Устройство и снабжение шестивесельного яла. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Устройство и снабжение шестивесельного яла.




Самым распространенным типом гребно-парусной шлюпки является шестивесельный ял (рисунок 12.1).

Рисунок 12.1- Общий вид шестивесельного яла:

1 - форштевень; 2 - галсовый гак; 3 - брештук; 4 - отверстие для фонарной стойки; 5, - решетчатые люки; 6 - стопорная планка; 7 - наметка; 8 - вант-путенс; 9 - кница; 10 - подуключина; 11 - чака; 12 - упорна; 13 - степс уключины; 14 - утка; 15 - банка; 16 - продольная банка; 17 - кормовое сиденье; 18 - румпель; 19 - заспинная доска; 20 - кормовая накладка (кница); 21 - обушок; 22 - цепочка чеки; 23, 56 - фалини; 24 - флюгарка; 25 - транцевый брус; 26 - транцевая доска; 27 - кормовой рым; 28 - сорлинь; 29 - отверстие для цепного подъема; 30 - руль; 31 - стержень; 32 - петля для подвески руля; 33 - подкильная полоса (оковка); 34 - ахтерштевень; 35- кница; 36, 55 - цепные подъемы; 38 - пробка; 39 - шпангоут; 40 - киль; 41 - кильсон; 42 - шпунтовый пояс; 43 - четырехгранный гвоздь; 44 - рыбина; 45 - съемная стойка (пиллерс); 46 - подлегарс; 47 - заполнитель (деревянный); 48 - привальный брус; 49 - ширстрек; 50 - планширь; 51, 53- буртики; 52-обшивка; 54-гнездо для нагеля; 57 - носовой рым

 

Остовом корпуса служит набор, состоящий из продольных и поперечных дубовых или ясеневых брусьев. Набор придает корпусу необходимую форму и обеспечивает его прочность. Основная часть набора - киль.

Киль - сплошной дубовый или клеенный из двух дубовых и трех сосновых досок прямолинейный брус, проходящий по всей длине шлюпки.

В носовой части латунными болтами скреплен с килем, образуя носовую оконечность шлюпки (рисунок 12.2), форштевень — криволинейный брус, клеенный из нескольких дубовых досок.

Кормовую оконечность шлюпки образует врезанный в киль под углом ~ 100° прямоугольный клеенный из дубовых досок брус — ахтерштевень. Ахтерштевень скреп- лен с килем стальной оцинкованной кницей на латунных болтах.


Рисунок 12.2- Киль и штевни:

1 — гак для крепления кливер-галса (галсовый гак); 2 — форштевень; 3, 9, 10 — болты; 4 — подкладка; 5 — кница; 6 — кормовой рым; 7 — ахтерштевень; 8 — транцевая доска; 11— киль; 12 — подкильная полоса

 

В ахтерштевень заподлицо врезана транцевая доска (транец), изготовленная из двух-трех дубовых досок. С внутренней стороны по периметру к транцу крепится деревянный ободок — транцевый брус. К килю сверху оцинкованными гвоздями прикреплен дубовый резен - киль, придающий килю дополнительную прочность.

По всей длине киля с обеих сторон его верхней части вырезаны шпунты для присоединения первого пояса обшивки.

Киль и форштевень защищены от повреждений металлической подкильной полосой.

К резен-килю стальными оцинкованными шурупами прикреплены шпангоуты — поперечные ребра из твердых пород дерева, выгнутые по форме обводов шлюпки (рисунок 12.1). На шестивесельном яле 25 шпангоутов.

Поверх шпангоутов на резен-киле лежит кильсон—съемная доска, скрепленная с килем латунными болтами.

Верхние концы шпангоутов скреплены двумя дубовыми изогнутыми по форме борта привальным и брусьями.

Носовые концы привальных брусьев врезаны в форштевень и скреплены с ним и между собой брештуком—стальной кницей с деревянной накладкой (рисунок 12.3).

Кормовые концы привальных брусьев скреплены стальными кницами с транцевым брусом.

