Экстремальные условия длительных высокоширотных морских экспедиций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экстремальные условия длительных высокоширотных морских экспедиций



 

Океан, являясь колыбелью жизни, возникнувшей 4 млрд лет назад, по-прежнему кормит и поит человечество, терпеливо несет на себе бремя забот человека и вместе с человечеством страдает от неразумной и безжалостной эксплуатации своих, в общем-то далеко не безграничных ресурсов.

Об экологии биосферы и, в частности, Океана, уже говорилось выше, но тем не менее, человечество наращивает темпы разработки его богатств и готово в недалеком будущем опуститься на морское дно не временно, а постоянно, создав подводные дома, поселения и даже города. Но будущая страница экстремальных ситуаций, связанных с подобными проектами, еще впереди, а вот в настоящее время десятки тысяч кораблей различных флотов и специализаций бороздят морские дороги и экстремальные ситуации с незапамятных времен, сопровождающие мореплавателей, похоже и в наш век турбин, атомоходов и спутниковых средств навигации, не только не уменьшаются, а напротив, приобретают все более выраженный и массовый характер.

Причин этому много, но на первый план, несомненно выходит фактор напряженности линий судоходства, где на наиболее оживленных традиционных трассах порой пересекаются курсы десятков кораблей различного класса, грузоподъемности (водоизмещения), скорости и т.д. В таких условиях работа судоводителей (штурманов, навигаторов, рулевых, вахтенных специалистов) приобретает характер высокой степени напряженности и ответственности, поскольку малейшая ошибка в прокладке курса или при расхождении судов встречными курсами грозит катастрофой, что и подтверждается статистикой.

Кроме того, десятки тысяч людей вынуждены работать в море, обслуживая не только машины и механизмы кораблей, но и выполняя иные профессионально значимые действия на плавучих буровых платформах, на судах рыболовного флота, где на борту современных плавучих рыбоперерабатывающих баз находятся консервные заводы с конвейерными линиями, на научно-исследовательских судах и на кораблях военно-морских флотов мира.

Люди вынуждены находиться в море по нескольку месяцев, а иногда и более года, лишь изредка, во время запланированных заходов в порт, видя привычные блага цивилизации. Все это, несомненно, накладывает определенный отпечаток на психофизиологический статус человека, меняет в зависимости от условий рейса и санитарно-гигиенических условий обитания, уровень утомляемости и, как следствие, уровень работоспособности, приводя зачастую к возникновению нештатных, экстремальных ситуаций.

Исследования, проводимые медико-биологическими экспедициями в разных широтах, на различных судах и в рейсах с различной длительностью показали, что человеческий организм даже в условиях относительного комфорта, соответствующего режима питания и разумной организации труда испытывает нагрузки, свидетельствующие об ограниченных временных ресурсах в условиях изолированного плавания.

Так, например, при исследовании динамики психофизиологических показателей судоводителей, механиков и электриков, матросов палубных команд и работниц цехов рыбоперерабатывающего завода крупных рыбопромысловых судов (плавбаз), ведущих промысел в районах Антарктики, было установлено, что уже начиная со второго месяца рейса отмечаются изменения в скорости психомоторных реакций, со стороны параметров сердечнососудистой системы, дыхательной, периферической нервной системы и ЦНС. По мере продолжительности рейса эти изменения могли у одних групп обследованных лиц, уменьшаться, что свидетельствовало о включении активных адаптационных механизмов, но в подавляющем большинстве случаев, изменения становились более выраженными, особенно к концу рейса (6 месяцев). Несомненно, такие факторы, как нахождение в высоких широтах, близость Антарктического материка, суровые климатические условия, короткий полярный день и монотония, связанная с необходимостью каждодневной однообразной по характеру работы (особенно на конвейере рыбоперерабатывающего консервного завода), создавали определенные предпосылки к развитию повышенной утомляемости, раздражительности, проявлении ранее скрытых черт агрессивности или, напротив, замкнутости, что свидетельствовало об экстремальности обстановки в целом. Тем не менее, люди продолжали с достаточно высокой степенью ответственности выполнять свой служебный и профессиональный долг, понимая, что в данной ситуации от действий каждого зависит судьба всех.

