Факторы бывают качественные и количественные. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы бывают качественные и количественные.



Факторы бывают качественные и количественные.

Функции Министерства транспорта

· реализация единой дорожно-транспортной политики,

· разработка и реализация программ развития в области транспортной деятельности;

· проведение анализа деятельности и разработки прогнозов развития в области транспортной деятельности;

· осуществление развития смешанных перевозок;

· проведение в области транспортной деятельности экономической, научно-технической и социальной политики;

· формирование и совершенствование правовых основ функционирования в области транспортной деятельности;

· обеспечение эффективного управления республиканской собственностью в области транспортной деятельности;

· повышение эффективности и конкурентоспособности экспорта в области транспортной деятельности;

· развитие международного сотрудничества и внешнеэкономических связей;

Показатели развития транспорта

Перевозки грузов — объем грузов в тоннах, перевезенных на транспортных средствах страны; по всем видам объем перевезенных грузов отражается на момент отправления (на автомобильном транспорте — момент прибытия).

Перевозки пассажиров — количество пассажиров, отправленных всеми видами сообщения.

Грузооборот п.с. пробег грузов и определяется как сумма произведений массы каждой партии в тоннах па тарифное расстояние его перевозки в км; измеряется в т/км.

Пассажирооборот характеризует объем выполненной работы по перевозке пассажиров с учетом расстояний, на которые были перевезены пассажиры.

Общим показателем для всех видов транспорта является стоимость перевозок.

Проблемы развития рынка труда в республике

ü Несоответствие спроса и предложения труда (профессиональном, отраслевом, территориальном разрезах)

ü Проблема безработицы (явная и скрытая)

ü Миграция рабочей силы

ü Заработная плата (дифференциация отраслевая, профессиональная, региональная, между бюджетными и внебюджетными сферами; размер; регулирование государством) и выполнение воспроизводственной и стимулирующей функций

ü Степень регулирования рынка труда государством.

Функции рынка ценных бумаг

- превращение сбережений домохозяйств и фирм в инвестиции;

- распределение и перераспределение капитала между отраслями и фирмами;

- информационная;

- контрольная;

- страхования посредством превращения некоторых видов коммерческого риска в объект купли-продажи.

Функции Национального банка на валютном рынке

■ введение ограничений для коммерческихбанков на объемы привлечения кредитов из-за границы;

■ установление максимальных размеров валютного,процентного икурсового риска;

■ управление валютными резервами, находящимисяна его балансе;

■ определение сферы и порядка обращения иностранной валюты на территории страны;

■ проведение всех видов валютных операций;

■ регулирование валютного рынка;

■ регулирование валютного курса;

-контроль за деятельностью коммерческих банков, введение единых норм учета, отчетности, документации и статистики валютных операции;

- подготовка и публикация статистики валютно-финансовых операции.

Эволюция валютного курса

Существуют пять систем валютных курсов:

■ свободное ("чистое") плавание;

■ управляемое плавание;

■ фиксированные курсы;

■ целевые зоны;

■ гибридная система валютных курсов.

Этапы развития валютного курса в Беларуси:

1992-1994 гг. -Обменный курс белорусского рубля функционировал в режиме, максимально приближенном к свободному плаванию

1995 г. -Режим фиксированного курса

С 1996 г. - Плавающий валютный курс в рамках валютного коридора

 

 

71. Рынок ценных бумаг и особенности его формирования

В экономической системе государства фондовый рынок является одним из базовых рыночных институтов и частью рынка капиталов, где осуществляется эмиссия и купля-продажа ценных бумаг.

Основное назначение фондового рынка состоит в обеспечении аккумулирования временно свободных денежных средств для инвестирования в перспективные отрасли экономики, обслуживание государственного долга, перераспределение прав собственности, спекулятивные операции.

Общая структура фондового рынка представлена инвесторами (стратегическими и институциональными), эмитентами (организациями, заинтересованными в привлечении денежных средств для развития производства), инфраструктуройи органами регулирования его деятельности.

Из всей совокупности функций фондового рынка особенно важны:

• инвестиционная, т.е. образование и распределение инвестиционных ресурсов, необходимых для развития производства и технического прогресса;

• передела собственности путем использования пакетов ценных бумаг, прежде всего акций.

