Практическое занятие по теме 18 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическое занятие по теме 18



Домашнее задание

Изучить литературу, рекомендованную по теме.

Занятие в аудитории

Каждым студентом решаются ситуации (задачи) из раздаточного материала, полученного на кафедре. Преподаватель оценивает решения и дает заключение.

Пример: В клинике акушерства и гинекологии медицинского инсти­тута во время пеленания новорожденный ребенок сестрой-акушеркой был уронен на кафельный пол с высоты 110 см. В результате у ребенка обра­зовалась закрытая черепно-мозговая травма, и был диагностирован ушиб мозга. Лечение в стационарных условиях по поводу данной травмы продолжалось около 4 месяцев.

Имеется ли в действиях сестры-акушерки со­став преступления?

Ответ: Да, в действиях медсестры имеется состав преступления.

Состав пеступления:

объект — здоровье человека;

объективная сторона — действие медсестры, которая уронила ребенка, следствие – ушиб мозга, причинно-следственная связь между падением по вине сестры-акушерки и получением травмы ребенком;

субъект — физическое вменяемое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности, — сестра-акушерка;

субъективная сторона - форма вины неосторожность.

Сопоставив все элементы состава преступления, можем сделать вывод, что это причинение вреда здоровью средней тяжести по неосторожности (ст. 118 УК РФ).

 

Тема 19. Государство, право и проблемы общественного развития.

ПЛАН:

1. Государство, право и личность.

2. Государство, право и экономика.

3. Государство, право и гражданское общество.

4. Государство, право и глобальные проблемы современности (выделяются проблемы экологии, народонаселения, общественной безопасности).

5. Правовое государство: развитие идеи, признаки, условия и пути формирования. Соотношение с социальным государством.

6. Современные проблемы государственно-правового строительства России.

7 (доп.). Государство и право России: историческое развитие и современность.

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ:

 

Настоящая тема заключает курс. Она характеризуется повышенной наукоемкостью и мировоззренческим потенциалом. Поэтому к ее усвоению следует подходить с позиций не только теории государства и права, но и других общественных наук.

 

1. Особого внимания заслуживают вопросы единства и взаимосвязи личности, права и государства. Личность как субъект права характеризуется в конечном счете через содержание ее правового статуса. В этой связи необходимо разобраться с понятием и видами прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, местом их в системе ценностей, юридических обязанностей, привилегий, льгот и преимуществ, принципов и гарантий правового статуса личности, а также с гражданством как способом связи личности и государства.

Желательно иметь мнение по вопросу о закономерностях и основных тенденциях эволюции прав и свобод личности в историческом плане и в условиях переходного периода в России, связанных со стремлением построить государство права и социальной справедливости.

Права человека выступают сердцевиной взаимоотношений между государством и личностью, являются показателем и одновременно средством обеспечения демократичности государства. Рекомендуется рассмотреть классификацию прав человека по международному законодательству, усвоить принципы отношений между государством и личностью.

2. В плане соотношения государства и права с экономикой главный вопрос - о первенстве (примате) экономических отношений перед политическими и государственно-правовыми. Исходя из тезиса об определяющей роли экономического базиса по отношению к надстройке, советские юристы безоговорочно и часто догматично ставили государство и право в прямую зависимость от системы производственных отношений, от преходящих и несущественных изменений в этой системе. На практике же любое государство с помощью законов и подзаконных актов может активно строить и охранять экономические отношения, далеко не всегда соответствующие перспективным интересам общества.

Следует учитывать, во-первых, что экономика оказывает определяющее влияние на право и государство только в конечном счете и, как правило, не линейно и что, во-вторых, государство и право могут активно воздействовать на экономику как в направлении ее прогресса, так и наоборот в направлении ее деформаций.

Либеральная модель соотношения права и экономики базируется на признании в качестве естественного, священного и неприкосновенного, права частной собственности. В соответствии с этой концепцией государство не рассматривается в качестве хозяйствующего субъекта, оно только охраняет свободно складывающиеся экономические, в основе своей рыночные, конкурентные отношения товаропроизводителей.

