Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 2. Психологическая характеристика детей с нарушениями речи ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Тема 4. Особенности восприятия при речевых нарушениях. Задание №1. Составление схемы «Развитие зрительного восприятия в норме от рождения до 7 лет». Задачи изучения темы: уточнить представления студентов о нормальном развитии зрительного восприятия детей от рождения до 7 лет; учиться работать с литературой. Студенты изучают предложенную литературу, составляют схему развития зрительного восприятия от рождения до 7 лет в произвольной форме или в форме таблицы.
Таблица 4. Развитие зрительного восприятия от рождения до 7 лет.
Форма отчетности: конспект или таблица. Литература: 1. Скворцов, И.А. Детство нервной системы / И. А. Скворцов.– М.: МЕД пресс-информ, 2004.– С. 141-151, 153-154. 2. Психология детства. Учебник / под ред. А. А. Реана.– СПб.: прайм-Евро-ЗНАК, 2003.– С. 92-109, 179-197, 258-272. Задание №2. Составление характеристики особенностей зрительного восприятия при разных нарушениях речи. Задачи изучения темы: учиться обобщать полученные знания по особенностям зрительного восприятия детей с разными нарушениями речи (дизартрией, алалией, афазией, ОНР); учиться работать с материалами лекций, литературой. Студенты прорабатывают конспекты лекций и предложенную литературу и составляют краткие характеристики особенностей зрительного восприятия детей с разными клиническими формами речевых нарушений и разной структурой речевого дефекта. Примерный план характеристики зрительного восприятия детей с разными нарушениями речи: 1. Особенности предметного гнозиса. Возможные последствия его нарушений или несформированности. 2. Особенности оптико-пространственного гнозиса. Возможные последствия несформированности пространственных представлений. 3. Специфика сукцессивного и симультанного анализа и синтеза. Возможные последствия их несформированности в процессе овладения письмом и чтением. 4. Особенности буквенного гнозиса детей с тяжелыми нарушениями речи. Форма отчетности: краткие характеристики зрительного восприятия детей с разными речевыми нарушениями. Литература: 1. Конспекты лекций по теме «Особенности зрительного восприятия детей с речевыми нарушениями». 2. Воронова, А.П. Нарушения зрительного гнозиса у дошкольников с речевой патологией / А. П. Воронова // Дефектология.– 1993.– № 1.
3. Мастюкова, Е.М. О нарушениях гностической функции у учащихся с тяжелыми расстройствами речи / Е. М. Мастюкова // Дефектология.– 1976.– №1. 4. Лалаева, Р.И. Нарушения в овладении математикой (дискалькулии) у младших школьников. Диагностика, профилактика и коррекция: учебно-методическое пособие / Р. И. Лалаева, А. Гермаковска.– СПб.: Союз, 2005.– С. 176. 5. Цветкова, Л.С. Роль зрительного образа в формировании речевой патологии / Л. С. Цветкова, Т. М. Пирцхалайшвили // Дефектология.– 1975.– №5. Задание №3. Составление схемы «Развитие слухового восприятия в норме от рождения до 7 лет». Задачи изучения темы: уточнить представления студентов о нормальном развитии слухового восприятия детей от рождения до 7 лет; учиться работать с литературой. Студенты изучают предложенную литературу, составляют схему развития слухового восприятия от рождения до 7 лет в произвольной форме или в форме таблицы.
Таблица 5. Развитие слухового восприятия от рождения до 7 лет.
Форма отчетности: конспект или таблица. Литература: 1. Скворцов, И.А. Детство нервной системы / И. А. Скворцов.– М.: МЕДпресс-информ, 2004.– С. 141-151, 153-154. 2.Психология детства: учебник / под ред. А. А. Реана.– СПб.: прайм-Евро-ЗНАК, 2003.– С. 92-109, 179-197, 258-272. Задание №4. Составление характеристики особенностей слухового восприятия при разных нарушениях речи. Задачи изучения темы: учиться обобщать полученные знания по особенностям слухового восприятия детей с разными нарушениями речи (дизартрией, алалией, афазией, ОНР); учиться работать с материалами лекций, литературой. Студенты прорабатывают конспекты лекций и предложенную литературу и составляют краткие характеристики особенностей слухового восприятия детей с разными клиническими формами речевых нарушений и разной структурой речевого дефекта. Примерный план характеристики слухового восприятия детей с разными нарушениями речи: 1. Проявление собственно слуховой агнозии у детей с нарушениями речи. Их последствия для познавательного и речевого развития.
