Волго-Вятский экономический район 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Волго-Вятский экономический район



Район обладает выгодным географическим положением с точки зрения расположения межрегиональных железнодорожных и автомобильных магистралей в долинах Волги и Оки. В межрайонном территориальном разделении труда данный регион выделяется как производитель машиностроительной, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной продукции.

Природно-ресурсный потенциал. Волго-Вятский экономический район имеет значительные запасы лесных ресурсов. Лесопокрытая площадь составляет 50% его территории. Основные лесные массивы расположены в Нижегородской и Кировской областях. В составе лесов преобладают хвойные породы: ель, сосна, пихта. В процессе длительной эксплуатации лесосырьевые ресурсы значительно истощены и вывозка древесины сокращается.

Среди других европейских районов России Волго-Вятский имеет высокую обеспеченность водными ресурсами. Главными источниками являются Волга и ее притоки.

Климат умеренно континентальный с довольно теплым летом и умеренно суровой зимой. Почвы подзолистые, требующие обогащения, к югу от Волги преобладают плодородные серые лесные, деградированные и выщелоченные черноземные почвы. Почвенно-климатические условия в целом благоприятны для развития сельского хозяйства.

На территории района имеются залежи фосфоритов, приуроченные к Волго-Камскому месторождению в Кировской области, запасы которого оцениваются в 20% общероссийских. Залежи торфа находятся в Кировской и Нижегородской областях, Республике Марий Эл.

Экономический район имеет достаточно крупные ресурсы сырья для производства строительных материалов: гипс, глины, доломиты, цементное сырье, стекольные пески, строительный камень.

Население и трудовые ресурсы. Средняя плотность населения - 29,1 человек на 1 кв. км. Территория района заселена неравномерно, например в Чувашской Республике она составляет 69,9, а в Кировской области - 11,6 человека на 1 кв. км. Индустриализация района и высокий отток населения из сельской местности способствовали его урбанизации. Крупнейшей городской агломерацией является Нижегородская, включающая Нижний Новгород и города-спутники, примыкающие к нему: Дзержинск, Бор, Кстово и др.

Население района многонационально. Большую часть его представляют русские, чуваши, мордва, марийцы и татары. Наблюдается избыток трудовых ресурсов.

Размещение и развитие основных отраслей экономики. Волго-Вятский район представляет собой крупный индустриальный комплекс с развитой многоотраслевой промышленностью. Однако негативные последствия реформирования экономики привели к снижению объемов промышленного производства, показателей жизненного уровня населения, нарушению хозяйственных связей.

Основной отраслью специализации района является машиностроение и металлообработка. На общероссийский рынок поставляются автомобили, суда, станки, двигатели, приборы, электротехническое и электронное оборудование. Особенно развито в районе транспортное машиностроение, чему способствовало наличие квалифицированных кадров и научно-производственной базы.

Здесь находится «Холдинг ГАЗ», в деятельности которого выделены семь направлений (дивизионов): дивизион «Легкие коммерческие и легковые автомобили» - ОАО «ГАЗ»; дивизион «Автобусы» - Павловский автобусный завод (ПАЗ), Ликинский автобусный завод (ЛиАЗ), Голицинский автобусный завод (ГолАЗ), Курганский автобусный завод (КАВЗ), Канашский автоагрегатный завод (КААЗ); дивизион «Грузовые автомобили» - автомобильный завод «Урал» (УралАЗ), Саранский завод автосамосвалов; дивизион «Спецтехника»; дивизион «Силовые агрегаты»; дивизион «Автокомпоненты»; ООО «Технопарк».

В Волго-Вятском регионе развито судостроение. Ведущим в стране является предприятие «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде, выпускающее суда на подводных крыльях, современные пассажирские теплоходы, речные ледоколы, морские железнодорожные паромы. Предприятия судостроения расположены также в городах Нижегородской области.

В 2004 г. создана группа компаний «Морские и нефтегазовые проекты» (МНП), которая осуществляет управление проектами в области судостроения. Состав группы имеет три взаимосвязанных направления: судостроение - завод «Красное Сормово», проектирование судов - Волго-Каспийское проектно-конструкторское бюро, машиностроение - ООО «Сормовское машиностроение».

Предприятия электротехнической промышленности находятся в столицах республик: Саранске (завод «Электровыпрямитель» и предприятие по производству кабельных изделий) и Чебоксарах (электроаппаратный завод). Межрегиональное значение имеют станкостроение и инструментальное производство.

Среди предприятий сельскохозяйственного машиностроения выделяется Чебоксарский тракторный завод (ОАО «Промтрактор»).

Машиностроение ориентируется на привозной металл. Проблема с его обеспечением решается за счет поставок из Казахстана, Западной Сибири и Урала.

