Структура коллектива с двумя лидерами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура коллектива с двумя лидерами



 

Следует отметить, что если в коллективе есть два лидера (формальный и теневой), то разрешение возникшей проблемной ситуации будет зависеть по сути от «дуэли» двух лидеров (схема 19). Может сформироваться своеобразный механизм согласования действий и двух лидеров и всего коллектива, направленный на решение проблемы и ликвидации чрезвычайной ситуации. Но, если в силу преобладания каких-либо иных (кроме профессиональных) черт характера у одного из лидеров, например, честолюбия, стремления к единоличной власти над коллективом, механизм согласования не создается, то ситуация может выйти из-под контроля и обоих лидеров и всего коллектива, что чревато нарастанием напряженности, дальнейшим развитием конфликта или перерастанием экстремальной ситуации в чрезвычайную, со всеми вытекающими последствиями.

Современные требования, предъявляемые к руководителям различных коллективов и рангов, формируются с учетом специфики профессии, тактических и стратегических задач, решаемых коллективом, они требуют знания экономики, организации производства (процесса), психологии, этики, информатики, социологии, специальных и смежных дисциплин, наукометрии и других многих составляющих, характеризующих специфику нашего времени.

Но какой бы грандиозной не была задача, поставленная перед коллективом, призванным ее решать, руководитель любого подразделения, группы, звена, равно, как и всего коллектива, должен понимать и постоянно помнить, что на каждом уровне пирамиды, на вершине которой стоит он, лидер, находятся живые люди, каждый из которых является личностью, наделенной равным с ним правом на жизнь, благополучие, на возможность исполнения своего личного и общечеловеческого долга. Разумеется, ничего нового сейчас не было сказано. Все это давно известно и отработано на тысячах реальных моделей и путем анализа многих и многих экстремальных и чрезвычайных ситуаций, в которых проявлялись и лучшие и, увы, подчас самые худшие черты человеческой личности. Казалось бы... достаточно лишь точно выполнять должностные инструкции (в том числе и для руководящего звена), чтобы избегать постоянных, не только не прекращающихся, но все нарастающих по масштабам и формам проявлений экстремальных ситуаций в быту, на производстве, в сфере экономики, медицины, науки, образования и т.д. – везде, где только существуют большие и малые коллективы и их руководители – формальные и неформальные лидеры.

Наверное, в принципе можно было бы подсчитать тот экономический ущерб, который принесли как в отдельной стране, так и в мировом масштабе экстремальные и чрезвычайные ситуации, возникавшие в коллективах не только в результате внешних, объективных причин, но и в результате ситуаций формирующихся из-за несогласованности действий людей в результате личностных конфликтных взаимоотношений. Причем, формирующихся, подчас, благодаря конфликтам (явным и скрытым) между формальными и неформальными лидерами.

А кто оценит моральный ущерб, нанесенный людям, даже если такая ситуация и не сопровождалась катастрофой, аварией или иными чрезвычайными проявлениями, повлекшими человеческие жертвы? Человеческий фактор – о нем уже неоднократно упоминалось и в данной работе и еще больше в других, специально посвященных этому вопросу.

Этот фактор действительно стоит в самом центре не только семьи, коллектива, социума, но, похоже, и Мироздания в целом. И это не должно прозвучать чересчур патетично. Феномен человека, столь подробно и необычно (!) описанный Пьером Тейяром де Шарденом и проявляющийся в миллиардах живших, живущих и тех, кому еще предстоит жить, по-видимому, надолго, если не навсегда, останется загадкой для самого человека. Не исключено, что запретительная теорема Курта Геделя коснулась тех глубин, перед которыми бессилен разум и человека и, возможно, всего человечества. Иначе мы уже жили бы в ином, более справедливом и разумно организованном обществе и несравненно более успешно побеждали бы не друг друга, а те стихийные силы, которые проявляются время от времени, как и 100 млн лет назад, и будут проявляться через 100 млн лет спустя после нас.

