Обследование детей с нарушениями темпа речи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обследование детей с нарушениями темпа речи.



Обследование ведется комплексно:

медицинское и психо­лого-педагогическое.

Содержание обследования включает выяснение состояния нервно-психической сферы, интеллекта (по данным медицинской документации или обследования ребенка врачом-психоневрологом) и речи (на основе логопе­дического изучения).

У детей с брадилалией и тахилалией по медицинской до­кументации уточняются данные, касающиеся возможных пси­хических заболеваний, неврологической симптоматики.

Выясняются соматические и инфекционные заболевания в детс­ком возрасте, травмы, опухоли головного мозга и др

 

Подробно изучается анамнез по следующим направлени­ям:

· данные о речевых нарушениях у родителей и родствен­ников и о наличии у них нервно-психических или хроничес­ких заболеваний; протекание беременности и родов у матери;

· данные о развитии речи ребенка (особо отмечается, не было ли дефектов слоговой структуры слов, аграмматизмов, повто­рений звуков и слогов, каков темп речи; влияние нарушенно­го темпа речи на учение в школе, на общение со сверстника­ми);

· предполагаемые причины нарушенного темпа речи; особенности проявления брадилалии или тахилалии в раз­ные возрастные периоды, условия жизни ребенка в семье (ре­жим, взаимоотношения членов семьи, их отношение к ребен­ку);

· наклонности, интересы ребенка, его взаимоотношения со сверстниками, с коллективом;

· круг ситуаций, в которых эти на­рушения темпа речи выражены в тяжелой форме;

· выражен­ность психических симптомов (отношения у своему дефекту, защитные приемы, влияние на речевое общение в различных ситуациях: речь с родителями, на уроках, с незнакомыми и т. д.); влияние нарушенного темпа речи на успеваемость и пр.

Далее уточняется:

1) состояние общей и ручной моторики (способность к под­ражанию, самостоятельность, двигательная активность, нали­чие сопутствующих движений, тонус, темп, выразительность, координация и переключаемость движений, их сила, точность, объем), выявляется наличие брадикинезии;

2) состояние мимики;

3) состояние речевой моторики, орального праксиса посред­ством выполнения изолированных движений и их серий.
Отмечается наличие или отсутствие движения, замена данно­го движения другим, тонус, объем движений, активность, воз­можность удержания органов в заданном положении, темп движения, синкинезии;

4) экспрессивная речь: произношение звуков, слогов, слов, фраз; пересказ, рассказ, беседа, чтение стихотворных и проза­ических текстов, вопросо-ответная форма речи, диалог, специ­фические формы речи (отраженная, сопряженная, щепотная, ритмическая), пение.

· Отмечается состояние звукопроизношения, возможность произнесения многосложных слов, длинных фраз, длинного связного текста;

· наличие интер- и интравербального замедления или ускорения; темп, ритм, ударение, интонация, голос (сила, тембр, модуляция, нарушение голоса);

· другие дефекты устной речи;

5) письмо: списывание и самостоятельное письмо — дик­тант букв, слогов, длинных слов и фраз, длинного связного текста. Фиксируется скорость и качество написания отдель­ных элементов и сложных комплексов.

У детей с баттаризмом и полтерн особое внимание обраща­ется на исследование лексики, грамматического строя речи, семантики:

• слухового неречевого гнозиса, восприятия и воспроизве­дения ритмов, оптико-пространственного гнозиса и праксиса.

•слуховой, зрительной и моторной памяти,

•речевой активности.

В логопедическом заключении указываются:

• чистые формы брадилалии, тахилалии;

разновидности тахилалии (баттаризм, полтерн);

сочетание тахилалии с заи­канием;

• степень выраженности (легкая, средняя, тяжелая);

• влияние патологически замедленной (ускоренной) речи на личность ребенка, на его коммуникативные возможности;

• круг ситуаций, в которых проявляется тахилалия;

• выраженность психических симптомов;

• нарушения внешней речи (звукопроизношения, лексико-грамматической и семантической сторон речи, просодии);

• нарушения внутренней речи, психических процессов (вос­приятия, внимания, мышления);

•особенности моторики;

•отклонения в поведении.

