Методы управления педагогическим персоналом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы управления педагогическим персоналом



 

Наиболее подвижным элементом системы управления являются методы. Выбор, использование и правильное сочетание различных путей воздействия на коллектив и отдельных работников являются условиями эффективного управления.

Любой метод управления будет эффективным, если он применяется с учетом конкретной обстановки, особенностей управляемого объекта в тесном сочетании с другими способами и средствами воздействия. Разработка методов управления в теории является актуальной для всех уровней руководства.

В социально-экономической литературе приводятся различные классификации всех применяющихся методов управления. В одних источниках они разделяются на группы методов материальной мотивации, социальной мотивации, волевого воздействия, в других – выделяются методы организационного воздействия и методы стимулирования.

В типологии методов и стилей управления Д.П. Кайдалов, Е.М. Суименко выделяют несколько подходов к их определению:

· по сущности воздействующего на человека фактора: экономические, организационно-распорядительные (административные), социально-психологические методы (соответственно прагматический, административный и морализаторский стили);

· характеру цели: деловой и бюрократический методы и стили;

· способам воздействия (формальному и неформальному): директивный (формалистический), товарищеский (авторитетный) и попустительский;

· степени проявления единоличного и коллегиального способов воздействия: автократический (авторитарный, волевой), демократический и пассивный (либеральный) методы и стили.

В системе управления применяются следующие виды методов: организационно-распорядительные, организационно-педагогические, социально-психологические, экономические, которые могут составить классификацию универсальных групп методов управления образовательными процессами.

Применение организационно-распорядительных методов предполагает разработку и исполнение учебных планов и программ для конкретных профессий и предметов. Организационную направленность имеют издаваемые нормативно-правовые акты. В этой группе методов находится создаваемая документация и материалы, обеспечивающие реализацию всех видов функциональных действий. Важным аспектом организации является распределение прав, обязанностей и ответственности каждого субъекта управления в соответствии с его должностным положением и местом в оргструктуре. Разделение и кооперация труда позволяют охватить все стороны профессионального образования, исключить дублирование в работе. При этом учитываются индивидуальные особенности, личные способности, интересы и потенциальные возможности каждого. Организационно-распорядительные или административные методы опираются на власть, неформальный авторитет и полномочия директора и других руководителей образовательных учреждений.

К организационно-педагогическим методам и способам воздействия можно отнести: словесные, наглядно-демонстрационные, практические и др. С помощью словесных методов устно излагаются организационные требования. Наглядно-демонстрационные методы и приемы работы обеспечивают закрепление содержания требований. В этих случаях используется показ всевозможных макетов, моделей, документов, пособий, схем, графиков и т.д. Демонстрируются приемы и рабочие операции. Практические умения достигаются в ходе выполнения различных упражнений на тренажерах, с помощью деловых игр.

Важное значение в управлении играет человеческий фактор, поэтому все большую ценность приобретают социально-психологические методы взаимоотношений. В отличие от организационно-распорядительных, основанных на авторитете руководителя, эти методы базируются на его умении убеждать подчиненных в необходимости и целесообразности принятых решений или предпринятых действий.

Систематическое информирование членов коллектива о результатах работы стимулирует его деятельность. Любой работник нуждается в оценке своего труда, поэтому руководителю необходимо подчеркивать значимость выполняемой каждым работы. Умелое использование методов убеждения способствует созданию атмосферы взаимного доверия и уважения.

Методы экономического стимулирования педагогических работников (различные способы материального стимулирования труда работников и обучающихся, дифференцирование зарплаты сотрудников, организация, нормирование и опыт труда обучающихся в мастерских и на производственной практике, использование премиальных фондов) часто являются решающими в работе.

Материальный стимул несет в себе и моральное поощрение. Личный интерес, основу которого составляет материальная заинтересованность, оказывает большое влияние на отношение к труду.

Эффективное использование перечисленных методов воздействия предполагает наличие четкой структуры управления учебным заведением, определение функций, прав и обязанностей его подразделений и каждого должностного лица; знание каждым работником своих служебных обязанностей; наличие тщательно подготовленных планов работы образовательного учреждения, отработанной процедуры принятия и реализации решений; соответствие используемых методов управления задачам, стоящим перед учебным заведением, и конкретной обстановке, сложившейся в нем.

Эффективность методов предопределяется в немалой степени оптимальностью стиля управления.

Практикой и наукой управления трудовыми коллективами выделено несколько основных типов руководителя, отражающих характерологические черты человека. Рассмотрим некоторые из них:

· активист – уверен в себе, инициативен, самостоятелен, способен вовлечь людей в процесс достижения весомых результатов;

· хозяин – отношения с людьми строит на основе строгой дисциплины, старается подчинить людей и организовать их на труд административными методами;

· начальник – любит руководить, заседать, председательствовать, умеет строить отношения с членами коллектива и вышестоящим начальством;

· исполнитель – всю деятельность строит по полученным указаниям;

· свой парень – управленец либерального типа, коммуникабелен, признает только неформальные отношения;

· нонконформист – обладает ярко выраженным индивидуализмом в управлении, предпочитает административные меры воздействия на подчиненных;

· рационализатор – выдвигает множество оригинальных, но неглубоких и иногда ошибочных идей по совершенствованию работы;

· диагностик – всегда устремлен вперед, обладает аналитическим мышлением, видит проблемы и находит пути и способы их устранения.

