Минтасова Айгуль Сембековна – магистр, преподаватель. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Минтасова Айгуль Сембековна – магистр, преподаватель.



Им. А.Ясави

 

Медицинский факультет

 

 

Кафедра «Профилактической медицины с курсом методологии в медицинском образовании и науке»

 

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор департамента

медицинского образования

К.м.н., доцент

_________ Л.Т.Алимбекова

«____»_____2013 г.

СИЛЛАБУС

по дисциплине «Биостатистика»

 

Код дисциплины: BIOST 3227

Cпециальность: 5В130100- «Общая медицина»

Объем учебных часов: 54

Лекции – 9 час.

Практические занятия – 27 час.

СРС – 18 час.

Диф.зачет: VI семестр

Курс: 3

Семестр изучения: V-VI семестр

Всего количество часов: 54

 

 

Туркестан, 2013

Силлабус составлена на основании типовой учебной программы по дисциплине «Биостатистика». Утверждена к изданию ТОО «Республиканский центр инновационных технологий медицинского образования и науки». Протокол №5, 20.03.2009 г.

 

 

Силлабус обсужден на заседании кафедры «профилактической медицины с курсом методологии в медицинском образовании и науке».

Протокол № _____ «______» _________2013 г.

 

Зав.кафедры ___________________ д.м.н. А.К.Куандыкова

 

 

Рассмотрено комитетом по методам преподавания и оценки.

Протокол №________ «_______» __________2013 г.

 

Председатель комитета _____________ к.м.н., ст.преп. Р.И.Ашурметов

 

 

Одобренно комитетом по образовательным программам.

Протокол № _______ «________» ___________2013 г.

 

Председатель комитета _____________ к.м.н., ст.преп. У.Б.Татыкаева

 

 

Сведения о преподавателях

1.1. ФИО преподавателя, должность:

Минтасова Айгуль Сембековна – магистр, преподаватель.

Публикации: 2 научных трудов.

Контактная информация: ЮКО,г.Туркестан, проспект Б.Саттарханова, медицинский корпус №3, медицинский факультет, кафедра профилактической медицины с курсом методологии в медицинском образовании и науке (215-кабинет). Тел. 872533-63636 (внутр. 1303).

Таубекова Макпал Нурмахановна – врач-гинеколог, преподаватель.

Публикации: 4 научных трудов.

Контактная информация: ЮКО,г.Туркестан, проспект Б.Саттарханова, медицинский корпус №3, медицинский факультет, кафедра патология человека (219-кабинет). Тел. 872533-63636 (внутр. 1301).

 

2. Политика дисциплины

В соответствии с требованиями «педагогической стратегии в области медицинского образования» медицинского кластера при МКТУ им.Ахмета Ясави 2013-2014 учебном году оценка знания студента проводится формативно (не вводится в электронный журнал) и суммативно (итоговое занятие, промежуточный контроль, экзамен).

В соответствии с 7 пунктом регламента Университета по организации учебного процесса и экзамена за 2013-2014 учебный год студенты обязаны посещать лекции и практические занятия. Пропущенные занятия студентом, в каждом семестре считаются по отдельности и не должно превышать 20 из общего числа аудиторных часов учебной программы. Пропущенные занятия по состоянию здоровья не входят в процентные ограничения. Справка о состоянии здоровья должна зарегистрироваться в клинике университета или АИ за три дня и должны получить разрешение на отработку с деканата. Пропуски по уважительной причине должны отрабатываться до сдачи блока. Студент должен самостоятельно изучить пропущенные темы и выполнить задания данные преподавателем. Пропущенные занятия повторно не проводятся.

В конце семестра или учебного года чтобы получить допуск к экзаменам студент должен посещать, не учитывая пропуски по уважительной причине, минимум 80% аудиторных часов. Студента из-за пропусков занятий или не набравших проходной балл о недопущенности к экзамену ставит в известность преподаватель дисциплины до начала сессии. На основании сведения заведующего кафедры эти студенты не допускаются к экзамену со стороны деканата.

