Параллели с не-дзогченовскими системами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Параллели с не-дзогченовскими системами



Введение в дзогчен

Александр Берзин
Сентябрь 1995 г., переработана май 2002 г.

[Для более общей информации, см.: Краткое сравнение пяти тибетских традиций (буддийских и бонской).]

Дзогчен (rdzogs-chen, великое совершенство) — это продвинутая система махаянских практик, ведущая к пробуждению. Преимущественно эта система встречается в традициях ньингма и бон, но она также присутствует в качестве дополнительной практики и в некоторых традициях кагью — таких как другпа-, дрикунг- и карма- кагью. Давайте поговорим здесь о принципах дзогчен согласно формулировкам, принятым в школе ньингма.

Для того чтобы достичь просветления, мы должны навсегда устранить два разряда омрачений:

  • беспокоящие эмоции и воззрения, препятствующие освобождению (nyon-sgrib),
  • а также омрачения, относящиеся к познанию, препятствующие всеведению (shes-sgrib).

Эти омрачения являются для нас причинами страдания неконтролируемого циклического существования (samsara) и неспособности наилучшим образом помогать другим. Впрочем, эти омрачения преходящи (glo-bur); они просто скрывают сущностную природу (ngo-bo) ума, ограничивая его деятельность. В своей сущности ум (умственная деятельность) изначально чист от преходящих, поверхностных загрязнений. Это — важный аспект присущей ему природы будды.

Говоря в общем, для того чтобы удалить оба разряда омрачений, необходимы бодхичитта и неконцептуальное постижение пустотности (stong-nyid; санскр. shunyata) — естественного отсутствия в уме преходящих загрязнений и отсутствия у него невозможных способов существования (таких как обладание загрязненной природой). Бодхичитта — это ум и сердце, направленные к просветлению с намерением достигнуть его и, таким образом, принести как можно большее благо всем живым существам. Для устранения омрачений требуется так же выйти на наиболее благоприятный для осуществления этого удаления уровень ума (или умственной деятельности). Практика дзогчен и призвана вывести нас на этот уровень.

Сем и ригпа

Умственная деятельность происходит на двух уровнях — ограниченной осознанности (sems) и чистой осознанности (rig-pa). Поскольку многие западные ученики уже знакомы с тибетской терминологией, то давайте пользоваться ею, чтобы упростить изложение.

  • Сем — это умственная деятельность, ограниченная преходящими загрязнениями.
  • Ригпа — это умственная деятельность, свободная от любых омрачающих преходящих загрязнений (пустая).

Сем может быть как концептуальным, так и неконцептуальным, но в обоих случаях он является загрязненным. Ригпа же бывает только неконцептуальным — он чище, чем неконцептуальный сем, и никогда не бывает омрачен загрязнениями как первого, так и второго вида.

Поскольку умственная деятельность — как ограниченная, так и чистая — по своей природе лишена преходящих загрязнений, ригпа является естественным состоянием сем. Таким образом, ригпа, по своей сущностной природе лишенный любых загрязнений, может рассматриваться как основа каждого момента нашего процесса познания.

Таким образом, дзогчен — это основанный на бодхичитте и неконцептуальном постижении пустотности метод практики, позволяющей нам распознать ригпа и всегда пребывать на этом уровне умственной деятельности, свободном от каких бы то ни было омрачений. Это открывает дорогу для беспрепятственного функционирования «великого совершенства» всех просветленных качеств ригпа (дзогчен), позволяющего приносить пользу другим живым существам.

Определение ума

Под умом в буддизме подразумевается умственная деятельность, а не некая «вещь», являющаяся носителем этой деятельности, или некое «орудие», которое «я» использует для такой деятельности. Определяя понятие «ум», мы рассматриваем его деятельность с двух точек зрения. Эти два аспекта в его описании суть одновременные, а не последовательные функции:

  1. Умственная деятельность, производящая или порождающая (’ char-ba) познаваемые проявления (snang-ba).
  2. Умственная деятельность познавательной вовлеченности (’ jug-pa) в познаваемые проявления.

Первый аспект обычно определяется как «ясность» (gsal), а второй — как «осознавание» (rig).