Но вернемся к конкретному вопросу: экстремальная ситуация в рабочем коллективе. Как мы уже определили, причин для возникновения такой ситуации может быть множество, как экзогенного, так и эндогенного характера. К экзогенным факторам можно например, отнести срочное, авральное задание, данное коллективу сверху и жестко ограничивающее сроки выполнения текущего задания. Понятно, что переход коллектива в иной, более жесткий режим работы, может повлечь за собой не только психологическую, но и физическую усталость, нарастание утомляемости, вплоть до истощения нервной системы, срывов и т.д. и т.п. и в конечной итоге не только к развитию экстремальной ситуации, но и другим, более тяжелым последствиям.

Об одном из эндогенных факторов мы уже говорили выше: конфликт между формальным и неформальным лидерами или между отдельными членами коллектива. Здесь вариантов также может быть множество. Несколько конкретных примеров помогут проиллюстрировать сказанное.

 

Пример: Коллектив КБ на авиационном заводе (32 человека). Коллектив сложившийся, во главе с начальником, руководившим конструкторским бюро 26 лет. Взаимоотношения в коллективе доброжелательные, деловые. Начальник пользуется уважением и авторитетом, как старейший работник завода. Профессионал высокого класса, умело руководивший бюро и в годы перестройки, когда предприятие испытывало финансовые трудности, а некоторые члены коллектива были вынуждены уйти в поисках более высокооплачиваемой работы. Руководитель охотно брал на работу молодых инженеров, но и о ветеранах коллектива заботился, продвигая по возможности по службе. За 3 года до ухода на пенсию принял в КБ молодого инженера, талантливого конструктора, сразу заявившего о себе рядом оригинальных и смелых технических предложений (решений). К моменту выхода руководителя на пенсию никто в коллективе не сомневался, что талантливый молодой инженер по праву займет его место, хотя внутри коллектива были и другие, более старшие по возрасту претенденты. Однако все сложилось иначе. Руководство отрасли прислало своего представителя, который сразу же начал с того, что попытался произвести различные «более целесообразные» на его взгляд перестановки в КБ, ломая традиции и установившиеся взаимоотношения. Сотрудники КБ вначале с недоумением, а затем с тревогой наблюдали за происходящим. Инженер, ранее претендовавший на должность начальника КБ, в откровенной беседе попытался возразить против проводимых перестроений в структуре КБ, но в результате заслужил лишь неприязнь нового начальника. Психологический микроклимат в КБ буквально через два месяца после прихода нового начальника ухудшился настолько, что отдельные члены коллектива подали заявление об уходе с работы. В то же время нашлись и такие, кто в угоду новому начальнику приняли его сторону. В результате коллектив раскололся на два лагеря. О прежнем доверительном отношении друг к другу не могло быть и речи. Люди, втягиваясь в конфликтную ситуацию все глубже и глубже, стали проявлять качества, казалось, совершенно не присущие им раньше. Особенно обострились взаимоотношения между членами коллектива и обоими лидерами после ряда событий, показавших к тому же профессиональную некомпетентность нового начальника.

Конфликт, резко ухудшивший качество и ритм работы КБ, пыталось разрешить руководство завода, но не нашло ничего «лучше», как посчитать виновником сложившейся ситуации молодого, талантливого инженера, достаточно резко и прямолинейно отстаивавшего свою позицию. Через три месяца после начала «кампании» инженер был вынужден уволиться, и с ним ушли еще пять человек сотрудников, в том числе и два наиболее опытных высококвалифицированных конструктора, проработавшие в КБ более 10 лет.

Итог вполне очевиден: в результате неправильного решения вышестоящих инстанций, не пожелавших учесть мнение и коллектива и бывшего начальника КБ, в коллективе сложилась экстремальная ситуация, повлекшая за собой фактический развал коллектива со всеми вытекающими последствиями.

 

Пример: Коллектив информационно-статистического отдела крупного НИИ (60 человек). Руководитель – женщина (49 лет), кандидат наук, проработавшая в этой должности 12 лет. По складу характера – типичный холерик, способный к взрывным реакциям, плохо переносящий критику в свой адрес, но прекрасный специалист в своем деле, профессионал высокого уровня.

