Особенности проведения денежно-кредитной политики в республике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности проведения денежно-кредитной политики в республике



Денежно-кредитная политика представляет собой часть, один из элементов общей экономической политики и определяется приоритетами и целями правительства.

ДКП – система мер с помощью которых НБ воздействует на рынок денег и на функционирование экономики.

Объект ДКП – спрос и предложение на ден. рынке, субъект ДКП – банки (НБ и КБ)

Цели ДКП:

1) конечные цели ДКП — это глобальные макроэкономические цели, которые являются постоянными для экономики. Это сдерживание инфляции, достижение полной занятости, роста объема производства, равновесия ПБ;

2) промежуточные цели ДКП — более доступные цели, которые ставятся при проведении ДКП. Это денежная масса, ставка %, валютный курс;

Методы:

· учетная политика операции на открытом рынке

· резервные нормы (обязательная норма вкладов КБ в НБ с целью ограничения кредитования)

· установление ориентиров (промежуточных целей).

Плюсы и минусы:

+ быстрота принятия решений;

- осложняет проведение кредитно-денежной политики, так как запаздывание результата может ухудшить экономическую ситуацию в стране.

Типы ДКП:

- кредитная экспансия,дешевые деньги, (увеличение кредитования, снижение проц. ставок.Цели – стимулирование ден. активности и эк. роста, сокращение безработицы)

- кредитная рестрикция, дорогие деньги (ограничение эмиссии, повышение уровня проц. ставок.Цели – сдерживание инфляции, улучшение сальдо ПБ)

 

 

84 Финансовая система страны

Финансовый сектор в выполняет функции расчетного центра и с помощью различных финансовых инструментов обеспечивает доступ заемщиков к финансовым ресурсам, что сопровождается трансформацией временной структуры финансовых активов. Оценивая финансовое состояние заемщиков и эффективность финансируемых проектов, финансовый сектор осуществляет также распределение рисков в экономике.

Финансовая система - совокупность экономических отношений, проявляющихся в процессе образования, распределения и использования денежных средств в качестве финансовых ресурсов в экономике.

Финансовые ресурсы - доходы всех звеньев экономики, начиная от предприятий и кончая государственными органами. В широком смысле к финансовым ресурсам относят и кредитные ресурсы банков.

Вся совокупность финансовых ресурсов делится на централизованные которые концентрируются в госбюджете и во внебюджетных централизованных фондах, и децентрализованные, представленные финансовыми ресурсами предприятий, населения.

Финансы хозяйствующих субъектов – совокупность финансовых связей между юридическими лицами юридическими лицами и государством, юридическими лицами и физическими лицами (населением).

Финансы населения − доходы семей, различные виды расходов и сбережений населения.

Финансовая политика – совокупность целей, средств их реализации и мероприятий по обеспечению эффективной мобилизации финансовых ресурсов, их перераспределения и использования для выполнения государством своих функций.

Бюджет – основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития страны или соответствующих административно-территориальных единиц.

Бюджетный процесс – регламентированная законодательством деятельность государственных и местных органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению государственного и местных бюджетов.

Основные цели бюджетной системы:

· обеспечение стабильности и предсказуемости бюджетной системы;

· прозрачность бюджетов всех уровней;

· снижение долговой нагрузки на экономику;

· реформа межбюджетных отношений.

 

85 Государственный бюджет

Государственный бюджет как экономическая категория характеризует совокупность денежных отношений, возникающих при образовании, расходовании и использовании основного централизованного фонда денежных средств государства.По своей внешней форме государственный бюджет является основным финансовым планом государства.

Функции государственного бюджета: распределительная, контрольная, регулирующая.

Доходная часть бюджета:

ü налоги

ü доходы от реализации государственной собственности (доходы от приватизации, продажи пакетов акций принадлежащих государству компаний, и др);

ü доходы от деятельности государственных предприятий;

ü взносы, пошлины, сборы, штрафы и другие неналоговые доходы

Бюджетные расходы подразделяются по социально-экономическому назначению на:

ü расходы на оборону;

ü на социально- экономические цели;

ü на финансирование народного хозяйства;

ü на государственное управление; - на науку и образование и т.д.

