Педагогическая система и педагогическая деятельность как предмет педагогики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогическая система и педагогическая деятельность как предмет педагогики



СОДЕРЖАНИЕ

ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ................    
ПРЕДИСЛОВИЕ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ..........    
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ      
1. ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА..............    
1.1. Воспитание и образование — предмет педагогики...    
1.2. Педагогическая система...............    
1.3. Функции педагогической науки...........    
1.4. Состав педагогических наук.............    
1.5. Связь педагогики с другими науками.........    
1.6. Методология педагогической науки и практики....    
1.7. Методы педагогического исследования........    
1.8. Задания на усвоение и проверку...........    
2. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В ПЕДАГОГИКЕ..........    
2.1. Цель как компонент педагогической деятельности...    
2.2. Иерархия целей в педагогике.............    
2.3. Цели воспитания в мировой практике.. -,......    
2.4. Цели воспитания в современной российской школе..    
2.5. Задания на усвоение и проверку...........    
3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС............    
3.1. Сущность педагогического процесса..........    
3.2. Структура педагогического процесса.........    
3.3. Движущие силы педагогического процесса......    
3.4. Закономерности и принципы педагогического процесса    
3.5. Задания на усвоение и проверку...........    
4. ЛИЧНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ВОСПИТАНИЯ......    
4.1. Биосоциальная природа личности...........    
4.2. Развитие личности и его факторы...........    
4.3. Задания на усвоение и проверку...........    
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ 5. ВОСПИТАНИЕ КАК ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ ПРОЦЕСС.    
5.1. Сущность процесса воспитания............    
5.2. Принципы воспитания................    
5.3. Критерии эффективности воспитательного процесса..    
5.4. Самовоспитание и перевоспитание.........    
5.5. Современная отечественная концепция воспитания..    
5.6. Зарубежные модели воспитания...........    
5.7. Задания на усвоение и проверку...........    
6. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ........    
6.1. Основные понятия и классификация методов.....    
6.2. Методы формирования сознания.........    
6.3. Методы организации деятельности.........    
6.4 Методы стимулирования поведения и деятельности..   . 38  
6.5. Система методов или классификация?.......    
6.6. Методы воспитания в западной педагогике......    
6.7. Выбор методов воспитания и техника применения. -,   . 41  
6.8. Задания на усвоение и проверку...........    
7. СОДЕРЖАНИЕ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ.    
7.1. Понятие о содержании воспитания..........    
7.2. Умственное воспитание..............    
7.3. Формирование мировоззрения школьников......    
7.4. Нравственное воспитание..............    
7.4.1. Основные понятия.................    
7.4.2. Содержание и методы нравственного воспитания...    
7.4.3. Нравственное воспитание в российской школе....    
7.4.4. Задания на усвоение и проверку..........    
7.5. Трудовое воспитание и профориентация учащихся...    
7.5.1. Основные понятия.................    
7.5.2. Система трудового воспитания в школе.......    
7.5.3. Профессиональная ориентация школьников....,    
7.6. Эстетическое воспитание...............    
7.6.1. Основные понятия.................    
7.6.2. Задачи и средства эстетического воспитания.....    
7.7. Физическое воспитание...............    
7.7.1. Основные понятия.................    
7.7.2. Задачи и средства физического воспитания.....    
7.7.3. Формирование здорового образа жизни.......    
7.8. Задания на усвоение и проверку...........    
8. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ    
8.1. Коллектив как средство воспитания.........    
8.1.1. Концепция коллективистского воспитания.....    
8.1.2. Педагогическое руководство коллективом......    
8.1.3. Личность и коллектив...............    
8.1.4. Задания на усвоение и проверку..........    
8.2. Воспитатели.....................    
8.2.1. Классный руководитель в школе..........    
8.2.2. Семья и школа..................    
8.2.3. Социальные институты как участники воспитания..    
