Меры государственной поддержки семьи и детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Меры государственной поддержки семьи и детей



В Республике Беларусь сложилась стабильная система мер экономической поддержки семей с детьми, включающая в себя различные виды пособий, льгот и гарантий. В систему входят меры по поддержанию доходов семей с детьми, включая льготы и гарантии в сфере труда и налогообложения; оказанию финансовой помощи семьям при строительстве (реконструкции) жилья; меры по развитию сети учреждений образования, культуры, здравоохранения и обеспечению широкого доступа к ним семей с детьми. Каждая мера решает определенные задачи, так как оказывает влияние на различные аспекты жизнедеятельности семей.

Основным звеном гарантированной поддержки государства в период рождения и ухода за детьми является система государственных пособий. Система постоянно развивается, в том числе, с учетом международного законодательства. Назначаются три группы пособий: по материнству, семейные и по временной нетрудоспособности по уходу за детьми. Всего 11 видов пособий.

Размеры государственных пособий на детей ежеквартально пересматриваются в соответствии со статьей 26 Закона Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей». В результате в 2015 году по сравнению с 2014 годом среднемесячный размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет увеличился на 13,6 % и составил 2 473,3 тыс. рублей, в том числе, в декабре – 2 607,6 тыс. рублей.

Размеры других видов государственных пособий, в том числе единовременного пособия в связи с рождением ребенка, выросли в 2015 году на 20,5 % (в сравнении с 2014 годом).

Всего системой государственных пособий в 2015 году охвачено 541,5 тыс. детей (из них – 348,3 тыс. в возрасте до 3 лет), что составляет 30,5 % от их общего количества (обеспеченность пособиями детей в возрасте до 3 лет составляет 99,6 %). В 2015 году государственные затраты на выплату 11 видов пособий составили 17 трлн. рублей – 2 % ВВП.

В 2015 году значительно возросло количество детей в возрасте старше 3 лет, обеспеченных государственными пособиями (в 2014 году ‑ 31,5 тыс. детей, в 2015 году ‑ 193,2 тыс. детей). Это обусловлено тем, что с 1 января 2015 года Указом Президента Республики Беларусь от 09.12.2014 г. № 572 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, воспитывающих детей» (далее ‑ Указ) введено дополнительное пособие семьям с двумя и более детьми ‑ ежемесячное пособие семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лег в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет.

Размер его составляет 50 % бюджета прожиточного минимума в среднем надушу населения.

В соответствии с Указом система поддержки многодетных семей усилена введением нового элемента ‑ семейный капитал (единовременное предоставление семьям безналичных денежных средств в размере 10 000 долларов США при рождении, усыновлении (удочерении) третьего или последующих детей). Программа временная, рассчитана на 5 лет – с 1 января 2015 г. по 31 декабря 2019 г., распространяется на граждан Республики Беларусь.

В 2015 году в ОАО «АСБ Беларусбанк» открыто 11 582 депозитных счета «семейный капитал» на сумму 115,8 млн. долларов США.

Дополнительно при рождении в семье двойни и более детей, производится единовременная выплата в размере 2 БПМ на каждого родившегося ребенка. В 2015 году родилось 1316 двоен, 21 тройня.

Развиваются условия для совмещения профессиональных и семейных обязанностей, совершенствуется законодательство о труде. Трудовым кодексом Республики Беларусь родителям, воспитывающим ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, предоставлено право на один свободный от работы день в месяц за счет средств государственного социального страхования. Родители, воспитывающие троих и более детей в возрасте до 16 лет или ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, имеют право на один дополнительный свободный от работы день в неделю, оплачиваемый в размере среднего дневного заработка за счет средств нанимателя.

В 2014 году вступили в силу изменения и дополнения в Трудовой кодекс Республики Беларусь. В частности, в соответствии со статьей 185 ТК отпуск по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет предоставляется работающему отцу или другим работающим родственникам ребенка не только в случае выхода матери ребенка на работу (учебы), но и если она является индивидуальным предпринимателем, адвокатом, нотариусом, творческим работником либо осуществляет услуги в сфере агроэкотуризма. Дополнения, внесенные в статью 265 ТК, позволяют реализовать право на дополнительный свободный от работы день в неделю или в месяц не только отцу или матери, но и мачехе или отчиму.

