Областные бюджеты и бюджет г. Минска, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Областные бюджеты и бюджет г. Минска,



Финансы – экономические отношения в денежной форме, организованные государством для распределения и перераспределения части общественного продукта в виде ВВП и ЧНД, в процессе которых осуществляется создание и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в интересах государства, субъектов хозяйствования и граждан.

основные признаки финансов:

1. Наличие двух субъектов ( государства и граждан, предприятий, банков).

2. Особые полномочия одного из них – государства, которое в своих интересах организует и регулирует эти взаимоотношения.

3. Наличие денег как материальной основы финансовых взаимоотношений, которые имеют стоимостной характер и измеряются денежными единицами.

4. Фондовый характер финансовых отношений, конечным результатом которых является образование определенных денежных запасов, резервов, то есть фондов денежных средств.

5. Государственно-принудительный характер финансовых отношений, обязательность которых реализуется на базе налогового и другого законодательства и обеспечивается государственным фискальным аппаратом.

Анализируя эти признаки, можно выделить цель финансов – формирование общегосударственного фонда денежных средств, необходимого государству для осуществления политических, экономических и социальных функций.

Советские ученые, в определении сущности финансов исходят из того, что социалистические финансы возникали на базе планового распределения и перераспределения совокупного общественного продукта в форме национального дохода с целью образования общегосударственных фондов денежных ресурсов, необходимых для удовлетворения общественных потребностей, главным образом, расширенного воспроизводства.

В настоящее время некоторые ученые в своих определениях финансов также исходят из данного положения, рассматривая в качестве базы финансов процессы распределения и перераспределения ВВП и НД, что не позволяет выяснить роль и место финансов в процессе производства и распределения общественного продукта

Более полным является определение финансов, данное проф. Э. А. Вознесенским, который констатировал, что финансовые отношения обусловлены функционированием государства и по своей сущности отражают перераспределение чистого дохода в процессе создания централизованного общегосударственного фонда денежных средств. Таким образом, важнейшая роль финансов в обеспечении расширенного воспроизводства данным ученым не была отнесена к финансовым отношениям.

Вопрос 2. Исторический характер финансов характеризуется следующими предпосылками:

1.развитием, укреплением и расширением товарно-денежных отношений;

2.созданием в процессе воспроизводства прибавочного продукта и необходимостью его распределения и перераспределения;

3.усилением и расширением функций государства

Исторический характер финансов включает следующие этапы.

1-й этап. В озникновение финансов ученые связывают с расслоением общества на классы и появлением первого государства, которое, как известно, было рабовладельческим и представляло собой аппарат насилия меньшинства - рабовладельцев над большинством – рабами.

2-й этап – средневековье, 16-17 в.в. Появилось понятие государственных финансов, сосредотачиваемых в государственном бюджете и пополняемых, наряду с другими источниками, за счет государственного кредита. Средства государственных финансов рассматривались как результат товарно-денежных отношений, возникающих в процессе образования, распределения и использования национального дохода.

3-й этап – 18-20 в.в. Государство значительно расширило свои функции, появились монополии, постепенно развивались государственный монополизм и империализм, расцветало промышленное производство, сельское хозяйство, наука. Доходы государственного бюджета, помимо налогов, стали формироваться за счет доходов государственных предприятий, а также различных неналоговых источников. Главным источником бюджета в этот период были прямые налоги от прибыли корпораций и дохода физических лиц.

Современный этап развития финансов характеризуется всесторонним расширением рыночных отношений и свободной конкуренцией, что требует от государства необходимости создания условий для наиболее эффективного распределения и перераспределения экономических ресурсов в интересах всего общества, а также для выполнения социальных программ и развития непроизводственной сферы. В этих условиях постепенно снижается налоговое давление на экономику, и увеличиваются бюджетные расходы на социально-экономические преобразования и программы.

Вопрос 3.

Элементами базовой модели являются субъекты финансовых отношений, объект финансовых отношений в виде финансовых ресурсов, представленных реальными и фиктивными ценностями в стоимостном выражении, взаимоотношения между субъектами и объектом (рис. 1).