Введение

ХХI век – век доказательной медицины. Это означает, что все большую роль в медицине играют методы точных наук, в первую очередь статистики. Современная концепция научно обоснованной медицины немыслима без биометрических исследований. Математико-статистическое описание данных медицинских исследований и оценка значимости различия производных величин, характеризирующих эффективность профилактических, диагностических и лечебных мероприятий и процедур являются одним из основополагающих разделов доказательной медицины.

При изучении биологических совокупностей, являющихся типично статистическими, так же оказалось целесообразным применять методы математической статистики, которую в приложении к биологии стали называть биологической статистикой.

Биологическая статистика – система знаний о правилах планирования и анализа результатов натурных и экспериментальных исследований биологических объектов.

Поле для приложения статистических методов в биологии очень значительно, так как многие экологические, генетические, цитологические, микробиологические, радиобиологические явления – массовые по своей природе. Осуществление событий в таких совокупностях может быть оценено вероятностями, а анализ их требует применения статистических методов.

Современные врачи должны работать в соответствии с принципами доказательной медицины, в связи с этим у современного выпускника медицинского вуза должны быть сформированы основы статистического мышления, понимание методологии современной медицины.

Силлабус по биологической статистикевключает в себя основные понятия математической статистики, основы проверки статистических гипотез, изучение взаимосвязи между качественными признаками, основы дисперсионного, корреляционного, регрессионного анализов, основы теории планирования эксперимента.

Необходимость повышения культуры статистического анализа биологических и медицинских данных, как в теоретических исследованиях, так и в практической деятельности врачей диктуется, прежде всего, современными достижениями в вопросах представления и системизации данных компьютерными средствами. Студенту особенно важно уметь использовать статистические профессиональные пакеты прикладных программ SAS, SPSS (Statistical Package for the Social Sciences), универсальный Statisticа и адекватно интерпретировать полученные результаты.

 

Учебный курс направлен на развитие следующих компетенций, согласно рамкам конечных результатов обучения выпускников медицинских специальностей МКТУ имени Х.А.Ясави.

Уровень Компетенции, выраженные в ролях Удельный вес
Б1.1. УЧЕНЫЙ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ (1). ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ: применяет знания немедицинских, биомедицинских, клинических, социальных и поведенческих наук в практике. 0,4
Б1.3. УЧЕНЫЙ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ (1). НАУЧНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ: понимает принципы планирования и проведения научного исследования, статистической обработки и критического обсуждения полученных данных, правил написания медицинских публикаций. 0.4
Б4.4. СОТРУДНИК СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (1) МЕНЕДЖМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: понимает структуру и функционирование организаций здравоохранения, взаимосвязь между ними, принципы статистической отчетности, экономики и законодательства здравоохранения. 0,2

2.2. Цель дисциплины: обучение теоретическим основам биостатистики и формирование навыков применения методов статистической обработки.

2.3. Задачи дисциплины:

• формирование основы знаний о современных статистических методах обработки биологических и медицинских данных;

• формирование основных навыков применения современных статистических методов для обработки биологических и медицинских данных.

2.4. Конечные результаты обучения:

Общая рамка конечных результатов обучения в программе учебного курса:

Уровень Компетенции, выраженные в ролях Конечные результаты обучения (метод оценки)
Б1.1. УЧЕНЫЙ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ (1). ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ. Знания (когнитивного домена): Запоминание:Запоминает статистические и демографические формулы. Понимание:Понимают основную цель и понятия предмета биостатистика. Применение:Студент применяет статистические методы для выполнения задания. Навыки (психомоторного домена): Точность:Точностью делает таблицу, график, схему, различные диаграммы и презентации. Отношение/поведение (аффективного домена): Наделение ценностью:Как будущий врач особо обращает внимание на необходимость и ценность предмета биостатистики.
Б1.3. УЧЕНЫЙ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ (1). НАУЧНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ. Знания (когнитивного домена): Запоминание:Студент запоминает основные стадий статистического исследования. Понимание:Понимает взаимосвязь между явлениями и признаками, которые изучаются. Применение:Использует статистические критерии для разработки различных фактов. Навыки (психомоторного домена): Точность:Владеет навыками работы с прикладными пакетами программ SPSS, Statistica, и выполняет различные задания точностью. Отношение/поведение (аффективного домена): Наделение ценностью:В своих действиях осознает ценность научных новизн.
Б4.4.   СОТРУДНИК СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (1) МЕНЕДЖМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ.   Знания (когнитивного домена): Запоминание:Запоминают основные показатели здоровья населения. Понимание:Понимает смысл методики анализа работы учреждений здравоохранения. Применение:Применяет статистические методы и способы при решени вопросов здравоохранения. Навыки (психомоторного домена): Точность: Выполняет с точностью работы, имеющие количественные и качественные признаки.

Анализ выживаемости

Особенности методов анализа выживаемости. Кривая выживаемости. Стандартная ошибка и доверительные интервалы выживаемости. Таблицы времени жизни. Сравнение двух кривых выживаемости. Логранговый критерий. Поправка Йетса.

Метод стандартизации

Прямой метод стандартизации. Этапы стандартизации. Непрямой метод стандартизации.

Планирование и проведение медико-биологического исследования

Основные статистические методы. Этапы медико-биологического эксперимента. Выбор статистического метода обработки данных. Использование современной информационно-вычислительной техники в биостатистике. Статистические пакеты для анализа биомедицинских данных. Классификация статистических пакетов. Современные требования к статистическим пакетам, работающим на персональных компьютерах.

2.7. Тематический план лекций, практических занятий, самостоятельной работы студентов.

Тематический план лекций

 

Темы лекций Форма проведения Кол-во часов
Осенний семестр
  Введение. Биостатистика как область знания. Зарождение биостатистики и биометрики как наук. Роль ученых Ф.Гальтона и К.Пирсона в развитии биометрики. Вклад Р.Фишера в статистику и биометрику. Биометрические исследования и современная концепция доказательной биомедицины. Значение биостатистики для изучения истинной природы изучаемого явления. Объекты, предмет и задачи биостатистики. Обзорные  