Отношение рядовых сотрудников к ней неоднозначно: некоторые, безоговорочно принимая резкие высказывания начальницы в свой адрес, никогда не высказывались против, стараясь не усугублять обстановку, другие, зная к тому же, что у женщины не сложилась личная жизнь, пытались гасить возникавшие время от времени конфликты, третьи (их было подавляющее меньшинство) пытались не только возражать, но и «поставить на место» руководителя, допускавшего порой грубые высказывания и «проработки с пристрастием». Такие, как правило, долго в коллективе не задерживались.

Психологический микроклимат в коллективе был всегда напряженным, в нем сформировались «микроколлективы», не только по профессиональному признаку, но и по интересам, отношению к руководителю и т.д. После того как одним из подразделений отдела стала руководить вновь пришедшая в отдел молодая женщина (30 лет, кандидат наук, способный математик), взаимоотношения между руководителем отдела и подразделения стали принимать все более напряженный характер. Новый руководитель подразделения неоднократно пыталась скорректировать поведение руководителя отдела и в личных беседах и на собраниях подразделения и отдела.

При этом надо отметить, что подавляющее большинство сотрудников подразделения сразу же приняли тон и ритм работы, заданный вновь пришедшим коллегой, которая оказалась к тому же и отличным психологом, знакомым с современными методиками и приемами психологической коррекции в рабочем коллективе. Быстро рос авторитет женщины и в коллективе отдела. И хотя буквально через полгода после прихода женщины в коллектив все уже отлично понимали, что в ее лице видят явного претендента на должность руководителя отдела, тем не менее, страх перед реакцией существующего руководителя не позволял им открыто принять определенную сторону в разгоравшемся конфликте. Тем временем реакция со стороны реального руководителя отдела на любые, даже порой самые незначительные ошибки в работе подразделения, становилась все более и более агрессивной. Справедливости ради надо отметить, что вновь назначенный руководитель подразделения неоднократно вслух подчеркивала, что совершенно не собирается устраивать конкуренцию руководителю отдела, о чем было заявлено и руководству НИИ, которое неоднократно пыталось погасить конфликт. Келейно погасить конфликт не удалось, последовало общее собрание коллектива отдела, на котором подавляющее большинство сотрудников высказалось против оставления на руководящем посту руководителя отдела. Открыто были высказаны и мнения относительно женщины, руководящей подразделением отдела. Так же большинство считало, что именно она сможет исправить положение, сложившееся в коллективе. Руководство НИИ, учитывая мнение коллектива, предложило руководителю отдела перейти на другую, рядовую должность в другом отделе института. В итоге всего происшедшего у руководителя отдела произошел гипертонический криз и она была вынуждена лечь для лечения в клинику. На предложение руководства НИИ занять освободившуюся должность руководителя отдела, женщина – руководитель подразделения категорически отказалась, оставшись на прежней должности. После прихода на должность руководителя отдела специалиста из смежного НИИ обстановка в отделе нормализовалась.

 

Два выше приведенных примера можно считать довольно тривиальными в практике взаимоотношений, складывающихся внутри рабочего коллектива. Разумеется, вариантов похожих и иных конфликтных ситуаций существует множество и все они отнюдь не улучшают почву для профессиональной деятельности людей, объединенных в один рабочий коллектив. И здесь главная роль, несомненно, принадлежит лидеру, формальному или реальному, но лидеру, способному умело и тонко управлять нюансами человеческой психики, используя приемы и методы психологии труда, инженерной психологии, психологии межличностных отношений, наконец, педагогики, социологии и производственной культуры. Одного профессионализма, пусть даже высокого уровня, оказывается явно недостаточно, чтобы не только погасить конфликт, но, прежде всего, не допустить его возникновения. Конечно, авторитет руководителя, особенно подкрепленный его профессионализмом, в какой-то мере может при определенных ситуациях скрашивать неординарность личных проявлений, даже таких, как резкость в суждениях, категоричность, но отнюдь не хамство по отношению к подчиненному тебе человеку. Известно, например, что основатель нашей ракетно-космической индустрии С.П. Королев был человеком весьма резким и категоричным в суждениях. Но громадный авторитет этого человека, наделенного блестящими способностями конструктора, его воля заставляли порой людей делать почти невозможное. По-видимому, в определенной обстановке это оправдано. Так же, например, как и во время военных действий или действий во время экстремальных, чрезвычайных ситуаций, где на принятие решения и контроль за его выполнением, порой не остается времени для психологических нюансов. Разумеется, психика и того, кто отдает приказ, и того, кто его выполняет, находятся в ином, экстремальном состоянии, но именно это мобилизует в короткий срок все, в том числе и скрытые резервы, позволяющие разрешить возникшую ситуацию.