Фондовый рынок регулирует многие процессы в рыночной экономике. Посредством фондового рынка обеспечивается перелив капитала между отраслями и регионами, что позволяет проводить своевременные структурные преобразования в экономике, повышать ее адаптационную способность к новым условиям глобализации.

Самым важным изменением последнего десятилетия в сфере торговли ценными бумагами стала растущая интеграция национальных фондовых рынков в единый мировой фондовый рынок.

Беларусь начала формирование национального фондового рынка в 1992 г., когда был принят Закон Республики Беларусь «О ЦБ и фондовых биржах».

Ценные бумаги (акции и облигации) — денежные документы, удостоверяющие выраженные в них и реализуемые посредством предъявления или передачи имущественные права или отношения займа владельца ценной бумаги по отношению к эмитенту.

Акция (простая) — ценная бумага, удостоверяющая право владельца на долю собственности акционерного общества, дающая право ее владельцу на получение части прибыли общества в виде дивиденда и на участие в управлении обществом.

Акция (привилегированная) — ценная бумага, дающая их владельцу право на получение дивиденда в качестве фиксированного процента, на долю собственности при ликвидации общества, но не дающая права голоса в управлении обществом.

Облигация — ценная бумага, подтверждающая обязательство эмитента возместить владельцу ценной бумаги ее номинальную стоимость в установленный срок с уплатой фиксированного процента (если иное не предусмотрено условиями выпуска).

Фондовая биржа — это организация с правом юридического лица, созданная для обеспечения профессиональным участникам РЦБ необходимых условий для торговли ЦБ, определения их курса (рыночной цены) и его публикации для ознакомления всех заинтересованных лиц, регулирования деятельности участников рынка ЦБ.

Профессиональная деятельность по ценным бумагам — проведение операций с финансовыми активами, признанными ценными бумагами или их производными, третьих лиц в соответствии с законодательством Республики Беларусь, а также осуществление работ и услуг, связанных с такими операциями, с целью получения дохода (за исключением дохода в виде процента или дивиденда).

В Беларуси законодательно определены следующие виды этой деятельности:

• посредническая деятельность по ценным бумагам;

• коммерческая деятельность по ценным бумагам;

• деятельность инвестиционного фонда;

• деятельность депозитария;

• доверительная (трастовая) деятельность;

• деятельность специализированного регистратора (независимого);

• прочие виды деятельности

Операции с ценными бумагами подразделяются:

ü эмиссионные операции, служащие для формирования и увеличения собственного капитала банка, привлечения заемного капитала или ресурсов в оборот. По своему экономическому назначению — это пассивные операции;

ü инвестиционные операции, охватывающие вложения банком собственных и привлеченных финансовых ресурсов в фондовые активы от своего имени. По своему экономическому назначению — это активные операции;

ü клиентские, или комиссионные, операции, включающие обеспечение обязательств банка перед клиентами в отношении ценных бумаг или обязательств клиента, которые обеспечены ценными бумагами.

Операции на рынке ценных бумаг способствуют решению:

• мобилизации ресурсов;

• эффективного размещения средств;

• управления ликвидностью.

В Беларуси принята «германская» модель фондового рынка, которая предусматривает широкое участие банков в его функционировании и развитии (в отличие от «англосаксонской», где инвестиции в акции банкам запрещены; представители:США, Великобритания).

Основу фондового рынка составляют акции открытых акционерных обществ.

Тенденции развития отдельных сегментов в 2002 и 2003 гг. показывают, что по-прежнему наиболее развитым, надежным и ликвидным является рынок государственных ценных бумаг

В настоящее время в республике действует модель фондового рынка, включающая Комитет по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь и эффективную инфраструктуру, состоящую из центрального депозитария УП «Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг», расчетно-клиринговой системы и единой «Белорусской валютно-фондовой биржи».

 

72. Товарные рынки и их эволюция в РБ

Основными целями развития товарных рынков являются:

• удовлетворение потребностей населения и народного хозяйства в товарах народного потребления и продукции производственно-технического назначения;

• создание условий для реализации товаров и обеспечения высокой эффективности производства собственным производителям;

• обеспечение положительного внешнеторгового баланса. Для достижения этих целей создаются и совершенствуются организационные, материально-технические и правовые условия функционирования товарных рынков, прежде всего инфраструктуры.

