Международное производство и ТНК. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международное производство и ТНК.



Международные корпорации бывают двух видов. Транснациональные корпорации (ТНК) – главная компания принадлежит капиталу одной страны, а ее филиалы расположенны во многих странах мира. Многонациональные компании – главная компания принадлежит капиталу двух или больше стран и филиалы расположенны во многих странах мира. Большая часть современных международных компаний имеет форму ТНК. Характерными особенностями ТНК являются такие:

· создание системы международного производства во многих странах мира, контролируемого из единого центра;

· высокая интенсивность внутрикорпоративной торговли между филиалами, расположенными в разных странах;

· относительная независимость в принятии операционных решений как от страны базирования, так и от принимающей страны;

· глобальная структура занятости и мобильность персонала между странами;

· разработка, передача и использование передовых технологий в пределах закрытой корпоративной структуры.

Выделяют 3 основных критерия принадлежности к ТНК:

• структурный критерий;

• критерий результативности;

• бихевиористечиский (поведенческий) критерий.

Используя структурный критерий, ТНК может быть определена на базе двух подходов. Согласно первому из них, транснациональность детерминируется количеством стран, в которых функционирует фирма.

Второй подход предполагает, что транснациональный статус определяется различной страновой принадлежностью владельцев фирмы или ее высшего управленческого персонала.

С помощью критерия результативности ТНК определяется на базе абсолютного количества или удельного веса (процента) активов, числа работников, объема продаж или доходов за рубежом.

Согласно бихевиористическому (поведенческому) критерию фирма может быть названа транснациональной, если ее высший менеджмент "мыслит интернационально". Это определение предполагает, что в связи с тем, что транснациональная (многонациональная) корпорация действует более, чем в одной стране, ее руководство должно рассматривать весь мир, как сферу своих потенциальных деловых интересов.

В зарубежной (особенно, американской) литературе по международному бизнесу 80-х - 90-х годов все более активно проводится разграничение понятий "глобальная компания" и "многонациональная компания".

Это разделение обусловлено спецификой адаптации маркетинговой политики крупных фирм к двум основным тенденциям в современной среде международного бизнеса - глобализации и регионализации.

Так называемые глобальные компании исповедуют стратегию стандартизации производства и активного использования экономии на его масштабах. В наибольшей степени к глобализации тяготеют химическая, электротехническая, электронная, нефтяная, автомобильная, информационная, банковская и некоторые др. отрасли.

Многонациональные корпорации – это собственно международные корпорации, объединяющие национальные компании ряда государств на производственной и научно-технической основе. Отличительными чертами МНК являются:

1. Наличие многонационального акционерного капитала,

2. Существование многонационального руководящего центра,

3. Комплектование администрации иностранных филиалов кадрами, знающими местные условия.

Особенностью компаний, относящихся к многонациональным является относительно высокий уровень дифференциации продуктов с целью максимально полного учета специфики маркетинговых факторов отдельных стран или регионов.

Таблица 9.2

Отдельные показатели ПИИ и международного производства, 1990-2009 годы[52]

Показатель Стоимостной объем в текущих ценах (в млрд.долл) Годовой прирост (в процентах)
1990 2005 2008 2009 1991-1995 1996-2000 2001-2005 2008 2009
Приток ПИИ         22.5 40.0 5.2 -15.7 -37.1
Вывоз ПИИ         16.8 36.1 9.2 -14.9 -42.9
Объем ввезенных ПИИ         9.8 18.7 13.3 -13.9 14.5
Объем вывезенных ПИИ         11.9 18.4 14.6 -16.1 17.1
Доходы от ввезенных ПИИ         35.1 13.4 31.9 -7,3 -15,5
Доходы ль ввезенных ПИИ     1 182 1 008 20,2 10,3 31,3 -7,7 -14,8
Трансграничные СиП         49,1 64,0 0,6 -30,9 -64,7
Объем продаж зарубежных филиалов 6 026 21 721 31 069 29 298 8,8 8,2 18,1 -4,5 -5,7
Валовое производство зарубежных филиалов 1 477 4 327 6 163 5 812 6,8 7,0 13,9 -4,3 -5,7
Совокупные активы зарубежных филиалов 5 938 49 252   71 694 77 057 13,7 19,0 20,9 -4,9 7,5
Экспорт зарубежных филиалов 1 498 4 319 6 663 5 186 8,6 3,6 14,8 15,4 -22,2
Занятость в зарубежных филиалах (тыс. чел.) 24 476 57 799 78 957 79 825 5,5 9,8 6,7 -3,7 1,1
Для справки
ВВП (в текущих ценах) 22 121 45 273 60 766 55 005 5,9 1,3 10,0 10,3 -9,5
Валовое накопление основного капитала 5 099 9 833 13 822 12 404 5,4 1,1 11,0 11,5 -10,3
Поступления в виде роялти и лицензированных платежей       14,6 8,1 14,6 8,6
Экспорт товаров и услуг 4 414 12 954 19 986 15 716 7,9 3,7 14,8 15,4 - -21,4

