Раздел 2. Психологическая характеристика детей с нарушениями речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 2. Психологическая характеристика детей с нарушениями речи



Тема 4. Особенности восприятия при речевых нарушениях.

Задание №1. Составление схемы «Развитие зрительного восприятия в норме от рождения до 7 лет».

Задачи изучения темы: уточнить представления студентов о нормальном развитии зрительного восприятия детей от рождения до 7 лет; учиться работать с литературой.

Студенты изучают предложенную литературу, составляют схему развития зрительного восприятия от рождения до 7 лет в произвольной форме или в форме таблицы.

 

Таблица 4. Развитие зрительного восприятия от рождения до 7 лет.

Возраст Возрастные новообразования зрительного восприятия
   

Форма отчетности: конспект или таблица.

Литература:

1. Скворцов, И.А. Детство нервной системы / И. А. Скворцов.– М.: МЕД пресс-информ, 2004.– С. 141-151, 153-154.

2. Психология детства. Учебник / под ред. А. А. Реана.– СПб.: прайм-Евро-ЗНАК, 2003.– С. 92-109, 179-197, 258-272.

Задание №2. Составление характеристики особенностей зрительного восприятия при разных нарушениях речи.

Задачи изучения темы: учиться обобщать полученные знания по особенностям зрительного восприятия детей с разными нарушениями речи (дизартрией, алалией, афазией, ОНР); учиться работать с материалами лекций, литературой.

Студенты прорабатывают конспекты лекций и предложенную литературу и составляют краткие характеристики особенностей зрительного восприятия детей с разными клиническими формами речевых нарушений и разной структурой речевого дефекта.

Примерный план характеристики зрительного восприятия детей с разными нарушениями речи:

1. Особенности предметного гнозиса. Возможные последствия его нарушений или несформированности.

2. Особенности оптико-пространственного гнозиса. Возможные последствия несформированности пространственных представлений.

3. Специфика сукцессивного и симультанного анализа и синтеза. Возможные последствия их несформированности в процессе овладения письмом и чтением.

4. Особенности буквенного гнозиса детей с тяжелыми нарушениями речи.

Форма отчетности: краткие характеристики зрительного восприятия детей с разными речевыми нарушениями.

Литература:

1. Конспекты лекций по теме «Особенности зрительного восприятия детей с речевыми нарушениями».

2. Воронова, А.П. Нарушения зрительного гнозиса у дошкольников с речевой патологией / А. П. Воронова // Дефектология.– 1993.– № 1.

3. Мастюкова, Е.М. О нарушениях гностической функции у учащихся с тяжелыми расстройствами речи / Е. М. Мастюкова // Дефектология.– 1976.– №1.

4. Лалаева, Р.И. Нарушения в овладении математикой (дискалькулии) у младших школьников. Диагностика, профилактика и коррекция: учебно-методическое пособие / Р. И. Лалаева, А. Гермаковска.– СПб.: Союз, 2005.– С. 176.

5. Цветкова, Л.С. Роль зрительного образа в формировании речевой патологии / Л. С. Цветкова, Т. М. Пирцхалайшвили // Дефектология.– 1975.– №5.

Задание №3. Составление схемы «Развитие слухового восприятия в норме от рождения до 7 лет».

Задачи изучения темы: уточнить представления студентов о нормальном развитии слухового восприятия детей от рождения до 7 лет; учиться работать с литературой.

Студенты изучают предложенную литературу, составляют схему развития слухового восприятия от рождения до 7 лет в произвольной форме или в форме таблицы.

 

Таблица 5. Развитие слухового восприятия от рождения до 7 лет.

Возраст Возрастные новообразования слухового восприятия
   

Форма отчетности: конспект или таблица.

Литература:

1. Скворцов, И.А. Детство нервной системы / И. А. Скворцов.– М.: МЕДпресс-информ, 2004.– С. 141-151, 153-154.

2.Психология детства: учебник / под ред. А. А. Реана.– СПб.: прайм-Евро-ЗНАК, 2003.– С. 92-109, 179-197, 258-272.

Задание №4. Составление характеристики особенностей слухового восприятия при разных нарушениях речи.

Задачи изучения темы: учиться обобщать полученные знания по особенностям слухового восприятия детей с разными нарушениями речи (дизартрией, алалией, афазией, ОНР); учиться работать с материалами лекций, литературой.

