Тема 1 Предмет, методы и задачи курса, принципы организации сельскохозяйственного производства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1 Предмет, методы и задачи курса, принципы организации сельскохозяйственного производства



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению контрольной работы

по дисциплине Организация сельскохозяйственного производства»

Направление подготовки бакалавра

Зоотехния

(код и наименование направления подготовки бакалавра)

 

 

Форма обучения

заочная _

 

 

Полесск

 

Методические указания подготовлены в соответствии с программой дисциплины «Организация сельскохозяйственного производства». Предназначены для использования студентами заочного отделения при выполнении контрольной работы.

Составитель:

Овчинников Л.П. – доцент, ст.преподаватель кафедры организация и управления в аграрной сфере

Хижнякова Т.В.. – ст.преподаватель кафедры организация и управления в аграрной сфере

Рецензенты:

 

Учебно-методические материалы утверждены на заседании кафедры организация и управления в аграрной сфере

«_____» ________ 20____ г. протокол №____

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………....……………… 4

1 Общие методические рекомендации по изучению дисциплины …….……. 5

2 Содержание учебной программы ………………............................................ 6

3 Методические указания по выполнению контрольной работы …........... 15

Список рекомендуемой литературы …………………………………………. 19

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Организация сельскохозяйственного производства – одна из дисциплин заключительного этапа подготовки специалистов, работающих в отрасли животноводства. Она позволяет им аккумулировать полученные знания по всему циклу изучаемых дисциплин и реализовать их в практической работе.

Дисциплина изучает и учит применять на практике организационно-экономические основы всех видов сельскохозяйственных предприятий, специализацию, принципы и методы планирования и прогнозирования, системы планов, прогнозов, вопросы внутрихозяйственной и межхозяйственной кооперации и другие важные вопросы организации сельскохозяйственного производства.

Изучение и освоение организации сельскохозяйственного производства дает возможность специалистам эффективно налаживать внутрихозяйственные производственные и экономические отношения в условиях предпринимательства и конкуренции товаропроизводителей, уметь анализировать хозяйственную деятельность сельскохозяйственных

предприятий и их подразделений, разрабатывать заказ на производство коллективами подразделений продукции растениеводства и животноводства на основе комплексной механизации и соответствующие разделы годового и перспективного планов экономического и социального развития хозяйства. Исходя из этих предпосылок, изучение организации сельскохозяйственного производства является важной составляющей частью подготовки специалистов агропромышленного комплекса.

Цель дисциплины – вооружить будущих специалистов научными знаниями по эффективной организации сельскохозяйственного производства в условиях многоукладной экономики для развития рыночных отношений и приобретения практических навыков в организации трудовых процессов, в организации производства в целом, проведении различных аналитических и планово-экономических расчетов в отдельных отраслях.

 

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Учебный план по дисциплине предусматривает для студентов факультета заочного обучения по направлению 36.03.02 Зоотехния следующие виды учебной работы:

а) в межсессионный период – самостоятельное изучение теоретических и практических вопросов программы, выполнение одной контрольной работы;

б) в период сессии – лекций в объеме 6 часов, практических занятий в объеме 12 часов со сдачей зачета по ним.

Самостоятельное изучение дисциплины следует начинать с ознакомления с содержанием учебной программы, подбора необходимой учебной, методической и справочной литературы. Важно при этом изучение вопросов учебной программы сочетать с ознакомлением и экономическим анализом современного состояния и перспектив развития конкретного предприятия, а также принимать активное участие в разработке мероприятий по повышению эффективности животноводческих отраслей, их практической реализации.

Общий порядок самостоятельного изучения отдельных тем дисциплины рекомендуется следующий:

1. Ознакомление с содержанием учебной программы и методическими советами по каждой теме в данном учебно-методическом пособии;

2. Изучение вопросов темы по учебной литературе;

3. Самопроверка знаний путем ответов на вопросы, приведенные в настоящем пособии и перечне вопросов, выносимых на экзамены по дисциплине;

4. Дополнительное изучение по учебной литературе тех вопросов, недостаточные знания по которым выявились при самопроверке.

Поскольку по своему содержанию контрольная работа включает вопросы по большинству тем учебной программы, к ее выполнению следует приступать только после самостоятельного изучения всей дисциплины.

Выполнение контрольной работы является важной составной частью самостоятельной работы студента по изучению дисциплины.

Контрольная работа представляется студентом при сдаче зачета и остается на кафедре.