Рыночная инфраструктура — это совокупность предприятий и организаций, обеспечивающих товародвижение: продажу, прием и отпуск товаров, их хранение, подработку, подсортировку, упаковку и транспортировку, информационное обслуживание, маркетинг, денежные операции с поставщиками и покупателями.

По характеру выполняемых в сфере товарного обращения функций процессы и операции, совершаемые в торговле, можно подразделить на два вида:

• производственные, или технологические;

• коммерческие (или чисто торговые).

Технологические процессы связаны с движением товара как потребительной стоимости и являются продолжением процесса производства в сфере обращения (транспортирования, хранения, упаковки, фасовки, подсортировки и т.д.).

Коммерческие процессы — это процессы, связанные со сменой форм стоимости, т.е. с куплей и продажей товаров. К коммерческим относятся и такие торговые процессы, которые обеспечивают нормальное осуществление операций купли и продажи товаров в сфере товарного обращения (изучение покупательского спроса, организация хозяйственных связей между поставщиками и покупателями товаров, рекламирование товаров, оптовые закупки и продажа товаров и др.).

Коммерческая работа по оптовым закупкам товаров складывается из следующих этапов:

• изучения и прогнозирования покупательского спроса;

• выявления и изучения источников поступления и поставщиков товаров;

• организации рациональных хозяйственных связей с поставщиками товаров, включая разработку и заключение договоров поставки, представления заказов и заявок поставщикам;

• организации и технологии закупок непосредственно у производителей товаров, посредников, на товарных биржах, аукционах, у импортеров и других поставщиков;

• организации учета и контроля за оптовыми закупками.

Поставщиками-посредниками могут быть оптовые предприятия различного товарного ассортимента (специализации), составляющие основу системы оптовой структуры на потребительском рынке, оптовые посредники (дистрибьюторы, предприятия-брокеры, предприятия-агенты, дилеры), а также организаторы оптового оборота (оптовые ярмарки, аукционы, товарные биржи, оптовые и мелкооптовые рынки, магазины-склады и т.п.).

Дистрибьютор — фирма, осуществляющая сбыт на основе оптовых закупок у крупных промышленных фирм — производителей готовой продукции. Это относительно крупная фирма, располагающая собственными складами и устанавливающая длительные контрактные отношения с промышленниками.

Брокерская фирма — предприятие, оказывающее посреднические услуги государственным и коммерческим структурам, совместным предприятиям, белорусским и зарубежным гражданам в приобретении, продаже и обмене товаров. Брокер (физическое лицо) — торговый посредник при заключении сделок между покупателями и продавцами на товарной бирже — действует по поручению и за счет клиентов, получая от них вознаграждение.

Дилер — юридическое или физическое лицо, осуществляющее биржевое или торговое посредничество за свой счет и от своего имени. Доходы дилера образуются за счет разницы между покупной и продажной ценами товара, валют и ценных бумаг.

Функции Министерства торговли и управлений (отделов) торговли местных органов власти:

- создание конкурентной среды и преодоление монополизма в сфере товарного обращения;

■ ликвидация региональных и ведомственных барьеров свободного передвижения товаров, поддержание необходимых товаропотоков для обеспечения государственных нужд;

■ усиление контроля за соблюдением торговыми предприятиями всех форм собственности требований законодательства и интересов покупателей, за качеством реализуемых товаров;

■ создание системы торгового обслуживания социально незащищенных слоев населения.

Задачи развития инфраструктуры товарного рынка:

■ расширение сети, техническое перевооружение и реконструкция оптовых и розничных предприятии, общетоварных и специализированных складов и хранилищ;

■ равномерное размещение предприятий рыночной инфраструктуры на территории страны;

■ создание производства тароупаковочной продукции, отвечающей международным стандартам;

■ повышение уровня механизации складских работ и совершенствования технологий складирование товаров;

■ значительное сокращение издержек обращения, ускорение оборачиваемости оборотных средств, сокращение продолжительности доставки грузов.