Однако в большинстве западных стран государство достаточно активно влияет на экономику. Надо представлять себе соответствующие возможности государства, формы и способы такого воздействия.

Сейчас в Российском обществе идет поиск наилучших государственно-правовых решений в этой сфере. Поэтому требуется освещение проблемы соотношения права, государства и экономики применительно к условиям перехода России к рыночным отношениям.

Необходимо обратить внимание на следующие направления в использовании государственно-правовых методов решения экономических, базисных проблем:

· установление целей социального развития;

· закрепление равноправия различных форм собственности;

· определение круга субъектов рыночных отношений;

· запрещение антиобщественных и, отсюда, преступных форм и методов хозяйства и коммерции;

· четкая регламентация порядка разрешения "рыночных" дел и соответствующих споров о праве;

· установление юридической ответственности и форм ее реализации;

· определение случаев вмешательства государства в частную экономическую деятельность, средств и форм такого вмешательства.

Кроме того, существуют и используются (в различных государствах) как экономические, так и административные методы влияния на экономику.

Студент должен выработать свое мнение по указанным вопросам и четко его мотивировать.

3. Государство существует не извечно, оно продукт общества на определенной стадии его развития. Отсюда проблемы и формирования гражданского общества, и организации государства. Главная цель - способствовать благу и государства, и общества, а в конечном счете - человека, личности.

Праву принадлежит основополагающая роль в формировании гражданского общества, экономической, политической и духовной его жизнедеятельности. Государство же призвано возводить Право в Закон и тем самым активно способствовать развитию общества, обеспечению его жизнеспособности, охране главных общественных ценностей.

Относительную самостоятельность государства по отношению к обществу - его экономике, классовой структуре и социальной борьбе следует рассматривать как нормальное состояние, однако государство может настолько подняться над обществом, что оказывается способным тормозить экономическое развитие и разрушать производительные силы. При этом нередко государство в лице непосредственно властвующих начинает служить в первую очередь своим собственным, обычно своекорыстным интересам, а не интересам общества. Именно это характерно для бюрократических режимов.

Гражданское общество соотносится с государством в рамках политической системы. Главное ее звено, как мы уже знаем, - государство. Но в развитом, цивилизованном гражданском обществе существуют сильные политические партии, профессиональные и территориальные самоуправляющиеся объединения граждан и другие их организации, активно участвующие в государственной жизни, реально влияющие на власть. Это позволяет наиболее адекватно отражать в законах государства то право, которое складывается в обществе естественным путем.

Студент должен усвоить основные признаки гражданского общества, определить его соотношение с государством, пути и средства его формирования, соответствующие перспективы современной России.

4. Надо разобраться с понятием глобальных проблем современности, их классификацией, историей их возникновения, современным положением и перспективами их разрешения, выделив проблемы экологии и общественной безопасности.

Надо осмыслить роль государства и права (в том числе в рамках международного сообщества и действия международно-правовых норм) в решении глобальных проблем человечества, в частности обеспечения мира и защиты окружающей среды. Эти вопросы следует увязать с функциями государства и права, с функционированием политической и правовой систем, имея в виду как внутренние, так и международные аспекты указанных проблем.

5. Главной причиной возникновения идей правового государства являетсяизвечное стремление людей к наилучшему устройству своей жизни в обществе на основе человеческой, социальной справедливости. Эти идеи нашли свое отражение в работах многих мыслителей - Аристотеля, Платона, Цицерона, Д. Локка, Ш. Монтескье, И. Канта, К. Маркса и др., в том числе и таких русских государствоведов и правоведов, как Б.Н. Чечерин, П.Н. Новгородцев, Б.А. Кистяковский, В.С. Соловьев.

Необходимо разобраться с понятием, признаками и принципами правового государства, уяснить его соотношение с социальным государством.

Во все времена призывы к правовому государству и усилия по его формированию звучали и осуществлялись как реакция на деспотический образ правления, на абсолютизм, на полицейское государство как бы они ни назывались в теории и на практике.

Нужно знать те меры, которые реализуются в России с целью построения правового государства, а также те, которые еще предстоит осуществить. Внимания заслуживают такие вопросы как прямое действие положений Конституции России, создание Конституционного суда Российской Федерации, расширение сферы действия институтов непосредственной (прямой) и представительной демократии, пути их совершенствования.

