Общий порядок исполнения налоговой обязанности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общий порядок исполнения налоговой обязанности



 

Исполнение налоговой обязанности по своему содержанию означает юридически значимые действия налогоплательщика по формированию налогооблагаемой базы, расчету налога, налоговому декларированию и перечислению его в бюджетную систему РФ.

Исполнение налоговой обязанности признается соответствующей законодательству в случае, если налогоплательщик своевременно, самостоятельно, в полном объеме уплатил налог (сбор).

При этом своевременной уплатой считается уплата налога (сбора) до истечения соответствующего срока, предусмотренного законодательством.

Под самостоятельным исполнением налоговой обязанности понимается уплата налога за счет собственных средств лично, либо через законного или уполномоченного представителя. При этом уплата налога поручителем вместо налогоплательщика не допускается в соответствии со ст.74 Налогового кодекса РФ.

Обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк платежного поручения на уплату налога при наличии денежных средств на счете налогоплательщика.

При уплате налога наличными денежными средствами исполнение обязанности признается с момента внесения денежной суммы в банк или кассу органов муниципальных образований.

В случае, если налогоплательщик самостоятельно отзовет платежные поручения или оно будет возвращено банком по какой-то причине, налог не признается уплаченным. Отсутствие денежных средств на счете налогоплательщика также является причиной неуплаты налога.

Что касается обязанности по уплате налога налоговым агентом, то его обязанность считается исполненной с момента удержания суммы налога с налогоплательщика независимо от того, перечислил ли он эту сумму налога в бюджетную систему РФ или нет.

Исполнение налоговой обязанности физическими лицами значительно отличается от порядка, предусмотренного для организации, за исключением индивидуальных предпринимателей.

Физические лица практически освобождены от исчисления налога, поскольку оно осуществляется налоговыми агентами или налоговыми органами.

Обязанность по уплате налога исполняется в валюте РФ за исключением нерезидентов, а также в отдельных случаях при уплате таможенных пошлин.

При уплате налогов в бюджетную систему РФ должно соблюдаться направление платежа на соответствующий счет Федерального казначейства в соответствии с правилами заполнения платежных поручений. Данные правила устанавливаются Минфином РФ по согласованию с Центральным банком РФ.

Налоговый орган вправе требовать от банка копию поручения налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, оформленного налогоплательщиком на бумажном носителе, данная копия представляется банком в течение пяти дней со дня получения требования налогового органа.

В случае неуплаты налога в срок или уплаты его в неполном объеме возникает недоимка, наличие которой является основанием для принудительного взыскания с налогоплательщика соответствующих денежных сумм налоговым органом. При этом налогоплательщику сначала направляется письменное извещение о неуплаченной сумме налога и соответствующей пени. Данное извещение называется Требованием об уплате налогов и сборов.

Требование по уплате налога направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога и в десятидневный срок после решения налогового органа по результатам налоговой проверки. Требование вручается налогоплательщику лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

Если лица уклоняются от получения требования, то оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Аналогичный порядок предъявления требований предусмотрен и в отношении налоговых агентов.

Определенные обязанности исполнения налоговой обязанности предусмотрены для ликвидируемых организаций. Задолженность по налогам у ликвидируемой организации погашается в четвертую очередь, что регламентируется ст.64 ГК РФ после удовлетворения требований граждан по регрессным искам, выплаты выходных пособий и требований кредитов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемой организации.

В случае, если денежных средств и средств, полученных от реализации имущества ликвидируемой организации, не достаточно для исполнения налоговой обязанности в полном объеме, то оставшаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) этой организации в пределах и порядке, установленных гражданским законодательством.

Если ликвидируемая организация имеет суммы излишне уплаченных ею сумм налогов и сборов, то указанные суммы подлежат зачету в счет погашения задолженности по налогам.

В случае реорганизации юридического лица, обязанность по уплате налогов исполняется организацией, являющейся его правопреемником, независимо от того, были ли известны ее руководителям до завершения реорганизации факты ненадлежащего исполнения реорганизованным лицом своих налоговых обязанностей. Если имеется несколько правопреемников, то их доля по уплате налогов и сборов за реорганизованное лицо определяется пропорционально доле полученного имущества, что предусмотрено ст.50 Налогового кодекса РФ. При этом реорганизация не изменяет сроков исполнения налоговых обязанностей правопреемниками.

Размер налоговой обязанности зависит от формы реорганизации:

• при слиянии нескольких юридических лиц, налоговая обязанность правопреемника формируется как совместная обязанность всех реорганизованных юридических лиц;

• при разделении налоговая обязанность вновь образовавшихся юридических лиц определяется по разделительному балансу;

• при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц правопреемства по отношению к реорганизованному лицу в части исполнения его налоговых обязанностей не возникает;

• при преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица по уплате налогов и сборов признается вновь созданное лицо.

При уплате налогов и сборов возможна ситуация, связанная с их излишней уплатой. Согласно ст.78 Налогового кодекса РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом факте изменений уплаты им налога не позднее одного месяца со дня обнаружения этого факта и отправить ему предложение о проведении совместной сверки уплаченных налогов. Результаты сверки оформляются актом, который подписывается сторонами.

При этом сумма излишне уплаченного налога может быть:

• зачтена в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или другим налогам;

• направлена на погашение недоимки;

• возвращена налогоплательщику.

Зачет данной суммы, включая недоимку и пени, производится на основании письменного заявления налогоплательщика, но по решению налогового органа. Данное решение выносится в течение пяти дней после получения заявления от налогоплательщика. Налоговый орган имеет право самостоятельно зачесть сумму переплаты налога в счет оплаты других налогов, но в данном случае он обязан поставить в известность налогоплательщика об этом решении не позднее двух недель с момента подачи заявления о зачете.

Что касается возврата излишне уплаченного налога, то данная сумма подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика, которое может быть им подано в течение трех лет со дня уплаты этой суммы. Возврат производится за счет средств бюджета в течение одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщиком. В случае нарушения этого срока на сумму излишне уплаченного налога начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата по ставке рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на данный момент.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.1 (0.008 с.)