К набору яла оцинкованными или медными гвоздями прибита обшивка из сосновых и дубовых досок. Носовые концы обшивки утоплены в вырезанный шпунт на форштевне, а кормовые — скреплены с ахтерштевнем ободком транца и транцевой доской. Обшивка состоит из 14 поясов.


Рисунок 12.3 - Крепление привальных брусьев:

1 — форштевень; 2 — гак для крепления кливер-галса; 3 — стальная кница; 4 — деревянная накладка (брештук); 5 — носовой рым; 6 — шпангоут; 7 — привальный брус; 8 — ширстрек

 

Первый пояс — шпунтовый изготовлен из 16-мм дубовых досок (толщина остальных досок—12 мм). Верхний пояс обшивки — ширстрек тоже изготовлен из дубовых досок. Между ширстреком и привальными брусьями — деревянный заполнитель. Пояса обшивки яла уложены внакрой.

Привальные брусья, оконечности шпангоутов и верхние кромки ширстрека закрыты сверху дубовой доской — планширем.

Два буртика — полукруглые дубовые или ясеневые бруски — защищают борта шлюпки от ударов при швартовке. Верхний буртик прикрывает паз между планширем и ширстреком, а нижний — находится на поясе, который ниже ширстрека. Буртики крепятся к обшивке латунными шурупами. В планшире и деревянном заполнителе имеются отверстия для уключин (по три на каждом борту) (рисунок 12.7).

На продольные дубовые брусья — подлегарсы опираются банки, которые служат сиденьями для гребцов и элементами поперечного крепления шлюпки.

В яле четыре банки: носовая, баковая (мачтовая), средняя и загребная (кормовая). Стальными оцинкованными кницами они скреплены с привальными брусьями (рисунок 12.4). Чтобы банки не прогибались под тяжестью гребцов, их средние части укрепляют стойками — пиллерсами. Верхний конец стойки входит в гнездо на банке, нижний — в башмак на кильсоне (рисунок 12.9). Между банками по бортам находятся распорки, называемые чаками. Поверх банок и чак вплотную к шпангоутам уложена дубовая планка — штапик (рисунок 12.4).


Рисунок 12.4 - Крепление банки к привальному брусу:

1 — металлическая кница; 2 — планширь; 3 — привальный брус; 4 — шпангоут; 5 — деревянный заполнитель; 6 — штапик; 7 — фасонный обушок для заводки кливер-шкота; 8 — подлегарс; 9 — банка (средняя); 10 —- чака

В носовой части шлюпки на подлегарс опирается съемный носовой решетчатый люк с отверстием для фонарной стойки (или гоночного номера). Нижний конец стойки входит в гнездо башмака на форштевне.

В кормовой части шлюпки (рисунок 12.5) на подлегарс опирается сиденье, на котором при движении под парусом размещаются пассажиры, командир и старшина шлюпки. Параллельно транцевой доске в вертикальные направляющие башмаки вставляется съемная заспинная доска.

Между заспинной и транцевой досками у правого борта на деревянной накладке — книце, опирающейся на привальные и транцевый брусья, находится место старшины шлюпки при движении навеслах.


Для предохранения шпангоутов от повреждений, удобства передвижения по шлюпке и равномерного распределения нагрузки дно яла прикрыто съемными деревянными щитами — рыбинами, а между загребной банкой и кормовым сиденьем — кормовым решетчатым люком (рисунок 12.5), состоящим из двух частей.

Рисунок 12.5 - Кормовая часть шестивесельного яла:

1 — утка; 2 — направляющий башмак; 3 — разрезной фасонный обушок для заводки фока-шкота; 4 — деревянная кница (место старшины шлюпки при движении на веслах); 5 — транцевый брус; 6 — кормовой рым; 7 — отверстие для цепного подъемного рыма; 8 — кормовое сиденье; 9 — кормовой решетчатый люк; 10 — пробка

 

На рыбинах и люке имеются упорки для ног гребцов. Для слива воды, скопившейся на дне шлюпки, под кормовым люком в обшивке имеется отверстие с вывинчивающейся пробкой (рисунок 12.5). При спуске и подъеме шлюпки на борт корабля используются цепные подъемы (подъемные рымы).