Финансовые ресурсы как объект финансовых отношений могут выступать в виде реальных ценностей – денег бумажных, электронных, безналичных (клиринговых), фиктивных денег – ценных бумаг, отражающих реальный капитал эмитента (основных и производных), а также денежных обязательств – векселей, депозитов, кредита.

Финансовые отношения представляют собой денежные отношения между экономическими субъектами по поводу формирования и использования индивидуальных, корпоративных, общественных и государственных фондов денежных средств. Совокупность этих взаимосвязей составляет сложную многоплановую иерархическую систему, включающую в себя 12 групп.

1-я группа. Финансовые отношения граждан охватывают связи ме­жду отдельными людьми по поводу формирования и использования денеж ных фондов отдельных лиц внутри круга родственников, знакомых, принимающих активное или пассивное участие в деятельности кон­кретного человека. С этой сферой органически связаны отношения отдельного че­ловека с семьей, составляющие 2-ю группу.

В 3-ю группу включаются отношения отдельных людей с негосудар­ственными производственными, финансово-кредитными, коммерче­скими и другими организациями по поводу формирования и использо­вания денежных ресурсов. Это основная сфера отношений, через кото­рую происходит формирование поступлений в виде заработной платы, дивидендов, процентов, заемных ресурсов и т.д., и инвестирование средств в исходные фонды (основной капитал и др.) негосударственных организаций. индивидуальные интересы а ционеров, пайщиков.

4-я группа отношений отражает потоки денежных фондов между гражданами и государственными юридическими лицами, в которой основное место занимает движение платежей в бюджет, а также различные целенаправленные денежные выплаты в государственных организациях (заработной платы бюджетнымработникам, государственных пенсий, социальных пособий).

5-я группа отношений возникает при наличии нескольких собственников (акционеров, пайщиков) организации и выражает от­ношения между ними по поводу формирования исходных денежных фондов (первоначального капитала) и распределения конечных финансовых результатов. Это начальная и итоговая сфера финансов коллективной предпринимательской деятельности.

6-я группа отношений — это денежные связи граждан с экономическими субъектами (индивидами, негосударственными юридическими лицами, государственными структурами) зарубежных государств, а также с межгосударственными организациями и объединениями стран в части инвестиций, доходов, платежей, спонсорской помощи и т.д.

7-я группа — отношения негосударственных организаций с другими негосударственными производственными, финансово-кредитными, коммерческими и иными организациями по поводу формиро­вания и использования денежных ресурсов. Через эту сферу отношений происходит, с одной стороны, формирование дивидендов, про­центов, заемных ресурсов и т.д., а с другой — реализация созданных товаров и услуг.

8-я группа отношений отражает отношения между негосударственными организациями и государственными юридическими лицами, в которых основное место занимает движение платежей в бюджет, а также различных целенаправленных де­нежных выплат государственных организаций.

9-я группа отношений — это денежные связи негосударственных организаций с экономическими субъектами (индивидами, негосудар­ственными юридическими лицами, государственными структурами) зарубежных государств, а также межгосударственными организациями и объединениями стран в части купли-продажи рабочей силы, инвестиций, доходов, платежей, спонсорской помощи.

10-я группа отношений охватывает связи государства с зарубеж­ными экономическими субъектами.

11-я и 12-я группы отношений – это отношения соответственно между гражданами или коммерческими организациями и общественными некоммерческими организациями по поводу уплаты добровольных членских взносов в процессе перераспределения чистого дохода и оказания определенной финансовой помощи членам этих организаций в рамках, предусмотренных целями и задачами НКО.

Исходными, главными и конечными являются отношения физических лиц. Их назначение состоит в том, чтобы путем образования и использования денежных фондов обеспечить реализацию потребностей человека, его развитие и воспроизводство. Все другие отноше­ния имеют подчиненное, вспомогательное значение. Субъекты эконо­мической деятельности любого вида (как фирмы, так и органы госу­дарственной власти всех уровней) существуют для того, чтобы спо-собствовать выполнению этой основной функции.

Вопрос 4. Финансы как субъективный стоимостный инструмент функциони­рования экономических субъектов образуют специфический механизм принятия ре­шений по поводу формирования и использования денежных фондов, которые образуются в процессе общественного воспроизводства.

Объектом отношений выступает стоимость ВВП, совокупного продукта, а иногда и национального богатства.

