Защита охраняемых законом интересов общества и государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Защита охраняемых законом интересов общества и государства.



На реализацию этих целей направлена деятельность органов прокуратуры и при этом решается 3 вида задач надзора:

A. общие задачи (осуществление надзора за точным и единообразным исполнением законов на всей территории РФ всеми субъектами, поднадзорными прокуратуре). Выполнению этой задачи способствуют нормативному развитию экономики, соц. сферы, всех иных сфер жизни.

B. Специальные задачи. Они определяются в зависимости от направления пр.надзора.

C. Частные задачи. Они решаются при принятии прокурором мер реагирования по конкретному правонарушению.

 

Основные функции и направления деятельности прокуратуры РФ

 

Функции и направления деятельности прокуратуры РФ – это правовые категории, которые раскрывают и объясняют содержание, структуру и пределы деятельности прокуратуры. Надзор за исполнением законов – главная функция прокуратуры.

 

Прокуратуры осуществляют надзор за исполнением Конституции РФ, уставов субъектов РФ, а также за исполнением законов субъектов РФ, принятых ими согласно своей компетенции, не противоречащих Конституции РФ и ФЗ. Общим для всех надзорных функций является то, что органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением действующих на ее территории законов; уголовное преследование за совершение преступлений.

 

Прокурор вправе принять к своему производству, поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления. Основанием для этого могут быть состояние законности при расследовании преступлений, уровень квалификации соответствующих работников правоохранительных органов и иные обстоятельства; предварительное расследование преступлений.

 

Прокуроры не ограничены специальной подследственностью. Приняв к своему производству расследование уголовного дела, прокурор обладает всеми полномочиями следователя и сохраняет свои прокурорские полномочия по организации расследования; участии в правотворческой деятельности.

 

Генеральный прокурор РФ участвует в правотворческой деятельности. Он вправе обратиться с предложениями об изменении, дополнении, отмене или принятии законов к любому органу или должностному лицу, правомочному вносить такие акты. Иные прокуроры вправе обращаться с указанными предложениями к органам или должностным лицам соответствующего или нижестоящего уровня.

Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью преследует цель наиболее успешно осуществлять меры по выявлению, раскрытию, расследованию преступлений, принимать или рекомендовать компетентным органам меры по устранению обстоятельств, способствовавших их совершению.

 

Основные направления деятельности прокуратуры обусловлены различными факторами политического, социально-экономического и иного характера.

 

Постоянные направления деятельности – это сферы правовых отношений, состояние законности в которых определяющим образом влияет на положение дел в целом. К их числу относится соблюдение законов при издании правовых актов федеральными, региональными органами власти, на которые распространяется компетенция прокуратуры, органами местного самоуправления.

 

Динамичные – конкретизирующие эти приоритеты с учетом состояния правовой ситуации в районе, городе, регионе, в стране в целом.

 

 

42. Прокурорский надзор

- гос.деятельность, осуществляемая от имени РФ специально на это уполномоченными органами ПР., направленная на обеспечение точного и единообразного использования законов путём своевременного выявления, устранения и предупреждения нарушений законности.

Особенности:

1) Самостоятельный, специфический вид гос. Деятельности, осуществляемый только органами ПР., и специальным субъектом этой деятельности является прокурор(ст.54 «закона о прокуратуре» разъясняет значение этого термина, указывая кого считать прокурором)

2) ПР. надз. осуществляется от имени государства и распространяется на всю территорию государства.

3) ПР. надз. имеет универсальный характер, т.к. в его сферу входят все отношения, урегулированные законами, а так же подзаконными актами, которые принимаются в развитие положения законодательств. Это свойство отличает ПР. надзор от различных видов ведомственного контроля и надзора.

4) ПР.надзор имеет общегосударственный характер, т.к. не с водится к надзору за каким-либо одним ведомством и осуществляя надзор, органы ПР. не заменяют деятельность др. контролирующих органов.

5) Надзор осуществляется независимо от каких-либо гос. или иных органов, а с др. стороны прокурор не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных субъектов.