Студенты прорабатывают конспекты лекций и предложенную литературу и составляют краткие характеристики особенностей слухового восприятия детей с разными клиническими формами речевых нарушений и разной структурой речевого дефекта.

Примерный план характеристики слухового восприятия детей с разными нарушениями речи:

1. Проявление собственно слуховой агнозии у детей с нарушениями речи. Их последствия для познавательного и речевого развития.

2. Нарушения узнавания и воспроизведения ритма – слуховая аритмия. Ее проявления и последствия у детей с нарушениями речи.

3. Нарушение интонационной стороны речи.

4. Речевая акустическая агнозия, ее проявления и роль в развитии речи ребенка с нарушениями речи.

Форма отчетности: конспект или таблица.

Литература:

1. Конспекты лекций по теме «Особенности слухового восприятия детей с ТНР»

2. Сергеева, Т.Ф. К вопросу о восприятии звуков речи детьми с ренолалией и дизартрией / Т. Ф. Сергеева // Дефектология.– 1973.– №3

3. Трошин, О.В. Логопсихология / О. В. Трошин, Е. В. Жулина.– М., 2005.– С. 73-80, 171, 177-179

4. Калягин, В.А. Логопсихология / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова.– М.: Академия, 2006.– С. 91-98.

Задание №5. Составление картотеки игр и упражнений для развития и коррекции зрительного, слухового и тактильного восприятия детей с речевыми нарушениями.

Задачи изучения темы: уточнить содержание развивающей и коррекционной работы психолога по преодолению нарушений и развитию восприятия детей с речевыми нарушениями; учиться работать с методической литературой, составляя картотеки игр и заданий, направленных на преодоление выявленных у детей нарушений развития восприятия и профилактику вторичных дефектов развития и обучения.

Студенты изучают предложенные методические и учебно-методические пособия, подбирают дополнительную литературу по изучаемой теме, отбирают игры и упражнения в соответствии с выявленными у детей особенностями. Обосновывают актуальность, цель и задачи коррекционно-развивающей работы с ребенком по предложенному плану и составляют картотеку игр и заданий. Материалы предоставляются и обсуждаются на практическом занятии (тема 17, раздел 6).

Форма отчетности: обоснование коррекционно-развивающей работы, картотека.

План для обоснования:

1. Актуальность проведения коррекционно-развивающей работы (значение восприятия разных модальностей в психическом развитии ребенка и освоении основных школьных умений: чтения, письма и счета; особенности восприятия, выявленные в процессе индивидуального обследования ребенка).

2. Цель и задачи коррекционно-развивающей работы.

3. Методические рекомендации для отбора игр и заданий и их использования (принципы работы, последовательность и др.).

Литература:

1. Волковская, Т.Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Т. Н. Волковская, Г. Х. Юсупова.– М.: Книголюб, 2004.

2. Костромина, С.Н. Как преодолеть трудности в обучении чтению / С. Н. Костромина, Л. Г. Нечаева.– М.: Ось-89, 1999.

3. Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте / А. В. Семенович.– М., 2002.

4. Семенович, А.В. Эти невероятные левши / А. В. Семенович.– М.: Генезис, 2005.

5. Широкова, Г.А. Практикум для детского психолога / Г. А. Широкова, Е. Г. Жадько.– Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

И др. литература по выбору студентов.

 

Тема 5. Особенности мнестической деятельности при речевых нарушениях

Задание №1. Составление словаря по теме.

Задачи изучения темы: уточнить представления студентов о памяти, ее видах и процессах; формировать аналитические умения при работе с определениями.

 

Студенты работают со словарями, анализируют определения понятий, записывают наиболее точные в свои терминологические словарики и выделяют в определениях ключевые слова.

Термины для анализа:


- память

- память двигательная

- память долговременная

- память кратковременная

- память логическая

- память механическая

- память непроизвольная

- память образная

- память оперативная

- память произвольная

- представления памяти

- амнезия

- гипермнезия

- гипомнезия

- криптомнезия

- парамнезия

- воспроизведение

- забывание

- запоминание

- сохранение


Форма отчетности: терминологический словарик.

Литература:

1. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник / под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской.– М.: Флинта, Наука, 1998.

2. Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В. И. Селиверстова.– М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.

Др. справочная литература по выбору студентов.

