Методические указания и тесты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические указания и тесты



ПЛАСТИНЧАТЫЕ И ШЕСТЕРЕННЫЕ

ГИДРОМАШИНЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ и ТЕСТЫ

к лабораторной и практической работам по дисциплинам:

“Гидравлические и пневматические системы”

“Гидравлические машины ” и “Гидромашины и компрессоры”

для студентов специальностей 190601 АТХ,

190603 СТЭ и 130602 МОП

очной, заочной и заочной сокращенной форм обучения

 

Сургут 2012 г.

Утверждено учебно-методической комиссией

Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

Сургутского института нефти и газа (филиала)

Тюменского государственного нефтегазового

университета

 

Составил: доцент, канд. техн. наук Некрасов В.И.

Оформление: ст. лаборант Песчанская М.А.

 

Сургутский институт нефти и газа (филиал)

Тюменский государственный нефтегазовый университет,

2012 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

1. ГИДРОМАШИНЫ 5

1.1. Объемные гидромашины 5

1.2.Роторные гидромашины 6

2. Пластинчатые насосы 8

2.1. Пластинчатые насосы однократного действия 9 2.2. Пластинчатые насосы двукратного действия 13

2.3. Пластинчатые насосы гидроусилителей

рулевого управления 18

3. Шестеренные насосы22

3.1. Шестеренные насосы с наружным зацеплением 22

3.2. Шестеренные насосы с внутренним зацеплением 32

3.3. Шестеренные насосы НШ32У, НШ46У и НШ50-2 33

4. Практическая работа «Шестеренный насос» 42

5. Тесты 43

Литература 55

АББРЕВИАТУРЫ:

ГМ -гидромашина;

ГП -гидропривод;

ДВС -двигатель внутреннего сгорания;

НТС -наземная транспортная система

НШ - насос шестеренный;

ОГМ -объемная гидромашина;

ОГП -объемныйгидропривод;

РЖ -рабочая жидкость;

СДМ -строительные и дорожные машины;

ТТМ – транспортные и технологические машины

 

ВВЕДЕНИЕ

В различных техпроцессах нефтяной и газовой промышленности применяется разнообразное оборудование, различающееся по принципу действия, конструктивному исполнению, приводам и характеристикам перекачиваемой жидкости. Оно используется при добыче, сборе, подготовке и транспортировке продукции нефтяных скважин, магистральном транспорте нефти, процессах повышения нефтеотдачи пластов, поддержании пластового давления и водоснабжении и т.д.

Перед выполнением лабораторных работ студенты усваивают инструктаж по технике безопасности с отметкой о знании правил в специальном журнале.

Целью лабораторных работ являются расширение и закрепления объема знаний, полученных на лекциях и при самостоятельной работе студентов.

Перед каждым занятием студент должен проработать по конспектам лекций и рекомендованной литературе объем материала, необходимый для успешного выполнения работы. Подготовка студентов к занятиям проверяется с помощью тестов и при индивидуальном собеседовании с преподавателем.

Не подготовленные студенты к лабораторным занятиям не допускаются.

При выполнении лабораторной работы необходимо изучить разделы методического указания по заданной теме, проработать разделы рекомендованной литературы. Помимо литературы надо пользоваться плакатами, схемами, макетами, разрезами натурных узлов и агрегатов.

Требуется знать расположения изучаемого узла и агрегата (гидромашины) на техническом объекте, например, насосной или компрессорной станции, ТТМ ( транспортные и технологические машины), НТС (наземной транспортной системы, в том числе на автомобиле), его связь с другими узлами, агрегатами и системами, влияние на технический объект в целом.

По каждой работе студент отчитывается перед преподавателем за выполненную работу.

ГИДРОМАШИНЫ

 

Основными элементами гидросистем являются ГМ (гидромашины). ГМ – это устройство, создающее или использующее поток РЖ (рабочей жидкости).