Особенно следует остановиться на условиях, при которых возможно сформировать правовое государство (экономических, социальных, политических, правовых, культурных), уяснить, что государство не может стать правовым, не став социальным.

В этой связи представляют интерес проблемы перехода к плюрализму различных форм собственности и экономической свободе граждан, обеспечения действия принципа разделения властей, взаимоотношения законодателя и политических партий. Необходимы серьезные изменения в экономике, социально-политической системе, культуре общества и конечно в государственно-правовой сфере.

6. Следует иметь в виду, что в настоящее время Россия претерпевает изменения, по своей глубине и интенсивности сходные с революционными (хотя по методам имеющие, скорее, характер эволюцию).

Изменения эти происходят по двум основным направлениям: первое - изменение "сверху", властными методами в направлении насаждения рыночных отношений, и второе - изменение политической системы общества, включая укоренение политического плюрализма, поиск новых форм государственного устройства и организации государственной власти с общим направлением на формирование правового и социального государства.

Соответственно должна быть реформирована правовая система российского общества, что предполагает огромную по объему, а главное - по принципиальности решаемых проблем законо- и нормотворческую работу на уровнях как Российской Федерации, так и ее субъектов.

Студентам необходимо творчески освоить и уметь охарактеризовать процесс реформ политической и правовой систем, желательно с учетом текущей практики (она хорошо представлена в средствах массовой информации).

Важной составной частью происходящих перемен является судебная реформа, концепция и основные направления (элементы) которой были утверждены еще в 1991 году. Подробно различные ее аспекты являются предметами ведения отраслевых юридических наук, прежде всего конституционного права, уголовного процесса и административного права.

Главная идея-цель судебной реформы - утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной силы, независимой от властей законодателей и исполнительной, что будет важнейшей гарантией надежной защиты в России прав личности, построения гражданского общества и правового государства. Основные направления ее следующие: реформа законодательства (о чем говорилось выше); учреждение судебной власти в процессе реализации конституционного принципа разделения властей; реформирование судебной системы и деятельности прокуратуры; повышение роли адвокатуры; совершенствование уголовного процесса и судопроизводства, другие меры по укреплению законности и правопорядка.

Студент должен сознавать, что реформирование правовой сферы – это только определенная часть реформ, и их успешное осуществление невозможно без проведения реформ в других сферах социальной жизни – экономической, социальной, политической, без существенных изменений в области духовной культуры. Необходимо уяснить направления реформ и в указанных сферах, их взаимную связь и обусловленность.

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Какое из перечисленных определений относится к понятию "республика"

-Это форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами

-Это разновидность демократического политического режима

-Это форма государственного устройства, при которой части государс­тва обладают государственным суверенитетом

 

2. Каково назначение гипотезы правовой нормы?

-Указывает на правовые последствия нарушения правила

-Указывает на условия, при которых норма вступает в действие

-Содержит само правило поведения

3. Определите вид гипотезы данной нормы: "Мужчины имеют право на пен­сию при достижении 60 лет и стаже работы 25 лет"

-Простая - определенная

-Сложная - относительно-определенная

-Альтернативная

4. Какой элемент нормы права определяет нежелательные последствия со­вершенного правонарушения?

-Гипотеза

-Диспозиция

-Санкция

5. Как называется решение государственного органа, в котором содержат­ся нормы права?

-Правовой обычай

-Судебный прецедент

-Нормативно-правовой акт

-Решение общественной организации

6..Что является первичным элементом системы права?

-Нормативно-правовой акт

-Норма права

-Статья закона

7. Как называется систематизация законодательства, основанная на хронологии?

-Кодификация

-Консолидация

-Инкорпорация

8..Что такое правосознание?

-Знание законов

-Правовая воспитанность

-Совокупность идей, теорий, относящихся к праву, чувств, убеждений, настроений и т.д.

-Уважение к закону

9. Что такое правосубъектность?