2. Нарушения узнавания и воспроизведения ритма – слуховая аритмия. Ее проявления и последствия у детей с нарушениями речи. 3. Нарушение интонационной стороны речи. 4. Речевая акустическая агнозия, ее проявления и роль в развитии речи ребенка с нарушениями речи. Форма отчетности: конспект или таблица. Литература: 1. Конспекты лекций по теме «Особенности слухового восприятия детей с ТНР» 2. Сергеева, Т.Ф. К вопросу о восприятии звуков речи детьми с ренолалией и дизартрией / Т. Ф. Сергеева // Дефектология.– 1973.– №3 3. Трошин, О.В. Логопсихология / О. В. Трошин, Е. В. Жулина.– М., 2005.– С. 73-80, 171, 177-179 4. Калягин, В.А. Логопсихология / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова.– М.: Академия, 2006.– С. 91-98. Задание №5. Составление картотеки игр и упражнений для развития и коррекции зрительного, слухового и тактильного восприятия детей с речевыми нарушениями. Задачи изучения темы: уточнить содержание развивающей и коррекционной работы психолога по преодолению нарушений и развитию восприятия детей с речевыми нарушениями; учиться работать с методической литературой, составляя картотеки игр и заданий, направленных на преодоление выявленных у детей нарушений развития восприятия и профилактику вторичных дефектов развития и обучения. Студенты изучают предложенные методические и учебно-методические пособия, подбирают дополнительную литературу по изучаемой теме, отбирают игры и упражнения в соответствии с выявленными у детей особенностями. Обосновывают актуальность, цель и задачи коррекционно-развивающей работы с ребенком по предложенному плану и составляют картотеку игр и заданий. Материалы предоставляются и обсуждаются на практическом занятии (тема 17, раздел 6). Форма отчетности: обоснование коррекционно-развивающей работы, картотека. План для обоснования: 1. Актуальность проведения коррекционно-развивающей работы (значение восприятия разных модальностей в психическом развитии ребенка и освоении основных школьных умений: чтения, письма и счета; особенности восприятия, выявленные в процессе индивидуального обследования ребенка). 2. Цель и задачи коррекционно-развивающей работы. 3. Методические рекомендации для отбора игр и заданий и их использования (принципы работы, последовательность и др.). Литература: 1. Волковская, Т.Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Т. Н. Волковская, Г. Х. Юсупова.– М.: Книголюб, 2004. 2. Костромина, С.Н. Как преодолеть трудности в обучении чтению / С. Н. Костромина, Л. Г. Нечаева.– М.: Ось-89, 1999. 3. Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте / А. В. Семенович.– М., 2002. 4. Семенович, А.В. Эти невероятные левши / А. В. Семенович.– М.: Генезис, 2005. 5. Широкова, Г.А. Практикум для детского психолога / Г. А. Широкова, Е. Г. Жадько.– Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. И др. литература по выбору студентов.
Тема 5. Особенности мнестической деятельности при речевых нарушениях Задание №1. Составление словаря по теме. Задачи изучения темы: уточнить представления студентов о памяти, ее видах и процессах; формировать аналитические умения при работе с определениями.
Студенты работают со словарями, анализируют определения понятий, записывают наиболее точные в свои терминологические словарики и выделяют в определениях ключевые слова.