ГМ -к ним относятся насосы и гидродвигатели, которых может быть несколько, они служат для преобразования механической энергии в энергию перемещаемой жидкости (насосы) или для преобразования гидравлической энергии потока в механическую энергию (гидравлические двигателигидромоторы).

Все ГМ по принципу действия делятся на два основных типа: динамические и объемные.

Динамическая ГМ – в ней взаимодействие ее рабочего органа с РЖ происходит в проточной полости, постоянно сообщенной с входом и выходом ГМ. Для рабочего процесса динамической ГМ характерны высокие скорости движения ее рабочих органов в РЖ.

 

Объемные гидромашины

 

ОГМ (объемная ГМ) - в ней взаимодействие ее рабочего органа с РЖ происходит в герметичной рабочей камере, попеременно сообщенной с входом и выходом ГМ. В ОГМ входная область всегда отсоединена от выходной.

К классу ОГМ относятся гидронасосы – генераторы энергии потока жидкости и гидродвигатели – потребители энергии.

Рабочий орган, обеспечивающий заполнение камеры РЖ, а затем ее вытеснение, называется вытеснителем. Рабочий процесс такой ГМ заключается в силовом взаимодействии вытеснителя ГМ и РЖ.

В объемных насосах взаимодействие рабочего органа с РЖ происходит в замкнутых объемах (рабочих камерах), которые попеременно сообщаются с полостями всасывания и нагнетания.

Важнейшим свойством ОГМ является герметичность. У всех объемных насосов рабочая камера в любой момент времени соединена или с полостью всасывания, или с полостью нагнетания – эти полости всегда изолированы друг от друга – всасывающий и напорный трубопроводы также разделены.

Герметичность позволяет обеспечить значительное разряжение во всасывающей полости насоса. Это обеспечивает самовсасывание - подъем РЖ во всасывающем трубопроводе перед началом нагнетания.

Объемные насосы отличаются жесткостью характеристики, т.е. увеличением давления насоса, вызванное сопротивлением в напорном трубопроводе, что приводит к небольшому уменьшению его подачи.

По сравнению с динамическими, объемные насосы имеют существенный недостаток – неравномерность подачи -нагнетание РЖ отдельными объемами (порциями).

По характеру движения рабочего органа все объемные насосы разделяются на две группы: возвратно-поступательные (поршневые) и роторные.

Роторные гидромашины

 

Роторные ГМ широко используются в ОГП (объемномгидроприводе). Обратимые (обращенные) роторные насосы являются гидромоторами вращательного действия.

Роторными называют насосы вращательного движения, содержащие статор, ротор и замыкатели, герметично соприкасающиеся со статором и ротором и разделяющие приемную камеру от нагнетающей.

Роторные насосы имеют большое разнообразие конструкций, ихклассификация приведена на рис. 1.1. Все роторные насосы делят на две большие группы: роторно-вращательные и роторно-поступательные.

К группе роторно-вращательных ОГМ относятся те, у которых рабочие камеры совершают только вращательное движение. Эта группа объединяет шестеренные и винтовые ОГМ. У винтовых ОГМ рабочие камеры образуются винтовыми поверхностями и корпусом.

Рис. 1.1. Классификация роторных насосов

 

В роторных насосах взаимодействие рабочего органа с РЖ происходит в подвижных рабочих камерах, которые попеременно соединяются с полостями всасывания и нагнетания. Это позволяет исключить из конструкции насосов клапаны.

Отсутствие клапанов значительно уменьшает гидравлические потери, что позволяет принимать гидравлический КПД равным единице. В этом случае полный КПД роторного насоса равен произведению объемного и механического КПД.

Кроме того, отсутствие клапанов обеспечивает роторным насосам большую быстроходность, т.е. число рабочих циклов в единицу времени. Это создает и второе отличие от поршневых насосов – обратимость, т.е. практически любой роторный насос может быть использован в качестве гидромотора.

