Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава ix Организация логопедической помощи населению в советском союзе⇐ ПредыдущаяСтр 22 из 22
До Великой Октябрьской социалистической революции в России не существовало логопедической помощи, не было, конечно, и подготовки специалистов-логопедов. Отдельные специалисты (сурдопедагоги, артисты, врачи) исправляли речь (косноязычие, заикание) частным образом, никакого контроля в отношении приемов, способов, а также оплаты не существовало. Пользоваться такой помощью могли только обеспеченные люди. Педагогическая и врачебная общественность с конца XVIII в. обращала внимание на отрицательное значение речевых недостатков; отдельные ученые выступали по этому вопросу в печати (психиатр И. А. Сикорский писал о заикании в 1889 г.), переводили работы с других языков (так, были переведены работы врачей Куссмауля, 1889, В. Олтушевского, 1898). В 1911 г. на съезде учителей московских городских школ был поднят вопрос о необходимости логопедической помощи детям. Под руководством известного сурдопедагога проф. Ф. A. Pay, большого энтузиаста своего дела, велась соответствующая работа по исправлению речи в двух вспомогательных школах. В 1915 г. для учителей этих школ были проведены краткосрочные логопедические курсы. После Октябрьской революции, уже в 1918 г., по инициативе В. Д. Бонч-Бруевича в Москве были организованы обязательные логопедические курсы для работников дошкольных учреждений (воспитателей и врачей). При педагогических институтах в Ленинграде, Москве и Киеве были открыты дефектологические факультеты, где при кафедрах сурдопедагогики желающим студентам дополнительно давали и логопедическую подготовку. С 1946 г. на дефектологическом факультете при Государственном педагогическом институте им. В. И. Ленина в Москве было организовано первое логопедическое отделение для подготовки учителей-логопедов. В настоящее время отделение готовит логопедов широкого профиля, которые выполняют работу в любом типе учреждения с любым составом логопатов. В Советском Союзе организованно осуществляется государственная логопедическая помощь населению. Эта помощь орга низована по линии двух министерств — просвещения и здравоохранения. Каждое из этих министерств развивает свою сеть учреждений (табл. 11). Между работой отдельных учреждений должна существовать преемственность для того, чтобы в случае надобности ребенок мог безболезненно перейти из одного учреждения в другое (например, из специализированных детских яслей в специальный детский сад, из детского сада в специальную школу или в массовую, с дополнительной работой школьного или поликлинического логопеда). Преемственность должна быть обеспечена согласованностью планов работы (воспитания, обучения и логопедической работы) различных учреждений независимо от того, в ведении какого министерства они находятся.
В связи с многочисленностью детей с дисграфией разных видов и разных степеней тяжести задачи логопедической работы усложняются и расширяются. В Советском Союзе организована и продолжает расширяться помощь детям, страдающим дисграфией. В настоящее время определилось два основных направления в этой области: а) профилактическое направление — предупреждение возникновения затруднений в обучении чтению и письму, б) исправление уже создавшихся и в той или иной степени за крепившихся дефектов чтения и письма у школьников Оба направления имеют очень большое значение в связи со всеобщим обучением детей в СССР. Различная форма организации логопедической помощи в деле борьбы с затруднениями в письменной речи обусловлена в основном разным возрастом детей (дошкольный возраст, младший школьный, средний и старший школьный) Система работы также не может быть всегда одинаковой, она изменяется в зависимости как от возраста и характера затруднения, так и от этапа школьного обучения. Профилактические направление получило официальное утверждение в 1965 г в связи с постановлением об организации в детских садах подготовительных групп. Эти группы организованы с целью обеспечить более успешную подготовку детей к школьному обучению. Кроме того, для детей дошкольного возраста с расстройствами речи начата организация специальных детских садов и специальных групп при массовых детских садах. Срок пребывания детей в этих группах—до одного года. По истечении этого срока дети возвращаются в массовые детские сады или направляются в школы. Для того чтобы помочь воспитателям массовых детских садов справиться с новой для них задачей пропедевтического обучения грамоте и исправления недостатков произношения, введен курс логопедии на дошкольных факультетах педагогических институтов и в дошкольных педагогических училищах.
