Анатомическое строение артикуляторного аппарата 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анатомическое строение артикуляторного аппарата



Анкетные данные

1. Фамилия, имя.

2. Возраст.

3. Школа, класс.


 

4. Национальность, родной язык, на каком язы­
ке общается в семье.

5. Приходящий или живущий в интернате.

Анамнез •

1. Данные о наличии у родителей и родственни­
ков нервно-психических, соматических заболева­
ний, речевых нарушений, особенно дислексии и
дисграфии.

2. Протекание у матери беременности в первую
и вторую половину. Выявить, не было ли травм,
резус-конфликта, воздействия химических, фи­
зических (особенно облучения) факторов, инфек­
ционных заболеваний (особенно краснухи, гриппа
и др.), токсоплазмоза, сердечно-сосудистых забо­
леваний, болезней печени, почек, токсикоза в пер­
вую или во вторую половину беременности, симп­
томов угрожающего выкидыша.

3. Протекание родов у матери (в срок, досроч­
ные: в 8, 7 мес, нормально протекающие, затяж­
ные, стремительные, обезвоженные и др.), исполь­
зование стимуляции во время родов, ее характер,
длительность родов.

4. Состояние ребенка в момент рождения. На­
личие травм во время родов (переломы, кровоиз­
лияния, опухоли, асфиксии — синяя, белая), ког­
да закричал (сразу, через несколько секунд, через
несколько минут). Наличие врожденных пороков.
Вес и рост ребенка при рождении. Когда принесли
кормить, как сосал.

5. Данные о соматическом, нервно-психическом
и психомоторном развитии ребенка (выписать из
медицинской карты или обследовать ребенка у вра­
чей-специалистов).

6. Данные о развитии речи ребенка: время появ­
ления гуления, лепета, характер лепета, время по­
явления первых слов и фразовой речи; не было ли у


 




ребенка нарушений слоговой структуры слов, аграм-матизмов; какие звуки долго произносились непра­вильно, характер неправильного произношения зву­ков (искажения, замены, отсутствие звуков) до 4 лет, после 4 лет; проводилась ли коррекция нарушений звукопроизношения и других речевых расстройств, в течение какого периода, ее результат; характерные особенности понимания речи окружающих.

Состояние звукопроизношения

Определить характер нарушения произношения звуков речи (отсутствие, замены, смешения), дефект­ную артикуляцию в различных условиях:

— при изолированном произношении звуков;

— в слогах: открытых, закрытых, простых и со
стечением согласных;

— в начале, середине и конце слов;

— во фразах;

— в тексте.

В процессе исследования звукопроизношения используются сюжетные и предметные картинки, слоги, слова, предложения, стихотворения, чисто-говорки, тексты, включающие звук, произношение которого исследуется.

Примерный речевой и наглядный материал для исследования произношения звука Р

1. Исследование произношения звука Р в слогах. Повторение слогов:

ДОР ТРА АТР

РА

АР

 

РО ОР ЗАР ДРО ОДР
РУ УР ГУР ГРУ УТР
РЫ ИР ВЫР КРЫ ЫДР
РЭ ЮР ЛИР МРЭ ИМР

2. Исследование произношения звука Р в словах.
Называние предметных картинок.
Предлагаются картинки, в названии которых

:шук произносится в начале, середине и конце сло­ва, при этом звук находится в различных фонети­ческих условиях.

Примерные картинки:

рак роза рука рыба

горы карандаш ведро люстра

тигр костёр помидор светофор

3. Исследование произношения звуков во фра­
зах.

Логопед предлагает придумать предложение по картинке или повторить предложение. На­пример:

В саду выросла черная смородина. Строители построили красивый дом. Рома раскрашивает картинку разноцветными карандашами.

Повторение скороговорок.

Сорок сорок в короткий срок съели сырок.

Карл у Клары украл кораллы.

На дворе трава, на траве дрова.

4. Исследование произношения звука Р в тек­
сте.

Чтение стихотворного текста (по программе 2 класса). Например:

ПОСЛЕ ПОЛОВОДЬЯ

Прошли дожди, апрель теплеет. Всю ночь — туман. А поутру Весенний воздух точно млеет И мягкой дымкою синеет В далеких просеках в бору.

И тихо дремлет бор зеленый, И в серебре лесных озер Еще стройней его колонны, Еще свежее сосен кроны


Пересказ текста. Например: РЫСЬ В темном лесу, у лесной тропинки залег зверь. Это рысь — кошка ростом с большую собаку. Хвост у нее короткий, уши с кисточками, шкура в пят-

Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи, Мороз-воевода дозором Обходит владенья свои.

Глядит — хорошо ли метели Лесные тропы занесли, И нет ли где трещины, щели, И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины, Красив ли узор на дубах? И крепко ли скованы льдины В великих и малых водах?

