Тема № 2. Закономерности и принципы обучения в высшей школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 2. Закономерности и принципы обучения в высшей школе



 

Учебные цели:

1. Определение структуры учебного процесса в вузе, его основных элементов.

2. Знакомство с основными закономерностями, определяющими процесс обучения.

3. Изучение сущности основных принципов обучения в вузе

4. Развитие умений самопрезентации.

Отводимое время – 2 часа.

Структура занятия

1. Проверка домашнего задания – тезаурус по основным категориям дидактики высшей школы.

2. Построение схемы учебного процесса в высшей коле – фронтальная работа.

3. Закономерности и принципы обучения в высшей школе – фронтальный опрос и обсуждение.

4. Рекомендации к выполнению домашнего задания

Анализ ГОСов по реализации основных принципов обучения и содержания образования.

 

Методические рекомендации для изучения материала

При подготовке к данному занятию необходимо рассмотреть стороны процесса обучения, выявить закономерности дидактики как составной части педагогики. Принципы дидактики необходимо перечислить и охарактеризовать их исходные установки. Важно указать, меняются ли в современных условиях основные принципы обучения и чем определяется успех в реализации этих принципов.

Определите различие между особенностями осуществления образовательного процесса в среднем общеобразовательном и высшем профессиональном учебных заведениях и на этой основе выделите специфику знаний в области педагогики высшей школы.

 

Дидактический материал

Образование как целостное явление – одна из наиболее значимых подсистем общества, поэтому его законы, как и законы общества, не есть результат проявления какой-то внешней силы, они являются продуктом его внутренней самоорганизации. В силу этого педагогический закон – это категория, обозначающая объективные, существенные, необходимые, общие и устойчиво повторяющиеся связи между явлениями образования, компонентами педагогической системы, отражающие механизмы ее самоорганизации, развития и функционирования.

Закономерности обучения выражают существенные и необходимые связи между его условиями и результатом, а обусловленные ими принципы определяют общую стратегию решения целей обучения.

Названные закономерности процесса обучения находят свое конкретное выражение в принципах обучения.

Принципы обученияэто исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения и определяют его направленность на развитие личности. В принципах обучения раскрываются теоретические подходы к построению учебного процесса и управлению им. Они определяют позиции и установки, с которыми учителя и преподаватели подходят к организации процесса обучения и к поиску возможностей его оптимизации.

По мере развития теории и практики обучения, открытия новых закономерностей процесса обучения формулировались и новые принципы обучения, видоизменялись старые, поэтому они являются исторически преходящими.

Я. А. Коменский, следуя своей идее природосообразности обучения, отмечал, что как в природе вся жизнь начинается с весны, так и обучение человека должно начинаться в весне жизни (детстве); утренние часы наиболее удачны для занятий, так как утро соответствует весне; все подлежащее изучению должно быть расположено так по ступеням возраста, чтобы учащимся предлагалось для изучения то, что доступно способностям восприятия. Следовательно, идея природосообразности является основой таких принципов обучения, как постепенность, последовательность и самодеятельность.

Спустя 150 лет А. Дистервег сформулировал принцип природосообразности, суть которого, по его мнению, состоит в соответствии процесса обучения естественному ходу развития ребенка. Вместе с тем он выдвинул и принцип культуросообразности, заключающийся в том, что при обучении должна приниматься во внимание вся современная культура.

Наиболее полно принципы обучения были сформулированы К.Д. Ушинским:

• обучение должно начинаться своевременно и быть постепенным (пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретенного и пользуются им для приобретения нового);

• обучение должно вестись природосообразно в соответствии с психологическими особенностями учащихся;

• порядок и систематичность – одно из главных условий успеха в обучении; школа должна давать достаточно глубокие и основательные знания;

• обучение должно всячески развивать у детей самодеятельность, активность, инициативу;

• обучение должно быть посильным для учащихся, не чрезмерно трудным и не слишком легким;

• преподавание всякого предмета должно непременно идти таким путем, чтобы на долю воспитания оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы.

Количество и формулировки принципов обучения изменялись и в последующие десятилетия (М.А. Данилов, Б.П. Есипов, М.Н. Скаткин и др.). Работа над ними продолжается и сегодня. Предпринимаются попытки вывести единые принципы целостного педагогического процесса, отражающие закономерности обучения и воспитания.

Все принципы обучения связаны друг с другом и проникают один в другой, поэтому они могут быть представлены как система, состоящая из содержательных и процессуальных (организационно-методических) принципов. Принципы отражают сущность процесса обучения, а правила - его отдельные стороны.

К основным принципам дидактики высшей школы можно отнести:

1. Принцип природосообразности.

2. Принцип научности.

3. Принцип доступности и посильности.

4. Принцип прочности.

5. Принцип наглядности.

6. Принцип сознательности и активности.

7. Принцип систематичности и последовательности.

8. Принцип профессиональной целесообразности.

9. Принцип политехнизма.

Литература:

Основная:

 

1. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С.Д. Смирнов – 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2009.

2. Кузнецов И.Н. Настольная книга практикующего педагога: Учеб. пособие / И.Н. Кузнецов – М.: ГроссМедиа:РОСБУХ. – 2008.