Термин «познаваемые проявления» не относится к проявлениям вещей «вне нашего сознания», которые мы вполне можем и не замечать, и не познавать. Он относится к проявлению вещей «в уме» в процессе их познания. Например, при неконцептуальном чувственном познании, таком как зрительное восприятие, проявляются цвета и формы, являющиеся всего лишь умственными образами (snang-ba, умственными подобиями) или умственными отражениями (gzugs-brnyan) цвета и формы. При концептуальном познании проявляется умственный образ некоего объекта, образованного цветом и формой, например руки. Последовательность умственных образов руки, каждую секунду воспринимаемых сантиметром правее, проявляется в виде образа движения. Другими словами, познаваемые видимости существуют только в контексте умственной деятельности. При этом они необязательно должны быть ясными или находиться в центре нашего внимания.

Более того, термин «познаваемые видимости» относится не только к визуальным образам, проявляющимся «в уме» при познании видимых объектов посредством глаза. Он включает также познаваемые видимости или проявления (shar-ba) звуков, запахов, вкусов, тактильных ощущений, мыслей, эмоций и т.д. В конце концов, это ведь умственная деятельность заставляет последовательность согласных и гласных звуков проявляться как слова и предложения.

Следует иметь в виду, что выражение «вещи проявляются для ума» или «в уме» — это просто способ словесного выражения, характерный для английского языка и отражающий двойственное представление об уме, полностью отличное от буддийской модели.

Познавательная вовлеченность в познаваемые проявления может осуществляться различными способами, например, через зрение, слух, мышление или умственное ощущение, и необязательно является сознательной или осознаваемой. Она включает в себя также и незнание чего-либо или заблуждение в чем-либо.

Тибетское определение этого аспекта умственной деятельности включает также слово просто или лишь (tsam), что под разумевает отсутствие какого-либо конкретного деятеля, «я», производящего умственную деятельность. Здесь также подразумевается и то, что преходящие загрязнения не являются определяющими характеристиками такой деятельности. Условная (kun-rdzob, относительная) природа умственной деятельности — это просто порождение познаваемых проявлений и вовлеченность в них, ее глубочайшая (don-dam, абсолютная) природа — пустотность.

Далее, умственная деятельность индивидуальна и субъективна. Мое видение картины и мое чувство счастья — не ваши. Более того, буддизм не говорит о некоем универсальном уме, частями которого все мы являемся, на уровень которого мы можем выйти, или что наши умственные континуумы (потоки ума) сольются с ним, когда мы достигнем освобождения или просветления. Даже будучи просветленным, умственный континуум каждого будды сохраняет свою индивидуальность.

Медитация на пустотность

Пустотная природа ригпа — это его сущностная природа (ngo-bo); она называется его изначальной чистотой (ka-dag).

Различные тибетские традиции дзогчен и учителя каждой из этих традиций объясняли изначальную чистоту ригпа, пользуясь терминами самопустота (rang-stong), инопустота (gzhan-stong) или ими обоими. Более того, они давали различные определения само- и инопустоты. Давайте остановимся на определениях, являющихся наиболее общепринятыми в школе ньингма.

Самопустота — это отсутствие в ригпа невозможного способа существования, такого, как истинное, неноминальное существование, а также существование, соответствующее значениям слов и концепций.

Инопустота — это отсутствие в нем всех более грубых уровней умственной деятельности и каких бы то ни было загрязнений.

Таким образом, рассмотрение изначальной чистоты как самопустоты примерно соответствует тому, как рассматривается объектный ясный свет в не-дзогченовских системах. Ее рассмотрение как инопустоты примерно соответствует тому, как рассматривается познающий ясный свет. Безотносительно к тому, как рассматривается и в каких терминах описывается изначальная чистота, она есть одновременно как само-, так и инопустота.

Медитация на изначальной чистоте ригпа безотносительно к тому, рассматривается ли она как инопустота, подразумевает прямое сосредоточение на ригпа как на познающем состоянии, пустом, т.е. лишенном всех более грубых уровней сознания и всех преходящих загрязнений. Ему имманентно присуще осознавание своей изначальной чистоты.

Таким образом, медитация на пустотность в дзогчен не подразумевает аналитической медитации на самопустоте. Она отлична и от не-дзогченовской медитации на объектный ясный свет, когда мы просто вспоминаем свое понимание самопустоты, обретенное ранее с помощью аналитической медитации.