 

Согласно последним оценкам, в мире сегодня насчитывается порядка 88 000 ТНК, которые имеют около 850 000 филиалов за рубежом. [94]

Их воздействие на экономику может быть оценено разными способами. В 2010 году в зарубежных филиалах ТНК было задействовано около 54 млн. работников по сравнению с 24 млн. в 1990 году; объем их продаж, составлявший почти 19 трлн. долл., в 2010 году более чем вдвое превышал объем мирового экспорта, тогда как в 1990 году эти два показателя были примерно одинаковыми; за этот же период суммарный объем вывезенных прямых иностранных инвестиций (ПИИ) вырос с 1,7 трлн. долл. до 6,6 трлн. долл.

Обычно, среднегодовой объем продаж ТНК составляет не менее нескольких сотен миллионов долларов. Более чем 500 ТНК имеет годовой объем сбыта более 1 млрд. долларов. Крупнейшие 70 ТНКимеют годовой объем продаж от 10 млрд. до 125 млрд. долларов США.

Из 500 самых мощных ТНК 85 контролируют 70% всех заграничных инвестиций. Эти 500 гигантов реализуют 80% всей производственной продукции электроники и химии, 95% фармацевтики, 76% продукции машиностроения.

Как любая компания, ТНК имеет своё особое организационное строение. Это зависит от размера компании, её роли а международной экономике и стратегии бизнеса. Но во всех транснациональных компаниях существует иерархичность отношений между материнской компанией (главная холдинг-компания) и подчинёнными предприятиями. Главные составляющее строения ТНК:

· Материнская компания (parent company) или холдинг-компания – это компания, которая контролирует зарубежные активы других фирм в разных странах, которые принимают. Естественно, такая компания владеет определённой долей акционерного капитала (10% или более простых акции инкорпорированных предприятий или эквивалент этого для неинкорпорированных предприятий).

· Зарубежный филиал – это зарубежная компания, инкорпорированное (статус предприятия как самостоятельного юридического лица) или неинкорпорированное предприятие (отображают свой баланс только на счетах материнской компании), в котором инвестор, который является резидентом другой страны, владеет капиталом, который даёт ему возможность иметь долгосрочный экономический интерес в управлении предприятием.

· Зарубежные филиалы охватывают ещё несколько юридических форм организации согласно ЮНКТАД:

· Отделение (branch) не является самостоятельной юридическим лицом и подчиняется материнской компании. Имеют такое же название, как и холдинг-компания, на балансе которой отображают свои активы. Существует ряд форм этих структурных единиц:

· Постоянное представительство и офис иностранного инвестора:

· Неинкорпорированные партнерства или общие предприятия иностранного партнёра и др. субъектов;

· Земельные участки, приватизированные сооружения или недвижимое имущество и объекты, которые находятся в прямой собственности у иностранного резидента;

· Недвижимое имущество (самолёты, корабли и т.д.), которое функционирует минимум 1 год за пределами страны, где находится материнская компания.

· Дочерняя компания (subsidiary) – это самостоятельное юридическое лицо, которое имеет свой баланс. 50% её акционерного капитала принадлежит материнской компании и это обеспечивает значительный (иногда полный) контроль над деятельностью таких компаний. Иностранный инвестор имеет право увольнять или нанимать персонал в административных, управленческих и надзорных органов дочерней компании.

· Ассоциированная компания (associate company) – это самостоятельное юридическое лицо, акционерный капитал которого в размере от 10% до 50% находится в распоряжении материнской компании. Таким образом, холдинг-компания имеет меньшое влияние на такую структурную единицу.

Этапы эволюции транснациональной деятельности:

На первом этапе транснационализации деятельности крупных промышленных фирм они инвестировали прежде всего в сырьевые отрасли иностранных государств, а также создавали в них собственные распределительные и сбытовые подразделения.

Второй этап эволюции стратегии ТНК связан с усилением роли зарубежных производственных подразделений фирм и интеграции зарубежных производственных и сбытовых операций. При этом производственные зарубежные отделения фирмы специализировались в основном на производстве продукции, которая на предыдущих стадиях продуктового цикла производилась материнскими фирмами.