Термины для анализа: - память - память двигательная - память долговременная - память кратковременная - память логическая - память механическая - память непроизвольная - память образная - память оперативная - память произвольная - представления памяти - амнезия - гипермнезия - гипомнезия - криптомнезия - парамнезия - воспроизведение - забывание - запоминание - сохранение Форма отчетности: терминологический словарик. Литература: 1. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник / под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской.– М.: Флинта, Наука, 1998. 2. Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В. И. Селиверстова.– М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. Др. справочная литература по выбору студентов. Задание №2. Составление характеристики памяти детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Задачи изучения темы: учиться обобщать полученные в процессе участия в лекционных, семинарских и практических занятиях знания об особенностях и значении памяти детей с тяжелыми нарушениями речи (дизартрией, алалией, афазией, ОНР); учиться анализировать материалы по теме. Студенты прорабатывают конспекты лекций и предложенную литературу и составляют краткие выписки по особенностям памяти разной модальности, процессов и продукта (представления) памяти детей с разными нарушениями речи. Форма отчетности: краткие характеристики, включающие особенности зрительной (образной), слуховой, двигательной, непроизвольной, произвольной и др. памяти детей с разными речевыми нарушениями. Литература: 1. Конспекты лекций по теме «особенности памяти детей с речевыми нарушениями» 2. Мастюкова, Е.М. О расстройстве памяти у детей с недоразвитием речи / Е. М. Мастюкова // Дефектология.– 1972.– № 5.– С. 12-17. 3. Мартынова, Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалии / Р. И. Мартынова // Расстройства речи и методы их устранения.– М., 1975.– С. 86-87. 4. Даниленкова, О.Р. Развитие преднамеренного запоминания у детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи / О. Р. Даниленкова // Дефектология.– 2000.– №6.– С. 59-64. 5. Шипицына, Л.М. Комплексное исследование мнестической деятельности младших школьников с речевой патологией / Л. М. Шипицына, Л. С. Волкова, Э. Г. Крутикова // Дефектология.– 1991.– №2.
Задание №3. Составление картотеки игр и упражнений для развития и коррекции памяти разной модальности, сложных видов памяти и процессов памяти. Задачи изучения темы: уточнить и обогатить представления о содержании и методах коррекционно-развивающей работы психолога, направленной на развитие памяти дошкольников с нарушениями речи; анализировать имеющуюся научно-методическую литературу по вопросам развития памяти детей дошкольного возраста. Студенты изучают предложенные пособия, подбирают дополнительную литературу по изучаемой теме, отбирают игры и упражнения в соответствии с особенностями развития памяти дошкольников с тяжелыми нарушениям речи. Форма отчетности: картотека игр и упражнений по развитию памяти детей с тяжелыми нарушениями речи. Литература: 1. Волковская, Т.Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Т. Н. Волковская, Г. Х. Юсупова.– М.: Книголюб, 2004. 2. Костромина, С.Н. Как преодолеть трудности в обучении чтению / С. Н. Костромина, Л. Г. Нечаева.– М.: Ось-89, 1999. 3. Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте / А. В. Семенович.– М., 2003. 4. Семенович, А.В. Эти невероятные левши / А. В. Семенович.– М.: Генезис, 2005. 5. Широкова, Г.А. Практикум для детского психолога / Г. А. Широкова, Е. Г. Жадько.– Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. И др. литература по выбору студентов.
Тема 6. Особенности мышления при нарушениях речи. Задание №1. Составление словаря по теме. Задачи изучения темы: уточнить и обогатить знания студентов о мышлении, его формах, видах и операциях; учиться анализировать разные определения понятий. Студенты работают со словарями, анализируют определения понятий, записывают наиболее точные в свои терминологические словарики и выделяют в определениях ключевые слова. Термины для анализа: - мышление - мышление наглядно-действенное - мышление наглядно-образное - мышление словесно-логическое - абстракция - анализ - конкретизация - обобщение - синтез - сравнение - дедукция - индукция - определение понятий - суждение - умозаключение. Форма отчетности: терминологический словарик по теме. Литература: 1. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник / под ред. Т. А. Ладыженской, А. К. Михальской.– М.: Флинта, Наука, 1998. 2. Понятийно-терминологический словарь логопеда/ под ред. В. И. Селиверстова.– М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. Др. справочная литература по выбору студентов. Задание №2. Составление характеристики мышления детей с разными нарушениями речи. Задачи изучения темы: учиться обобщать знания по теме, полученные в процессе участия в занятиях и изучения литературы; учиться анализировать материал. Студенты прорабатывают конспекты лекций и предложенную литературу и составляют краткие выписки, характеризующие особенности мышления детей с разными нарушениями речи (дизартрией, алалией, афазией, ОНР). Форма отчетности: краткие характеристики, включающие особенности мышления (видов, форм, операций) детей с разными речевыми нарушениями.