(Н. А. Некрасов)

Ласточки пропали, А вчера зарей Все грачи летали Да как сеть мелькали Вон над той горой.

 

С вечера все спится, На дворе темно. Лист сухой валится, Ночью ветер злится Да стучит в окно.

 

Лучше б снег да вьюгу Встретить грудью рад! Словно как с испугу Раскричавшись, к югу Журавли летят.

(А. Фет)


нышках. Лежит рысь на толстом суку и ждет. Не ходи под этим деревом — попадешь в ее когти. Она

с дерева так и бросится на добычу.

(Е. Чарушин)

ЖУРАВЛЬ

Проснулся журавль на болоте, на моховой коч­ке, клювом пригладил перья и закурлыкал во весь голос: курлы, курлы!

Полетел на горох — горошку поклевать. Поел, на речку слетал, напился, в чистую воду посмот­релся — до чего хорош! Ноги длинные, шея тон­кая, сам весь серый. Расправил журка крылья и ногами стал притоптывать, подплясывать, присе­дать, вертеться, в воду глядеться.

(Е. Чарушин)

Поскольку у учеников массовой школы наруша­ется произношение артикуляторно сложных зву­ков, у них прежде всего исследуется произноше­ние звуков С, С, 3, 3', Ц, Ш, Ж, Щ, Ч, Л, Л', Р, Р'. Результаты исследования звукопроизношения вносятся в таблицу 1.

Таблица!

 

 

Условия Исследуемые звуки
С С   3' ц III Ж Щ Ч Л Л' Р Р'
При изолиро­ванном произ­ношении                          
В слогах: — открытых без стечения согласных — закрытых без стечения согласных                          

Окончание табл. 1

 

 

Условия Исследуемые звуки
С С   3' Ц ш ж щ ч л Л' р Р'
— со стечением согласных                          
В словах: — в начале — в середине — в конце (кроме звонких)                          
Во фразах                          
В связной речи                          

Отсутствие звука обозначается в таблице про­черком. В случае замены звуков записывается звук-заместитель. В случае искажения звука со­кращенно записывается характер искажения: м/з — межзубное произношение, п/з — призуб-ное, г/з — губно-зубное, бок. — боковое, ув. — уву­лярное, вел. — велирное, шип. — шипящее, г/г — губно-губное и т. д.


Исследование

Языкового анализа и синтеза

1. Анализ предложения на слова.

Определить количество, последовательность и место слов в предложении.

Примерный речевой материал:

Стоят теплые деньки. Осенью часто льют дож­ди. Зимой в поле уныло воет ветер. Желтые лис­тья падают на землю. Из леса вышел старик с боль­шой корзиной.

2. Слоговой анализ и синтез.

Определить количество слогов в слове.

Ш ЗАДАНИЯ

1. Определить количество слогов в слове, назван­
ном логопедом.

Примерный речевой материал: мыть, кровать, поднос, ласточка, веселее.

2. Отобрать картинки, в названии которых три
слога (картинки не называются).

Примерные картинки: дом, собака, зонт, муха, капуста, парта, стол, карандаш, портфель, вело­сипед.


 
 


3. Назвать слово, предложение, произнесенное по слогам.

Примерные слова: ско-во-ро-да, за-мо-ро-жен-ный, ка-на-ва, по-то-лок, те-ле-фон, по-лу-чи-ла, ко-те-нок, бу-ма-га.

Примерные предложения: На-сту-пи-ла вес-на. На сто-ле ле-жат кни-ги. О-сень-ю лас-точ-ки у-ле-та-ют на юг. На де-ревь-ях рас-пус-ти-лись поч-ки.

3. Фонематический анализ.

Исследуется состояние простых и сложных форм фонематического анализа.

А. Выделение звука на фоне слова.

Ш ЗАДАНИЯ

Есть ли звук М в словах: мышка, дерево, рама, рак, дом, кошка, комната, лампа?

Есть ли звук Ч в словах: чулок, горка, качели, чистый, дрова, ночь, печка, табуретка?

Б. Выделение первого звука из слова.

Ш ЗАДАНИЕ

 

Какой первый звук в словах: астра, удочка, иней, мухомор, соловей, кран, гребешок, свисток, дрова, рваный?

Какой последний звук в словах: мак, карандаш, дом, аист, палец, кровать, танкист, милиционер, автомобиль, радуга?

В. Выделение последнего звука из слова.


Г. Определение места звука (начало, середина, конец) в слове.

ЗАДАНИЯ

Где слышится звук Р в словах: ракета, арбуз, дрова, самовар, паркет, круг, морж, корка, двор?