Процесс общественного производства проходит через четыре стадии: производство, распределение, обмен и потребление. По своей природе финансы как особая форма производственных отношений, отражают распределительные отношения в денежной форме и проявляются в движении денежных потоков, направленных на создание и использование целевых фондов. Рассмотрим основные этапы распределения общественного продукта исходя из анализа структуры ВВП.

Известно, что ВВП - это валовая добавленная стоимость, которая отражает конечные результаты общественного производства и равняется суммарной стоимости произведенных в обществе продуктов, товаров и услуг за вычетом промежуточного продукта, то есть материальных затрат, потребленных в процессе производства.

Финансовые отношения связаны как с реальным, так и с формальным движением денежных средств. Финансовые отношения начинаются с движения стоимости реальных денежных ресурсов при формировании условий и факторов производства. Далее стоимость сбрасывает наличную форму денег и воплощается в формальном движении фондов.

На стадии распределения созданный обществом продукт делится сначала на долю потребления и накопления, а затем каждая из этих частей подлежит дальнейшему распределению между владельцем средств производства (П) и наемными работниками (ФОТ). В результате вновь созданная стоимость проходит первую стадию распределения. Каждый участник воспроизводственного процесся делит свою часть дохода на фонд потребления и фонд накопления. При этом происходит отчуждение стоимости, то есть переход ее из рук одних владельцев в руки других, или целевое обособление каждой части дохода в руках одного владельца. Таким образом, эта стадия характеризуется односторонним движением денежной формы собственности безвстречного эквивалента.

Стадии обмена и потребления возможны только после стадии распределения. На третьей стадии воспроизводства распределенная стоимость в денежной форме обменивается на товарную (Д—Т), т.е. совершаются акты купли-продажи на основе эквивалентного обмена. В эквивалентном обмене финансов нет: обменные операции об­служиваются тремя категориями — товаром, деньгами и ценой.

Вопрос 5. финансы опосредуют весь воспроизводственный процесс от формирования условий для создания ценностей до |их потребления. Наибольшую роль они играют на стадии распределения и перераспределения, в ходе которых происходит расчленение стоимости общественного продукта по целевому назначению, и каждый из субъектов финансовых отношений получает свою долю вновь созданной стоимости.

Это движение осуществляется благодаря действию функционального механизма, складывающегося из денежных потоков в ходе форми­рования и использования различных фондов.

Под денежным (стоимостным) фондом будем понимать опреде­ленную сумму денег (стоимости) конкретного целевого назначения (фонд рабочей силы, фонд заработной платы, амортизационный фонд, резервный фонд и т.д.), принадлежащую конкретному эконо­мическому субъекту (собственнику). Совокупность фондов подразделяется по ряду признаков, в том числе по процессу обращения, по роли в производстве, по субъектам взаимоотношений и т.д. Наиболее существенная классификация — деление фондов по функциональному назначению на финансовые ре­сурсы, финансовые результаты и финансовые формы выражения чистого дохода. Здесь необходимо вьщелить следующие основные группы фондов: исходные, базовые; потребительские; страховые; ссудные; инвестиционные; внеоборотные и оборотные (активы); финансовые; специального назначения; другие.

Под исходными фондами понимаются средства, поступающие субъекту финансовых отношений в силу его существования как такового, т.е. независимо от какой-либо деятельности. Они складываются из материального имущества, передаваемого в порядке наследования, дарения, денежных поступ­лений от государственных и негосударственных структур: недвижимое имущество (земельные участки, здания, сооружения, дома, дачи и т.д.), движимое имущество (ме­бель, техника, предметы роскоши и т.д.), денежные средства, ценные бумаги, а также нематериальное состояние (па­тенты, лицензии и другие права).

Потребительские фонды — средства, предназначенные для инди­видуального и общественного потребления, например приобретение ценно­стей для удовлетворения личных потребностей.

Страховые фонды — средства, выделяемые на возмещение экономических потерь в результате несчастных случаев, при­родных и других бедствий в жизнедеятельности людей, организаций и государства.

Инвестиционные фонды это первоначальный капитал, вклады­ваемый в организацию и развитие производства. Они могут быть воплощены в виде собственных и привлеченных средств (акционерный фонд, паевой и т.п.)