Важной конструктивной особенностью роторных насосов является многократность, что обеспечивает большую равномерность подачи по сравнению в возвратно-поступательными насосами, но пульсация подачи всегда имеет место. Эта пульсация меньше для насосов с нечетным числом рабочих камер.

Существенный недостаток роторных насосов – РЖ обеспечивает смазывание его поверхностей, поэтому она должна быть чистой и неагрессивной по отношению к материалу насоса, а также обладать смазывающими способностями.

ПЛАСТИНЧАТЫЕ НАСОСЫ

Пластинчатые ГМ (гидромашины) относятся к роторно-поступательным (см. рис. 1.1) с рабочими органами (вытеснителями) в виде плоских пластин. Благодаря малым размерам, удобству встраивания и высокому КПД пластинчатые ГМ широко применяются в гидроприводах станков и других машин-орудий. Особенно распространены пластинчатые нерегулируемые насосы двукратного действия для работы при давлениях 7-14 МПа, отличающиеся большой надежностью.

Пластинчатые насосы могут быть однократного (рис. 2.1, а), двукратного (рис. 2.1,б) и многократного действия.

 

Рис. 2.1. Пластинчатые насосы однократного (а)

и двукратного действия (б):

1,3 – рабочие камеры; 2 – точка контакта; 4 – ротор; 5 – пластина; 6 – статор (корпус); 7 – паз; 8 – пружина; 9 – область всасывания; 10 - область нагнетания

 

Пластинчатые насосы компактны, просты в производстве и надежны в эксплуатации. Частоты вращения обычно находятся в диапазоне 1000-1500 об/мин. Полные КПД для большинства составляют 0,60-0,85, а объемные КПД – 0,70-0,92 /8/.

Рулевого управления

На грузовых автомобилях средней и большой грузоподъемности широкое применение находят пластинчатые насосы двукратного действия.

Давление масла в гидроусилителе рулевого управления автомобиля ЗИЛ-431410 создается насосом пластинчатого типа двукратного действия (рис. 2.6), который устанавливают на двигателе с левой стороны.

Он имеет клиноременный привод от шкива на переднем конце коленчатого вала. Шкив 26 насоса закреплен на наружном конце вала 6, установленного на игольчатом и шариковом подшипниках.

На валу насоса на шлицах посажен ротор 9, в пазы которого свободно вставлены пластины 27. К корпусу насоса шпильками и болтами вместе с распределительным диском 10 и крышкой 12 прикреплен статор 8.

При вращении ротора 9 пластины 27, перемещаясь в его пазах, постоянно плотно прижимаются к криволинейной поверхности статора под действием центробежных сил и давления масла. Масло из корпуса 3 попадает в пространство между пластинами и вытесняется ими в полость нагнетания. За один оборот ротора дважды происходят забор и нагнетание масла. Из полости нагнетания через отверстия распределительного диска 10, калиброванное отверстие 11 и канал в крышке 12 масло поступает в нагнетательный шланг гидроусилителя.

На верхней части корпуса 3 насоса укреплен бачок 18 для масла, закрытый крышкой 22, в которой установлен сапун 21, поддерживающий внутри бачка давление внешней среды. Внутренняя поверхность бачка уплотнена резиновой прокладкой 19 и резиновым кольцом 25 с шайбой 23. Масло, заливаемое в бачок, проходит через сетчатый фильтр 20. В магистрали слива масла стоит сетчатый фильтр 2 и перепускной клапан 1, который срабатывает в случае засорения фильтра.

