По тематическим разделам в 2001 Г. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По тематическим разделам в 2001 Г.



Типы Изданий Число изда-ний Разо-вый тираж, тыс. экз. Годо-вой тираж, млн экз. Печ. л.-отт.
Издания универсального содержания     6,8  
Иллюстрированные массовые     201,7  
Техника. Промышленность     1,5  
Игры. Физкультура. Спорт     15,9  
Медицина     14,8  
Право. Юридические науки     14,1  
Религия     369,5  
Сельское хозяйство     1 12,2  
Строительство. Архитектура     6,2  
Соц. обеспечение. Страхование     2,9  
Торговля     4,6  
Транспорт. Почтовая связь     25,7  
Электроника. Радиосвязь. Телевидение. Видеотехника     6,6  
Энергетика. Электротехника     0,6  

 

Универсальными по тематике изданиями являются многие газеты и журналы. Их развитие обусловлено и низким платежеспособным спросом населения, которое не имеет часто возможности приобретать сразу несколько специализированных на определенных темах изданий и выбирает одно универсальное. Такое положение ограничивает объем поступающей информации, препятствует осознанию аудиторией многих актуальных для нее тем и ведет к неадекватному восприятию реальных условий, в которых действует конкретная аудиторная группа.

Целевое назначение изданий, программ телевидения и радио дифференцирует СМИ в соответствии с характером осуществляемых ими функций. Их основу составляют, прежде всего, функции различных видов духовного производства. Некоторые функции (информационного, аналитического и художественно-публицистического характера) СМИ в значительной части выполняют сами - функции публицистического, журналистского творчества. В реализации функций искусства, литературы, образования, науки, духовной культуры в целом, связанных с массовым информационным процессом, СМИ принимают участие как его организаторы. На типологическую структуру СМИ влияют функции и других видов деятельности: производственной, рекламной, информационной и др. На этой основе формируются издания, телерадиопрограммы:

* публицистические;

* литературные;

* художественные;

* художественно-публицистические;

* литературно-художественные;

* культурно-просветительные;

* развлекательные;

* учебные, образовательные;

* методические;

* учебно-методические;

* научные;

* научно-популярные;

* научно-практические;

* научно-производственные;

* рекламные;

* информационные;

* другие СМИ.

СМИ дифференцируются по целевому назначению с учетом характера их участия в осуществлении функций политики, экономики, в поддержке тех или иных идеологических, политических, религиозных и иных течений. Владельцами, учредителями, издателями СМИ являются многие государственные, коммерческие структуры, политические партии, профсоюзы, церковь, другие организации, что часто сказывается на целевом назначении тех или иных средств массовой информации, особенно печати, а также интернет-СМИ. Так, на РТР выходит программа "Парламентский час", издаются партийные, профсоюзные и другие газеты, выходят газеты и журналы Русской Православной Церкви и т. п.[91] Самым большим собственником СМИ в России является государство, хотя во многих странах законодательная и исполнительная власть не располагает собственными органами массовой информации. В состав государственных средств массовой информации входят не только общероссийские издания, каналы телевидения и радиостанции. Владельцами СМИ являются многие властные местные структуры.

Таблица 22

ВЫПУСК ГАЗЕТ В 2001 ГОДУ ПО ЦЕЛЕВОМУ НАЗНАЧЕНИЮ

 

Типы газет Число изданий Разовый тираж, тыс. экз. Годовой тираж, млн экз. Число номе- ров
Общественно-политические        
Партии. Движения   1,6 46,9  
Профсоюзные газеты   0,2 9,3  
Культура. Просвещение. Литература. Искусство       24,3  
Образование. Воспитание     52,1  
Рекламные газеты     75,6  

 

Таблица 23

ВЫПУСК ЖУРНАЛОВ ПО ЦЕЛЕВОМУ НАЗНАЧЕНИЮ

В 1995 и в 2000 году

Типы Изданий Число изданий 1995 / 2000 Разовый тираж, млн экз. 1995 / 2000 Годовой тираж, млн экз. 1995 / 2000
Научные 361 431 0,8 0,4 3,5 2,4
Информационные 120 387 0,5 2,5 3,5 27,9
Методические 48 114 1,1 1,1 9,1 9,7
Научно-практические и Производственные 452 958 3,3 5,9 34,8 61,5
Научно- Популярные 40 93 1,4 1,4 3,7 15,2 38,5
Массовые 417 628 10,1 18,6 89,9 334,3

 

СМИ могут входить в медиагруппы, лояльные к политике правительства или оппозиционные к ней. Они часто исповедуют различные взгляды: правых, левых, центристов. Или придерживаться различных идеологических концепций - либеральных, коммунистических, национал-патриотических, социал-демократических и др. По всем этим признакам они могут быть распределены на группы: оппозиционная пресса, правая печать, либеральные СМИ и т. п., т.е. иметь определенную идеологическую и политическую направленность.