Литература: 1. Давидович, Л.Р. К вопросу об особенностях мышления при моторной алалии на поздних этапах речевого развития / Л. Р. Давидович // Расстройства речи и методы их устранения.– М., 1975.– С. 13-37. 2. Ковшиков, В.А. К вопросу о мышлении детей с экспрессивной алалией / В. А. Ковшиков, Ю. А. Элькин // Дефектология.– 1980.– № 2. 3. Мартынова, Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалии / Р. И. Мартынова // Расстройства речи и методы их устранения.– М., 1975.– С. 82-86. 4. Моравска, Л. Психолого-логопедическая характеристика заикающихся детей 4-х летнего возраста / Л. Моравска // Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых.– Л., 1987. 5. Уракова, А.И. Сравнительная психологическая характеристика ринолаликов и детей с нормальной речью / А.И. Уракова // Дефектология.– 1972.– № 2. 6. Усанова, О.Н. Особенности невербального интеллекта при недоразвитии речи / О. Н. Усанова, Т. Н. Синякова // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи.– М., 1987.
Задание №3. Составление картотеки игр и упражнений для развития и коррекции мышления (видов и операций) детей с нарушениями речи. Задачи изучения темы: уточнить и обогатить представления студентов о содержании и методах коррекционно-развивающей работы психолога, направленной на развитие разных видов и операций мышления детей дошкольного возраста с нарушениями речи; учиться анализировать научно-методическую литературу по вопросам развития и коррекции мышления детей с ТНР. Студенты изучают предложенные пособия, подбирают дополнительный материал по теме, отбирают игры и упражнения, направленные на развитие наглядно-действенного и словесно-логического мышления в соответствии с изученными особенностями развития мышления детей с речевыми нарушениями. Материалы представляются и обсуждаются на практическом занятии (тема 21, раздел 8). Форма отчетности: картотека игр и упражнений по развитию видов мышления и его операций. Литература: 1. Волковская, Т.Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Т. Н. Волковская, Г. Х. Юсупова.– М.: Книголюб, 2004. 2. Костромина, С.Н. Как преодолеть трудности в обучении чтению / С. Н. Костромина, Л. Г. Нечаева.– М.: Ось-89, 1999. 3. Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте / А. В. Семенович.– М., 2003. 4. Семенович, А.В. Эти невероятные левши / А. В. Семенович.– М.: Генезис, 2005. 5. Широкова, Г.А. Практикум для детского психолога / Г. А. Широкова, Е. Г. Жадько.– Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. И др. литература по выбору студентов.
Тема 7. Личностные особенности детей с нарушениями речи Задание №1. Составление словаря. Задачи изучения темы: уточнить значение основных понятий по теме; учиться анализировать определения понятий по разным справочным изданиям. Студенты знакомятся с определением понятий, выделяют среди разных определений наиболее точные и полные, записывают в терминологический словарик, выделяя в определении ключевые слова. Понятия по теме: - личность - индивид - индивидуальность - характер - способности - темперамент - воля - эмоции - мотивация - чувства - Форма отчетности: терминологический словарь. - Литература: 1. Краткий психологический словар ь/ ред.-сост. Л. А. Карпенко.– Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 2. Психология детства / под ред. А. А. Реана.– СПб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2003. - др. справочная литература по выбору студентов. - Задание №2. составление схемы по теме «развитие личности детей». - Задачи изучения темы: уточнить особенности личностного и эмоционального развития детей от рождения до 7 лет; учиться составлять схемы, конспектировать литературу. - Студенты изучают особенности становления аффективной, мотивационно-личностной сфер и Я-концепции ребенка от рождения до 7 лет, обобщают полученные данные и составляют схему обозначенных линий развития, выделяя в них ключевые новообразования и их значение для развития ребенка. - Форма отчетности: схема развития аффективной сферы, схема развития мотивационно-личностной сферы, схема развития Я-концепции от рождения до 7 лет. - Литература: 1. Психология детства: учебник / под ред. А. А. Реана.– СПб.: прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2003.– С. 110-144, 198-237. 2. Детская психология / под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько.– М., 1988. 3. Мухина, В.С. Детская психология / В. С. Мухина / под ред. Л. А. Венгера.