Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Чем определяются особое место и роль государства в политической системе общества?
В структуре политической системы общества государство является объективно необходимым ее составным элементом на протяжении всей истории общественного развития. О современном нам государстве, писал по этому поводу еще в начале века известный юрист Л. Гумплович, мы знаем, «потому, что живем в нем, на каждом шагу ощущаем его деятельность, пользуемся его покровительством и призываем его на помощь. Относительно других существующих теперь государств нам дают сведения и статистика и газеты. Относительно же тех, которые существовали и которых уже нет, — история человечества». Какими «высшими благами, кроме голой жизни, пользуется человек, - делал вывод автор, — свободой и собственностью, семьей и личными правами, — всем этим он обязан государству»1. Что же касается политических партий и различных общественных организаций, имеющих политический характер, то они могут появляться на определенных этапах развития политической системы общества и, выполнив возложенные на них задачи, исчезать. В жизни общества, в экономике государство всегда выступает как политическая организация. Однако не следует абсолютизировать его политический характер и рассматривать лишь как чисто политический институт. Дело в том, что в многогранной деятельности государства, равно Гумплович Л. Общее учение о государстве. СПб., 1910. С. 35. как и его различных органов, имеются не только «чисто» политические, но и неполитические аспекты. Например, «чисто» организационные, финансовые, организационно-технические (связанные с разработкой и установлением всякого рода технических стандартов, норм). Они хотя и ассоциируются с политической деятельностью государства, но сами по себе не являются таковыми. Аналогичная картина наблюдается применительно к отдельным государственным органам — парламенту, правительству, министерствам и ведомствам, конституционному суду (в тех странах, где он есть) и другим судебным институтам. Будучи неотъемлемыми составными частями политического по своей сути и характеру государственного механизма, они в то же время выполняют отнюдь не только политические функции. И в силу этого являются не только политическими органами и организациями, но и выполняют неполитические — экономические, финансовые и иные функции, играющие в структуре политической системы общества разнообразные роли.
Чем же определяется особое место государства в политической системе общества и его особая роль? Отвечая на этот вопрос, необходимо обратить внимание на следующее. Во-первых, государство в любой стране и на любом этапе развития общества выступает как самая массовая, самая широкая организация. Оно объединяет или по крайней мере стремится объединить вокруг себя все слои населения. Это закрепляется в конституциях и других основополагающих правовых актах. Об этом особенно ярко свидетельствуют конституции таких государств, например, как Россия, США, Швеция и др. В Конституции США это стремление закрепляется в следующей формуле: «Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования более совершенного Союза, утверждения правосудия, охраны внутреннего спокойствия, организации современной обороны, содействия общему благосостоянию и обеспечения нам и нашему потомству благ свободы, учреждаем и вводим эту Конституцию для Соединенных Штатов Америки». В Конституции Швеции содержится положение, согласно которому «вся государственная власть в Швеции исходит от народа. Правление шведского народа основывается на свободном формировании мнений и на всеобщем и равном избирательном праве. Правление осуществляется посредством государственного строя, основанного на представительной и парламентской системе, и посредством коммунального самоуправления» (§ 1). Конституция Российской Федерации провозглашает, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» и что «народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления» (ч. 1, 2 ст. 3). В идеале каждое современное государство стремится к тому, чтобы его формальная социальная основа, каковую составляют все граждане или подданные государства, превратилась бы в его реальную основу, которая складывается из его твердых сторонников, убежденных последователей внутренней и внешней его политики.
Во-вторых, государство как официальный представитель всего общества является собственником, а в странах с социалистической экономикой — монополистом основных орудий и средств производства. Так, государственная (общенародная) собственность считалась, согласно ст. 11 Конституции СССР 1977 г., общим достоянием всего советского народа, основной формой социалистической собственности. Наряду с ней существовали и другие формы собственности такие, как колхозно-кооперативная и собственность различных общественных организаций, которая была им необходима для успешного выполнения стоящих перед ними уставных задач. Данные формы собственности играли значительную роль в развитии экономики и совершенствовании экономической системы советского общества в целом. Однако ведущая, главенствующая роль при этом неизменно принадлежала государственной собственности. В настоящее время статус государственной собственности в нашей стране кардинально изменился. Согласно Конституции Российской Федерации 1993 г. она признается лишь как одна из равных в правовом отношении форм собственности наряду с частной, муниципальной и иными формами. Конституция закрепляет, что «земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории» и что «земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности» (ст. 9). Однако, несмотря на изменение статуса государственной собственности в России, она по-прежнему продолжает играть в жизнедеятельности государства значительную роль. Наличие такого рода собственности у государства, несомненно, выделяет его как структурный элемент в системе других составных элементов политической системы общества и создает ему широкую возможность для активного воздействия на экономическую и социально-политическую жизнь. В-третьих, государство как особый структурный элемент политической системы общества располагает специальным аппаратом, представляющим собой совокупность разнообразных органов и организаций, взаимосвязанных едиными принципами образования и функционирования и объективно необходимых для выполнения стоящих перед государством на различных этапах развития общества целей и задач. Разумеется, у политических партий и общественных организаций тоже есть свои хорошо отлаженные и постоянно действующие аппараты. Без них невозможно было бы нормальное функционирование данных организаций. Однако, в отличие от государственного аппарата, они не имеют в своей структуре таких органов, как милиция, суд, прокуратура, органы государственной безопасности. Кроме того, партийные и общественные органы не обладают, как это имеет место у государственных органов, государственно-властными полномочиями. В-четвертых, государство выделяется среди различных элементов политической системы общества тем, что располагает разветвленной системой юридических средств, дающих ему возможность управлять многими отраслями экономики и эффективно воздействовать на все общественные отношения. Обладая государственно-властными полномочиями, различные государственные органы не только издают в рамках своей компетенции соответствующие нормативно-правовые и индивидуальные акты, но и обеспечивают их реализацию. Это достигается разными способами — путем воспитания, поощрения и убеждения, осуществления постоянного контроля за точным соблюдением этих актов, применения в необходимых случаях мер государственного принуждения.
В-пятых, в политической системе общества государство выделяется тем, что обладает суверенитетом. Суверенность государственной власти выступает как один из признаков государства. Содержание этого признака заключается в верховенстве государственной власти по отношению ко всем гражданам и образуемым ими негосударственным организациям внутри страны и в независимости (самостоятельности) государства вовне, в проведении внешней политики и построении отношений с другими государствами. Названные особенности не исчерпывают всей специфики государства как элемента политической системы общества среди всех других его структурных элементов. Но они дают общее представление о нем самом, а также о факторах, определяющих его место и роль в политической системе. Данные особенности государства, помимо всего прочего, позволяют взглянуть на него не только с формально-юридической стороны, с учетом его основных признаков и черт, но и с практической стороны, с точки зрения выполняемых им функций. Функции как основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью, содержанием, а также стоящими перед ним целями и задачами, позволяют четко судить об уровне активности государства внутри страны и на международной арене, точнее определить характер его взаимоотношений как основного элемента политической системы общества с другими ее элементами, глубже изучить динамику повседневной деятельности государства при различных обстоятельствах, в разных условиях и сферах жизни общества. 202
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.160.221 (0.009 с.) |