Где слышится звук Ц в словах: цапля, цветок, настурция, огурцы, палец, цыпленок, перец?

Д. Определение количества звуков в словах.

II ЗАДАНИЕ

Сколько звуков в словах: дым, каша, шапка, крышка, черемуха, стена, овцы, калитка, диктант?

Е. Определение места звука по отношению к дру­гим звукам слова.

ЗАДАНИЯ (позиционный анализ)

Какой по счету звук Р в словах: рыба, пароход, арка, дорога, трава, февраль, завтрак, армия?

Назови соседей звука Ш в словах (какой звук слышится перед, после звука III?): кошка, смеш­но, ушки, солнышко, пороша, слышно.

4. Фонематический синтез.

Ш ЗАДАНИЕ

Назвать слитно слово, произнесенное с паузами после каждого звука.

Ч-а-с, п-ы-ль, т'-м-а, п-а-р-к, з-в-у-к, с-т'-и-х'-и, ф-у-т-б-о-л, г-в-о-з-д'-и, а-л-ф-а-в'-и-т, п-л-о-щ-а-д'-и.


5. Фонематические представления.

Определить способность осуществлять фонема­тический анализ слов в умственном плане, на ос­нове представлений.

ИР ЗАДАНИЯ '

Придумать слова, в которых есть звук Ш. Придумать слова, в которых 4 звука, 5 звуков. Отобрать картинки, в названии которых 5 зву­ков.

Примерные картинки: роза, крыша, машина, заяц, лампа, сахар, скамейка, диван, волк, марка, чайник, книга, скатерть.

Фонематическое восприятие

(дифференциация фонем)

Звонкие и глухие звуки дифференцирует. Нарушена дифференциация звуков Ц—С, Ш—С, Р—Л.


 




Так, девочка неправильно показала картинки ЦВЕТ — СВЕТ, КРЫША — КРЫСА, МАРИНА — МАЛИНА.

Неправильно воспроизвела последовательность в серии слогов с фонетически близкими звуками: ЦА—СА—ЦА—СА—ЦА, СА—ША—СА—СА—СА.

Не смогла придумать предложения на слова-квазиомонимы.

Состояние процесса чтения

Способ чтения послоговой. Чтение замедленное. Н словах со стечением согласных допускает ошиб­ки: КУРСК — КУРСТРОК, ВДРУГ — ВРУГ.

Понимание прочитанного в пределах програм­мы 3 класса вспомогательной школы.

Состояние процесса письма

Списывание без ошибок.

В письме под диктовку допускает разнообразные ошибки:

— замены йотированных и нейотированных глас­
ных;

— пропуски согласных, особенно при стечении;

— пропуски слогов;

— аграмматизмы;

— замены согласных (Ш—С, Ц—С, Т—С, П—Т
и др.).

. ~$Са*

Примеры диктантов

л-и^ссс

с

сл-кп-и^ься.

сх

(Ранней весной вернулись из теплых стран сквор­цы. Прилетели они в свои скворечники).


 




Проводилась ли коррекция дефекта


Состояние звукопроизношения


 


Проводилась коррекция нарушений звукопро­изношения и дисграфии.

Логопедическое заключение

РЕЧЕВАЯ КАРТА 2

Анкетные данные

1.ЮраШ.

2. 10 лет.

3. Вспомогательная школа-интернат и 2, 3 класс.

4. Русский.

5. Живет в интернате.

6. Домашний адрес: Заводской пер., д. 8, кв. 1.

Анамнез

1. Нервно-психических, хронических сомати­
ческих заболеваний и речевой патологии у родите­
лей не наблюдалось.

2. Мальчик от первой беременности матери, про­
текавшей с тяжелым токсикозом в первую поло­
вину беременности. Роды быстрые, закричал пос­
ле пошлепывания. Вес 3150 г. Искусственное вскар­
мливание.

3. Раннее психомоторное развитие с задержкой.
В раннем возрасте перенес пневмонию, страдал ди­
атезом.

4. Лепет с 7 мес. Первые слова — в 2 года, фра­
зовая речь — с 3 лет.


Мономорфное нарушение звукопроизношения: увулярный ротацизм.

- Звукослоговая структура слова

В спонтанной речи нарушения звукослоговой структуры слова отсутствуют.

Фонематическое восприятие

(дифференциация фонем)

Наблюдаются затруднения при дифференциа­ции звуков: звонких и глухих, Р—Л, Р'—Л' и др.

Так, мальчик неправильно дифференцировал слова: ПОЧКА — БОЧКА, МАРИНА — МАЛИНА.

Не всегда правильно воспроизводил серию слогов с фонетически близкими звуками: ЩА—ЖА—ША, БА—ПА—ПА, ДА—ТА—ДА и др.

