Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эволюция государственного механизма регулирования внешней торговли
Внешнеэкономическая политика - это система мер, направленных на достижение экономикой данного государства определённых преимуществ на мировом рынке и, одновременно, на защиту внутреннего рынка от конкурирующих импортных товаров. Внешняя политика, в частности внешнеторговая политика государства, тесно связана, вернее, определена внутренней экономической политикой. Таким образом, политика регулирования торговых отношений, прежде всего, была связана с тем предназначением и задачами, которые стояли перед государством, перед тем государственным органом, который регулировал эти отношения. По мере развития государств эволюционировало и само государственное регулирование. Трудно говорить о таможенном регулировании в отрыве от развития торговли. Начиная с Древнего мира в таких государствах, как Шумер, Вавилон, Древний Египет, Индия, торговая политика была едина и неразрывно связана с политикой регулирования внешней торговли. В основном торговая политика выражала интересы царя, фараона, главных жрецов, браминов и очень узкого круга приближённых. По мере развития городов-государств торговая политика начинает не только отражать интересы более широких слоев населения, но и разделяться на внутреннюю и внешнюю торговую политику государства. Наиболее ярким примером этапности развития государственной политики была Римская империя. На древнейшей стадии своего развития (VI в. до н.э.- III в. н.э.) государственная политика Рима характеризуется национально-полисной замкнутостью, архаичностью, неразвитостью и простотой основных институтов. В классический период (сер. III в. до н.э. - кон. ІІІ в. н.э.), в связи с появлением Римского права, она характеризуется высокой степенью разработанности и совершенства государственных институтов власти, в том числе и в области регулирования права собственности, права владения и пользования чужой вещью (сервитуты), а также их обмена. Наконец, в постклассический период (IV - VI вв.н.э.) государственная политика систематизируется и постепенно приспосабливается к новым феодальным отношениям. В V веке натуральное хозяйство переходит в денежное. Деньги - конечная цель хозяйственной деятельности. Государственная таможенная политика в этот период стала на страже накопительства [19].
Раннефеодальная монархия (V - IX вв.) в Западной Европе находит своё отражение в группировке формирующегося класса феодалов вокруг политически укрепившейся королевской власти. В этот период во многих крупных и мелких государствах Европы возникает понятие таможенной политики, которая проявляется, прежде всего, в установлении «таможенных пошлин» - дорожные, мостовые, портовые, конвойные, рыночные и другие сборы. Вместе с тем прослеживаются и другие стороны развития таможенного дела, а таможенная политика превращается в средство насильственного регулирования товарообменных процессов. Особенно это проявилось в период сеньориальной монархии в Европе (X-XIII вв.), когда феодальная раздробленность и переход власти от короля к отдельным феодалам сопровождались появлением удельно-княжеской таможенной политики. В этот период, кроме упомянутых видов таможенных сборов, которые были вызваны затратами в пользу проезжающих, существовала плата за повреждение травы и мха у дороги колёсами повозки, за порчу берега судами. За проход не только по мосту, но и под мостом, за плоды, собранные проезжающими и т.п. В данный период таможенные сборы утратили признаки услуг и стали открытым побором. В период сословно-представительной монархии (XIV - XV вв.) стали развиваться товарно-денежные отношения, происходил рост городов, централизация государств и усилие королевской власти. В это время в средневековых городах практически, отсутствовали протекционистские таможенные пошлины, поскольку политика меркантилизма прейдёт позже. Однако во многих европейских городах имелись законы, запрещающие ввоз в них отдельных товаров, так как городские цехи стали защищать себя как от внутренней, так и от внешней конкуренции. В период абсолютной монархии (XVI - XVII вв.) происходит разложение феодализма, усиление государственной власти и зарождение капиталистических отношений. Вывозные фискальные пошлины начинают постепенно превращаться в протекционистские в целях защиты национальных производителей и поддержания положительного торгового баланса. На базе капиталистических отношений формируется таможенная протекционистская политика.
По мнению многих исследователей, таможенная политика в России наиболее ярко проявилась с утверждением 1667 году Новоторгового устава, который можно рассматривать как первый в России таможенный инструмент в виде таможенного тарифа. В европейских странах и в России того времени в связи с зарождением мануфактуры появляется политика промышленного протекционизма. Государственная система начинает получать значительный доход в свою казну за счёт развития национального производства. В конце XVII в. формирование таможенной политики в России происходило, с одной стороны, на фоне усиления роли таможенно-тарифного регулирования, повышения роли развивающихся производственных отношений, появления первых институтов таможенного дела, а с другой стороны - на фоне борьбы сторонников свободной торговли и протекционизма, различных подходов к определению видов таможенной пошлины, в условиях усложнения товарной номенклатуры, проявления различных форм «таможенных войн». В течение XVIII - XIX вв. развитие таможенной политики России носило циклический характер, когда смена царствующих особ порой резко отражалась на изменении подходов в регулировании внешней торговли, например с жёсткого протекционизма - на разумную политику фритрейдерства и наоборот. В течение 30-х - 60-х гг. XX в. Россия и Украина в составе СССР практически изолируются от внешнего мира, что, естественно, сказывается на торговой и таможенной политике. Проводится линия жесточайшего протекционизма и государственной монополии на внешнюю торговлю. Таможенная политика рассматривается не как самостоятельная часть внешней и внутренней политики, а только лишь как часть торговой политики, что существенно снижает её роль и значимость. В это время таможенная политика европейских стран и США значительно усложнилась, что выражалось: в дифференциации обложения и способов взыскания таможенных пошлин (в зависимости от степени обработки и страны происхождения и т.д.); в создании свободных таможенных зон и союзов и т.п. Таким образом, политика регулирования торговых отношений, прежде всего, была связана с тем предназначением, целями и задачами, которые стояли перед государством, регулирующем эти отношения. По мере развития государств эволюционировало и само государственное регулирование. В этой связи справедливо известное высказывание о том, что «политических рецептов прошлое не даёт, но сознательно переживает настоящее тот, кто научился понимать прошлое».
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.108.236 (0.005 с.) |