Задание №2. Составление характеристики памяти детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Задачи изучения темы: учиться обобщать полученные в процессе участия в лекционных, семинарских и практических занятиях знания об особенностях и значении памяти детей с тяжелыми нарушениями речи (дизартрией, алалией, афазией, ОНР); учиться анализировать материалы по теме.

Студенты прорабатывают конспекты лекций и предложенную литературу и составляют краткие выписки по особенностям памяти разной модальности, процессов и продукта (представления) памяти детей с разными нарушениями речи.

Форма отчетности: краткие характеристики, включающие особенности зрительной (образной), слуховой, двигательной, непроизвольной, произвольной и др. памяти детей с разными речевыми нарушениями.

Литература:

1. Конспекты лекций по теме «особенности памяти детей с речевыми нарушениями»

2. Мастюкова, Е.М. О расстройстве памяти у детей с недоразвитием речи / Е. М. Мастюкова // Дефектология.– 1972.– № 5.– С. 12-17.

3. Мартынова, Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалии / Р. И. Мартынова // Расстройства речи и методы их устранения.– М., 1975.– С. 86-87.

4. Даниленкова, О.Р. Развитие преднамеренного запоминания у детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи / О. Р. Даниленкова // Дефектология.– 2000.– №6.– С. 59-64.

5. Шипицына, Л.М. Комплексное исследование мнестической деятельности младших школьников с речевой патологией / Л. М. Шипицына, Л. С. Волкова, Э. Г. Крутикова // Дефектология.– 1991.– №2.

 

Задание №3. Составление картотеки игр и упражнений для развития и коррекции памяти разной модальности, сложных видов памяти и процессов памяти.

Задачи изучения темы: уточнить и обогатить представления о содержании и методах коррекционно-развивающей работы психолога, направленной на развитие памяти дошкольников с нарушениями речи; анализировать имеющуюся научно-методическую литературу по вопросам развития памяти детей дошкольного возраста.

Студенты изучают предложенные пособия, подбирают дополнительную литературу по изучаемой теме, отбирают игры и упражнения в соответствии с особенностями развития памяти дошкольников с тяжелыми нарушениям речи.

Форма отчетности: картотека игр и упражнений по развитию памяти детей с тяжелыми нарушениями речи.

Литература:

1. Волковская, Т.Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Т. Н. Волковская, Г. Х. Юсупова.– М.: Книголюб, 2004.

2. Костромина, С.Н. Как преодолеть трудности в обучении чтению / С. Н. Костромина, Л. Г. Нечаева.– М.: Ось-89, 1999.

3. Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте / А. В. Семенович.– М., 2003.

4. Семенович, А.В. Эти невероятные левши / А. В. Семенович.– М.: Генезис, 2005.

5. Широкова, Г.А. Практикум для детского психолога / Г. А. Широкова, Е. Г. Жадько.– Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

И др. литература по выбору студентов.

 

Тема 6. Особенности мышления при нарушениях речи.

Задание №1. Составление словаря по теме.

Задачи изучения темы: уточнить и обогатить знания студентов о мышлении, его формах, видах и операциях; учиться анализировать разные определения понятий.

Студенты работают со словарями, анализируют определения понятий, записывают наиболее точные в свои терминологические словарики и выделяют в определениях ключевые слова.

Термины для анализа:


- мышление

- мышление наглядно-действенное

- мышление наглядно-образное

- мышление словесно-логическое

- абстракция

- анализ

- конкретизация

- обобщение

- синтез

- сравнение

- дедукция

- индукция

- определение понятий

- суждение

- умозаключение.


Форма отчетности: терминологический словарик по теме.

Литература:

1. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник / под ред. Т. А. Ладыженской, А. К. Михальской.– М.: Флинта, Наука, 1998.

2. Понятийно-терминологический словарь логопеда/ под ред. В. И. Селиверстова.– М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.

Др. справочная литература по выбору студентов.

Задание №2. Составление характеристики мышления детей с разными нарушениями речи.

Задачи изучения темы: учиться обобщать знания по теме, полученные в процессе участия в занятиях и изучения литературы; учиться анализировать материал.

Студенты прорабатывают конспекты лекций и предложенную литературу и составляют краткие выписки, характеризующие особенности мышления детей с разными нарушениями речи (дизартрией, алалией, афазией, ОНР).

Форма отчетности: краткие характеристики, включающие особенности мышления (видов, форм, операций) детей с разными речевыми нарушениями.