Рекомендуемый список литературы при написании контрольной работы приведен ниже.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

 

Для ознакомления студента с содержанием дисциплины ниже приводятся темы учебной программы с выделением узловых вопросов, которые используются также при самопроверке знаний путем ответа на каждый из них.

 

Предприятиях

 

Порядок разработки и утверждения положения об оплате труда работников на сельскохозяйственных предприятиях. Формы оплаты труда в сельском хозяйстве и их характеристика. Сущность системы оплаты труда в зависимости от валового дохода.

Тарифная система оплаты труда и ее составные элементы: единая тарифная сетка рабочих и служащих народного хозяйства, тарифная ставка первого разряда и межразрядные коэффициенты, а также коэффициенты повышения ставок рабочих по технологическим видам работ и отраслям к тарифным ставкам рабочих соответствующих разрядов в ЕТС. Справочники по тарификации работ и профессий. Роль тарифной системы в регулировании и гарантированности оплаты труда. Оплата труда бригадиров, их помощников, звеньевых и старших рабочих. Особенности оплаты труда специалистов, возглавляющих бригады. Оплата труда специалистов, работающих в подрядных и арендных коллективах и внутрихозяйственных кооперативах. Оплата труда руководителей, специалистов и служащих по ЕТС.

 

Продукции

 

Значение, понятие и виды себестоимости продукции на сельскохозяйственных предприятиях. Классификация производственных затрат при исчислении себестоимости сельскохозяйственной продукции. Прямые, общебригадные (общефермские), общецеховые и общехозяйственные затраты. Методика распределения косвенных (распределяемых) затрат между объектами калькуляции. Виды продукции при исчислении себестоимости (основная, сопряженная, побочная). Методика распределения производственных затрат между продукцией, получаемой от одного объекта калькуляции в сельскохозяйственных предприятиях. Последовательность исчисления себестоимости продукции и услуг по отраслям и производствам сельскохозяйственного предприятия. Методика определения себестоимости продукции и услуг обслуживающих производств. Методика исчисления себестоимости продуктов растениеводства (кормов). Методика исчисления себестоимости продукции животноводства: молока и приплода коров, прироста живой массы молодняка и взрослых животных на откорме, шерсти и других продуктов животноводства. Методика расчета себестоимости продукции производств, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию.

Пути снижения себестоимости производства продуктов животноводства на сельскохозяйственных предприятиях. Опыт передовых хозяйств по удешевлению производства сельскохозяйственной продукции.

Рентабельность производства на сельскохозяйственных предприятиях: значение, понятие, показатели рентабельности. Норма рентабельности и норма прибыли, методика их определения. Особенности исчисления рентабельности в крестьянских (фермерских) хозяйствах и сельскохозяйственных кооперативах.

Факторы, оказывающие влияние на повышение рентабельности сельскохозяйственных предприятий. Опыт передовых хозяйств по достижению высокой рентабельности производства продукции животноводства.

 

Производства

 

Экономическая сущность и значение специализации. Принципы разделения сельскохозяйственных предприятий по направлению специализации. Внутрихозяйственная специализация. Факторы, определяющие развитие экономического процесса специализации сельскохозяйственных предприятий в современных условиях (научно-технический процесс и инновационная деятельность, природные условия). Создание крупных индустриальных центров и рынков сбыта.

Концентрация производства – необходимое условие ускорения экономического развития. Методы определения рациональных (оптимальных) размеров сельскохозяйственных предприятий. Основные показатели размеров сельскохозяйственного предприятия. Классификация сельскохозяйственных предприятий по степени концентрации производства. Природные, экономические, технические и организационные условия, оказывающие влияние на размер предприятия.

Понятие отрасли. Способы определения оптимального состава и параметров сочетания отраслей. Последовательность проводимых операций при расчетном методе оптимизации отраслевой структуры сельхозпроизводства. Экономико-математическая модель оптимизации производственной структуры сельхозпредприятий. Основные критерии определения рациональных размеров отраслей сельскохозяйственного предприятия.

 

 

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Как отмечалось выше, в соответствии с учебным планом студенты факультета заочного обучения по направлению 36.03.02 Зоотехния выполняют контрольную работу по одному из предложенных вариантов. К этой работе рекомендуется приступать только после того, как у студента сложится достаточно ясное понимание теоретических положений изучаемой дисциплины.