Рис. 2.6. Насос гидроусилителя рулевого управления

автомобиля ЗИЛ-431410:

1 и 13 – перепускные клапаны; 2 и 20 – сетчатые фильтры; 3 – корпус насоса; 4 – шарикоподшипник; 5 – манжета; 6 – вал насоса; 7 - игольчатый подшипник; 8 – статор; 9 – ротор; 10 – распределительный диск; 11 – калиброванное отверстие; 12 – крышка насоса; 14 – седло предохранительного клапана; 15 – пружина; 16 – предохранительный клапан; 17 – коллектор; 18 – бачок; 19 – резиновая прокладка; 21 – сапун; 22 – крышка бачка; 23 – шайба; 24 – гайка-барашек; 23 – резиновое кольцо; 26 – шкив; 27 - лопасть (пластина)

 

В крышке 12 насоса установлен перепускной клапан 13, имеющий отверстия для соединения с полостью нагнетания насоса. При подаче жидкости от насоса в нагнетательную магистраль возникает перепад давлений до и после жиклера (калиброванного отверстия 11) вследствие дросселирования. Этот перепад давлений пропорционален квадрату потока РЖ (рабочей жидкости) через жиклер и не зависит от давления в нагнетательной магистрали. Создаваемое при этом усилие на клапане уравновешивается пружиной 15.

При повышении частоты вращения коленчатого вала двигателя увеличиваются подача насоса, скорость потока масла, при этом возрастает разность давлений на входе и выходе калиброванного отверстия 11 и на торцах перепускного клапана 13. При чрезмерном увеличении подачи масла в систему гидроусилителя перепускной клапан 13 смещается вправо, сжимает пружину 15 и сообщает полость нагнетания с бачком 18.

Внутри перепускного клапана есть седло 14 с установленным в нем предохранительным клапаном 16, который открывается при давлении масла 6,5-7,0 МПа и перепускает его из нагнетательного канала в бачок.

Для уменьшения уровня шума при работе насоса и снижения износа его деталей при большой частоте вращения коленчатого вала двигателя масло, перепускаемое клапаном 13, принудительно направляется обратно в полость корпуса насоса и в канал всасывания. Для этой цели служит коллектор 17, внутренний канал которого соединен с полостью бачка 18 сравнительно небольшим отверстием.

В работе гидроусилителей автомобилей ЗИЛ и КамАЗ много общего, но конструкция имеет некоторые особенности.

Насос гидроусилителя рулевого управления автомобилей КамАЗ (рис. 2.7) установлен в развале блока цилиндров. Шестерня привода 1 зафиксирована на валу 5 насоса. В роторе 38 насоса, размещенного внутри статора 37 на шлицованном конце вала, имеются девять пазов, в которых перемещаются пластины 35. В крышке 29 насоса расположены распределительный диск 34, перепускной клапан 33 в сборе с предохранительным клапаном 19. Перепускной клапан 33 ограничивает поступление масла в гидроусилитель при достижении заданной подачи насоса. Предохранительный клапан 19 находится внутри перепускного клапана, является резервным и срабатывает при давлении масла 8,5- 9,0 МПа /10/.

Рис. 2.7. Насос гидроусилителя рулевого управления

автомобилей КамАЗ:

1 – шестерня привода; 2 – гайка крепления шестерни; 3 – шплинт; 4, 15 – шайбы; 5 – вал насоса; 6 – сегментная шпонка ; 7, 10 - упорные кольца; 8 – шарикоподшипник; 9 – маслоотгонное кольцо; 11 - манжета; 12 – игольчатый подшипник; 13 – крышка заливной горловины; 14 – заливной фильтр; 16 – болт; 17, 36, 39 – уплотнительные кольца; 18 – труба фильтра; 19предохранительный клапан: 20 – крышка бачка с пружиной; 21, 28 – уплотнительные прокладки; 22 – бачок насоса; 23 – фильтрующий элемент; 24 – коллектор; 25 – трубка бачка; 26 – штуцер; 27 – прокладка коллектора; 29 – крышка насоса; 30 – пружина перепускного клапана; 31 – седло перепускного клапана; 32 - регулировочные шайбы; 33перепускной клапан в сборе с предохранительным клапаном; 34 – распределительный диск; 35 – пластина насоса; 37 – статор; 38 – ротор; 40 – корпус насоса; А, Б – дросселирующие отверстия; В – полость нагнетания; Г – радиальные отверстия; I – из системы; II – в систему

ШЕСТЕРЕННЫЕ НАСОСЫ

Шестеренные насосы относятся к роторно-вращательным ГМ (см. рис. 1.1). Шестеренный насос – это зубчатый насос с рабочими органами в виде шестерен, обеспечивающих герметичное замыкание рабочих камер и передачу вращающего момента с ведущего вала на ведомый. Шестеренные ГМ выполняют на базе двух или нескольких зубчатых колес с внешним (наружным) либо внутренним зацеплением.

