Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тренинг для подростков, имеющих
КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ Социально-психологический тренинг — это психологическое воздействие, основанное на активных методах групповой работы. Это форма специально организованного общения, в ходе которой решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки, позволяющие снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников (Прутченков А.С., 1996). Во время занятий у подростков происходит смена внутренних установок, расширяются знания, появляется опыт позитивного отношения к себе и окружающим людям. Они становятся более компетентными в сфере общения. Ь97 Во время тренинговых занятий каждый подросток окружается вниманием и заботой. Он может рассчитывать на помощь других. Поэтому он способен активно пробовать различные стили общения, усваивать новые, не свойственные ему ранее коммуникативные умения и навыки, учится доверять людям. Эти занятия готовят к более активной и полноценной жизни в социуме. Задача группы социально-психологического тренинга — помочь каждому участнику выразить себя индивидуальными средствами. Но для этого сначала нужно научиться воспринимать и понимать себя. Самовосприятие личности осуществляется по пяти основным направлениям: 1. Восприятие своего «Я» через соотнесение с другими, т.е. человек использует другого в качестве модели, удобной для наблюдения и взгляда со стороны. Это дает прекрасную возможность идентифицировать, сопоставить себя с другими членами группы. 2. Восприятие себя через восприятие другими, т.е. использование информации, передаваемой окружающими на основе обратной связи. Это позволяет узнавать мнение окружающих о себе через их слова, чувства, поведенческие реакции. 3. Восприятие себя через результаты деятельности, т.е. оценку того, что сделал человек. Этот способ самооценки закрепляет мнение о своих возможностях. 4. Восприятие себя через наблюдение собственных состояний, которое дает понимание своего внутреннего мира. 5. Восприятие себя через оценку внешнего облика. Участники учатся принимать себя и на этой основе развивать свои возможности. Общие цели социально-психологического тренинга, способствующие развитию личности: а) повышение социально-психологической компетентности участников, развитие их способности активно взаимодействовать с окружающими; б) формирование активной социальной позиции подростков и развитие их способности производить значимые изменения в своей жизни и жизни окружающих людей; в) повышение общего уровня психологической культуры.
Общие цели тренинга реализуются в частных задачах: овладение определенными социально-психологическими знаниями; развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других; диагностика и коррекция личностных качеств, снятие коммуникативных барьеров; овладение индивидуализированными приемами межличностного взаимодействия. Среди принципов тренинговой работы основными являются: 1. Диалогизация взаимодействия, т.е. равноправное полноценное межличностное общение, основанное на доверии и взаимоуважении участников. 2. Постоянная обратная связь, т.е. непрерывное получение участником информации от других членов группы, анализирующих результаты его действий. 3. Самодиагностика, способствующая самораскрытию участников, осознанию и формулированию ими собственных личностно-значимых проблем. 4. Оптимизация развития. Констатация определенного психологического состояния отдельных участников и группы в целом и создание условий для их развития. 5. Гармонизация интеллектуальной и эмоциональной сфер — сочетание эмоционального накала и постоянной рефлексии переживаний. 6. Добровольное участие в тренинге и его отдельных занятиях и упражнениях, предполагающее личную заинтересованность подростка. 7. Постоянный состав группы, способствующий групповой динамике и самораскрытию подростков. 8. Погружение, требующее организации работы крупными временными блоками. 9. Изолированность, обеспечивающая конфиденциальность занятий. 10. Свободное пространство, создающее возможность свободного передвижения, работы в микрогруппах. Примерное содержание занятий тренинга коммуникативных умений 1-е занятие. Знакомство с принципами и правилами работы в группе 1. Представление.
2. Правило группы. 3. Мой благородный поступок. 4. Список личных претензий. 5. Диагностика общительности. 6. Домашнее задание «Мой стиль общения*. 7. Анализ итогов «откровенно говоря». 2-е занятие. Самоанализ качеств, важных для межличностного общения I комплимент. 2. Анализ домашнего задания «Мой стиль общения». 3. Список качеств, важных для общения. 4. Угадывание мыслей и чувств «Экстрасенс»..5. Принимаю решение по изменению... 6. Анализ итогов. 3-е занятие. Развитие умений самоанализа и преодоления психологических барьеров 1. Нетрадиционное «невербальное» приветствие. 2. Домашнее задание «Мой лучший друг». 3. Грани нашего сходства. 4. Игра «На воздушном шаре». 5. Оценка группы по коммуникативным качествам. 6. Я в тебе уверен. 7. Анализ итогов. 4-е занятие. Способы самоанализа и самокоррекции 1. Волшебные слова. 2. Анализ дневников «Мой тип общения». 3. Контакты с новыми людьми. 4. Эксперимент «Дилемма узника». 5. Анализ событий в группе. 6. Анализ итогов. 5-е занятие. Закрепление коммуникативных навыков, настрой на будущее. 1. Комплименты «Мне очень нравится, когда ты...». 2. Анализ дневников «Мое общение». 3. Повторная диагностика общительности. 4. Психологический чемодан: «Что собрать тебе в дорогу?» 5. Самоанализ «Больше всего мне нравится, когда партнер по общению...». 6. Подведение итогов тренинга. Для массовой работы с подростками в условиях школы-интерната, детского дома эффективно применение психотерапевтических методик типа «Арена» А.Б. Добровича и психодраматическое разыгрывание жизненных историй А.Ф. Шадуры. В первом случае с отдельным подростком или группой, желающими разрешить свои проблемы, работает психотерапевт. В малом круге, «на арене», разворачивается психокор-рекционное действо, а большая группа подростков в зале создает эффект присутствия, сопереживает «актерам», идентифицируется с ними, многократно усиливая психотерапевтический эффект. Во втором случае психотерапевт или психолог выступает в роли режиссера, который готовит психодраматическую группу (5—6 человек), способную на сцене «оживить» любую проблему, представить ситуацию, продемонстрировать состояние, переживания человека и показать их реальную сущность и значимость. Драматизация осуществляется на основе пантомимы и предъявляет к «актерам» высокие требования. Визуализация проблемных ситуаций с привнесением в них нового рационально-эмоционального уровня способствует осознанию и отреагированию проблем, десенсибилизирует подростков с аффективным поведением.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.239.77 (0.009 с.) |