Современные тенденции развития П науки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные тенденции развития П науки.



Психологическая работа в медицинской сфере: проблемы и перспективы.

Медицинская психология рассматривает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного. Она изучает психические проявления болезней, роль психики в их возникновении, протекании, лечении, а также в укреплении здоровья человека. При разработке проблем медицинской психологии объединяются усилия психологов, физиологов, врачей.

Медицинская психология изучает психические факторы, влияющие на развитие болезней, их профилактику и лечение; влияние болезней на психику. Она изучает различные проявления психики в их динамике, нарушения развития психики, отношения больного человека с медицинским персоналом и окружающей его микросредой. Медицинская психология также разрабатывает принципы и методы психологического исследования в клинике, психологические методы воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.

Работа психологов в медицине связана прежде всего с разработкой и применением методов психодиагностики. Психологическая диагностика относится к числу основных видов деятельности медицинского психолога.

В то же время важнейшим направлением работы является психотерапия — использование методов психологического воздействия для лечения больного, для улучшения чувства психологического благополучия клиента. Психотерапевтом называют специалиста (врача или психолога), которые профессионально используют в своей деятельности методы психотерапии.

Медицинские психологи участвуют в психологической и социальной реабилитации больных.

Медицинские психологи часто участвуют в научном и практическом решении проблем травматического и посттравматического стресса.

Медицинская психология как прикладная наука имеет следующие задачи:

— изучение психических факторов, влияющих на развитие болезней, их профилактику и лечение;

— изучение влияния тех или иных болезней на психику;

— изучение различных проявлений психики в их динамике;

— изучение нарушений развития психики;

— изучение характера отношений больного человека с медицинским персоналом и окружающей его микросредой;

— разработка принципов и методов психологического исследования в клинике;

— создание и изучение психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.

 

Проблемы

1 Экстренная психологическая помощь может быть оказана только в том случае, если реакции человека можно описать как нормальные реакции на ненормальную ситуацию. То есть экстренная психологическая помощь не может быть оказана тем людям, чьи реакции выходят за пределы психической нормы. В случае, когда реакции человека выходят за пределы нормы, необходима помощь врача-психиатра. В связи с этим возможно и необходимо применение методов психологической диагностики. Однако понятно, что метод тестов, проективные психодиагностические методики не отвечают требованиям ситуации, в которой оказывается экстренная психологическая помощь. Поэтому для этих целей используются такие психодиагностические методы, как беседа, наблюдение. Безусловно, эти методы не так точны, как, например, метод тестов, однако они позволяют собрать необходимую для специалиста информацию и вовремя привлечь помощь специалистов смежных профессий.

2 В экстремальных ситуациях из-за нехватки времени невозможно использовать стандартные диагностические процедуры.

3 Действия, в том числе практического психолога, определяются планом на случай чрезвычайных обстоятельств.

4 Неприменимы во многих экстремальных ситуациях и обычные методы психологического воздействия. Все зависит от целей психологического воздействия в экстремальных ситуациях: в одном случае надо поддержать, помочь; в другом – следует пресечь, например, слухи, панику; в третьем – провести переговоры. Профессионализм и чуткая интуиция специалиста должна быть на высшем уровне.

5 чем больше времени пройдет с момента травмы, тем выше вероятность возникновения хронических расстройств, в том числе и посттравматического стрессового расстройства.

6 Смысл принципа приближенности состоит в оказании помощи в привычной обстановке и социальном окружении, а также в минимизации отрицательных последствий «госпитализма». Это за частую бывает невозможно осуществить.

7 Единство психологического воздействия подразумевает, что либо его источником должно выступать одно лицо, либо процедура оказания психологической помощи должна быть унифицирована. В катастрофах широкого масштаба это условие сложнее выполнить.

В целом служба экстренной психологической помощи выполняет следующие базовые функции:

– практическую: непосредственное оказание скорой психологической и (при необходимости) доврачебной медицинской помощи населению;

– координационную: обеспечение связей и взаимодействия со специализированными психологическими службами.

Ситуация работы психолога в ЧС осложняется следующими моментами:

• Работа с группами. Часто приходится работать с группами жертв, и эти группы не создаются психологом искусственно, исходя из нужд психотерапевтического процесса, они были созданы самой жизнью в силу драматической ситуации катастрофы.