 

4: 3; 8; 11; 18; 20; 21; 28; 32; 37; 39; 42; 48; 50; 54.

 

Рис. 3.6. Насос типа НШ32У

1, 4, 6, 7 - втулки; 2 -колесо (шестерня) зубчатое ведомое; 3 -колесо (шестерня) зубчатое ведущее; 5 уплотнение манжетное; 8 уплотнение специальное;

 

 

Рис. 3.7. Колесо зубчатое ведущее

 

 

 

Рис. 3.8. Уплотнения

 

 

Рис.3.9. Насос типа НШ 50-2

 

 

Рис. 3.10. Насос типа НШ 50-2

1 - вал-шестерня ведомая; 2 - втулка центрирующая; 3 - вал-шестерня ведущая; 4 - корпус; 5 - обойма поджимная; 6 - обойма подшипниковая; 7 - кольцо пружинное упорное; 8 - кольцо опорное; 9 - манжетное уплотнение; 10 - пластина; 11, 16 - манжеты торцевого уплотнения; 12 - платик; 13 - пробка транспортная; 14 - кольцо уплотнительное; 15 - крышка задняя; 17 - кольцо предохранительное; 18 - кольцо уплотнительное специальное; 19 - пластина опорная; 20 - манжета радиального уплотнения.

Рис. 3.11. Платик

Роторные насосы?

1. Это насосы возвратно-поступательного движения, содержащие статор, ротор и замыкатели, герметично соприкасающиеся со статором и ротором и разделяющие приемную камеру от нагнетающей.

2. Это насосы вращательного движения, содержащие статор, ротор и замыкатели, не герметично соприкасающиеся со статором и ротором и разделяющие приемную камеру от нагнетающей.

3. Это насосы возвратно-поступательного движения, содержащие статор, ротор и замыкатели, не герметично соприкасающиеся со статором и ротором и не разделяющие приемную камеру от нагнетающей.

4. Это насосы вращательного движения, содержащие статор, ротор и замыкатели, герметично соприкасающиеся со статором и ротором и разделяющие приемную камеру от нагнетающей.

В сообщающихся цилиндрах?

Где F и S – силы и площади цилиндров.

1. Будет одинаковым и определяется P = F1 / S1 = F2 / S2.

2. Будет разным и определяется P1 = F1 / S1 > Р2 = F2 / S2.

3. Будет разным и определяется P1 = F1 / S1 < Р2 = F2 / S2.

4. Будет одинаковым и определяется P = F1 ´ S1 = F2 ´ S2.

Закон Паскаля?

1. Давление, приложенное к телу, передается всем точкам этого тела и по всем направлениям одинаково.

2. Сила, приложенная к внешней поверхности жидкости, передается всем точкам этой жидкости и по всем направлениям одинаково.

3. Сила, приложенная к внешней поверхности жидкости, передается всем точкам этой жидкости и по всем направлениям неодинаково.

4. Давление, приложенное к внешней поверхности жидкости, передается всем точкам этой жидкости и по всем направлениям одинаково.

Чему равен 1 МПа?

1. 1,0 Н/м2. 2. 106 Н/м2. 3. 103Н/м2. 4. 0,1 Н/м2 .

Типы шестеренных насосов?

1. С внешним или внутренним зацеплением.

2. С внешним и внутренним зацеплением.

3. С коррегированным или некоррегированным зацеплением.

4. С коррегированным и некоррегированным зацеплением.