Экстремум в коллективе потенциально заложен несоответствием характеров людей, его составляющих. Даже сильная (профессионально значимая) мотивация не является непреодолимым барьером для неадекватных реакций двух или нескольких людей в ответ на один и тот же провоцирующий фактор.

Но все же, для того, чтобы конфликтная ситуация возникла, необходима «первоначальная искра», пусковой триггер-фактор, включающий совокупность внешних и внутренних причин. К внутренним причинам как раз и относятся точки (плоскости) соприкосновений человеческих характеров и привычек. Личность, во всем многообразии своего статуса, обладает своеобразным «рецептивным полем», которое отнюдь не ограничивается рецептивными системами человека. Порой то, что мы называем «фибрами души», гораздо тоньше, быстрее и адекватнее реагирует на внешний сигнал, исходящий не только от неодушевленной системы, но и, что более важно, от другого человека, уже через мгновение объединенного с другим человеком в единую, «экстремальную» или, напротив, «адекватную» систему.

Такая пара, являя собой своеобразный «керн» развивающейся ситуации, может стать пейсмеккером, задающим ритм и режим распространяющейся волны конфликтной ситуации, энергия которой может стремительно возрастать по мере вовлечения очередных элементов (индивидов) коллектива. Но в отличии от неорганизованной толпы, которая представляет собой конгломерат, сформировавшийся в силу определенных причин и ждущий синхронизирующей вспышки, коллектив, изначально объединенный целями и задачами, более инертен к воздействию пейсмеккера, у него есть определенная инерция в проявлении реакций, здесь присутствует сдерживающее начало, которое и необходимо учитывать в процессе коррекции поведения коллектива.

И если в толпе сознательная личность «растворяется», нивелируется, подчиняясь либо общему хаосу, либо той дремучей силе, которая будучи изначально заключена в толпе, готова непредсказуемо проявиться, то в коллективе, даже находящемся в состоянии возбуждения и дрейфа ориентации, личность тем не менее, остается индивидуальностью, активно или пассивно продолжающей поиск адекватной позиции.

Конфликтная, экстремальная ситуация в коллективе – беда социального масштаба, поскольку сам факт объединения разноликих по характеру, привычкам, ориентациям и мотивациям людей, даже на добровольных началах вступающих в коллектив, есть акт определенного насилия над личностью, потенциально создающий почву для проявления экстремума. Но пока именно коллектив в состоянии не только породить конфликт, но и погасить его, если алгоритмы и цели лидера совпадают с таковыми самого коллектива.

 

Экстремум в семье

 

Семья, как «элементарная» ячейка общества, существует с незапамятных времен. По сути – это небольшой коллектив, связанных родственными узами людей. Как правило, организующим началом в семье является мужчина (муж, отец), хотя бывают и исключения. Материальное обеспечение, жилье, наиболее трудные оргвопросы ложатся прежде всего на мужчин. Но наиболее оптимальные решения принимаются коллегиально, иногда и с привлечением детей, если они уже достаточно взрослые для подобных ситуаций.

Вполне понятно, что психологический микроклимат в семье – залог благополучия и успеха или – напротив – тяжелых семейных драм, скандалов, распрей вплоть до распада семьи со всеми вытекающими последствиями. Особенно уязвимым звеном в семейных конфликтах являются дети. Становление личности ребенка, его характера, адаптивно-приспособительных реакций, формирование будущей судьбы – все это определяется взаимоотношениями между родителями и детьми.