6) Как правило, прокурор самостоятельно не устраняет выявленные нарушения, а требует от уполномоченных субъектов принять меры по их устранению (опр. Исключение составляет надзор за органами расследования и администрации мест ограничения и лишения свободы).

7) Наличие специфических форм реагирования на выявленное правонарушение в зависимости от характера этих нарушений (протест, представление, указание, предостережение и т.д.)

8) Надзор осуществляется в определённых формах, предусмотренных п2 ст1 ФЗ «О прокуратуре» (5 отраслей ПР.надзора.).

9) ПР. надзор имеет 2 функции:

- законоохранительную

- правоохранительную

43. Предмет прокурорского надзора за исполнением законов включает:

 

1) соблюдение Конституции РФ;

2) исполнение законов, действующих на территории РФ;

3) соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами.

 

Определяя предмет прокурорского надзора, Закон о прокуратуре (ст. 21) называет только соблюдение Конституции РФ. Однако на территории субъекта РФ действуют конституции и уставы субъектов РФ, имеющие высшую юридическую силу, распространяемую на территорию субъекта РФ. Это обстоятельство обуславливает возможность включения в предмет прокурорского надзора за исполнением законов соблюдение конституций и уставов субъектов РФ.

 

Объекты прокурорского надзора:

 

1) федеральные министерства (Министерства юстиции РФ, Министерства образования и др.);

2) государственные комитеты;

3) федеральные службы (Федеральная таможенная служба, Служба внешней разведки);

4) иные федеральные органы исполнительной власти (управление делами Президента РФ и др.);

5) представительные (законодательные) органы власти субъектов РФ (думы, законодательные собрания и др.);

6) исполнительные органы государственной власти субъектов РФ (администрация, правительства и др.);

7) органы местного самоуправления (муниципалитеты, управы);

8) органы военного управления (Министерство обороны и его структурные подразделения и др.);

9) органы контроля (органы вневедомственного контроля — контрольно-ревизионное управление — в системе Министерства финансов);

10) их должностные лица;

11) органы управления (советы директоров, правления, совет учредителей и др.) и руководители коммерческих и некоммерческих организаций.

 

Перечень поднадзорных объектов является исчерпывающим. Граждане в настоящее время не входят в их число. Однако требование исполнения законов предъявляется и к гражданам, поэтому в случае совершения ими правонарушений или во взаимосвязи с деятельностью поднадзорных объектов они могут входить в поле надзорной деятельности прокуратуры.

 

Пределы прокурорского надзора определяют границы его осуществления и обеспечивают единство надзорной деятельности.

 

Согласно ст. 21 Закона «О прокуратуре» прокурор полномочен осуществлять надзор только за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов. Следовательно, надзор за исполнением иных нормативных правовых актов объектами надзора не входит в его компетенцию, находится за пределами его полномочий.

 

Прокурор не вправе принимать меры по прямому устранению нарушений закона. Выявив нарушения закона, их причины и условия, прокурор ставит вопрос об их устранении перед тем органом или должностным лицом, в компетенцию которых входит осуществление соответствующих мер

 

 

44. надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, прокурор в пределах своей компетенции:

 

1) требует от органов дознания и предварительного следствия для проверки уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях, ходе дознания, предварительного следствия и установления лиц, совершивших преступления; проверяет не реже одного раза в месяц исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях;

2) отменяет незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание;

3) дает письменные указания о расследовании преступлений, об избрании, изменении или отмене меры пресечения, квалификации преступления, производстве отдельных следственных действий и розыске лиц, совершивших преступления;

4) поручает органам дознания исполнение постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу, производстве обыска, выемки, розыске лиц, совершивших преступления, выполнение других следственных действий, а также дает указания о принятии необходимых мер для раскрытия преступлений и обнаружения лиц, их совершивших, по делам, находящимся в производстве прокурора или следователя прокуратуры;

5) участвует в производстве дознания и предварительного следствия и в необходимых случаях лично производит отдельные следственные действия или расследование в полном объеме по любому делу;

6) санкционирует производство обыска, наложение ареста на почтовотелеграфную корреспонденцию и ее выемку, отстранение обвиняемого от должности и другие действия следователя и органа дознания в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