Цепной подъем состоит из обуха, наглухо прикрепленного к килю, такелажной скобы, отрезка цепи и рыма. За рымы закладываются гаки шлюпочных талей.

Чтобы шлюпка при спуске (подъеме) не кренилась, носовой рым пропускают через стопорную планку на носовой банке, а кормовой — через специальное отверстие в кормовом сиденье.


Рисунок 12.6 - Рулевое устройство:

1 — головка руля; 2 — чека с цепочкой; 3, 5 — петли с оковками; 4 — отверстие для сорлиня; 6 — перо руля; 7 — ахтерштевень; 8 — стержень; 9 рым кормового фалиня; 10 — сорлинь; 11 —румпель

 

Для удержания шлюпки на заданном курсе или изменения направления ее движения служит рулевое устройство (рисунок 12.6), состоящее из навесного руля, деталей для его навески и румпеля (при движении на веслах используется изогнутый румпель, при движении под парусом — прямой).

Руль изготовлен из дуба и состоит из головки, пера и петель с оковками. Он навешен на стальной оцинкованный стержень, укрепленный на транцевой доске и ахтерштевне яла. В головке руля имеется квадратное отверстие для румпеля. Чтобы румпель не выпал, он крепится чекой, связанной цепочкой с головкой руля или румпелем. В пере руля имеется отверстие для сорлиня — небольшого линя окружностью 25 мм. Один конец сорлиня, пропущенный в отверстие на руле, заделан узлом — кнопом, а второй привязан к рыму на ахтерштевне.


Рисунок 12.7 - Подуключина:

1 — планширь; 2 — подуключина; 3 — отверстие для уключины; 4 — деревянный заполнитель; 5 — привальный брус

 

Для крепления весел, мачты и снастей при управлении парусами, а также для других надобностей на корпусе шлюпки имеются следующие детали.

Подуключины — врезанные заподлицо в планширь угловые металлические оцинкованные планки с отверстиями для уключин (рисунок 12.7).

Наметка — откидная металлическая скоба на шарнире для удержания мачты в вертикальном положении. Один конец наметки закреплен на мачтовой банке, другой, откидной, крепится к банке нагелем (рисунок 12.8).

Степс — прикрепленная к кильсону металлическая наделка для установки нижнего конца (шпора) мачты. В углублении степса находится горизонтальный штырь, на который садится мачта желобом шпора (рисунок 12.9).

Степсами называются также металлические наделки с отверстиями для уключин, которые иногда устанавливаются ниже привального бруса.

Вантпутенсы — металлические планки с проушинами для крепления вант. Расположены с внутренней стороны привальных брусьев по два с каждого борта (рис.20).

Разрезные фасонные обушки служат для закладки фока-шкотов. Расположены на планшире между заспинной и транцевой досками. На кницах средней банки — фасонные обушки для заводки кливер-шкотов.


Рисунок 12.8 - Наметка:

1 — отверстие для нагеля; 2 — наметка; 3 — нагель

Гак на форштевне (галсовый гак) служит для осаживания и крепления кливер-галса (рисунок 12.1).


Рисунок 12.9 Кильсон со степсом и башмаками для стоек:

1 — башмак для стойки (пиллерса); 2 — штырь; 3 — степс; 4 — кильсон

Утки — металлические двурогие планки для крепления кранцев.

Швартовное устройство состоит из носового (на форштевне) и кормового (на ахтерштевне) рымов, к которым крепятся огоном фалини — тросы из растительных или синтетических волокон. Предназначено для швартовки и буксировки шлюпок.

На внутренней стороне транцевой доски находится обойма, а на кормовом сиденье — гнездо (или башмак) для крепления флагштока.

Для подвески мотора на транцевой доске установлены две металлические планки. Для крепления леера при зачехлении шлюпки имеется фасонны и обушок.

Предметы снабжения шестивесельного яла

В комплект шлюпки входят предметы, необходимые для ее эксплуатации. Перечень всех предметов приведен в формуляре шлюпки. Ниже приводится описание предметов шлюпочного снабжения (рисунок 12.10).