Бюджетный процесс

Составление госбюджета является функцией Министерства финансов, которое опирается на разработки министерств и аналитических служб..

Порядок разработки и утверждения госбюджета - законодательно утвержденная процедура.

Стадии бюджетного процесса:

1. составление проекта бюджета

2. рассмотрение и утверждение

3. исполение бюджета – совокупность мероприятий направленных на полное и своевременное поступление доходов в бюджет и своевременное осуществление расходов.

4. составление отчетов о исполнении бюджетов и их утверждение

Приоритетные направления бюджетной политики:

− реструктуризация и оптимизация бюджетных расходов с их концентрацией на решении ключевых социально-экономических задач;

− проведение целенаправленной политики управления государственным долгом;

− совершенствование бюджетного процесса, эффективное взаимодействие республиканского и местных бюджетов при их формировании и исполнении;

− дальнейшая унификация бюджетного законодательства Республики Беларусь с законодательством Российской Федерации в рамках создаваемого Союзного государства.

 

 

86 Налоговая система страны и её совершенствование

Налог – принудительно изымаемые государством или местными органами власти средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций.

Налоговая система – совокупность всех взимаемых в государстве налогов,

Элементы налоговой системы:

· система налогов

· налоговый механизм

· Принципы построения налоговой системы:

ü эффективность налогообложения;

ü обязательность;

ü определенность;

ü удобство для налогоплательщика;

ü экономичность (затраты на осуществление сборов должны быть меньше суммы сборов)

ü пропорциональность;

ü стабильность;

ü оптимальность (с точки зрения выбора источника налогооблажения);

ü стоимостное выражение;

ü единство.

Правовая основа в РБ – Налоговый Кодекс и закон «О налогах и сборах»

Система налогов:

· республиканские налоги

· местные налоги (налог на владение собак, курортный и др)

Направления совершенствование налоговой системы страны и налоговой политики правительства:

- оптимизация налоговой структуры за счет снижения высокой доли косвенных налогов;

- уменьшение количества мелких отчислений и сборов в целевые фонды;

- упорядочение регистрационных, лицензионных и других целевых сборов;

- усиление налоговой поддержки научно-исследовательских, опытно-конструктор­ских и опытно-технологических разработок в негосударственных секторах экономики;

- налоговое стимулирование долгосрочных доходов от прироста капитала в инвестиционных фондах и долгосрочных инвестиций.

 

87 Валютная система страны

Валютная система – форма организации валютных отношений, исторически оформленная и законодательно закрепленная.

Элементы валютной системы:

- нац. валюта;

- регулирование вал.ликвидности;

- выбор режима курса нац. валюты;

- введение вал.ограничений;

- регулирование конвертируемости нац. валюты;

Задачи вал.политики:

1. эффективное обслуживание платежей;

2. создание благоприятных условий для развития производства;

3. содействие расширению междунар. ден. отношений.

4. перемещение капитала и др. ресурсов между странами;

5. решение проблем, связанных с безработицей и инфляцией.

Цели валютного регулирования в РБ:

ü стабильность ПБ и нац. валюты;

ü устойчивое развитие экономики и эк. рост

Методы регулирования валютного курса:

- вал.интервенции (НБ осуществляет в большом объеме покупку/продажу ин. валюты на бирже с целью установления желаемого курса);

- дисконтная политика (изменение ставки рефинансирования);

- протекционные меры (вал.ограничение)

- двойной вал. рынок (несколько вал.курсов НБ)

- девальвация/ревальвация;

- диверсификация золотовал. резервов (золотовал. резервы в разных валютах)

- регулирование вал.рынка;

- вал.кредит.

Функции НБ в вал.регулировании: установление курсов валют, регулирование порядка проведения вал. операций; регулирование обращения валют и др.

Вал.контроль – деятельность органов вал. контроля, направленных на обеспечение субъектами хозяйствования вал. законодательства. Органы вал.контроля: Совет Министров, НБ, КГК, Гос. тамож. комитет.