В современном обществе примат воспитания принадлежит матери. Отцы, в силу занятости, как правило, меньше уделяют внимания детям. Отсюда вполне понятно, что мнение и слово матери имеет больший внутренний отзвук в душе ребенка, чем порой более строгий и категоричный приказ отца. Понимая, что отец, как глава семьи, обладает решающим голосом, ребенок, выполняя приказ отца, тем не менее, в глубине души может не соглашаться с ним, оставаясь более солидарным с мнением матери в каком-либо спорном вопросе.

При повторяющихся неоднократно спорных (конфликтных) ситуациях в психике ребенка постепенно может сформироваться базис для внутреннего протеста на действия и поступки отца, что уже само по себе служит почвой для напряжения психики, неадекватных реакций и в итоге может привести к срыву, обострению взаимоотношений и явному или скрытому протесту в любой, подчас весьма экстремальной форме.

 

Пример: В семье четыре человека: отец (42 года), мать (40 лет) и двое детей – сын (15 лет) и дочь (11 лет). Отец работает начальником цеха, мать, в этом же цехе, диспетчером. По складу характера отец – волевой человек, профессионально исполняющий свой служебный долг, решающий разнообразные производственные и организационные задачи на участке сборки автомобилей (в подчинении около 300 человек). Он много курит, пьет умеренно, но после дозы алкоголя становится агрессивным, хотя до рукоприкладства по отношению к жене и детям дело не доходило. К детям относится неоднозначно, и хотя больше любит сына, в отношении к нему всегда был категоричен, в раннем детстве часто наказывал, но никогда не бил. Диалог с сыном и дочерью – всегда в приказном порядке. По отношению к жене – тот же вариант. Сын, после очередной «проработки» часто (особенно до школы) искал защиты у матери, мягкой по характеру женщины, редко пытавшейся возражать мужу. Во время учебы в 8 классе сын впервые попытался возразить отцу по поводу очередной разборки, но был грубо и с угрозами вытолкан из комнаты. Мать пыталась вступиться за сына и на этой почве разразился скандал в присутствии дочери, у которой началась истерика. Мать с двумя детьми ушла к своим родителям и пробыла у них двое суток. В последующем подобные сцены повторялись неоднократно, в результате чего в семье возникла напряженная психологическая обстановка. Дети стали бояться отца, а когда тот приходил домой нетрезвым, уходили к бабушке и дедушке. Во время очередного скандала, когда отец пытался закрыть дверь ключом, чтобы дети не ушли из квартиры, сын, в аффекте, ударил его по руке и, не надев куртки, выскочил на улицу. Пока добирался до дома, где жили бабушка и дедушка (дело происходило в ноябре) промок под холодным дождем и, простудившись, тяжело заболел. После выздоровления домой возвращаться категорически отказался. Отец несколько раз пытался наладить с сыном отношения, но мальчик, окончательно замкнувшись, избегал любых контактов с отцом. Позже в беседе с психологом, мать призналась, что сын, называя отца извергом, просил ее оставить отца и переехать жить к бабушке и дедушке. Этого в силу определенных обстоятельств сделано не было. Когда мальчик учился уже в 10 классе, отец, в нетрезвом состоянии, придя к родителям жены, силой пытался увести сына домой. Мальчик, вырвавшись, убежал и несколько дней не появлялся дома, ночуя в подъездах и на чердаках, где и познакомился с несколькими беспризорниками. Там же впервые в жизни попробовал и начал курить, однако, видимо живо помня состояния отца, от предложений попробовать водку упорно отказывался. Как ни покажется странным, но в школе учился по-прежнему на «хорошо» и «отлично», но стал замкнутым, в классе почти ни с кем не дружил, ведя вторую, как он сам потом признался, «тайную» жизнь в компании чердаков и подвалов. В первом в своей жизни коллективном ограблении продуктового ларька участвовал скорее пассивно, помогая лишь спрятать продукты в подвале и затем сбывая на рынке, то, что ему выдавалось. Через два месяца после этого события стал свидетелем избиения и ограбления взрослого мужчины тремя своими товарищами «по подвалу». Сам в этом непосредственного участия не принимал, стоял «на шухере». Когда здесь же торопливо делили деньги, часы и кольцо, отобранное у мужчины, тот попытался подняться. На приказ: «Подойди и угомони его!» – отреагировал вначале отказом, но затем, уступив повторному приказу с угрозой, подошел к мужчине и, перевернув его лицом вверх, узнал отца. Дальнейшие события развивались стремительно: достав нож, бросился на стоявших в ожидании дружков и успел нанести одному удар в плечо. Завязавшаяся драка была остановлена нарядом милиции.

