Психология – наука о закономерностях возникновения, развития и функционирования психики и сознания человека. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология – наука о закономерностях возникновения, развития и функционирования психики и сознания человека.



Психология – наука о закономерностях возникновения, развития и функционирования психики и сознания человека.

Психика – это свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира.

Мозг и физико-химические процессы протекающие в нервной системе - материальны, а сама психика нематериальна, она результат этих процессов.

Структура психики: психические процессы, психические состояния, психические свойства личности. - Психические процессы включают познавательные (когнитивные) процессы, эмоциональные процессы, волевые процессы. 1. К познавательным процессам относятся: ощущение, восприятие, память, внимание, мышление, воображение; с их помощью мы постигаем мир и самих себя.

2. Волевые процессы - мотивы, стремления, желания, принятие решений. Воля обеспечивает регуляцию поведения.

3. Эмоциональные процессы - чувства, эмоции. Чувства, эмоции отражают переживание человеком отношения к явлениям окружающего мира, событиям своей жизни. - Психические состояния личности – целостные ее проявления, отражающие общий внутренний настрой, характеризующий уровень ее активности. К ним относятся, например: любознательность, собранность, рассеянность, пассивность, уверенность и т.д. - Псих ические свойства личности – устойчивые психические ее особенности: направленность, мотивация, темперамент, характер, способности.

К психическим свойствам личности относятся: темперамент; направленность; способности; характер.

Структура психики

Психика – функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма. Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой. Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно. Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Иначе говоря, психика – это субъективное отражение объективного мира. Однако субъективный характер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего мира.

Психика – это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой. Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием «сознание». Но понятие психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в себя сферу подсознания и надсознания («Сверх Я»). В структуру психики входят: психические свойства, психические процессы, психические качества и психические состояния.

Психические свойства – устойчивые проявления, которые имеют генетическую основу, передаются по наследству и практически не изменяются в процессе жизни. К ним относят свойства нервной системы: сила н.с. – устойчивость нервных клеток к длительному раздражению или возбуждению, подвижность нервных процессов – скорость перехода возбуждения к торможению, уравновешенность нервных процессов – относительный уровень сбалансированности процессов возбуждения и торможения, лабильность – гибкость изменения под воздействием различных раздражителей, резистентность – сопротивляемость к воздействию неблагоприятных раздражителей. Психические процессы – относительно устойчивые образования, имеющие латентный сензитивный период развития, развиваются и формируются под воздействием внешних условий жизнедеятельности. К ним относят: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, представление, внимание, волю, эмоции. Психические качества – относительно устойчивые образования, которые возникают и формируются под воздействием учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности. Наиболее отчетливо качества психики представлены в характере.

Психические состояния – представляют собой относительно устойчивый динамичный фон деятельности и активности психики.

 

9. Психические свойства и психические состояния.

Психические свойства – устойчивые проявления, которые имеют генетическую основу, передаются по наследству и практически не изменяются в процессе жизни. К ним относят свойства нервной системы: сила н.с. – устойчивость нервных клеток к длительному раздражению или возбуждению, подвижность нервных процессов – скорость перехода возбуждения к торможению, уравновешенность нервных процессов – относительный уровень сбалансированности процессов возбуждения и торможения, лабильность – гибкость изменения под воздействием различных раздражителей, резистентность – сопротивляемость к воздействию неблагоприятных раздражителей.

Психические состояния – представляют собой относительно устойчивый динамичный фон деятельности и активности психики.

Психические процессы – относительно устойчивые образования, имеющие латентный сензитивный период развития, развиваются и формируются под воздействием внешних условий жизнедеятельности. К ним относят: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, представление, внимание, волю, эмоции.

Между психическими процессами, состояниями и свойствами существует тесная взаимосвязь. Например, свойства темперамента или характера во многом предопределяют то или иное психическое состояние в конкретной ситуации. И вообще эта взаимосвязь значительно сложнее, чем мы представляем себе ее на данном этапе развития человечества. Здесь еще ждут своего открытия весьма важные, можно сказать, фантастические феномены и закономерности. А пока можно лишь говорить о том, что психика есть результат «неутомимого труда» до сих пор таинственного для человечества космоса. Она включена в единую цепь процессов макрокосмоса, Солнечной системы и планеты Земля. Психика подвержена влиянию, например, Солнечной системы с коварством ее «вспышек», сопровождающихся повышенной возбудимостью людей.