Малообеспеченным семьям, воспитывающим детей, и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, предоставляется государственная адресная социальная помощь в рамках Указа Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 г. № 41 «О государственной адресной социальной помощи». Указом предоставлена возможность малообеспеченным семьям одновременно получать ежемесячное, единовременное социальные пособия и бесплатные продукты питания детям до 2 лет.

В 2015 году государственная адресная социальная помощь предоставлялась в виде пяти социальных выплат: ежемесячного и единовременного социальных пособий, социального пособия для возмещения затрат на приобретение подгузников (инвалидам 1 группы и детям-инвалидам с IV степенью утраты здоровья), социального пособия на оплату технических средств социальной реабилитации и в виде обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни.

Неполным семьям, в которых родитель осуществляет уход за ребенком в возрасте до 3 лет, ежемесячное социальное пособие предоставляется на 6 месяцев. Неполным семьям, в которых родитель осуществляет уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, такое пособие предоставляется до 12 месяцев.

Семьи при рождении двойни или более детей имеют право на бесплатное обеспечение продуктами питания детей первых двух лет жизни независимо от величины среднедушевого дохода.

Социальные пособия для возмещения затрат на приобретение подгузников и оплату средств реабилитации предоставляются независимо от доходов семьи.

Семьи, воспитывающие несовершеннолетних детей, являются основными получателями ежемесячного и единовременного социальных пособий ‑ 93,4 и 74,8 % соответственно.

В 2015 году всего получателями ГАСП стали 251,3 тыс. человек, сумма предоставленной помощи составила 554,8 млрд. рублей.

Получателями ежемесячного и единовременного социальных пособий из семей, воспитывающих несовершеннолетних детей, стали 85,3 тыс. человек, сумма такой помощи составила 126,3 млрд. рублей.

Обеспечено продуктами питания 27,6 тыс. детей в возрасте до 2 лет на сумму 141,9 млрд. рублей.

Социальное пособие на оплату технических средств социальной реабилитации предоставлено 3,7 тыс. детей, на сумму ‑ 15,9 млрд. рублей.

Социальное пособие для возмещения затрат на приобретение подгузников предоставлено 2,2 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, имеющих IV степень утраты здоровья, на сумму 18,2 млрд. рублей.

В рамках мероприятий по социальной поддержке семьи и детства Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 годы предусмотрена ежегодная выплата единовременной материальной помощи к учебному году семьям, воспитывающим троих и более детей, обучающихся в учреждениях общего среднего и специального образования, в размере до 30 % бюджета прожиточного минимума, действующего на 1 августа календарного года.

В 2015 году единовременную материальную помощь к учебному году получили 18 175 семей (46 240 детей) на общую сумму 19,8 млрд. рублей. Средний размер материальной помощи составил 429,0 тыс. рублей на одного ребенка.

Материнство поощряется на высоком государственном уровне. С 1996 года 8 253 матери, воспитывающих (воспитавших) пятерых и более детей, награждены орденом Матери. Награжденным матерям производится единовременная денежная выплата в размере 5 БПМ.

В сфере пенсионного обеспечения детям предоставляются следующие социальные гарантии:

детям-инвалидам вследствие общего заболевания в возрасте до 18 лет назначаются социальные пенсии, исчисляемые в процентах от бюджета прожиточного минимума, при степени утраты здоровья: первой – 80 % (по итогам 2015 года ‑ 1255,3 тыс. руб.), второй – 85 % (по итогам 2015 года ‑ 1333,8 тыс. руб.), третьей – 95 % (по итогам 2015 года ‑ 1490,7 тыс. руб.), четвертой – 110 % (по итогам 2015 года ‑ 1726,0 тыс. руб.);

в случае потери кормильца детям (в том числе усыновленным, пасынкам и падчерицам) назначаются пенсии в размере 40 % среднемесячного заработка кормильца, но не менее 100 % минимального размера пенсии по возрасту. На детей-сирот, а также лиц из числа детей-сирот пенсия назначается в размере 50 % заработка кормильцев, но не менее двукратного минимального размера пенсии по возрасту. Дети-сироты, не получающие трудовую пенсию по случаю потери кормильца, имеют право на социальную пенсию в размере 85 % бюджета прожиточного минимума.

По итогам 2015 года в республике социальные пенсии получали 28,8 тысячи детей-инвалидов в возрасте до 18 лет.