Шестеренные насосы?

1. До 10 бар. 2. До 15-20 бар.

3. До 10 МПа. 4. До 15-20 МПа.

Как уменьшают утечки

Шестеренных насосов?

1. Увеличением числа зубьев шестерен.

2. Уменьшением числа зубьев шестерен.

3. Увеличением модуля зубьев шестерен.

4. Уменьшением модуля зубьев шестерен.

Роторы шестеренных насосов?

1. Шестерни и боковые диски.

2. Валы, шестерни и боковые диски.

3. Валы и боковые диски. 4. Валы и шестерни.

С внутренним зацеплением?

1. В гидросистеме подъема кузова автомобиля КамАЗ.

2. В системе смазки двигателей автомобилей ВАЗ классической компоновки.

3. В системе смазки двигателей переднеприводных автомобилей ВАЗ.

4. В системе смазки двигателей автомобилей КамАЗ.

Гидроподжим дисков

шестеренных насосов на рис. 3.2 (с. 24)?

1. В камеры 10 боковых дисков 13 подводят РЖ под давлением Р2.

2. В камеры 9 боковых дисков 13 подводят РЖ под давлением Р2.

3. В камеры 9 боковых дисков 13 подводят РЖ под давлением Р1.

4. В камеры 10 боковых дисков 13 подводят РЖ под давлением Р1.

34. Работа шестеренного насоса на рис. 3.2, б (с. 24)?

1. Вы ходящие из зацепления зубья шестерен 1 и 8 создают разряжение, под действием атмосферного давления жидкость поступает в полость Н насоса и по периферии во впадинах между зубьями переносится в полость В и вытесняется в линию Р1.

2. Входящие в зацепление зубья шестерен 1 и 8 создают разряжение, под действием атмосферного давления жидкость поступает в полость Н насоса, между зубьями переносится в полость В и вытесняется в линию Р2.

3. Вы ходящие из зацепления зубья шестерен 1 и 8 создают разряжение, под действием атмосферного давления жидкость поступает в полость Н насоса и по периферии во впадинах между зубьями переносится в полость В и вытесняется в линию Р2.

4. Входящие в зацепления зубья шестерен 1 и 8 создают давление, под действием давления жидкость поступает в полость Н насоса, между зубьями переносится в полость В и вытесняется в линию Р1.

35. Работа шестеренного насоса на рис. 3.5 (с. 32)?

1. РЖ поступает из окна 1 и во впадинах между зубьями обеих шестерен переносится по зацеплению в верхней части насоса к окну 3.

2. РЖ поступает из окна 1 и во впадинах между зубьями обеих шестерен переносится по серповидному уплотняющему элементу к окну 3.

3. РЖ поступает из окна 3 и во впадинах между зубьями обеих шестерен переносится по зацеплению в верхней части насоса к окну 1.

4. РЖ поступает из окна 3 и во впадинах между зубьями обеих шестерен переносится по серповидному уплотняющему элементу к окну 1.

Шестеренных насосов?

1. 0,75-0,85; 0,85-0,95. 2. 0,85-0,95; 0,75-0,85.

3. 0,80-0,90; 0,93-0,98. 4. 0,93-0,98; 0,80-0,90.

39. Условие передачи энергии (при отсутствии сил трения)?

1. N = Р Q = F1 V1 = F2 V2, 2. N = F2 V2 = Р Q = F1 V1,

3. N = F2 V2=F1 V1 = Р Q, 4. N = F1 V1 = Р Q = F2 V2,

Группы роторных насосов?

1. Роторно-вращательные и роторно-поступательные.

2. Возвратно-поступательные и роторно-поступательные.

3. Возвратно-вращательные и роторно-поступательные.

4. Возвратно-роторные и роторно-поступательные.

Работа роторных насосов?

1. Взаимодействие рабочего органа с РЖ происходит в неподвижных рабочих камерах, которые попеременно соединяются с полостями всасывания и нагнетания, это позволяет исключить из конструкции насосов клапаны.

