Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возрастные изменения ээг и ВП
Возрастные изменения биоэлектрической активности мозга охва- тывают значительный период онтогенеза от рождения до юношеского возраста. На основании многих наблюдений выделены признаки, по которым можно судить о зрелости биоэлектрической активности го- ловного мозга. В их число входят: 1) особенности частотно-амплитуд- ного спектра ЭЭГ; 2) наличие устойчивой ритмической активности; 3) средняя частота доминирующих волн; 4) особенности ЭЭГ в раз- ных областях мозга; 5) особенности генерализованной и локальной вызванной активности мозга; 6) особенности пространственно- временной организации биопотенциалов мозга [173]. Наиболее изучены в этом плане возрастные изменения частотно- амплитудного спектра ЭЭГ в разных областях коры мозга. Для ново- рожденных характерна неритмичная активность с амплитудой около 20 мкВ и частотой 1-6 Гц. Первые признаки ритмической упорядочен- ности появляются в центральных зонах начиная с третьего месяца жизни. В течение первого года жизни наблюдается нарастание частоты и стабилизации основного ритма ЭЭГ ребенка. Тенденция к нараста- нию доминирующей частоты сохраняется и на дальнейших стадиях развития. К 3 годам это уже ритм с частотой 7-8 Гц, к 6 годам — 9-10 Гц и т.д. [143]. Одно время считалось, что каждая частотная поло- са ЭЭГ доминирует в онтогенезе последовательно одна за другой. По этой логике в формировании биоэлектрической активности мозга вы- делялись 4 периода: 1-й период (до 18 мес.) — доминирование дельта- активности, преимущественно в центрально-теменных отведениях; 2-й период (1,5 года — 5 лет) — доминирование тэта-активности; 3-Й период (6—10 лет) — доминирование альфа-активности (лабиль-
ная фаза); 4-й период (после 10 лет жизни) — доминирование альфа- активности (стабильная фаза). В двух последних периодах максимум активности приходится на затылочные области. Исходя из этого, было предложено рассматривать соотношение альфа и тэта-активности как показатель (индекс) зрелости мозга [430]. Однако проблема соотношения тэта- и альфа-ритмов в онтогенезе является предметом дискуссий. По одним представлениям, тэта-ритм рассматривается как функциональный предшественник альфа-ритма, и таким образом признается, что в ЭЭГ детей младшего возраста аль-
фа-ритм фактически отсутствует. Придерживающиеся такой позиции исследователи считают недопустимым рассматривать доминирующую в ЭЭГ детей раннего возраста ритмическую активность как альфа- ритм [173]; сточки зрения других, ритмическая активность младен- цев в диапазоне 6—8 Гц по своим функциональным свойствам являет- ся аналогом альфа-ритма [419]. В последние годы установлено, что альфа-диапазон неоднороден, и в нем, в зависимости от частоты, можно выделить ряд субкомпонентов, имею- щих, по-видимому, разное функциональное значение. Существенным аргумен- том в пользу выделения узкополосных поддиапазонов альфа служит онтоге- нетическая динамика их созревания. Три поддиапазона включают: альфа-1 — 7,7-8,9 Гц; альфа-2 — 9,3-10,5 Гц; альфа-3 — 10,9-12,5 Гц. От 4 до 8 лет доминирует альфа-1, после 10 лет — альфа-2, и к 16-17 годам в спектре пре- обладает альфа-3 [143]. Исследования возрастной динамики ЭЭГ проводятся в состоя- нии покоя, в других функциональных состояниях (сои, активное бодр- ствование и др.), а также при действии разных стимулов (зрительных, слуховых, тактильных). Изучение сенсорно-специфических реакций мозга на стимулы разных модальностей, т.е. ВП, показывает, что локальные ответы мозга в проекционных зонах коры регистрируются с момента рождения ре- бенка. Однако их конфигурация и параметры говорят о разной степе- ни зрелости и несоответствия таковым у взрослого в разных модаль- ностях [143]. Например, в проекционной зоне функционально более значимого и морфологически более зрелого к моменту рождения со- матосенсорного анализатора ВП содержат такие же компоненты, как и у взрослых, и их параметры достигают зрелости уже в первые неде- ли жизни. В то же время значительно менее зрелы у новорожденных и младенцев зрительные и слуховые ВП. Зрительный ВП новорожденных представляет собой позитивно-негатив- ное колебание, регистрируемое в проекционной затылочной области. Наибо- лее значительные изменения конфигурации и параметров таких ВП происхо- дят в первые два года жизни. За этот период ВП на вспышку преобразуются
из позитивно-негативного колебания с латентностью 150-190 мс в много- компонентную реакцию, которая в общих чертах сохраняется в дальнейшем онтогенезе. Окончательная стабилизация компонентного состава таких ВП
происходит к 5-6 годам, когда основные параметры всех компонентов зри- тельных ВП на вспышку находятся в тех же пределах, что и у взрослых. Возра- стная динамика ВП на пространственно-структурированные стимулы (шах- матные поля, решетки) отличается от ответов на вспышку. Окончательное оформление компонентного состава этих ВП происходит вплоть до 11-12 лет. Эндогенные, или «когнитивные», компоненты ВП, отражающие обеспечение более сложных сторон познавательной деятельности, могут быть зарегистрированы у детей всех возрастов, начиная с младенче- ства [311], но в каждом возрасте они имеют свою специфику. Наибо- лее систематические факты получены при исследовании возрастных изменений компонента Р3 в ситуациях принятия решения. Установле- но, что в возрастном диапазоне от 5-6 лет до взрослости происходит сокращение латентного периода и уменьшение амплитуды этого ком- понента. Как предполагается, непрерывный характер изменений ука- занных параметров обусловлен тем, что во всех возрастах действуют общие генераторы электрической активности. Таким образом, исследование онтогенеза ВП открывает возмож- ности для изучения природы возрастных изменений и преемственно- сти в работе мозговых механизмов перцептивной деятельности.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.17.46 (0.009 с.) |