■ формирование современной системы товародвижения;

■ обеспечение условий для роста спроса на отечественную продукцию на внутреннем и внешнем рынках;

■ создание эффективной системы информации о рыночной конъюнктуре;

- совершенствование нормативно-правовой базы функционирования товарных рынков, инфраструктуры защиты прав потребителей.

 

73. Условия и проблемы развития предпринимательства в Беларуси

Предпринимательская деятельность – это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам или используются для собственного потребления.

Предприниматель – это лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью (по производству либо реализации товаров и услуг). Результатом предпринимательства является коммерческий эффект, воплощенный в деньгах (прибыль).

Частное предпринимательство – это экономическая система, где хозяйственной деятельностью занимаются независимые физические лица или фирмы при минимальном вмешательстве государства. Частным предпринимательством могут заниматься как отдельные граждане, так и их коллективы (предприятия, фирмы).

Государственное предпринимательство осуществляется юридическим лицом, т.е. организацией, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Малый бизнес – предприятия и организации со среднесписочной численностью работников в промышленности и на транспорте – до 100 человек; в сельском хозяйстве и научно-производственной сфере – до 60 человек; строительстве и оптовой торговле – до 50 человек; других отраслях производственной сферы, общественном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торговле – до 30 человек; других отраслях непроизводственной сферы – до 25 человек.

Бюджетный процесс

Составление госбюджета является функцией Министерства финансов, которое опирается на разработки министерств и аналитических служб. При этом учитываются цели социально-экономического развития страны, внешние и внутренние ограничения, налагаемые на возможности формирования доходной части бюджета.

Порядок разработки и утверждения госбюджета - законодательно утвержденная процедура.

Стадии бюджетного процесса:

1. составление проекта бюджета (осуществляет Минфин, начинается не позднее 10 мес до начала след. фин.года);

2. рассмотрение и утверждение (не позднее 1 сент. предоставляется на рассмотрение Президенту, далее он проводит проект в Палату Представителей. Принятие закона – не позднее 1 декабря);

3. исполение бюджета – совокупность мероприятий направленных на полное и своевременное поступление доходов в бюджет и своевременное осуществление расходов.

4. составление отчетов о исполнении бюджетов и их утверждение (осуществляется Минфин, Президент вносит в проект в Палату Представителей не позднее 5 мес. после окончания фин. года)

Приоритетные направления бюджетной политики:

− реструктуризация и оптимизация бюджетных расходов с их концентрацией на решении ключевых социально-экономических задач;

− проведение целенаправленной политики управления государственным долгом;

− совершенствование бюджетного процесса, эффективное взаимодействие республиканского и местных бюджетов при их формировании и исполнении;

− дальнейшая унификация бюджетного законодательства Республики Беларусь с законодательством Российской Федерации в рамках создаваемого Союзного государства.

Реформирование бюджетной системы должно предусматривать:

− постепенное снижение уровня централизованных финансовых ресурсов до 35−40 % ВВП, что предполагает сокращение перераспределительных процессов через бюджет, уменьшение налогового бремени на хозяйствующие субъекты;

− демократизацию бюджетного процесса, расширение бюджетных и имущественных прав местных органов власти;

− ограничение дефицита консолидированного бюджета и покрытие его за счет неинфляционных источников.

86. Налоговая система страны и её совершенствование

Налог – принудительно изымаемые государством или местными органами власти средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций.

Налоговая система – совокупность всех взимаемых в государстве налогов, методы и принципы их построения, способы исчисления и взимания, налоговый контроль, устанавливаемые в законодательном порядке.

Элементы налоговой системы:

· система налогов (совокупность налогов на территории данной страны);

· налоговый механизм (совокупность средств и методов, которые позволяют выполнять основные положения налогового законодательства).

Принципы построения налоговой системы:

ü эффективность налогообложения;

ü обязательность;

ü определенность;

ü удобство для налогоплательщика;

ü экономичность (затраты на осуществление сборов должны быть меньше суммы сборов)

ü пропорциональность;

ü стабильность;

ü оптимальность (с точки зрения выбора источника налогооблажения);

ü стоимостное выражение;

ü единство.