Все это говорит о том, что изучение психики нельзя отрывать от познания процессов в ближнем (непосредственном) и дальнем (мировом) пространстве. Актуальность этого положения возрастает в связи с тем, что человек все больше отгораживает себя от этого пространства созданием «второй» природы, оставляя «первую», естественную, лишь для целей отдыха.

 

10. Сознание и бессознательное. Сознание и бессознательное являются частью нашей психики. Проблема заключается в том, что сознание не может контролировать бессознательное, которое является важнейшей частью человеческой души. Давайте разберемся в этом более подробно. Сознание и бессознательное по Фрейду. Зигмунд Фрейд был первым ученым, который заявил, что в человеческой душе функционируют незаметные процессы. По его словам, у каждого человека есть внутренняя раздвоенность, которую он не осознает. В бессознательном может находиться только то, что однажды было в сознании, например, мимолетная мысль или сильные переживания, которые забылись. Туда попадают те мысли, которые находятся в конфликте с нашим сознанием. Они непригодны для социума, не имеют должного выхода, то есть по сути ситуации оказываются неразрешенными. Дело в том, что бессознательные переживания продолжают влиять на сознание. Большое количество подавленной энергии может оказать негативное влияние на психику. В бессознательное входят когда-то перенесенные сильные переживания, но они причиняют не так много мучений, как мысли, которые лишают личность душевного покоя. С рождения в ребенке развивают нравственность. То, что выгодно обществу - хорошо. То, что им не выгодно - плохо. Нам привили совесть, которая «наказывает» нас за "недобрые" поступки и, когда личность обнаруживает в себе "плохое", то всеми силами пытается это скрыть, даже от самой себя. Таким образом бессознательное проявляет себя на фоне внутреннего конфликта. При грамотном воспитании данный конфликт можно снизить. К счастью, наш социум начинает медленно, но верно улучшать воспитательные процессы. - Сознание и бессознательно по Юнгу. Карл Юнг был учеником З. Фрейда. Поначалу он разделял взгляды своего учителя, но по прошествии определенного времени, между ними произошло недопонимание. Юнг считал, что в бессознательное могут попасть не только пережитые мысли, но и те, что переданы по наследству от всего человечества. Он отыскал много подтверждений того, как люди разных культур и национальностей демонстрировали одинаковые психические реакции. Таким образом, он создал новое утверждение - коллективное бессознательное. - Несмотря на смену времени и культур, проблемы отношений с окружающим миром остались те же. Без бессознательного сознание просто не смогло бы существовать. Оно не вредит сознанию, а пытается привести его к балансу. Получается, что коллективное бессознательное содержит определенные модели поведения, в которые человек вкладывает свой опыт. Оно ставит перед человеком проблемы, которые должен решить для выживания и эволюции. Играя с нашей личностью, бессознательное подталкивает ее к психическому развитию, ведь в каждом из нас от природы заложена потребность в развитии более высокого уровня энергетических вибраций, поэтому важно не просто существовать, а выполнять программу психического развития. - Соотношение сознания и бессознательного. Психология сознания и бессознательного существенно различается. Но в целом психика, сознание и бессознательное обеспечивают приспособленность и адаптацию личности к окружающему миру. Проблема в том, что люди пытаются подавить мысли, которые им неприятны, вместо того, чтобы спокойно разобраться в этом. Отсюда начинаются волнение, тревога, паника, которая приводит к психическим расстройствам. Бессознательное может "разбить" узкое сознание человека. Ему нет дела до его личных проблем, эмоций и целей.К нам в голову постоянно приходит миллион мыслей и разные вопросы. Не стоит прогонять их. Попытайтесь прислушаться к требованиям своего бессознательного, и оно поможет вам сделать великие открытия для самого себя.

11. Ощущение.