Рисунок 12.10 - Предметы снабжения шестивесельного яла:

1 - весло вальковое (а - рукоять; б - валек; в - кожа; г - веретено; д- лопасть; е - оковка); 2 - весло распашное; 3 - уключина; 4 - румпели; 5 - Военно-морской флаг в чехле; 6 - отпорные крюки (а - крюк; б - шток; в - клот); 7 - нагель; 8 - якорь; 9 - якорный канат; 10 - анкерок с ковшиком и пробкой; 11 - воронка к анкеркам; 12- ведро парусиновое; 13 - лейка деревянная; 14 - кранец; 15 - мат шпигованный; 16 - топор; 17 - киса с такелажным ножом и свайкой; 18 - Шлюпочная сигнальная книга в чехле; 19 - гоночный номер; 20 - ввертывающаяся пробка; 21 -дождевое платье (комплект); 22 - фонарная стойка; 23 - фалинь 24 - ответный вымпел; 25 - семафорные флажки; 26 - рангоутный чехол в сборе; 27 - шлюпочный компас; 28 - двухцветный фонарь; 29 - белый аккумуляторный фонарь; 30 - спасательный жилет

Весло - вальковое(1). изготовляется из ясеня, бука или клееной сосны. части весла: рукоять, валек, веретено, лопасть с латунной оковкой. для защиты от намокания и растрескивания весло покрыто олифой. место упора весла в уключине обшито кожей. длина весла — 3,9 м. шесть основных и два запасных весла укладываются на банки по бортам лопастями на нос.
Уключина — металлическая развилка для упора весел при гребле. шесть уключин вставляются в отверстия на подуключинах и крепятся штертам и к подлегарсам или шпангоутам. одна уключина хранится как запасная. штерты к уключинам и другим предметам снабжения изготовляются из бельного троса окружностью 18 мм.

Отпорный крюк - металлический крюк на деревянном шток е для задержки шлюпки при швартовке и отталкивания при отходе. утолщение штока называется клотом. шток изготовляется из дуба. отпорный крюк должен иметь положительную плавучесть. на шлюпке два крюка: один длиной 2,5 м, другой—1,5 м. шток длинного крюка через каждые 25 см окрашен в черный и белый цвет для измерения глубины. короткий не окрашивается. хранятся крюки у бортов на веслах (длинный — справа, короткий— слева), а после отхода шлюпки от борта корабля кладутся на рангоут (короткий — крюком в корму, длинный — крюком в нос).

Нагель — металлический стержень с рукояткой. на шестивесельном яле два нагеля: один служит для крепления наметки, другой — фала. вставляются в отверстия мачтовой банки. штерты нагелей прихватываются к пиллерсу банки.

Якорь служит для удерживания шлюпки на месте. имеет две лапы, веретено, укладывающийся шток и скобу. хранится в сложенном виде (шток прикладывается к веретену и прихватывается двумя штертами) между мачтовой и носовой банками и прихватывается двумя штертами к кильсону. масса якоря 20 кг.

Якорный канат — пеньковый смоленый трос окружностью 50 мм. свернутый в бухту и связанный в четырех местах штертами хранится под носовым решетчатым люком. длина якорного каната 60 м.

Анкерок — дубовый бочонок емкостью 25 л. предназначается для хранения пресной воды. к пробке анкерка снизу прикреплен на цепочке ковшик. на яле два анкерка. устанавливаются в диаметральной плоскости шлюпки на специальных подставках — анкер-блоках и крепятся штертами к рыбинам.

при авариях анкерки могут использоваться как спасательные средства. для этого их нужно остропить — взять два линя и втугую обтянуть по окружности, срастить концы каждого, а затем оба линя скрепить между собой двумя поперечными стропками, за которые можно держаться, находясь в воде.

Воронка служит для наполнения анкерков водой.

Парусиновое ведро и деревянная лейка служат для удаления воды из шлюпки. ведро хранится под носовым решетчатым люком, две лейки — под кормовым сиденьем.