Особенно суровые условия отмечались на небольших судах-траулерах, где команда не превышала 30 человек, а санитарно-гигиенические условия обитания были значительно хуже, чем на плавбазе, где к услугам команды были не только более комфортабельные каюты, но и кинозал, бассейн, сауна, душевые, библиотека и более разнообразный контингент (экипаж около 600 человек). Самая тяжелая работа, несомненно, ложилась на матросов палубных траловых команд, которые в любые погодные условия, зачастую при температуре воздуха –10 – 20°, пронизывающем ветре и штормовых условиях вынуждены были нести очередную четырехчасовую вахту, работая на мокрой палубе с лебедками, тросами и механизмами тралов. И так изо дня в день, в течение всех долгих месяцев рейса. Интересно отметить, что негативные сдвиги в динамике психофизиологических показателей у экипажей траулеров в данном рейсе (плавбаза «Советская Россия», 1981 г.) были меньше выражены, чем у соответствующего контингента плавбазы. По-видимому, это объясняется тем, что относительно небольшой коллектив экипажа траулера отличается большей сплоченностью перед теми экстремальными факторами, которые определяли специфику антарктического рейса.

Здесь люди всегда, что называется, на виду друг у друга и менее болезненно могут реагировать на негативные проявления человеческих характеров в необычных условиях. В определенной мере здесь сказывался и более жесткий профотбор в экипаж, к тому же, как правило, экипажи траулеров работают по много лет вместе, хорошо адаптируясь к характерам и привычкам друг друга.

Среди прочих экстремальных факторов в экспедициях такого рода, несомненно следует выделить «фактор одиночества». Казалось бы: разнообразные характеры и типажи окружающих людей в экипаже должны вносить позитивную лепту в настроение и быт человека. И это, несомненно, так и есть. И все же человек, оторванный на длительный срок от дома, семьи, привычных забот и даже маршрутов, испытывает «синдром одиночества».

Большинство членов экипажей, с которыми в течение рейса проводились психологические тестирования, отмечали, что самым сильным негативным фактором являются не физические нагрузки, а оторванность от привычных условий жизни и особенно, от семьи и детей. Стресс одиночества может проявляться по-разному в разных условиях полной или относительной депривации, но, как правило, он может давать и самые неожиданные реакции в экстремальных условиях. Это необходимо учитывать при формировании коллективов, вынужденных заниматься профессиональной деятельностью в условиях с измененными параметрами физических и психологических нагрузок, что и характерно именно для экипажей судов дальнего плавания.

Аналогичные психологические нагрузки испытывают не только члены экипажей судов дальнего плавания, но и работники арктических и антарктических полярных станций, космонавты, экипажи современных атомных субмарин, уходящих в автономные плавания на много месяцев. С синдромом одиночества еще предстоит встретиться и будущим жителям первых подводных обитаемых сооружений. Разрабатывая критерии отбора и формируя экипажи, которым предстоит жить и работать в столь необычных, изолированных от привычных условий, местах необходимо психологический статус человека ставить в один ряд с его физическими и физиологическими данными, а в некоторых случаях даже отдавать психологии человека предпочтение. Уже неоднократно отмечалось, что сила духа человека выше его физической силы. Особенно в экстремальных ситуациях, связанных с проявлением фактора одиночества.

Анализ чрезвычайных ситуаций на судах и в экспедициях, связанных с длительной оторванностью от берега, показал, что пик экстремальных событий приходится на конец второй трети срока пребывания в рейсе и затем число сбоев, аварий и прочих негативных проявлений несколько снижается по-видимому, опять же в силу чисто психологического фактора, связанного с предстоящим возвращением домой. Автор, сам будучи участником нескольких длительных морских экспедиций, неоднократно отмечал эту особенность и в своих профессиональных исследованиях, и в личных человеческих ощущениях и переживаниях.

