Музыка как знаковая система в кино 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Музыка как знаковая система в кино



Музыка выражает значения способами, подобными другим знакам — верба­льным, иконичным и т.д. Одно из ее характерных свойств, как знаковой системы, состоит в том, что она прекрасно выражает различные эмоции и психологиче­ские состояния. В этом причина ее столь активного применения в рекламе.

В зависимости от способа ее взаимодействия с остальными знаковыми сис­темами возможны три типа решений:

• музыка становится ведущей — в таких фильмах, как «И корабль плывет»
Феллини или «Амадеус» Милоша Формана, режиссеры мыслят главным
образом с точки зрения музыки и только потом — с точки зрения изображе­
ний; *

• музыка равноценна словам и изображениям;

• музыка является прежде всего фоном действия — это характерно для бо­
льшей части рекламных клипов и кинофильмов.

Шумы как знаковая система в кино

Шумы тоже являются знаковой системой, то есть они могут выражать некие значения. В этом плане^весьма показателен один из анализов Беллы Балаж: «В довольно приятном иронично-комедийном фильме «Два сердца в такте три четверти» мы сталкиваемся со своеобразной кухонной симфонией. Идет приго­товление большого ужина. Акустические и оптические крупные планы чередуют­ся в быстром ритме. Распилка дров. Скрежет пилы. Рубка дров. Стук топора. Растапливание печи. Треск веток. Колка сахара. Взбивание белков. Бульканье кипящей воды. Потом эти звуковые картины повторяются, причем в определен­ном ритме. Естественные шу!иы сливаются в звуковое произведение. Возникает некая симфония шумов» (Балаж, с. 254).

Монтажи различных знаковых систем

Музыку и шумы можно состыковывать с образами и словами несколькими способами:

• Через контрапункт:

В данном случае образы и слова выражают нечто одно, а музыка — его про­тивоположность.

Возможны различные комбинации. В одном из финальных кадров фильма «Бэтмен» Джокер танцует с Ким Бейсингер под музыку нежного вальса. Джо­кер — садист и убийца, скрываясь за улыбающейся маской (физиогномический контрапункт), готовится к жестокому убийству. Это —диаметральная противопо­ложность легкой и приятной музыке вальса.

• Через закадровый звуковой монтаж:

Типичный тому пример — монтаж акустического дополнения. В таких случаях источник звука остается невидимым для зрителя. Мы не ви­дим пистолета. Мы слышим выстрел и видим его жертву. (Балаж)


VII СООБЩЕНИЯ

7.4. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ

КАК КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД


           
   
 
     
 
 

ГАРМОНИЯ В РЕКЛАМНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Илл. 3- С благодарностью CANAL-r

Илл. 1. В рекламе использована аллюзия. Это стилистический прием, с помощью которого мы отсылаем к уже созданным текстам, в данном слу­чае — к известной советской скульптуре «Рабочий и колхозница».

Илл. 2. В пародии на рекламу ТАМРАХ аллюзия указывает на самую скан­дальную сцену из кинофильма «Основной инстинкт».

Илл. 3. В рекламе CANAL+ (иконичная аллюзия) использована ренессан-совая картина, в которой часть персонажей заменены современными баскет-


Христо КАФТАНДЖИЕВ

 

i К 2

il:

Hi-dfi-Heineken refreshes the parts other beers cannot reach.



F I


Илл. 6. С благодарностью HEINEKEN

болистами. Смысл становится еще понятнее, когда прочтем заголовок: «Мы превращаем баскетбол в искусство».

Илл. 4. В рекламе журнала FORBES использована вербально-иконичная «градация». Над самолетом слева направо читаем Economy, Economist, For­bes. Смысл заключен в том, что в разных частях самолета сидят пассажиры с разным (возрастающим) достатком. В эконом-классе читают Economist, а в первом классе (самые богатые) — Forbes.

Илл. 5. В рекламе копировальных аппаратов использован стилистический прием «визуальное повторение». Красотку «клонировали» одиннадцать раз.

Илл. б. В рекламе пива применена иконичная градация. Женщина меня­ется от плохого к хорошему настроению и от уборщицы к журналистке. Это происходит потому, что «Heineken меняет к лучшему даже то, что другим не под силу» {«Heineken refreshes the parts other beers cannot reach».)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.213.126 (0.006 с.)