Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Доктор Иван иваныч. Учусь говорить.
И вот однажды, когда мы только что легли и только что умолкла сестра, засыпавшая всегда в ту минуту, когда она произносила последнее слово, и наступила эта печальная ти- шина, а потом завыл в трубе ветер, я услышал, что стучат в окно. Это был высокий бородатый человек в полушубке, в треухе, такой замерзший, что ко- гда я зажег лампу и впустил его в дом, он не мог даже закрыть за собой дверь. Заслонив свет ладонью, я увидел, что у него совершенно белый нос. Он хотел снять заплечный мешок, со- гнулся и вдруг сел на пол. Таким впервые предстал передо мной этот человек, которому я обязан тем, что сейчас пишу эту повесть, – замерзший до полусмерти, он вполз ко мне чуть ли не на четвереньках. Пытаясь положить в рот дрожащие пальцы, он сидел на полу и громко дышал. Я стал сни- мать с него полушубок. Он пробормотал что то и в обмороке повалился на бок. Мне случилось видеть однажды, как мать лежала в обмороке и тетя Даша дула ей в рот. Точно так же поступил и я в этом случае. Мой гость лежал у теплой печки, и неизвест- но, в конце концов, что помогло ему, хотя дул я просто отчаянно, так что и у меня самого голова закружилась. Как бы то ни было, он пришел в себя, сел и стал с жадностью греться. Нос его отошел. Он даже попробовал улыбнуться, когда я налил ему кружку горячей воды. – Вы здесь одни, ребята? Саня только сказала: «Одни», а он уже спал. Так быстро заснул, что я испугался: не умер ли? Но он, как будто в ответ, захрапел. По–настоящему он пришел в себя на следующий день. Когда я проснулся, он сидел на лежанке рядом с сестрой, и они разговаривали. Она уже знала, что его зовут Иваном Иванычем, что он заблудился и что никому не нужно о нем говорить, а то его «возьмут на цугундер». Честно сознаюсь – до сих пор не знаю точного смысла этого выражения, но помню, что мы с сестрой сразу поняли, что нашему гостю гро- зит какая–то опасность, и, не сговариваясь, решили, что никому и ни за что не скажем о нем ни слова. Разумеется, мне легче было промолчать, чем Сане. Иван Иваныч сидел на лежан- ке, подложив под себя руки, и слушал, а она болтала. Все уже было рассказано: отца забрали в тюрьму, мы подавали прошение, мать привезла нас и уехала в город, я – немой, бабка Петровна живет – второй дом от колодца, и у нее тоже есть борода, только поменьше и се- дая.
– Ах вы, мои милые, – сказал Иван Иваныч и легко соскочил с лежанки. У него были светлые, глаза, а борода черная и гладкая. Сперва мне было странно, что он делает руками так много лишних движений; так и казалось, что он сейчас возьмет себя за ухо через голову или почешет подошву. Но скоро я привык к нему. Разговаривая, он вдруг брал в руки какую–нибудь вещь и начинал подкидывать ее или ставить на руку, как жон-
глер.
В первый же день он показал нам множество интересных затей. Он сделал из спичек, коры и головки лука какого–то смешного зверя, напоминавшего кошку, а из хлебного мя- киша – мышку, и кошка ловила мышку и мурлыкала, как настоящая кошка, Он показывал фокусы: глотал часы, а потом вынимал их из рукава; он научил нас печь картошку на па- лочках, – словом, эти дни, которые он провел у нас, мы с сестрой не скучали. – Ребята, а ведь я доктор, – однажды сказал он. – Говорите, что у кого болит? Сразу вылечу. Мы были здоровы. Но он почему–то не захотел идти к старосте, у которого заболела дочка.
Но в такой позиции Я боюся, страх, Чтобы инквизиции Не донес монах,
– сказал он и засмеялся. От него я впервые услышал стихи. Он часто говорил стихами, даже пел их или бормо- тал, подняв брови и сидя по–турецки перед огнем. Сперва ему, кажется, нравилось, что я ни о чем не могу его спросить, особенно когда он по ночам просыпался от каждого скрипа шагов за окном и долго лежал, опершись на ло- коть и прислушиваясь. Или когда он прятался на чердаке и сидел, пока не стемнеет, – так он провел один день, помнится, праздник Егория. Или когда он отказался познакомиться с Петровной. Но прошло два–три дня, и он заинтересовался моей немотой. – Ты почему не говоришь? Не хочешь? Я молча смотрел на него. – А я тебе скажу, что ты должен говорить. Ты слышишь, стало быть, должен говорить. Это, брат, редчайший случай, коли ты все слышишь – и немой. Может, ты глухонемой? Я замотал головой. – Ну, вот. Значит, заговоришь. Он вынул из заплечного мешка какие–то инструменты, пожалел, что мало света, хотя был ясный солнечный день, и полез мне в ухо.