-Способность лица обладать субъективными правами и юридическими обязанностями

-Способность лица своими действиями осуществлять свои права и обя­занности

-Сочетание правоспособности и дееспособности

10. Что такое юридический факт?

-Материальные и духовные блага

-Юридические и физические лица

-Фактические жизненные обстоятельства, с которыми гипотеза нормы права связывает возникновение изменение или прекращение правоотно­шений

11. Каким юридическим фактом является достижение совершеннолетия?

-Событие

-Действие

-Юридический поступок

-Сделка

12. Какие виды правоотношений выделяются в зависимости от индивидуа­лизации сторон?

-Относительные и абсолютные

-Активные и пассивные

-Регулятивные и охранительные

-Материальные и процессуальные

13. Какой вид правовых норм реализуется посредством использования?

 

-Императивные нормы

-Обязывающие нормы

-Запрещающие нормы

-Управомочивающие нормы

14. Какой из признаков является общим для права, морали, религии и т.д?

- Выступают в роли регулятора общественных отношений

- Устанавливаются или санкционируются государством в определенной форме

- Гарантируются возможностью государственного принуждения

- Представляют собой правила общего и общеобязательного характера

15. Как называется свойство государства, выражающееся в верховенстве государственной власти внутри страны и независимости ее вовне?

- Правоспособность

- Государственный суверенитет

- Правосубъективность

16. Соединение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства; избрание президента населением; ответственность пра­вительства перед президентом и др. Для какой формы правления харак­терны указанные признаки?

- Для парламентской республики

- Для парламентско-президенсткой (смешанной) республики

- Для президентской республики

17. Как называется решение суда, которое используется в качестве образ­ца для решения других аналогичных дел

-Правовой обычай

-Судебный прецедент

-Нормативно-правовой акт

-Договор нормативного содержания

18. Форма государственного устройства - это

-Организация верховной власти в государстве

-Территориальная организация государства, которая выражается в распределении власти в центре и на местах

-Методы осуществления государственного власти

19. Унитарное государство - это

-Сложное (союзное) государство, части которого имеют государствен­ный суверенитет

-Простое, единое государство, части которого не имеют государственного суверенитета

-Форма правления, при которой верховная государственная власть осу­ществляется парламентом

 

 

20. Правовое государство это

-Современное буржуазное государство

-Демократическая организация политической власти, которая обеспечи­вает господство права и верховенство закона и гарантирует права и свободу граждан.

-Социалистическое государство

-Федеративное государство

21. Деятельность парламента - это:

-Форма представительной демократии

-Форма непосредственной демократии

22. Референдум

-Всенародное обсуждение законопроектов

-Всенародное голосование по принятию законов (конституции)

23. Референдум - это:

-Форма представительной демократии

-Форма непосредственной демократии

24. Какое определение политической системы является более правильным?

-Система государственного управления обществом

-Система самоуправления народа

-Система государственных и негосударственных организаций, которые осуществляют политическое управление обществом и участвуют в нем

-Система политических отношений

25. Какая из категорий является более правильной?

-Политическая система государства

-Политическая система общества

-Политическая организация общества

26. Сущность демократической политической системы общества выражается

-В однопартийности или многопартийности

-В государственной собственности на средства производства

-В частной собственности

-В народовластии

27. Какой из элементов политической системы является ведущим или глав­ным?

-Правящая партия

-Государство

-Общественные организации

-Трудовые коллективы

28. К какими юридическим наукам относится теория права и государства?

- К историческим

- К общетеоретическим

- К отраслевым

- К прикладным

29. Каковы закономерности возникновения права?

- Необходимость обеспечения нормального экономического оборота, орга­низационно-трудовой и производственной деятельности общества

- Необходимость закрепления и выражения воли и интересов господствую­щего класса

- Необходимость в орудии классового подавления и принуждения

30. Каковы причины образования государства?

- Завоевание одного народа другим

- Договор между людьми

- Экологический кризис, приведший к "неолитической революции", т.е. переход от присваивающей к производящей экономике для обеспечения воспроизводства человеческого рода

 

31. Какой из признаков не является характерным для государства?

