Психогенетические исследования зависимости-независимости 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психогенетические исследования зависимости-независимости



От поля

Пары родственников

Корреляция

Количество пар

(взвешен.)

МЗ близнецы

0,663

ДЗ близнецы

0,355

Сиблинги

0,268

Родители Х дети

0,282

Разлученные родители Х дети

0,065

Приемные родители Х дети

0,020

Co-близнецы Х их дети

0,015

Супруги со-близнецов Х их дети,

0.170

Ассортативность

0,177

Всего обследовано таким образом более 9000 пар родственников.

Этот материал, будучи подвергнут современному генетико-математи-

ческому анализу — структурному моделированию, которое позволяет

 

объединить данные, полученные разными психогенетическими мето-

дами, дал оценку наследуемости в 50% ± 1,3%, Это — меньше, чем

коэффициент наследуемости, вычисленный только по близнецовым

данным h2 = 2(0,663 — 0,355) = 0,61, и точнее, так как меньше ошиб-

ка. Но в обоих случаях в средовом компоненте доминирует индивиду-

альная среда.

Возможно, не учтенные в исследованиях особенности именно этой сре-

ды послужили причиной практически нулевой корреляции между биологи-

ческими родителями и их отданными в чужие семьи детьми (см. табл. 9.8),

Обратим внимание: если бы использовался только метод приемных детей

(как говорилось в гл. VII, имеющий высокую разрешающую способность), то

нужно было бы признать средовую природу этого стиля.

 

* * *

 

Объединение данных, полученных на группах родственников раз-

ных степеней родства, и использование адекватных такой экспери-

ментальной схеме методов генетико-математического анализа дает

возможность получить более надежные и дифференцированные оцен-

ки генетического и средового компонентов в изменчивости оценок

интеллекта. В целом результаты такого анализа говорят о том, что в

общих когнитивных способностях генетические влияния обнаружива-

ются вполне отчетливо, отвечая в среднем примерно за 50% их вари-

ативности, хотя оценки наследуемости колеблются в широких преде-

лах — 0,4-0,8. Это означает: от 40 до 80% различий между людьми по

этому признаку объясняется различиями между ними по их наслед-

ственности.

Отдельные когнитивные способности исследованы несравненно

менее систематично, поэтому и выводы менее надежны, Среди субте-

стов IQ надежно выделить более и менее зависящие от факторов гено-

типа пока не удалось, хотя намечается парадоксальная тенденция к

большей наследуемости вербального интеллекта по сравнению с не-

вербальным и, по-видимому, наиболее отчетливо генетические влия-

ния обнаруживаются в пространственных способностях.

Психогенетические исследования не ограничиваются выделением

генетического компонента в вариативности психологического при-

знака. Не меньше внимания современная психогенетика уделяет и

средовой составляющей. Показано, что общесемейная среда, т.е. те

параметры среды, которые варьируют от семьи к семье, но одинако-

вы для членов каждой семьи и потому повышают их сходство между

собой, объясняет 10-40% межиндивидуальной вариативности по об-

щему интеллекту. Индивидуальная среда, по разным работам, ответ-

ственна за немного меньшую часть дисперсии баллов IQ (10-30%),

но надо помнить, что в эту оценку входит и ошибка измерения.

 

Помимо общесемейной и индивидуальной среды выделяется сре-

да, специфичная для разных вариантов внутрисемейных диад, при-

чем ее влияние на когнитивные способности различно в разных диа-

дах. Общая тенденция такова: близнецовая среда > сиблинговая > ро-

дительско-детская > двоюродных родственников; эти типы сред

объясняют, соответственно, 35, 22, 20, 11% дисперсии [444]. При

этом влияние общесемейной среды падает к подростковому возрасту

и практически исчезает у взрослых.

Важно иметь в виду, что, как уже говорилось, речь идет о мате-

матическом выражении той доли межиндивидуальной вариативнос-

ти, за которую ответствен данный тип средовых воздействий. Конк-

ретное же психологическое содержание каждого средового компо-

нента — дело специальных, скорее же собственно психологических

исследований. Однако значимость сравнительных оценок средовых

компонентов (которые можно получить только в психогенетическом

исследовании) трудно переоценить: именно они должны указать

психологу, где надо искать релевантные исследуемой черте средовые

переменные (например, в особенностях общей или индивидуальной

среды). В этом — один из продуктивных аспектов взаимодействия

двух наук.

Г л а в а X



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.160.61 (0.007 с.)