8.2,4. Задания на усвоение и проверку..........    
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. ДИДАКТИКА      
9. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ДИДАКТИКИ.......    
9.1. Дидактическая система. Категории дидактики...   . 65  
9.2. Основные дидактические концепции........    
9.2.1. Традиционная дидактическая система.......    
9.2.2. Педоцентристская дидактика...........    
9.2.3. Современная дидактическая система.......    
9.3. Задания на усвоение и проверку..........    
10. ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ......    
10.1. Цели обучения в средней школе..........    
10.2. Таксономия целей обучения............    
10.3. Содержание образования.............    
10.3.1. Факторы отбора содержания образования....    
10.3.2. Образовательные программы...........    
10.3.3. Содержание общего среднего образования....    
10.3.4. Учебники..................    
10.4. Задания на усвоение и проверку..........    
11. ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ...............    
11.1. Понятие о процессе обучения...........    
11.2. Философские и психологические основы обучения   . 76  
11.2.1. Задание на самопроверку............    
. 11.3. Структура процесса обучения...........    
11.4. Системы и виды обучения.............    
11.4.1. Сообщающее обучение..............    
11.4.2. Проблемное обучение..............    
11.4.3. Программированное обучение..........    
11.4.4. Теория поэтапного формирования умственных действий   . 82  
11.4.5. Технология обучения..............    
11.4.6. Развивающее обучение.............    
11.4.7. Личностно-ориентированное обучение......    
11.5. Задания на усвоение и проверку..........    
12. ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ.............    
13. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ...............    
13.1. Понятие о методах обучения, их классификация..   . 96  
13.2. Методы по источнику знаний...........    
13.2.1. Словесные методы...............    
13.2.2. Наглядные методы...............    
13.2.3. Практические методы..............    
13.3. Методы по характеру познавательной деятельности.   . 99  
13.4. Выбор методов обучения............    
13.5. Активные и интенсивные методы обучения.....    
13.5.1. Метод дидактических игр............    
13.5.2. Обучение по алгоритму.............    
13.6. Методы науки в качестве учебных методов....    
13.6.1. Мозговая атака................    
13.6.2. Внеконтекстные операции с понятиями.....    
13.7. Задания на усвоение и проверку..........    
14. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ..............    
14.1. Понятие о средствах обучения...........    
14.2. Характеристика средств обучения.........    
14.3. Компьютеры в обучении. Информатизация образования    
14.4. Задания на усвоение и проверку..........    
15. ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ................    
15.1. Понятие о формах обучения, их классификация..    
15.2. Исторически известные и современные формы обучения    
15.3. Урок — основная форма обучения.........    
15.4. Другие формы обучения..............    
15.5. Задания на усвоение и проверку..........    
16. ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.........    
16.1. Функции, виды и методы контроля........    
16.2. Неуспеваемость учащихся.............    
16.2.1. Понятие о неуспеваемости............    
16.2.2. Причины неуспеваемости............    
16.2.3. Средства преодоления неуспеваемости......    
16.3. Задания на усвоение и проверку..........    
РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ 17. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ.......    
17.1. Принципы образовательной политики.......    
17.2. Образовательные учреждения...........    
17.3. Органы управления образованием.........    
18. ВНУТРИШКОЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ........    
18.1. Директор и коллегиальное управление школой...    
18.2. Учитель.....................    
18.3. Ученик......................    
18.4. Методическая работа в школе...........    
18.5. Педагогический опыт и инновации........    
18.6. Задания на усвоение и проверку..........    
БИБЛИОГРАФИЯ.....................    
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ.........    
СИСТЕМАТИЗИРОВАННЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ...    
ПРИМЕРНЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ......    