- Совет вождей, народное собрание

- Особая публичная власть, которая не совпадает со всем населением (т.е. специальный аппарат управления и принуждения)

- Казна

- Разделение населения по территориальным единицам, принадлежность населения определенной территории

 

32. Какой подход к типологии государства основывается на позиции опре­деляющего воздействия на государственность духовно-нравственных и культурных фактов общественного развития?

- Формационный подход

- Цивилизационный подход

- Системный подход

33. Какое понятие соответствует данному определению: "Единое государс­тво, которое подразделяется на административно-территориальные еди­ницы, не обладающие политической самостоятельностью"?

- Конфедерация

- Федерация

-Унитарное государство

34. Что является основными формами осуществления функций государства?

- Законодательная и исполнительно-распорядительная

- Судебная

- Все вышеперечисленные + контрольно-надзорная

Вопросы к зачету по курсу

“Теория государства и права”

Предмет теории государства и права; ее место среди юридических наук.

2. Методология теории государства и права.

3. Значение теории государства и права для юридической науки и социальной практики.

4. Первобытное общество: экономика, структура, социальная власть

5. Социальные нормы в первобытном обществе, их признаки и особенности.

6. Причины и закономерности возникновения государства (восточный и западный пути).

7. Основные теории происхождения государства.

8. Причины и закономерности возникновения права.

9. Понятие и признаки государства.

10. Сущность государства: классовый и социальные подходы.

11. Типология государства (формационный и цивилизационный подходы).

12. Общая характеристика основных типов государства.

13. Понятие, признаки и виды цивилизационного государства.

14. Политическая система общества: понятие и структура.

15. Место государства в политической системе общества.

16. Взаимоотношения государства в политической системы общества с политическими партиями и движениями.

17. Взаимоотношения государства в политической системе общества с общественными объединениями и религиозными конфессиями.

18. Взаимоотношения государства в политической системе общества с трудовыми коллективами, коммерческими и предприятиями.

19. Понятие власти. Государственная и политическая власть, их особенности и социальное назначение.

20. Легитимность государственной власти.

21.Виды государства: тоталитарное, авторитарное, либеральное и демократическое.

22. Виды политических систем современности.

23. Государство и гражданское общество.

24. Функции государства: понятие и виды

25. Правовые и неправовые формы осуществления государственных функций.

26. Механизм и аппарат государства: понятие, структура, принципы.

27. Принцип разделения властей, основные функции “ветвей”

государственной власти.

28. Государственные органы, их понятие и виды.

29. Форма государства: понятие и содержание.

30. Формы государственного правления.

31. Формы государственного устройства.

32. Политический (государственный) режим.

 

Вопросы к экзамену по курсу

“Теория государства и права”

1. Предмет теории государства и права; ее место среди юридических наук.

2. Методология теории государства и права.

3. Значение теории государства и права для юридической науки и практики.

4. Первобытное общество: экономика, структура, социальное управление и социальное регулирование.

5. Причины и закономерности возникновения государства (восточный и западный пути).

6. Общая характеристика теорий происхождения государства и права.

7. Причины и закономерности возникновения права.

8. Сущность государства, его понятие и признаки.

9. Типология государства (формационный и цивилизационный подходы).

10. Общая характеристика основных типов государства.

11. Политическая система общества: понятие и структура. Широкое и узкое понимание политической системы.

12. Виды политических систем.

13. Место государства в политической системе общества. Формы влияния других организаций на государственную власть.

14. Понятие власти. Государственная и политическая власть, их особенности и социальное назначение.

15. Понятие и виды функций государства.

16. Правовые и неправовые формы осуществления государственных функций.

17. Механизм и аппарат государства: понятие, структура, соотношение. “Ветви” государственной власти.

18. Государственные органы, их понятие и виды.

19. Понятие и виды форм государства.

20. Формы государственного правления.

21. Формы государственного устройства.

22. Политический (государственный) режим.

23. Понятие права. Основные типы правопонимания (нормативный, философский, социологический).

24. “Узкое” и “широкое” понимание права и их значение для юридической науки и практики.

25. Сущность, функции и ценность права.

26. Принципы права: понятие, виды, значение.

27. Понятие социального регулирования и социальных норм.