2. Взаимодействие рабочего органа с РЖ происходит в подвижных рабочих камерах, которые постоянно соединяются с полостями всасывания и нагнетания, это позволяет исключить из конструкции насосов клапаны.

3. Взаимодействие рабочего органа с РЖ происходит в подвижных рабочих камерах, которые попеременно соединяются с полостями всасывания и нагнетания, это позволяет исключить из конструкции насосов клапаны.

4. Взаимодействие рабочего органа с РЖ происходит в неподвижных рабочих камерах, которые попеременно соединяются с полостями всасывания и нагнетания, это требует применения клапанов.

Типы пластинчатых насосов?

1. Однократного, двукратного и неоднократного действия.

2. Однократного, двукратного и трехкратного действия.

3. Однократного, двукратного и многократного действия.

4. Однократного, двукратного и четырехкратного действия.

Частоты вращения и КПД

Однократного действия?

Нет. 2. а, б. 3. а. 4. б.

Рис. 1

53. Рабочие камеры на рис. 1?

1. Объемы 1 и 3, ограниченные соседними пластинами, а также поверхностями ротора 4 и статора 6.

2. Объемы 1 и 3, ограниченные соседними пластинами, а также поверхностями ротора 6 и статора 4.

3. Объемы 8 под пластинами.

4. Объемы 8 под пластинами, а также объемы 1 и 3, ограниченные соседними пластинами, а также поверхностями ротора 4 и статора 6.

54. Как на рис.1 обеспечивается герметичность рабочих камер?

1. Пружинами 8, в некоторых конструкциях за счет давления жидкости между пластинами.

2. За счет давления жидкости под пластинами в пазах 7.

3. Центробежными силами, в некоторых конструкциях за счет давления жидкости под пластинами в пазах 7.

4. Пружинами 8, в некоторых конструкциях за счет давления жидкости под пластинами в пазах 7.

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Атлас конструкций гидромашин и гидропередач: Учебн. пособие для студентов машиностроительных специальностей вузов/Б.М.Бим-Бад и др. – М.: Машиностроение, 1990. – 136 с. и Инфра-М, 2004.

2. Вахламов В.К. Автомобили: Основы конструкции. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 528 с.

3. Гейер В.Г. и др. Гидравлика и гидропривод М.: Недра, 1991. – 331 с.

4. Гидравлика, гидромашины и гидропневмопривод: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. С.П.Стесина. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с.

5. Гидравлика, гидромашины и гидропривод: М.: Машиностроение, 1982. – 423 с.

6. Касьянов В.М. Гидромашины и компрессоры. – М.: Недра, 1981. – 295 с.

7. Лабораторный курс гидравлики, насосов и гидропередач. Учеб. пособие для машиностроит. вузов. Под ред. С.С.Руднева и Л.Г.Подвиза. – М.: Машиностроение, 1974. – 416 с.

8. Лепешкин А.В.,Михайлин А.А. Гидравлические и пневматические системы / Под ред. Ю.А.Беленкова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 336 с.

9. Насосы и компрессоры. / С.А.Абдурашитов и др. – М.: Недра, 1974. – 296с.

10. Тур Е.Я., и др.Устройство автомобиля. – М.: Машиностроение, 1990. – 352 с.

 

Некрасов Владимир Иванович

 

ПЛАСТИНЧАТЫЕ И ШЕСТЕРЕННЫЕ

ГИДРОМАШИНЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ и ТЕСТЫ

к лабораторной и практической работам по дисциплинам:

“Гидравлические и пневматические системы”

“Гидравлические машины ” и “Гидромашины и компрессоры”

для студентов специальностей 190601 АТХ,

190603 СТЭ и 130602 МОП

очной, заочной и заочной сокращенной форм обучения

 

Сургут 2012 г.