На декабрь 2015 года пенсии по случаю потери кормильца получали 51,3 тысячи детей в возрасте до 18 лет, в том числе 2,7 тысяч детей-сирот. Средний размер пенсии детям по случаю потери кормильца составил 1621,8 тыс. руб. (детям-сиротам 2027,3 тыс. руб.).

С 1 марта 2015 года внесены изменения по выплате пенсий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся в детских домах семейного типа. Таким детям, также как и детям, находящимся в опекунских и приемных семьях, пенсии выплачиваются в полном размере (Указ Президента Республики Беларусь от 17 февраля 2015 г. № 70 «О внесении дополнения и изменения в Указ Президента Республики Беларусь»).

В 2015 году ГАСП в Брестской области в виде ежемесячного и единовременного социальных пособий получили 3 363 семьи, воспитывающих несовершеннолетних детей (из них многодетные – 1 508, неполные – 1 313, семьи, воспитывающие детей-инвалидов ‑ 120).

Материальная помощь из средств местных бюджетов оказана 81 человеку из малообеспеченных семей на сумму 36,9 млн. рублей, единовременная помощь из средств государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь ‑ 438 детям-инвалидам на сумму 1 063,7 млн. рублей.

Осуществлена выплата единовременной материальной помощи к учебному году семьям, воспитывающим троих и более детей, обучающихся в учреждениях общего среднего и специального образования в сумме 6,4 млрд. рублей. Помощь оказана 4 449 семьям на 14 714 детей.

В 2015 году услугами почасового ухода за малолетними детьми (услуга няни) неполным семьям, воспитывающим ребенка-инвалида, и семьям, воспитывающим двоих и более детей-инвалидов воспользовались 9 неполных семей, воспитывающих 9 детей-инвалидов и 3 семьи, воспитывающих двоих и более детей-инвалидов.

В регионах области проводилась работа по назначению семейного капитала. В 2015 году местными исполнительными и распорядительными органами семейный капитал назначен 2 832 семьям.

Кроме того, в 2015 году выплачена единовременная материальная помощь к началу учебного года 449 семьям, воспитывающим троих и более детей, обучающихся в учреждениях общего среднего и специального образования, на эти цели израсходовано 6 421,2 млн. рублей бюджетных средств.

Дополнительно малообеспеченным семьям оказывается помощь по подготовке детей в школу на основании положений коллективных трудовых договоров предприятий и организаций. Практикуется выделение дополнительного выходного дня матери для сбора детей в школу.

На учете в территориальных центрах социального обслуживания населения области на 1 января 2016 года состоит 4 667 семей, воспитывающих детей-инвалидов в возрасте до 18 лет. Услуга социальный патронат предоставлена 285 семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в том числе 118 семьям, воспитывающим детей-инвалидов.

В Витебской области эффективно реализуется государственная адресная социальная помощь. В 2015 году такую помощь получили 35,8 тыс. человек на сумму 64,9 млрд. рублей. Из общего числа получателей 3444 ребенка первых двух лет жизни обеспечены продуктами питания на сумму 16,3 млрд. рублей; 4802 семьям, воспитывающим несовершеннолетних детей, предоставлена адресная помощь в виде ежемесячного и единовременного социальных пособий на сумму 18,1 млрд. рублей. Техническими средствами социальной реабилитации на сумму 760,3 млн. рублей обеспечены 149 детей, которые не признаны инвалидами, но нуждающимся по медицинским показаниям в помощи.

Семьи, воспитывающие двоих и более детей, родившихся одновременно, и семьи, воспитывающие ребенка-инвалида, воспользовались социальной услугой няни на безвозмездной основе. На 1 января 2016 года численность нянь по области составила 93 человека (на 01.01.2015 ‑ 63). Предоставлено услуг почасового ухода за малолетними детьми, семьям, воспитывающим двоих и более детей, родившихся одновременно – 97 (в 2014 году – 53); неполным семьям, воспитывающим детей-инвалидов – 7 (в 2014 году – 4); полным семьям, воспитывающим двоих и более детей-инвалидов ‑ 9 (в 2014 году – 1) и 7 семьям, воспитывающим троих детей, родившихся одновременно (в 2014 году – 5).

В 2015 году в области принято более 1200 решений городских (районных) исполнительных комитетов о назначении семейного капитала.

В 2015 году для подготовки детей к новому учебному году органами по труду, занятости и социальной защите, предприятиями и организациями области, оказана материальная помощь 14,1 тыс. семьям на сумму 12,3 млрд. рублей.

