Упражнение 9. Гармоничная группа из четырех цветов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение 9. Гармоничная группа из четырех цветов



Требования

Материал: бумага, гуашь.

Размер: А 4 (формальная композиция)

Техника исполнения: свободная композиция или аппликация

Характеристика и рекомендации

Гармоничную группу из четырех цветов по кругу образуют: аналогичная триада с цветом, дополнительным к среднему члену триады; две пары предельно-контрастных цветов; классическая триада с одним дополнительным цветом.

Основными требованиями являются:

1. Ориентировка на структурные связи между элементами композиции и создание внутренней напряженности за счет членения плоскости листа линиями (пересекающимися или врезающимися друг в друга) на сложные по конфигурации части.

2. Построение композиции в цвете в соответствии с понятием эмоционального стимула, ассоциативности.

3. Создание драматизма, выраженного за счет контраста крупных цветовых пятен, силуэта и тонких линий (прямых, изогнутых, ломанных), сочетания прямых и кривых элементов, пересечения плоскостей в пространстве.

4. Использование способа оверлэппинга в целях модификации (видоизменения, преобразования) и трансформации имеющихся форм, создания иллюзии глубины (пространственной удаленности предметов).

5. Композиция должна отражать настроение и мысль автора (развитие движения с помощью чередования элементов, создание иллюзии глубины и т.д.).

Работа над колористической композицией должна проходить в три этапа:

1. Идейно-содержательный и композиционный анализ.

2. Пластический анализ.

3. Колористический анализ.

Последовательность процедур анализа должна соответствовать главному методическому принципу «от общего – к частному». В анализе также необходимо максимально полно использовать понятийный аппарат по колористике, основные ее законы и принципы.

По ходу выполнения критического анализа собственной творческой работы не исключается возможность использования разного рода метафор, эпитетов, чувственных аналогий и образных ассоциаций для более точного отображения специфики того или иного качества, свойства или состояния, отраженного в композиции.

Частичное совпадение или наложение («оверлэппинг») является одним из способов отклонения от зрительного представления, лежащего в основе восприятия данного предмета. Частичное совпадение имеет место, когда одна деталь до некоторой степени скрывает другую деталь, которая находится за ней или расположена внутри одного предмета (либо одновременно в нескольких предметах). В этом случае необходимыми условиями адекватного восприятия являются те детали, которые, соприкасаясь друг с другом в одной плоскости, в силу законов их проекции воспринимаются: а) либо как не связанные друг с другом; б) либо как расположенные в различных плоскостях. Поскольку оверлэппинг обладает свойством упразднять части зрительно воспринимаемого объекта, сохраняя при этом целостность последнего, он тем самым является желанным средством для художников, стремящихся показать физическую целостность предметов.

При создании композиции можно использовать: а) диагональную направленность элементов; б) движение по спирали; г) пересечение плоскостей в пространстве.

Помните, что интересные результаты получаются тогда, когда одному из цветов отводится главная роль, а остальные используются в небольших количествах - лишь для того, чтобы подчеркнуть качества главного цвета. Подчёркивая какой-то один цвет, мы усиливаем общую выразительность работы.

Для выгодного выделения композиционного центра можно воспользоваться приемом, когда объединяют главные элементы в единое целое (светлые со светлыми, теплые с теплыми, темные с темными), укрупняя или уменьшая, упрощая формы, приближая их к конфигурации в форме квадрата, круга или треугольника.

В композиции конфигурации пятен могут быть овальными, остроугольными, прямоугольными или в сочетании. Чем сложнее и разнообразнее комбинации этих форм, тем интереснее и выразительнее смотрится картинная плоскость. Кроме того, ритмику можно разнообразить вертикальными, горизонтальными и диагональными структурами.

Все формы могут быть отнесены к четырем основным:

Квадрат – законченная, устойчивая форма, готовая выражать утверждающие образы. При определенных условиях – тяжелая форма, которой чуждо движение.

Треугольник – активная форма, развивающаяся на плоскости и в пространстве, несущая в себе потенциальные возможности движения. Может выражать или вызывать агрессивные образы. В положении вершиной вверх она устойчива, вершиной вниз – сверхнеустойчива. В ней выражена борьба противоположностей.

Круг. В этой форме более чем в какой-либо другой выражена идея природы, Земли, мироздания. Поэтому такие понятия, как «добро», жизнь «счастье», в наибольшей степени ассоциируются у человека с формой круга или его производными.

Форма «Амебы». Ее текучесть выражает неустойчивые по характеру образы: романтичность, меланхолия, пессимизм

Линиям также свойственно выражение образа: замкнутая линия, ограничивающая силуэт пятна, зависит от восприятия формы этого пятна; линии, строящиеся на округлых кривых, ближе к образам круга, эллипса и других подобных форм; угловатые ломаные линии напоминают треугольник. В линии всегда заложено больше движения, нежели в пятне, поскольку здесь сказывается его оптическая весомость. Движение может быть стремительным, направленным или медленным, менее целенаправленным, хаотичным, тем самым формирующим различные образы. Одна линия – это один уровень ощущений, несколько повторяющихся линий увеличивают воздействие. Разные по характеру линии обогащают восприятие, усложняют образ.

При распределении количества пятен (форм) на плоскости, несущих изобразительную нагрузку, следует помнить о том, что желательно их нечетное количество: 1, 3, 5, 7 и т.д. При выделении «центра» художники обычно сосредотачивают основную нагрузку не в центре, а несколько сдвигают влево. Взгляд зрителя движется слева направо, и слева для движения глаза нужно оставить большее количество пространства.

Чем меньше расстояние между элементами, тем меньше они могут быть по площади. «Вес» фигуры значительно возрастает при ее активном одиночестве на фоне.

Одновременное применение фактуры и цвета требует тщательной продуманности первостепенной роли того или иного средства. При сочетании нескольких фактур нужно отдать предпочтение наиболее выразительной. Следует знать, что графическая фактура как бы сдвигает элементы, таким образом, нужна корректировка их месторасположения. Для «веса» формы большое значение имеет цвет и фактура. «Теплые» цвета тяжелее, чем «холодные», сильнонасыщенные и фактурные цвета – тяжелее малонасыщенных и гладких. В работе над объемной композицией для утяжеления какой-либо части объема можно укрупнить ее по форме, изменить степень проработки, активно развить движение в утяжеляемую часть, применить более грубую фактуру, использовать более темный цвет.

Задание: Используя любую гармоничную группу из четырех цветов, постройте свободную композицию, обогащая оттенками выбранный цветов различной насыщенности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.203.172 (0.007 с.)