Доходы и расходы населения Беларуси 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Доходы и расходы населения Беларуси



Денежные доходы населения вкл-ют оплату труда всех категорий насел-я, пенсии, пособия, стипендии и др.соц трансф-ты; поступления от продажи продуктов с/х; доходы от собств-ти в виде % по вкладам, цен бум, дивидендов; доходы лиц, занятых предприним-кой деят-тью; доходы от продажи иностранной валюты и др. Реальные денежные доходы — это денежные доходы, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги. Оплата труда включает фонд заработной платы (все начисления организациями суммы заработной платы в денежной и натуральной формах за выполненную работу и отработанное время, выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, оплату за неотработанное время и другие выплаты, включаемые в состав фонда заработной платы), прочие выплаты и расходы, не учитываемые в составе фонда заработной платы оплату труда, полученную из-за границы, а также доходы от предпринимательской деятельности.Трансферты населению включают все виды получаемых населением пенсий, пособий, стипендий и других текущих трансфертов населению (выигрыши по лотереям, страховые возмещения, возмещения расходов по обеспечению инвалидов и участников войны средствами передвижения (специальные автомобили, мотоколяски), возмещение расходов на горючее, запчасти и ремонт средств передвижения, возмещение материального и морального вреда, выплаты льгот и компенсаций населению, пострадавшему в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС и так далее)
Доходы от собственности включают проценты по депозитам населению в национальной и иностранной валюте, дивиденды по акциям и доходы от других форм участия в собственности организации и прочие доходы от собственности (доходы населения от использования (сдачи в наем) имущества, находящегося в собственности, доходы от инвестиций, полученных физическими лицами из-за границы).Прочие доходы включают доходы от продажи продукции сельского хозяйства, официально не учтенные доходы от индивидуальной предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, и прочие поступления (сальдо полученных и отправленных населением денежных переводов, поступления от продажи товаров через магазины комиссионной торговли, поступления от продажи лома черных и цветных металлов, макулатуры и прочего вторичного сырья). Денежные расходы и сбережения населения включают расходы на покупку товаров и оплату услуг, обязательные платежи и добровольные взносы (налоги и сборы, платежи по страхованию, взносы в общественные организации, проценты, уплаченные за предоставленные кредиты и др.), изменение задолженности по кредитам, покупку иностранной валюты, накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах. В целом уровень достижения рациональных норм и нормативов потребления на душу населения по большинству товаров составляет около 60—70 %. Высокая доля потребления продуктов питания (около 50 %) в общем объеме потребления обычно ассоциируется с низким уровнем жизни населения. По данным международной статистики, нормой считается уровень расходов на питание в структуре потребительских расходов, не превышающий 30 %. Сложно дать достоверную оценку уровня жизни населения без учета уровня пенсионного обеспечения, поскольку к категории пенсионеров относится четверть жителей страны. Основная суть этой одной из самых острых социальных проблем — низкие пенсии, не удовлетворяющие социальных потребностей пенсионеров, незначительная дифференциация их размеров, высокий тариф страховых взносов при недостаточности средств для финансирования пенсий приемлемого уровня.

50.Соц политика РБ и направл ее совершенствования.

Разработка и реализация направлений социальной политики осуществляются государственными органами, научными институтами и общественными структурами на основе социального императива, ключевых проблем повышения благосостояния населения и развития человеческого потенциала, принципов и приоритетов общеэкономической политики государства (Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001—2005 годы и Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь до 2020 года)..

Социальная политика в ближайшие годы должна быть направлена прежде всего на решение острых социальных проблем, которые определяют социальную безопасность государства. Необходимо: предотвратить обнищание населения и решить проблему бедности; снизить дифференциацию доходов населения; обеспечить повышение заработной платы, от которой зависит в конечном счете решение всех других социальных проблем; повысить уровень минимальных социальных стандартов — МПБ, БПМ, МЗП и других; улучшить положение в пенсионном и социальном обеспечении населения; не допустить дальнейшего ухудшения в отраслях социальной сферы.

Главной целью социальной политики является обеспечение стабильного роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала. При этом государство должно предоставить каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи, полностью выполнить социальные обязательства перед пенсионерами, инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными и другими малообеспеченными слоями населения и др.

В соответствии с поставленной целью основными направлениями социальной цолитики должны стать:

• создание условий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей;

• обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на действующих и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики, организации систем подготовки и переподготовки кадров и др.; • обеспечение общего роста денежных доходов населения и создание условий для повышения их реального содержания и справедливого распределения;

• повышение роли оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда;

• постепенное приближение минимальных и других фиксированных доходов к бюджету прожиточного минимума (в перспективе — к минимальному потребительскому бюджету) на основе опережающего по сравнению с ростом цен повышения размеров минимальных социальных гарантий в области доходов;

• содействие росту доходов от самозанятости и предпринимательской деятельности, формированию среднего класса как фактора социальной стабильности в обществе;

• улучшение социального обеспечения нетрудоспособных граждан на основе реформирования пенсионной системы и социального страхования;

• снижение уровня малообеспеченности и имущественной дифференциации населения;

• повышение степени защиты социально уязвимых групп населения за счет усиления адресной помощи малообеспеченным гражданам, рационализации системы льгот.