Утверждено учебно-методической комиссией

Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

Сургутского института нефти и газа (филиала)

Тюменского государственного нефтегазового

университета

 

Составил: доцент, канд. техн. наук Некрасов В.И.

Оформление: ст. лаборант Песчанская М.А.

 

Сургутский институт нефти и газа (филиал)

Тюменский государственный нефтегазовый университет,

2012 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

1. ГИДРОМАШИНЫ 5

1.1. Объемные гидромашины 5

1.2.Роторные гидромашины 6

2. Пластинчатые насосы 8

2.1. Пластинчатые насосы однократного действия 9 2.2. Пластинчатые насосы двукратного действия 13

2.3. Пластинчатые насосы гидроусилителей

рулевого управления 18

3. Шестеренные насосы22

3.1. Шестеренные насосы с наружным зацеплением 22

3.2. Шестеренные насосы с внутренним зацеплением 32

3.3. Шестеренные насосы НШ32У, НШ46У и НШ50-2 33

4. Практическая работа «Шестеренный насос» 42

5. Тесты 43

Литература 55

АББРЕВИАТУРЫ:

ГМ -гидромашина;

ГП -гидропривод;

ДВС -двигатель внутреннего сгорания;

НТС -наземная транспортная система

НШ - насос шестеренный;

ОГМ -объемная гидромашина;

ОГП -объемныйгидропривод;

РЖ -рабочая жидкость;

СДМ -строительные и дорожные машины;

ТТМ – транспортные и технологические машины

 

ВВЕДЕНИЕ

В различных техпроцессах нефтяной и газовой промышленности применяется разнообразное оборудование, различающееся по принципу действия, конструктивному исполнению, приводам и характеристикам перекачиваемой жидкости. Оно используется при добыче, сборе, подготовке и транспортировке продукции нефтяных скважин, магистральном транспорте нефти, процессах повышения нефтеотдачи пластов, поддержании пластового давления и водоснабжении и т.д.

Перед выполнением лабораторных работ студенты усваивают инструктаж по технике безопасности с отметкой о знании правил в специальном журнале.

Целью лабораторных работ являются расширение и закрепления объема знаний, полученных на лекциях и при самостоятельной работе студентов.

Перед каждым занятием студент должен проработать по конспектам лекций и рекомендованной литературе объем материала, необходимый для успешного выполнения работы. Подготовка студентов к занятиям проверяется с помощью тестов и при индивидуальном собеседовании с преподавателем.

Не подготовленные студенты к лабораторным занятиям не допускаются.

При выполнении лабораторной работы необходимо изучить разделы методического указания по заданной теме, проработать разделы рекомендованной литературы. Помимо литературы надо пользоваться плакатами, схемами, макетами, разрезами натурных узлов и агрегатов.

Требуется знать расположения изучаемого узла и агрегата (гидромашины) на техническом объекте, например, насосной или компрессорной станции, ТТМ ( транспортные и технологические машины), НТС (наземной транспортной системы, в том числе на автомобиле), его связь с другими узлами, агрегатами и системами, влияние на технический объект в целом.

По каждой работе студент отчитывается перед преподавателем за выполненную работу.

ГИДРОМАШИНЫ

 

Основными элементами гидросистем являются ГМ (гидромашины). ГМ – это устройство, создающее или использующее поток РЖ (рабочей жидкости).

ГМ -к ним относятся насосы и гидродвигатели, которых может быть несколько, они служат для преобразования механической энергии в энергию перемещаемой жидкости (насосы) или для преобразования гидравлической энергии потока в механическую энергию (гидравлические двигателигидромоторы).

Все ГМ по принципу действия делятся на два основных типа: динамические и объемные.

Динамическая ГМ – в ней взаимодействие ее рабочего органа с РЖ происходит в проточной полости, постоянно сообщенной с входом и выходом ГМ. Для рабочего процесса динамической ГМ характерны высокие скорости движения ее рабочих органов в РЖ.

 

Объемные гидромашины



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.97.157 (0.207 с.)