 

Резюме к содержанию раздела

 

Устремленность человека в космическое пространство обусловлена не только спецификой его мышления и сознания, но и глубинным ощущением сопричастности к феномену Жизни в его космическом масштабе. Желание встречи с «Братьями по Разуму», познания тайн Вселенной и, наконец, понимание того, что человечество не останется вечно на Земле, заставляет людей затрачивать огромные технические и человеческие ресурсы на создание космических кораблей, спутников, орбитальных станций, хотя и на Земле еще масса нерешенных вопросов и проблем, требующих не менее значительных капиталовложений, напряжений ума и воли, труда и синхронизации мышления.

Не секрет, что первые космические полеты и программы носили вначале чисто военные, тактические и стратегические задачи. Призрак «звездных и космических войн» все еще витает над планетой... Но космические технологии, проекты, эксперименты, направленные на мирные цели, открыли человечеству поистине необозримые горизонты познания и возможности, недостижимые в земных условиях. Однако нельзя не понимать и того, что Космос, являясь изначальной колыбелью всего сущего, в том числе и Жизни по своим физическим параметрам не совместим с жизнью, во всяком случае в тех ее формах, которые характерны для планеты Земля. Поэтому вполне очевидно, что проникновение человека в космическое пространство всегда будет связано с риском, с экстремальными факторами и состояниями, чреватыми самыми неожиданными проявлениями. По мере расширения границ проникновения в Космос несомненно будут совершенствоваться способы и средства этого проникновения, отрабатываться новые космические технологии, создаваться все более и более совершенные орбитальные станции и космические поселения вначале на ближайших, а затем на все более удаленных планетах. Если человечество выживет в условиях, сегодняшних политических экономических, экологических и прочих потрясений, то все, о чем говорилось выше, – реальность совсем недалекого будущего. Но... физические возможности человека далеко не беспредельны. И вряд ли в течение ближайшей тысячи лет сможет проявиться «нечто», пока скрытое в геноме, что позволит человеку не только увеличить сроки продолжительности жизни, но и адаптироваться к тем физическим и психологическим перегрузкам и опасностям, которые ожидают его на пути в Космос. И через тысячу лет, космонавт, поднимаясь на борт звездолета, будет знать, что может ожидать его в просторах Космоса. Реальнее другое: за тысячу лет человечество может так далеко и глубоко шагнуть в тайны Мироздания, что сможет (технически) преодолевать время и пространство иными способами и путями, чем сегодня, способами невероятно фантастическими с позиций сегодняшних знаний о веществе, материи, пространстве, времени, жизни и смерти…

Но перед этим человечеству предстоит кропотливо, шаг за шагом преодолевать те препятствия и решать те проблемы, которые выдвигает Космос и попытки его освоения. Проблемы эти уже сегодня очерчиваются невероятно сложным комплексом задач, включающих достижения техники, биологии, медицины, астрономии, математики, кибернетики – и всех специальных и прикладных наук современной цивилизации. И в центре всех этих проблем, достижений и разочарований будет всегда стоять человек – с его характером, привычками, привязанностями, бытом, земной биологией, устремленностью к познанию самого себя и своего предназначения в Мироздании.

Проникновение в глубины и тайны Океана не менее заманчиво и перспективно, чем освоение Космоса. И столь же опасно, поскольку биологически человек совершенно не приспособлен к жизни в водной стихии, хотя и проводит первые девять месяцев, будучи полностью погруженным в среду очень близкую по основным параметрам к морской воде. Есть нечто общее, что объединяет астронавтов и акванавтов не только в специфике физических условий кабины космического корабля или батискафа, но и в самой доминанте исследования неизвестного...