 

 


 

51 .Тенденции и факторы международной экономической интеграции.

XX век - это век роста международных экономических свя­зей во всех формах: торговля товарами и услугами, экспорт-им­порт капиталов, производственное кооперирование, междуна­родное разделение труда, научно-техническое взаимодействие, миграции рабочей силы и т. д. Международная экономическая интеграция обусловлена рядом объективных факторов, среди которых важнейшее значение имеют:

■углубление международного разделения труда, специали­зация и кооперация производства; ускорение научно-технического прогресса, развитие и внедрение информационных технологий; расширение региональных группировок; формирование региональных рынков; интернализация хозяйственной жизни; создание транснациональных корпораций и финансово-промышленных групп.

После обретения независимости в 1991 году Беларусь впер­вые стала полноправным субъектом международного права. Первой попыткой реализовать право белорусской нации на са­моопределение стало провозглашение независимости Белорус­ской Народной. В 1919 году возникла — Белорусская Советская Социалистическая Республи­ка. После вступления БССР в состав СССР ее внешнеполитические полномочия были факти­чески прекращены и возобновились в 1944 году. После разгрома нацистской Германии Бела­русь стала одним из соучредителей ООН с обладанием права собственного голоса. Принимая активноеучастие в работе системы ООН, Беларусь еще до объ­явления независимости стала участницей подавляющего боль­шинства международных конвенций, договоров и соглашений.

Республика имеет большое количество дипломатических представительств в разных странах мира, в том числе посольства, постоянные представительства при международных организациях, гене­ральные консульства, консульства.

Беларусь считает приемлемой лишь такую модель международныхотношений, которая характеризуется многополярностью, неоспоримым авторитетом международного права, недо­пустимостью дискриминации и вмешательства во внутренние дела отдельных наций. Внешняя политика РБосновывается на следующих принципах:

• соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права; соразмерность внешнеполитических целей потенциалу государства; повышение эффективности инструментов защиты госу­дарственного суверенитета и нацио­нальной экономики в условиях глобализации; добровольность вхождения и участия в межгосударст. образованиях; и др.

Стратегические цели РБ на международ­ной арене — защита государственного суверенитета и террито­риальной целостности; защита прав, свобод и законных инте­ресов граждан, общественных и государственных интересов.

Основными задачами внешней политики РБ являются:

• содействие построению стабильного, справедливого, де­мократического миропорядка, базирующегося на общепри­знанных принципах международного права;

• равноправная интеграция РБ в миро­вое пространство;

• создание благоприятных внешних условий для повышения уровня благосостоя­ния народа, развития политического, экономического, интел­лектуального и духовного потенциала государства;

• формирование добрососедских отношений с сопредель­ными государствами;

• обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан РБ за границей;

• содействие реализации прав интересов этнических белорусов, выходцев из РБ и лиц, идентифицирующих себя как бе­лорусы, проживающих за пределами ее территории; и др.

 


 

52. Формы эконом.интеграции Беларуси со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Одним из важных приоритетов внешней политики Бела­руси являются отношения с государствами-партнерами по СНГ и интеграционные про­цессы на пространстве этого Содружества. Помимо Российс­кой Федерации, ключевыми экономическими партнерами из числа государств СНГ для нашей страны являются Украина, Казахстан, Молдова, Азербайджан. Экономики бывших со­ветских республик отличались высокой степенью интегрированности даже в сравнении с европейским союзом. Промышленность республики сконцентрирована на крупных предприятиях, про­изводственные мощности которых были рассчитаны на выпуск продукции в больших объемах, удовлетворяющих потребности республик бывшего Советского Союза. Это в дальнейшем и предопределило интеграционные направления развития Рес­публики Беларусь.

В декабре 1991 г. руководители трех государств - Респуб­лика Беларусь, Российская Федерация, Украина - подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств, которое объявило о прекращении существования СССР как субъекта международного права и геополитической системы и об образовании СНГ. Участниками СНГ стали Беларусь, Ка­захстан, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Молдова, Украина и др.

Объективными причинами образования СНГ являлись следующие:

- страны, входящие в СНГ, взаимосвязаны и взаимозави­симы в силу того, что долгий период времени находились в од­ном государстве; страны СНГ совместно обладают большими природными, человеческими и экономическими потенциалами, что дает им конкурентное преимущество. - выгодное геополитическое положение: например, по территории СНГ проходит самый короткий путь из Европы в Юго-Восточную Азию; — относительно дешевая в мировых рамках рабочая сила и др.