Отец остался жив, хотя и получил тяжелое сотрясение мозга. Сын, получив год условно, на второй день после суда пытался совершить суицид, но был, что называется «вынут из петли» собственной матерью. Интересно отметить, что на вопрос психолога, который в дальнейшем работал с подростком в процессе реабилитации: – Что ты испытал, когда увидел отца избитым у своих ног – прежнее чувство отчуждения и ненависти или что-либо иное? Мальчик ответил: – Испытал чувство ужаса и желание тут же отомстить за отца.

 

Пример: Семья из трех человек: отец (39 лет) – преподаватель музыкального училища, мать (34 года) – работница типографии, дочь (14 лет) – школьница. Отец по складу характера – тихий, застенчивый человек, увлеченный своей профессией. Мать – энергичная, довольно яркая особа с холерическим складом характера. Все в семье, в том числе и бабушка (мать мужа) полностью подчинялись диктату матери. Дочь – болезненная девочка, издерганная постоянными окриками и понуканиями матери, часто физически наказывавшей ребенка. Скандалы чаще всего возникали на почве материального неблагополучия семьи, так как отец зарабатывал явно недостаточно для постоянных претензий жены. Из-за этого часто подрабатывал на свадьбах, семейных вечеринках и торжествах, куда его охотно приглашали, как отличного баяниста. Когда дочь училась в 9 классе, устроился в ночной ресторан, где играл в оркестре. Отношения с дочерью были доверительными, поскольку девочка часто искала у него защиты от матери. Именно тогда девочка впервые случайно увидела под утро чужого мужчину, выходящего из комнаты матери (отца дома не было). Девочка все поняла и реакция была бурной: больше часа рыдала в комнате у бабушки, ничего не объясняя той, а когда вошла мать, вслух назвала ее шлюхой. После полученных пощечин убежала к подруге в соседний подъезд и вернулась только вечером, когда пришел отец. Мать снова повела себя агрессивно и в отношении дочери и в отношении все еще ни о чем не подозревавшего мужа. На почве скандала у бабушки произошел повторный инсульт. После похорон девочка не могла больше оставаться в той комнате, где раньше была с бабушкой, и спала на полу на кухне. Стала чаще болеть и хуже учиться, что служило очередной причиной для недовольства матери. На очередной школьной вечеринке, уже учась в 11 классе, впервые попробовала водку и вино. Школьные подруги, зная положение в семье, «утешали» по-своему: – Матери не поддавайся, а деньги можно заработать и другими способами... Первый половой контакт произошел там же, в компании школьных подруг и нескольких «старших дружков». После того, как узнала, что забеременела, пыталась отравиться, но от принятых таблеток девочку просто вырвало. Деньги на аборт дали все те же подруги под залог будущих «успехов».

Отец, понимая причины того, что происходит с дочерью, пытался поговорить с женой, но ничего кроме угрозы развода и возможности оказаться без жилья не получил. Через некоторое время, когда приятель подвозил его под утро домой на машине после очередного ночного выступления в ресторане, увидел стоявших в воротах дома двух девиц. На предложение приятеля: – Хочешь прихватим ко мне? Совсем недорого! – ответил с удивлением: – Да они еще совсем девчонки! На что получил ответ: – Какие девчонки, вон ту, в белом беретике, я уже привозил к себе, а рядом... вполне симпатична...