Ощуще́ние, чувственный опыт — простейший психический процесс, представляющий собой психическоеотражение отдельных свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействиина органы чувств, дифференцированное восприятие субъектом внутренних[1] или внешних стимулов ираздражителей при участии нервной системы. В психологии ощущения считаются первой стадией (на самомделе они туда не входят) ряда биохимических и неврологических процессов, которая начинается своздействия внешней (окружающей) среды на рецепторы сенсорного органа (то есть органа ощущения) изатем ведёт к перцепции, или восприятию (распознаванию).

В советско-российской психологической школе принято считать ощущение и чувство синонимами, однако этоне всегда верно для других психологических школ. Другие эквиваленты термину «ощущения» — сенсорныепроцессы и чувствительность.

 

Ощущение и восприятие

Ощущение (в психологии) - процесс отражения отдельных свойств объектов окружающего мира[2].

От понятия восприятия (как целостного впечатления, например, восприятие чашки кофе как целостногообраза) отличается количественно (ощущение аромата кофе, цвета, температуры и т.д.).

Восприятие состоит из одного или более ощущений, создающих наиболее полное представление об объекте.Т.е. восприятие будет, даже если человек не прикасается к чашке, с закрытыми глазами будет вдыхать ароматкофе (одно ощущение).
Классификация ощущений

Разделяют ощущения по критерию принадлежности к специализированным анализаторам, ответственным заих обработку. Выделяют ощущения: зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные,проприоцептивные, двигательные. По расположению рецепторов все ощущения делятся на три группы.

К первой группе относятся ощущения, которые связаны с рецепторами, находящимися на поверхности тела:зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения. Это экстерорецептивные ощущения.

Ко второй группе относятся интерорецептивные ощущения, связанные с рецепторами, находящимися вовнутренних органах.

К третьей группе относятся кинестезические (двигательные) и статические ощущения, рецепторы которыхнаходятся в мышцах, связках и сухожилиях — проприорецептивные ощущения (от лат. «собственный»).

В зависимости от модальности анализатора различаются следующие виды ощущений: зрительные, слуховые,кожные, обонятельные, вкусовые, кинестезические, статические, вибрационные, органические и болевые.Различаются также контактные и дистантные ощущения.

Основные черты памяти

Наиболее важные черты, неотъемлемые характеристики памяти - это: длительность, быстрота, точность, готовность, объём (запоминания и воспроизведения). От этих характеристик зависит то, насколько продуктивна память человека. Данные черты памяти будут упоминаться ниже в этой работе, а пока - краткая характеристика черт продуктивности памяти:

 

14. Мышление.

Мышление — психический процесс моделирования закономерностей окружающего мира на основе аксиоматических положений[1]. Однако в психологии существует множество других определений.

Например: высший этап обработки информации человеком, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира; или — процесс отражения существенных свойств объектов, а также связей между ними, что приводит к появлению представлений об объективной реальности. Споры по поводу определения продолжаются по сей день.

В патопсихологии и нейропсихологии мышление относят к одной из высших психических функций. Оно рассматривается как деятельность, имеющая мотив, цель, систему действий и операций, результат и контроль.

Мышление — высшая ступень человеческого познания; процесс познания окружающего реального мира, основу которого составляет образование и непрерывное пополнение запаса понятий, представлений; включает в себя вывод новых суждений (осуществление умозаключений). Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы. Формы и законы мышления составляют предмет рассмотрения логики, а психофизиологические механизмы — соответственно, психологии и физиологии. С точки зрения физиологии и психологии, это определение является наиболее верным.

 

15. Творческое мышление.

Тв орческое мышление — мышление созидающее, дающее принципиально новое решение проблемной ситуации, приводящее к новым идеям и открытиям.

Новая идея — новый взгляд на взаимосвязи и взаимозависимости явлений. Нередко новая идея возникает на основе нового «сцепления» ранее известной информации. Так, Л. Эйнштейн, как известно, не проводил экспериментов, он лишь с новой стороны осмысливал уже имевшуюся информацию, по-новому систематизировал и анализировал ее.

Новые идеи возникают на базе определенных предпосылок в общем развитии той или иной отрасли знаний. Но при этом всегда необходим особый, нестандартный склад ума исследователя, его интеллектуальная смелость, способность отойти от господствующих идей. Старые, классические идеи всегда окружены ореолом всеобщего признания и в силу этого препятствуют возникновению новых взглядов. Так, геоцентрическая концепция долго препятствовала утверждению научного взгляда о движении Земли вокруг Солнца.