Химическая и нефтехимическая промышленность использует как местное, так и привозное сырье. Предприятия химической промышленности выпускают широкий ассортимент продукции, в том числе аммиак, каустическую соду, синтетические смолы, пластмассы. Среди центров химической промышленности выделяется г. Дзержинск, где сформировался крупнейший химический комплекс по выпуску полимерных материалов. В городах Кирове, Саранске, Чебоксарах получила развитие шинная и резинотехническая промышленность, тесно связанная с автомобилестроением.

Одной из важнейших отраслей рыночной специализации является лесная промышленность, ориентирующаяся на местную сырьевую базу. Ее развитие имеет большое значение для прилегающих районов, особенно для Поволжья, не располагающего промышленными запасами древесины. Основные заготовки леса ведутся в Кировской и Нижегородской областях.

В топливно-энергетическом балансе региона значительный удельный вес занимали дорогостоящие угли, поступающие из Печоры и Кузбасса. Однако в структуре баланса произошли изменения в связи с вводом в эксплуатацию Нижегородского нефтеперерабатывающего завода и поступлением газа из Уренгоя.

Основная часть электроэнергии вырабатывается тепловыми электростанциями небольшой мощности. На территории района функционируют две крупные ГЭС - Чебоксарская и Нижегородская.

Регион имеет развитую базу строительного комплекса. Предприятия по производству строительных материалов размещены главным образом в Нижегородской области и Республике Мордовия.

Агропромышленный комплекс Волго-Вятского района располагает значительным потенциалом. Регион специализируется на молочно-мясном животноводстве, зерновом растениеводстве, выращивании картофеля и льна.

Транспорт и экономические связи. Волго-Вятский район располагает всеми видами транспорта. Наибольшее значение имеет железнодорожный транспорт, на долю которого приходится свыше 50% всех межрайонных перевозок. В структуре грузоперевозок значительный удельный вес занимают топливо, особенно уголь, а также черные металлы и сырье для химической промышленности.

Географическое положение Волго-Вятского региона, расположенного на Волжской речной магистрали с ее разветвленными судоходными притоками (Ока, Вятка и др.), создает благоприятные условия для развития речного транспорта и тесного взаимодействия его с железнодорожным. Нижегородский воднотранспортный узел является по речному грузообороту крупнейшим в России.

Имеющаяся сеть газопроводов позволяет транспортировать природный газ из Западной Сибири и Поволжья.

Преобладание продукции отраслей обрабатывающей промышленности предопределило превышение ввоза продукции над вывозом.

Среднее Поволжье

Среднее Поволжье занимает южную часть Приволжского федерального округа, к которой относятся Республика Татарстан, Самарская, Саратовская, Ульяновская и Пензенская области, и представляет собой экономически развитую и плотно заселенную территорию. Район имеет благоприятное географическое и транспортное положение, развитую сеть железных дорог, автомагистралей общего использования с твердым покрытием и водного транспорта.

Основными отраслями специализации Поволжья являются машиностроение (особенно автомобилестроение), нефтяная и нефтеперерабатывающая, газовая и химическая промышленность. В районе производятся синтетический каучук, синтетические смолы, пластмассы и волокна.

Природно-ресурсный потенциал. Этот район располагает значительными запасами минерального сырья. Основными полезными ископаемыми являются нефть и газ. Крупнейшие месторождения находятся в Татарстане (Ромашкинское, Альметьевское, Елабужское, Бавлинское, Первомайское и др.). Имеются ресурсы нефти в Самарской (Мухановское месторождение) и Саратовской областях. Основные месторождения газа находятся в Саратовской области (Курдюмо-Елшанское и Степановское).

Население и трудовые ресурсы. Наиболее густо заселены территории долины Волги в Самарской, Ульяновской областях и Татарстане. При преобладающем большинстве русских значительный удельный вес в структуре населения занимают татары и калмыки. Для населения Поволжья характерна высокая его концентрация в областных центрах и столице Татарстана Казани. Численность жителей Казани и Самары превышает 1 млн человек.

Трудовые ресурсы Поволжья имеют высокую квалификацию. В промышленных центрах ведутся научные исследования как фундаментального, так и прикладного характера.

