность и активность. Деятельность и жизнедеятельность. Виды деятельности. Труд как дея­тельность. Учение и его особенности. Общение как деятельность. Игра как вид деятельности. Специфика детской игры. Структура деятельно­сти. Представление о действиях и операциях. Способы выполнения дей­ствий. Потребности и мотивы в структуре личности и в структуре ее деятельности, их соотношение. Деятельность и психические процессы.

Мотивация деятельности. Потребности и их виды. Биогенные и социогенные потребности. Иерархия потребностей (по А.Маслоу). По­требность и мотив, их соотношение. Виды мотивов. Ценности, интере­сы, идеалы в мотивационной сфере личности, их роль в деятельности. Мотивы знаемые и мотивы реально действующие. Проблема неосозна­ваемой (бессознательной) мотивации и детерминации поведения и дея­тельности. Деятельность и сознание личности.

Умения, навыки и привычки. Умения и навыки как структурные элементы деятельности.

РАЗДЕЛ 4. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА И

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Темперамент

Представление об индивидуально-психологических особенностях личности.

Темперамент, характер, способности.

Определение темперамента, представление о его природе и психо­логических проявлениях. Биологическое и психологическое представле­ние о темпераменте. Эволюция учений о темпераменте. Теории темпе­рамента (гуморальные, конституциональные, динамические). Темпера­мент и проблемы типологии ВНД. Соотношение темперамента и типа ВНД. Структура темперамента по В.М. Русалову. Виды темпераментов, Положительные и отрицательные стороны каждого вида темперамента. Психологическая характеристика темперамента, проявление его основ­ных свойств: активности, темпа, продуктивности, возбудимости, тормо­жения, переключаемости - применительно к познаваемым процессам, предметной деятельности и общению человека.

Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Понятие об индивидуальном стиле деятельности. Общее и различное в темперамен­те и индивидуальном стиле деятельности. Индивидуальный стиль дея­тельности как результат приспособления врожденных свойств нервной системы человека и других анатомо-функциональных способностей ор­ганизма к требованиям той или иной деятельности.

Темперамент и личность. Связь темперамента с основными свой­ствами личности. Темперамент, впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность человека. Темперамент и поступки. Темперамент и характер. Темперамент и способности человека.

Характер

Общее представление о характере, определение характера. Харак­тер как система наиболее устойчивых черт личности, проявляемых в различных видах деятельности, в общении и взаимодействии человека с окружающими людьми. Характер и темперамент человека. Характер и другие черты личности.

Типология характеров. Общие основания для построения типоло­гии характеров. Система акцентуированных характеров подростков по А.Е. Личко. Акцентуированные типы характеров по К. Леонгарду. Соци­альные типы характеров по Э. Фромму.

Формирование характера. Личность и характер. Характер и отно­шения личности. Место характера в общей структуре личности. Черты характера и другие личностные черты. Характер человека и защитные механизмы. Характер и воля человека. Мотивация поведения и характер.

 

Способности

Общее представление о способностях. Разница между способно­стями, знаниями, умениями и навыками. Быстрота овладения новыми знаниями, умениями и навыками, их качество, основные признаки нали­чия у человека способностей.

Общие и специальные способности. Теоретические и практиче­ские, учебные и творческие, предметные и межличностные способности. Взаимосвязь и взаимная компенсация разных способностей. Способно­сти и успешность деятельности человека. Понятие об одаренности. Творческие способности, интеллект и креативность.

Представления о задатках. Задатки как природные и социально сформированные предпосылки для развития способностей более высо­кого уровня. Неоднозначность связей между способностями и задатка­ми. Способности, задатки и индивидуальные различия людей. Природа индивидуальных различий. Индивидуальные различия, обусловленные генотипическими и анатомо-физиологическими задатками.

Природа человеческих способностей. Условия и предпосылки для формирования способностей. Развитие способностей. Начальные этапы становления способностей, процесс их формирования и дальнейшего развития.

Выявление резервных возможностей человека для развития его способностей.

Воля

Понятие о воле. Воля и ее основные признаки в психологии и по­ведении человека. Значение воли в жизни человека, в организации и ре­гуляции его деятельности и общения.

Связь волевой регуляции с мотивацией деятельности. Рефлексия и воля. Волевая регуляция поведения. Природа волевого действия. Воля, сознание и речь. Структура волевого поведения. Наличие препятствий, борьба мотивов как условие возникновения и осуществления волевого акта. Принятие и исполнение волевого решения.

Развитие воли у человека. Основные направления развития воли. Становление и укрепление сознательной нравственной регуляции по­ступков как важный этап в развитии воли.

Основные функции воли. Выбор мотивов и целей при их конфлик­те. Интеллект и аффект, их соотношение в произвольной деятельности.

Отклонения в произвольной регуляции как собственно личност­ные нарушения.

Методы изучения воли. Воля и проблемы воспитания и самовоспитания.

Эмоции

Понятие об эмоциях. Виды и роль эмоций в жизни человека. Зна­чение эмоций в жизни человека. Основные функции эмоций: коммуни­кативная, регулятивная, сигнальная, мотивационная, оценочная, стиму­лирующая, защитная. Отличие эмоций от ощущений и чувств. Класси­фикация и виды эмоций. Эмоции в широком и узком смысле слова. На­строение, аффект, страсть и стресс. Параметры, по которым оценивают­ся эмоциональные процессы и состояния: интенсивность, продолжи­тельность, глубина, осознанность, происхождение, условия возникнове­ния и исчезновения, действие на организм, динамика развития, направ­ленность, способ выражения и нейрофизиологическая основа. Теории эмоции (информационная теория, теория эмоции Джемса и Ланге).

Психические состояния. Определение состояния. Роль и место состояний среди других психических явлений. Функции и классификации состояний. Диагностика и управление состояниями.

Психологическая теория эмоций. Эмоции и личность. Связь эмо­ций и потребностей человека. Потребности и мотивация. Проблема мотивации в психологии деятельности. Теории мотивации в зарубежной психологии. Мотивация отдельных видов деятельности. Эмпирические исследования мотивации. Индивидуальное своеобразие эмоций и чувств. Виды высших чувств. Совесть как одно из высших эмоционально-моральных качеств личности. Любовь как эмоциональное чувство. Раз­витие эмоционально-личностной сферы человека.

 

 

Список литературы

1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб, 1998.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М., 1988.

3. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2003.

4. Никандров В.В. Психология: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.- 912с.

5. Годфруа Ж. Что такое психология? В 2 т. М., 1992.

6. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб., 1999.

7. Выготский Л.С. История развития высших психических функций М., 1983.

8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

9. Бернс Р. Развитие Я – концепции и воспитание. М., 1986.

10. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.

11. Введение в психологию / под общ. ред. А.В. Петровского М., 1996.

12. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.

13. История психологии: 20 век.: хрестоматия /ред. П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан. М.:

Екатеринбург, 2002.

14. Леонтьев А.А. Проблемы развития психики. – М.: Наука, 1985. – 73с.

15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

16. Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. 4-е изд. М., 2001.

17. Свенцицкий А.Л. Социальная психология. М., 2003.

18. Андреева Г.М. Социальная психология. 2-е изд. М., 1988.

19. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997.

20. Бодалёв А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1983.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.104.238 (0.011 с.)