Значение контрольной работы

Контрольная работа является одной из форм подготовки бакалавров менеджеров. Её написание имеет большое значение:

• во – первых, она приобщает студентов к самостоятельной творческой работе подбирать, обрабатывать и анализировать конкретный материал, составлять таблицы и диаграммы и на их основе делать правильные выводы;

• во – вторых, студент привыкает четко, последовательно и экономически грамотно излагать свои мысли при анализе теоретических проблем и учится творчески применять теорию, связывать её с практикой;

• в- третьих, работа закрепляет и углубляет знания студентов по предмету;

Контрольная работа – это первая проба пера, подготовительная ступень к написанию дипломной работы. Она приучает студента к научно-исследовательской работе и способствует приобретению опыта и навыков ведения её. Контрольная работа является также итогом самостоятельного изучения студентом данной дисциплины.

Контрольная работа выполняется в соответствии с учебным планом экономического факультета очного и заочного отделений. Она является обязательной формой отчета студента перед кафедрой.

К сдаче зачета, экзамена дисциплине допускаются лишь те студенты, которые имеют положительные оценки по контрольной работе.

Контрольная работа студента не возвращается.

 

Оформление контрольной работы

Контрольная работа выполняется на листах формата А4 в компьютерном (шрифт 14, полуторный интервал между сточками) или машинописном варианте. На листе расстояние от рамки формы до границ листа должно быть: сверху – 20 мм, снизу - 20 мм, справа – не менее 10 мм, слева – 25 мм. Начала абзаца – с абзацного отступа – 40 мм. Объем контрольной работы – до 20 страниц. Объем приложений не ограничивается.

Тематика контрольной работы

Каждый студент может использовать свой вариант. Номер варианта контрольной работы и содержание вопросов определяется по нижеследующей таблице. Вопросы, возникающие в процессе выполнения работы, разбираются совместно с преподавателем во время индивидуальной консультации.

Список литературы

Основная:

1.Минакова И.А.Экономика сельского хозяйства-М: КолоС,2010

2.Шакиров Ф. К. Организация сельскохозяйственного производства -М: КолоС,2011

3.Шакиров Ф.К. Организация производства на предприятиях АПК-М: КолоС,2011

Дополнительная литература

1.пАпaльков И.Е., Смирнов А.С. Экономика, организация и планирование сельскохозяйственного производства. [Учеб. пособия для сред. с.-х. учеб. заведений по зоотехническим и вет. специальностям]. Изд. 2-е, доп. и рераб. М., «Колос», 2009. – 435 с.

2. Горюнов С.А., Назаренко Н.Т., Потов Ю.Ю. Основы рыночных отношений в сельском хозяйстве. Воронеж, 2011. – 348 с.

3. Животноводство в фермерском и личном подсобном хозяйстве С.Н. Ижболдина. – 5-е изд., доп. и перераб. – Ижевск: удмуртия, 2010. – 336 с.

4.пОрганизация и управление производством на сельскохозяйственных предприятиях/ В.Т. Водяников, А.И. Лысюк, Н.Е. Зилин и др.; под ред. В.Т. Водянникова. – М.: Издательство КолосС; 2010. – 506с.

5. Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях АПК: учеб. пособие / Ю.Н. Шумаков, В.И. Еремин, С.В. Жариков и др.; под ред. Ю.Н. Шумакова.- М.: Колос, 2010.

6. Петряков А.В. Специфика сельского хозяйства и современная аграрная реформа в России. – М.: 2008.– 532с.

7. Попов Н. А. Организация сельскохозяйственного производства. С методическими указаниями по расчетам основных производственно-экономических показателей на предприятиях АПК. Учебник. – М., «ЭКМОС», 2010. – 352 с.

8. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: учеб. пособие/ Г.В. Савицкая – 5-е изд., испр. и доп. – М: Новое издание, 2010. – 652 с. – (Экономическое образование)

9. Экономика предприятия: Учебник для вузов. 4-е изд. / Под ред. Акад. В. М. Семенова – СПб.: Питер, 2009. – 384 с.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению контрольной работы

по дисциплине Организация сельскохозяйственного производства»

Направление подготовки бакалавра

Зоотехния

(код и наименование направления подготовки бакалавра)

 

 

Форма обучения

заочная _

 

 

Полесск

 

Методические указания подготовлены в соответствии с программой дисциплины «Организация сельскохозяйственного производства». Предназначены для использования студентами заочного отделения при выполнении контрольной работы.