Литература:

1. Давидович, Л.Р. К вопросу об особенностях мышления при моторной алалии на поздних этапах речевого развития / Л. Р. Давидович // Расстройства речи и методы их устранения.– М., 1975.– С. 13-37.

2. Ковшиков, В.А. К вопросу о мышлении детей с экспрессивной алалией / В. А. Ковшиков, Ю. А. Элькин // Дефектология.– 1980.– № 2.

3. Мартынова, Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалии / Р. И. Мартынова // Расстройства речи и методы их устранения.– М., 1975.– С. 82-86.

4. Моравска, Л. Психолого-логопедическая характеристика заикающихся детей 4-х летнего возраста / Л. Моравска // Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых.– Л., 1987.

5. Уракова, А.И. Сравнительная психологическая характеристика ринолаликов и детей с нормальной речью / А.И. Уракова // Дефектология.– 1972.– № 2.

6. Усанова, О.Н. Особенности невербального интеллекта при недоразвитии речи / О. Н. Усанова, Т. Н. Синякова // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи.– М., 1987.

 

Задание №3. Составление картотеки игр и упражнений для развития и коррекции мышления (видов и операций) детей с нарушениями речи.

Задачи изучения темы: уточнить и обогатить представления студентов о содержании и методах коррекционно-развивающей работы психолога, направленной на развитие разных видов и операций мышления детей дошкольного возраста с нарушениями речи; учиться анализировать научно-методическую литературу по вопросам развития и коррекции мышления детей с ТНР.

Студенты изучают предложенные пособия, подбирают дополнительный материал по теме, отбирают игры и упражнения, направленные на развитие наглядно-действенного и словесно-логического мышления в соответствии с изученными особенностями развития мышления детей с речевыми нарушениями. Материалы представляются и обсуждаются на практическом занятии (тема 21, раздел 8).

Форма отчетности: картотека игр и упражнений по развитию видов мышления и его операций.

Литература:

1. Волковская, Т.Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Т. Н. Волковская, Г. Х. Юсупова.– М.: Книголюб, 2004.

2. Костромина, С.Н. Как преодолеть трудности в обучении чтению / С. Н. Костромина, Л. Г. Нечаева.– М.: Ось-89, 1999.

3. Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте / А. В. Семенович.– М., 2003.

4. Семенович, А.В. Эти невероятные левши / А. В. Семенович.– М.: Генезис, 2005.

5. Широкова, Г.А. Практикум для детского психолога / Г. А. Широкова, Е. Г. Жадько.– Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

И др. литература по выбору студентов.

 

Тема 7. Личностные особенности детей с нарушениями речи

Задание №1. Составление словаря.

Задачи изучения темы: уточнить значение основных понятий по теме; учиться анализировать определения понятий по разным справочным изданиям.

Студенты знакомятся с определением понятий, выделяют среди разных определений наиболее точные и полные, записывают в терминологический словарик, выделяя в определении ключевые слова.

Понятия по теме:


- личность

- индивид

- индивидуальность

- характер

- способности

- темперамент

- воля

- эмоции

- мотивация

- чувства


- Форма отчетности: терминологический словарь.

- Литература:

1. Краткий психологический словар ь/ ред.-сост. Л. А. Карпенко.– Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

2. Психология детства / под ред. А. А. Реана.– СПб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2003.

- др. справочная литература по выбору студентов.

- Задание №2. составление схемы по теме «развитие личности детей».

- Задачи изучения темы: уточнить особенности личностного и эмоционального развития детей от рождения до 7 лет; учиться составлять схемы, конспектировать литературу.

- Студенты изучают особенности становления аффективной, мотивационно-личностной сфер и Я-концепции ребенка от рождения до 7 лет, обобщают полученные данные и составляют схему обозначенных линий развития, выделяя в них ключевые новообразования и их значение для развития ребенка.

- Форма отчетности: схема развития аффективной сферы, схема развития мотивационно-личностной сферы, схема развития Я-концепции от рождения до 7 лет.

- Литература:

1. Психология детства: учебник / под ред. А. А. Реана.– СПб.: прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2003.– С. 110-144, 198-237.

2. Детская психология / под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько.– М., 1988.

3. Мухина, В.С. Детская психология / В. С. Мухина / под ред. Л. А. Венгера.– М. 1985.

- др. литература по выбору студентов.