Внеоборотные фонды (активы ) — превращенная форма инвестиционных фондов, отражаемая в основных средствах co сроком службы более одного года. Внеоборотные активы могут быть потребительского (жилье, земля и другие ценности) и производственного назначения (здания, земля и другие средства производства). Формирование внеоборотных фондов в зависимости от конкретных условий хозяйствования может быть длительным и разовым.

Оборотные фонды (активы) — превращенная форма инвестиционных фондов, отражаемая в оборотных производственных фондах и фондах обращения экономических субъектов со сроком службы менее одного года. Внеоборотные активы могут быть потребительского (пища, одежда и другие ценности) и производст­венного назначения. Последние призваны обеспечить непосредст­венное взаимодействие факторов производства, создание продукции и новой стоимости. Их формирование носит разовый характер.

Финансовые фонды охватывают денежные средства, созданные в результате производства и реализации новой стоимости (фонд амортизации, фонд заработ­ной платы и др.).

Фонды специального назначения являются итоговым структурным элементом финансов. Среди них особую роль играют фонды по­требления и накопления. Значимость последних наиболее высока в условиях предпринимательской деятельности, когда их формирова­ние становится критерием эффективности функциони­рования финансов и всей продуктивной деятельности человека.

Кроме названных денежных фондов, в процессе взаимодействия экономических субъектов возникает множество других фондов. Наиболее важные из них — дивидендный, ссудный и др.

Схематично механизм движения денежных потоков при образовании важнейших фондов представлен на рис. 1. Здесь четко прослеживается общая направленность дви­жения финансовых ресурсов от исходного, первоначального капи­тала через производственную сферу к фондам специального назна­чения, часть которых (фонд накопления и резервный) при сохране­нии закономерностей кругооборота возвращаются на исходный уровень. При этом, чем быстрее осуществляется оборот средств, тем меньший требуется первоначальный капитал.

Денежные фонды и потоки всегда находятся в движении. Остановки делают их безжизненными и ненужными. Описанный функциональный механизм финансов относится к внутреннему объективному содержанию финансов. Свое реальное выражение он подучает в финансах как субъективном стоимостном инструменте жизнедеятельности субъектов и складывается из финансовой политики и финансового менеджмента.

Вопрос 6. Распределительная функция финансов реализуется в несколько этапов. На первом этапе происходит первичное распределение вновь созданной стоимости на целевые исходные, потребительские, инвестиционные, ссудные и страховые фонды, которые путем создания первоначального капитала экономических субъектов обеспечивают условия для расширенного производства.

На втором этапе образуется функционирующий капитал в виде основных производственных и оборотных производственных фондов (активов) экономических субъектов, используемых ими для создания новой стоимости.

На третьем этапе стоимость созданных и реализованных ценностей распределяется на фонд возмещения потребленных ценностей (основных и оборотных средств), фонд заработной платы, амортизационный фонд и прибыль собственников капитала.

Все эти фонды представляют собой результат первичного распределения материальных ценностей между собственниками, организаторами и непосредственными участниками производства. Дальнейшее движение стоимости в процессе ее перераспределения отражает функция перераспределения, суть которой заключается в отчуждении части дохода одних субъектов в пользу других, в результате чего формируются конечные денежные фонды экономических субъектов.

Контрольная функция порождена распределительной и проявляется в контроле за распределением чистого национального дохода. Она обусловлена нормативным характером денежных отношений и основана на проверке соблюдения субъектами финансовых взаимоотношений требований налогового, финансового, валютного и другого законодательства.

Значение контрольной функции финансов резко возрастает в условиях современного этапа перехода к рыночной экономике, когда интересы субъектов ставятся превыше всего. Содержание контрольной функции заключается в обеспечении контроля за движением и образованием материальных ценностей в обществе, за ходом распределения и использования средств. Проявление финансового контроля самое разно­образное. Он действует при движении денег и капитала через системы и формы расчетов, кредита, налогообложения, залога и др.

Контрольная функция финансов осуществляется прежде всего субъектами—собственниками фондов и реализуется через бухгалтерскую и статистическую отчетность. В зависимости от них различаются частный, внутрихозяйственный, независимый (аудиторский) общегосударственный, межгосударственный и общественный финансовый контроль.