 

 

Содержание пособия соответствует базовому курсу педагоги­ческих учебных заведений разного уровня образования: общие основы, воспитание, дидактика, школоведение. Многие темы и вопросы освещены по-новому в связи с тенденциями развития отечественной школы. Пособие предназначено прежде всего для студентов. В нем показаны способы освоения курса и подготовки к экзамену. Преподаватели вузов могут использовать пособие как один из источников разработки собственного курса и для прове­дения семинарских занятий со студентами. Учителя и другие пользователи могут рассматривать книгу как справочник по педагогике.

ISBN 5—86825—040—0

© В.В. Воронов, 1997

© Российское педагогическое

агентство, 1997

ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТУ

В руках у вас не совсем обычный учебник по педагогике. Его главное отличие от других учебников — краткость. В представ­лении содержания автор исходит из принципа информационной обработки полнотекстовых материалов, сжимая их до размеров реферата. Это учебник-конспект, учебник-справочник, наконец учебник-шпаргалка.

Во-первых, конспект, потому что в пособии сжато изложены основные теории, идеи, факты, изучаемые в обязательном для всех педагогических вузов курсе «Теория педагогики». Поэтому, если программа, по которой вам читают педагогику, совпадает с содержанием этого учебника (а это должно быть так), то вы пользуетесь им как конспектом того материала, который вы должны прослушать на лекциях и затем проработать.

Во-вторых, пособие может служить справочником по всему курсу. Чтобы получить справку, надо использовать оглавление, систематизированный и алфавитный указатель терминов. В по­следнем обозначены параграфы, где надо искать нужное вам

понятие.

В-третьих, пособие можно назвать в хорошем смысле шпар­галкой, если под ней понимать краткие записи, делаемые уча­щимся при освоении любого учебного материала. Задача такой шпаргалки — зафиксировать главное по каждому вопросу, что и сделано в книге. Автор не призывает брать с собой книгу на экзамен и рвать под столом нужную страницу. Работать с учеб­ником надо иначе.

Сначала следует ознакомиться по пособию с содержанием всего курса, это делается до подробного изучения материала по более «толстым», полнотекстовым учебникам и по научно-педа­гогической литературе, указанной преподавателем. Минимум литературы дан в конце этой книги. Такой предварительный просмотр имеет функцию ознакомления и ориентации. Это дает возможность определить график вашей самостоятельной работы

в семестре.

Затем рекомендуется использовать учебник при подготовке к семинарам и в самостоятельной работе. Надо обратить внима­ние на задания по усвоению и проверке в конце глав. Они

большей частью не заставляют вас вспоминать и пересказывать прочитанное, что далеко не всем нравится. В каждом задании есть указание на то, где, в каком параграфе искать ответ. Поэто­му, если сказано: выпишите, вставьте, заполните таблицу, выбе­рите, то надо сделать не напрягаясь, заглядывая в указанный раздел. Таким образом вы закрепляете прочитанное в- сознании, оперируя с материалом, который перед вашими глазами: смот­рите и делаете.

При тщательном изучении тем курса, как было сказано, нельзя обойтись без проработки научной, методической, другой учебной литературы. Только при этом условии контрольно-по­вторительные операции будут эффективны, ваши знания — глу­бокими и осознанными.

Наконец, учебник можно взять в руки с целью систематиза­ции всего изученного перед экзаменом. Для этого студенту пред­лагается работа с систематизированным указателем терминов. Можно считать, что освоить научную дисциплину означает, в большой степени, узнать понятийно-терминологический аппа­рат науки: состав и содержание научных понятий,их связи между собой, их систему. Поэтому в учебнике везде даны опре­деления и характеристики научных понятий, в которых, собствен­но, и содержится научное знание. Задача студента — формировать свой научный словарь в каждой области (расширять личностный тезаурус, как говорят ученые). Чтобы развивать в себе научное, понятийное мышление, быть по-настоящему компетентным в педагогике, следует оперировать понятиями, а не бытовыми представлениями.

Итак, при подготовке к экзамену необходимо работать с терминологией в систематизированном указателе.

Понятия объединены в нем в группы по темам. Внутри каждой группы они даны в алфавитном порядке. Состав терми­нов группы указывает на главные понятия темы. При подготов­ке ответа на экзаменационный вопрос студенту следует самому построить систему связей понятий внутри темы по принципу:

выше, ниже, рядом и отдельно стоящее понятие. При этом образуются подгруппы понятий, более мелкие гнезда терминов, некоторые из них не входят в основной список. Схема связей понятий может выглядеть примерно так.

Такие наглядные схемы выполняют роль опорных сигналов:

представляют материал в понятиях, раскрывающих какой-либо вопрос и логически организованных. Это стимулирует глубокое понимание, осознание информации, определяет логику ответа и снижает элементы механического заучивания, зубрежки. Дума­ется, что такую схему-подсказку можно разрешить и на экзамене. Предложенный метод работы с понятиями описан ниже в данном пособии (см. 13.6.2). Подготовка к экзамену по данной методике будет состоять в составлении таких схем и проектировании

ответов по ним.