Выборочный метод. Генеральная совокупность и выборка. Выборочный метод изучения генеральных совокупностей. Основные типы измерительных шкал, применяемых в медико-биологических исследованиях. Количественные и качественные признаки. Нормальное распределение и его параметры. Стандартная ошибка. Выборочные характеристики как оценки генеральных параметров совокупности. Точечные и интервальные оценки параметров совокупности. Интервальные оценки параметров нормального распределения. Графический метод представления статистических данных. Тематическое  
Основы теории проверки статистических гипотез. Понятие статистической гипотезы применительно к биомедицинским исследованиям. Уровень значимости. Чувствительность критерия. Доверительные интервалы. Проверка гипотеза с помощью доверительных интервалов. Нулевая и альтернативная гипотезы. Ошибки первого и второго рода. Основные этапы проверки гипотезы. Тематическое  
Весенний семестр
  Проверка статистических гипотез о виде распределения. Оснавная гипотеза о проверке нормальности распределения. Проверка гипотезы о виде распределения. Критерии согласия: Хи-квадрат Пирсона и Колмогорова-Смирнова. Применения критерия Шапиро-Уилки для проверки основной гипотезы. Проверка гипотез о параметрах нормально распределенных совокупностей. Параметрические и непараметрические критерии проверки гипотез. Тематическое  
Основы анализа качественных признаков. Изучение взаимосвязи между качественными признаками. Важность проверки однородности сравниваемых популяций по распределениям качественных, дискритных признаков. Таблицы сопряженности. Использование таблиц сопряженности для проверки гипотез об популяций. Анализ таблиц сопряженности с помощью критерия Хи-квадрат. Преобразование таблиц сопряженности. Точный критерий Фишера. Тематическое  
Основы дисперсионного анализа. Сравнение нескольких групп: дисперсионный анализ. Основные понятия дисперсиенного анализа. Однофакторный дисперсионный анализ. Статистические гипотезы, проверяемые с помощью дисперсионного анализа. Общая, факторная и остаточная дисперсия. Критерий Фишера. Сравнение двух групп: критерий Стьюдента. Принцип метода. Критическое значение t. Оценка коэффициента детерминации. Тематическое  
  Статистические методы в эпидемиологическом анализе. Анализ выживаемости. Основные критерии эпидемиологического анализа. Эпидемиологические показатели. Анализ заболеваемости по факторам риска. Особенности методов анализа выживаемости. Крывые выживаемости. Стандартная ошибка и доверительные интервалы выживаемости. Таблицы времени жизни. Сравнение двух кривых выживаемости. Логранговый критерий. Поправка Йетса. Проблемные  
Анализ зависимостей. Корреляционно-регрессионный анализ. Основные понятия и задачи регрессионного анализа при изучении биомедицинских объектов. Уравнения регрессии. Оценка параметров уравнения регрессии по выборке. Метод наименьших квадратов (МНК). Проверка гипотезы о значимости коэффицента регрессии. Основные понятия и задачи корреляционного анализа. Коэффициент корреляции Пирсона и его свойства. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Связь регрессии и корреляции. Коэффициент детерминации. Статистическая значимость корреляции. Тематическое  
Планирование и проведение медико-биологического исследования. Основные статистические методы. Этапы медико-биологического эксперимента. Статистические пакеты для анализа биомедицинских данных. Современные требования к статическим пакетам. Основные статистические пакеты прикладных программ: SAS, SPSS, STATISTICA. Тематическое  
  Всего часов:    