По состоянию на 01.01.2015 действующей системой государственных пособий в Гомельской области охвачено 79,7 тыс. детей (в том числе в органах по труду, занятости и социальной защите – 16,2 тыс. детей), из них 50,5 тыс. – в возрасте до 3-х лет, 29,2 тыс. – старше 3-х лет. Пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет получают 2,8 тыс. лиц. На выплату единовременных и ежемесячных пособий израсходовано 2 088,5 млрд. рублей.

По итогам 2015 года ежемесячное и единовременное социальные пособия получили 4,4 тыс. семей, воспитывающих несовершеннолетних детей, на сумму 25,6 млрд. рублей; 6,8 тыс. детей в возрасте до двух лет обеспечены продуктами питания на сумму 33,8 млрд. рублей. Более 300 детей в возрасте до 18 лет, не признанных инвалидами, но нуждающихся по медицинским показаниям в средствах реабилитации, получили социальное пособие на оплату технических средств социальной реабилитации в сумме 1,8 млрд. рублей.

На 01.01.2016 на учете в органах по труду, занятости и социальной защите Гродненской области состояло 11870 граждан, являющихся получателями государственных пособий семьям, воспитывающим детей.

В 2015 году местными исполнительными и распорядительными органами принято 1695 решений о назначении семейного капитала.

С целью поддержки малообеспеченных и находящихся в трудной жизненной ситуации граждан и семей ГАСП предоставлена 25102 гражданам на сумму 59,3 млрд. рублей (2014 – 21666 гражданам на сумму 43,8 млрд. рублей), из них 3550 являются многодетными семьями (2014 – 3032), 1684 – неполным (2014 – 1696), 148 ‑ семьи, воспитывающие детей-инвалидов (2014 – 166). В том числе 2137 детей первых двух лет жизни обеспечены продуктами питания на сумму 13,4 млрд. рублей (2014 – 2288 детей, на сумму 10,8 млрд. рублей).

В 2015 году в Минской области пособия семьям, воспитывающим детей, выплачены на сумму 2058,3 млрд. рублей.

На 01.01.2016 в области насчитывается 13 180 многодетных семей. В 2015 году 2201 многодетная семья получила льготные кредиты на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений на сумму 490,4 млрд. рублей. Финансовая помощь государства в погашении задолженности по указанным кредитам предоставлена 7888 семьям, на сумму 33,1 млрд. рублей.

Финансовую поддержку для погашения задолженности по кредитам, выданным на общих основаниях на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, получили 2014 граждан, обратившихся за данным видом помощи, на сумму 13,4 млрд. рублей.

В области ГАСП в виде единовременных и (или) ежемесячных пособий предоставлена 2913 семьям, воспитывающим несовершеннолетних детей, на сумму 18,3 млрд. рублей, в том числе в виде обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни – 3328 детям на сумму 19,0 млрд. рублей. Услугами няни воспользовались 247 семей, в которых родилась двойня, тройня и более детей.

На 01.01.2016 семейный капитал назначен 2390 многодетным семьям области.

В области к 2015/2016 учебному году 2544 семьям (8241 школьник), воспитывающим троих и более детей, обучающихся в учреждениях общего среднего и специального образования, произведена выплата единовременной материальной помощи на сумму 3,1 млрд. рублей. Всего из различных источников (ГАСП, средства организаций и предприятий по месту работы родителей, внебюджетные средства) 5672 семей (13600 школьников) получили помощь на сумму 6,5 млрд. рублей.

В 2015 году в органах по труду, занятости и социальной защите г. Минска назначено 27 243 государственных пособий семьям, воспитывающим детей (по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет – 7223; семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет – 7235; на детей старше трех лет из отдельных категорий семей – 1621; по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет – 1425; в связи с рождением ребенка – 5315; женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности – 4424).

Ежемесячные и единовременные социальные пособия назначены 5300 гражданам на сумму 7,9 млрд. рублей. Основными получателями данных видов помощи являются семьи, воспитывающие несовершеннолетних детей, в том числе: многодетные – 313 семей (12,0 % от общего числа назначений); неполные – 764 семей (29,4 %); воспитывающие детей-инвалидов – 65 семей (2,5 %); полные семьи, воспитывающие одного или двух несовершеннолетних детей – 92 семьи (3,5 %). Обеспечено бесплатными продуктами питания 2612 детей первых двух лет жизни на сумму 18,0 млрд. рублей.