Таким образом, студент может продуктивно использовать пособие, работая с ним в разных режимах: от ориентировочного знакомства до сдачи экзамена. Желаем успехов.

ПРЕДИСЛОВИЕ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Из Обращения к студенту коллеги могут узнать особенности представления информации в данном пособии. О его содержании и способах использования добавим следующее.

При создании текста автор опирался на отечественный и частично западный фонд основных учебников по педагогике для студентов: под ред. Ю.К. Бабанского (1984, 1988), учебники Т.А. Ильиной (1984), И.Ф. Харламова (1990), Б.Т. Лихачева (1992), Ч. Куписевича (1986), В. Оконя (1990), Кроме того были использованы труды классиков мировой и отечественной педаго­гики и психологии (К.Д. Ушинского, Ж. Пиаже, Л.С. Выгот­ского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др.). Аналитическому изложению подверглись также научные рабо­ты современных русских и зарубежных ученых и учителей (П.А. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, В.П. Беспалько, В.И. Журавлева, В.В. Краевского, И.Я. Лернера, Н.Ф. Та­лызиной, К. Роджерса и др. См. библиографию).

Изложение, однако, везде сопровождалось авторской оценкой. В некоторых случаях автор дает свое понимание теоретических вопросов на основе анализа литературы и современных социально-культурных и педагогических процессов. В частности, речь идет о личностно-ориентированном подходе к образованию и воспитанию в современной российской школе. Следует отметить при этом, что научные выводы и взгляды автора на состояние и перспективы образования в Российской Федерации во многом оказывались со­звучными идеям, отраженным в литературе. В изложении педаго­гических теорий автор стремился представить разные подходы по всем вопросам с минимальной оценкой, стимулируя обучающихся к анализу ведущих концепций.

Конспект-пособие отличается не только характером пред­ставления информации, это прежде всего книга для обучения. Кроме текстов в нем имеется дидактический аппарат: задания на усвоение и проверку, алфавитный и систематизированный указатели педагогических терминов, список литературы, при­мерные вопросы к экзамену. Задания на усвоение тоже не совсем обычны: они несут в себе элементы программированного и про­блемного обучения; часть заданий построена на методе опериро­

 

вания научными понятиями, разработанном на кафедре педаго­гики МПУ под руководством акад. В.И. Журавлева (см. 13.6.2).

Преподаватели имеют возможность использовать пособие для организации учебного процесса и самостоятельной работы студентов по усвоению курса. Дидактический аппарат предпола­гает определенную методику учебной работы студентов, которая соответствует целям обучения. В самом общем виде автором определены три уровня целей обучения. Первый уровень усвое­ния предполагает понимание и сознательное воспроизведение информации. Второй и третий уровни предполагают формирова­ние умений анализа и оценки основных педагогических концеп­ций; умений обобщать и оценивать научные данные и опыт учителя, школы; умений по проектированию собственных педа­гогических действий.

Пособие предназначено преимущественно для достижения целей первого уровня. Для этого студенту необходимо чтение и проработка информации по заданиям после каждой группы тек­стов, обычно главы, а также усвоение материала с помощью методики внеконтекстных операций с понятиями. Указатели терминов могут быть использованы преподавателем при прове­дении зачета и в других обучающих процедурах по усмотрению.

Преподавателю следует учесть, что формирование знаний с помощью пособия на более высоком уровне требует использова­ния комплекса учебно-методических материалов и средств. К ним относятся лекционные и другие аудиторные занятия, учеб­ная и научная литература, сборники педагогических ситуаций и задач, информационные системы типа банков и баз данных, аудиовизуальные средства.

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ 1.

ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА

1.1. Воспитание и образование — предмет педагогики

Термин педагогика имеет два значения; первое — это область научного знания, наука, второе — область практической деятель­ности, ремесло, искусство. Педагогом является учитель, ученый, работник управления, менеджер в образовании. Каждая наука имеет свой предмет — область действительности, которую она исследует. Педагогика изучает воспитание и образование.