Мат шпигованный 300x500 мм изготовляется из пеньки или манильского троса. служит для вытирания ног. в шлюпке укладываются: один мат — в носу на рыбине, другой — в корме на люке.

Топор служит для ремонта корпуса и предметов снабжения шлюпки. хранится прихваченным штертом к подлегарсу под носовым решетчатым люком.

К ранец мягкий 0,125 мм служит для предохранения борта от повреждения при швартовке. четыре кранца (по два на борт) хранятся на рыбинах в районе уток.

Фалинь - бельный растительный трос окружностью 50 мм. носовой фалинь (12 м), ввязываемый в рым форштевня, хранится на носовом решетчатом люке, кормовой фалинь (8 м), ввязываемый в рым ахтерштевня, — на кормовом сиденье (в свернутом виде).

Румпель - рычаг для перекладки руля. при управлении шлюпкой на веслах используется изогнутый румпель, при управлении под парусами — прямой. оба румпеля хранятся между заспинной и транцевой досками, прихваченные штертами к пиллерсу кницы.

Пробка с резьбой закрывает отверстие в днище шлюпки. цепочкой пробка крепится к кильсону.

Киса - парусиновый мешок, в котором хранятся мотки ниток и линя, игла, куски парусины.

Такелажный нож и свайка, необходимые для работы с тросами. в кисе хранятся также запасная уключина, воронка, ответный вымпел и семафорные флажки. киса хранится под кормовым сиденьем и крепится к рыму кормового цепного подъема.

Шлюпочный чехол изготовлен из специальной парусины, скроен по обводам шлюпки и имеет в носовой и кормовой части разрезы, а по бортам — пришитые куски парусины (ушки). вдоль кромок разрезов и на ушках пробиты отверстия — люверсы, в которые с одного борта заделываются штерты. чтобы чехол не провисал и в нем не скапливалась вода, между форштевнем и ахтерштевнем натягивают леер с талрепом, который крепится в носу за галсовый гак, а в корме — за фасонный обушок. чехол кладется на леер и с помощью штертов обтягивается и крепится к шлюпке. при спуске шлюпки на воду шлюпочный чехол оставляется на корабле (берегу).

Рангоутный чехол сшит из той же парусины, хранится вместе с парусом на банках в диаметральной плоскости шлюпки, а при постановке парусов — на кормовом решетчатом люке.

Компас шлюпочный служит для удержания шлюпки на курсе при движении в тумане, ночью или вне видимости берегов. хранится под загребной банкой в ящике.

Морские карты (в пеналах), прокладочный инструмент, средства радиосвязи, продовольствие и другие необходимые предметы берутся на шлюпку в случае необходимости.

12.2Парусное вооружение шестивесельного яла

 

Шестивесельный ял имеет одномачтовое рейковое разрезное парусное вооружение, основными частями которого являются рангоут — мачта и реек, паруса — фок и кливер, стоячий такелаж — снасти для поддержания рангоута, бегучий такелаж — снасти для подъема и управления парусами (рисунок 12.11).

Фок-мачта, клеенная из сосны или ели, длиной 5,5 м служит опорой для парусов (рисунок 12.12). Нижний четырехгранный конец мачты — шпор для прочности обшит металлической оковкой. Мачта шпором ставится в степс и крепится наметкой к банке. Для лучшего соединения со степсом шпор имеет желоб, в который входит штырь степса. Для плотного прилегания мачты к банке нижняя часть ее спереди имеет плоскую форму. Выше банки сечение мачты круглое с постепенным уменьшением диаметра по высоте. Наибольшая толщина мачты (100 мм)—в районе наметки. В этом месте она воспринимает основную нагрузку парусов. Выше наметки на мачте укреплен бугель с гаком для осаживания и крепления фока-галса. На верхний конец мачты — топ в уровень с ее срезом надет и закреплен шурупами бугель с обушками для крепления вант. Ниже бугеля вырезано сквозное отверстие, в которое помещен шкив. Через шкив пропущен ходовой конец фока-фала.