Третий этап стратегии ТНК характеризуется стремлением к образованию сетей внутрифирменных связей регионального, а нередко и глобального масштаба, в рамках которого интегрируются научные исследования и разработки, материальное обеспечение, производство, распределение и сбыт. В частности, проявляется тенденция к распространению инновационной активности ТНК, которая ранее базировалась в материнских фирмах, в страны –реципиенты, причем не только посредством создания в других странах научно-исследовательских лабораторий и технологических парков, но и поглощением местных фирм с высоким инновационным потенциалом.

Современный этап – создание креативных компаний.

Вопросы для самоконтроля.

1.Что стимулирует фирмы делать ПИИ?

2.Какие преимущества имеют прямые инвесторы?

3. Что такое справедливый и не дискриминационный режим?

4. В чем отличие БНК от ТНК?

5. Сущность правила Вальраса.

6. Каким образом инвестиции влияют на состояние платежного баланса?

7. Каким образом ПИИ могут стимулировать торговлю?

8. Дайте определение основных понятий в сфере прямых инвестиций

9. Сформулируйте основные правила международного инвестирования.

10. Назовите причины экспорта и импорта прямых инвестиций.

 

Тестовые задания

1. Транснациональная компания решила увеличить долю своего капитала в зарубежном предприятии с 45 до 55%. Это предприятие отношении ТНК будет называться:

А) Филиал.

Б) Дочернее предприятие.

В) Ассоцииров а нная компания.

Г) Подразделение.

Д) Холдинговая компания.

2. Филиал это:

А) Предприятие, в котором прямой инвестор-нерезидент владеет долей капитала, которая меньше 50%.

Б) Предприятие, в котором прямой инвестор-нерезидент владеет долей капитала, превышающей 50%.

В) Предприятие, полностью принадлежащего прямому инвестору.

Г) Все ответы неправильные.

3. Привлечение инвестиций в украинскую экономику:

А) Не достаточно для обеспечения экономического роста.

Б) Имеет склонность в сторону прямых из-за недостатка других инвестиций.

В) Может вызвать обвальное падение курса гривны.

Г) Нет правильного ответа.

4. Ассоциированная компания это:

А) Предприятие, в котором прямой инвестор-нерезидент владеет долей капитала, которая меньше 50%.

Б) Предприятие, в котором прямой инвестор-нерезидент владеет долей капитала, превышающей 50%

В) Предприятие, полностью принадлежащего прямому инвестору

Г) Все ответы неправильные.

5. Прямые инвестиции предполагают как минимум:

А) Предоставление займа местной компании.

Б) Создание собственного производства за рубежом.

В) Заем финансовых средств местной компании.

Г) Покупку контрольного пакета акций местной компании.

6. Прямыми иностранными инвестициями считаются те, которые обеспечивают их владельцам:

А) Получение прибыли.

Б) Установление контроля над деятельностью предприятия.

В) Получение процента на предоставленный кредит.

Г) Получение доли капитала иностранного предприятия, не обеспечивающего контроля за деятельностью предприятия.

7. «Экономические ресурсы, которые направляются на увеличение реального капитала общества, что проявляется в расширении или модернизации производственного фундамента» - это определение:

А) Инвестиций.

Б) Капитала.

В) Банковского кредита.

Г) Нет правильного ответа.

8. Впервые термин transnational corporation и его эквиваленты появился в:

А) 1960-1962годах;

Б) 1963-1965 годах;

В) 1969-1970 годах;

Г) Нет правильного ответа.

9. Согласно бихевиористическому критерию фирма может быть названа транснациональной, если:

А) Ее высший менеджмент "мыслит интернационально"

Б) Количество стран, в которых функционирует фирма превышает одну.

В) Владельцы фирмы или ее высший управленческий персонал являются гражданами разных государств.

Г) Все ответы верны.

10. Разграничение понятий "глобальная компания" и "многонациональная корпорация обусловлено:

А) Спецификой адаптации маркетинговой политики крупных фирм к двум основным тенденциям в современной среде международного бизнеса - глобализации и регионализации.

Б) Стратегией стандартизации производства и активного использования экономии на его масштабах.

В) Тяготением химической, электротехнической, электронной и других отраслей в глобализации производства.

Г) Все ответы верны.

11. На первом этапе транснационализации деятельности крупных промышленных фирм они инвестировали прежде всего в:

А) Наукоемкие отрасли иностранных государств;

Б) Сырьевые отрасли иностранных государств;

В) В отрасли легкой промышленности иностранных государств;

Г) Нет верного ответа.

12. Третий этап транснационализации характеризуется:

А) Стремлением к образованию сетей внутрифирменных связей регионального масштаба.