Совершенствование вал.регулирования:

ü усиление единства целей

ü усиление активизации органов вал.регулирования;

ü переход к эк. мерам вал.регулирования;

ü либерализация вал.законодательства.

 

 

88 Особенности валютного регулирования и валютный контроль в РБ

Валютное регулирование – деятельность государственных органов (органов валютного регулирования) по установлению порядка обращения валютных ценностей, в том числе правил владения, пользования и распоряжения ими.

Валютный контроль – деятельность органов валютного контроля и агентов валютного контроля, направленная на обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами требований валютного законодательства Республики Беларусь.

Основными направлениями валютного контроля являются:

- определение соответствия проводимых валютных операций валютному законодательству;

- обеспечение контроля за перемещением иностранной валюты и иных валютных ценностей через таможенную границу Таможенного союза;

- предотвращение легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и иной экстремистской деятельности;

- проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям;

- анализ данных учета, отчетности и информации по валютным операциям.

Цели валютного регулирования в РБ:

ü стабильность ПБ и нац. валюты;

ü устойчивое развитие экономики и эк. рост

Функции НБ в вал.регулировании: установление курсов валют, регулирование порядка проведения вал. операций; регулирование обращения валют и др.

Вал.контроль – деятельность органов вал. контроля, направленных на обеспечение субъектами хозяйствования вал. законодательства. Органы вал.контроля: Совет Министров, НБ, КГК, Гос. тамож. комитет.

Совершенствование вал.регулирования:

ü усиление единства целей

ü усиление активизации органов вал.регулирования;

ü переход к эк. мерам вал.регулирования;

ü либерализация вал.законодательства.

 

89 Социальная политика: сущность, принципы, направления и механизмы реализации

Социальная политика - деятельность государства и общественных институтов по выработке и достижению комплекса целей по социальному развитию, преобразованию социальной структуры и социальных отношении и обществе: росту доходов и потребительской способности населения, повышению качества различных сторон жизнедеятельности, социальной защите граждан страны. Она охватывает вопросы труда, потребления, быта, образования, культуры и искусства, отдыха и охраны здоровья, социального обеспечения, социальной поддержки и защищенности населения.

Социальная политика государства - это система мер, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, улучшением качества житии населения и обеспечением социально-политической стабильности, социального партнёрства в обществе.

Главная цель социальной политики - обеспечение стабильного роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала

Функции социальной политики:

- обеспечение социальной устойчивости и социальной безопасности общества;

- поддержание и стимулирование эк. и соц. активности населения,

- налаживание системы распределения экономических ресурсов и экономического эффекта, которая устроит подавляющее большинство населения;

- помощь гражданам в условиях наступления состояния соц. риска и кризиса.

- обеспечение необходимого и достаточного уровня эколог.безопасности.

Принципы социальной политики:

ü социальная справедливость

ü индивидуальная и социальная ответственность

ü социальная солидарность и партнерство

ü равенство возможностей каждого в получении соц. благ и услуг

ü социальные гарантии

Составляющие социальной политики:

· Политика обеспечения занятости

· Политика регулирования доходов населения

· Политика социальных гарантий

· Политика социальной защиты

· Политика защиты здоровья и экологической безопасности населения

Приоритетные направления социальной политики государства

- сфера доходов и личного потребления семей

- сфера общественного благосостояния

- сфера воспроизводства населения, рабочей силы и занятости

- поддержка уязвимых слоев населения

- развитие отраслей социальной инфраструктуры.

Объектом социальной политики могут быть как отдельные граждане, так и их группы, объединённые конкретными связями и отношениями.

Субъектами социальной политики являются те, кто активно взаимодействует в социальной сфере, определяет цели, задачи, приоритеты и нормативно-правовую базу социальной политики и реализует её

Для достижения поставленной цели необходимо:

- обеспечить рост доходов населения в соответствии с его трудовым вкладом и располагаемым им капиталом

- предотвратить социальное иждивенчество;

- создать эффективный механизм социальной защиты населения;

- обеспечить социальную стабильность;

- формировать здоровый образ жизни,

 

 

90 Особенности формирования социальной политики на этапе перехода к рыночной экономике

Социальная политика в переходной экономике - это комплекс социально-экономических мер государства предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, Основные черты переходной экономики как особенного ее состояния по сравнению с состоянием той или другой, но определенной ступени обусловлены в целом характером изменений в этот период. Важнейшая для социальной сферы черта - характерная неустойчивость переходной экономики. Дело в том, что во всякой системе в процессе ее функционирования постоянно происходят различные изменения. Но они выступают как своеобразное средство реализации цели, свойственной данной экономике, средство при-ведения ее именно в устойчивое, равновесное состояние.