В целях возможного приближения логопедической помощи к процессу школьного обучения Министерством просвещения РСФСР в 1948 г. был издан приказ об организации школьных логопедических пунктов. При организации школьных логопедических пунктов на школьного логопеда было возложено исправление дислалий, заикания, дисграфии и дислексии у всех учащихся школ района, нуждающихся в этом. В настоящее время школьные логопеды должны обеспечить в отношении дисграфии и дислексии как предупреждение их (в младших классах), так и исправление устной и письменной речи школьников (начальной и средней школы). Логопед детских поликлиник, обслуживая детей в возрасте с 2 до 14 лет и контингент детских садов своего района, осуществляет работу как по предупреждению дисграфии, так и по исправлению ее у детей с различными речевыми нарушениями. В специальных речевых школах борьба с нарушениями письменной речи проводится классными учителями-логопедами фронтально на уроках русского языка и во время индивидуальных и групповых логопедических занятий. Сроки пребывания ребенка в учреждении зависят от формы речевого нарушения для заикающихся детей 3—4 месяца, для детей с диагнозами алалия, дизартрия, сложные случаи дислалий —6 месяцев. Несмотря на большие возможности многопланового и постоянного воздействия на личность ребенка-логопата, было отмечено, что после выписки из стационара дети нуждаются в дальнейшем закреплении полученных результатов. Оба стационара проводили большую работу по установлению тесной связи с родителями своих воспитанников детей лого патов, чтобы подготовить их к продолжению своей работы в домашних условиях. Формы организации такой подготовки были несколько различны, но преследовали одну и ту же цель. В этих стационарах существует практика приглашения родителей на открытые занятия с детьми и ознакомление их с простейшими приемами закрепления логопедической работы. В заключительных выписках из истории болезни ребенка, в дополнение к существующей медицинской форме, введен логопедический раздел, отражающий степень сформированности речи в условиях стационара и рекомендации о дальнейшем проведении логопедических занятий. Автоматизация приобретенных речевых навыков не всегда удается в сроки пребывания ребенка в стационаре. Это побуждает искать формы работы с родителями, в результате которых они смогли бы и в дальнейшем создать необходимые условия для постоянной тренировки речи своего ребенка. Эта работа становится необходимой частью лечебно педагогического комплекса. Она распадается на несколько этапов. I этап — организационный. При поступлении детей в логопедическое учреждение следует познакомить родителей с особенностями режима стационара, рассказать о родительских днях, о сроках пребывания ребенка в стационаре, в общих чертах о содержании работы с детьми. В этот же период организуется родительский коллектив. II этап — обучающий — предусматривает систему работы с родителями в процессе лечебно-педагогического воздействия на ребенка. С этой целью для родителей организуются беседы о сущности и проявлениях определенного речевого нарушения, о его причинах, лечении и предупреждении и об особенностях воспитания ребенка-логопата в семье.
III этап—завершающий—направлен на подведение итогов работы с родителями. Внимание персонала в этот период направлено на то, чтобы стимулировать и конкретизировать работу с ребенком в домашних условиях. Этот этап охватывает время перед выпиской ребенка из стационара. IV этап является своеобразной диспансеризацией ребенка после лечения в стационаре. Как показывают наши наблюдения, широкая пропаганда знаний об особенностях работы с детьми-логопатами невольно побуждает родителей активно включаться в лечебно-педагогический процесс. Чтобы целенаправить эту жажду деятельности у родителей, а одновременно и систематизировать ее, мы нашли необходимым организовать при стационаре родительский комитет. Актив родительского комитета совместно с администрацией стационара организует всю работу родителей во время пребывания их детей в стационаре. Все это, в свою очередь, имеет важное значение для повышения эффективности лечебно-педагогического воздействия на детей-логопатов. Перед Великой Отечественной войной в Советском Союзе (Ленинград, Москва, Харьков) уже существовало несколько речевых стационаров для детей с тяжелыми речевыми нарушениями (алалия, дизартрия, ринолалия, заикание). В основном это были стационары для детей школьного возраста — учеников логопедических школ. Широкий опыт всех логопедических учреждений привел к ряду выводов как теоретического, так и организационного характера. Остановимся на некоторых из них: чем раньше начата медико-педагогическая работа, тем больше оснований рассчитывать на благоприятный эффект ее. Не следует забывать, что пластичность нервной системы не беспредельна и значительно понижается с возрастом, поэтому работа по формированию речи должна начинаться в раннем дошкольном возрасте. К моменту школьного обучения ребенку необходимо сформировать речь как средство общения, что позволит ему справиться со школьной программой ("Нарушение речи у дошкольников», сост. Р. А. Белова-Давид и др. М, «Просвещение», 1969.). В соответствии с этим в настоящее время все больше открывается дошкольных учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи. Такими учреждениями для детей-дошкольников являются специализированные детсады, ясли, медицинские стационары, санатории, полустационары.