- Задание №3. Составление кратких характеристик особенностей личности и эмоционально-волевой сферы при разных речевых нарушениях.

- Задачи изучения темы: обобщить сведения об особенностях личности и эмоционально-волевой сферы при различных нарушениях речи; учиться составлять краткие характеристики личностных эмоционально-волевых особенностей детей с разными речевыми нарушениями по предложенному плану.

- Студенты изучают предложенную литературу и составляют характеристики личностных и эмоционально-волевых особенностей детей с алалией, общим недоразвитием речи, заиканием, дизартрией, ринолалией, патологиями голоса.

- План характеристики:

1. Общая характеристика речевого нарушения (определение клинический формы или по структуре речевого дефекта).

2. Особенности мотивационно-потребностной сферы детей с разными речевыми нарушениями.

3. Особенности протекания кризисов развития у детей с разными речевыми нарушениями.

4. Особенности Я-концепции детей с разными речевыми нарушениями.

5. Особенности самооценки детей с разными речевыми нарушениями.

- Форма отчетности: характеристики особенностей личностного развития и эмоционально-волевой сферы детей с разными речевыми нарушениями.

- Литература:

1. Калягин, В.А. Логопсихология / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова.– М.: Академия, 2006.– С. 55-71.

2. Трошик, О.В. Логопсихология / О. В. Трошик, Е. В. Жулина.– М.: Сфера, 2005.– С. 60-61, 146, 156, 174, 182-183, 197-205, 206-211.

3. Орлова, О.С. Личностные особенности больных со спастической дисфонией / О. С. Орлова, Л. Е. Гончарук // Коррекционное обучение детей с нарушениями речевой деятельности.– М., 1983.

4. Павлова, С.И. О психологических особенностях заикающихся детей и подростков / С. И. Павлова // Нарушения речи и голоса у детей.– М., 1975.– С. 65-69.

5. Шипицына, Л.М. Некоторые особенности эмоционально-личностных качества у младших школьников с ОНР / Л. М. Шипицына, Л. С.Волкова // Дефектология.– 1993.– № 4.

-

- Тема 8. Характеристика общения и деятельности при различных формах речевых нарушений

- Задание № 1. Составление схемы-конспекта.

- Задачи изучения темы: составить характеристику онтогенеза качественно своеобразных форм и средств общения ребенка со взрослым.

- Возраст ребенка - Форма общения ребенка со взрослым - Средства общения
- - -

- Форма отчетности: схема-конспект.

- Литература:

- 1. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: методическое пособие для практических психологов / под ред. Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т. В. Ермолова, С. Ю. Мещерякова.– СПб., 2005.

- 2. Смирнова, И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП / И. А. Смирнова.– СПб., 2004.

- 3. Трошин, О.В. Логопсихология / О. В. Трошин, Е. В. Жулина.– М., 2005.

- Задание № 2. Составление кратких характеристик особенностей общения при разных речевых нарушениях.

- Задачи изучения темы: обобщить сведения об особенностях общения при разных нарушениях речи; учиться составлять краткие характеристики об особенностях общения детей с алалией, общим недоразвитием речи, заиканием, дизартрией, ринолалией, патологиями голоса по предложенному плану.

-

- План характеристики:

1. Общая характеристика речевого нарушения (определение клинической формы или описание структуры речевого дефекта).

- 2. Нарушение основных звеньев общения: мотивационного, операционно-технического, контролирующего при различных речевых нарушениях.

- 3. Развитие потребности в общении у детей с нарушениями речи в раннем и дошкольном возрасте. Коммуникативная дезадаптация детей с задержкой речевого развития в раннем возрасте.

- 4. Нарушение коммуникативной функции речи при алалии, афазии, общем недоразвитии речи.

- 5. Внешние и внутренние детерминанты, влияющие на состояние коммуникативной деятельности детей с тяжелыми нарушениями речи.

- Форма отчетности: краткие характеристики.

- Литература:

- 1. Виноградова, М.А. Нарушение функций и форм речи у заикающихся дошкольников в разных ситуациях речевого общения / М. А. Виноградова // Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых.– Л., 1987.

- 2. Геркина, М.И. Речь заикающихся дошкольников в различных условиях общения / М. И. Геркина // Дефектология.– 1972.– № 3.

- 3. Грибова, О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией / О. Е. Грибова // Дефектология.– 1995.– № 6.