Вопрос 7. Теория финансов как фундаментальная дисциплина финансово-экономического цикла изучает действие объективных экономических законов в сфере финансовых отношений и роль финансов в реализации этих законов. Наука о финансах представляет собой учение о специфической денежной форме экономических отношений, отражающих особенности распределения и перераспределения ВВП и ЧНД путем формирования и использования денежных фондов для удовлетворения общественных и личных потребностей, следовательно, положения этой науки должны учитывать проявление основных экономических законов, которые являются объективными и универсальными.

Экономические законы отражают необходимые, устойчивые и повторяющиеся связи, внутренне присущие экономическим отношениям, и используют специальный набор инструментов, методов, рычагов и средств, с помощью которых регулируются все экономические процессы, а, следовательно, и движение финансовых потоков.

1). Закон накопления говорит о том, что целью общественного производства является рост национального богатства для наиболее полного удовлетворения материальных и духовных потребностей общества,

2). Закон распределения по труду направлен на совершенствование общественного производства через экономическую мотивацию, материальное стимулирование труда и воплощается в создании на предприятиях ФЗП и ФМП при распределении ВВП и ЧД:

3). Закон стоимости отражает основные устойчивые денежно-ценовые взаимосвязи, складывающиеся на стадиях производства, распределения, обмена и потребления. Главная функция этого закона состоит в обеспечении процесса эквивалентного товарного обмена и реализуется через механизм ценообразования. Вместе с законом цены они создают фундамент для образования финансов как конечного результата товарно-денежных отношений:

Ц = С + П + Нкосв. Здесь отражена материальная основа, на которой создаются финансы (МЗ + АОК), и предпосылки для их создания (ФОТ + П +Н).

4). Закон денежного обращения отражает внутренние взаимосвязи процессов движения денег как совокупности реализуемых функций меры стоимости, средства обращения, средства платежа, накопления, сбережения и мировых денег.

Рассмотрим связь финансов с экономическими категориями.

А). Финансы и цена.

Финансовые ресурсы зависят от ценового механизма и оказывают на него влияние через косвенные и смешанные налоги. Следовательно, цена является инструментом распределения финансовых ресурсов, а их перераспределение регулируется финансами (финансовым механизмом).

Б). Финансы и заработная плата.

Заработная плата предназначена для возмещения затрат рабочей силы, то есть живого труда, в процессе общественного производства и выражает отношения, связанные с распределением ВВП (ЧНД) и образованием доходов наемных работников.

Данные категории органически взаимосвязаны и имеют общие черты:

-Финансы создают условия для формирования заработной платы, а она есть один из источников формирования финансов государства (налоги), субъектов хозяйствования (устойчивые пассивы), граждан (потребительские доходы);

-И финансы, и заработная плата участвуют в распределении вновь созданного продукта на денежные фонды определенного назначения;

-Обе категории стимулируют рост производительности труда и эффективности производства;

-Финансы и заработная плата реализуются через денежные отношения.

В то же время между этими категориями есть ряд различий:

-Финансы распределяют весь ВВП, а з/плата только вновь созданный продукт

-з/плата представляет собой двухстороннее движение стоимости, финансы – одностороннее, например авансирование ОПФ, НМА, СОС;

-з/плата предназначена для индивидуального потребления работников, финансы – для общественного;

-З/плата отражает создание ФОТ, а финансы – распределение, перераспределение и использование;

-Зарплата непосредственно связана с производством и оказывает на него воздействие, а финансы – конечный результат производства прибавочного продукта.

В). Финансы и кредит.

Кредит представляет собой процесс перераспределения денежных ресурсов посредством аккумуляции временно свободных средств фондодателей – продавцов на РСК, и передачи их фондополучателям, формирующим спрос, на условиях срочности, платности, возвратности и т.д. И кредит, и финансы отражают движение стоимости при перераспределении ВВП и ЧНД; в их основе лежат денежные отношения, которые имеют своей целью создание определенных фондов денежных средств. Функционирование финансов служит основой для создания кредитных ресурсов, а функционирование кредита создает условия для формирования значительной части привлеченных финансовых ресурсов.