Тематический план практических занятий

 

Темы практических занятий   Форма проведения и оценка Кол-во часов
Осенний семестр
  Выборочный метод. Дискретный статистический ряд распределения. Вариационный ряд. Числовые характеристики дискретного статистического распределение: выорочное среднее, выборочная дисперсия, среднее квадратическое отклонение, мода, медиана. Выборочные коэффициенты асимметрии и эксцессы. Полигон частот и относительных частот. Форма проведения: TaskBL, эффективная обратная связь. Формативная оценка: Устный опрос. Решение ситуационных задач. Суммативная оценка: MCQ, EMI, SEQ, LEQ.  
  Интервальный статистический ряд распределения. Формула Стреджеса. Числовые характеристики интервального статистического ряда. Гистограмма частот и относительных частот. Оценка параметров генеральной совокупности с помощью точечных и интервальных оценок. Нахождение доверительных интервалов с заданной надежностью. Форма проведения: TaskBL, эффективная обратная связь. Формативная оценка: Устный опрос. Выполнение индивидуальных заданий. Суммативная оценка: MCQ, SEQ, LEQ.  
  Проверка статистических гипотез. Проверка гипотез о параметрах нормально распределенных совокупностей. Чувствительность критерия по различным уровням значимости. Проверка гипотез с помощью доверительных интервалов. Доверительный интервал для среднего и разности средних. Проверка гипотезы о виде распределения. Основная гипотеза о проверке нормальности распределения. Критерий согласия Хи-квадрат Пирсона. Критерий согласия Колмогорова-Смирнова. Применение параметрических и непараметрических критериев. t-критерий Стьюдента для оценки различий средних для двух выборок. F-критерий Фишера для оценки различия между двумя дисперсиями. Сравнение двух выборок: критерий Манна-Уитни. Форма проведения: TaskBL, TBL. Формативная оценка: Устный опрос. Решение ситуационных задач. Суммативная оценка: MCQ, SEQ, LEQ.  
  Анализ качественных признаков. Проверка однородности сравниваемых популяций по распределениям качественных и дискретных признаков. Таблицы сопряженности. Анализ таблиц сопряженности с помощью критерия Хи-квадрат. Точный критерий Фишера. Форма проведения:SGL, TaskBL. Формативная оценка: Выполнение индивидуальных заданий. Суммативная оценка: MCQ, SEQ, LEQ.  
  Дисперсионный анализ. Статистические гипотезы, проверяемые с помощью дисперсионного анализа. Общая, факторная и остаточная дисперсии. Метод однофакторного дисперсионного анализа. F-критерий Фишера. Решение задач биологического и медицинского содержания с применением основных методов однофакторного дисперсионного анализа. Форма проведения: TaskBL, эффективная обратная связь. Формативная оценка: Устный опрос. Тестирование. Суммативная оценка: MCQ, EMI, SEQ, LEQ.  
  Рубежный контроль №1 Суммативная оценка: MCQ, EMI, SEQ, LEQ.  
Весенний семестр
  Статистические методы в эпидемиологическом анализе. Решение задач на предмет обработки эпидемиологических показателей с использованием методов статистического анализа. Оценка эпидемиологических паказателей. Анализ заволеваемости по факторам риска. Метод анализа выживаемости. Функция выживания. Кривая выживаемости. Количественная оценка факторов риска развития заволеваний. Сравнение двух кривых выживаемости. Форма проведения: SGL, эффективная обратная связь. Формативная оценка: Устный опрос. Письменный контроль. Суммативная оценка: MCQ, SEQ, LEQ, OR.  
  Линейная регрессия. Оценка параметров линейной регрессии по методу наименьших квадратов. Нахождение выборочного уравнение прямой линии регрессии. Проверка гипотезы о значимости коэффициента регрессии. Форма проведения: СBL, TaskBL. Формативная оценка: Устный опрос. Письменный контроль. Суммативная оценка: MCQ, EMI, SEQ, LEQ.  
  Линейная корреляция. Выборочный коэффицент корреляции Пирсона. Сила и характер связи между параметрами. Ранговый коэффицент корреляции Спирмена. Форма проведения: PAL, эффективная обратная связь. Формативная оценка: Устный опрос. Решение ситуационных задач. Суммативная оценка: MCQ, SEQ, LEQ.  
  Применение метода стандартизации. Прямой метод стандартизации. Этапы стандартизации. Создание базы данных в пакетах прикладных программ SAS, SPSS и Statistica для статистических анализов медико-биологических данных. Форма проведения: TaskBL, эффективная обратная связь. Формативная оценка: Устный опрос. Тестирование. Суммативная оценка: MCQ, EMI, SEQ, LEQ, OR.  
  Рубежный контроль №2 Суммативная оценка: MCQ, EMI, SEQ, LEQ, OR.  
  Всего часов:    
         

Тематический план самостоятельной работы студентов (СРС)

Темы для самостоятельной работы студентов Форма проведения Вид оценки Кол-во часов
Осенний семестр
  Методы отбора единиц наблюдения для выборочной совокупности. Возможные типы систематических ошибок оценки в исследованиях. Измерение разнообразия признака. Коэффициент вариации. Составлять тесты MCQ  
  Двухфакторный дисперсионный анализ. Выполнение индивидуальных заданий SEQ  
  Многофакторный дисперсионный анализ. Основное различие многофакторного анализа от однофакторного.Эффекты взаимодействия. Составлять тесты MCQ  
  Множественные сравнения. Поправка Бонферрони. Выполнение индивидуальных заданий SEQ  
Весенний семестр
  Критерий согласия. Практический пример применения критерия согласия. Закон Менделя. Составлять тесты MCQ  
  Оценка продолжительности воздействия фактора риска на человека. Презентация OR  
  Ошибка измерения. Учет ошибки шкалы прибора и систематических ошибок. Оценка суммарной погрешности. Выполнение индивидуальных заданий SEQ  
  Применение SAS, SPSS и Statistica для статистических анализов медико-биологических данных. (Конкретные задачи на применение основных методов статьистического анализа и интерпредацию полученных данных). Презентация OR  
  Всего часов:      

Список рекомендуемой литературы

На русском языке

основная:

1. Лукьянова Е.А. Медицинская статистика.- М.: Изд. РУДН, 2002.