Воспитание имеет два значения. Воспитание — это социаль­ное явление, функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни. Оно осуществляется общественными инсти­тутами, организациями, церковью, средствами массовой информа­ции и культуры, семьей, школой — всем социальным устройством. Воспитание в педагогическом смысле — это специально организо­ванный и управляемый процесс формирования человека, осущест­вляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности.

Образование и обучение являются частью процесса воспита­ния и тоже составляют предмет педагогики (об этом ниже). Термин формирование употребляется в значении «развитие» и в значении «воспитание». Уточняя предмет педагогики, надо по­мнить, что изучать значит объяснять, находить законы, по кото­рым протекают процессы. Поэтому предметом педагогики являются закономерности конкретно-исторического процесса воспитания — устойчивые, объективные связи между явления­ми, на основе которых строится теория и методика воспитания, педагогическая практика.

 

 

Состав педагогических наук

Современное научное знание имеет тенденцию к дифферен­циации, к выделению областей изучения. Педагогика делится на ряд отраслей. История педагогики изучает развитие педагогиче­ских учений и практики от древних цивилизаций до современно­сти. Педагогика средней школы, дошкольная педагогика, педагогика начальной, высшей, профессионально-технической школ, производственная, военная педагогика — эти отрасли выде­ляются по уровню и содержанию обучения. В теоретической педа­гогике имеется теория воспитания и теория обучения —

дидактика. Кроме общей дидактики, есть частные дидактики, или предметные методики. Социальная педагогика изучает вос­питание, осуществляемое в среде проживания, прежде всего тех, кто подвергается риску и нуждается в поддержке: детей алкого­ликов, наркоманов, преступников, растущих в антисоциальном окружении. Имеется педагогика взрослых и андрогогика — о работе с пожилыми людьми. Дефектологическая педагогика занима­ется воспитанием слепых (тифлопедагогика), глухих (сурдопедагоги­ка), умственно отсталых (олигофренопедагогика). Сравнительная педагогика занимается анализом образования в разных странах. Пенитенциарная педагогика изучает вопросы воспитания людей в местах заключения. Такова внутренняя система педагогических на­ук, развитие новых отраслей которой порождается развитием общества и науки.

Задания на усвоение и проверку

1. Дайте определения понятий: педагогика, воспитание, пе­дагогическая система, педагогическая деятельность, методоло­гия.

2. Дополните и охарактеризуйте функции науки: — объяс­нительная, —..., — прогностическая, —....

3. Выберите правильный ответ на вопрос, что такое методо­логия. А. Совокупность методов изучения педагогических процес­сов. Б. Законы и принципы материалистической диалектики,

философии, психологии. В. Совокупность принципов и средств организации научно-педагогической и практической деятельно­сти. Г. Совокупность педагогических теорий, законов развития и воспитания личности.

4. Дополните логическую схему терминов «Методы исследо­вания».

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В ПЕДАГОГИКЕ

Иерархия целей в педагогике

Педагогические цели могут быть разного масштаба и состав­ляют ступенчатую систему. Высшая ступень — государственные цели, общественный заказ, стандарт образования. Они разраба­тываются специалистами, принимаются правительством, фикси­руются в законах и других документах. Следующая ступень — цели отдельных образовательных систем и этапов образования. Например, цели обучения в средней школе и на его отдельных уровнях: начальная, основная, полная средняя школа. Более низкая ступень — цели обучения по отдельному предмету или воспитания детей определенного возраста. Наконец цели отдель­ной темы, урока или внеурочного мероприятия.

В педагогике принято различать также собственно педагогиче­ские задачи (СПЗ) и функциональные педагогические задачи (ФПЗ). СПЗ — это задачи на изменение ученика, перевод его из одного состояния в другое: был слабым читателем, не интересовал­ся литературой — стал развитым подготовленным читателем худо­жественной литературы. Эти цели описывают задаваемые качества личности. ФПЗ — задачи отдельного педагогического акта: напри­мер, организовать обсуждение новинок литературы в классе. ФПЗ относится к СПЗ как частное к общему, система ФПЗ ведет к решению СПЗ, формированию заданных свойств учеников.