На основе логопедического заключения проводится диффе­ренциальная диагностика нарушений темпа речи от заикания, дизартрии, от нарушений речи у психических больных. Слож­но отличить тахилалию от заикания: внешне речь при тахила­лии напоминает заикание, но она отличается своим темпом, страх речи отсутствует; если человек с тахилалией обращает внимание на свою речь, то она улучшается, тогда как у заикаю­щегося речь в таких случаях ухудшается. Тики, миоклонусы у детей с тахилалией не связаны с речью или намерением гово­рить и возникают независимо от того, говорит ли в данный момент ребенок или нет, тогда как сопутствующие движения при заикании возникают, как правило, во время речи.

 

 

Особенно трудно различать тахилалию, комбинированную с заиканием. Наиболее типичные различия тахилалии и заикания даны в исследованиях D. Weiss, J. Langova, M. Movares, до. Зеемана, В. С. Кочергиной. Они представлены в таблице.

Фактор Тахилалия (баттаризм, полтерн) Заикание
Осознание дефекта Отсутствует. Имеется.
     
Речь при напряжении Лучше. Хуже.
Привлечение внимания к речи   Улучшает речь.   Ухудшает.
Речь, требующая конкретных   Лучше.   Хуже.
точных ответов    
Чтение хорошо знакомого Хуже. Лучше.
текста    
Чтение незнакомого текста Лучше. Хуже.
Письмо Торопливое. Сжатое.
  Повторяющееся. Напряженное.
  С неясным почерком. Заторможенное.
Отношение к собственной речи Безразличное.   Боязливое.
  Небрежное.  
Психологические переживания Отставленные. Опережающие.
Академические способности Не достигают. Хорошие.
  Возможного уровня. Высокие
  Хотя хорошие. (многое зависит
  Высокие. от отношений
    с преподавателями).
Электроэнцефалограмма Дизартрия. Чаще норма.
Эффект Ли Ухудшение речи. Улучшение речи.
     
Аминазин Улучшение. Ухудшение.
Психометрические средства   Ухудшение.   Улучшение.
Желание лечиться Очень небольшое Большое
  или отсутствует.  
Цель терапии Направить внимание Отвлечь внимание
  на детали речи. от деталей.

Дифференциальный диагноз более труден при различении тахилалии и ее разновидностей. Некоторые исследователи рас­сматривают их или как две степени выраженности ускоренной речи (М. Е. Хватцев), или объединяют в одну нозологическую группу (М Зееман). Чистая тахилалия в основном расстройство только темпового характера. При баттаризме и полтерн, помимо темпа речи, имеются нарушения синтаксического, морфологи­ческого, лексического и грамматического порядка.

Прогноз относительно брадилалии тем более благоприя­тен, чем раньше она будет выявлена и чем раньше начнется комплексное воздействие. В тех случаях, когда брадилалия является синдромом соматического, неврологического или пси­хического заболевания, прогноз зависит от успешности лече­ния основного заболевания.

Прогноз тахилалии зависит от умственного развития и поведения человека. В детском возрасте чем ребенок спо­койнее, тем легче формируется темп его внешней и внутрен­ней речи. Эффективность преодоления тахилалии зависит также от окружающих: более сложно добиться нормализа­ции темпа речи, если кто-либо из родных страдает недостат­ками речи или невротическими расстройствами: результат преодоления тахилалии зависит и от сотрудничества родных с лечащим врачом и логопедом.

Прогноз баттаризма и полтерн определить довольно слож­но. Он зависит от структуры дефекта: чистая форма или про­явление-синдром. Кроме того, имеет значение умственное раз­витие и поведение больного, микросоциальная среда, своевременное и комплексное воздействие.

Профилактика брадилалии и тахилалии включает лечение и предупреждение наследственных заболеваний, нервно-психи­ческих нарушений, травм, опухолей мозга, нейроинфекции и т. п., заботу о соматическом нервно-психическом здоровье ма­тери и ребенка, о правильном развитии его речи и поведения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.89 (0.02 с.)