Творческий поиск неизбежно связан с широтой и гибкостью мышления, со способностью субъекта к смелому высвобождению из прокрустова ложа господствующих идей.

Творческие, креативные (от лат. crcatio — создание) способности проявляются не только в мышлении, но и во всех видах деятельности.

Одним из основных компонентов творческого мышления является образное мышление, воображение. Не случайно в науке так широко применяется метод мысленного эксперимента. Пирамиды, соборы и ракеты существуют не благодаря геометрии, строительной механике и термодинамике, а потому, что они вначале были зримой картиной в умах тех, кто их строил.

Творчество, как правило, связано с интуитивными, малоосознанными процессами.

 

16.Воображение.

Воображение — познавательный процесс отражения будущего путем создания новых образов на основе переработки образов восприятия, мышления и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Посредством воображения создаются образы, никогда в целом не принимавшиеся человеком в действительности. Сущность воображения заключается в преобразовании мира. Этим определяется важнейшая роль воображения в развитии человека как действующего субъекта.

Воображение и мышление — процессы близкие по своей структуре и функциям. Л. С. Выготский называл их “чрезвычайно родственными”, отмечая общность их происхождения и строения как психологических систем. Воображение он рассматривал как необходимый, неотъемлемый момент мышления, особенно творческого, так как в мышление всегда включены процессы прогнозирования и предвосхищения. В проблемных ситуациях человек использует мышление, и воображение. Сформированное в воображении представление о возможном решении укрепляют мотивацию поиска, и определяет его направление. Чем более неопределенной является проблемная ситуация, чем больше в ней неизвестного, тем значительнее становится роль воображения. Оно может осуществляться при неполных исходных данных, поскольку дополняет их продуктами собственного творчества.

Глубокая взаимосвязь существует также между воображением и эмоционально-волевыми процессами. Одно из ее проявлений состоит в том, что при возникновении в сознании человека воображаемого образа он испытывает истинные, действительные, а не воображаемые эмоции, что позволяет избегать нежелательных воздействий и воплощать в жизнь желаемые образы. Л. С. Выготский назвал это законом “эмоциональной реальности воображения”

Например, человеку надо переправиться на лодке через бурную реку. Представляя, что лодка может перевернуться, он испытывает не воображаемый, а реальный страх. Это побуждает его выбрать более безопасный способ переправы.

Воображение является значимым фактором, влияющим на развитие личности. Идеалы как воображаемый образ, которому человек хочет подражать или к которому стремится, служат образцами для организации его жизнедеятельности, личностного и нравственного развития.

Виды воображения

Существуют различные виды воображения. По степени активности воображение может быть пассивным и активным. Пассивное воображение не стимулирует человека к активным действиям. Он удовлетворяется созданными образами и не стремится реализовать их в действительности или рисует образы, которые в принципе не могут быть реализованы. В жизни таких людей называют утопистами, бесплодными мечтателям. Активное воображение — это создание образов, которые впоследствии реализуются в практических действиях и продуктах деятельности. Иногда это требует от человека больших усилий и значительных затрат времени. Активное воображение повышает творческое содержание и эффективность трудовой и других видов деятельности.

Определения

Чувства — особая форма отражения действительности; они отражают отношение людей друг к другу, а такжек объективному миру. Чувства человека, детерминируясь генетически, формируются обществом; они играютогромную роль в поведении, в практической и познавательной деятельности

Являясь сигналами успешности или неуспешности выполнения деятельности, соответствия илинесоответствия предметов и явлений потребностям и интересам человека, чувства тем самым занимаютсущественное место в регуляции деятельности людей.

Виды чувств

Чувства могут быть активными (стеническими), имеющими положительный эмоциональный тон —удовольствие (радость и т. п.), и пассивными (астеническими), имеющими отрицательный эмоциональныйтон — неудовольствие (печаль и т. п.). Стенические чувства повышают жизнедеятельность человека,астенические — понижают ее.

