Роль воображения в жизни ребенка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль воображения в жизни ребенка.



Воображение – высшая психическая функция, позволяющая человеку создавать образы и идеи, ранее не существовавшие или не могущие существовать. Воображение – создание нового. Воображение – это та функция, которая принципиально отличает человека от всего живого мира. В примитивной форме память, мышление, внимание присущи и некоторым животным, и только воображение является чисто человеческим свойством. Именно воображение переводит все остальные высшие психические процессы на уровень сознания, именно оно делает человека человеком.

Несомненная важность воображения для развития личности определяет необходимость его изучения. Знание закономерностей и механизмов воображения, приемов его развития является важнейшим звеном образования людей, работающих с детьми.

Воображение – это способность создавать новые образы и идеи на основе элементов прошлого опыта, объединенных в новые, не существовавшие и не существующие сочетания. Воображение вместе с мышлением и восприятием обеспечивает отражение мира и приспособление к окружающей действительности. Отражение – активный творческий процесс, в ходе которого происходит не только создание образов, соответствующих окружающему, но и переконструирование их в новые комбинации. Последнее достигается с помощью воображения. Участие воображения в деятельности тем больше, чем больше в деятельности творчества. Предельный отход образа воображения от действительности выражается в фантазии.

Воображение начинает развиваться очень рано. Взрослые люди, как правило, отличаются менее ярким воображением, чем дети. Когда ребенок сталкивается с особенностями жизни, не имеющими аналогов в его прошлом опыте и знаниях, он призывает на помощь фантазию, чтобы «довообразить» недостающую информацию и принять решение о необходимом поведении в этом случае. С помощью фантазии ребенок осуществляет и свои глубокие желания. По его поведению нередко чувствуется, что ребенок сам верит в свою фантазию, в реальность того, о чем говорит. Воображение настолько ярко в детском возрасте, что затмевает те незначительные критические способности, которые имеются у ребенка. Фантазия, воображение находятся в 5-10 лет в сензитивном периоде, т.е. периоде, наиболее благоприятном и интенсивном для развития психической функции.

Различают два вида воображения: ТВОРЧЕСКОЕ и ВОССОЗДАЮЩЕЕ.

Воссоздающее воображение развивается на основе имеющейся информации и знаний. Например, когда ребенку читают описание природы в стихотворении:

Наступила осень

Стало скучно очень.

Серый дождь плакучий

Льет из черной тучи.

Целый день солнца ждешь,

А приходит серый дождь.

И.Мазин.

он, в силу уже имеющихся знаний об осени, может четко вообразить описываемую картину. Воссоздающее воображение имеет очень большое значение, т.к. в будущем явится основой для усвоения школьных знаний.

Творческое воображение - это особый вид психической деятельности, позволяющий человеку в идеальном, духовном плане создавать что-то принципиально ново, но существовавшее до сих пор или не могущее существовать. Например, когда художник изобразил пейзаж неизвестной планеты с высадившимися на ее поверхность космонавтами, то он пользовался творческим воображением.

Творческое воображение развивается у ребенка позднее, чем воссоздающее. Первые образы воссоздающего воображения появляются очень рано. Ребенок 1,5 лет воспроизводит образ машины по звуку мотора («жи-жи-жи») или гудка («би-би»), кошку по мягкому меху, бабу-ягу по страшным зубам и т.д. По мере увеличения возраста у детей расширяются возможности творческого воображения за счет накопления знаний и личного опыта. В 5 лет ребенок в состоянии выдумывать на основе творческого воображения невероятные объекты и ситуации, окрашивать их деталями и красками, задавать желаемую динамику. Чтобы сохранить творческую активность личности, необходимо развивать и стимулировать воображение с помощью особых занятий, заданий и игр, тестов.

ПРОЦЕССЫ ВООБРАЖЕНИЯ:

1. АГГЛЮТИНАЦИЯ (склеивание – греч.) предполагает соединение отдельных элементов различных образов и информации в новые, нетипичные или несоединимые части. Пример: избушка на курьих ножках, Тяни-Толкай и т.п.

2. ГИПЕРБОЛИЗАЦИЯ - преуменьшение или преувеличение пропорций и количества. Пример: Гулливер, мальчик с пальчик, змей Горыныч (с тремя головами) и мн.др.

3. АКЦЕНТУАЦИЯ (заострение) – подчеркивается конкретный признак, и за счет этого изменяется образ. Например: соловей-разбойник, умеющий свистеть с невероятной силой; Карлик-Нос, обладающий большим носом и горбом, Чипполино и т.п.

4.СХЕМАТИЗАЦИЯ – образ-фантазия конструируется за счет сглаживания всех деталей и мелких отличий, а на передний план выступают основные значимые элементы образа. Пример: схема домика, схема человечка (палка, палка, огуречик…) На основе схематизации дети осваивают технику рисования. Ребенок 4-5 лет рисует не домик, а схему домика; не машинку, а схему.

5.ТИПИЗАЦИЯ – близка к мышлению и обеспечивает возможность выделения самых существенных, значимых элементов объекта или ситуации. Основной прием этого развития – вопрос «На что похоже?» Этот вопрос постоянно должен сопровождать мировосприятие ребенка под контролем взрослого.

Непроизвольное (непреднамеренное) воображение характеризуется непреднамеренностью возникающих образов. Пример: сновидения, грезы, кошмары, галлюцинации. Эти образы всегда насыщены эмоциями и имеют большое значение в развитии ребенка.

Произвольное (преднамеренное) воображение сопряжено с волевым усилием для создания образа воображения. Преднамеренное воображение работает у ребенка, когда мы ставим перед ним задачу что-то сочинить, придумать.

Дошкольное детство в целом характеризуется бурным развитием воображения. Основной деятельностью ребенка этого периода является игра. Необходимый элемент игры – воображаемая ситуация. В процессе игры воображение набирает силу и расширяет просторы фантазии. У детей фантазия является фактором получения новых знаний, накопления житейского опыта и развития личности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 4382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.211.134 (0.004 с.)