В течение 2015 года в г. Минске семейный капитал назначен 2232 семьям.

В 2015 году на учете в органах социальной защиты г. Минска состояло 11 135 многодетных семей (35256 несовершеннолетних детей), что на 1223 больше, чем в 2014 году.

Принимаемые меры социальной поддержки семей носят многовекторный характер, начиная от социальных выплат до помощи в решении жилищных проблем. Так в 2015 году 9 787 многодетных семей получили финансовую помощь в погашении задолженности по льготным кредитам, полученным на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений на общую сумму 49,9 млрд. рублей; молодым и многодетным семьям оказана финансовая поддержка в погашении задолженности по выданным банками кредитам на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья на общих основаниях – 21,2 млрд. рублей.

С целью создания условий для устойчивого повышения уровня и качества жизни несовершеннолетних детей, находящихся на иждивении и воспитании в семьях, за счет средств местного бюджета произведены дополнительные социальные выплаты:

18 757 школьникам из многодетных семей, обучающимся в учреждениях образования, выплачено единовременное социальное пособие к учебному году на общую сумму 9 139,7 млн. рублей;

23 семьям, в которых родилась и воспитывается тройня и более детей, выплачено ежемесячное социальное пособие до достижения детьми возраста трех лет на общую сумму 147,2 млн. рублей;

5679 детям-инвалидам в возрасте до 18 лет выплачено ежемесячное социальное пособие к социальным пенсиям в размере 150 % минимальной пенсии по возрасту (за исключением детей, находящихся на государственном обеспечении) на общую сумму 36 004,0 млн. рублей;

2765 детям произведена доплата до полной стоимости путевок на оздоровление в загородных оздоровительных лагерях, в санаторно-курортных и оздоровительных организациях с круглосуточным пребыванием на общую сумму 4 527,6 млн. рублей;

36 351 учащемуся произведена доплата в размере 2,1 % базовой величины к денежным нормам расходов на питание в день (для учащихся учреждений образования) на общую сумму 14 507,64 млн. рублей;

2320 детям, находящимся на оздоровлении в государственном учреждении образования «Минский городской образовательно-оздоровительный центр «Лидер», произведена доплата к денежным нормам расходов на питание в день (в размере 6 процентов базовой величины) на общую сумму 573,5 млн. рублей;

1559 детям (воспитанникам детских домов семейного типа, приемных и опекунских семей, детских деревень (городков) предоставлено бесплатное одноразовое питание в размере фактической стоимости питания в соответствии с денежными нормами расходов на питание, общая сумма затрат составила 2108,5 млн. рублей;

201 бывшему выпускнику детских интернатных учреждений из числа детей и молодежи, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, обучающихся в учреждениях профессионально-технического, среднего специального или высшего образования, выплачено единовременное социальное пособие на общую сумму 310,2 млн. рублей;

165 учащимся произведена выплата премий талантливой молодежи на общую сумму 202,5 млн. рублей;

учащимся или воспитанникам учреждений общего среднего и специального образования г. Минска предоставлено право на бесплатный проезд в общественном транспорте.

На 01.01.2016 в Могилевской области на учете состояло 8758 получателей пособий семьям, воспитывающим детей, из них 7747 ‑ получатель пособий по уходу за ребенком в возрасте до трех лет. В 2015 году выплачено более 293,3 млрд. рублей. ГАСП в виде обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни предоставлена 26,3 тыс. детям на сумму 20,1 млрд. рублей.

В Могилевской области 835 женщин, родивших и воспитавших пять и более детей, награждены орденом Матери. Такой награды в 2015 году удостоены 17 матерей из различных регионов области.

Защита прав детей

Согласно Закону Республики Беларусь «О правах ребёнка» защита детства государством и обществом является важнейшей политической, социальной и экономической задачей. Для создания благоприятных условий жизни и развития детей, защиты их прав и законных интересов в Республике Беларусь разработан и реализуется Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2012–2016 годы, осуществляется деятельность Национальной комиссии по правам ребенка. В течение года участие в формулировании повестки заседаний Национальной комиссии по правам ребенка, подготовке информационно-справочных материалов по рассматриваемым вопросам и предложений в проект протокольной записи, в частности по вопросам противодействия насилию в отношении детей, сокращения социального сиротства и закрытия детских интернатных учреждений, профилактики преступности среди несовершеннолетних, поддержки семей, воспитывающих детей с особенностями психофизического здоровья и инвалидностью, мониторинга положения детей-инвалидов и их семей, реализации инициативы «Город, дружественный детям» принимали сотрудники Представительства ЮНИСЕФ в Республике Беларусь.