Среди чувств выделяются специфические виды их — настроения, аффекты (сильные, бурно протекающиеэмоциональные переживания — ярость, ужас и т. п.), страсти.

Этимология

Слово чувство заимствовано из старославянского, где оно имело написание чувьство и было образовано спомощью суффикса -ьств- (совр. -ствСлово чувьство употребляется уже в «Изборнике 1073 года». В связи с тем, что И зборник 1073 года являетсякопией раннего болгарского сборника («Симеонов сборник»), то слово использовалось еще в начале X века.

Можно сделать вывод, что русское слово чувство относится к процессу понимания чего-либо,восприимчивости к чему-то.

Органы чувств

Основная статья: Орган чувств

Восприятие окружающего мира формируется на основе всей информациии, которую головной мозг получаетот основных органов чувств. Органы чувств у человека — глаза, уши, язык, нос, осязание, а также тактильныеи температурные рецепторы, вестибулярный аппарат и др.

 

Чувства животных

В 1997 году в Протоколе по защите и благополучии животных (Protocol on protection and welfare of animals),являющимся приложением к Амстердамскому договору, Европейский союз признал животных чувствующимисуществами (sentient beings). Таким образом, с 1997 года Европейский союз официально признает, чтоживотные имеют чувства.

В США некоммерческая организация Farm Sanctuary проводит кампанию по официальному признаниюживотных чувствующими существами.

 

25. Регуляция эмоционального состояния.

Ф. Б. Березин рассматривал регуляцию эмоционального состояния (ЭС) через призму психической адаптации. Характер психической адаптации очень важен, потому что влияет на всю адаптацию в целом. Березин полагал, что механизмы психической адаптации и регуляции и ЭС лежат в интрапсихической сфере. Березин выделяет четыре типа психологической защиты: - препятствующие осознанию факторов угрозы, вызывающих тревогу; - позволяющие фиксировать тревогу; - снижающие уровень побуждений; - устраняющие тревогу.

Эмоциональное состояние и невроз. - Переживания становятся источником невроза лишь в том случае, если они особо значимы для человека. Поэтому большинство интрапсихических конфликтов социальны. Эмоциональный стресс является неотделимой частью социальной адаптации человека. - Очень многие личностные проблемы человека решаются, если повысить его самооценку (которая до этого была низкая) и уверенность. Ощущение внутренней уверенности - вот та мишень, на которую надо ориентироваться при работе над профилактикой негативных эмоциональных состояний.

Умение взвешивать разные ценности.

В общем-то ценности это не только (и не столько) то, что имеет некое абсолютное значение (бесконечно большую цену). Скорее даже наоборот: ценность - это то, что важно для человека, ради чего он может пожертвовать другими ценностями или наоборот чем может пожертвовать. Одним из основных способов избегания чрезмерного эмоционального напряжения является гармоничное развитие личности человека, формирование у него самостоятельной мировоззренческой позиции. И эта мировоззренческая позиция не возможна без умения взвешивать разные ценности между собой. Поэтому одно из важнейших профилактических средств по отношению к эмоциональным стрессам - развивать в себе способность рационально взвешивать все то, что взвешивается. - Ослабление мотивации. Очень сильная мотивация способна разрушить деятельность человека и быть источником многих негативных эмоций. В организациях с очень высоким уровнем оплаты труда: работникам, еще не привыкшим к новой зарплате, сложно сосредоточиться на деле, потому что перед глазами постоянно стоит угроза увольнения; рано или поздно плохое настроение начинает выплескиваться на других, происходит выяснение отношений, перерастающий в поиск врагов и т.д. Попробовать снять негативное ЭС можно с помощью ослабления мотивации. С помощью самоубеждения, самовнушения доказывается, что результат на самом деле не так уж важен. Деятельность интересна и ценна уже сама по себе. Погрузившись с головой в деятельность, можно отвлечься от неприятных мыслей. Метод использовался в СССР. Тактики отступления. Р. М. Грановская предложила способ борьбы с эмоциональной напряженностью, заключающийся в заранее подготовленных тактиках отступления (в случае развертывания негативных сценариев). Наличие одной или многих подготовленных заранее таких тактик снижает излишнее возбуждение и делает более вероятным успех решения задачи на приоритетных направлениях.