Задания на усвоение и проверку

1. Дайте определение понятий цель воспитания, целеполагание. См. текст 2.1.

2. Назовите ступени в иерархии целей воспитания. См. текст 2.2.

3. Определите в главных словах две позиции по целям школь­ного воспитания, традиционную и либеральную. См. текст 2.3.

4. Сформулируйте разницу в целях воспитания в России до 90-х годов и сейчас, обсудите вопрос-с коллегами, выработайте свою позицию. См. текст 2.4.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Задания на усвоение и проверку

1. Дайте определения понятий развитие и воспитание личности. 2 Сформулируйте, каковы отношения между этими процес­сами. См. текст 4.2.

3. Назовите факторы развития личности.

4. Сформулируйте три взгляда на их роль в развитии: биологизаторский, социологизаторский, научно-материалистический. См. текст 4.2.

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ

ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ

В разделе излагаются основы теории воспитания, которая является частью педагогики и изучает закономерности, содержа­ние, методы, средства, условия воспитательной работы.

Принципы воспитания

Как было сказано, принципы воспитания — это общие тре­бования, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил, рекомендаций по разработке, организации и про-

ведению воспитательной работы. В них отражается представле­ние о сущности воспитания, поскольку принципы формулируют­ся на основе закономерностей педагогических процессов (см. текст 3.4).

Современная отечественная наука дает систему принципов воспитания и обучения, которая составляет некоторое единство, отражает существенные особенности учебно-воспитательного процесса и служит руководством к практике. Ряд ученых рас­сматривают единую систему принципов воспитания и обучения. Другие дают их отдельно. При всей близости процессов обучения и воспитания, следует отделить принципы от каждого из этих процессов, стремясь осмыслить специфику их, не забывая о некоторой условности разделения.

Обзор литературы позволяет выделить следующие принципы воспитания, характеризующие современное научное представле­ние о теории и практике этого процесса.

1. Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой. Это означает, что воспитание должно строиться в соответ­ствии с требованиями общества, перспективой его развития, отве­чать его потребностям. Это находит выражение и в том, что воспитание имеет целевую направленность. Принцип требует опре­деления целей воспитания с учетом государственных и личностных требований. Следует помнить, что в современной России целью вос­питания является помощь личности во всестороннем развитии, про­фессиональном и жизненном самоопределении (текст 2.4).

Кроме того, принцип связи школы с жизнью предполагает такую организацию воспитания, чтобы учащиеся не замыкались в школьной среде, что должно обеспечиваться разными путями:

разработкой содержания, подбором методов, форм и средств воспитания.

2. Принцип комплексности, целостности, единства всех ком­понентов воспитательного процесса. Он означает организацию многостороннего педагогического влияния на личность через систему целей, содержания, средств воспитания, учет всех фак­торов и сторон воспитательного процесса.

3. Принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности, активности школьников. Это требование опирает­ся на главный закон развития личности: человек развивается в активной самостоятельной деятельности. Поэтому воспитание

состоит в организации разных видов деятельности, в которой педагог должен стимулировать активность воспитанников, их творческую свободу, сохраняя, однако, руководящие позиции.

В советский период педагогика выделяла принцип воспита­ния в труде. Труд как деятельность является действительно важным средством воспитания. Требование воспитывать в труде реализуется, если принцип руководства самостоятельной дея­тельностью детей понимать широко, в том числе как организа­цию различных видов труда школьников, который является обязательным компонентом образования в педагогических систе­мах большинства стран (см. текст 7.4).

4. Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему. Он регламентирует отно­шения педагогов и воспитанников и предполагает, что эти отно­шения строятся на доверии, взаимном уважении, авторитете учителя, сотрудничестве, любви, доброжелательности. Принцип требует от учителя умения создать благоприятный психологиче­ский климат в группе, положительный эмоциональный фон. Одновременно педагог должен помнить о приоритете воспитатель­ных, образовательных задач и проявлять высокую требователь­ность к воспитанникам для достижения нужных результатов.