Составитель:

Овчинников Л.П. – доцент, ст.преподаватель кафедры организация и управления в аграрной сфере

Хижнякова Т.В.. – ст.преподаватель кафедры организация и управления в аграрной сфере

Рецензенты:

 

Учебно-методические материалы утверждены на заседании кафедры организация и управления в аграрной сфере

«_____» ________ 20____ г. протокол №____

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………....……………… 4

1 Общие методические рекомендации по изучению дисциплины …….……. 5

2 Содержание учебной программы ………………............................................ 6

3 Методические указания по выполнению контрольной работы …........... 15

Список рекомендуемой литературы …………………………………………. 19

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Организация сельскохозяйственного производства – одна из дисциплин заключительного этапа подготовки специалистов, работающих в отрасли животноводства. Она позволяет им аккумулировать полученные знания по всему циклу изучаемых дисциплин и реализовать их в практической работе.

Дисциплина изучает и учит применять на практике организационно-экономические основы всех видов сельскохозяйственных предприятий, специализацию, принципы и методы планирования и прогнозирования, системы планов, прогнозов, вопросы внутрихозяйственной и межхозяйственной кооперации и другие важные вопросы организации сельскохозяйственного производства.

Изучение и освоение организации сельскохозяйственного производства дает возможность специалистам эффективно налаживать внутрихозяйственные производственные и экономические отношения в условиях предпринимательства и конкуренции товаропроизводителей, уметь анализировать хозяйственную деятельность сельскохозяйственных

предприятий и их подразделений, разрабатывать заказ на производство коллективами подразделений продукции растениеводства и животноводства на основе комплексной механизации и соответствующие разделы годового и перспективного планов экономического и социального развития хозяйства. Исходя из этих предпосылок, изучение организации сельскохозяйственного производства является важной составляющей частью подготовки специалистов агропромышленного комплекса.

Цель дисциплины – вооружить будущих специалистов научными знаниями по эффективной организации сельскохозяйственного производства в условиях многоукладной экономики для развития рыночных отношений и приобретения практических навыков в организации трудовых процессов, в организации производства в целом, проведении различных аналитических и планово-экономических расчетов в отдельных отраслях.

 

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Учебный план по дисциплине предусматривает для студентов факультета заочного обучения по направлению 36.03.02 Зоотехния следующие виды учебной работы:

а) в межсессионный период – самостоятельное изучение теоретических и практических вопросов программы, выполнение одной контрольной работы;

б) в период сессии – лекций в объеме 6 часов, практических занятий в объеме 12 часов со сдачей зачета по ним.

Самостоятельное изучение дисциплины следует начинать с ознакомления с содержанием учебной программы, подбора необходимой учебной, методической и справочной литературы. Важно при этом изучение вопросов учебной программы сочетать с ознакомлением и экономическим анализом современного состояния и перспектив развития конкретного предприятия, а также принимать активное участие в разработке мероприятий по повышению эффективности животноводческих отраслей, их практической реализации.

Общий порядок самостоятельного изучения отдельных тем дисциплины рекомендуется следующий:

1. Ознакомление с содержанием учебной программы и методическими советами по каждой теме в данном учебно-методическом пособии;

2. Изучение вопросов темы по учебной литературе;

3. Самопроверка знаний путем ответов на вопросы, приведенные в настоящем пособии и перечне вопросов, выносимых на экзамены по дисциплине;

4. Дополнительное изучение по учебной литературе тех вопросов, недостаточные знания по которым выявились при самопроверке.

Поскольку по своему содержанию контрольная работа включает вопросы по большинству тем учебной программы, к ее выполнению следует приступать только после самостоятельного изучения всей дисциплины.

Выполнение контрольной работы является важной составной частью самостоятельной работы студента по изучению дисциплины.

Контрольная работа представляется студентом при сдаче зачета и остается на кафедре.

Рекомендуемый список литературы при написании контрольной работы приведен ниже.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

 

Для ознакомления студента с содержанием дисциплины ниже приводятся темы учебной программы с выделением узловых вопросов, которые используются также при самопроверке знаний путем ответа на каждый из них.

 

Тема 1 Предмет, методы и задачи курса, принципы организации сельскохозяйственного производства

 

Понятие и предмет науки, ее место в системе экономических наук. Содержание процесса организации производства. Задачи науки «Организация сельскохозяйственного производства» в условиях развития рыночных отношений и соблюдения законодательства РФ. Методы исследований, применяемые в организации сельскохозяйственного производства (монографический, экономико-статистический, экспериментальный, расчетно-конструктивный, математического моделирования).

Основные принципы организации сельскохозяйственного производства (экономическая эффективность производства, децентрализация управления).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.13.173 (0.054 с.)