28. Понятие и признаки нормы права.

29. Структура нормы права, ее элементы.

30. Виды правовых норм.

31. Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта.

32. Понятие и виды источников (форм) права.

33. Правовой обычай и юридический прецедент как источники права.

34. Нормативный договор как источник права: понятие, виды.

35. Нормативный правовой акт как источник права: понятие, виды.

36. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

37. Система права, ее понятие, структура, структурные элементы.

38. Система законодательства: структура и соотношение с системой права.

39. Отрасли права и критерии их выделения.

40. Понятие и виды систематизации нормативных актов.

41. Основные правовые семьи современности; их виды и характерные черты.

42. Понятие, виды правотворчества. Пути совершенствования правотворческого процесса.

43. Стадии правотворчества, основные требования к содержанию нормативных актов.

44. Качество закона, юридическая техника и язык закона.

45. Правовые отношения: понятие, признаки, структура.

46. Субъекты (стороны) правоотношения. Правосубъектность.

47. Субъективное право и юридическая обязанность: понятие, виды, соотношение.

48. Понятие и виды объектов правоотношения.

49. Виды правоотношений.

50. Юридические факты: понятие, классификация.

51. Понятие и формы реализации правовых норм.

52. Правоприменение: понятие, признаки, стадии, принципы.

53. Акты применения норм права, их признаки, виды, значение для юридической практики.

54. Пробелы в законодательстве и способы их преодоления.

55. Понятие и способы толкования норм права.

56. Виды толкования норм права и их значение для юридической практики.

57. Механизм правового регулирования общественных отношений: понятие, стадии, основные элементы. Другие механизмы действия права.

58. Правосознание и правовая культура. Профессиональное сознание и профессиональная культура юриста.

59. Правомерное поведение: понятие, признаки, виды.

60. Законность и правопорядок, их понятие, соотношение, роль в жизни общества.

61. Правонарушение: понятие, признаки, виды.

62. Состав правонарушения.

63. Юридическая ответственность: понятие, признаки, виды, принципы.

64. Государство, право и личность.

65. Государство, право и экономика.

66. Государство, право и гражданское общество.

67. Государство, право и глобальные проблемы современности (выделяются проблемы экологии, народонаселения, общественной безопасности).

68. Правовое и социальное государство, их признаки. Условия и пути их формирования.

ВОПРОСЫ

К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

 

1. Предмет теории государства и права.

2. Функции теории государства и права.

3. Теории происхождения государства.

4. Теории происхождения права.

5. Место и роль государства в политической системе общества.

6. Правопонимание: характеристика основных подходов.

7. Соотношение объективного и субъективного права.

8. Понятие и виды социальных норм.

9. Сущность, принципы и ценность права.

10. Признаки права и его функции.

11. Понятия и виды источников права.

12. Действие нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.

13. Судебные акты и судебная практика как источник права.

14. Понятие, признаки и структура правовых норм.

15. Виды правовых норм.

16. Способы и формы изложения правовых норм.

17. Понятие и виды правотворчества.

18. Социальные и юридические критерии качества закона.

19. Юридическая техника и язык закона.

20. Систематизация законодательства: понятие и виды.

21. Понятие и элементы системы права.

22. Критерии деления норм права на отрасли, подотрасли и институты.

23. Соотношение публичного и частного права.

24. Соотношение системы права и системы законодательства.

25. Соотношение международного и национального права.

26. Понятие и виды толкования норм права.

27. Способы толкования норм права

28. Реализация права: понятие, формы и методы обеспечения.

29. Применения права: понятие, стадии и принципы. Структура и виды правоприменительных актов.

30. Пробелы в законодательстве и средства их преодоления.

31. Понятия, признаки и виды правовых отношений.

32. Структура правовых отношений.

33. Понятия и виды юридических фактов.

34. Понятие и принципы законности.

35. Соотношение законности и правопорядка. Их роль в общественной и государственной жизни.

36. Понятие, признаки, виды и состав правонарушения.

37. Юридическая ответственность: понятие, признаки, принципы и виды.

38. Романо-германская правовая система: общая характеристика.