Ванты (пеньковый трос окружностью 50 мм или стальной трос 0 4—6 мм) крепят мачту. В оба конца вант вплеснены коуш и — металлические кольца с желобками.

Рисунок 12.11 - Парусное вооружение шестивесельного яла:

1 - слаблинь; 2 - третная стропка; 3 - ракс-бугель; 4 - бугель; 5 - топ; 6 - фал; 7 - шкала; 8 - полубензель; 9 - реек; 10 - флаг; 11 - флюгарка; 12 - ван- тина; 13 - фок (парус); 14 - боуты; 15 - кренгельсы; 16 - фока-шкот; 17 - риф-банты; 18 - коуш; 19 - тросовый талреп; 20 - кливер-шкот; 21 - степс; 22 - оковка; 23 - бугель с галсовым гаком; 24 - фока-галс; 25 - кливер-галс; 26 - банты;

27 - риф-штерты; 28 - коуш; 29 - кливер; 30 - ликтрос; 31- мачта; 32 - люверс

 


Верхние концы вант крепятся к обухам бугеля. К нижним коушам вант крепятся штерты — концы линя окружностью 25 мм, служащие тросовыми талрепами для обтягивания и крепления вант к вант-путенсам. Длина вант должна быть такой, чтобы в обтянутом состоянии тросовый талреп был не короче 20 см. Запрещается укорачивать ванты с помощью узлов.

 

Рисунок 12.12 - Мачта:

1 - гоп мачты; 2 - бугель с обухами для крепления верхних концов вант; 3 - вантйна; 4 - шкив для фала; 5 - ракс-бугель; 6 - бугель с гаком для крепления фока-галса; 7 - шпор мачты в оковке; 8- коуш; 9 - крепление штерта к вант-путенсу (талрепный узел); 10 - вант-путенс

 

Фока - фал (растительный трос окружностью 40 мм) служит для подъема рейка с парусом. Коренной конец фала крепится к обуху ракс-бугеля, а ходовой пропускается через шкив в мачте и крепится за нагель.

Ракс-бугель (рисунок 12.12) — металлическое кольцо с гаком, надевается на мачту для удержания рейка с парусом у мачты. Кольцо ракс-бугеля обшивается кожей. Мачта с вантами и фалом хранится на банках в диаметральной плоскости шлюпки слева от паруса.


Рисунок 12.13 - Реек:

1 — реек; 2 — шкала; 3 — третная стропка; 4 — полубензели; 5 — зарубка на ноке рейка

 

Реек (рисунок 12.13) изготовляется из сосны или ели длиной 4,3 м. Оконечности рейка называются ноками. Ноки имеют зарубки, с помощью которых полубензелями растягивается верхняя шкаторина. паруса. Для прочности на реек наложена дубовая желобообразная планка, называемая шкалой. Шкала крепится к рейку в трех местах полубензелями. На одной трети от переднего нока рейка укреплена третная стропка для соединения рейка с ракс-бугелем. Она изготовляется из стального оцинкованного гибкого троса и обшивается кожей. При подъеме паруса третная стропка очком надевается на гак ракс-бугеля.

Парус изготовляют из лучших сортов парусины, имеющей водоупорную пропитку. Разрезной парус состоит из двух парусов — фока и кливера площадью 14,6 и 5,8 м2. Паруса сшиты из отдельных полотнищ двойным швом. Передняя, задняя, верхняя и нижняя кромки парусов, называемые шкаторинами, окантованы тросом пологого спуска — ликтросом. Ликтрос пришивается к лицевой стороне паруса целым концом и имеет один сплесень, располагаемый в месте, где парус испытывает наименьшее напряжение — вверху. Углы парусов испытывают наибольшее натяжение, поэтому дополнительно укреплены кусками парусины — бантами и полосами из парусины — боутами, нашитыми с двух сторон паруса.

Верхние передний угол фока и задний угол кливера называются бензельными. Верхний передний угол кливера называется передним нок-бензельным углом, задний угол фока — задним нок-бензельным углом. Передние нижние углы фока и кливера называются галсовыми, задние — шкотовыми.