– М. 1985. - др. литература по выбору студентов. - Задание №3. Составление кратких характеристик особенностей личности и эмоционально-волевой сферы при разных речевых нарушениях. - Задачи изучения темы: обобщить сведения об особенностях личности и эмоционально-волевой сферы при различных нарушениях речи; учиться составлять краткие характеристики личностных эмоционально-волевых особенностей детей с разными речевыми нарушениями по предложенному плану. - Студенты изучают предложенную литературу и составляют характеристики личностных и эмоционально-волевых особенностей детей с алалией, общим недоразвитием речи, заиканием, дизартрией, ринолалией, патологиями голоса. - План характеристики: 1. Общая характеристика речевого нарушения (определение клинический формы или по структуре речевого дефекта). 2. Особенности мотивационно-потребностной сферы детей с разными речевыми нарушениями. 3. Особенности протекания кризисов развития у детей с разными речевыми нарушениями. 4. Особенности Я-концепции детей с разными речевыми нарушениями. 5. Особенности самооценки детей с разными речевыми нарушениями. - Форма отчетности: характеристики особенностей личностного развития и эмоционально-волевой сферы детей с разными речевыми нарушениями. - Литература: 1. Калягин, В.А. Логопсихология / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова.– М.: Академия, 2006.– С. 55-71. 2. Трошик, О.В. Логопсихология / О. В. Трошик, Е. В. Жулина.– М.: Сфера, 2005.– С. 60-61, 146, 156, 174, 182-183, 197-205, 206-211. 3. Орлова, О.С. Личностные особенности больных со спастической дисфонией / О. С. Орлова, Л. Е. Гончарук // Коррекционное обучение детей с нарушениями речевой деятельности.– М., 1983. 4. Павлова, С.И. О психологических особенностях заикающихся детей и подростков / С. И. Павлова // Нарушения речи и голоса у детей.– М., 1975.– С. 65-69. 5. Шипицына, Л.М. Некоторые особенности эмоционально-личностных качества у младших школьников с ОНР / Л. М. Шипицына, Л. С.Волкова // Дефектология.– 1993.– № 4. - - Тема 8. Характеристика общения и деятельности при различных формах речевых нарушений - Задание № 1. Составление схемы-конспекта. - Задачи изучения темы: составить характеристику онтогенеза качественно своеобразных форм и средств общения ребенка со взрослым.
- Форма отчетности: схема-конспект. - Литература: - 1. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: методическое пособие для практических психологов / под ред. Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т. В. Ермолова, С. Ю. Мещерякова.– СПб., 2005. - 2. Смирнова, И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП / И. А. Смирнова.– СПб., 2004. - 3. Трошин, О.В. Логопсихология / О. В. Трошин, Е. В. Жулина.– М., 2005. - Задание № 2. Составление кратких характеристик особенностей общения при разных речевых нарушениях. - Задачи изучения темы: обобщить сведения об особенностях общения при разных нарушениях речи; учиться составлять краткие характеристики об особенностях общения детей с алалией, общим недоразвитием речи, заиканием, дизартрией, ринолалией, патологиями голоса по предложенному плану. - - План характеристики: 1. Общая характеристика речевого нарушения (определение клинической формы или описание структуры речевого дефекта). - 2. Нарушение основных звеньев общения: мотивационного, операционно-технического, контролирующего при различных речевых нарушениях. - 3. Развитие потребности в общении у детей с нарушениями речи в раннем и дошкольном возрасте. Коммуникативная дезадаптация детей с задержкой речевого развития в раннем возрасте. - 4. Нарушение коммуникативной функции речи при алалии, афазии, общем недоразвитии речи. - 5. Внешние и внутренние детерминанты, влияющие на состояние коммуникативной деятельности детей с тяжелыми нарушениями речи. - Форма отчетности: краткие характеристики. - Литература: - 1. Виноградова, М.А. Нарушение функций и форм речи у заикающихся дошкольников в разных ситуациях речевого общения / М. А. Виноградова // Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых.– Л., 1987. - 2. Геркина, М.И. Речь заикающихся дошкольников в различных условиях общения / М. И. Геркина // Дефектология.– 1972.– № 3. - 3. Грибова, О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией / О. Е. Грибова // Дефектология.– 1995.– № 6. - 4. Кривовяз, И.С. Психолого-педагогическое изучение детей младшего дошкольного возраста с недоразвитием речи и некоторые аспекты коррекционной работы с ними / И. С. Кривовяз // Дефектология.– 1995.– № 6. - 5. Соловьева, Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи / Л. Г. Соловьева // Дефектология.– 1996.– № 1. игра - 6. Терентьева, В.И. Социально-психологические особенности детей с нарушениями речи / В. И. Терентьева // Дефектология.– 2000.– № 4. - 7. Трошин, О.В. Логопсихология / О. В. Трошин, Е. В. Жулина.– М., 2005. - Др. литература по выбору студентов
