Коррекционно-педагогическая работа при динамической афазии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коррекционно-педагогическая работа при динамической афазии



Основной задачей работы при динамической афазии явля­ется преодоление дефектов внутреннего речевого программи­рования.

При значительно выраженной аспонтанности больному даются различные упражнения на классификацию предме­тов по разным признакам (мебель, одежда, посуда, круглые предметы, квадратные, деревянные, металлические и т. п.); используется прямой и обратный порядковый счет, вычита­ние из 100 по 7, по 4 и т. п.

Преодоление дефектов внутреннего программирования осу­ществляется созданием для больных программ высказыва­ния с помощью различных внешних опор (вопросов, схемы предложения, фишек), постепенного сокращения их числа и последующей интериоризацией, свертыванием этой схемы «вовнутрь». Больной, перенося указательный палец с одной фишки на другую, постепенно развертывает речевое высказы­вание по сюжетной картинке, затем переходит к зрительно­му слежению за планом развертывания высказывания без сопряженного двигательного подкрепления и, наконец, произ­водит составление этих фраз без внешних опор, прибегая лишь к внутриречевому планированию высказывания.

Восстановлению линейного развертывания высказывания содействует использование слов, входящих в вопросы к сю­жетной картинке или в вопрос к соответствующей ситуации, обсуждаемой на занятии. Например, на вопрос: «Куда вы се­годня пойдете?» — больной отвечает: «Я пойду к парикмахе­ру» или «Я пойду на рентген» и т. п., т. е. он добавляет лишь одно слово. Другим приемом восстановления структуры выс­казывания является использование опорных слов, из которых больной составляет предложение. Постепенно число предло­женных слов для составления предложения из 5—б слов сокращается, больной свободно, по своему усмотрению, добавля­ет слова в нужной грамматической форме.

Ввиду того что при динамической афазии нарушается в основном составление не фразы, а текстов, в качестве внешних опор используются серии последовательных картинок, напри­мер, серия картинок о ребенке, самостоятельно построившем плот и отправившемся в плавание, и о последствиях такого плавания, серии бытовых рисунков художника X. Бидструпа. При динамической афазии преодолевается речевая инак-тивность, создаются условия для повышения речевой инициа­тивы, для этого больному поручают устно передать кому-либо ту или иную просьбу логопеда и т. п. Речевая активность увеличивается в процессе создания специальных речевых си­туаций-инсценировок, в процессе которых инициатива веде­ния диалога передается больному. Тема диалога предвари­тельно обсуждается с больным, ему даются вопросительные, ключевые слова и план, которые он может использовать в бе­седе. На занятиях по стимулированию речевой активности инсценируются беседы с врачом, в магазине, в аптеке, в гостях и т. п. Больной может быть ведущим в беседе о творчестве писателя, художника или композитора, при обсуждении худо­жественного произведения, телепередач.

При более легких формах динамической афазии даются задания пересказать текст сначала при помощи развернутого вопросника, затем при помощи ключевых вопросов к отдель­ным абзацам текста, затем с опорой на план. Параллельно больной обучается составлять самостоятельные планы к тек­стам, сначала развернутые, затем краткие, свернутые, после чего, предварительно составив план, он пересказывает текст, незаглядывая в него. Таким образом, происходит интериори-зация плана при пересказе прочитанного.

При грубой динамической афазии понимание ситуативной речи восстанавливается путем обсуждения различных собы­тий дня. Затем логопед опять переключает внимание больно­го на новую тему, например о том, кто навещал его накануне. Интонационно логопед выделяет предикат высказывания, собирая внимание больного на том или ином фрагменте. Позже ему предлагается выполнить как однозвеньевые, так и многозвеньевые инструкции.

По мере воспитания внимания больного к речи окружаю­щих восстанавливается и ее понимание, уменьшаются труд­ности переключения акустического восприятия с одной темы беседы на другую.

Параллельно с восстановлением экспрессивной, устной речи ведется работа по восстановлению в тексты пропущенных предлогов, глаголов, наречий; письменно составляются пред­ложения по опорным словам, ответы на вопросы к текстам, пишутся сочинения по сериям картинок, заявления, доверен­ность на получение пенсии, письма знакомым и т. д.

Логопед в процессе индивидуальной и коллективной рабо­ты с больными с афазией модифицирует имеющиеся в арсе­нале дефектологии приемы и методы коррекционно-педаго-гической работы, привнося свой индивидуальный опыт.

Во многом результаты коррекционно-педагогической ра­боты зависят от настойчивости логопеда и больного, являю­щегося по существу сотрудниками в достижении одной цели: максимального восстановления речи на фоне лечения.

Выводы и проблемы

При восстановлении речи у больных с афазией необхо­димы предварительная неречевая работа с ними, исполь­зование обходных путей для решения задач коррекци­онно-педагогической работы.

В связи с системным характером афазических рас­стройств работа ведется над всеми сторонами речи с уче­том специфики нарушения каждой речевой функции при разных формах афазии.

В процессе восстановительного обучения при афазии ста­вится конкретная перспективная цель и работа ведется поэтапно в соответствии с индивидуальными особеннос­тями и возможностями больного.

Программы восстановления речи при разных формах афа­зии носят дифференцированный характер, но на раннем этапе после инсульта при ряде форм афазии для преодо­ления вторично нарушенной смысловой стороны речи ис­пользуются близкие по характеру методические приемы. Одной из важных проблем афазиологии является изу­чение вариантов разных форм афазий. Они требуют сво­его дальнейшего исследования в целях разработки и модификации приемов восстановительного обучения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.32 (0.01 с.)