Медитация в дзогчен не включает даже прямого сосредоточения на самопустоте ригпа. Хотя анализ самопустоты включается в упражнения, которые необходимо выполнить перед тем, как приступить к дзогченовским практикам, при медитации на ригпа самопустота постигается лишь косвенно. Направляя свое внимание на познаваемые проявления, являющиеся естественной игрой ригпа, мы косвенным образом обращаемся и к самопустоте. Если проявления — это естественная игра ригпа, то они не могут существовать таким образом, как это подразумевают слова и понятия. Слова и понятия подразумевают, что явления истинно и независимо существуют в неких жестких, конкретных рамках как «это» или «то», но это невозможный способ существования. Так не бывает.

Маха-йога

Основные моменты практики маха-йоги эквивалентны стадии зарождения в ануттара-йоге, когда мы работаем с воображением — иными словами, когда наша практика концептуальна. Хотя ригпа находится за пределами слов и концепций, мы, тем не менее, опираемся на представление о ригпа, которое используем в качестве некоего образа, представляющего ригпа в ходе медитации, пока мы не обрели реальную способность выйти на уровень ригпа.

Мы визуализируем самих себя как медитативный образ будды (yidam, божество) — как, например, Ваджрасаттва. Это становится причиной проявления пятицветного радужного света, являющегося природным качеством ригпа, в форме радужного тела Ваджрасаттвы, а в конечном итоге — порождения просветленных форм или рупакайи будды. Хотя спонтанное порождение проявлений пятицветного радужного света — это природа ригпа, тем не менее, порождение проявления рупакайи без предварительной причины, являющейся моделью этого процесса, невозможно.

Более того, мы визуализируем себя как йидама в соитии с супругой, переживая вместе рожденную великоблаженную осознанность (lhan-skyes bde-ba chen-po), — блаженную осознанность, совозникающую с каждым моментом деятельности ригпа. Этот процесс является причиной устранения омрачений, препятствующих спонтанному проявлению блаженства, являющегося природным качеством ригпа.

Ану-йога

Основные моменты практики ану-йоги эквивалентны стадии завершения общей ануттара-йога-тантры, предшествующей достижению истинной осознанности ясного света и вступлению на путь видения. Таким образом, она подразумевает работу с тонкой энергетической системой, включающей энергии-ветры, энергетические каналы и капли энергии (rtsa-rlung-thig-le). Такая практика в каком-то смысле «смазывает» тонкую энергетическую систему, облегчая спонтанное растворение энергий-ветров на стадии «прорыва».

Випассана

Медитация випассаны (lhag-mthong; санскр. vipashyana) в буддизме тхеравады подразумевает внимательное наблюдение за возникновением и исчезновением моментов концептуального мышления, но не глазами наблюдателя, являющегося независимо существующим «я». Благодаря этой практике мы постигаем непостоянство преходящей природы концептуального мышления и умственной деятельности в целом. Мы также постигаем, что умственная деятельность происходит без участия некоего независимого субъекта «я», осуществляющего эту деятельность или же наблюдающего за ней.

Медитация в дзогчен, напротив, сосредоточена на одновременном возникновении, пребывании и исчезновении моментов концептуального мышления, а не просто замечает это мышление или наблюдает за ним. Это позволяет нам распознать первый лучезарный ригпа — тот аспект ригпа, который спонтанно порождает проявление одновременного возникновения, пребывания и исчезновения мыслей. Затем это позволяет нам распознать сущностный ригпа — аспект ригпа, являющийся пространством познания, лежащим в основе каждого момента умственной деятельности и дающим возможность спонтанного порождения одновременного возникновения, пребывания и исчезновения мыслей.

Кроме этого, випассана имеет дело только с более грубыми уровнями умственной деятельности, в то время как дзогчен выходит на самый тонкий уровень — ригпа.

Махамудра

Один из основных методов в медитации махамудры традиции карма-кагью — умение рассматривать моменты концептуального мышления как дхармакайю (chos-sku) — всепроникающее измерение всеведущей осознанности будды. Если уподобить дхармакайю океану, то моменты концептуального мышления будут подобны волнам на поверхности океана. Спокоен океан или волнуется, волны — это все та же вода. Так, без сознательного стремления успокоить волны мы фокусируем внимание на океане, который никогда не волнуется в своих глубинах, какими бы огромными ни были волны на его поверхности.