Рядом с девушкой в белом берете стояла дочь. С непривычно ярко накрашенными губами и сигаретой в руке. Увидев выходящего из машины отца, девочка убежала и не возвращалась домой несколько дней. Пришла, когда родителей не было дома, забрала кое-какую одежду и оставила записку отцу, в которой просила простить и не искать ее больше. Через два года девочка была найдена в одном из подпольных «домов свиданий» в г. Ставрополе. В отделении реабилитации на вопрос психолога: – Что заставило вас уйти из дома и заняться этим ремеслом? Однозначно ответила: – Мать.

 

Пример: Женщина (35 лет) после гибели мужа в автокатастрофе осталась с 12-летним сыном. Отношения мальчика с матерью всегда были доверительными, в школе учился на «хорошо» и «отлично». Через два года после трагедии мать вышла замуж за мужчину (45 лет), несколько лет назад paзошедшегося с женой. С отцом остался 15-летний сын, старшая дочь была замужем и проживала в семье мужа. В первый год после образования новой семьи все было относительно благополучно, хотя отношения между двумя подростками складывались непросто: старший мальчик был довольно избалованным и отношением отца, и его положением (директор строительной фирмы), к появлению в семье новой женщины отнесся высокомерно-снисходительно, но вполне терпимо. Отношения с неродным братом стали принимать все более тревожные формы. Менторский вначале тон, постепенно стал переходить в откровенно деспотический. Первая серьезная драка произошла немногим более года после образования семьи, хотя мелкие стычки наблюдались и раньше. Тревогу матери по поводу взаимоотношений детей глава семьи считал необоснованной, чересчур эмоциональной, поскольку считал, что «мальчишки сами во всем разберутся». После инцидента с дракой старший подросток, тем не менее, был отправлен к родителям отца. Обстановка в семье несколько нормализовалась, но через три месяца бабушка и дедушка сообщили отцу, что внук стал приходить домой (после школы) поздно и иногда от него «сильно пахло табаком и вином».

Сын был возвращен в семью отца, но, видимо, подросток был упущен, поскольку (как выяснилось позже) связался с компанией, баловавшейся не только куревом и вином, но и «травками». Через некоторое время младший мальчик пожаловался матери, что старший брат подбивает и его попробовать «траву» и водку. Произошел «семейный разбор с пристрастием», во время которого отец в присутствии жены и младшего подростка дал старшему сыну пощечину, а жену обвинил в том, что она, слишком много уделяя внимание родному сыну, забросила воспитание старшего (не родного) подростка. После инцидента старший подросток ушел из дома, несколько дней не посещал школу, хотя иногда приходил к бабушке и дедушке поесть и попросить денег. В итоге отец подростка предложил жене вернуться с сыном на их старую квартиру (хотя формально на развод не подавал), мотивируя свое предложение несовместимостью характеров подростков и желанием спасти старшего. Разъезд произошел и в результате у женщины возник синдром тяжелой депрессии, она была вынуждена обратиться к психиатру и была госпитализирована.

Психиатр, который работал с ней в клинике, не считает данную ситуацию исключительной, скорее, даже – типичной, тем более, что в анамнезе у матери женщины также отмечались проявления депрессивного состояния. Конфликт между подростками, спровоцировавший экстремальную ситуацию в семье, во многом обусловлен неправильным воспитанием старшего подростка в семье отца.

 

Все три вышеприведенных примера также можно считать типичными, хотя в каждом случае провоцирующее экстремальную ситуацию в семье начало исходило от разных по возрасту и семейному статусу людей: отца, матери и в последнем случае, от детей.

Комбинаций и вариантов возникновения и развития экстремальных семейных ситуаций существует множество, хотя за каждым таким случаем – драмы и трагедии совершенно конкретных людей – мужчин, женщин, детей, молодых и стариков. Причины также могут быть самые разнообразные, от несовместимости характеров до неудовлетворенности биологических мотиваций, например, в сексуальной сфере взаимоотношений.

И, тем не менее, можно назвать общие причины, лежащие в основе глубинных процессов, ведущих к нестабильности семьи, как ячейки общества. Это, несомненно, нарастание процессов общей дестабилизации в социуме, специфика политической и социальной организации отдельных стран и регионов, ускорение темпов и ритмов жизни в современном обществе, часто не совместимое с биологией человека и ритмологией био– и ноосферы в целом.

