Анализ доходов государственного бюджета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ доходов государственного бюджета



Формирование государственных доходов осуществляется при самом активном участии государства: оно устанавливает долю чистого дохода общества, централизуемую в бюджете и оставляемую хозяйствующим субъектам, а также концентрирует часть личных доходов населения и другие средства общества.

Государство является собственником части средств производства и, соответственно, прибавочного продукта. В этих условиях значительным источником государственных доходов является доход от государственной собственности. Часть государственных доходов образуется за счет доходов предпринимательского сектора, кооперативных организаций и населения, мобилизуемых налоговой системой государства для удовлетворения общенародных потребностей.

К доходам от государственной собственности относятся:

1) доход государственных предприятий и организаций в виде валового дохода (прибыли), налога на добавленную стоимость, акцизов, таможенных доходов;

2) доходы от государственного имущества (от государственного жилого фонда, земли, лесов, водных угодий, других природных ресурсов, средства от разгосударствления и приватизации государственной собственности);

3) доходы от платных услуг, оказываемых государственными учреждениями и организациями (регистрационные сборы, сборы за поверку, клеймение и экспертизу мер и измерительных приборов, плата за анализ и клеймение изделий из драгоценных металлов) и плата за нехозяйственные услуги (государственная пошлина, сбор дорожной полиции, заявочный сбор на товарные знаки);

4) специальные средства бюджетных учреждений, включающие арендную плату за помещения, доходы подсобных предприятий и др.

Государственные доходы имеют своим источником национальный доход, а финансовые ресурсы мобилизуются при распределении и перераспределении всей суммы валового общественного продукта. Покрытие государственных расходов обеспечивается совокупностью всех финансовых ресурсов государства.

Проанализируем доходы государственного бюджета Республики Казахстан за несколько последних лет.

2010 г. – 1004,6 млрд. тенге

2011 г. – 1286,7 млрд. тенге

2012 г. – 1752,7 млрд. тенге

2013 г. – 2163,8 млрд. тенге

2014 г. – 2887,8 млрд. тенге

2015 г. – 2981,3 млрд. тенге

Доходная часть государственного бюджета состоит из налоговых поступлений, неналоговых поступлений, поступлений от продажи основного и поступлений трансфертов. Структура доходов бюджета за 2010-2015 гг. отражена в таблице 1.

 

Таблица 1 - Структура доходов бюджета за 2010-2015 гг. (в млн. тенге)

            (план на 1 сентября)
Налоговые поступления 947 251 1 186 137 1 654 679 2 036 479 2 356 040 2 823 556
Неналоговые поступления 44 813 81 500 66 036 54 764 181 067 64 143
Поступления от продажи основного капитала 12 502 19 096 32 010 72 583 92 686 93 608
Поступления трансфертов         258 045 466 525
Примечание: Составлено автором на основании данных Справки по государственному, республиканскому и местным бюджетам за 2003-2011 годы Министерства финансов РК

 

Согласно таблице поступление трансфертов в 2010-2012 гг. в государственный бюджет не осуществлялось, в 2013 году составило 2 млн. тенге, в 2014 г. – 258045 млн. тенге, а согласно плану на 1 сентября 2015 г. составило 466 525 млн. тенге.

В приложении 1 приведён структурный анализ доходов государственного бюджета по годам, из которого можно сделать вывод, что доля налоговых поступлений уменьшается из года в год, так если налоговые поступления в 2010 году составляли 95% доходов госбюджета, в 2011 – 93%, в 2012, 2013 – 94%, то в 2014 – 82%, а в 2015 - 81%. Если доля поступлений от продажи основного капитала меняется несущественно, то поступления трансфертов растут начиная с 2013 года.

Проведём анализ динамики налоговых поступлений в бюджет за 2010-2015 гг.

 

 

 

Рисунок 2 - Динамика налоговых поступлений в государственный бюджет в период 2010-2015 гг.

 

Рисунок 2 наглядно демонстрирует рост налоговых поступлений в госбюджет, так с 2003 года они выросли более чем в 3 раза. Если проанализировать прирост за последние 3 года, то данные будут выглядеть следующим образом: в 2013 г. по сравнению с 2012 г. прирост налоговых поступлений составил 23%, в 2014 г. по сравнению с предыдущим годом прирост налоговых поступлений составил 16%, согласно плану на 1 сентября 2015 г. прирост налоговых поступлений по сравнению с 2014 годом составит 20%.