39. Англосаксонская правовая система: общая характеристика.

40. Функции государства: понятие, виды и формы реализации.

41. Типология государства: понятие и основания (критерии).

42. Исторические типы государства: общая характеристика.

43. Понятие формы государства.

44. Форма правления: понятие и виды.

45. Форма государственного устройства: понятие и виды.

46. Политический режим: понятие и виды.

47. Механизм (аппарат) государства.

48. Понятия и признаки правового государства.

49. Понятие и признаки социального государства.

50. Механизм государственно-правового регулирования: понятие и структура.

51. Критерии эффективности правового регулирования общественных отношений.

52. Государственно-правовое регулирование экономических отношений.

 

ПОДГОТОВКА КУРСОВЫХ РАБОТ

 

Темы курсовых работ соответствуют отдельным или нескольким объединенным вопросам, выносимым на семинарские занятия, или воспроизводят названия отдельных тем курса. Это позволит студентам лучше представить себе полный объем преподаваемой теории государства и права. Курсовая работа - самостоятельная, по сути творческая работа, в процессе которой студент изучает важнейшие вопросы не только своей темы, но и смежных тем и вопросов, - во всяком случае ему это настоятельно рекомендуется.

Выполняя курсовую работу, студент приобретает навыки самостоятельной работы с литературными и нормативно-правовыми источниками, связного и грамотного изложения своих мыслей "на бумаге". Следует помнить, что добротное владение не только устной, но и письменной речью - непременное требование к юристу-профессионалу.

 

Требования к курсовой работе:

Объем работы 15-20 машинописных листов шрифт Times New Roman 14 полуторный интервал или до 24 тетрадных листов, написанных от руки нормальным шрифтом.

Помимо установленных реквизитов (фамилия, имя, отчество студента, название факультета, отделения и курса, учебной дисциплины) в курсовой работе должны быть:

· ее постраничный план,

· список использованных литературных и нормативных источников

· на эти источники следует делать ссылки и по ходу изложения материала.

Листы работы должны быть пронумерованы. В конце курсовой работы ставится подпись автора.

Структура работы обязательно должна содержать введение, основной текст – главы и параграфы, и заключение.

Рекомендации по подготовке курсовых работ:

Подготовку курсовой работы целесообразно начать с изучения литературы по соответствующей теме. Основная литература указана в Программе курса теории государства и права. В ходе изучения этих источников можно выявить дополнительную литературу. Рекомендуется также просмотреть журналы "Государство и право", "Правоведение", (а в зависимости от темы и другие) за последние 2-3 года и выбрать статьи, относящиеся к теме.

После изучения литературы следует составить план, отбирая наиболее важные с точки зрения студента вопросы, а также те, которые заинтересуют автора, в том числе дискуссионные и имеющие наибольший теоретический и практический интерес. Излагая вопросы темы, можно цитировать положения литературных и нормативных источников, делая соответствующие сноски. В кратком введении целесообразно показать актуальность темы, а в заключении излагаются основные выводы и предложения.

Курсовая работа выполняется по теме, номер которой соответствует начальной букве фамилии студента.

начальная буква фамилии № темы курсовой работы начальная буква фамилии № темы курсовой работы
А   П  
Б   Р  
В   С  
Г   Т  
Д   У  
Е   Ф  
Ж   Х  
З   Ц  
И   Ч  
К   Ш  
Л   Щ  
М   Ю  
Н   Я  
О      

 

ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ

1. Теория государства и права как наука.

2. Основные причины и закономерности появления государства и права.

3. Причины и особенности возникновения восточного и западного государства.

4. Основные типы государства и права.

5. Понятие и признаки нормы права; классификация правовых норм.

6. Виды источников права, их характеристика. Практика как источник права.

7. Критерии выделения отраслей права. Предмет и метод правового регулирования.

8. Юридическая техника и язык закона.

9. Система права и система законодательства, правовые институты и отрасли права.

10. Понятие, содержание и элементный состав правового отношения.

11. Понятие реализации норм права и ее виды.

12. Толкование норм права и его практическое значение.

13. Понятие и основные аспекты ме



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.27.232 (0.27 с.)