8.4. Методические рекомендации для преподавателя Полноценная речь является необходимым условием становления и функционирования человека, в частности, его коммуникативных возможностей, лежащих в основе формирования личности. Вместе с тем различные речевые расстройства имеют значительное распространение во всем мире. Наблюдающийся в настоящее время в России демографический кризис выражается не только в сокращении рождаемости, но и в снижении индекса здоровья новорожденных, что в свою очередь приводит к повышению заболеваемости, в том числе и расстройствам речи. Указанные факторы делают проблему совершенствования подготовки дефектологов и логопедов социально значимой и актуальной. В этой подготовке важное значение имеет овладение основами прикладной психологии. Для оптимизации коррекционно-педагогической помощи необходимы знания о психологических особенностях лиц с нарушениями речи, что и является предметом изучения логопсихологии. - Методологической основой курса «Логопсихология» являются современные представления об общественно-исторической природе человеческой психики, о детерминации ее развития взаимодействием индивида с социальной средой, о социальных корнях языка и речи, о ключевой, систематизирующей роли речи в процессе психического развития человека. - Учебная программа курса составлена в соответствии с современными представлениями об интегративной вузовской подготовке педагога-дефектолога для работы с детьми дошкольного возраста с различными отклонениями в психофизическом развитии. - «Логопсихология» является базовым предметом в профессиональной подготовке педагога в структуре специального образования. Данный курс органично связан со смежными дисциплинами общей и специальной педагогики и психологии, медицины, с лингвистическими и методическими науками. - Логопсихология только начинает складываться как самостоятельная область научных знаний. Сохраняется ее зависимость от лингвистики, психолингвистики, лингвопсихологии, отсутствует дифференциация от логопедии, недостаточна практическая система, ограничена методологическая основа для работы с речевыми нарушениями на психологическом уровне. Поэтому логопсихология часто преподается в ВУЗах с позиции логопедии. Но логопедия – это наука о нарушениях речи, методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания, поэтому ее относят к специальной педагогике. - Нарушениями речи занимаются физиологи, невропатологи, психологи, лингвисты и др. При этом каждый специалист рассматривает их под определенным углом зрения в соответствии с целями, задачами и средствами своей науки. При этом не всегда учитывается, что, по Л.С. Выготскому, речь – это, прежде всего, основная высшая психическая функция, которая опосредует формирование всех остальных психических функций. В связи с этим речевую деятельность надо рассматривать не как физиологический механизм артикуляции звуков, слогов, слов, а как психические процессы коммуникации и регуляции (в соответствии с ключевыми функциями речи). - В программе курса значительное внимание уделяется изучению особенностей психического развития детей-логопатов именно с позиции недостаточности функций речи, прежде всего, в контексте нарушенной коммуникации. - При изучении материала целесообразно придерживаться единого плана анализа роли психологических систем в формировании речевых нарушений: общая характеристика психических процессов, их особенности при речевой патологии; организация и содержание психодиагностики; содержание и методы психокоррекции и психопрофилактики. В каждой теме выделяются задания для самостоятельной работы студентов, выполнение которых целесообразно контролировать в течение всего семестра и учитывать при проведении итоговой аттестации по дисциплине. Для наиболее эффективного изучения курса целесообразно проведение двух текущих форм контроля по разделам курса. Содержание подготовки к осуществлению данных форм контроля обозначено в разделе «Методические рекомендации студентам» настоящего пособия. Введение данной формы промежуточного контроля позволит сделать подготовку студента-дефектолога максимально осознанной и проектико-ориентированной.
II. Материалы, устанавливающие содержание
|
|||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 454; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.154.151 (0.132 с.) |