В своём Докладе по итогам исполнения бюджета за первое полугодие 2015 года и задачах на второе полугодие Министр финансов Республики Казахстан Жамишев Б.Б. отметил, что поступления в государственный бюджет без учета внешних займов составили 1 600,7 млрд. тенге (98,1% к плану на отчетный период), в т.ч. доходы составили 1 599,0 млрд.тенге, или 98,2%. При запланированном дефиците 169,0 млрд. тенге, фактически этот показатель сложился на уровне 112,2 млрд. тенге. По сравнению с аналогичным периодом 2014 года темп роста доходов государственного бюджета составил 121,7%, недопоступило 29,5 млрд.тенге (план – 1 628,5 млрд.тенге)[6]

Доходная часть бюджета в основном обеспечена за счет поступлений корпоративного подоходного налога, таможенных платежей и налогов, а также гарантированного трансферта из Национального фонда.

Корпоративного подоходного налога в бюджет поступило 407,3 млрд.тенге с перевыполнением на 6,7 млрд.тенге от установленного плана (доля поступлений от общего объема налоговых поступлений составляет 34,1%), в сравнении с аналогичным периодом 2014 года поступление увеличилось на 92,0 млрд. тенге.

Примечательна динамика поступления КПН. Как известно согласно законодательству в 1 квартале, т.е. до сдачи декларации, налогоплательщики уплачивают КПН исходя из среднемесячного поступления за прошлый год, а со второго квартала – исходя из предполагаемой прибыли на текущий год. Поэтому сохранение положительной динамики поступлений КПН во втором квартале свидетельствует о том, что бизнес, в целом, позитивно настроен в оценке своей прибыльности до конца года.

На объем поступлений таможенных платежей и налогов в значительной мере влияет объем импорта, а также начиная с мая месяца 2015 года поступления платежей от экспорта нефти, рост которых составил 116,2 % и сложился в сумме 17,2 млрд. долл. США (по оперативным данным), что на 2,4 млрд. долл. США больше, чем в аналогичном периоде прошлого года (за январь-июнь 2014 года – 14,8 млрд. долл. США). Темп роста поступлений таможенных платежей и налогов по сравнению с аналогичным периодом 2014 года составил 117,1%, на него повлияло увеличение доли товаров, оформляемых по низким ставкам вследствие снижения средневзвешенных ставок таможенного тарифа, что отразилось на суммах перечислений в бюджет. Фактически в бюджет поступило 325,7 млрд. тенге, что на 47,7 млрд. тенге больше по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. По экспортной таможенной пошлине за полугодие в бюджет поступило 35,6 млрд. тенге.

Несмотря на положительный прирост поступлений, план по таможенным платежам и налогам не исполнен на сумму 40,6 млрд. тенге, что связано со снижением темпов инвестиционного импорта, в т.ч. строительных материалов и строительной техники.

Далее, уже по итогам 7 месяцев 2015 года таможенных платежей и налогов в бюджет поступило 445,8 млрд. тенге, или 100% от плана на отчетный период, значительное поступление сложилось в июле по экспортной таможенной пошлине - 60 млрд. тенге.

Поступления НДС на товары внутреннего производства составили 65,9 млрд. тенге (по сравнению с аналогичным периодом 2014 года уменьшились на 20,8 млрд. тенге), что объясняется ростом сумм возврата по нулевой ставке. Так за январь-июнь 2015 года возмещено 110,5 млрд. тенге, что на 38,2 млрд. тенге больше аналогичного периода прошлого года. Слайд 2.

По состоянию на 1 июля 2015 года сумма, подлежащая возврату по НДС по нулевой ставке, составила 233,5 млрд. тенге, или выросла на 75,8 млрд. тенге с начала года (157,7 млрд.тенге).

Доходы местных бюджетов за первое полугодие 2008 года составили 877,9 млрд. тенге, или 99,8 % к плану. При этом план перевыполнен по индивидуальному подоходному налогу на 7,7 млрд. тенге (106,2%). В общем объеме доходов местных бюджетов доля ИПН составила 15,1%. План по доходам местного бюджета не исполнен по г. Астана (93,2 %), Южно-Казахстанской (97,6%), Западно-Казахстанской (99,5%) и Атырауской областей (98,9%).

Согласно данных Министерства финансов, за 9 месяцев 2015 года поступления в республиканский бюджет составили 2 013,8 млрд.тенге (без учета поступления займов) и исполнены на 100,7% к плану на отчетный период. В том числе доходы исполнены соответственно на 2 003,4 млрд.тенге, 100,4%.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.007 с.)