Не смог придумать предложения на слова-ква­зиомонимы.

Состояние языкового анализа и синтеза

1. Анализ предложения на слова. Затрудняется в определении количества и пос­ледовательности слов в предложениях с союзами


и предлогами: СЛАДКА ЯГОДА, ДА НИЗКО РАСТЕТ — 3 слова, РЕБЯТА ПОШЛИ В ЛЕС — 3 слова.

2. Слоговой анализ и синтез.

Количество слогов в многосложных словах оп­ределяет неправильно: КРОВАТЬ — 4, СКОВОРО­ДА — 3, МИЛИЦИОНЕР — 3.

3. Фонематический анализ.

А. Умение выделять звук на фоне слова сфор­мировано.

Б—В. Первый и последний звук в слове опреде­ляет правильно.

Г. Определение места звука в слове (начало, се­редина, конец) сформировано. В слове ПЧЕЛА — Л в середине слова.

Д. Последовательность и количество звуков в слове не всегда определяет правильно: КОТ — К-Т, КНИГА — К-И-Г-А, ДОСКА — Д-С-К-А, МАШИ­НА — М-Ш-И-Н-А.

В слове МАМА — 4 звука, в слове ДЕРЕВО — 4, ПАРТА — 4.

Е. Место звука по отношению к другим звукам определяет не всегда верно: в слове ДОРОГА звук Р слышится после Д, в слове ПЧЕЛА звук Л слы­шится после Ч.

4. Фонематический синтез сформирован.
Правильно повторил слова, произнесенные по

буквам: С-Н-Е-Г, Д-О-Р-О-Г-А, Т-Р-У-Б-А.

5. Фонематические представления.
Правильно придумал слова на звуки К (КОЛЯ,

КНИГА, КАРАНДАШ), на звук Л (ЛАМПА), на звук М (МАМА, МОЛОТОК).

Но затрудняется придумать слова на определен­ное количество звуков (4, 5).

Неверно отобрал картинки, в названии которых 5 звуков (ЗАЯЦ, ВОЛК, КРОВАТЬ, РАДУГА).


 




Состояние процесса чтения

Слоги и слова читает правильно. Чтение посло-говое. Простые слова читает целостно. Делает за­пинки при чтении многосложных слов. Скорость чтения невысокая. При чтении текста наблюдают­ся ошибки.

Состояние процесса письма

При списывании наблюдаются лишь единичные ошибки.

В письме под диктовку допускает большое ко­личество ошибок:

— замены согласных (Д—Т, Б—П, Ж—Ш и др.);

— пропуски букв;

— добавления;

—пропуски предлогов;

— слитное написание слов.


 




 


Примеры диктантов

и,

о^-о
оь-о

-илл.оггил,

с-а-л-со

ил,

иил-ал-пь

Анамнез

1. Нервно-психических, хронических сомати­
ческих заболеваний и речевых нарушений у роди­
телей не наблюдалось.

2. Ребенок от пятой беременности. Вторые роды.
Протекание беременности с токсикозом. Роды в
срок, нормальные.

3. Раннее психомоторное развитие протекало с за­
держкой. Ходить начал с 1 года 6 мес.

4. Первые слова — с 2 лет. Фразовая речь —
с 3 лет.

Состояние звукопроизношения

Произношение звуков нормальное.

Фонематическое восприятие

(дифференциация фонем)

Слуховая дифференциация фонетически близ­ких звуков не нарушена. Мальчик правильно по­казал картинки на слова-квазиомонимы. При повторении серии слогов с фонетически близки­ми звуками были допущены лишь единичные ошибки.


Состояние процесса чтения

Способ чтения — послоговой и целыми словами. Чтение замедленное. Понимание читаемого не на­рушено (в пределах интеллектуального развития), па уровне программы 3 класса вспомогательной школы.

Состояние процесса письма

В процессе списывания, диктантов, изложения допускает искажения букв, замены графически сходных букв.

Примеры письменных работ СПИСЫВАНИЕ

 

к.и,иХ>.

ДИКТАНТ

и, Млиих.


 




ГЛАВА 4

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА


ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА

Принцип учета симптоматики

Чтения и письма

При одном и том же виде дислексии или дисгра-фии уровень недоразвития тех или иных функций, степень выраженности нарушений чтения и пись­ма может быть различной. Так, при тяжелой сте­пени дисграфии, обусловленной несформированно-стью языкового анализа и синтеза, у ребенка отме­чается недоразвитие как анализа предложений на слова, так и фонематического анализа и синтеза. При легкой степени этого вида дисграфии может наблюдаться лишь недоразвитие сложных форм


 


фонематического анализа. В связи с этим и направ­ления логопедической работы будут дифферен­цироваться с учетом симптоматики и степени вы­раженности нарушения, а также этапа формиро­вания навыков чтения и письма.