Размещение и развитие основных отраслей экономики. Особенность структуры хозяйства заключается в наличии уже сложившихся межотраслевых комплексов. Среди них ведущая роль принадлежит машиностроительному, в котором занята большая часть трудовых ресурсов и который занимает первое место в Поволжье по объему производства. Особенно выделяется транспортное машиностроение, а из его подотраслей - автомобилестроение. Крупный автомобильный комплекс «КамАЗ», расположенный в Нижнекамском районе Татарстана, включает целую группу заводов. В группу компаний «КамАЗ» входят 96 предприятий, включая ОАО «Туймазинский завод автобетоновозов», ОАО «НЕФАЗ» (г. Нефтекамск) и ОАО «Автоприцеп-КамАЗ» (г. Ставрополь). Центром автомобилестроения является г. Тольятти (Самарская область), где размещается ОАО «АвтоВАЗ», выпускающий легковые автомобили. Грузовые автомобили малого класса и полноприводные микроавтобусы производит автомобильный завод ОАО «УАЗ», расположенный в г. Ульяновске. Предприятиями, входящими в группу компаний «СОЛЛЕРС» (SOLLERS-Елабуга, SOLLERS-Набережные Челны, ОАО «Ульяновский автомобильный завод», ОАО «Заволжский моторный завод» и др.), осуществляется выпуск автомобилей «Fiat», грузовых автомобилей «ISUZU», внедорожников «Ssang Yong».

Завод по производству троллейбусов размещен в Энгельсе (ЗАО «Тролза»).

Крупными центрами авиастроения являются Самара (авиационный завод АО «Авиакор», выпускающий самолеты «Ту», космические ракеты и аппараты) и Саратов (производство самолетов «Як»).

Центры точного машиностроения расположены в Казани, Пензе, Ульяновске. Заводы сельскохозяйственного машиностроения работают в Саратове, Сызрани, Каменке (Пензенская область). По разнообразию машиностроительной продукции Поволжье уступает только Центральному району.

В районе сформировался нефтегазохимический комплекс. Нефтеперерабатывающие заводы размещаются в Самарской, Саратовской областях. Центры нефтехимии находятся в Новокуйбышевске (Самарская область) и Нижнекамске (Татарстан).

Электроэнергетические ресурсы района вырабатываются Жигулевской, Саратовской, Волжской гидроэлектростанциями. В районе действуют также тепловые электростанции - Кармановская ГРЭС, Заикинская ГРЭС, ряд крупных ТЭЦ.

Отраслью рыночной специализации Поволжья является производство строительных материалов, особенно цемента.

В Поволжье развивается легкая промышленность. В Казани расположен крупнейший меховой комбинат, в Ульяновске и Пензе предприятия шерстяной промышленности.

Агропромышленный комплекс имеет всероссийское значение. Район занимает ведущее место в стране по производству зерна, в том числе пшеницы, а также риса, бахчевых культур, овощей, горчицы, мяса. Поволжье также является производителем подсолнечника, молока, шерсти. Сельское хозяйство характеризуется высокой эффективностью, что связано с весьма благоприятными природными условиями.

В АПК Поволжья выделяются отрасли рыночной специализации пищевой промышленности: мукомольно-крупяная, маслобойная, мясная и рыбная.

Транспорт и экономические связи. Поволжье располагает развитой транспортной сетью, которая обеспечивает грузопотоки большой мощности.

Основную роль играет железнодорожный транспорт. В районе развиты и другие виды транспорта: речной, автомобильный, авиационный, трубопроводный. Нефтепроводы и газопроводы соединяют Поволжье со многими районами страны и с государствами Восточной и Западной Европы.

Из Поволжья вывозятся сырая нефть и нефтепродукты, газ, электроэнергия, цемент, тракторы, автомобили, самолеты, станки и механизмы, рыба, зерно и т.д. Ввозятся лес, минеральные удобрения, машины и оборудование, продукция легкой промышленности.

КПриволжскому федеральному округу относятся некоторые регионы Урала: Республики Башкортостан и Удмуртская, Оренбургская область, Пермский край (образован в 2005 г. на основе объединения Коми-Пермяцкого автономного округа и Пермской области).

Отраслями рыночной специализации Уральского экономического района являются химическая и нефтехимическая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, машиностроение, черная и цветная металлургия.

Природно-ресурсный потенциал. Природные ресурсы Урала отличаются большим разнообразием и оказывают огромное влияние на его специализацию и уровень развития. Регионы Урала обладают минерально-сырьевыми и топливными ресурсами. Запасы некоторых видов минеральных ресурсов (медных руд, асбеста, калийных солей) имеют мировое значение.

Месторождения нефти сосредоточены в основном в Башкортостане, Пермском крае и Оренбургской области, Удмуртии; природный газ содержится в Оренбургском газоконденсатном месторождении, которое является крупнейшим в европейской части страны.

Основные угольные базы экономического района - Кизеловский каменноугольный и Южно-Уральский буроугольные бассейны. Уголь залегает близко к поверхности и добывается в ряде районов открытым способом. Многие угольные месторождения истощены. Урал имеет большие запасы медных, цинковых, никелевых руд. Здесь сосредоточены крупные ресурсы калийных и поваренных солей, расположен один из самых больших соленосных бассейнов - Верхнекамский. Следует отметить также Илецкое месторождение поваренной соли в Оренбургской области.