• Пациенты часто пребывают в остром аффективном состоянии. Иногда приходится работать, когда жертвы находятся еще под эффектом травмирующей ситуации, что не совсем обычно для нормальной психотерапевтической работы.

• Нередко низкий социальный и образовательный статус многих жертв. Среди жертв можно встретить большое количество людей, которые по своему социальному и образовательному статусу никогда в жизни не оказались бы в кабинете психотерапевта.

• Разнородность психопатологии у жертв. Жертвы насилия часто страдают, помимо травматического стресса, неврозами, психозами, расстройствами характера и, что особенно важно для профессионалов, работающих с жертвами, целым рядом проблем, вызванных самой катастрофой или другой травмирующей ситуацией. Имеется в виду, например, отсутствие средств к существованию, отсутствие работы и пр.

• Наличие почти у всех пациентов чувства потери, ибо поскольку часто жертвы теряют близких людей, друзей, любимые места проживания и работы и пр., что вносит вклад в нозологическую картину травматического стресса, особенно в депрессивную составляющую данного синдрома.

• Отличие посттравматической психопатологии от невротической патологии. Можно утверждать, что психопатологический механизм травматического стресса принципиально отличается от патологических механизмов невроза. Таким образом, необходимо выработать стратегии работы с жертвами, которые охватили бы и те случаи, когда имеет место «чисто» травматический стресс, и те случаи, когда имеет место сложное переплетение травматического стресса с другими патогенными факторами внутреннего или внешнего происхождения.

Еще одна группа людей, к которым применяется психотерапия в зоне ЧС, это спасатели. Основной проблемой в подобных ситуациях является психологический стресс. Именно это обстоятельство значительно влияет на требования, предъявляемые к специалистам служб экстренной помощи.

22 Актуальные проблемы практической психологии образования См.17в Сфера образования.

Противоречие первое и главное — между теоретической и практической психологией образования.

На психологических съездах и конференциях, заседаниях и семинарах практических психологов регулярно обсуждается большое число самых разных вопросов. Однако одно утверждение сегодня кажется очевидным для большинства психологов образования — о необходимости соединения теории с практикой.

С одной стороны, представители академической психологии озабочены бездумным использованием плохо адаптированных и порой недостаточно научно обоснованных методик, смелостью практических психологов в постановке диагнозов и составлении прогнозов.

Подобному положению дел способствует недостаточно контролируемая ситуация на рынке психологической литературы, когда за написание пособий и справочников, сборников тестов и методик исследования берутся люди, владеющие словом, но не психологическим знанием.

Некоторые наиболее пессимистично настроенные академические психологи предрекают дискредитацию психологии как науки.

С другой стороны, психологи, занятые в той или иной области социальной практики, при столкновении со сложными ситуациями нередко испытывают профессиональную беспомощность. Недостаточность профессиональных знаний мешает им осознать истинную причину неудач и по сути дела обрекает на промахи и ошибки.

Таким образом, мы наблюдаем как бы самостоятельное относительно независимое существование теории и практики. Многие серьезные идеи обсуждаются, проверяются, но не внедряются и остаются на бумаге.

Поэтому сегодня стоит задача не просто соприкосновения, а взаимопроникновения теории и практики. На самом деле это — давняя психологическая проблема, разные аспекты которой неоднократно становились предметом обсуждения.

Идеологическая несвобода, воспринимавшаяся в течение долгих лет как главный тормоз в развитии общественных наук, наконец-то сменилась своей противоположностью. Однако так вожделенная идеологическая свобода обернулась идеологической беспринципностью. Оказалось, что воспользоваться свободой не так-то просто, именно поэтому диаду «свобода — ответственность» сменила другая, более понятная и близкая «свобода — анархия». Захотелось перенять все то, что делают зарубежные коллеги, и перенести их опыт в отечественные условия.

Ощущается необходимость подобного анализа современной практической психологии, и в частности психологии образования. Вряд ли можно одной фразой охарактеризовать ее современное состояние, но существенной особенностью видится самодостаточность: практические психологи (как, впрочем, и «теоретические») оказались замкнутыми сами на себя. Они не только отделились от теоретической психологии, но и дистанцировались от нее как от навязчивой матери, поучающей своих повзрослевших детей.

К сожалению, самодостаточность нередко мирно уживается с самоограниченностью, что приходится наблюдать в случае с практической психологией. Практический психолог не осознает не только необходимости, но хотя бы полезности фундаментальных знаний.