Принцип комплексности

Во многих случаях возникновение дислексии и дисграфии обусловлено недоразвитием устной ре­чи, несформированностью языковых обобщений. В то же время дислексия и дисграфия не являются изолированными друг от друга нарушениями. Они вызываются едиными механизмами и тесно связа­ны с нарушениями устной речи. В связи с этим ло­гопедическое воздействие при коррекции этих рас­стройств осуществляется на весь комплекс рече­вых нарушений (устной речи, чтения и письма).

Принцип системности

Коррекция каждого вида дислексии и дисгра­фии осуществляется на основе использования сис­темы методов. Использование определенных мето­дик определяется целью, задачами логопедической работы, местом данного логопедического занятия в общей системе коррекционного процесса.

С другой стороны, принцип системности предпо­лагает формирование речи в единстве всех ее ком­понентов как единой функциональной системы.

А Т Р

VII. Составление рассказа-описания «Мед­
ведь».

На доске следующие записи:

Опорные слова Форма, величина

Морда Вытянутая, продолговатая

Глаза Маленькие, хитрые

Мех Бурый, густой

Хвост Короткий

Походка. Косолапый,

(как передвигается) медлительный,

переваливается

Чем питается? Мед, малина, ягоды

Где живет и зимует? Лес, берлога

— Составим рассказ о медведе по опорным сло­вам (с использованием картинки).

VIII. Запись рассказа в тетрадях.

IX. Домашнее задание: составить письменный
рассказ о каком-либо хищнике.


 



6. Нарушение чтения и письма



КОНСПЕКТ 6

Темы

Логопедическая: развитие слуховых дифферен-цировок звуков П—Б на материале текстов.

Лексическая: весна.

Грамматическая: глухие и звонкие согласные в конце слов.

Цели:

1) развивать слуховую и произносительную диф­
ференциацию звуков П—Б в словах, предложени­
ях, тексте;

2) формировать сложные формы фонематиче­
ского анализа;

3) развивать речеслуховую память;

4) обогащать словарный запас существительных,
глаголов, прилагательных по теме «Весна»;

5) закрепление словоизменения и словообразо­
вания;

6) автоматизация правил правописания звонких
и глухих в конце слова.

План и ход занятия

I. Организационный момент.

II. Сообщение логопедической темы.

На доске картинки: подснежники, птицы, по­ловодье. Дети называют картинки.

— Какой первый звук в этих словах? (П.) На дос­
ке выставляются следующие картинки: букет, ба­
бочка, бутон. Дети называют картинки.

— Какой первый звук в названиях этих карти­
нок? (Б.) Сегодня мы продолжим работу по разли­
чению (дифференциации) звуков П—Б. Откройте
тетради, запишите число и тему: «Различай П — Б».


III. Уточнение связи буквы и звука.

1. Сравнение звуков П и Б по звучанию.

Детям предлагается произнести звук П и ска­зать, на что похож этот звук, какое звучание он напоминает.

Предлагается произнести звук Б и сказать, ка­кое звучание он напоминает.

2. Сравнение звуков П и Б по артикуляции.

а) Определение общего в артикуляции звуков П
и Б.

б) Определение отличия в артикуляции П—Б.

3. Соотнесение звуков П и Б с печатными и ру­
кописными буквами.

— Какой буквой обозначается звук П? Звук Б?

IV. Закрепление дифференциации изолирован­
ных звуков П и Б в слогах.

1. Определение звуков П и Б по беззвучной ар­
тикуляции.

— Определите, какой звук я хочу произнести,
артикулируя звук губами, голосовые складки не
работают (горло не дрожит). Если работают толь­
ко губы — это звук П.

Далее рука кладется на горло, губы сомкнуты.

— Какой это звук, если работают не только губы,
но и голосовые складки, горло дрожит? (Звук Б.)

2. Повторение ряда слогов со звуками П и Б.

ПА—БА—ПА

БА—БА—ПА—БА—БА и т. д.

V. Знакомство с лексической темой «Весна».
1. Шифрование слов буквами П и Б.

— Откройте тетради. Сейчас вы будете шифро­
вать слова буквами П и Б, цифрой указывая их
место в слове.

Слова: ПОЛОВОДЬЕ, АПРЕЛЬ, ОБЛАКА, КУ­ПАВЫ, ЯБЛОНЯ, БЛАГОУХАНИЕ, ЗАБАВЫ, КОРАБЛИКИ (Ш, П2, Б2, ПЗ, Б2, Б1, БЗ, Б5).

— Вспомните слова, которые вы шифровали.


 




— О каком времени года они напомнили вам?
(О весне.)