2. Савилов Е.Д. Мамонтова Л.М. и др. Применение статистических методов в эпидемиологическом анализе.-М.: МЕД пресс-информ, 2004.

3. Медик В.А., Токмачев М.С., Фишман Б.Б. Статистика в медицине и биологии. М.: Медицина, 2000.

дополнительная:

1. Лядов В.Р. Основы теории вероятностей и математической статистики для студентов мед. ВУЗ-ов. –СПб.: Фонд «Инициатива», 1998.

2. Боровиков В.П., Боровиков И.П. Statistica. Статистический анализ и обработка данных в среде Windows. –М.: Инф.издат.дом «Филин», 1997.

3. Адибаев Б.М. Элементы математической статистики и основы теории вероятностей. / учебное пособие. – КазНМУ – Алматы, 2004.

4. StatSoft, Inc.(2001). Электронный учебник по статистике. Москва.

5. StatSoft, WEB: //www.statsoft.ru./home/textbook/default.htm.

На казахском языке

основная:

1. Бектаев Қ. Ықтималдықтар теориясы және математикалық статистика. Алматы: «Рауан», 1991.

дополнительная:

1. Ахметқазиев А.А., Кельтенова Р.Т. Математикалық статистика, Алматы: «Экономика», 2002.

На английском языке

основная:

1. Campbell R.C Statistics for biologists. 3rb ed. – Cambridge University Press, 1989.

дополнительная:

1. Dawson – Saunders Beth, Trapp Robert G. Basic & Clinical biostatistics – Appleton & Lange, 1994

2. Lee Elisa T. Statistical methods for survival data analysis – john Wiley & Sons, Ins. 1992.

Им. А.Ясави

 

Медицинский факультет

 

 

Кафедра «Профилактической медицины с курсом методологии в медицинском образовании и науке»

 

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор департамента

медицинского образования

К.м.н., доцент

_________ Л.Т.Алимбекова

«____»_____2013 г.

СИЛЛАБУС

по дисциплине «Биостатистика»

 

Код дисциплины: BIOST 3227

Cпециальность: 5В130100- «Общая медицина»

Объем учебных часов: 54

Лекции – 9 час.

Практические занятия – 27 час.

СРС – 18 час.

Диф.зачет: VI семестр

Курс: 3

Семестр изучения: V-VI семестр

Всего количество часов: 54

 

 

Туркестан, 2013

Силлабус составлена на основании типовой учебной программы по дисциплине «Биостатистика». Утверждена к изданию ТОО «Республиканский центр инновационных технологий медицинского образования и науки». Протокол №5, 20.03.2009 г.

 

 

Силлабус обсужден на заседании кафедры «профилактической медицины с курсом методологии в медицинском образовании и науке».

Протокол № _____ «______» _________2013 г.

 

Зав.кафедры ___________________ д.м.н. А.К.Куандыкова

 

 

Рассмотрено комитетом по методам преподавания и оценки.

Протокол №________ «_______» __________2013 г.

 

Председатель комитета _____________ к.м.н., ст.преп. Р.И.Ашурметов

 

 

Одобренно комитетом по образовательным программам.

Протокол № _______ «________» ___________2013 г.

 

Председатель комитета _____________ к.м.н., ст.преп. У.Б.Татыкаева

 

 

Сведения о преподавателях

1.1. ФИО преподавателя, должность:

Минтасова Айгуль Сембековна – магистр, преподаватель.

Публикации: 2 научных трудов.

Контактная информация: ЮКО,г.Туркестан, проспект Б.Саттарханова, медицинский корпус №3, медицинский факультет, кафедра профилактической медицины с курсом методологии в медицинском образовании и науке (215-кабинет). Тел. 872533-63636 (внутр. 1303).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.142.115 (0.07 с.)