Пребывание человека в замкнутом гермообъеме космического корабля или батискафа уже само по себе связано с экстремумом ограниченного пространства, газового состава, которым дышит человек, насыщенностью статическими электрическими и электромагнитными полями, специфическими химическими веществами, выделяемыми в воздух приборами, пластическими веществами внутренней обшивки кабины, всем многообразным комплексом, окружающим человека. В то же время следует отметить, что космический пилотируемый аппарат или орбитальная станция находятся в вакууме, в то время как батискаф, напротив, подвергается воздействию весьма значительных (в зависимости от глубины погружения) давлений водной среды.

С точки зрения возможного возникновения экстремальной, опасной для конструкции кабины и, соответственно, для здоровья и жизни экипажа ситуации, оба варианта (космический аппарат и батискаф) находятся не в одинаковых условиях, поскольку разница в силовых нагрузках на прочный корпус для аппаратов каждого типа может быть различной. На больших глубинах давление воды на корпус кабины батискафа может достигать значений в сотни тонн. И хотя технически вопросы надежности подводных аппаратов на сегодня решены успешно, психологическая компонента, формирующаяся у пилотов спускаемых глубоководных аппаратов, может оказывать весьма существенное влияние на их самочув ствие и работоспособность. Разумеется здесь отсутствует фактор невесомости и нет стартовых перегрузок, не говоря уже о том, что время пребывания в подводном аппарате даже при погружении на значительные глубины исчисляется часами, но фактор опасности и риска остается весьма существенным. Учитывая, что в ближайшем будущем человеку предстоит более активно осваивать глубины океана, проблемы, связанные с обитанием в замкнутых ограниченных пространствах, должны исследоваться и разрабатываться еще более тщательно и всесторонне. При этом экстремальный характер воздействий внешней среды, будь это Космос или Океан, несомненно, накладывает специфику и на исследования физиологических функций человека в натурных условиях или в эксперименте и на разработку способов и мер профилактики подобных экстремальных факторов и состояний.

Условия работы и обитания человека на судах дальнего плавания, даже в высокоширотных арктических и антарктических морских экспедиций, несравненно комфортнее и безопаснее, чем условия работы и обитания космонавтов и акванавтов. Тем не менее, как уже отмечалось выше, специфика продолжительных морских экспедиций, когда люди оторваны от привычных береговых условий, от семьи и домашнего быта на много месяцев, определяет специфичность проявлений функций организма, выявляя слабые звенья адаптационно-защитных механизмов человека при действии экстремальных факторов среды. Монотония, ограниченные возможности общения, специфика малых коллективов могут проявляться в формировании напряженности психики, усталости и раздражительности, создании стрессорных ситуаций и, как следствие, срывов и конфликтных ситуаций, отрицательно сказывающихся на профессиональной деятельности и на здоровье членов экипажей судов дальнего плавания. Аналогичные проблемы отмечаются и у работников арктических и антарктических полярных станций, где фактор совместимости характеров людей, вынужденных в течение длительных сроков зимовок находиться рядом друг с другом, может играть решающую роль в развитии негативных проявлений, принимающих при определенных обстоятельствах экстремальный характер.

Следует отметить, что если адаптация физиологических функций к экстремальным условиям (факторам) среды у профессиональных групп, рассмотренных выше, была достаточно оперативной и сохранялась на рабочем уровне в течение длительного срока, то психологическая адаптация, связанная не только с факторами среды, но и с взаимодействием между людьми, входящими в состав профессионального коллектива (экипажа, смены зимовки и т.д.) может протекать неоднозначно и проявляться в развитии явлений кумуляции утомления, астенизации, невротических и неврозоподобных расстройств и других пограничных с патологией состояний. Психодиагностика перечисленных отклонений и своевременная коррекция их, особенно в условиях космических полетов, затруднена самой спецификой полета, но может с успехом моделироваться в земных, лабораторных условиях, что дает ценный материал для дальнейшей разработки и практического решения данной проблемы.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.156 (0.012 с.)