Различия между данными категориями:

-Финансы участвуют в первичном распределении и перераспределении стоимости, а кредит – только в перераспределении;

-Кредит – это возвратное, двухстороннее движение стоимости, а финансы – одностороннее;

-Кредит наряду с другими источниками участвует в формировании финансовых ресурсов, а финансы создают условия для кредитных отношений;

-Кредит отражает движение только свободных финансовых ресурсов, финансы – стоимости ВВП и ЧНД;

-Кредит не предполагает смены собственника, а финансы основаны на отчуждении стоимости.

Вопрос 8. Финансовая политика представляет собой совокупность мероприятий стратегического и тактического характера, осуществляемых государственными органами власти через звенья финансовой системы для обеспечения социально-экономического развития, политической стабильности и укрепления позиций страны на международной арене.

Стратегическая направленность финансовой политики достигается путем определения важнейших целей социально-экономического развития: обеспечение поступательного экономического роста страны, обеспечивающего выполнение государством его социальных и общеполитических функций.

Целью финансовой политики является создание условий для достижения макроэкономической стабильности, инновационного развития экономики, активизации инвестиционной деятельности, повышения деловой активности, обеспечения ускоренного экономического роста и сбалансированности государственных финансов. Таким образом, финансовая политика включает в себя комплекс мероприятий, направленных на регулирование общегосударственных финансов и финансовых отношений в стране.

В соответствии с поставленной целью финансовая политика предусматривает конкретные мероприятия, обеспечивающие решение следующих тактических задач.

-Эффективное распределение ВВП и ЧНД на доходы государства, граждан, субъектов хозяйствования.

-Достаточное финансирование процесса реализации как основных функций финансов - распределительной, контрольной, так и дополнительных - регулирующей, стимулирующей и т.п.

-Обеспечение условий для оптимального функционирования финансового механизма.

Эти задачи финансовая политика решает через систему мер, предусматривающих формирование и использование финансовых ресурсов на всех уровнях экономики; обеспечение их маневренности; структурные преобразования и рыночное реформирование экономики; разработку и поддержку социальных программ.

Вопрос 9. Так как задачи финансовой политики охватывают практически все сферы общественного производства, ее структура предусматривает ряд направлений (рис. 1)

1.Денежно-кредитная политика, включающая эмиссионную (выпуск денежных знаков); учетную, или дисконтную (установление официальной ставки учетного процента – ставки рефинансирования), политику минимальных резервов, через которую государство регулирует размер обязательного резервирования коммерческих банков; политику открытого рынка, предусматривающую создание условий для внешнеэкономической деятельности; валютную политику, регулирующую процессы курсообразования и конъюнктуру валютного рынка.

2.Бюджетная политика, в рамках которой определяется бюджетной устройство, разрабатывается главный финансовый план страны, предусматривающий поступление доходов в бюджет в размере, обеспечивающем выполнение текущих и стратегических задач, и определяющий направления расходования необходимых для этого бюджетных средств.

3.Налоговая политика, согласно которой определяется структура налоговой системы, соотношение между различными видами налогов и обязательных платежей, налоговые ставки, льготы, механизм исчисления и изъятия и т.п.

Инвестиционная политика.

Ценовая политика.

Социальная политика.

Таможенная политика.

Инструменты финансовой политики представляют собой конкретные рычаги и стимулы, с помощью которых осуществляется регулирование взаимодействия между звеньями финансовой системы. К ним можно отнести:

-Финансовое планирование, которое осуществляется посредством разработки и исполнения государственного бюджета;

-Аккумуляцию финансовых ресурсов и координацию их движения;

-Целенаправленное использование финансовых ресурсов в интересах общества;

-Разработку и совершенствование финансового законодательства;

-Совершенствование налогового законодательства и сбор налогов;

-Использование государственного кредита на основе выпуска различных ценных бумаг;

-Управление государственным долгом и надлежащее его обслуживание.

