Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальный контроль девиантного поведения
Как быть в отношении техдевиантов, которые уже стали алкоголиками, наркоманами, заразились венерическими болезнями, страдают болезнями в форме сексуальных расстройств? Очевидно, что использование уголовного наказания в отношении гомосексуалистов, проституток и пьяниц теряет смысл, так как большинство из них больные люди и нуждаются в медицинской, психологической и социальной помощи. Известно также, что российская, а затем и советская исправи-тельно-трудовая система (тюрьмы, следственные изоляторы и ко лонии) имела целью исправление и наказание осужденных. Но тюрьма не столько исправляет, сколько карает человека. Именно места лишения свободы являются основными рассад-никами гомосексуализма, школами, в которых завершается формирование девиантного поведения и самосознания. Девиантное поведение вначале всегда бывает немотивированным. Молодой человек, как правило, хочет соответствовать требованиям общества, но в силу социальных условий, неумения правильно определить свои социальные роли, незнания способов социальной адаптации, нищенского уровня жизни, он не может этого сделать. Наличие девиантной группы облегчает совершение противоправных и аморальных действий, обеспечивает психологический комфорт за участие в подобных действиях, уменьшает эффективность способов социального контроля. К основным факторам социального контроля можно отнести следующие. 1. Методы и средства социального контроля должны быть адекватны конкретным видам девиантного поведения. Основным средством социального контроля должно стать удовлетворение различных потребностей и интересов лиц, склонных к «ненормальному» поведению. Так, научное, техническое и другие виды творчества могут служить серьезной альтернативой разным формам противоправного и аморального поведения. Эффективность предупреждения правонарушений достигается не столько временным подавлением девиантного поведения, сколько его постоянным вытеснением социально одобряемым и полезным поведением. 2. Существенное сужение репрессивных мер воздействия. Лишение свободы приводит личность к социальной и нравственной деградации и может использоваться лишь как крайняя мера воздействия. Следовательно, в отношении молодых правонарушителей допустимо сокращение сроков лишения свободы, отсрочка исполнения приговора, условно-досрочное освобождение и, главное, изменение условий содержания.
3. Создание гибкой и разветвленной системы социальной помощи, включающей государственные, общественные, благотворительные и иные структурные звенья. Неплохо зарекомендовали себя общественные организации по принципу «самопомощи» (группы «анонимных» алкоголиков, наркоманов, лиц, освобожденных из мест лишения свободы). 4. Нравственное возрождение и духовное развитие граждан на принципах общечеловеческой морали и духовных ценностей, свободы совести и слова, индивидуального поиска смысла жизни (кризис духа или утрата смысла жизни — важный фактор девиантного поведения). Создание «институтов согласия» и «институтов посредничества», которые бы принимали на себя функции уголовного и административного правоприменения сообразно тяжести проступка или преступления, личности правонарушителя, условиям совершения противоправного деяния. 5. Жесткий контроль за потоком видеозаписей, содержащих сцены насилия, жестокости и натурального секса. Ориентация молодежи на «изделия» черного рынка, где проповедуется культ насилия и примитивный секс, формирует криминальные установки и ущербное самосознание. 6. Изменение менталитета российских граждан, выросших в условиях тоталитаризма. Формирование средствами массовой информации, учебными и просветительскими организациями более терпимого и милосердного отношения к инакомыслящим и инакодействующим (сексуальным меньшинствам и пр.). 7. Подготовка и переподготовка кадров, которые были бы способны работать с представителями «социального дна»: работников правоохранительных органов, особенно специализирующихся на работе с молодыми правонарушителями в местах лишения свободы; социальных педагогов и социальных психологов; врачей-наркологов и социальных работников — всех тех, кто уже сегодня работает в контактной зоне с девиантами. УЧЕБНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ 1. Что такое девиантное поведение? Перечислите виды отклоняющегося поведения.
2. Каковы причины и формы психических расстройств у молодых людей? 3. Каковы причины девиантного поведения? 4. Перечислите основные формы девиантного поведения. 5. Что подразумевается под понятиями «наркомания» и «токсико-мания»? 6. Что такое пьянство и алкоголизм? 7. Дайте характеристику проституции и суицидальному поведению. 8. В чем суть девиантного поведения на почве сексуальных заболе- • ваний? 9. Раскройте сущность правонарушений как формы антисоциального поведения. 10. Определите понятие социального контроля. 11. Каковы основные факторы социального контроля над лицами с отклоняющимся поведением? РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Алмазов Б.Н. Психическая дезадаптация несовершеннолетних. — Свердловск,1986. 2. Антонян Ю.М. Преступность и психические аномалии. — М.: Наука, 1987. 3. Беличева С.А. Социально-психологические основы предупреждения десоциализации несовершеннолетних: Автореф. дис.— М., 1989. 4. Братусь Б.С. Аномалии личности. — М.: Мысль, 1988. 5. Занесоцкий А.С. Эта непонятная молодежь. — М.: Юриздат, 1990. 6. Иващенко Г. Т. и др. Социальная реабилитация дезадаптиро-ванных детей и подростков в специальных учреждениях.— М., 1996. 7. Ковалев В.В. Психология юношеского возраста. — М., 1979. 8. Криминальная мотивация. — М.: Наука, 1986. 9. Психология развивающейся личности / Ред. А.В. Петровский. М.: Педагогика, 1987. 10. Сологуб Г.П. Пробуждение личности. — М.: Просвещение, 1987. 11. Социально-психологические проблемы отклонений в поведении молодежи. — Киев, 1989. 12. Хохряков Г.Ф. Парадоксы тюрьмы,— М., 1991. Глава 24. Формы и методы социальной работы по повышению жизненного уровня малообеспеченных групп населения
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.76.0 (0.006 с.) |