Рассмотренные характерные типы управленцев на практике не так конкретны. Зачастую руководители относятся к смешанному типу, отражающему объективные условия труда, уровень подготовленности, опыт, знания, умение мобилизоваться.

Условия развития образовательного учреждения предполагают использование разнообразных форм управления. Сложность и многообразие целей и задач в системе управления требуют единого оптимального подхода к формированию организационной структуры, технологии реализации универсальных управленческих функций, методов и форм. Формы развиваются во взаимосвязи с группами методов управления.

В открытой педагогической системе сотрудничество коллектива строится на базе коллегиальных форм управления. На первом уровне главную роль играет совет учебного заведения, который решает наиболее важные вопросы жизнедеятельности. На других уровнях структуры управления образуются малые советы, комитеты, кафедры, объединения, группы, временные творческие коллективы.

Следует различать методы управления и методы процесса управления. Методы управления характеризуют законченный акт воздействия на объект управления, а с помощью методов процесса управления выполняются лишь отдельные работы.

Методы управления классифицируются по различным признакам. Так, нередко выделяют методы прямого и косвен­ного воздействия. При использовании методов прямого воздействия (приказ, сти­мул) предполагается непосредственный результат воздейст­вия, методы косвенного воздействия направлены на создание условий для достижения высоких результатов (качество трудовой жизни).

Можно выделить методы формального и неформального воздействия. Соотношение их в практике управления отража­ет характерные черты стиля управления. Методы неформаль­ного воздействия включают воспитательную работу руководителя, психологическую атмосферу его взаимодействия с подчиненными, поведение в коллективе и т. д.

Наибольшее значение имеет классификация методов управления на основе объективных закономерностей, присущих производству как объекту управления, на основе специфики отношений, складывающихся в процессе совместного труда. По этому признаку выделяют методы:

· организационные (в том числе административные);

· экономические;

· социально-психологические.

Методы управления используются в комплексе, так как неразрывны и органичны отношения, на которых они базируются. Успешное использование методов управления в значительной степени зависит от глубины познания объективных законов развития производства и управления (онтогенетических и филогенетических закономерностей развития и функционирования управляемой системы). В методах управления находит свое выражение практическое использование этих законов [15].

Организационные методы управления базируются на организационных отношениях между людьми. Всю совокупность организационных методов управления можно классифицировать по трем группам: методы организационно-стабилизирующего, распорядительного и дисциплинарного воздействия.

Методы организационно-стабилизирующего воздействия предназначены для создания организационной основы совместной работы. Это распределение функций, обязанностей, ответственности, полномочий, установление порядка деловых взаимоотношений. Они включают: регламентирование – четкое закрепление функций и работ; нормирование – установление нормативов выполнения работ, допустимых границ деятельности; инструктирование – ознакомление с обстоятельствами выполнения работы, ее разъяснение.

Методы распорядительного воздействия предназначены для реагирования на неучтенные моменты организации, корректировки сложившейся системы организации под новые задачи и условия работы. Методы данной группы реализуются в форме директивы, приказа, указания, распоряжения, резолюции, предписания и т. д.

Методы дисциплинарного воздействия предназначены для поддержания организационных основ работы, четкого и своевременного выполнения установленных задач и обязанностей, ликвидации возникающих отклонений в системе организации.

Административные методы управления связаны с властной природой управления: одна сторона (вышестоящий орган, должностное лицо) наделяется властными полномочиями и вследствие этого может приказывать другой стороне – управляемому. В этом случае наблюдается, как правило, прямая подчиненность. Каждое нижестоящее звено организационно подчинено вышестоящему органу и обязано выполнять все его решения независимо от собственного мнения.

Экономические методы управления предназначены для воздействия на экономические отношения. Здесь выделяются следующие методы: хозяйственный расчет, капитальные вложения, система амортизационных отчислений; плата за фонды; использование фондов развития производства; системы материального стимулирования, распределения прибыли и др. К экономическим методам управления относятся также ценообразование, кредитование, систему дотаций, осуществление материальных санкций. Каждый из этих методов специфичен. Часть из них возможно использовать только в широких масштабах управления – народное хозяйство, отрасль и т. д., другие же используются независимо от уровня управления.

Социально-психологические методы управления предназначены для воздействия на социально-психологические отношения между людьми. Специфика этих методов заключается в значительной доле использования неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления. Речь идет о направлениях деятельности, методах, приемах, инструментах влияния на поведение людей в организациях, определяющих сферу компетенции современного менеджера и специалиста по персоналу. Социально-психологические методы включают:

1) социальное планирование и социальную поддержку;

2) развитие потенциала коллектива, групп и работников;

3) формирование и поддержание благоприятной социально-психологической атмосферы в организации;

4) формирование команд;

5) соучастие работников в принятии решений;

6) формирование привлекательной миссии и видения будущего коллектива, группы, организации;

7) повышение качества трудовой жизни;

8) индивидуальный подход к работникам;

9) создание высокого уровня качества трудовой жизни и т. п.

 

Контрольные задания

1. Охарактеризовать методы контроля в подготовке профессионала.

2. Раскрыть суть методов управленческой деятельности.

3. Изучить компетенции будущего профессионала на основе Болонского процесса.


4. Способности и качества менеджера
образовательного учреждения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 1089; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.023 с.)