Б) Тенденцией к распространению инновационной активности ТНК, которая ранее базировалась в материнских фирмах.

В) Поглощением местных фирм с высоким инновационным потенциалом.

Г) Все ответы верны.

13. Преимуществами интернационализации согласно эклектической модели Дж. Даннинга являются:

А) Размер, международный опыт, технологический уровень;

Б) Рыночный потенциал, инвестиционный рынок, инфраструктура;

В) Минимизация контрактного риска, сохранение контроля.

Г) Нет верного ответа.

14. В соответствии с теорией Акамацу первая фаза трехфазного развития заключается в:

А) Ослабевающем импорте в результате развития собственного импортозамещающего производства.

Б) Растущем импорте иностранных товаров в страну.

В) Растущем экспорте иностранных товаров из страны.

Г) Нет правильного ответа.

15. К прямым инвестициям не относится:

А) Украинская фирма купила по поручению клиента из Италии 11% общего выпуска акций " УКРТРАНСЭНЕРГО"

Б) Луи Вюиттон открыла еще один магазин в России.

В) Чешская фирма купила торговую площадь на территории Германии.

Г) Все ответы верны.

16. Спекулятивные инвестиции:

А) Косвенная покупка капитала через финансовые активы

Б) Покупка активов ради возможного изменения цены

В) Прямая покупка реального капитала в разливных формах

Г) Инвестиции, связанные с обучением специалистов, проведением курсов и т.д.

17. Совокупность правил, придерживаясь которых ТНК разрешается создать филиал на территории суверенного государства:

А) Право входа

Б) Правило Вальраса

В) Экстерриториальность

Г) Нет верного ответа

18. Какая теория международной торговли утверждает, что выравнивание цен на факторы производства происходит в странах, которые торгуют между собой?

А) Теория Рикардо,

Б) Теория Хекшера-Олина.

В) Теория Майкла Портера.

Г) Нет правильного ответа.

19.Как способ поддержки ПИИ страна, которая принимает, использует:

А) Повышение курса национальной валюты.

Б) Выдачу государственных гарантий

В) Отмену двойного налогообложения.

Г) Выдачу дополнительных льгот.

Д) Все ответы верны.

20. Соотношение активов, которыми владеет страна за границей и активов, которыми владеют иностранцы в данной стране.

А) Инвестиционная позиция.

Б) Инвестиционный климат

В) Индекс благоприятствования инвестициям.

Г) Нет правильного ответа.

Задачи:

 

1. Сделайте вывод об эффективности инвестиций в странах А и В, опираясь на оценку факторов, разработанную консультационной фирмой из США.

 

Оценка факторов Страна А Страна В
1. Политическая стабильность (2-18) Очень стабильна продолжительное время (18) Стабильна в перспективе (12)
2. Экономическая стабильность (0-16) Низкий темп роста экономики и инфляции (10) Стабильный и устойчивый рост (14)
3. Валютная стабильность (2-14) Свободно конвертируемая и стабильная валюта (12) Слабая валюта (8)
4. Оценка перевода прибыли (2-12) Свободный перевод с предварительным разрешением (10) Сильный контроль (6)
5. Защита технологий (2-10) Сильная защита патентов и торговых марок (10) Защита при регистрации этой страны (4)
6. Отношение к иностранным инвестициям (0-12) Незначительные поощрения (6) Допуск только отдельных инвестиций (4)
7. Ограничения и льготы для иностранных инвесторов (0-16) Выборочное позитивное отношение (10) Очень либеральное позитивное отношение (12)
8. Факторы социально-культурного взаимодействия (0-8) Открытая культурная среда (8) Умеренно открытая культурная среда (6)

 

2. Какие из приведенных примеров считаются прямыми инвестициями?

А) Украинский банк купил акции российской компании «Лукойл» на 20 млн. дол. Общая сумма выпуска акций составляет 600 млн. дол.

Б) Польский банк купил здание во Львове, в котором открыл свой филиал в Украине.

В) Харьковский тракторный завод увеличил свою часть в уставном капитале СП, которое зарегистрировано в России с 51 % до 75 %.

Г) Украинская фирма по поручению клиента из ФРГ купила 11 % текущего выпуска акций «Укртрансэнерго»

Д) Испанская фирма молодежной одежды «Зара» открыла еще один магазин в Киеве.

Е) Украинско-американский инвестиционный фонд разместил 100 млн. дол. США в украинских государственных краткосрочных обязательствах и облигациях государственного займа.

Обоснуйте Ваши ответы.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 782; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.239 (0.103 с.)