 

26. Воля и волевая регуляция.

Воля - высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели.

Воля — одна из форм отражения. Отражаемым объектом в волевом процессе выступает цель деятельности в соотношении с выполняемой деятельностью, обеспечивающей достижение этой цели. Как компонент психики, воля обеспечивает выполнение двух взаимодополняющих функций — побудительной и тормозной. Побудительная функция связана с активностью человека, характеризующейся произвольностью и направленной на преодоление препятствий, атормозная — со сдерживанием себя от выполнения действий или совершения поступков. -Волевая регуляция - частный вид произвольного управления и характеризуется использованием значительных волевых усилий, направленных на преодоление препятствий и трудностей, т.е. является механизмом самомобилизации. - Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание. - Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти,: мышления и речи.

- Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.

Конкретное содержание волевой регуляции понимается психологами по-разному: 1. «Сила воли» как сила мотива. Волевая активность человека определяется силой мотива (потребности), т.к. последняя влияет на степень проявления волевого усилия: если я очень хочу достичь цели, то я буду проявлять и более интенсивное и более длительное волевое усилие. Поэтому нередко силу воли подменяют силой мотива: раз хочу, значит делаю. Ю.Ю.Палайма считает, что «сила воли» - это, по существу, сила мотива и что человек сильной воли - это прежде всего человек с сильной мотивацией поведения. Поэтому именно имеющийся у человека механизм волевой регуляции определяет большие или меньшие возможности реализации хотения.

2. Сила воли» как борьба мотивов. Часто силу воли сводят лишь к «борьбе мотивов», которая является одним из внутренних препятствий для деятельности. Имеется много ситуаций, когда выбора того или иного альтернативного решения не требуется, а волевая регуляция необходима, т.к. на пути к достижению цели встречаются различные препятствия, трудности. В таких ситуациях потребность сохраняется, но сопутствующей энергии для преодоления возникших затруднений и достижения цели не хватает и требуется включение волевого механизма для усиления энергетики действия.

 

 

27. Волевые действия.

·

 

ВОЛЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ — сознательно контролируемые действия, направленные на преодоление трудностей и препятствий при достижении поставленной цели. Волевые действия могут совершаться человеком по собственной инициативе и по заданию других, например, обучаемые в школе и вузе совершают многие волевые действия по необходимости (заданию). Если же задания воспринимаются без внутреннего одобрения, вопреки личным желаниям, то потребуется больше энергии и усилий, чтобы их выполнить. Различают простые и сложные волевые действия. Простые состоят из двух компонентов: постановки цели и исполнения. К числу важнейших компонентов сложных волевых действий следует отнести: возникновение предварительной постановки цели, которая ставится самим человеком или другими людьми; продумывание способов и приемов достижения цели, планирование действий, преодоление отрицательных мотивов; принятие решения; выполнение принятого решения; оценку сделанного, формирование установки на совершение волевых действий в будущем

 

 

28. Волевые качества личности.

Определение. Волевые качества личности -- это сложившиеся в процессе получения жизненного опыта свойства личности, связанные с реализацией воли и преодолением препятствий на жизненном пути. В психологии характера выделяют множество волевых качеств личности. К основным, базовым волевым качествам личности, определяющим большинство поведенческих актов, относятся целеустремленность, инициативность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка, дисциплинированность. - Все эти качества связаны с этапами осуществления волевого акта. - С первой фазой волевого акта связаны такие качества, как целеустремленность, инициативность, самостоятельность, выдержка, которые, в свою очередь, являются проявлением самодетерминации воли. - На всех фазах, особенно на втором и третьем этапе волевого акта, формируются такие качества, как решительность и смелость. Решительность -- свойство личности, проявляющееся в ее умении принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения. Она поддерживает инициативу при постановке цели действия. Активно реализуется в выборе доминирующего мотива и правильного действия и в выборе адекватных средств достижения цели. Внешне решительность проявляется в отсутствии колебаний. Решительность не исключает всестороннего и глубокого обдумывания цели действий, способов её достижения, переживания сложной внутренней борьбы, столкновения мотивов. Решительность проявляется и при осуществлении принятого решения. Для решительных людей характерен быстрый переход от выбора средств к исполнению самого действия. Смелость - это умение противостоять страху и идти на оправданный риск для достижения своей цели. Смелость является предпосылкой для формирования решительности.