Противоречие второе, непосредственно вытекающее из первого, удачно подмечено В.Э. Пахальяном — «несоответствие содержания учебных планов и программ содержанию и требованиям профессиональной деятельности психолога... в образовательной среде. Он подчеркивает, что подготовка специалистов не может происходить без «учета практики». В идеале — не может, а в реальной жизни — может.

Существующая до настоящего времени вилка между академической направленностью образования во многих психологических вузах и необходимостью решения иных по своему содержанию задач в профессиональной жизни отпугивает психологов от практической работы.

Противоречие третье — между нормативными документами Министерства образования РФ и реальным положением практической психологии.

В «Положении о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ» (Приказ МО РФ от 22.10.99 № 636) определяются цели и задачи, основные направления деятельности службы, хорошо знакомые всем школьным психологам (пресловутые функциональные обязанности). Например, в качестве первой задачи службы называется следующая: «психологический анализ социальной ситуации развития в образовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения» Данное «Положение...» следует рассматривать скорее как исходную точку для организации психологической службы, чем как конкретное руководство к действию.

Много вопросов вызывают рекомендации относительно распределения рабочего времени педагога-психолога. Особенности работы психолога не могут не зависеть от характера его учебного учреждения. Психолог начальной школы не проводит профессионального консультирования старшеклассников, а психолог средней школы — не занимается набором учеников в I класс.

Более того, решение одних и тех же задач может происходить с использованием разных средств в зависимости от объективных обстоятельств.

В связи со всем сказанным актуальной становится задача обучения психологов постановке проблем (выявление школьных трудностей, профориентация и т.п.) и профессиональной гибкости при поиске способов их решения: сначала что и зачем делать и только потом как.

 

ПАРАДОКСЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Парадокс первый — практическая психология образования существует, но единая концепция психологической службы отсутствует.

Общение с коллегами и ознакомление с литературой позволяет выделить несколько соответствующих концепций и моделей.

1. Широкое распространение получила концепция, разработанная сотрудниками лаборатории научных основ детской практической психологии И.В. Дубровиной психологическая профилактика рассматривается как один из видов работы психолога.

2. В.Э. Пахальян отводит иную роль практической психологии. Он рассматривает педагога-психолога как «специалиста по первичной профилактике в системе службы практической психологии образования, а учреждения образования — как среду, в которой существуют оптимальные условия для профилактики нарушений психологического здоровья».

3. Концепция Л.М. Фридмана предполагает следующие виды работы школьного психолога: прием детей в школу и комплектование классов; налаживание взаимоотношений учителей и родителей; изучение процесса личностного развития учащихся; оценка воспитанности учащихся; работа с учителями и администрацией школы.

4. М.Р. Битянова — автор оригинальной концепции психологического сопровождения. Под сопровождением М.Р. Битянова понимает такую систему профессиональной деятельности психолога, которая направлена на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного воздействия.

5. Психологи Самарской области занимаются мониторингом образовательного процесса с целью определения состояния психологического здоровья детей. Эти данные ложатся в основу управленческих решений.

6. По мнению А.А. Реана, центральной фигурой, с которой должен работать школьный психолог, является не учащийся, а учитель. А.А. Реан говорил об интеграции психологических и педагогических усилий и предложил рассматривать психологическую службу как элемент единой психолого-педагогической системы.

Парадокс второй — у практического психолога образования есть обязанности, но нет прав.

«Положение о службе практической психологии...» по сути дела представляет собой перечень обязанностей школьного психолога. Вопрос о его правах почему-то остается без внимания.

Думаю, что причины такого положения дел следует искать не внутри, а вне психологии. На сегодняшний день психолог «не вписался» в наше общество, оказавшееся не готовым к принятию, наряду с медицинской, юридической, социальной, в том числе и психологической помощи.

Кроме того, совсем не разработан вопрос о праве психолога заниматься предпочтительно тем или иным видом работы в зависимости от специфики учебного заведения, о чем уже шла речь выше.

В связи с обсуждаемой проблемой профессиональных прав хочется поставить вопрос о границах деятельности каждого конкретного психолога. Если психолог в школе один, обязан ли он быть «многостаночником» или может заниматься одним видом работы?

Парадокс третий — число выпускников психологических вузов и факультетов увеличивается из года в год, а школьных психологов не хватает.