В махамудре традиции гелуг/кагью мы смотрим на моменты концептуального мышления как на проплывающие по небу и временно закрывающие его облака. Они появляются и исчезают в небе, но их нет в природе неба.

И махамудра и дзогчен имеют дело с тончайшим уровнем умственной деятельности, но махамудра выходит на этот уровень посредством растворения энергий-ветров и более грубых уровней умственной деятельности, в то время как в дзогчен этот уровень достигается через его распознавание внутри более грубых уровней, а именно — в сем.

Заключительные замечания

Дзогчен — чрезвычайно продвинутая и сложная практика. Когда о ней говорят как о не требующей усилий (’ bad-med), это не значит, что таким начинающим, как мы, не надо ничего делать — просто сесть, расслабиться, а все остальное случится само по себе. «Без усилий» — значит, что мысли сами по себе исчезают одновременно с их появлением: нам не нужно прилагать усилий для того, чтобы они исчезли. Тем не менее, мы должны распознать и понять этот факт. «Без усилий» также значит, что когда мы постигаем сущностный ригпа, то благодаря предшествующей практике маха-йоги и ану-йоги, энергии-ветры без усилий растворяются, а мы сами без усилий проявляемся как радужное тело, являющееся аспектом образа будды.

Итак, хотя в текстах дзогчен изложение строится в перспективе стадии плода и с точки зрения тех, для кого все случается сразу, нам следует накапливать причины для достижения успеха, прежде чем мы сможем успешно практиковать дзогчен. Другими словами, мы не можем обойтись без общих и особых предварительных практик, получения посвящения, соблюдения соответствующих обетов и определенного опыта в медитациях маха-и ану-йоги.

Однако уже сейчас для того, чтобы лучше освоить этот метод, мы можем практиковать некое подобие медитации дзогчен, имитируя ее. Сосредоточение на одновременном возникновении, пребывании и исчезновении мыслей на том уровне, на котором мы способны выполнять это в настоящий момент, поможет нам в деле преодоления беспокойства, тревоги, гнева и тому подобного. При этом нам не следует вводить самих себя в заблуждение, думая, что это и есть настоящий глубочайший уровень дзогченовской медитации. Важно избежать ошибки, полагая, что все уже и так совершенно, а потому нет необходимости изменять деструктивные стереотипы в наших воззрениях и поведении.

 

Сем и ригпа

Параллели с не-дзогченовскими системами

Определение ума

Различия между махамудрой и дзогчен

Различия между ригпа и ясным светом

Разные степени незамутненности

Различия в объяснениях распознавания тончайшего уровня ума

Различия в понимании глубокого рефлексивного самоосознавания

Лучезарный и сущностный ригпа

Соотношение познаваемых проявлений и ригпа

Медитация на пустотность

Ригпа в совершенстве наделен всеми благими качествами

Сравнение с позициями гелуг, сакья и санкхья

Смысл определения ригпа как постоянного явления

Те, кто постепенно поднимается по ступеням, и те, для кого все случается сразу

Разница между постепенным и внезапным просветлением, как она понимается в китайском буддизме

В дзогчен учение излагается в перспективе плода

Практика маха-йоги и ану-йоги как необходимое предварительное условие практики дзогчен

Маха-йога

Ану-йога

Основная процедура медитации в дзогчен

Различия между методами медитации в дзогчен, випассане и махамудре с точки зрения их отношения к концептуальному мышлению

Випассана

Махамудра

Различия между дзогчен и чань (дзэн)

Заключительные замечан

 

 

http://www.berzinarchives.com/web/ru/archives/advanced/dzogchen/basic_points/introduction_dzogchen.html

 

 

Введение в дзогчен

Александр Берзин
Сентябрь 1995 г., переработана май 2002 г.

[Для более общей информации, см.: Краткое сравнение пяти тибетских традиций (буддийских и бонской).]

Дзогчен (rdzogs-chen, великое совершенство) — это продвинутая система махаянских практик, ведущая к пробуждению. Преимущественно эта система встречается в традициях ньингма и бон, но она также присутствует в качестве дополнительной практики и в некоторых традициях кагью — таких как другпа-, дрикунг- и карма- кагью. Давайте поговорим здесь о принципах дзогчен согласно формулировкам, принятым в школе ньингма.