2. Краткий рассказ логопеда по сюжетной кар­
тинке «Весна».

3. Выделение слов со звуками П и Б из ряда
других.

а) Выделение слов со звуком П.

— Из ряда слов запомните и назовите только те,
в которых слышится звук П: СКВОРЕЧНИК,
ПТЕНЦЫ, ГРОЗА, ПОЧКИ, ПРОТАЛИНЫ, РУ­
ЧЬИ, КАПАЮТ.

Какой по счету звук П в словах ПТЕНЦЫ, ПОЧ­КИ, ПРОТАЛИНЫ, КАПАЮТ?

б) Выделение слов со звуком Б из ряда других.

— Из ряда слов запомните и назовите только те,
в которых услышите звук Б: НАБУХАЮТ, ЦВЕ­
ТУТ, ЛЕДОХОД, ВЕРБА, БУТОН.

— Какой по счету звук Б в словах НАБУХАЮТ,
ВЕРБА, БУТОН?

— И эти слова напоминают нам о чем? (О весне.)

4. Сообщение лексической темы.

— Сегодня мы будем читать, слушать, расска­
зывать и писать о весне.

— Какие весенние месяцы вы знаете? (Март, ап­
рель, май.)

—- В названии какого месяца слышится звук П? (Апрель.)

— Между какими месяцами апрель? (Между мар­
том и маем.)

VI. Развитие внимания и слуховой памяти.

— Весной все сильнее и сильнее греет солнце.
Становится тепло. Природа просыпается. Повсю­
ду — пение птиц. Что это за птицы? (Это перелет­
ные птицы.)

1. Слушание голосов птиц.

— Послушаем голоса птиц (включается запись
магнитофона). Отгадайте, чей голос звучал.


2. Повторение ритма песен птиц.

— Попробуйте повторить ритм песен птиц (пред­
лагаются различные ритмические рисунки).

3. Отгадывание картинок по ритму.

На доске выставляются картинки: небо, стреко­за, пчела, грибы, дупло.

— Сейчас мы будем узнавать, название какой кар­
тинки пропевает птица. Вы будете пропевать ритм
по очереди. Условие: один короткий звук — соглас­
ный, два звука с коротким интервалом — гласный.

Ведущий загадывает картинку, остальные дети отгадывают. По ходу работы проводится анализ слов по следующему плану:

— В этом слове П или Б?

— На каком по счету месте этот звук?

— Перед звуком П (Б) какой слышится звук?

— После звука П (Б) какой слышится звук?

VII. Развитие звукобуквенного анализа.

— Весной происходит великое переселение птиц
на родину. Откуда они возвращаются? (Из жарких
стран.) Путь их сложный, с препятствиями и бедами.

На доске схема препятствий, которые встреча­ют птиц на их пути.

с

««*■*■


 


На одной стороне дидактического пособия — кар­тинка с изображением препятствия, на обратной стороне — текст с описанием этого препятствия.

1. Беседа о первом препятствии.

— Прочитаем о первом препятствии.
Ученик читает текст: «Из-за густых туманов

птицы теряют дорогу, разбиваются об острые не­видимые скалы».

— Чтобы этого не случилось, обозначим скалы
словами, смысл которых меняется с изменением
всего одного звука.

На доске — скалы.

У каждого из детей также рисунки, изображаю­щие скалы.

— Запишем слова около первой или около вто­рой скалы.

Логопед читает слова, дети определяют, какой звук (П или Б) в этом слове, и записывают слово в нужное место. Затем изменяют букву П или Б.

Речевой материал

ПОЙ БОЙ

ПАЛКА БАЛКА

БОРТ ПОРТ

БОЧКА ПОЧКА


 

ПАШНЯ ЗАБОР ПАЛ БАБОЧКА

БАШНЯ ЗАПОР БАЛ ПАПОЧКА

2. Беседа о втором препятствии. Ученик читает текст: «Внезапные холода сковы­вают воды, и птицы умирают от голода и стужи».

— Преодолеем и это препятствие.

а) Составление слов из букв, данных в беспорядке.

— Чтобы преодолеть это препятствие, надо сло­
жить слово из букв, записанных в беспорядке.
При этом надо отгадать, какая буква «замерзла» —
П или Б?

 

По ходу работы логопед задает вопросы каждо­му ученику:

— Какое слово ты составил?

— Какая буква замерзла?

— Докажи, что в этом слове звук П (Б).

— Почему пишется: в слове ПОЛЫНЬ —мягкий
знак в конце слова; в слове БЛИЗКО — после И
пишется 3, докажи; в слове БЛАГОДАРИТЬ после
Л пишется А, после Т — Ь. Докажи.

— Почему в слове ПОЛОВОДЬЕ между Д и Е
мягкий знак? Почему после П — О? Почему в сло­
ве ТЕПЛО перед П — Е? Докажи.