- 4. Кривовяз, И.С. Психолого-педагогическое изучение детей младшего дошкольного возраста с недоразвитием речи и некоторые аспекты коррекционной работы с ними / И. С. Кривовяз // Дефектология.– 1995.– № 6.

- 5. Соловьева, Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи / Л. Г. Соловьева // Дефектология.– 1996.– № 1. игра

- 6. Терентьева, В.И. Социально-психологические особенности детей с нарушениями речи / В. И. Терентьева // Дефектология.– 2000.– № 4.

- 7. Трошин, О.В. Логопсихология / О. В. Трошин, Е. В. Жулина.– М., 2005.

- Др. литература по выбору студентов

 

8.4. Методические рекомендации для преподавателя

Полноценная речь является необходимым условием становления и функционирования человека, в частности, его коммуникативных возможностей, лежащих в основе формирования личности. Вместе с тем различные речевые расстройства имеют значительное распространение во всем мире. Наблюдающийся в настоящее время в России демографический кризис выражается не только в сокращении рождаемости, но и в снижении индекса здоровья новорожденных, что в свою очередь приводит к повышению заболеваемости, в том числе и расстройствам речи. Указанные факторы делают проблему совершенствования подготовки дефектологов и логопедов социально значимой и актуальной. В этой подготовке важное значение имеет овладение основами прикладной психологии. Для оптимизации коррекционно-педагогической помощи необходимы знания о психологических особенностях лиц с нарушениями речи, что и является предметом изучения логопсихологии.

- Методологической основой курса «Логопсихология» являются современные представления об общественно-исторической природе человеческой психики, о детерминации ее развития взаимодействием индивида с социальной средой, о социальных корнях языка и речи, о ключевой, систематизирующей роли речи в процессе психического развития человека.

- Учебная программа курса составлена в соответствии с современными представлениями об интегративной вузовской подготовке педагога-дефектолога для работы с детьми дошкольного возраста с различными отклонениями в психофизическом развитии.

- «Логопсихология» является базовым предметом в профессиональной подготовке педагога в структуре специального образования. Данный курс органично связан со смежными дисциплинами общей и специальной педагогики и психологии, медицины, с лингвистическими и методическими науками.

- Логопсихология только начинает складываться как самостоятельная область научных знаний. Сохраняется ее зависимость от лингвистики, психолингвистики, лингвопсихологии, отсутствует дифференциация от логопедии, недостаточна практическая система, ограничена методологическая основа для работы с речевыми нарушениями на психологическом уровне. Поэтому логопсихология часто преподается в ВУЗах с позиции логопедии. Но логопедия – это наука о нарушениях речи, методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания, поэтому ее относят к специальной педагогике.

- Нарушениями речи занимаются физиологи, невропатологи, психологи, лингвисты и др. При этом каждый специалист рассматривает их под определенным углом зрения в соответствии с целями, задачами и средствами своей науки. При этом не всегда учитывается, что, по Л.С. Выготскому, речь – это, прежде всего, основная высшая психическая функция, которая опосредует формирование всех остальных психических функций. В связи с этим речевую деятельность надо рассматривать не как физиологический механизм артикуляции звуков, слогов, слов, а как психические процессы коммуникации и регуляции (в соответствии с ключевыми функциями речи).

- В программе курса значительное внимание уделяется изучению особенностей психического развития детей-логопатов именно с позиции недостаточности функций речи, прежде всего, в контексте нарушенной коммуникации.

- При изучении материала целесообразно придерживаться единого плана анализа роли психологических систем в формировании речевых нарушений: общая характеристика психических процессов, их особенности при речевой патологии; организация и содержание психодиагностики; содержание и методы психокоррекции и психопрофилактики.

В каждой теме выделяются задания для самостоятельной работы студентов, выполнение которых целесообразно контролировать в течение всего семестра и учитывать при проведении итоговой аттестации по дисциплине. Для наиболее эффективного изучения курса целесообразно проведение двух текущих форм контроля по разделам курса.

Содержание подготовки к осуществлению данных форм контроля обозначено в разделе «Методические рекомендации студентам» настоящего пособия.

Введение данной формы промежуточного контроля позволит сделать подготовку студента-дефектолога максимально осознанной и проектико-ориентированной.

 

II. Материалы, устанавливающие содержание



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 454; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.154.151 (0.132 с.)