3. Завада Г.В. Педагогика высшей школы: Учеб. пособие / Г.В. Завада, О.В. Бушмина – Казань: КГЭУ, 2008.

Дополнительная:

1. Волохова Е.А. Дидактика. Конспект лекций / Е.А. Волхова, И.В. Юкина – Ростов н/Д: Феникс. – 2004.

2. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б.Т. Лихачев – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт. – 1999.

3. Пионова Р.С. Педагогика высшей школы: Учебное пособие/ Р.С. Пионова – Мн.: Университетское. – 2002.

Тема № 3. Содержание высшего профессионального образования

 

Учебные цели:

1. Изучение основных нормативных документов, определяющих содержание высшего профессионального образования;

2. Развитие умений анализировать материал при изучении программ дисциплин, учебных планов по специальности, ГОС ВПО.

Отводимое время – 2 часа.

 

Структура занятия

1. Понятие содержания высшего профессионального образования. Принципы его формирования. Теории содержания образования – фронтальный опрос.

2. Основные нормативные документы, определяющие содержание высшего профессионального образования:

А) Государственный образовательный стандарт (второго и третьего поколения).

Б) Учебные планы по направлениям подготовки.

В) Учебные программы.

Г) Учебники, учебные пособия и учебно-методическая литература – работа по микрогруппам по выявлению сущности, структуры и специфики документов.

1. Сравнительный анализ целей образования, отраженных в рассмотренных нормативных документах – коллективный анализ.

 

Нормативный документ Отражение цели образования
Программа дисциплины  
Учебный план по специальности  
ГОС ВПО  

1. Выводы и заключение об иерархичности формирования содержания ВПО.

2. Рекомендации к выполнению домашнего задания –

Исторический обзор становления и развития методов и технологии обучения – подготовка сообщений по микрогруппам.

Методические рекомендации для изучения материала

Основным документом, регламентирующим содержание в профессиональных учебных заведениях является Государственный образовательный стандарт, следовательно необходимо ознакомиться с его структурой и основными положениями. Рекомендуется выбрать ГОС по той специальности, по которой обучается магистрант. Для полноты картины возможно знакомство с образовательными стандартами второго и проектами стандартов третьего поколения.

 

Дидактический материал

Содержание образованияспециально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере.

Содержание образования – тот конечный результат, к которому стремится учебное заведение, тот уровень и те достижения, которые выражаются в категориях знаний, умений, навыков, личностных качеств.

Общие требования к содержанию образования:

1. Содержание образования – один из факторов экономического и социального прогресса, оно должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства.

2. Содержание образования призвано обеспечивать: соответствующий мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающихся картины мира, адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения), интеграции личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

3. Профессиональное образование любого уровня направлено на получение молодыми людьми профессии и соответствующей квалификации.

4. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, между народами независимо от их расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и суждений.

Стандарт (от лат. standart – норма, образец) – в широком смысле образец, эталон, модель, принимаемые за исходные при сопоставлена с ними других подобных объектов. Необходимость в стандартах профессионального образования связана с потребностью упорядочения базовых требований к содержанию и качеству профессионального обучения в различных типах учебных заведений. Наличие стандарта профессионального образования позволяет:

– установить базовый уровень квалификации, ниже которого не может быть аттестации, и установить базовый уровень подготовки специалиста на различных ступенях обучения;

– повысить качество профессионального обучения за счет расширения профиля, универсализации содержания образования, применяемых педагогических технологий, средств и методов обучения;

– обеспечить конвертируемость профессионального образования внутри государства и за его пределами;

– упорядочить права обучающихся и повысить ответственность учебных заведений различного типа в профессиональной подготовке и профессиональном образовании;

– установить место каждого уровня профессионального образования в системе непрерывного образования.

Стандарт профессионального образования может быть: международный, государственный и региональный.

Государственный образовательный стандарт призван обеспечить сохранение единства образовательного пространства, возможность непрерывного образования, академическую мобильность, рациональные траты финансовых и материальных ресурсов. Стандарты должны соответствовать запросам личности, отечества и государства, возможностям их реализации и иметь инструментально-технологическую организацию, опирающуюся на достаточно строго определенные эталоны.

Литература:

Основная:

 

1. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С.Д. Смирнов – 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2009.

2. Завада Г.В. Педагогика высшей школы: Учеб. пособие / Г.В. Завада, О.В. Бушмина – Казань: КГЭУ, 2008.

Дополнительная:

1. Волохова Е.А. Дидактика. Конспект лекций / Е.А. Волхова, И.В. Юкина – Ростов н/Д: Феникс. – 2004. – С. 80-127.

2. Леднев В.С. Содержание образвоания: сущность, структура, перспективы / В.С. Леднев. – М.: Высшая школа. – 1991.

3. Леднев В.С. Научное образование: развитие способностей к научному творчеству / В.С. Леднев. – М.: МГАУ. – 2002

4. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. зав. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс. – 2000.

Содержательный модуль 2.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 2605; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.108.54 (0.029 с.)