Для того чтобы достичь просветления, мы должны навсегда устранить два разряда омрачений:

  • беспокоящие эмоции и воззрения, препятствующие освобождению (nyon-sgrib),
  • а также омрачения, относящиеся к познанию, препятствующие всеведению (shes-sgrib).

Эти омрачения являются для нас причинами страдания неконтролируемого циклического существования (samsara) и неспособности наилучшим образом помогать другим. Впрочем, эти омрачения преходящи (glo-bur); они просто скрывают сущностную природу (ngo-bo) ума, ограничивая его деятельность. В своей сущности ум (умственная деятельность) изначально чист от преходящих, поверхностных загрязнений. Это — важный аспект присущей ему природы будды.

Говоря в общем, для того чтобы удалить оба разряда омрачений, необходимы бодхичитта и неконцептуальное постижение пустотности (stong-nyid; санскр. shunyata) — естественного отсутствия в уме преходящих загрязнений и отсутствия у него невозможных способов существования (таких как обладание загрязненной природой). Бодхичитта — это ум и сердце, направленные к просветлению с намерением достигнуть его и, таким образом, принести как можно большее благо всем живым существам. Для устранения омрачений требуется так же выйти на наиболее благоприятный для осуществления этого удаления уровень ума (или умственной деятельности). Практика дзогчен и призвана вывести нас на этот уровень.

Сем и ригпа

Умственная деятельность происходит на двух уровнях — ограниченной осознанности (sems) и чистой осознанности (rig-pa). Поскольку многие западные ученики уже знакомы с тибетской терминологией, то давайте пользоваться ею, чтобы упростить изложение.

  • Сем — это умственная деятельность, ограниченная преходящими загрязнениями.
  • Ригпа — это умственная деятельность, свободная от любых омрачающих преходящих загрязнений (пустая).

Сем может быть как концептуальным, так и неконцептуальным, но в обоих случаях он является загрязненным. Ригпа же бывает только неконцептуальным — он чище, чем неконцептуальный сем, и никогда не бывает омрачен загрязнениями как первого, так и второго вида.

Поскольку умственная деятельность — как ограниченная, так и чистая — по своей природе лишена преходящих загрязнений, ригпа является естественным состоянием сем. Таким образом, ригпа, по своей сущностной природе лишенный любых загрязнений, может рассматриваться как основа каждого момента нашего процесса познания.

Таким образом, дзогчен — это основанный на бодхичитте и неконцептуальном постижении пустотности метод практики, позволяющей нам распознать ригпа и всегда пребывать на этом уровне умственной деятельности, свободном от каких бы то ни было омрачений. Это открывает дорогу для беспрепятственного функционирования «великого совершенства» всех просветленных качеств ригпа (дзогчен), позволяющего приносить пользу другим живым существам.

Параллели с не-дзогченовскими системами

Недзогченовские системы гелуг, сакья и кагью разделяют ум или умственную деятельность на три уровня:

  1. Грубая умственная деятельность — это чувственное познание, которое всегда неконцептуально.
  2. Тонкая умственная деятельность включает как концептуальное, так и неконцептуальное познание.
  3. Тончайший уровень умственной деятельности, который лежит в основе всякой активности ума, это ясный свет (’ od-gsal), он по определению неконцептуален, но более тонок, нежели грубый и тонкий неконцептуальные уровни умственной деятельности.

Сутра и низшие классы тантр задействуют для постижения пустотности тонкую умственную деятельность. Только ануттара-йога — наивысший класс тантры — выходит на уровень умственной деятельности ясного света и использует его для этой цели.

Подобно этому, практики сутры и низших классов тантры в системе ньингма для постижения пустотности задействуют сем. Только дзогчен выходит на уровень ригпа и задействует его для этой цели.

Недзогченовские системы говорят, что тончайший ум ясного света проявляется в момент смерти. Нечто подобное на миг можно испытать в момент оргазма, засыпания, обморока, чихания или зевания. В такие моменты наиболее грубые энергии-ветры (тиб. rlung; санскр. prana), являющиеся опорой для грубой и тонкой умственной деятельности, на время прекращаются (растворяются), останавливая таким образом эти два уровня умственной деятельности, и позволяют проявиться уровню ясного света.

