Общая характеристика форм управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика форм управления



 

Содержание управленческой деятельности заключается в целенаправленном воздействии субъектов управления на объекты управления. Управленческая деятельность воплощается в жизнь через разные по характеру действия органов управления и должностных лиц.

Общепризнанным является положение о наличии у каждого объекта внутренней и внешней форм. Под внутренней формой понимают способ связи элементов целого и его структуры. Форма таких сложных систем, как государство, право, управление сама является очень сложной, у нее много сторон, своя структура. Внешняя форма – это внешний образ объекта, она отображает и обеспечивает его связь с другими явлениями.

Правильное понимание проблемы формы исполнительной власти (управления) помогает более глубокому проникновению в ее содержание, которое проявляется в выполнении управленческих функций.

Понятие формы управления многозначно, поскольку управление имеет много форм. Форма управления - это внешнее проявление конкретных действий, используемых органами исполнительной власти для реализации поставленных перед ними задач.Их практическая ценность состоит во влиянии на эффективность исполнительной деятельности, зависящей от правильного использования всего арсенала форм управления.

Реальное управление может осуществляться только через конкретные действия путем применения разных методов и мер. Все управленческие формы, применяемые в государственном управлении, подчинены целям исполнительной деятельности. Они выбираются органами управления в зависимости от компетенции субъекта управления; предназначения и функций управленческой деятельности; содержания и характера решаемых

вопросов, целей и направлений управленческого влияния; особенностей конкретного объекта управления.

Для нормального функционирования объект должен иметь четкую ориентацию своего развития. Для этого субъект управления изучает потребности объекта, решает вопрос об их соотношении с объективными закономерностями и тенденциями развития всей системы, внешними условиями и внутренними возможностями. На этой основе им вырабатываются и научно обосновываются главные и второстепенные, перспективные и текущие цели, которые конкретизируются в задачах, что ставятся перед объектом управления. Конечно, деятельность последнего невозможна без соответствующих ресурсов - кадровых, трудовых, технических, финансовых, информационных и др. Таким образом, цели (задачи) управления реализуются в управленческой деятельности через функции управления путем их практического осуществления. Так, кадровое обеспечение реализуется через подготовку, подбор, расстановку кадров в формах, урегулированных законами Украины об образовании, о государственной службе, другими законами и законодательствами.


Общая характеристика форм управления. Правовые и не правовые формы управления

Организационной формой исполнительной власти является аппарат государственного управления, деятельность которого в основном регулируется административным правом.

В то же время конкретные формы деятельности органов исполнительной власти, как правило, связаны с правовыми формами - правоустанавливающей, правоприменительной и правоохранительной деятельностью. Все они имеют свое конкретное внешнее проявление.

Формы государственного управления - это внешнее выражение конкретных действий государственного органа, его структурных подразделений и должностных лиц (служащих), осуществляемых в процессе исполнительной деятельности и направленных на реализацию функций управления.

Различают две группы форм управления – не правовые и правовые.

Не правовые формы управленческой деятельности непосредственно не связаны с изданием юридических актов, в результате их применения не возникают административно-правовые отношения. Традиционно не правовыми формами управления считаются организационные действия и материально-технические операции. Конечно, они осуществляются в рамках действующего законодательства, но часто такая деятельность регламентируется правом лишь в общих чертах. Главная их особенность в том, что они не вызывают непосредственно юридических последствий.

Наиболее часто применяются такие организационные действия как проведение собраний (совещаний), обсуждение проверок, разработка прогнозов, программ, методических рекомендаций, осуществление бухгалтерского и статистического учета, организация пресс-конференций, встреч с трудовым коллективом и др. Выполнение материально-технических операций связано с делопроизводством (регистрация, оформление, тиражирование, рассылка документов). К материально-техническим относятся и некоторые действия милиции: выполнение постановлений об административном аресте, доставка лиц на медицинское освидетельствование, а несовершеннолетних - родителям или лицам, их заменяющих.

Правовыми называют формы, которые непосредственно вызывают правовые последствия, связанные с установлением и применением норм права. Эти формы наиболее четко проявляются в присущих органам управления (должностным лицам) государственно-властных полномочиях и осуществляются на основе достаточно полного юридического оформления.

Среди правовых форм выделяются:

издание правовых актов управления;

заключение соглашений (договоров);

осуществление других юридически значимых действий.

Для достижения целей управления и решения поставленных задач субъекты управления издают значительное количество правовых актов. С их помощью устанавливаются новые нормы, изменяются или отменяются старые, формируются новые правоотношения, изменяются или прекращаются действующие.

К правовым формам относятся такие специфические проявления реализации функций управления, как составление договоров субъектами исполнительной власти, их участие в судах в качестве истцов или ответчиков, деятельность по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности, общеобязательных правил, применения разнообразных экономических санкций, мер административного принуждения к нарушителям юридических предписаний.

С каждым годом расширяется договорная практика субъектов управления. Если в прошлом они выступали в основном стороной в трудовых отношениях (коллективный, трудовой договор), то сейчас ими заключается значительное количество административных договоров (договоры между разными субъектами управления, контракты на службу в милиции и др.).

При заключении гражданско-правовых соглашений субъекты управления действуют как юридические лица, поэтомуих деятельность следует рассматривать как вспомогательную, что дает возможность выполнять основные функции - управленческие. Однако, заключая гражданско-правовое соглашение, руководитель органа не перестает быть субъектом административно-правовых отношений, поскольку не утрачивает государственно-властных полномочий по отношению подчиненных ему органов и служащих.

К другим юридически значимым действиям можно отнести исполнение актов записи гражданского состояния, ответы на предложения и заявления граждан, выполнение общеобязательных правил (паспортных, санитарно-эпидемиологических, общественного порядка, благоустройства и др.). Правовыми формами управленческой деятельности является применения должностными лицами мер административного принуждения, в том числе административных взысканий.

Эффективность управленческой деятельности в значительной степени зависит от правильного и умелого соединения форм управления. Издание правовых актов должно подкрепляться организационными и материально-техническими действиями, а организационные действия – согласовываться с правовыми. Недооценка одних и переоценка других может не привести к желаемым результатам. В то же время издание правовых актов управления является самой важной формой государственного управления, поскольку в них выражаются управленческие решения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 490; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.168.16 (0.007 с.)