Стратегическими целями экономической интеграции стран СНГ являются: использование международного разделения труда; специализация и кооперирование производства; повышение уровня и качества жизни населения стран, входящих в союз. Одновременно решались некоторые вопросы по таможенному оформлению и контролю, транзита природного газа, нефти и нефтепродуктов, согласования тарифной политики в различных отраслях, разрешения хозяйственных споров на территории стран. Следует отметить, что темпы развития экономической интегрированности несколько уступают вышеизложенным процессам. Следует отметить, что основными причинами, сдерживаю­щими интеграционные процессы внутри Содружества, являются:

- различные модели социально-экономического развития стран; - разная степень рыночных преобразований; неконкурентоспособность ряда крупных предприятий в странах; несогласованность проводимой отдельными странами та­моженной, налоговой политики и т. д.

В 2003 г. подписано Соглашение о создании Еди­ного экономического пространства (ЕЭП) на территории Бе­ларуси, России, Казахстана, Украины, которое в свою очередь должно стать базой для возможного будущего межгосударствен­ною объединения - Организации региональной интеграции. В рамках СНГ образованы и функци­онируют и другие субрегиональные объединения: Центральноазиатское экономическое сообщество,

ГУУАМ — неформальное объединение Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана, Молдовы.

 


 

53. Перспективы сотрудничества Беларуси с зарубежными странами вне СНГ.

Республика Беларусь проводит многовекторную внешне­экономическую политику, направленную на укрепление роли страны в мировом сообществе, расширение и закрепление пер­спективных рынков для отечественных товаров и услуг. Созда­на развитая договорно-правовая база международного сотруд­ничества. В 2005 г. Беларусь осуществляла внешнеторговое сотрудничество более чем со 150 странами мира.

Важнейшей тенденцией динамики географической структу­ры внешней торговли Беларуси является все большая ориента­ция торговых потоков на страны вне СНГ. К основным тор­говым партнерам Беларуси вне СНГ относятся государства, имеющие товарооборот с нашей страной более 100 млн дол. США в год. Таких государств в 2004 г. было более 15, в том числе Германия, Великобритания, Польша и Нидерланды с товаро­оборотом более 1 млрд дол. США.

Еще несколько стран вне СНГ (Австрия, Словакия, Финляндия, Ис­пания, Румыния, Турция, Швейцария, Республика Корея, Норвегия, Тайвань (в составе Китая)) имели в 2004 г. объем товарооборота с Республикой Беларусь менее 100 млн дол.

Одним из приоритетных направлений внешнеэкономической политики РБ является Европейский союз, что обусловлено совокупностью экономических, исторических, политических и культурных факторов. Торговля со странами ЕС не только служит для Беларуси денежным источником поступления твердой валюты, но и позволяет привлечь новейшие инновации и технологии, инвестиционные ресурсы, необходимые для модернизации и переоснащения белорусских предприятий.

Следует отметить, что в последние годы, несмотря на значительные политические затруднения, торговля с Евросоюзом развивается достаточно устойчиво. Увеличивается положитель­ное сальдо торгового баланса за счет роста экспорта белорус­ских товаров в страны ЕС. Беларуси удалось добиться некоторо­го смягчения антидемпинговых санкций ЕС в отношении ряда своих товаров.

Вместе с тем расширению интеграционных связей нашей страны с ЕС препятствуют применяемые им импортные квоты и меры в отношении текстильной, химической и металлургической промышленности. Санитарные и фитосанитарные защитные меры ЕС также серьезно затрудняют пос­тупление на европейский рынок белорусской сельскохозяй­ственной продукции.
Важными торговыми партнерами республики являются страны Азии. Особый интерес для расширения внешнеэкономических связей Беларуси представляют страны Африки. Из африканских стран наибольший товаро­оборот приходится на Египет и Марокко.
На американском континенте основными торговыми парт­нерами Беларуси являются США и Бразилия.
Совершенствование внешнеэкономических связей Респуб­лики Беларусь со странами, не входящими в СНГ, должно быть направлено на наращивание экспорта наукоемкой, высокотех­нологичной продукции с низкой материале- и энергоемкостью, а также на расширение сферы услуг. В связи с этим важнейшим направлением внешнеэкономической деятельности является привлечение иностранных инвестиций в перспективные высокотехнологичные экспортоориентированные и импортозамещающие производства. Важную роль при­званы сыграть свободные экономические зоны.
Интеграция Беларуси в систему мирохозяйственных связей будет способствовать ее вступлению во Всемирную торговую ор­ганизацию. Это позволит развивать внешнеторговые отно­шения с другими странами на долговременной стабильной ос­новее.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 475; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.62 (0.029 с.)