Социальная политика в переходный к рынку период должна строиться на трёх основных принципах:

· приоритетности проблем социальной защищенности населения;

· повышении роли личного трудового дохода в удовлетворении социально - культурных и бытовых нужд населения и ликвидации на этой основе иждивенства;

· организации нового механизма финансирования социальной сферы, то есть переходе от государственного патернализма к социальному партнерству.

Важнейшей задачей социальной политики является предназначенная для конкретных групп населения (адресная) социальная поддержка со стороны государства слабо защищенных слоев населения. Эта задача предполагает поддержание оптимальных соотношений между доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов

 

91 Социальные нормативы уровня жизни населения

потребительский бюджет, суммирующий нормативы (нормы) потребления населением материальных благ и услуг, дифференцированные по социальным и половозрастным группам населения, климатическим зонам, условиям и тяжести труда, месту проживания и т. д. Различают минимальный и рациональный потребительские бюджеты. Кроме того, к основным социальным нормативам относятся: минимальная заработная плата и пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице трудоспособных лиц, минимальные трудовые и социальные пенсии для пожилых и нетрудоспособных граждан, инвалидов, минимальные стипендии учащимся, регулярные

В совокупности они образуют систему минимальных социальных гарантий как обязанность государства обеспечить гражданам минимальные размеры оплаты труда и трудовой пенсии, право на получение пособий по социальному страхованию (в том числе по безработице, болезни, беременности и родам, уходу за малолетним ребенком, по малообеспеченности и др.), минимальный набор общедоступных и бесплатных услуг в области образования, здравоохранения и культуры.

Существующие нормативы отражают современные научные представления о потребностях людей в благах и услугах — личных потребностях. Физиологические потребности являются определяющими первого порядка, поскольку выражают потребности человека как биологического существа; в их составе насущными, первичными, выступают потребности в пище, одежде, обуви, жилище, отдыхе, сне, двигательной активности и т. д.

Интеллектуальные потребности касаются образования, повышения квалификации, творческой деятельности, порождаемой внутренним состоянием человека.

Социальные потребности связаны с функционированием человека в обществе — это социально-политическая деятельность, самовыражение, общение с людьми, обеспечение социальных прав и т.д.

Интеллектуальные и социальные потребности относятся к потребностям непервой необходимости и удовлетворяются после того, как наступает определенная степень удовлетворения первостепенных потребностей.

Различаются рациональные (разумные) и иррациональные потребности.Рациональные потреблении благ и услуг, необходимых для поддерживания здорового образа жизни человека и гармоничного развития личности. Иррациональные потребности выходят за рамки разумных норм, Внешней формой проявления личных потребностей выступает спрос населения, хотя и количественно, и качественно он отличается от действительной потребности. Различают общий потребительский спрос, объем и структура которого соответствуют объему потребления населением материальных благ и услуг, и платежеспособный спрос на них, отражающий платежеспособные возможности населения.

потребности общества, обусловленные необходимостью обеспечения условий его функционирования и развития, в том числе производственные, потребности в управлении, обороне, охране окружающей среды и т. д.

 

 

92 Денежные доходы и расходы населения: динамика и структура

Важнейшим социальным индикатором уровня жизни выступают доходы населения – находящиеся в его распоряжении ресурсы в натуральной и денежной формах, получаемые им от своей трудовой деятельности(оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности),

Реальные денежные доходы – показатель, рассчитываемый путём деления номинальных темпов роста денежных доходов населения на индекс потребительских цен на товары и услуги. Располагаемые денежные доходы – денежные доходы населения за вычетом налогов, сборов и взносов.