На исполнительном этапе формируются важнейшие волевые качества - энергичность и настойчивость, а также организованность, дисциплина и самоконтроль.

Классификация по Личко

Типы акцентуаций характера исследовались и другими психологами. Широко известная классификация принадлежит отечественному психиатру А.Е. Личко. Отличие от работ Леонгарда в том, что исследования посвящались акцентуации характера в подростковом возрасте, по мнению Личко, в этот период психопатии проявляются особенно ярко во всех сферах деятельности.

Личко выделяет следующие типы акцентуации характера:Гипертимный Гипертимный тип чрезмерно активен, неусидчив. Нуждается в постоянном общении, у него много друзей. Дети трудно поддаются воспитанию – они не дисциплинированы, поверхностны, склонны к конфликтам с учителями и взрослыми. Большую часть времени находятся в хорошем настроении, не боятся перемен.
Циклоидный Частая смена настроения – от плюса к минусу. Циклоидный тип раздражителен, склонен к апатии. Предпочитает проводить время дома, чем среди сверстников. На замечания реагирует болезненно, часто страдает затяжными депрессиями.
Лабильный Лабильный тип акцентуации непредсказуем, настроение колеблется без видимой причины. К сверстникам относится положительно, старается помогать другим, интересуется волонтерскими видами деятельности. Лабильный тип нуждается в поддержке, чувствителен.
Астеноневротический Раздражительность, может проявляться периодическими вспышками по отношению к близким людям, которая сменяется раскаянием и чувством стыда. Капризны. Быстро утомляются, плохо переносят длительные умственные нагрузки, сонливы и часто без причины чувствуют себя разбитыми.
Сенситивный Послушны, часто дружат с людьми старшего возраста. Ответственны, имеют высокие моральные принципы. Усидчивы, виды активных игр в больших компаниях не любят. Сенситивная личность стеснительна, избегает общения с посторонними.
Психастенический Нерешительны, боятся брать на себя ответственность. Критичны к себе. Склонны к самоанализу, ведут учет своих побед и поражений, оценке поведения окружающих. Более своих сверстников развиты умственно. Однако периодически склонны к импульсивным поступкам, не продумывая последствия своей деятельности.
Шизоидный Шизоидный тип замкнут. Общение со сверстниками приносит дискомфорт, чаще всего дружат с взрослыми. Демонстрирует равнодушие, не заинтересован в других, не проявляет сочувствия. Шизоидный человек тщательно скрывает личные переживания.
Эпилептоидный Жестоки – часты случаи, когда подростки данного типа мучают животных или издеваются над младшими. В раннем детстве плаксивы, капризны, требуют много внимания. Самолюбивы, властны. Чувствуют себя комфортно в условиях режимной деятельности, умеют угодить руководству и держат в страхе подчиненных. Методика управления ими – жесткий контроль. Из всей типологии акцентуаций – самый опасный тип.
Истероидный Демонстративный, эгоцентричный, нуждается во внимании окружающих, играет на публику. Истероидный тип обожает похвалу и восторги в свой адрес, поэтому в компании сверстников часто становится заводилой – однако, редко бывает лидером в профессиональной среде.
Неустойчивый Подростки неустойчивого типа акцентуаций нередко волнуют своих родителей и учителей – у них крайне слабо выражен интерес к учебной деятельности, профессии, будущему. При этом любят развлечения, праздность. Ленивы. По скорости протекания нервных процессов похожи на лабильный тип.
Конформный Конформный тип не любит выделяться из толпы, во всем следует за сверстниками. Консервативен. Склонен к предательству, так как находит возможность оправдать свое поведение. Методика «выживания» в коллективе – приспособление к авторитетам.

В своих работах Личко обращает внимание на то, что понятие психопатии и акцентуации характера у подростков тесно связаны. Например, шизофрения, как крайняя форма акцентуации, в подростковом возрасте-шизоидный тип. Однако, при своевременном выявлении патологии, возможна корректировка личности подростка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 1390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.90.44 (0.058 с.)