Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Классификация наук. Естественные, технические, социальные, гуманитарные науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Классификация наук. Естественные, технические, социальные, гуманитарные науки



Научное познание есть целостная система, которая находится в постоянном движении. Наука имеет довольно сложную структуру. Структура – это устойчивые связи между элементами в системе, а проще говоря – элементный состав чего-либо.

Структуру науки можно анализировать с различных сторон, ис- пользовать разные основания для выделения элементов научного знания. С точки зрения взаимодействия субъекта и объекта научного по-

знания выделяются четыре основных компонента научного познания:

1. Субъект познания – это тот, кто познает и действует. Субъект познания подразделяется на индивидуальный субъект (отдельный уче- ный) и коллективный субъект (исследовательская группа, научное со- общество и т.д.).

2. Объект познания – это то, что изучает данная научная дисци- плина. Иначе говоря, это все то, на что направлена мысль исследователя. В самом общем виде объектами познания могут выступить природа, об- щество, культура и сам человек.

3. Система методов и приемов, которые характерны для данной научной дисциплины, например, это эксперимент и теория.

4. Специфический научный язык. Он делится на естественный и искусственный. В современной науке возрастает роль искусственных языков.

По другому основанию в структуре научного знания можно выде- лить следующие элементы:

 


1. Уровень эмпирического знания. Включает в себя наблюдение, эксперимент, сравнение.

2. Уровень теоретического знания. Включает в себя научную проблему, гипотезу и теорию.

3. Уровень метатеории (оснований науки). Включает в себя нормы научного знания, идеалы, ценности.

4. Методы научного познания. Включает в себя индукцию, де- дукцию, аналогию и т.д.

Классификация наук

Наука является целостной системой знания. В то же время эта единая, целостная система внутренне дифференцирована, расчленена. Она состоит из отдельных относительно самостоятельных дисциплин. Отсюда возникает проблема классификации, т.е. расположения наук в определенном порядке, последовательности.

Глубокую для своего времени классификацию наук предложил О. Конт. Он выделил шесть основных наук:

1. Математика (включая механику);

2. Астрономия;

3. Физика;

4. Химия;

5. Биология;

6. Социология.

Значительный вклад в понимании специфики социальных, гумани- тарных наук внесли неокантианцы Вильгельм Дильтей и Генрих Рик- керт. Они отделяют науки о духе от наук о природе. Науки о природе – естественные науки (механика, физика, биология и т.д.) – изучают внешний по отношению к человеку мир. Науки о духе – это гуманитар-

 

 


ные науки (история, психология и т.д.), которые изучают человеческие отношения, чувства, переживания.

Науки о природе направлены на изучение общих повторяющихся закономерностей, а науки о духе занимаются изучением единичных, не- повторимых, уникальных явлений.

Науки о природе свободны от ценностей – добра или зла, справед- ливости или несправедливости, а науки о духе – это царство ценностей.

По предмету и методу познания современные науки можно клас- сифицировать на четыре группы

1. Математические науки (математика, кибернетика, механика);

2. Естественные науки (физика, химия, биология);

3. Технические науки (изучают закономерности искусственно со- зданных человеком материальных систем, они достаточно разнообраз- ны);

4. Социально-гуманитарные науки (история, философия, педа- гогика, культурология, социология и т.д.).

Кроме этого, науки классифицируются по степени удаленности от практики. В этой связи выделяются:

1. Фундаментальные науки – изучают основные законы и прин- ципы реального мира без прямой ориентации на практику;

2. Прикладные науки – предполагают непосредственное приме- нение результатов исследования на практике.

Необходимо иметь в виду, что нет ничего практичнее, чем хоро- шая теория.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 1327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.195 (0.006 с.)