Выделение и описание специфических параметров 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выделение и описание специфических параметров



ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СРЕДЫ

При выделении специфических параметров индивидуальной сре-

ды акцент ставится на тех ее характеристиках, которые специфичны

для каждого ребенка, а не для сиблингов вообще как «единице» вос-

питания. Большинство характеристик среды, изучаемых в психологии

 

развития, являются общими для семьи и не рассматриваются как спе-

цифические для каждого отдельного ребенка. Например, развод роди-

телей — событие, фактически общее для всех детей семьи. Сам по

себе развод, оцениваемый как фактор риска в психологии развития,

не может быть источником межиндивидуальной изменчивости по изу-

чаемому признаку у детей данной семьи. Однако исследования, по-

священные влиянию развода на эмоциональное состояние детей, по-

казали, что члены одной семьи переживают его по-разному. Поэтому

если развод исследуется в контексте переживаний, вызываемых им у

каждого ребенка, то субъективные переживания данного события ста-

новятся элементом индивидуальной среды и могут быть источником

межиндивидуальной вариативности.

Это означает, в свою очередь, что даже тогда, когда средовые

характеристики специфичны для каждого ребенка, они могут разде-

ляться обоими сиблингами и, главное, могут переживаться ими и в

очень похожей, и в разной манере. Поэтому исследования уникальной

среды у сиблингов должны не просто констатировать факт (напри-

мер, развод), но и включать вопрос о том, насколько индивидуали-

зировано переживание данного средового условия каждым из них.

Например, насколько одинаково переживают материнскую любовь и

ласку все члены семьи? Наблюдения взаимодействий между сиблин-

гами первых двух лет жизни и их матерями показали, что материнс-

кую вокализацию (ауканье и т.п.) они переживают примерно одина-

ково [233], и поведение сиблингов, возникающее в ответ на эту вока-

лизацию, сходно. В то же время корреляция поведения сиблингов в

ответ на выражения материнской любви и привязанности невысока и

статистически не значима; она позволяет сделать вывод, что эти пе-

реживания уникальны для каждого из них.

Характеристиками уникальной среды являются, по определению,

некоторые формальные показатели структуры семьи (например, оче-

редность рождения и интервал между рождениями братьев и сестер).

Однако было показано, что эти параметры отвечают за относительно

небольшой процент дисперсии психологических признаков. Исследо-

вания некоторых более динамичных характеристик уникальной среды

привели к утверждению, что сиблинги, растущие в одной семье, имеют

разные стили жизни [242]. Как считают сами сиблинги, родители от-

носятся к ним по-разному, несмотря на утверждения родителей о

том, что они относятся к своим детям абсолютно одинаково. Исследо-

вания, использующие метод наблюдения, свидетельствуют в пользу

позиции сиблингов.

На рис. 6.2 показаны корреляции сиблингов по показателям се-

мейной среды, полученные в рамках исследования «Уникальная Сре-

да и Развитие Подростков (УСРП)». В течение двух двухчасовых визи-

тов в семьи 720 пар сиблингов, чей возраст варьировал от 10 до 18 лет,

братья и сестры, а также их родители работали с большим числом

 

 

Примечание. У детей — их оценки отношения родителей к каждому из них и соб-

ственных отношений с сиблингом; у родителей — самооценка стиля воспитания и

экспертная оценка отношений между сиблингами; наблюдения — экспертные

оценки видеозаписей (см. текст).

опросников и интервью, с помощью которых предполагалось изме-

рить характеристики семейной среды. Кроме того, исследователи ис-

пользовали видеозапись обсуждения какого-то семейного конфликта,

в обсуждении которого принимали участие и родители, и дети. По

окончании исследования видеозаписи были внимательно проанали-

зированы, определенные поведенческие сегменты — кодированы.

Корреляция сиблингов по самооценочным шкалам, описывающим

особенности их отношений друг с другом и с родителями (например,

оценка ребенком или подростком того, насколько негативно отно-

сятся к нему родители), были сравнительно невелики, как и корреля-

ции характеристик поведения, оцененных на основе видеозаписей.

Эти результаты позволяют предполагать, что подобные пережива-

ния в большинстве своем являются неразделенными, уникальными

для каждого из сиблингов. Напротив, родительские оценки каждого

сиблинга в отдельности высоко коррелировали между собой. Даже если

предположить, что в этих данных присутствует эффект двойной оцен-

ки каждым родителем своего ребенка, то и тогда высокие корреляции

родительских оценок для пар сиблингов свидетельствуют о том, что

родительские отчеты плохо дифференцируют среду их детей и потому

не являются наилучшим источником для сбора материалов относитель-

но специфических влияний индивидуальной среды каждого сиблинга.

Индивидуальная среда сиблингов не ограничивается только их

переживаниями событий семьи и семейных отношений. Переживания

вне семьи, связанные с тем, как каждый из сиблингов взаимодей-

ствует с окружающим его миром, — очевидно, более яркие и пред-

ставительные примеры средовых влияний, называемых индивидуаль-

 

ными (уникальными). Например, насколько похоже воспринимаются

сиблингами их друзья, климат социальных групп, к которым каждый

из них принадлежит, жизненные события? Ответ на этот вопрос был

получен в ряде исследований: «сходство» переживаний сиблингов до-

статочно ограничено. Сиблинговые корреляции варьируют в пределах

0,10-0,40. Кроме того, есть основания предполагать, что единичные

несистематические явления в жизни сиблингов, касающиеся только

одного из них (например, заболевание или другие внезапные и ин-

тенсивные события), также могут приводить к возникновению раз-

личий между сиблингами. Накапливаясь и взаимодействуя в течение

длительного

периода,

эти

«сиблинго-специфические»

переживания

могут привести к появлению существенных различий между родными

братьями и сестрами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.125 (0.011 с.)