По итогам заседаний Национальной комиссии по правам ребенка были приняты решения о проведении репрезентативных исследований по оценке распространённости насилия в отношении несовершеннолетних в учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты и внутренних дел и положения детей-инвалидов и их семей. Комиссией также были даны поручения по совершенствованию нормативного регулирования порядка выявления детей с особенностями в развитии, сопровождения детей-инвалидов и молодых инвалидов в процессе получения образования и трудоустройства, развитию безбарьерной среды, а также по дальнейшей реализации инициативы «Город, дружественный детям». В мае 2015 года ЮНИСЕФ и Европейский союз представили инновационное пособие «Права ребенка как часть сотрудничества в целях развития».

В Республике Беларусь развивается система охраны детства, обеспечивающая реализацию права ребенка на воспитание в семье, помощь детям и семьям, находящимся в социально опасном положении (СОП), защиту их прав и законных интересов. Осуществляются меры по обеспечению реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (далее – Декрет № 18).

Так, учреждениями образования Брестской области во взаимодействии с иными ведомствами по состоянию на 1 января 2016 года выявлено 3 270 детей, находящихся в социально опасном положении, из 1 693 семей (2015 – 2 196 детей из 1 133 семей). Межведомственная работа направлена на оздоровление ситуации в семьях, предотвращение беспризорности и ситуаций, угрожающих жизни и здоровью несовершеннолетних. В 2015 году в Брестской области признаны нуждающимися в государственной защите 430 детей. Сняты с учета 388 детей, из них в связи с улучшением обстановки в семьях – 232 детей.

За девять лет реализации Декрета № 18 в Витебской области 38 645 детей были признаны находящимися в СОП, из них 74,1 % детей выведены из социально опасного положения после реализации учреждениями образования планов помощи с привлечением всех заинтересованных служб и организаций; решением комиссии по делам несовершеннолетних (далее – КДН) признаны нуждающимися в государственной защите 5 095 детей (2015 – 399), 2 921 ребенок (59,5 %) из них возвращены в семью в связи с улучшением ситуации (2015 – 234 ребенка (57,5%).

В Гомельской области по состоянию на 01.01.2016 проживает 4 672 ребенка, находящихся в СОП, из 2 469 семей. В 2015 году в связи с нормализацией обстановки в семье с учета сняты 3 611 детей (72,5 % от числа снятых с учета, в 2014 году – 73,7 %). Высока эффективность работы в Жлобинском (82,5%), Кормянском (93,1 %), Речицком (83,6 %), Хойникском (84,2 %) районах. В 2015 году 633 ребенка из числа находящихся в СОП были признаны нуждающимися в государственной защите и отобраны у родителей решением КДН. В семьи возвращены 342 ребенка из числа признанных нуждающимися в государственной защите, что составляет 60 % от числа снятых с учета (2014 – 61%). В отношении 156 детей (27,4 %,) родители были лишены родительских прав (2014 – 32,2 %).

По состоянию на 01.01.2016 в Гродненской области в СОП находились 3 220 детей из 1 857 семей, признаны нуждающимися в государственной защите 290 детей, отобранных у 273 родителей. В течение 2015 года выявлено 2 987 детей, находящихся в СОП. В связи с нормализацией обстановки в семье снято с учета 1 506 детей (58,9 %). Остается стабильным показатель возвращения детей в биологические семьи после признания их нуждающимися в государственной защите: 2015 год – 60,7 % (2014 – 60,6 %).

За период с 2013 по 2015 годы в Могилевской области признаны нуждающимися в государственной защите 980 детей (2013 – 375; 2014 – 330; 2015 – 275 детей) из 552 семей (2013 –120; 2014 – 192; 2015 – 150 семей). Межведомственная работа по устранению причин и условий семейного неблагополучия позволила сохранить биологическую семью для более, чем 50 % детей. Так, по результатам работы в семьи вернулось 518 детей или 52,8 % от числа отобранных. Имеет место положительная динамика количества возвращенных детей: в 2013 году в семьи возвращены 210 детей (49,6 %), в 2014 году – 180 (54,5 %), в 2015 году – 152 (55,3 %). Принятие конкретных мер сделало возможным снижение числа детей, родители которых лишены родительских прав, уменьшение числа детей, которые отобраны судом у родителей без лишения родительских прав. За 3 года возвращены в родную семью, где родители восстановлены в родительских правах, 106 детей.