В республике проводится целенаправленная политика по повышению доходов населения. Высокий рост денежных доходов населения обусловлен ростом з/п на основе сочетания государственных и рыночных механизмов её регулирования, увеличением размеров пенсионных выплат и соц. Пособий, развитием потребительского и жилищного кредитования, расширение предпринимательской деятельности.

Основным источником денежных доходов выступает среднемесячная з/п, уровень которой за 2001-2005 гг. увеличился в 2,1 раза. В 2006-2010 гг. повышение минимальной з/п, а также реализация мер по сдерживанию инфляции позволили обеспечить рост реальной з/п в 1,6 раза. В 2010 году среднемесячная з/п выросла на 15%. Были предприняты целенаправленные меры по либерализации оплаты труда работников коммерческих организаций и ИП, внедрению новых гибких систем оплаты. В 2011 году были предприняты меры по отмене обязательного характера применения Единой тарифной сетки для коммерческих организаций и ИП, использующих труд наёмных рабочих; изменены подходы к тарификации и определению систем оплаты труда; расширены права нанимателей в установлении гибких условий оплаты труда работников.

Весомым структурным элементом денежных доходов населения являются пенсии. В данной сфере политика государства направлена на обеспечение стабильного функционирования пенсионной системы, своевременной выплатой пенсий, поддержание реального уровня. На конец 2010 года в органах по труду, занятости и соц.

Постоянно повышались ежемесячные доплаты к пенсиям детям-инвалидам до 18 лет, инвалидам первой, второй и третьей групп, детям, потерявшим кормильца.

Важным элементом денежных доходов населения являются социальные выплаты (гос. пособия семьям, воспитывающим детей, пособие по безработице, социальное пособие и др.). С 2001 года в дополнение к действующим соц. выплатам была введена система государственной адресной социальной помощи (ГАСП), право на получение которой имели семьи с доходом ниже 50% прожиточного минимума. С 2010 г. социальные пособия предоставляются наиболее нуждающимся семьям и гражданам, среднедушевой доход которых ниже 1,5 БПМ в среднем на душу населения.

ГАСП включает в себя: единовременное социальное пособие, ежемесячное социальное пособие, социальное пособие на оплату технических средств, безналичные жилищные субсидии.

 

 

93 Направления совершенствования социальной политики

 

Разработка и реализация направлений социальной политики осуществляются государственным и органами, научным и институтам и общественными структурам и на основе социального императива, ключевых проблем повышения благосостояния населения и развития человеческого потенциала, принципов и приоритетов общеэкономической политики государства, которые закреплены в стратегических и тактических документах Президента и Правительства страны. На современном этапе приоритеты, цели и задачи, направления и средства их достижения в области социальной сферы определены в Программе соц-эконом. развития РБ на 2011-2015 гг. и Национальной стратегии устойчивого развития РБ до 2020 года.

Главная цель социальной политики – обеспечение стабильного роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала. В соответствии с поставленной целью приоритетными направлениями являются: укрепление здоровья, увеличение рождаемости и ожидаемой продолжительностью жизни населения; обеспечение эффективной занятости населения; повышение з/п; формирование стабильной, финансово устойчивой пенсионной системы, способной противостоять будущим демографических изменениям; дальнейшее развитие интеллектуального и культурного потенциала нации.

Главными задачами соц. защиты населения определены усиление поддержки наиболее нуждающихся граждан и создание условий для повышения уровня их жизни, обеспечение доступности соц. помощи. Достигаются задачи след.путями: выработки действенных мер соц. поддержки семей с рождением и воспитанием детей; усиление адресности оказания соц. помощи; внедрение новых социальных технологий, расширение перечня и повышение доступности социальных услуг; улучшение условий для проживания граждан в стационарных учреждениях.

94 Система прогнозов и программ развития национальной экономики

Прогнозирование - это процесс предвидения, построенный на вероятном научно-обоснованном суждении о перспективах развития объекта в будущем, его возможном состоянии. Оно позволяет выявить альтернативные варианты развития планируемого процесса или объекта и обосновать выбор наиболее приемлемого варианта.