– Ухо вульгарис, – объявил он с удовольствием, – ухо обыкновенное. Он отошел в угол и сказал шепотом: «Дурак». – Слышал? Я засмеялся. – Хорошо слышишь, как собака. – Он подмигнул Сане, которая, разиня рот, смотрела на нас. – Отлично слышишь. Что же ты, милый, не говоришь? Он взял меня двумя пальцами за язык и вытащил его так далеко, что я испугался и за- хрипел. – У тебя, брат, такое горло! Чистый Шаляпин. Н–да! Он с минуту смотрел на меня. – Нужно учиться, милый, – серьезно сказал он. – Ты про себя–то можешь что–нибудь сказать? В уме? Он стукнул меня по лбу. – В голове, понимаешь? Я промычал, что да. – Ну, а вслух? Скажи вслух все, что ты можешь. Ну, скажи: «да». Я почти ничего не мог. Но все–таки сказал: – Да. – Прекрасно! Еще раз. Я сказал еще раз. – Теперь свистни. Я свистнул. – Теперь скажи: «у».
Я сказал «у». – Лентяй ты, вот что! Ну, повторяй за мной… Он не знал, что я все говорил в уме. Без сомнения, именно поэтому с такой отчетливо- стью запомнились мне первые годы. Но от моей немой речи еще так далеко было до всех этих «е», «у», «ы», до этих незнакомых движений губ, языка и горла, в котором застревали самые простые слова. Мне удавалось повторять за ним отдельные звуки главным образом гласные, но соединять их, произносить их плавно, не «лаять», как он мне велел, – вот была задача! Только три слова: «ухо», «мама» и «плита», получились сразу, как будто я произносил их когда–то, а теперь оставалось только припомнить. Так оно и было: мать рассказывала, что в два года я уже начинал говорить и вдруг замолчал после какой–то болезни. Мой учитель спал на полу, покрывшись полушубком и положив под сенник какую–то металлическую светлую штуку, а я все ворочался, пил воду, садился на постели, смотрел в замерзшее узорами окно. Я думал о том, как я вернусь домой, как стану говорить с матерью, с тетей Дашей. Я вспомнил первую минуту, когда я понял, что не умею, не могу говорить: это было вечером, мать думала, что я сплю, и, бледная, прямая, с черными косами, пере- брошенными на грудь, долго смотрела на меня. Тогда впервые пришла мне в голову горькая мысль, отравившая мои первые годы: «Я хуже всех, и она меня стыдится. Повторяя „е“, „у“, „ы“, я не спал до утра от счастья. Саня разбудила меня, когда был уже день. – Я к бабушке бегала, а ты все спишь, – сказала она бистро. – У бабушки котенок про- пал, его Мурка в котел снесла. А Иван Иваныч где? Сенник лежал на полу, и еще видны были примятые места: голова, плечи, ноги. Но самого Ивана Иваныча не било. Он подкладывал под голову заплечный мешок – и мешка не было. Он покрывался полушубком – не было и полушубка. – Иван Иваныч! Мы побежали на чердак – никого. – Вот те крест, он спал, пока я к бабушке бегала, я на него еще посмотрела, вижу – спит, думаю – пока я к бабушке сбегаю. Санька, смотри! На столе стояла черная трубочка с двумя кружками на концах: один плоский, побольше, другой маленький и поглубже. Мы вспомнили, что Иван Иваныч вынимал ее вместе с другими инструментами из заплечного мешка, когда смотрел мои уши. Где же он? Иван Иваныч!.. С тех пор прошло много лет. Я летал над Беринговым, над Баренцевым морями. Я был в Испании. Я изучал побережье между Леной и Енисеем. И не из суеверия, а из благодарно- сти к этому человеку я всегда вожу с собой эту черную трубочку, которую он забыл у нас или, может быть, оставил на память. Скоро я узнал, что это – стетоскоп, очень простой ин- струмент, которым доктора выслушивают легкие и сердце. Но тогда он казался мне таким же таинственным и милым, как и сам Иван Иваныч, как все, что он говорил и делал. – Иван Иваныч! Исчез, пропал, ушел, никому не сказавшись! Грустный, я вышел во двор и обошел во- круг дома. Следы! Его следы, уже слегка запорошенные снегом, шли прямо в поле, минуя дорогу, лежавшую в другой стороне. Все меньше становились они и, дойдя до пруда, исчез- ли на тропинке, по которой бабы ходили полоскать в проруби белье.
Глава 6.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.109.141 (0.008 с.) |