На вопрос «Считаете ли Вы, что Ваша газета/Ваш телеканал и т.д. придерживается определенного политического направления?» 59% всех опрошенных Фондом Эберта журналистов ответили утвердительно. 40% участников опроса это отрицали.[92] Большинство из группы журналистов, отрицающих политическую направленность своего СМИ, описывают «основную политическую ориентацию своей редакции» как «либерально-демократическую». Те же, кто, согласно собственному заявлению, работают в СМИ, придерживающихся определенного направления, распределились следующим образом.

 

Близость СМИ определенного направления к политическим партиям/движениям:

- Президент/правительство/ «Единство» - 17%

- Союз правых сил/Демократический выбор России - 19%

- Яблоко - 11%

- ОВР - 7%

- Коммунистическая партия - 5%

- Либерально-демократическая партия - 2%

- Народно-патриотический союз России - 2%

- Аграрная партия - 1%

- Местная власть/губернатор - 3%.[93]

 

По данным двух исследований за 1995 и 2000 гг. опрошенная журналистская элита работала из числа опрошенных:

q в проправительственных СМИ - 30% в 1995 г. и 44% в 2000 г.;

q в оппозиционных СМИ - 24% в 1995 г. и 8% в 2000 г.;

q в нейтральных СМИ - 37% в 1995 г. и 43% в 2000 г.[94]

В современных условиях многие функции СМИ актуализируются, и эта тенденция будет продолжена в будущем. Политические, деловые, производственные, экономические коммуникации, а также научные, художественные и иные в процессе общественных преобразований, становления информационного общества расширяют и активизируют функциональное поле СМИ, различные его фрагменты. Для осуществления этих функций нужны новые, более совершенные структуры, и начало этому процессу уже положено.

Динамично развивается художественное, развлекательное, информационное вещание, которое уже отвоевало более половины эфирного времени. Вместе с тем у газетной периодика, по данным исследования А.Н. Алексеева, функция информирования о событиях («новости») заметно убывает. Развлекательная функция в газетах вначале последнего десятилетия возрастала, а затем несколько снизила уровень своей актуализации. Возрастает удельный вес справочной и контактной (частные объявления, адресные послания и др.).[95]

Многократно усилившиеся рекламные функции средств массовой информации существенно модифицировали структуру СМИ, отдельных изданий и программ.

Однако аналитические функции оказались в значительной степени невостребованными редакционными структурами. Главная причина заключена в недостаточной развитости, обогащенности потенциала научного познания современного российского общества. Да и сами редакционные структуры не очень активно стремятся к тому, чтобы сплотить вокруг себя дееспособный авторский актив с целью обеспечить действительно представительное обсуждение назревших общественных проблем. В результате структура аналитических изданий и программ в значительной мере отстает от степени актуализации аналитических функций СМИ, рожденной потребностями общественного прогресса.

Характер трансформации периодики в 90-е годы. Вызывает серьезные опасения характер преобразований в общероссийских газетах, которые порождены, прежде всего, плачевным состоянием российского рынка, в том числе информационного. Многие из них по степени охвата своей потенциальной аудитории перестали быть общероссийскими, общенациональными.[96] Если статистические данные о региональных газетах показывают некоторый рост по отношению к 1990 году их разового тиража и количества наименований и сокращение годового тиража, то у общероссийских газет иная картина. Здесь динамика перемен свидетельствует о том, что количество наименований стремительно росло, а разовый и годовой тиражи значительно снижались. А статистика за 2001 год

Таблица 24

ВЫПУСК ГАЗЕТ в 1990 – 2001 гг.

Годы Число изданий Разов. тираж, млн экз. Годовой тираж, млрд экз.
    165,5  
    120,6 8,7
    114,0 7,8
    125,1 8,3
    112,4 7,5
    103,6 7,1
    108,7 7,1
    100,1 5,8

 

 

Таблица 25



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.239.148 (0.015 с.)