Правовая основа в РБ – Налоговый Кодекс и закон «О налогах и сборах»

Процесс создания и развития национальной налоговой системы:

1. 1992-1995 (заложены основы НС)

2. 1996-2000 (реформирование НС)

3. 2001-2010 (формирование правовой основы налогового законодательства, приближение к налог.зак-ву РФ, учет тенденции в странах ЗЕ)

4. 2011 - …. (совершенствование НС для создания благоприятных условий для развития бизнеса)

Система налогов:

· республиканские налоги (НДС, акцизы, налог на прибыль, подоходный, на недвижимость, земельный, экологический и др.)

· местные налоги (налог на владение собак, курортный и др)

Направления совершенствование налоговой системы страны и налоговой политики правительства:

- оптимизация налоговой структуры за счет снижения высокой доли косвенных налогов;

- уменьшение количества мелких отчислений и сборов в целевые фонды;

- упорядочение регистрационных, лицензионных и других целевых сборов;

- устранение допускаемых искажений в механизмах взимания основных налогов, приводящих к усилению их негативного воздействия на темпы инвестиций и экономического роста;

- усиление налоговой поддержки научно-исследовательских, опытно-конструктор­ских и опытно-технологических разработок в негосударственных секторах экономики;

- налоговое стимулирование долгосрочных доходов от прироста капитала в инвестиционных фондах и долгосрочных инвестиций.

 

87. Валютная система страны

Валютная система – форма организации валютных отношений, исторически оформленная и законодательно закрепленная.

Элементы валютной системы:

- нац. валюта;

- регулирование вал.ликвидности;

- выбор режима курса нац. валюты;

- введение вал.ограничений;

- регулирование конвертируемости нац. валюты;

Задачи вал.политики:

1. эффективное обслуживание платежей;

2. создание благоприятных условий для развития производства;

3. содействие расширению междунар. ден. отношений.

4. перемещение капитала и др. ресурсов между странами;

5. решение проблем, связанных с безработицей и инфляцией.

Цели валютного регулирования в РБ:

ü стабильность ПБ и нац. валюты;

ü устойчивое развитие экономики и эк. рост

Методы регулирования валютного курса:

- вал.интервенции (НБ осуществляет в большом объеме покупку/продажу ин. валюты на бирже с целью установления желаемого курса);

- дисконтная политика (изменение ставки рефинансирования);

- протекционные меры (вал.ограничение)

- двойной вал. рынок (несколько вал.курсов НБ)

- девальвация/ревальвация;

- диверсификация золотовал. резервов (золотовал. резервы в разных валютах)

- регулирование вал.рынка;

- вал.кредит.

Функции НБ в вал.регулировании: установление курсов валют, регулирование порядка проведения вал. операций; регулирование обращения валют и др.

Вал.контроль – деятельность органов вал. контроля, направленных на обеспечение субъектами хозяйствования вал. законодательства. Органы вал.контроля: Совет Министров, НБ, КГК, Гос. тамож. комитет.

Совершенствование вал.регулирования:

ü усиление единства целей

ü усиление активизации органов вал.регулирования;

ü переход к эк. мерам вал.регулирования;

ü либерализация вал.законодательства.

Валютное регулирование в РБ:

1. 1993-1995 – свободноеплав. курс;

2. 1995-1996 – жестко фиксир. курс;

3. 1996-2000 – управляемое плавание;

4. 2001-2004 – режим скользящей фиксации к рос.рублю;

5. 2005-2008 – режим жесткой привязки к доллару;

6. 2009-2011 – режим привязки к корзине валют (доллар, евро, рос.рубль);

7. октябрь 2011 – …. – режим управляемого плавания.

 

 

88. Особенности валютного регулирования и валютный контроль в РБ

Валютное регулирование – деятельность государственных органов (органов валютного регулирования) по установлению порядка обращения валютных ценностей, в том числе правил владения, пользования и распоряжения ими.

Валютный контроль – деятельность органов валютного контроля и агентов валютного контроля, направленная на обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами требований валютного законодательства Республики Беларусь.

Основными направлениями валютного контроля являются:

- определение соответствия проводимых валютных операций валютному законодательству;

- обеспечение контроля за перемещением иностранной валюты и иных валютных ценностей через таможенную границу Таможенного союза;

- предотвращение легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и иной экстремистской деятельности;

- проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям;

- анализ данных учета, отчетности и информации по валютным операциям.