Парадокс четвертый — неудовлетворенность качеством профессиональной подготовки психологов сопровождается появлением краткосрочных психологических курсов.

Современные тенденции развития П науки.

Одним из современных тенденций развития отечественной психологии является деятельностный период.
Заметной особенностью современной отечественной психологии является тенденция выравнять искажения, которые имели место после 1917г. в виде нарушения преемственности в развитии отечественной науки и её изоляции от мировой. Другой особенностью психологии постсоветского периода является её сближение с практикой. В целом же положение психологии обуславливается как крупное, явившееся результатом её построения по образцу естественной науки. Современная зарубежная психологическая наука концептуально разрознена. Следует отметить тенденции к интеграции различных психологических теорий и подходов в исследованиях конкретных проблем, в анализе фактического материала. В данный момент наблюдается практическая ориентация психологии и непрерывное расширение сфер практического прикрепления психологических разработок в решении важных социальных задач. Говоря о перспективах развития современной психологической науки, нужно отметить, что в настоящее время психология стала востребованной наукой. Она представляет реальный интерес для различных видов современной социальной практикимедицины, образования, военного дела. Значительных масштабов достигла деятельность психологов-консультантов, психологическая служба в школе. Необходимо отметить работу психологии параллельно с религией над проблемами психики человека, что имеет большое значение в настоящее время. Психологическая наука заняла прочное место во всех областях жизнедеятельности человека.

На консультации уточнили: Дифференциация психологии на отрасли (мед, труда…);появление новых дисциплин(психолингвистика…); развитие делового иностранного профессиноального языка; развитие прикладных отраслей; проблема в том что нет исследовательской деятельности, приклодных много, а фундаментальных мало; развитие старых теорий в новом русле; стираются границы(у школы и научного исследования) – эклектизм; развивается когнитивная психология(лаборатория Вайскунского,влияние информации на психологические процессы)

4.Основные виды практической П деятельности. (по автору Карандашев В.Н. «введение в профессию»)Основные виды деятельности в практической психологии — это психологическое оценивание, психологическое консультирование, психологическое просвещение, коррек-ционная и развивающая работа. Психологическое оценивание в качестве отдельной специализации практических психологов у нас в стране пока еще не сложилось. Соответствующая профессиональная специализация могла бы именоваться так: психолог-диагност или психолог-эксперт. Психологическое консультирование. Наиболее распространенный вид деятельности практического психолога — консультирование — используется в разных сферах жизни и профессиональной деятельности людей: в педагогической, промышленного производства, бизнеса, проблем Основное средство консультирования — это беседа, построенная определенным образом. В процессе консультации практический психолог оказывает психологическую помощь, помогая клиенту посмотреть под разными углами на трудности, с которыми тот встретился, и на способы действия в ситуации, с которой он столкнулся. Психологическое просвещение. Важнейшая задача психологического просвещения — расширение психологических знаний и повышение психологической культуры людей. Такие знания особенно необходимы специалистам, которые в своей повседневной профессиональной деятельности постоянно вступают в контакты с людьми: руководителям, педагогам, врачам, работникам культуры, сферы обслуживания и торговли, работникам рекламы, бизнесменам. Коррекционная и развивающая работа. Психокоррекция проводится в том случае, если в результате психодиагностики или консультирования выявлены отклонения от нормы в поведении или психическом развитии человека. Коррекционная работа — это воздействие психолога на определенные психические функции, качества или формы поведения личности, направленное на преодоление этого отклонения. Это воздействие всегда осуществляется на основе представления о возрастной норме психического развития (например, норме в развитии познавательных, эмоциональных, волевых процессов, норме поведения и личностных качеств). Групповая психокоррекция часто бывает направлена на развитие коммуникативных способностей, на формирование умения анализировать поведение и состояния других людей, умения адекватно воспринимать себя и окружающих. При этом корректируются нормы межличностного взаимодействия, развивается способность гибко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях и разных группах.

5.Актуальные проблемы психологии развития. Актуальные проблемы психологии развития и возрастной психологии: 1)Проблема органической и средовой обусловленности психики и поведения человека; 2)Проблема влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей (что больше влияет: семья, улица, школа ?); 3) Проблема соотношения и выявления задатков и способностей; 4)Проблема соотношения интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребенка. Современный характер требований общественной практики, обусловливает сближение психологического развития с педагогикой, медициной и инженерной психологии с другими смежными отраслями наук, изучающих человека. Одной из актуальных проблем является расширение знаний по возрастным особенностям психофизиологич функций взрослых путем их микровозрастного анализа в период роста и инволюции.