Денежно-кредитная (монетарная) политика применяет как прямые (общие) инструменты, так и инструменты косвенного воздействия на денежную массу. К прямым относятся лимиты кредитования и прямое регулирование процентной ставки, к косвенным – операции на открытом рынке, изменение нормы обязательных банковских резервов и регулирование учетной ставки процента.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика использует инструменты воздействия государства на величину и структуру государственных доходов и систему налогообложения посредством дискреционных (активных) мер, основанных на сознательном манипулировании бюджетно-налоговой сферой, а также автоматического (пассивного) регулирования, не требующего прямого государственного вмешательства в финансовые процессы. Снижение налоговых ставок при одновременном увеличении государственных расходов представляет собой особый инструмент финансовой политики, который называется мягкой финансовой экспансией. Стабилизационная политика реализуется на основе создания условий для постоянного роста производства при умеренных темпах инфляции.

Налоговый механизм использует также такие инструменты, как налоговое законодательство, налоговые ставки, льготы, санкции, а также экономические рычаги воздействия на основе реализации стимулирующей функции налогов: усиление мотивации к труду, экономию финансовых ресурсов, финансовую поддержку рыночных реформ и т.д.

Инвестиционная политика использует инструменты, направленные на привлечение внешних и внутренних источников инвестиций (амортизационная политика, создание развитого финансового рынка, стабилизация инвестиционного законодательства, укрепление свободных экономических зон, обеспечение государственных гарантий по сохранности инвестиций и т.п.).

Ценовая политика предусматривает какинструменты прямого государственного вмешательства в процессы ценообразования путем установления жестких государственных или регулируемых цен на структурообразующие и социально-значимые товары, так и на расширение круга свободных рыночных цен на ряд товаров, не являющихся товарами первой необходимости.

Валютная политика использует инструменты достаточно жесткого валютного регулирования, направленные на стабилизацию курса национальной валюты (установление официальных валютных курсов, валютные коридоры и валютные тоннели, лимитирование валютных резервов, валютные интервенции.

Социальная политика включает в себя инструменты, с помощью которых разрабатываются социальные программы (опросы, анкетирование, социальные исследования) и инструменты для их реализации с помщью бюджетных средств, ФСЗН, финансовых ресурсов субъектов хозяйствования, страховых фондов и резервов, программ льготного кредитования населения и т.п.

Таможенная политика использует административные и тарифные (экономические) методы регулирования, набор которых зависит от целей таможенной политики, которая может быть протекционистской (защита национальных производителей), так и преференциальной, основанной на использовании стимулов в виде таможенных льгот и преференций.

Вопрос 10. С макроэкономических позиций финансовое управление необходимо рассматривать как сознательную целенаправленную деятельность государственных органов, направленную на регулирование финансовых процессов в стране, связанных с получением доходов и прибыли, необходимых государству для выполнения его экономических, политических и социальных функций.

Управление государственными финансами включает в себя деятельность уполномоченных органов, связанную с проведением финансовой политики государства и основанную на решении задач финансового планирования, координации финансовых ресурсов и регулировании финансовых потоков в интересах государства, граждан и субъектов хозяйствования. Современный подход к финансовому управлению основан на системной методологии и предусматривает выделение следующих системных объектов:

Объект управления – все виды финансовых отношений, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, которые были рассмотрены выше. В соответствии с наличием множества групп финансовых отношений теория финансов выделяет различные уровни объектов финансового управления в сферах централизованных и децентрализованных финансов.

Субъект управления – организационные структуры, которые осуществляют процессы управления финансами. В сфере общегосударственных финансов к субъектам управления следует отнести соответствующие органы законодательной и исполнительной власти (Национальное Собрание РБ, Совет министров РБ, Минфин РБ, отраслевые министерства и ведомства), финансовые органы, налоговые инспекции и т.п.

Взаимодействие между субъектом и объектом управления в финансовой системе организовано по принципу двойственной связи. Объектом государственного финансового управления являются финансовые отношения, а субъектом – государственные органы, осуществляющие финансовое планирование, законодательно-правовое регулирование и финансовый контроль согласно действующему финансовому законодательству.

Финансовое управление в звеньях децентрализованных финансов осуществляют соответствующие финансово-экономические подразделения и службы, структура и состав которых зависят от формы собственности, масштаба и вида деятельности предприятия (организации). Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами в стране, образует финансовый аппарат – составной элемент общегосударственного аппарата управления народнохозяйственным комплексом.

Посредством финансового управления госуд



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.153.110 (0.102 с.)