— Почему в слове БРАКОНЬЕР между Н и Е пи­
шется мягкий знак?

3. Беседа о третьем препятствии.

Чтение текста: «Морские бури ломают птичьи перья, сбивают крылья, уносят далеко от берега. Сильные ветры приводят к наводнению».


 




 


— Вот что рассказали птицы. Чтобы помочь пти­цам выдержать морскую бурю, мы должны запи­сать слова со звуками П и Б в два столбца, под бук­вой Б и под буквой П. Слева на нашей схеме запи­саны цифры 1, 2, 3, 4. Около цифры 1 запишите слова, в которых тот или иной звук на первом ме­сте. Справа от цифры 2 запишите слова, в которых звук П или Б на втором месте и т. д. (Логопед дик­тует слова вперемешку. Дети записывают.)

Образец схемы:

Б бурный сбрасывать выбрался отобрать

П

1) подуть, проплыл 2)опрокинуть 3)запустил 4) проплыл

4. Беседа о четвертом препятствии. Чтение текста: «Перелетные птицы становятся жертвами хищных птиц, орлов, соколов, ястребов».

— Название какой хищной птицы произнесено
со звуком Б? (Ястреба.)

— Ястреб. Какой звук слышится в конце этого
слова? (П.) А какую букву надо писать в конце это­
го слова? (Б.) В конце слова звонкий согласный ог­
лушается, поэтому надо подумать, какую букву
надо писать. Какое правило вы знаете? (Надо по­
добрать проверочное слово, в котором согласный
слышится перед гласным звуком.)

— Докажите, что надо писать ЯСТРЕБ (НЕТ ЯС­
ТРЕБА, ЯСТРЕБЫ, ОХОТА ЯСТРЕБИНАЯ).

б) Диктант слов с конечными буквами Б и П и с объяснением написания.

 

Речевой материал
ДУБ ГРИБ
СТОЛБ ХЛЕБ
СРУБ СУП
ЗАЛП ГЕРБ

 

СУГРОБ УКРОП СПОСОБ

КАРП

ГОРБ

ХЛЕБОРОБ

VIII. Подведение итогов занятия.

КОНСПЕКТ 7

Темы

Логопедическая: развитие слуховых дифферен-цировок звуков П—Б на материале текста (продол­жение).

Лексическая: весна.

Грамматическая: глухие и звонкие согласные в конце слов; приставка ПОД.

Цели:

1) развивать фонематическое восприятие, умение
правильно обозначать звуки П и Б на письме;

2) формировать сложные формы фонематиче­
ского анализа;

3) развивать речеслуховую память;

4) уточнять значение словаря по теме «Весна»;

5) уточнение значения приставки ПОД, закреп­
ление правильного правописания этой приставки;

6) автоматизация правил правописания звонких
и глухих в конце слова.

План и ход занятия

I. Организационный момент.

II. Сообщение логопедической темы.

— Послушайте две строчки из сказки А. С. Пуш­кина: «В синем небе звезды блещут, в синем море волны плещут». Назовите слова в этом двустишии,


 




 


которые отличаются только одним звуком. (БЛЕ­ЩУТ — ПЛЕЩУТ.) Какими звуками отличаются эти слова? (Б—П.) Чем отличаются эти звуки?

у — Сегодня мы будем продолжать работу над зву­ками Б и П.

— Из какой сказки эти строчки? (Сказка о царе
Салтане.)

— А какие еще строчки вы помните из этой сказ­
ки?

Выделение звуков П и Б из четверостиший.

— А я вспомнила такие строчки: «А ткачиха с
поварихой, с сватьей бабой Бабарихой не хотят его
пустить у Гвидона погостить». Назовите слова со
звуком П; со звуком Б.

III. Отгадывание загадок о весне, о весенних месяцах.

— Послушайте загадку.

Шагает красавица, Легко земли касается, Идет на поле, на реку, И по снежку, и по цветку.

(Весна)

— А теперь отгадайте загадки про месяцы.

Дует теплый южный ветер, Солнышко все ярче светит, Снег худеет, мякнет, тает, Грач горластый прилетает.

(Март)

Яростно река ревет

И разламывает лед.

В домик свой скворец вернулся,

И в лесу медведь проснулся.

(Апрель)


 


Зеленеет даль полей, Запевает соловей, В белый цвет оделся сад, Пчелы первые летят,. Гром грохочет. Угадай, Что за месяц это?

(Май)

— В названии какого месяца есть звук П или Б?
(Апрель.) Какой это звук?

IV. Закрепление знаний о признаках весны.

— Вспомните признаки весны (начало, конец
весны).

На доске текст «Осень».