Рисунок 12.14 - Устройство для подъема разрезного фока: 1- ликтрос; 2 - слаблинь; 3 - третная стропка; 4 - ракс-бугель; 5 - фал; 6 – полубензель

По всей длине верхней шкаторины фока и кливера пробиты отверстия — люверсы, по краям обметанные ниткой или окованные латунью. Через люверсы верхних углов паруса вяжутся полубензели, которыми парус растягивается по рейку; через остальные люверсы продет слаблинь, прихватывающий парус к рейку по всей длине верхней шкаторины.

В нижней части паруса параллельно нижней шкаторине пробиты у фока два ряда, а у кливера один ряд люверсов, через которые пропущены короткие (до 60 см) отрезки линя — риф-штерты для уменьшения площади парусов в свежую погоду. Риф-штерты крепятся к парусу с помощью узлов, завязанных на риф-штертах с обеих сторон паруса вплотную к нему (рисунок 12.15). В районе люверсов с обеих сторон паруса нашиты риф - банты.

К шкаторине заднего нок-бензельного угла фока пришит Военно-морской флаг, а ниже — флюгарка размером 30 х50 см. Поверх бантов к заднему нок-бензельному углу с обеих сторон цришиты четырехугольники парусины размером 30x30 см с цифровым позывным (номером) шлюпки черного цвета.

Все нижние углы паруса для крепления галсов и шкотов имеют кренгельсы — петли из троса, в которые введены металлические оцинкованные круглые коуши, предохраняющие кренгельсы от перетирания (рисунок 12.16).


Рисунок 12.15 – Закрепление

риф-штертов: 1 — парус; 2 — риф-бант; 3 — узел; 4 — риф-штерт

 

Кренгельсы на уровне риф-штертов служат для переноса галсов и шкотов при взятии рифов.

Рисунок 12.16 - Крепление кренгельса к парусу:

1 - ликтрос; 2 - бант; 3 - полотнище; 4 - люверс; 5 - кренгельс; 6 - коуш; 7 - обшивка ликтроса (хлопчатобумажные нитки)

 

Галсы (растительные тросы окружностью 25 мм и длиной 125 см) обтягивают и крепят галсовые углы паруса. Галс фока называется фока-галсом, галс кливера — кливер-галсом.

Шкоты (тросы окружностью 30 мм) служат для управления парусами. Они крепятся серединой к кренгельсам шкотовых углов и в зависимости от паруса называются фока-шкотами или кливер-шкотами. Фока-шкоты имеют длину 15 м, кливер-шкоты — 9 м.

Рисунок 12.17 - Рангоутный чехол: 1 - люверсы; 2 - сшитая часть чехла; 3 - петли (стропки)

 

Рангоутный чехол (рисунок 12.17) выкраивается из парусины в виде прямоугольника, большая сторона которого на 25 см длиннее рейка. Со стороны, обращенной к корме шлюпки, чехол на 7з длины сшит. Вдоль несшитых краев симметрично пробиты люверсы.
Для быстрой расшнуровки удобно применять не штерт, а ряд стропок, вплесненных в люверсы одной из кромок чехла. Длина стропок несколько больше расстояния между люверсами. Чехол шнуруется одновременно с обоих концов.

В рангоутном чехле хранится парус с рейком, галсами и шкотами.

Чтобы не пачкать парусину, все снасти шлюпочного такелажа делают из бельного пенькового или сизальского троса. На концы снастей накладывают марки. Для уменьшения растягивания снастей трос, из которого выделываются снасти, предварительно вытягивают.

Концы снастей, которые вплесниваются в коуши или пропускаются через блоки, делают тоньше (с них удаляют часть каболок в каждой пряди). Все стальные стропки и части снастей, в которые введены коуши и блоки, обшивают юфтовой кожей.

Литература: [14]: с.10-35, 40-54; [7]: с. 507-530.

Вопросы для самоконтроля

1. Устройство шестивесельного яла?

2. Парусное вооружение яла?

3. Перечислите предметы снабжения шестивесельного яла?

4. Рулевое устройство шестивесельного яла?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 448; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.193.232 (0.066 с.)