На 01.01.2016 в Минской области на учете находящихся в социально опасном положении состоят 3 902 несовершеннолетних из 2 119 семей. С каждым годом в регионе уменьшается количество выявленных социальных сирот. В 2015 году стали сиротами при живых родителях на 42 ребенка меньше, чем в 2014 году. Сокращается число родителей, лишенных родительских прав: 2014 год – 242, 2015 год – 231. За 2015 год КДН признаны нуждающимися в государственной защите и отобраны у родителей 525 детей из 293 семей. 319 детей (60,3 % от количества снятых с учета) нуждающихся в государственной защите детей, возвращены в биологические семьи в связи с нормализацией обстановки. В 2015 году по решениям судов восстановлено в родительских правах 36 родителей в отношении 29 детей.

В республике создана и достаточно успешно функционирует система межведомственного взаимодействия по государственной защите детей из неблагополучных семей. По состоянию на 01.01.2016 на профилактических учетах в органах внутренних дел Республики Беларусь (далее – ОВД) состояло 11 538 (2015 – 12 629) лиц, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей (далее – обязанные лица). Из них 11 522 или 99,1 % трудоустроено в организациях различных форм собственности.

Поставлено на профилактический учет в ОВД 6 139 (2015 – 5 558) обязанных лиц, 4 767 (2015 – 4 290) доставлены в органы по труду, занятости и социальной защите.

Объявлены судами в розыск 1 527 (2015 – 1 825) неработающих обязанных лиц, отсутствующих длительное время по месту жительства и местонахождение которых не установлено; разыскано – 1 565 (2015 – 1 887) обязанных лиц; в лечебно-трудовые профилактории (далее – ЛТП) направлено 1 378 (2015 – 1 359) обязанных лиц.

По статье 174 (Уклонение родителей от содержания детей либо от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении) Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК) привлечено к уголовной ответственности 1 771 (2015 – 1 722) обязанное лицо. Меры административного воздействия применены к 17 170 обязанным лицам.

В учреждениях, подчиненных Департаменту исполнения наказания Министерства внутренних дел Республики Беларусь, содержались 3 275 (2015 – 3 290) обязанных лиц, из них в исправительных учреждениях – 1 891, в исправительных учреждениях открытого типа – 203, в ЛТП – 1 181.

В целях повышения эффективности работы, направленной на возмещение средств на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, родителями, обязанными возмещать расходы на содержание своих детей, в Гродненской области управлениями по труду, занятости и социальной защите горрайисполкомов осуществляется работа по трудоустройству обязанных лиц. На 2015 год райисполкомами и Гродненским горисполкомом была установлена броня для приема на работу 1 399 граждан данной категории. В управления для трудоустройства обратилось или доставлено органами внутренних дел 581 обязанное лицо, из них на постоянную работу трудоустроено 554 обязанных лица, 27 человек сняты с учета по причинам направления в ЛТП, получения судимости, по состоянию здоровья, погашения задолженности. По состоянию на 01.01.2016 на учете в управлениях по труду, занятости и социальной защите горрайисполкомов нетрудоустроенные обязанные лица не состояли. В 2015 году в области возмещено 375,6 млн. рублей или 81,5 % от суммы, подлежащей возмещению.

В г. Минске в 2015 году отделами трудоустройства управления занятости населения комитета по труду и социальной защите населения во исполнение поступивших судебных постановлений о трудоустройстве на постоянную работу было трудоустроено 476 обязанных лиц; на рабочие места с заработной платой от 2,0 до 2,5 млн. рублей было трудоустроено 2,7 % обязанных лиц, от 2,5 до 3,0 млн. рублей – 15,1 % обязанных лиц, свыше 3,0 млн. рублей – 82,1 % обязанных лиц. С целью увеличения уровня оплаты труда обязанных лиц в 39 организациях 69 обязанным лицам была предоставлена работа по совместительству, дополнительный объем работ, расширенная зона обслуживания, в 27 организациях 40 обязанных лиц, уклоняющиеся от явки на работу, привлекались к работе в сверхурочное время, в выходные и праздничные дни, в 8 организациях 12 обязанных лиц прошли повышение квалификации.

