Психологическая помощь и диагностика в семейных отношениях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическая помощь и диагностика в семейных отношениях



 

Психологическая помощь в семейных отношениях представителям различных этнических общностей — важнейшая задача деятельности специалистов различного профиля, прежде всего психологов, в нашей многонациональной стране. Она имеет целью повышение социально-психологической компетентности людей в строительстве и укреплении межнациональных брачных союзов и предполагает оказание психологических и других услуг в соответствующих интересах.

Психологическая помощь, психокоррекция отношений между супругами, являющимися представителями разных национальностей, в нашей стране дело новое и недостаточно развитое прежде всего потому, не хватает профессиональных этнопсихологов.

Вместе с тем оно находит поддержку у правительственных органов и вызывает большой интерес у психологов и социологов.

Основными направлениями такой помощи являются:

v формирование, развитие и коррекция представлений о межнациональных браках, своеобразии их формирования и упрочения, при этом объектами психологической помощи могут являться как отдельные члены семей с супругами, являющимися представителями разных национальностей, так и семьи в целом с учетом важнейших стадий их жизни и взаимоотношений;

v предотвращение развития негативных психологических явлений (разногласий, конфликтов, трений во взаимоотношениях супругов) в разноэтнической семье, у отдельных ее членов, или снижение конфликтности между ними специальными психотерапевтическими и иными средствами;

v предотвращение затруднительных социально-психологических ситуаций в различных сферах жизни и совместной деятельности семей, где супруги являются представителями разных этнических общностей;

v ликвидация последствий воздействия негативных психологических явлений совместной жизни в семьях различной этнической принадлежности.

Важнейшими принципами оказания психологической помощи семьям, где супруги являются представителями разных наций и народов, должны быть:

v добровольное желание супругов, прямо или косвенно заявивших о ее целесообразности для семьи;

v осуществление помощи только ненасильственными способами и средствами и лишь после формирования сответствующей мотивации у членов семьи;

v проявление психологами терпения в интересах осмысления реальных трудностей семьи и приобретения членами последней навыков оказания подобной помощи друг другу;

v полное отключение специалистом от своих личных переживаний, отказ им от своих индивидуальных национальных стереотипов.

С целью достижения большей эффективности в своей деятельности специалистами различного профиля должны проводиться также психологическая профилактика и психологическое консультирование семей представителей конкретных этнических общностей. Главной задачей психопрофилактической работы должны быть предоставление специализированной помощи практически здоровым людям с целью предотвращения нервно-психических и психосоматических заболеваний, а также облегчение острых психотравмирующих реакций, возникающих в результате адаптации к трудностям жизни в разноэтнической семье.

Основными задачами психоконсультирования представителей тех или иных этнических общностей являются:

v проведение индивидуальных и групповых консультаций с лицами, обратившимися к специалисту с целью позитивного решения сложных жизненных проблем, приобретения психологических знаний или разрешения конфликтных ситуаций во внутрисемейных отношениях;

v выявление семей с повышенной напряженностью в межэтнических отношениях и проведение с ними психоконсультативной работы;

v оказание помощи супругам — представителям различных национальностей в выявлении психогенных отклонений и выборе адекватных форм их преодоления;

v обучение обращающихся в консультацию методам контроля и саморегуляции своих эмоциональных состояний.

Для оказания правильной и эффективной помощи, психокоррекции и профилактической работы должна осуществляться специальная и постоянная социально-психологическая диагностика семей, где супруги являются представителями разных национальностей. Эта диагностика должна отвечать определенным требованиям, которые можно свести к следующему:

v нормы профессиональной этики и специальная психологическая компетентность людей, занимающегося этой деятельностью, должны быть очень высоки, поскольку они вторгаются в чрезвычайно интимные стороны жизни не просто людей, а представителей конкретных этнических общностей (известны, например, народы, информация и тем более изучение супружеских взаимоотношений которых просто недопустимы);

v невозможно и недопустимо неграмотное и непрофессиональное использование методик, тестов, опросников или анкет, специально предназначенных для этих целей.