ОСЕНЬ

Пришла осень. По серому небу поплыли черные тучи. Идут холодные дожди. С деревьев слетают последние листья. Цветы вянут. Замерзли ночью лужи. Грачи, журавли улетают на юг. Они проща­ются с родными местами. Детвора ждет мороза и снега.

— Прочитайте текст «Осень». Сравните призна­
ки осени и признаки весны. Отредактируйте текст,
заменив осенние признаки на признаки весны. Но­
вый рассказ назовем «Весна».

По ходу работы выделяются слова со звуками П и Б, определяется место этих звуков в слове.

V. Диктант «Весна».

VI. Развитие фонематических представле­
ний. Диктант цепочки слов.

— Запишите в тетрадь цепочку слов.
Работа в тетрадях.


 




 

 


 

 

 

— Прочитайте, что у вас получилось. Каждый
читает свою цепочку слов.

VII. Запись слов в трех столбцах (П, Б, П + Б).

Предлагаемый текст:

Весна пришла. Снег быстро таял, вода прибыва­ла. Образовался настоящий потоп. Больше всех по­страдали зайцы, кроты, мыши-полевки. Зверькам пришлось покинуть свой дом. Крот проплыл мно­го десятков метров, прежде чем выбрался на сушу. Он очень доволен, что ни одна хищная птица не заметила его блестящей черной шкурки на повер­хности воды. Добравшись, он снова благополучно нырнул в землю.

— Найдите в орфографическом словаре слова
для 2-го и 3-го столбцов, чтобы все три столбика
были одинаковыми по количеству слов (работают
самостоятельно).

VIII. Составление предложений из слов, дан­
ных вразбивку, вставляя пропущенные буквы П
и Б.

. Детям раздаются индивидуальные карточки.


1. ГОЛУ.ОЙ, НЕ.О,.О.ЛЫЛО,.0, О.ЛАКО,
СНЕГ, НА,.ОХОЗКЕЕ, СУГРО.Ы (По небу поплы­
ло облако, похожее на сугробы.)

2. НАЧАТЬ,.О.РАВЛЯТЬ, ЗА.ОТЛИВО,
.ТИЦЫ, ГНЕЗДА, СВОЙ (Птицы начали заботливо
поправлять свои гнезда).

3. ВЕЧЕР,.ТИЦЫ, СЯДУТ,.О.АРНО,.УДТО,
КАК, НАЧНУТ, СОВЕЩАТЬСЯ, О,.УДУЩЕМ,
.ОСЛЕ, РА.ОТА (Вечером после работы птицы ся­
дут попарно, как будто начнут совещаться о буду­
щем).

4..РИГРЕТА, ТЕ.ЛЫМ, СОЛНЦЕМ,.ЛЕДНО-
ЛИСТАЯ, ЛИ.А (Пригрета теплым солнцем блед-
нолистая липа).

IX. Образование прилагательных от существи­
тельных.

— Воздух наполнен песнями. Чей голос вы слы­
шите?

Крик журавлей (журавлиный крик). Чириканье воробьев (воробьиное чириканье). Трели соловья (соловьиные трели). Карканье вороны (воронье карканье). Ток тетерева (тетеревиный ток). Воркованье голубя (голубиное воркованье).

— А теперь мы услышали шум крыльев ястре­
ба. Это шум каких крыльев? Шум...

X. Работа с текстом В. Бианки «Кто чем

поет».

— Найдите предложения, в которых говорится

о том, кто чем поет.

По ходу работы определяется наличие в словах звуков П и Б, соседи этих звуков.

Запись предложений в тетрадях.

XI. Развитие зрительной памяти.

— Сейчас мы будем фотоохотниками. На доске
картинки с изображением птиц (павлин, грач,


 


скворец, попугай, воробей, горихвост, соловей, зяблик, голубь, журавль, ястреб). Назовите их. Задание: «Кто больше птиц успеет сфотографиро­вать?» Запомните и запишите названия птиц, в тет­радях.

— Прочитайте названия птиц, в которых вы на­
писали П, Б.

— Каких птиц нельзя назвать перелетными?
(Попугая, павлина.)

XII. Подведение итогов занятия.

Закрепление значения и правописания пристав­ки ПРИ.

а) Выделение приставки ПРИ из слов.

— Какая общая часть в словах: ПРИБЕЖАЛ,
ПРИЕХАЛ, ПРИЛЕТЕЛ? (ПРИ.)

— Какая это часть слова? (Приставка.)

— Какой оттенок значения вносит эта пристав­
ка в слова ПРИЛЕТЕЛ, ПРИЕХАЛ, ПРИБЕЖАЛ?
(Значение сближения, приближения.)

Приставка записывается на доске.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.46.229 (0.318 с.)