С 1960 г. в Москве и Московской области существуют 2 таких учреждения: Московский областной психоневрологический санаторий для детей с речевыми расстройствами и речевой стационар при Московском психоневрологическом диспансере для детей и подростков. После пятилетнего срока работы эти два учреждения подвели итоги опыта своей работы Медицинская, логопедическая, педагогическая работа осуществляется в тесном контакте на протяжении всего срока пребывания ребенка в учреждении (в штате этих учреждений имеются врачи, логопеды, воспитатели, учителя-ритмики, инструктор по лечебной физкультуре, средний и младший медицинский персонал). Независимо от того, где работает логопед, его основной работой является непосредственная трехчасовая речевая работа с детьми, подростками или взрослыми (в зависимости от контингента каждого учреждения). В зависимости от специфики каждого учреждения логопед выполняет ряд дополнительных обязанностей. Остановимся на специфике каждого типа логопедических учреждений и вытекающих из нее дополнительных обязанностей логопеда (табл. 12). Наибольшее распространение получили школьные логопедические пункты и логопедические кабинеты при детских поликлиниках. Сеть логопедической помощи продолжает неуклонно развиваться. За последние годы появилась новая форма организации логопедической помощи — организация специальных оздоровительных летних лагерей, главным образом для заикающихся. Это мероприятие практикуется в Кирове, Кемерове, Куйбышеве. Очень важен обмен опытом между специалистами. Этому служат объединения логопедов, которые существуют уже многие годы в Москве, Ленинграде и других городах, «Педагогические чтения», организуемые Научно-исследовательским институтом дефектологии АНН СССР, семинары, конференции, декадники, ежегодно организуемые в Москве и Ленинграде. Министерство просвещения РСФСР проводит курсы усовершенствования логопедов (через институты усовершенствования учителей); Министерство здравоохранения РСФСР несколько раз в год также проводит курсы повышения квалификации логопедов и врачей (психоневрологов, отоларингологов и педиатров). Многие педагогические институты вводят в свой учебный план обязательный курс логопедии (дошкольные и школьные факультеты). Все эти факты говорят о распространении и росте логопедических знаний и логопедической помощи в Советском Союзе. Таблица 12 Специфика различных лого педических учреждений Приложения Рекомендуемая литература Александровская М. А. Логопедическая практика. В сб.: «Из опыта логопедической работы». М., Изд-во АПН РСФСР, 1955. А с с м у с А. Н. Организация работы районного школьного логопедического пункта. В сб.: «Из опыта логопедической работы». М., Изд-во АПН РСФСР, 1955. Г р и н ш п у н Б. М. Логопедический стационар как тип учреждения по оказанию помощи детям с тяжелыми речевыми нарушениями. В сб.: «Нарушение речи у дошкольников». М., «Просвещение», 1969.
Каше Г. А. Логопедическая работа в I классе вспомогательной школы. М., Учпедгиз, 1957. Маевская С. И. Основные задачи воспитательной работы в специальных учреждениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. В сб.: «Расстройства речи у детей и подростков». М., «Медицина», 1969, стр. 274—283. Муравьева Н. Н. Организация работы на школьном логопедическом пункте. В сб: «Из опыта логопедической работы». М., Изд-во АПН РСФСР, 1955. Никашина Н. А. Работа по исправлению недостатков речи на школьных логопедических пунктах. М, Учпедгиз, 1954. Типовое положение о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи. Министерство просвещения СССР. «Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи», под ред. проф. Р. Е. Левиной М., Изд-во АПН РСФСР, 1961.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.187.233 (0.026 с.) |