Значительны лесные ресурсы района. Урал входит в многолесную зону страны, по лесистости (свыше 40%) он уступает только Сибири, Дальнему Востоку и северу европейской части страны. Преобладают хвойные леса. Основная часть лесных ресурсов расположена в Пермском крае.

Многие регионы Урала недостаточно обеспечены водными ресурсами.

Условия для сельскохозяйственного производства более благоприятны в южной части Урала (Оренбургская область).

Население и трудовые ресурсы. Крупнейшими городами являются Уфа и Пермь. Вокруг этих городов сформировались крупнейшие городские агломерации.

Регионы имеют сложный национальный состав. В Башкортостане доля башкир и татар составляет 50,3%, в Удмуртии доля удмуртов - 30,9%. Плотность населения превышает общероссийскую.

Трудовые ресурсы отличаются высокой общеобразовательной и профессиональной подготовкой.

Размещение и развитие основных отраслей экономики. Топливно-энергетический комплекс обеспечивает функционирование всех отраслей хозяйства. Его основу составляет Оренбургское газоконденсатное месторождение, на базе которого сформировался ТПК.

Основу энергетики района составляет теплоэнергетика, базирующаяся на угле, природном и попутном газе. Развита и гидроэнергетика. Самые крупные - Боткинская и Камская ГЭС построены на Каме, имеется также несколько меньших по мощности гидроэлектростанций.

Машиностроение Урала занимает ведущее место в структуре промышленного производства. Здесь развиты тяжелое машиностроение (производство горно-металлургического, химического и нефтехимического оборудования), энергетическое (производство турбин, паровых котлов и др.), транспортное, сельскохозяйственное машиностроение, тракторостроение. Многие производства являются металлоемкими, поэтому машиностроение тесно связано с металлургией. Основные центры тяжелого машиностроения - Пермь (горно-шахтное машиностроение), Уфа (горное оборудование), Александровск в Пермском крае (горно-шахтное оборудование) и др. Оборудование для нефтяной и газовой промышленности производится в Салавате (Республика Башкортостан), Бузулуке (Оренбургская область), Краснокамске (Пермский край) и др.

В Перми создано производство навигационного оборудования и средств связи (ОАО «Пермская приборостроительная компания», ОАО «Пермский телефонный завод «Телта»). Предприятия электронного машиностроения построены в Перми и Пермском крае.

Химическая промышленность обладает мощной сырьевой базой, используются нефть, попутные нефтяные газы, уголь, соли, серный колчедан, отходы черной и цветной металлургии, лесной промышленности. Химическая промышленность производит минеральные удобрения, синтетические смолы и пластмассы, синтетический каучук, соду, серную кислоту и др. Урал одновременно является и крупным потребителем продукции химической промышленности. Калийные удобрения вырабатываются в районе добычи сырья (Верхнекамский соленосный бассейн). Основными центрами этой отрасли являются Березники и Соликамск (Пермский край).

Специализация сельского хозяйства Урала - зерно (яровая пшеница, рожь, овес) и продукция животноводства (молоко, мясо, шерсть). Наиболее развито сельское хозяйство в Башкортостане и Оренбургской области.

Транспорт и экономические связи. Преобладает железнодорожный транспорт. Магистрали пересекают Урал в основном в широтном направлении, они осуществляют экономические связи с восточными районами. Автомобильный транспорт имеет большое значение для внутрирайонных перевозок различных грузов. Недостаточны протяженность и качество автомобильных дорог с твердым покрытием.

Основные проблемы и перспективы развития. Почти вся территория Урала подвержена мощной антропогенной нагрузке. Особенно негативное влияние на состояние окружающей среды в районе оказывают горнодобывающая промышленность, черная и цветная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, тепло- и гидроэнергетика, лесозаготовки.

Уральский федеральный округ

 

Административно-территориальный состав: Курганская, Свердловская, Тюменская, Челябинская области; Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Территория - 1,82 млн кв. км. Население более 12 млн человек. Административный центр г. Екатеринбург.

В Уральском федеральном округе развиты нефтяная и газовая промышленность, черная и цветная металлургия, машиностроение, химическая, лесная и деревообрабатывающая отрасли.

Округ специализируется на добыче топливно-энергетических полезных ископаемых, металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий.

По размещению производительных сил территория округа разделяется на восточную часть Уральского экономического района и Тюменскую область, относящуюся к Западно-Сибирскому экономическому району.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 1473; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.125 (0.043 с.)