Проблема потенциалы человеческого развития в различные возрастные периоды, определение возрастных норм психических функций. Ускорения процесса развития Акселерация в период роста и созревания организма и ретардация старения, отодвигание границ геронтогенеза в современном обществе под действием целого комплекса социально-экономических, санитарно-гигиенических и биотических факторов оказывают влияние на построение системы возрастного нормирования. В то же время вопросы акселерации и ретардации остаются мало изученными именно вследствие того, что сами возрастные критерии психического развития в их многообразии оказываются недостаточно разработанными.

Для дальнейшего исследования одной из основных проблем психологии развития – классификации периодов жизни – первостепенное значение имеет структурно-генетический подход к онтогенетическому развитию человека.

На основе знания основных характеристик жизненного цикла человека, его внутренних закономерностей и механизмов может быть осуществлена разработка синтетической проблемы о скрытых возможностях и резервах самого психического развития.

6. Актуальные проблемы педагогической психологии. Педагогическая психология - область психологии, занимающаяся разработкой психологических основ обучения и воспитания. Эту область иногда относят к прикладным отраслям психологии, целью которых является решение практических проблем. Предметом изучения выступают различные проявления поведения, связанные с процессами обучения и воспитания: психологические особенности ребенка на разных возрастных этапах; соотношение психического развития и обучения, особенно в отношении школьных предметов и занятий; проблема психического здоровья, включая и трудности социальной адаптации; взаимодействие учеников в классе, школьных командах и группах; различия между детьми в способностях и школьной успеваемости, а также проблема измерения этих различий. Основные проблемы педагогической психологии. В педагогической психологии имеется ряд проблем, теоретическое и практическое значение которых оправдывает выделение и существование этой области знаний. Одной из важнейших в развитии детей является проблема сензитивных периодов в жизни ребенка. Суть проблемы состоит в том, что: во-первых, не известны все сензитивные периоды развития интеллекта и личности ребенка, их начало, деятельность и конец; во-вторых, в жизни каждого ребенка они индивидуально своеобразны наступают в разное время и протекают по-разному. Трудности возникают и с определением психологических качеств ребенка, которые могут формироваться и развиваться в данном сензитивном периоде. Вторая проблема касается связи, существующей между сознательно организуемым педагогическим воздействием на ребенка и его психологическим развитием. Ведет ли обучение и воспитание за собой развитие ребенка или нет? Всякое ли обучение является развивающим (развивает)? Как связаны между собой биологическое созревание организма, обучение и развитие ребенка? Это лишь некоторые вопросы, входящие в состав данной проблемы. Третья проблема касается общего и возрастного сочетания обучения и воспитания. Известно, что каждый возраст ребенка открывает свои возможности для интеллектуального и личностного роста. Одинаковы ли они для всех детей, как оптимально использовать эти возможности? Как соединить в педагогическом процессе воспитательные и обучающие воздействия, чтобы они стимулировали развитие? Важна и проблема педагогической запущенности ребенка (под которой подразумевается его не способность к усвоению педагогических воздействий и ускоренному развитию, вызванную устранимыми причинами, в частности тем, что на более ранних этапах своего развития ребенка плохо обучали и воспитывали). Восьмой проблемой является обеспечение индивидуализации обучения. Под ней понимается необходимость научно обоснованного разделения детей по группам в соответствии с имеющимися у них способностями и задатками, а так же применения к каждому ребенку методов обучения и воспитания, которые лучше всего подходят к его индивидуальным особенностям. Последняя из нашего списка - это проблема социальной адаптации и реабилитации. Здесь речь идет о приспособлении детей, которые оказались социально изолированными и неготовыми к нормальной жизни среди людей, к обучению и взаимодействию с ними на личностном и деловом уровнях. Например, дети много болевшие, из детских домов, интернатов и других закрытых учебных заведений. Социальная реабилитация - это восстановление нарушенных социальных связей и психики таких детей, чтобы они могли успешно учиться и развиваться как все нормальные дети в общении и взаимодействии с окружающими людьми.Решение перечисленных психолого-педагогических проблем требует от учителя высокой профессиональной квалификации, немалую часть которой составляют психологические знания, умения и навыки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.100.120 (0.038 с.)