Прогноз - это результат процесса прогнозирования, выраженный в словесной, математической, графической или иной форме суждения о возможном состоянии объекта и его среды в будущий период времени.

План - представляет собой постановку точно определённой цели и предвидение детальных событий исследуемого объекта, в нём устанавливаются пути и средства развития в соответствии с поставленными задачами,.

Директивное планирование - процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для субъектов планирования. Предлагает жёсткую централизацию и полную ответственность за выполнение плана. При директивном планировании издаются соответствующие административно-распорядительные документы - законы, указы, приказы, распоряжения, Индикативное планирование - представляет собой наиболее распространённую форму государственного управления макроэкономическим развитием. Оно не носит обязательный характер, является направляющим и рекомендательным.

Стратегическое планирование - представляет собой адаптивный процесс в результате которого происходит регулярная корректировка решений, оформленных в виде программ, прогнозов, планов, дополнений и изменений системы мер по их выполнению на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в экономическом развитии государства, соответствующих государствах-партнерах и мировом сообществе

Классификация планов

1. По сроку действия плана:

· Перспективное (долгосрочное) - охватывает период более 5 лет.

· Среднесрочное - от 1 до 5 лет.

· Текущее (краткосрочное) - до 1 года.

2. По содержанию плановых решений:

· Стратегическое ориентированное на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития субъекта хозяйствования.

· Тактическое планирование - это процесс создания предпосылок для реализации новых возможностей..

· Оперативно-календарное планирование - завершающий этап планирования хозяйственной деятельности предприятия. Оно увязывает все элементы предприятия в единый производственный механизм, включая техническую подготовку производства материально-техническое обеспечение производства, создание запасов материальных ресурсов сбыт продукции.

 

95 Понятие и составляющие элементы экономической безопасности

Экономическая безопасность – это такое состояние НЭ, которое позволяет обеспечить ее устойчивое функционирование в условиях воздействия неблагоприятных внутренних и внешних факторов, достаточное удовлетворение общественных потребностей, необходимую обороноспособность, защиту нац. интересов.

Устойчивое развитие – глобально управляемое развитие всего человечества, всего мирового сообщества, имеющее целью сохранение биосферы и существования человечества, их непрерывное развитие. Объекты экономической безопасности – эк. система страны в целом и ее составляющие: производственный и научно-технический потенциалы, финансовая система, АПК, производственная и соц. инфраструктуры, население и трудовые ресурсы и др.

Субъекты экономической безопасности – государство, его законодательные и исполнительные институты, предприятия, а также общественные объединения и граждане.

Основные факторы,создающие угрозу нац. безопасности РБ в эк. сфере:

• недостаточная конкурентоспособность НЭ;

• изношенность производственных мощностей;

• неэффективная система внедрения результатов исследований и разработок в промышленности;

• малый объем инвестиций в реальный сектор экономики;

• ухудшение финансового состояния субъектов хозяйствования;

• высокий уровень монополизации экономики.

Внешние факторы, создающие угрозу нац. безопасности РБ в эк. сфере:

- принятие другими государствами мер, ставящих в невыгодные условия бел.товаропроизводителей;

- возрастание цен на импортируемые топливно-энергетические и минеральные ресурсы, а также продовольственные товары, не производимые в стране;

- вытеснение белорусских товаропроизводителей с традиционных рынков сбыта;

- нарушение экономических соглашений странами-партнерами;

- несбалансированность экспортно-импортных отношений с основными торговыми партнерами;

- ужесточение технических и экономических стандартов и требований.

Экономическую безопасность следует рассматривать как систему взаимосвязанных уровней: Под международной экономической безопасностью понимается такое состояние международных отношений, при которых обеспечиваются взаимовыгодное сотрудничество различных стран в решении национальных и интернациональных экономических проблем, свободный выбор и осуществление ими своей модели соц.-эк. развития и участие в МРТ. Производственная безопасность – способность реального сектора экономики обеспечить производство необходимой продукции для удовлетворения потребности страны с учетом эффективных внешнеэкономических связей.

Для повышения производственной безопасности необходимы:

ü повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции;

ü переход на инновационный путь развития экономики;

ü социальная ориентация экономики, ускоренное развитие сферы услуг.