Цели валютного регулирования в РБ:

ü стабильность ПБ и нац. валюты;

ü устойчивое развитие экономики и эк. рост

Функции НБ в вал.регулировании: установление курсов валют, регулирование порядка проведения вал. операций; регулирование обращения валют и др.

Вал.контроль – деятельность органов вал. контроля, направленных на обеспечение субъектами хозяйствования вал. законодательства. Органы вал.контроля: Совет Министров, НБ, КГК, Гос. тамож. комитет.

Совершенствование вал.регулирования:

ü усиление единства целей

ü усиление активизации органов вал.регулирования;

ü переход к эк. мерам вал.регулирования;

ü либерализация вал.законодательства.

Валютное регулирование в РБ:

1. 1993-1995 – свободноеплав. курс;

2. 1995-1996 – жестко фиксир. курс;

3. 1996-2000 – управляемое плавание;

4. 2001-2004 – режим скользящей фиксации к рос.рублю;

5. 2005-2008 – режим жесткой привязки к доллару;

6. 2009-2011 – режим привязки к корзине валют (доллар, евро, рос.рубль);

7. октябрь 2011 – …. – режим управляемого плавания.

 

89. Социальная политика: сущность, принципы, направления и механизмы реализации

Социальная политика - деятельность государства и общественных институтов по выработке и достижению комплекса целей по социальному развитию, преобразованию социальной структуры и социальных отношении и обществе: росту доходов и потребительской способности населения, повышению качества различных сторон жизнедеятельности, социальной защите граждан страны. Она охватывает вопросы труда, потребления, быта, образования, культуры и искусства, отдыха и охраны здоровья, социального обеспечения, социальной поддержки и защищенности населения.

Социальная политика государства - это система мер, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, улучшением качества житии населения и обеспечением социально-политической стабильности, социального партнёрства в обществе.

Главная цель социальной политики - обеспечение стабильного роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала

Функции социальной политики:

- обеспечение социальной устойчивости и социальной безопасности общества;

- поддержание и стимулирование эк. и соц. активности населения,

- налаживание системы распределения экономических ресурсов и экономического эффекта, которая устроит подавляющее большинство населения;

- помощь гражданам в условиях наступления состояния соц. риска и кризиса.

- обеспечение необходимого и достаточного уровня эколог.безопасности.

Принципы социальной политики:

ü социальная справедливость

ü индивидуальная и социальная ответственность

ü социальная солидарность и партнерство

ü равенство возможностей каждого в получении соц. благ и услуг

ü социальные гарантии

Составляющие социальной политики:

· Политика обеспечения занятости

· Политика регулирования доходов населения

· Политика социальных гарантий

· Политика социальной защиты

· Политика защиты здоровья и экологической безопасности населения

Приоритетные направления социальной политики государства

- сфера доходов и личного потребления семей

- сфера общественного благосостояния

- сфера воспроизводства населения, рабочей силы и занятости

- поддержка уязвимых слоев населения

- развитие отраслей социальной инфраструктуры.

Объектом социальной политики могут быть как отдельные граждане, так и их группы, объединённые конкретными связями и отношениями.

Субъектами социальной политики являются те, кто активно взаимодействует в социальной сфере, определяет цели, задачи, приоритеты и нормативно-правовую базу социальной политики и реализует её. К ним относятся государственные ведомства и учреждения, органы местного самоуправления, различные негосударственные объединения, коммерческие структуры, профессиональные работники, а также отдельные граждане, действующие в рамках гражданской инициативы.

Главной целью социальной политики государства является создание для каждого трудоспособного гражданина условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить собственное благосостояние и благосостояние семьи при усилении адресности социальной поддержки со стороны государства слабо защищенных групп населения.

Для достижения поставленной цели необходимо:

- обеспечить рост доходов населения в соответствии с его трудовым вкладом и располагаемым им капиталом

- предотвратить социальное иждивенчество;

- создать эффективный механизм социальной защиты населения;

- обеспечить социальную стабильность;

- формировать стимулы к высокопроизводительному труду;

- создавать социальные предпосылки для восстановления устойчивого экономического роста;

- формировать здоровый образ жизни, сохранять и развивать высокие нравственные ценности.