Россия (в том числе и страны бывшего СССР) уже много лет устойчиво лидируют по количеству разводов в семьях и по количеству абортов. О таком тревожном симптоме, как превышение смертности над рождаемостью, уже говорилось выше. И все это в эпоху индустриализации, компьютеризации и информатизации общества... Справедливости ради следует отметить, что и в странах с высоким уровнем жизни, социальной обеспеченности и правовой защиты (США, Франция, Бельгия, Голландия, Швеция, Германия, Италия и т.д.) проблемы семьи, подростковой наркомании и преступности также весьма остры и являются предметом анализа и соответствующих действий государственных институтов и социальных программ. Однако тенденции к снижению негативных проявлений в этом плане пока не наблюдается. Скорее наоборот во всех странах, о которых шла речь, наблюдается не только рост детской и подростковой преступности, но и своеобразная смена форм ее, умело используемая различными, в том числе и религиозно окрашенными течениями и группировками. И семья оказывается здесь бессильной, не в состоянии что-либо противопоставить наркомании, разнузданному сексу, алкоголизму, всей мощной и глубоко продуманной индустрии удовольствий, рассчитанной прежде всего на неокрепшую, несформированную психику ребенка.

Не случайно именно в последнее десятилетие своеобразной формой протеста социальной напряженности стало увлечение молодежи экстремальными видами спорта: прыжки и катание на горных лыжах по лавиноопасным трассам, прыжки с парашютом в каньоны, пропасти, ущелья и даже с небоскребов и мостов, буксировка на серфере с помощью мини-парапланов, сплав на минимальных плавсредствах по рекам с мощными водопадами, ныряние с отвесных скал с огромной высоты и т.д. и т.п. – этот список можно было бы продолжить, но суть и так понятна: экстремум против экстремума.

И хотя данный небольшой раздел посвящен вопросу экстремальных ситуаций в семье, мы невольно вынуждены задержать внимание именно на проблемах, связанных с детским, подростковым возрастом, как и в целом на проблемах молодого поколения, поскольку это проблемы нашего будущего, будущего наших детей, внуков и правнуков, будущего нашей страны и цивилизации.

В России сейчас более 200 тыс. безнадзорных и брошенных детей. За годы так называемой «перестройки» и всего, что за этим последовало, катастрофически выросла детская преступность. Детям, даже из относительно благополучных семей, после школы негде проводить досуг, спортзалы и секции, если и существуют, то далеко не каждой семье по карману, зато как грибы растут и процветают всевозможные школы боевых (особенно восточных) единоборств. Вкупе с программами ТВ, по которым сплошняком идут сериалы с насилием и убийствами, с жестокими, «натуральными» сценами унижения человеческого достоинства, все это направлено прежде всего на уязвимую психику ребенка. Похоже, что человек, в протянутой руке которого зажат пистолет, стал современным киносимволом. Вполне обоснованно можно утверждать, что каждый второй ребенок в нашей стране по сути является безнад зорным, становясь легкой добычей всевозможных уличных групп и группировок, которые могут расцениваться, как деликвентная или девиантная (по отношению к правоохранительным органам, старшему поколению, сверстникам, всему «запретно-интересному»). Автор совершенно согласен с мнением Е.В. Черносвитова, высказанном на страницах учебного пособия «Социальная медицина» (2000): «... каждую вторую семью в нынешней России, где есть ребенок (особенно подросток), можно считать экстремальной: обыкновенный ребенок может создать чрезвычайную ситуацию в обыкновенной семье».

Экстремальные ситуации в семье, независимо от причин их порождающих, становятся реальной «матрицей» для воспроизводства «потерянного поколения». Причем, самое тревожное обстоятельство в этом плане заключается в том, что склонность к асоциальным проявлениям, начиная с семьи и кончая социумом в целом, может не только расшатывать генофонд, но и закрепляться в нем, проявляясь в нарастающей день ото дня и год от года эпидемии жестокости.

 

Схема 20



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.108.236 (0.035 с.)