5. Принцип опоры на положительное в личности ребенка. Он связан с предыдущим и требует от педагога веры в положитель­ные результаты воспитания, в стремление ученика быть лучше, поддерживать, развивать это стремление. Для этого имеется система методов, средств воспитания, личностные качества учи­теля, его профессиональные умения.

6. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив. Один из классических принципов советской педагогики, он пред­полагает организацию воспитательных воздействий на личность через коллективистские отношения и деятельность (см. текст 8.1). Однако его следует понимать шире, как воспитание в группе, через общение, что требует знания учителем социальной психологии и умений формировать межличностные отношения.

7. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенно­стей школьников. Учителя должны знать типовые возрастные особенности и индивидуальные различия школьников, изучать их доступными способами и в соответствии с ними выбирать определенные средства и методы работы с конкретными воспи­танниками.

8. Принцип единства действий и требований школы, семьи и общественности. Поскольку воспитание происходит под влия­нием многих факторов, среди которых наиболее значительные — семья школьника и социальные институты, школа, педагогический коллектив должны обеспечить единые и согласованные действия всех участников воспитательного процесса.

Педагогическая наука утверждает, что все принципы воспи­тания тесно связаны между собой, отражают целостное представ­ление о том, каким должно быть воспитание и как его нужно организовывать. В этом заключается научное значение принци­пов и их роль в практике.

Задания на усвоение и проверку

1. Раскройте сущность процесса воспитания через описание следующих понятий: интерироризация, организация развиваю­щей деятельности, взаимодействие воспитателя и учеников, фак­торы воспитания.

2. Вставьте недостающее.

Цикл педагогической деятельности:

диагностика воспитанности...... воспитательного процесса организация...

 

См.текст 5.1

3. Охарактеризуйте воспитание через описание его принципов:

связи школы с жизнью, целостности, педагогического руководства и самостоятельности учеников, уважения и требовательности к ребенку, опоры на положительное, воспитание в группе и пр.

4. Продолжите фразы.

Результативный критерий оценки воспитания состоит в том...

Процессуальный критерий оценки воспитания означает...

5. Назовите основные характеристики современной россий­ской концепции воспитания по цели, содержанию, методам и формам. В чем ее отличие от коммунистического воспитания в недавнем прошлом русской школы?

6. Охарактеризуйте зарубежные подходы к воспитанию.

Основные понятия и классификация методов

Методы воспитания — это способы взаимосвязанной деятель­ности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания. И.Ф.Харламов уточняет: методы воспитания — совокупность способов и приемов веспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания уча­щихся, для выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования.

Средства воспитания — это относительно независимые источ­ники формирования личности. К ним относят виды деятельности (труд, игра), предметы, вещи (игрушки, ЭВМ), произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, обществен­ная жизнь), природа. К средствам относят также конкретные мероприятия и формы воспитательной работы (вечера, собрания). Некоторые считают, что средства — более широкое понятие, вклю­чающее в себя методы, формы и собственно средства.

Выделяются иногда приемы воспитания как часть метода, подчиненная ему и входящая в его структуру: например, созда­ние эмоционального настроя с помощью музыки при проведении беседы с учениками; переход на «вы» с учеником, когда ему делают замечание.

Вечер, поход, литературный спектакль, интеллектуальная игра, беседа на этическую и другую тему, конференция учеников и т.д. — это формы воспитательной работы. Однако можно заметить, что они названы среди методов и средств. Это говорит о том, что в науке нечетко разделяются методы, средства и формы воспитания. Тем не менее методы — одна из основных категорий воспитания, знание сущности методов воспитания повышает эффективность их использования.

Познанию методов способствует их классификация (деление предметов на группы по какому-либо признаку). В педагогике нет строго научной классификации методов. Эмпирически выде­лены и наиболее изучены пять методов: убеждение, упражнение, пример, поощрение, наказание. В основу одной из последних классификаций положена концепция деятельности, согласно ко­торой выделены три группы методов воспитания по их месту в процессе воспитания (Ю.К. Бабанский). 1 гр. Методы формиро-

вания сознания личности (взглядов, оценок). 2 гр. Методы орга­низации деятельности, опыта поведения. 3 гр. Методы стимули­рования деятельности и поведения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 1017; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.159.10 (0.093 с.)