Финансовая безопасность характеризует финансовое состояние реального сектора экономики, банковской системы и государства, возможность успешно решать проблемы по другим направлениям экономической безопасности. Б.

Продовольственная безопасность означает, что совокупные потребности в с/х продукции и продовольствии покрываются в основном за счет собственного производства. Установлено, что производство нац. АПК должно удовлетворять не менее 85% спроса и предложения с/х продукции и занимать не менее 80% внутреннего рынка продовольствия.

Энергетическая безопасность –это комплекс условий, позволяющих осуществлять достаточное и надежное снабжение страны топливно-энергетическими ресурсами для устойчивого функционирования экономики и обеспечения жизнедеятельности людей в нормальных и чрезвычайных ситуациях.

Инфраструктурная безопасность – обеспечение устойчивого развития экономики и благоприятных условий жизнедеятельности населения.Инфраструктура подразделяется на производственную и социальную. Производственная инфраструктура включает (транспорт, связь, электро-, газо-, водоснабжение и др.) К социальной инфраструктуре относятся торговля, ЖКХ, система здравоохранения и образования.

Инновационная безопасность – создание условий для сохранения и развития инновационного потенциала, обеспечивающего интересы соц.-эк. развития РБ.

Внешнеэкономическая безопасность должна обеспечить сохранение экономического суверенитета страны, рост конкурентоспособности НЭ и защиту интересов белорусских производителей с учетом изменений мировых экономических процессов.

Важнейшие факторы, определяющие внешнеэкономическую безопасность:

– конкурентоспособность товаров и услуг на внешних рынках;

–– товарная диверсификация экспорта и импорта;

– доля добавленной стоимости в экспорте основных видов продукции;

– внешняя задолженность.

 

 

96 Индикаторы национальной безопасности в социально-экономической сфере

Национальная безопасность - состояние защищенности национальных интересов Республики Беларусь от внутренних и внешних угроз;

Национальные интересы - совокупность потребностей государства по реализации сбалансированных интересов личности, общества и государства, позволяющих обеспечивать конституционные права, свободы, высокое качество жизни граждан,

Источник угрозы национальной безопасности - фактор или совокупность факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению угрозы национальной безопасности;

Угроза национальной безопасности - потенциальная или реально существующая возможность нанесения ущерба национальным интересам Республики Беларусь;

Национальная безопасность включает в себя:

- политическая безопасность - состояние защищенности политической системы от внешних и внутренних угроз, обеспечивающее реализацию национальных интересов во всех сферах национальной безопасности;

- экономическая безопасность состояние экономики, при котором обеспечивается защищенность нац. интересов РБ от внутренних и внешних угроз;

- научно - технологическая безопасность - состояние отечественного научно-технологического и образовательного потенциала, обеспечивающее возможность реализации национальных интересов РБ в научно-технологической сфере;

- социальная безопасность - состояние защищенности жизни, здоровья и благосостояния граждан, от внутренних и внешних угроз;

- демографическая безопасность - состояние защищенности общества и государства от демографических явлений и тенденций, соц.-эк. последствия которых оказывают негативное воздействие на устойчивое развитие РБ;

- военная безопасность - состояние защищенности национальных интересов Республики Беларусь от военных угроз;

- экологическая безопасность - состояние защищенности окружающей среды, жизни и здоровья граждан от угроз, возникающих в результате антропогенных воздействий, а также факторов, процессов и явлений природного и техногенного.

Основные задачи обеспечения национальной безопасности в Республике Беларусь:

– определение внешних и внутренних угроз национальной безопасности;

– разработка и реализация мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;

–устойчивое развитие экономики, повышение уровня жизни населения;

– равноправное и взаимовыгодное сотрудничество со всеми государствами мира;

– сохранение биосферы и среды обитания человека;

– преодоление последствий катастрофы на ЧАЭС;

– поддержание на необходимом уровне оборонного потенциала государства;

– обеспечение безопасности человека и гражданина, соблюдение его прав и свобод;

– совершенствование законодательства и системы государственной власти.

 

97 Система обеспечения экономической безопасности



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.97.157 (0.163 с.)