7) продлевает срок расследования и содержания под стражей в качестве меры пресечения в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом;

8) возвращает уголовные дела органам дознания и предварительного следствия со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;

9) изымает от органа дознания и передает следователю любое дело, передает дело от одного органа предварительного следствия другому, а также от одного следователя другому в целях обеспечения наиболее полного и объективного расследования;

10) отстраняет лицо, производящее дознание, или следователя от дальнейшего ведения дознания или предварительного следствия, если ими допущено нарушение закона при расследовании дела;

11) возбуждает уголовные дела или отказывает в их возбуждении; прекращает либо приостанавливает производство по уголовным делам; дает согласие на прекращение уголовного дела следователем или органом дознания в тех случаях, когда это предусмотрено настоящим Кодексом; утверждает обвинительные заключения (постановления); направляет уголовные дела в суд.

 

45. Прокурорский надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу

 

Сущность прокурорского надзора. В системе государственных органов, функционально связанных с противодействием преступности, значимую роль выполняют учреждения уголовно-исполнительной системы, с 1998 года находящейся в ведении Министерства юстиции РФ.

 

Реализация на практике принципиально новых положений уголовно-исполнительного законодательства позволила сохранить сложившуюся в последние годы тенденцию — сокращение преступности в местах лишения свободы, укрепление в них законности и правопорядка.

 

В учреждениях пенитенциарной системы РФ продолжает оставаться кризисная ситуация, характеризующаяся нарастанием социально-психологической напряженности, ухудшением материально-бытового и санитарно-медицинского обеспечения содержащихся под стражей лиц, сопровождающаяся постоянными и массовыми нарушениями прав человека, общепризнанных принципов и правовых норм, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека и Конституции РФ. Условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений не всегда обеспечивают уважение человеческого достоинства. Не изжиты случаи произвола и грубости со стороны сотрудников исправительных учреждений, следственных изоляторов, вступления их в запрещенные связи с осужденными и заключенными. Не обеспечивается право осужденных на личную безопасность.

 

На состоянии законности в местах лишения свободы негативно сказываются, с одной стороны, недофинансирование учреждений уголовно-исполнительной системы, с другой — серьезные недостатки в деятельности администрации этих учреждений, не соблюдающей должным образом требования законов при исполнении наказаний.

 

Выделение данной отрасли прокурорского надзора в самостоятельное направление обусловлено необходимостью повышенного обеспечения прав и свобод лиц, задержанных и заключенных под стражу, отбывающих наказание.

 

Таким образом, прокурорский надзор предстает в качестве одной из важнейших правовых гарантий соблюдения законности в местах лишения свободы.

 

В современных условиях прокуратура является единственным по существу органом государства, на который, в соответствии с Конституцией РФ, возложена задача по обеспечению законности в местах лишения свободы, где, в силу изоляции от общества, граждане, заключенные под стражу и осужденные, остаются наименее защищенными.

 

Задачи прокурорского надзора:

 

соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей лиц, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, а также порядка и условий их содержания;

 

выявление и устранение фактов унижения человеческого достоинства, произвола, жестокого обращения по отношению к осужденным и заключенным со стороны работников учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания;

 

выявление и устранение фактов необоснованного помещения в места заключения;

 

обеспечение гуманных условий содержания;

 

совершенствование организации и повышение эффективности прокурорского надзора.

 

Правовой основой деятельности прокуроров в этой отрасли прокурорского надзора являются:

 

нормы и принципы международного права (Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 г., Всеобщая декларация прав человека 1948 г. и др.);

 

Закон о прокуратуре (ст. ст. 32—34);

 

ФЗ от 21.06.1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (ст. ст. 5, 6, 36);

 

Закон РФ от 02.07.1992 г. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;

 

УПК РФ;

 

УИК РФ (ст. ст. 10—15, 16);

 

Закон РФ от 21.07.1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»;

 

приказ Генерального прокурора РФ от 05.08.2003 г. № 27 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и содержании подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах» и др.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 473; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.142.146 (0.062 с.)