За 2015 год в отношении 5 348 детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на государственном обеспечении в учреждениях образования Минской области, начислено для возмещения в бюджет области более 62 млрд. рублей, возмещено около 36 млрд. рублей (57,8 %). 3 711 лицами, обязанными возмещать расходы на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, возмещено 65,8 % (61 млрд. рублей) от суммы, подлежащей взысканию. Все обязанные лица, которые обратились в службу занятости или были туда доставлены, трудоустроены. В 2015 году в области трудоустроено 689 обязанных лиц. Остается стабильно высоким количество прогулов, совершаемых обязанными лицами, что существенно снижает объемы возмещаемых средств. Сотрудниками милиции в отношении указанных лиц возбуждено 524 уголовных дел по ст. 174 УК (2014 – 460), 465 человек привлечены к уголовной ответственности (2014 – 420). Во исполнение Декрета № 18 проводится работа по увеличению возмещения расходов путем сдачи в наем жилых помещений обязанных лиц. Сдано 21 жилое помещение (2014 – 18).

Системная работа по выполнению требований Декрета № 18 в части возмещения обязанными лицами расходов на содержание детей в интернатах осуществляется Домами-интернатами для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития. По состоянию на 1 апреля 2016 года подлежат возмещению расходы, затраченные государством на содержание 278 детей в сумме 15759,3 млн. рублей. Обязанными лицами возмещено 11460,1 млн. рублей (72,7 %).

Профилактические мероприятия, направленные на предотвращение оставления малолетних детей без присмотра в условиях, угрожающих их жизни и здоровью, осуществляются МВД и его структурными подразделениями. Сотрудниками органов внутренних дел совместно с заинтересованными, выявлено почти 14 тыс. родителей, ненадлежащим образом выполняющих родительские обязанности по воспитанию и содержанию несовершеннолетних детей; к административной ответственности привлечено 9,4 тыс. Более 5 тыс. родителей привлечено к ответственности за неисполнение обязанностей по сопровождению или обеспечению сопровождения несовершеннолетних до 16 лет в ночное время суток вне жилища. В отношении 129 родителей подготовлены и направлены в суд материалы для частичного ограничения в дееспособности, в отношении 1,5 тыс. родителей – для рассмотрения вопроса о лишении родительских прав.

В целях выявления и устранения причин, способствующих совершению в отношении детей насилия и противоправных действий, усиления контроля за лицами, склонными к злоупотреблению алкогольными напитками и имеющими на иждивении несовершеннолетних детей, защиты их прав на территории республики еженедельно проводятся профилактические мероприятия в рамках акции «Семья без насилия».

С целью оказания дифференцированного превентивного влияния в отношении лиц, поведение и образ жизни которых дают основания предполагать возможность совершения ими правонарушений, правовой поддержки и эффективной помощи жертвам домашнего насилия, реализован ряд комплексных мероприятий.

Так, в период с 1 по 15 апреля 2015 года совместно с местными исполнительными и распорядительными органами, иными заинтересованными субъектами профилактики правонарушений, общественными объединениями реализованы мероприятия республиканской профилактической акции «Дом без насилия!», основным направлением которой явилось принятие мер профилактического воздействия к лицам, совершающим насилие в семье.

В декабре 2015 года вопросы эффективности реализации ОВД профилактических мероприятий по предупреждению насилия в семье рассмотрены на коллегии МВД; выработана система мер по совершенствованию оперативно-служебной деятельности в указанном направлении.

Реализация мероприятий по противодействию насилию в отношении детей, а также профилактике детского травматизма и гибели детей от внешних причин рассмотрены на заседаниях Национальной комиссии по правам ребенка.

Продолжена работа по оптимизации законодательства по профилактике насилия в семье. МВД совместно с заинтересованными государственными органами и общественными организациями разработан проект специализированного Закона «О предупреждении насилия в семье», где предлагается расширить понятие «насилие в семье» (определить ответственность бывших членов семьи),установить в качестве основания для проведения профилактической работы наличие идентифицированного факта насилия в семье вне зависимости от привлечения виновного к установленной ответственности, законодательно урегулировать механизм межведомственного взаимодействия и др.

В соответствии с требованиями Декрета № 18 в организациях здравоохранения республики работа с неблагополучными семьями осуществляется по следующим о



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.11.28 (0.052 с.)