Эволюция государственного механизма регулирования внешней торговли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эволюция государственного механизма регулирования внешней торговли



 

Внешнеэкономическая политика - это система мер, направленных на достижение экономикой данного государства определённых преимуществ на мировом рынке и, одновременно, на защиту внутреннего рынка от конкурирующих импортных товаров. Внешняя политика, в частности внешнеторговая политика государства, тесно связана, вернее, определена внутренней экономической политикой. Таким образом, политика регулирования торговых отношений, прежде всего, была связана с тем предназначением и задачами, которые стояли перед государством, перед тем государственным органом, который регулировал эти отношения. По мере развития государств эволюционировало и само государственное регулирование.

Трудно говорить о таможенном регулировании в отрыве от развития торговли. Начиная с Древнего мира в таких государствах, как Шумер, Вавилон, Древний Египет, Индия, торговая политика была едина и неразрывно связана с политикой регулирования внешней торговли. В основном торговая политика выражала интересы царя, фараона, главных жрецов, браминов и очень узкого круга приближённых.

По мере развития городов-государств торговая политика начинает не только отражать интересы более широких слоев населения, но и разделяться на внутреннюю и внешнюю торговую политику государства. Наиболее ярким примером этапности развития государственной политики была Римская империя. На древнейшей стадии своего развития (VI в. до н.э.- III в. н.э.) государственная политика Рима характеризуется национально-полисной замкнутостью, архаичностью, неразвитостью и простотой основных институтов. В классический период (сер. III в. до н.э. - кон. ІІІ в. н.э.), в связи с появлением Римского права, она характеризуется высокой степенью разработанности и совершенства государственных институтов власти, в том числе и в области регулирования права собственности, права владения и пользования чужой вещью (сервитуты), а также их обмена. Наконец, в постклассический период (IV - VI вв.н.э.) государственная политика систематизируется и постепенно приспосабливается к новым феодальным отношениям. В V веке натуральное хозяйство переходит в денежное. Деньги - конечная цель хозяйственной деятельности. Государственная таможенная политика в этот период стала на страже накопительства [19].

Раннефеодальная монархия (V - IX вв.) в Западной Европе находит своё отражение в группировке формирующегося класса феодалов вокруг политически укрепившейся королевской власти. В этот период во многих крупных и мелких государствах Европы возникает понятие таможенной политики, которая проявляется, прежде всего, в установлении «таможенных пошлин» - дорожные, мостовые, портовые, конвойные, рыночные и другие сборы. Вместе с тем прослеживаются и другие стороны развития таможенного дела, а таможенная политика превращается в средство насильственного регулирования товарообменных процессов.

Особенно это проявилось в период сеньориальной монархии в Европе (X-XIII вв.), когда феодальная раздробленность и переход власти от короля к отдельным феодалам сопровождались появлением удельно-княжеской таможенной политики. В этот период, кроме упомянутых видов таможенных сборов, которые были вызваны затратами в пользу проезжающих, существовала плата за повреждение травы и мха у дороги колёсами повозки, за порчу берега судами. За проход не только по мосту, но и под мостом, за плоды, собранные проезжающими и т.п. В данный период таможенные сборы утратили признаки услуг и стали открытым побором.

В период сословно-представительной монархии (XIV - XV вв.) стали развиваться товарно-денежные отношения, происходил рост городов, централизация государств и усилие королевской власти. В это время в средневековых городах практически, отсутствовали протекционистские таможенные пошлины, поскольку политика меркантилизма прейдёт позже. Однако во многих европейских городах имелись законы, запрещающие ввоз в них отдельных товаров, так как городские цехи стали защищать себя как от внутренней, так и от внешней конкуренции.

В период абсолютной монархии (XVI - XVII вв.) происходит разложение феодализма, усиление государственной власти и зарождение капиталистических отношений. Вывозные фискальные пошлины начинают постепенно превращаться в протекционистские в целях защиты национальных производителей и поддержания положительного торгового баланса. На базе капиталистических отношений формируется таможенная протекционистская политика.

По мнению многих исследователей, таможенная политика в России наиболее ярко проявилась с утверждением 1667 году Новоторгового устава, который можно рассматривать как первый в России таможенный инструмент в виде таможенного тарифа. В европейских странах и в России того времени в связи с зарождением мануфактуры появляется политика промышленного протекционизма. Государственная система начинает получать значительный доход в свою казну за счёт развития национального производства.

В конце XVII в. формирование таможенной политики в России происходило, с одной стороны, на фоне усиления роли таможенно-тарифного регулирования, повышения роли развивающихся производственных отношений, появления первых институтов таможенного дела, а с другой стороны - на фоне борьбы сторонников свободной торговли и протекционизма, различных подходов к определению видов таможенной пошлины, в условиях усложнения товарной номенклатуры, проявления различных форм «таможенных войн».

В течение XVIII - XIX вв. развитие таможенной политики России носило циклический характер, когда смена царствующих особ порой резко отражалась на изменении подходов в регулировании внешней торговли, например с жёсткого протекционизма - на разумную политику фритрейдерства и наоборот.

В течение 30-х - 60-х гг. XX в. Россия и Украина в составе СССР практически изолируются от внешнего мира, что, естественно, сказывается на торговой и таможенной политике. Проводится линия жесточайшего протекционизма и государственной монополии на внешнюю торговлю. Таможенная политика рассматривается не как самостоятельная часть внешней и внутренней политики, а только лишь как часть торговой политики, что существенно снижает её роль и значимость.

В это время таможенная политика европейских стран и США значительно усложнилась, что выражалось: в дифференциации обложения и способов взыскания таможенных пошлин (в зависимости от степени обработки и страны происхождения и т.д.); в создании свободных таможенных зон и союзов и т.п.

Таким образом, политика регулирования торговых отношений, прежде всего, была связана с тем предназначением, целями и задачами, которые стояли перед государством, регулирующем эти отношения. По мере развития государств эволюционировало и само государственное регулирование. В этой связи справедливо известное высказывание о том, что «политических рецептов прошлое не даёт, но сознательно переживает настоящее тот, кто научился понимать прошлое».

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.108.236 (0.005 с.)