Все они должны быть адаптированы к национальной специфике семейных отношений, ориентированы на учет национально-психологических особенностей ее членов, так как совершенно не допустима не просто дискредитация используемых психологических методов, но и прежде всего преступно нанесение вреда семье, отдельной личности как представителю той или иной этнической общности. Кроме того, требуется постоянное уточнение сведений, их надежности, валидности, области и доз применения.

Может существовать несколько подходов к этнопсихологической диагностике семейных отношений. Многоуровневый подход предполагает объединение взглядов разных школ в общую диагностическую схему и увязку анализа и коррекции многообразных сторон жизнедеятельности семьи. При разработке диагностических схем главное внимание сосредотачивается на вопросе, какую именно этнопсихологическую информацию о семье и в какой последовательности необходимо получить в ходе ее изучения [130].

Все схемы в этом случае нацеливаются на получение двух видов данных о семье. Во-первых, сведения о семье, которые нужны при работе с ней в зависимости от того, какой национальности семья и с какой целью изучается. Во-вторых, сведения о семьях с этнодифференцированным составом.

Проблемный подход предполагает выявление этноспецифических «слабых мест» семейных отношений и учитывает совокупность трудностей, отражающих развитие семьи; специфику семейных отношений в рамках «родители — дети» и «братья — сестры»; национальное своеобразие интеграции членов в семье, нарушений во взаимоотношениях семьи с окружающим миром.

Факторный подход ориентирует на диагностические схемы, основные параметры которых выявляются путем факторного анализа, т.е. метода математической статистики. Он дает возможность «экономического описания» характеристик семьи и позволяет получать максимально полную информацию о ней.

При этнопсихологической диагностике семейных отношений, требуется соблюдение определенных правил и норм. Во-первых, необходимо достигать получения полноты информации, а также преодоления барьера интимности, который свойственен для каждой семьи и тем более для национально своеобразной. С этой целью исследователь должен на более или менее длительное время присоединяться к семье, а для этого ему надо не только уметь снять с членов семьи «излишнюю настороженность», возвратить ее на уровень привычного фонового состояния, но и адаптироваться к их национальным традициям и привычкам, образу поведения и деятельности. Все это может достигаться профессиональной и национальной компетентностью специалиста-исследователя, надежностью сохранения им услышанного и увиденного, умением бесконфликтно обсуждать самые щекотливые проблемы жизни и быта представителей конкретных этнических общностей.

Во-вторых, требуется постоянное восполнение психологической информации о семейных отношениях. Для этого обязательно должны использоваться технические средства, позволяющие увидеть «своими глазами» происходящее в «замедленном темпе», а также необходимо тщательное обобщение результатов исследований, поступающих из различных источников, плюс их компетентное освидетельствование.

В-третьих, для решения проблемы разбросанности данных и их чрезвычайного разнообразия, характерного для различных наций и народов, требуется также создание специальных экспериментальных ситуаций, в которых поведение представителя той или иной этнической общности подвергается специальному изучению.

 

Вопросы для повторения

1. Охарактеризуйте национальную специфику семейных отношений.

2. Раскройте основные принципы психодиагностики семейных отношений представителей различных наций и народов.

3. Что такое психологическая помощь представителям моно- и разноэтнических семей?

4. Расскажите об основных задачах психоконсультирования, осуществляемого психологом.

 

Вопросы для самостоятельных исследований

1. Составьте диаграмму, отражающую специфику различных этнических конфликтов в семейных отношениях.

2. Если ваша семья разноэтническая, проанализируйте специку межличностных отношений в ней.

3. Разработайте модель психологической помощи и психокоррекции семейных отношений в моно- и разноэтнической семьях.

4. Составьте модель вашей личной адаптации к семейным отношениям с представителем (представительницей) другой этнической общности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 449; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.248.208 (0.012 с.)