Однако, чтобы взять под уверенный контроль умственную деятельность ясного света, требуется, выйти на этот уровень в медитации. Мы осуществляем это, растворяя энергии-ветры посредством работы с тонкой энергетической системой нашего тела в ходе практик стадии завершения (rdzogs-rim, завершающая стадия) ануттара-йоги. Для успешной практики стадии завершения мы прежде визуализируем этот процесс растворения в ходе практик стадии зарождения (bskyed-rim), строя его по образцу стадий умирания, промежуточного состояния бардо и нового рождения.

С помощью же методов дзогчена мы распознаем тончайшую умственную деятельность — в данном случае ригпа — и выходим на ее уровень, не прибегая к таким техникам, как растворение энергий-ветров. Но как распознать ригпа?

Определение ума

Под умом в буддизме подразумевается умственная деятельность, а не некая «вещь», являющаяся носителем этой деятельности, или некое «орудие», которое «я» использует для такой деятельности. Определяя понятие «ум», мы рассматриваем его деятельность с двух точек зрения. Эти два аспекта в его описании суть одновременные, а не последовательные функции:

  1. Умственная деятельность, производящая или порождающая (’ char-ba) познаваемые проявления (snang-ba).
  2. Умственная деятельность познавательной вовлеченности (’ jug-pa) в познаваемые проявления.

Первый аспект обычно определяется как «ясность» (gsal), а второй — как «осознавание» (rig).

Термин «познаваемые проявления» не относится к проявлениям вещей «вне нашего сознания», которые мы вполне можем и не замечать, и не познавать. Он относится к проявлению вещей «в уме» в процессе их познания. Например, при неконцептуальном чувственном познании, таком как зрительное восприятие, проявляются цвета и формы, являющиеся всего лишь умственными образами (snang-ba, умственными подобиями) или умственными отражениями (gzugs-brnyan) цвета и формы. При концептуальном познании проявляется умственный образ некоего объекта, образованного цветом и формой, например руки. Последовательность умственных образов руки, каждую секунду воспринимаемых сантиметром правее, проявляется в виде образа движения. Другими словами, познаваемые видимости существуют только в контексте умственной деятельности. При этом они необязательно должны быть ясными или находиться в центре нашего внимания.

Более того, термин «познаваемые видимости» относится не только к визуальным образам, проявляющимся «в уме» при познании видимых объектов посредством глаза. Он включает также познаваемые видимости или проявления (shar-ba) звуков, запахов, вкусов, тактильных ощущений, мыслей, эмоций и т.д. В конце концов, это ведь умственная деятельность заставляет последовательность согласных и гласных звуков проявляться как слова и предложения.

Следует иметь в виду, что выражение «вещи проявляются для ума» или «в уме» — это просто способ словесного выражения, характерный для английского языка и отражающий двойственное представление об уме, полностью отличное от буддийской модели.

Познавательная вовлеченность в познаваемые проявления может осуществляться различными способами, например, через зрение, слух, мышление или умственное ощущение, и необязательно является сознательной или осознаваемой. Она включает в себя также и незнание чего-либо или заблуждение в чем-либо.

Тибетское определение этого аспекта умственной деятельности включает также слово просто или лишь (tsam), что под разумевает отсутствие какого-либо конкретного деятеля, «я», производящего умственную деятельность. Здесь также подразумевается и то, что преходящие загрязнения не являются определяющими характеристиками такой деятельности. Условная (kun-rdzob, относительная) природа умственной деятельности — это просто порождение познаваемых проявлений и вовлеченность в них, ее глубочайшая (don-dam, абсолютная) природа — пустотность.

Далее, умственная деятельность индивидуальна и субъективна. Мое видение картины и мое чувство счастья — не ваши. Более того, буддизм не говорит о некоем универсальном уме, частями которого все мы являемся, на уровень которого мы можем выйти, или что наши умственные континуумы (потоки ума) сольются с ним, когда мы достигнем освобождения или просветления. Даже будучи просветленным, умственный континуум каждого будды сохраняет свою индивидуальность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.076 с.)