 

 

90. Особенности формирования социальной политики на этапе перехода к рыночной экономике

Социальная политика в переходной экономике - это комплекс социально-экономических мер государства предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, возрастания роста цен и т.д., в то же время проведение этих мер затруднено ограниченными ресурсами, сложившимися чрезвычайными ситуациями и т.п.

Основные черты переходной экономики как особенного ее состояния по сравнению с состоянием той или другой, но определенной ступени обусловлены в целом характером изменений в этот период. Важнейшая для социальной сферы черта - характерная неустойчивость переходной экономики. Дело в том, что во всякой системе в процессе ее функционирования постоянно происходят различные изменения. Но они выступают как своеобразное средство реализации цели, свойственной данной экономике, средство при-ведения ее именно в устойчивое, равновесное состояние.

Социальная политика в переходный к рынку период должна строиться на трёх основных принципах:

· приоритетности проблем социальной защищенности населения;

· повышении роли личного трудового дохода в удовлетворении социально - культурных и бытовых нужд населения и ликвидации на этой основе иждивенства;

· организации нового механизма финансирования социальной сферы, то есть переходе от государственного патернализма к социальному партнерству.

Важнейшей задачей социальной политики является предназначенная для конкретных групп населения (адресная) социальная поддержка со стороны государства слабо защищенных слоев населения. Эта задача предполагает поддержание оптимальных соотношений между доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов.

 

91. Социальные нормативы уровня жизни населения

Непосредственное отношение к уровню жизни имеет потребительский бюджет, суммирующий нормативы (нормы) потребления населением материальных благ и услуг, дифференцированные по социальным и половозрастным группам населения, климатическим зонам, условиям и тяжести труда, месту проживания и т. д. Различают минимальный и рациональный потребительские бюджеты. Кроме того, к основным социальным нормативам относятся: минимальная заработная плата и пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице трудоспособных лиц, минимальные трудовые и социальные пенсии для пожилых и нетрудоспособных граждан, инвалидов, минимальные стипендии учащимся, регулярные или разовые целевые пособия наиболее уязвимым в материальном отношении группам населения (многодетным и малообеспеченным семьям, матерям-одиночкам и др.).

В совокупности они образуют систему минимальных социальных гарантий как обязанность государства обеспечить гражданам минимальные размеры оплаты труда и трудовой пенсии, право на получение пособий по социальному страхованию (в том числе по безработице, болезни, беременности и родам, уходу за малолетним ребенком, по малообеспеченности и др.), минимальный набор общедоступных и бесплатных услуг в области образования, здравоохранения и культуры. Стержень социальной политики — прожиточный минимум, и с ним должны увязываться все остальные социальные стандарты и гарантии.

Существующие нормативы отражают современные научные представления о потребностях людей в благах и услугах — личных потребностях. Однако последние не следует абсолютизировать, так как они всегда изменчивы, что затрудняет их количественную оценку. Личные потребности отражают объективную необходимость в определенном наборе и количестве материальных благ и услуг и социальных условий, обеспечивающих всестороннюю деятельность конкретного человека. Личные потребности подразделяются на физиологические (физические), интеллектуальные (духовные) и социальные.

Физиологические потребности являются определяющими первого порядка, поскольку выражают потребности человека как биологического существа; в их составе насущными, первичными, выступают потребности в пище, одежде, обуви, жилище, отдыхе, сне, двигательной активности и т. д.

Интеллектуальные потребности касаются образования, повышения квалификации, творческой деятельности, порождаемой внутренним состоянием человека.

Социальные потребности связаны с функционированием человека в обществе — это социально-политическая деятельность, самовыражение, общение с людьми, обеспечение социальных прав и т.д.

Интеллектуальные и социальные потребности относятся к потребностям непервой необходимости и удовлетворяются после того, как наступает определенная степень удовлетворения первостепенных потребностей. Прямой оценки они не имеют, хотя во многом зависят от состояния культуры в обществе, общего уровня и качества жизни населения. Условия же для их удовлетворения характеризуются бюджетом времени населения. По величинам рабочего, нерабочего



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.18.83 (0.165 с.)